Socrates : другие произведения.

Пв-21: Убийство на неделе моды

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   1.
   Телефон у детектива Димитриса Яковидиса зазвонил в половине двенадцатого утра.
   - Алло, Димитрис, - голос в трубке был встревоженным. В том, что произошло преступление, сомневаться не приходилось. Скорее всего, убийство. Для чего еще ему бы звонили с работы в выходной день... Но детективу показалось, что даже для убийства напарник его тревожился слишком сильно.
   - Слушаю тебя, Андреас, - сам Димитрис, до этого наслаждавшийся выходным днем, напротив, говорил предельно спокойно.
   - Убита Лина Раптис, - отчеканил Андреас. Димитрис нахмурился, пытаясь вспомнить, кто такая Лина Раптис. Имя определенно было ему знакомо. Андреас решил его проблему:
   - Дизайнер высокой моды. Молодая, всего тридцать лет. Но, как говорят, весьма талантливая. И уже известная. По крайней мере, в Греции. Вчера представляла свою новую коллекцию на Афинской неделе моды. А сегодня с утра не появилась на мероприятии, где должна была выступить как спикер. Ни на звонки, ни на СМС не отвечает - ни слуху ни духу. Связались с двоюродной сестрой, которая живет в соседнем квартале. Она после пяти минут бесполезного стука в квартиру Лины и вызвала полицию.
   Детектив Яковидис покивал: убийство знаменитой персоны. Вот отчего все так встревожены. Он неспешно побрел к шкафу: доставать пиджак и брюки.
   - Буду выезжать, - сообщил он напарнику. - Говори адрес.
   Спустя час в дом номер четырнадцать на Университетской улице зашел, пробравшись сквозь толпу полицейских и зевак, снимающих видео на смартфоны, мужчина в костюме. Лет сорока пяти, невысокий, немного полноватый, с аккуратно зачесанными назад жгуче-черными волосами. Это был детектив Яковидис. Встретившись с Андреасом, Яковидис пожал ему руку, и вдвоем они зашли в квартиру Лины.
   Квартира была однокомнатной. Проживала Лина одна, так что нужды в большей площади не испытывала. Андреас провел детектива в гостиную, и тут, в первый раз за сегодняшний день, его невозмутимое спокойствие пошатнулось.
   - Твою мать, - вырвалось у детектива.
   Бедняжка, молодая черноволосая гречанка с распущенными волосами, лежала навзничь, укрытая нарядами, перепачканными кровью. На стене сзади красовался нарисованный алым цветом паук. Надпись над пауком гласила: "АРАХН".
  
   2.
   - Арахн, - проговорил детектив. - То есть паук.
   - Ага, - кивнул Андреас. - Картина не для слабонервных. Жутким типом надо быть, чтобы такое сотворить.
   Детектив Яковидис подошел к телу Лины вплотную и присел на корточки.
   - Убита выстрелом в голову, - констатировал он. - И кровь на одежде скорее всего принадлежит жертве. Но в любом случае на экспертизу отправить нужно... Может, и убийца что оставил... Уже удалось найти какую-то информацию? - обратился он к Андреасу.
   Андреас кивнул.
   - Эти наряды, - он указал на тело Лины. - И есть Линина новая коллекция, которую она вчера презентовала на Неделе моды.
   Детектив вскинул брови вверх:
   - Хм... И как прошел показ?
   Такого вопроса Андреас и ожидал:
   - Сам показ - обычно. А вот на фуршете после показа кое-что интересное произошло. Конфликт между Линой и Джессикой Гюнтер - немецким дизайнером, гораздо более известной, чем Лина. Причем конфликт сильный, запомнился присутствующим. Джессика подошла к Лине, что-то ей сказала. Что-то не особо приятное, видимо. Лина вспылила и нарочно опрокинула на платье Джессики бокал красного вина.
   - Ух ты, - изумился детектив. - Вот это поворот. Какое бунтарство.
   - Ага. И ни статус Джессики Гюнтер, ни ее возраст (а она, между прочим, старше Лины на пятнадцать лет) Лину ни капли не смутили.
   - Ну на мотив убийства не тянет, конечно. Но поговорить с госпожой Гюнтер надо.
   **
   Джессика Гюнтер, как и другие приглашенные на Неделю моды дизайнеры, утром двадцатого октября находилась в Заппион-Холле - месте проведения мероприятия. После известий о случившемся всю программу на сегодня в экстренном порядке отменили. А информацию по завтрашнему дню, сказали, ожидать позже.
   Детективы нашли Джессику в лобби. Интерьер лобби сильно напоминал интерьер большого отеля: какого-нибудь Марриотта или Риксоса. Большая красивая люстра, стойка ресепшн справа, бар слева. У окна - удобная рабочая зона с журнальными столиками. Там с ноутбуком и сидела Джессика, параллельно разговаривая по телефону.
   Димитрис и Андреас уселись напротив нее - коротко подстриженной блондинки. Димитрис показал Джессике приветственный жест, и Джессика, немного отодвинув трубку от уха, прошептала: "буквально одну минутку". Затем принялась прощаться с собеседником.
   - Слушаю вас, - обратилась она к детективам тоном делового целеустремленного человека, ненавидящего тратить время попусту.
   - Меня зовут Димитрис, моего напарника - Андреас. И мы расследуем убийство Лины Раптис.
   Джессика кивнула несколько раз, продемонстрировав тем самым, что сразу об этом догадалась.
   - Мне нечего рассказать, кроме того, что я - Джессика задумалась, подбирая нужное слово. - Ошарашена... Мне всегда казалось, что наша индустрия - о высоком, о прекрасном. Что тут нет места никаким мерзостям, ну а уж убийство - это вообще за гранью.
   - Не поспоришь, - согласился детектив Яковидис. - И все-таки хотелось бы, чтобы вы рассказали нам о вчерашнем конфликте.
   Джессика отмахнулась:
   - Едва ли это можно назвать конфликтом...
   - Едва ли? - удивленно переспросил детектив. - Вас облили красным вином на глазах у сотен людей.
   - Слушайте, я давно поняла, что темперамент человека зависит от того, где он рожден. Я - родом из Гамбурга. Это северный город, а северные люди не склонны давать волю эмоциям. А посмотрите, где родилась Лина. Уже конец октября, а тут стоит жара, и сияет солнце. Оливки растут. Вот вам и кипящая бурлящая кровь. На фуршете я подошла к Лине, поблагодарила ее за показ. Мне показалось - сугубо мое мнение - что ее коллекция - немного не в духе времени. Об этом я и сказала Лине, максимально аккуратно.
   - И вы считаете, что такая реакция Лины - только лишь из-за ее темперамента?
   - Из-за темперамента, да, - Джессика призадумалась на пару секунд. - Ну и благодаря стараниям СМИ, конечно. В последние года два-три они не уставали на своих страницах сравнивать меня и Лину. Я ведь тоже училась в Греции. И даже у того же самого профессора, что и Лина.
   У Андреаса зазвонил телефон. Он снял трубку и отошел в сторону, чтобы не мешать разговору Димитриса и Джессики.
   - Ну вот они и писали, - продолжала Джессика. - Мол, молодая гречанка Лина Раптис идет по стопам тоже учившейся в Греции Джессики Гюнтер и, несмотря на свой юный возраст, уже, по мнению многих, превосходит именитую Гюнтер. Я к таким публикациям относилась с юмором. Ни в коем случае не хвастаюсь, но меня приглашали и в Париж, и дважды в Нью-Йорк. Так что сравнивать меня и Лину, как минимум, странно. Лина была звездой локального масштаба. Но не отрицаю, что в будущем Лина вполне могла бы получить больше регалий, чем я. Талант ее не умаляю. О Господи, уму ведь непостижимо, что про Лину приходится говорить в сослагательном наклонении... Могла бы... - Джессика глубоко вздохнула. - В общем, быть может, из-за этих публикаций Лина думала, что я - ее соперница, и пытаюсь своими словами ее унизить. Вот и разозлилась.
   Увидев, что Андреас жестом подзывает к себе, детектив Яковидис поблагодарил Джессику за рассказ и поднялся с кресла.
   - Нужно ехать, - сказал Андреас. - Двоюродная сестра отошла от первого шока и утверждает, что знает, кто убил Лину.
  
   3.
   Двоюродная сестра Лины, ее звали Алекса, была так сильно похожа на Лину, что их вполне можно было принять и за родных сестер. Когда детективы прибыли, Алекса уже не плакала, но все еще смотрела в одну точку, а реакция ее была заторможенной.
   - Алекса, добрый день - поздоровался детектив. - Разрешите, мы зайдем?
   Она медленно повернула голову на двух вошедших мужчин, усмехнулась, тихонько и отчаянно, покрутила головой и дважды шепотом произнесла:
   - Как же так, это же невозможно...
   Затем до нее словно дошёл смысл вопроса детектива, она кивнула и указала на стоящий рядом диван, приглашая детективов сесть.
   - Прежде всего, примите наши соболезнования, - сказал детектив.
   Снова тихая ухмылка, снова шепот:
   - Как же так, это же невозможно...
   - Нам сейчас необходимо как можно скорее найти мерзавца, чтобы тот понес заслуженное наказание. Вы можете нам в этом помочь?
   - Ага. Это он убил. Больше - некому. Антониос, - девушка всхлипнула, готовая расплакаться, и Андреас тут же подскочил и направился на кухню за стаканом воды.
   - Так, хорошо, Антониос, - детектив говорил медленно, давая Алексе время осознать услышанное. - А расскажете, кто такой этот Антониос?
   - Ее бывший молодой человек, - вошедший в комнату Андреас протянул Алексе кружку. Та, сделав пару глотков, несколько оживилась. - Встречались они примерно год, а расстались три месяца назад. Поругались в пух и прах. Лина - она, знаете, была влюблена в свою работу, - с ностальгической улыбкой говорила Алекса. - Дни и ночи напролет проводила, занимаясь рабочими делами. А Антониос, - тут на нее нахлынула ярость, - планктон офисный. Он не понимал, как можно уделять столько времени работе. И ревновал Лину...
   - Ревновал к работе?
   - Сначала - да, к работе. А потом...понимаете, Лина - дизайнер... Художник! И Антониосу не хватало мозгов, чтобы понимать Лину. Он был очень примитивный. Небось нашла себе мужика на работе, думал он. Вот и пропадает там постоянно. Стал обвинять ее изменах, хотя это просто смешно. Лина бы никогда так не поступила... Поверьте, я знаю, что говорю. Мы с ней были очень близки. Она даже квартиру купила именно здесь, чтобы мы жили рядышком. Ну а последней каплей стали его слова. Он сказал Лине: "Шьешь целыми днями и шьешь, мир вокруг не видишь. Так и будешь всю жизнь шить, как гребаный паук".
   Детективы настороженно переглянулись. "Как гребаный паук", - эхом отозвались слова Алексы в голове детектива Яковидиса.
   - Помню, Лина в тот вечер пришла ко мне и была сама не своя, - продолжала Алекса. - Прямо сокрушалась: "Как можно было такое сказать... Это ведь дело моей жизни". Бедненькая, она не знала, на что еще способен этот дьявол, - тут Алекса зарыдала. И на этот раз стакан воды помочь ей уже не мог.
  
   4.
   Солнце начало клониться к закату, а жара уступила место легкой вечерней прохладе, когда детективы выехали по адресу проживания Антониоса. Дом его находился на самой окраине города, так что путь предстоял неблизкий.
   Андреас говорил по телефону, а Димитрис глядел по сторонам, вылавливая глазами античные развалины и любуясь ими. Родился Димитрис в Афинах, и руины эти он видел с самого детства. Но все равно каждый раз они неизменно его завораживали.
   - Всю жизнь будешь шить, как гребаный паук... - повторил слова Алексы детектив, когда его помощник закончил телефонный разговор. - Алекса ведь не знала, что на стене был нарисован тот ужасный паук, так?
   - Да, полиция не дала ей зайти в комнату, - подтвердил Андреас. - А значит, Алекса не могла просто выдумать эту реплику, чтобы, например, подставить Антониоса.
   - Все так, все так... Ладно, кто звонил? По результатам экспертизы?
   Андреас кивнул.
   - Долго ты с ними говорил... Что-то интересное?
   - Как мы с вами и думали, на нарядах обнаружена только кровь жертвы. Но есть другой момент. Пока не пойму, важный ли, но необычный. В лаборатории увидели, что состав тканей, из которых были сшиты наряды, отличается от стандартного состава. Привлекли эксперта по текстилю. И тот пришел к заключению, что ткани созданы по некой старинной технике ткачества, которая сегодня является большой редкостью, а потому представляет большую ценность. Ну и для нее нужен специальный состав.
   - Ух ты. Необычнее некуда, это правда. Антикварные ткани, значит. И как, оценили коллеги новизну Лининого подхода?
   - Я таким же вопросом задался. И ответ: нет, не оценили. Пока не оценили. Думаю, дело вот в чем: вчера ведь состоялся только показ. Глядя на подиум из зрительного зала, трудно понять, насколько необычны ткани. А вот сегодня Лина наверняка планировала рассказать всем о своем новшестве. В программе мероприятия было отведено время для ее выступления. Но... - Андреас развел руками. - Не успела...
   **
   Дверь после первого же стука открыл голый по пояс очень высокий и накаченный парень со светлыми кудрями. Увидев мужчин в костюмах, он нахмурился:
   - Простите, вы точно не ошиблись адресом? - голос его был очень низким.
   - Вас зовут Антониос?
   - Ну да, - пожал плечами белокурый парень.
   - В таком случае не ошиблись, - детективы представились и показали удостоверения. - Мы к вам по поводу Лины Раптис.
   Он вновь нахмурился:
   - А что Лина?
   - А вы не смотрите новости? - спросил Андреас, несколько удивившись такой реакции: и местные каналы, и местные сайты весь сегодняшний день трубили только об этом.
   Антониос покрутил головой:
   - Нет. А обязан? С Линой что-то случилось?
   Из глубин комнаты раздался тонкий женский голосок:
   - Милый, кто там?
   - Сейчас приду, любимая, - крикнул в ответ Антониос. - Все хорошо! - он повернулся к детективам. - Так что, что-то слу...?
   - Да, Лину Раптис убили, - перебил его Андреас.
   Антониос посмотрел на Андреаса, затем перевел взгляд на Димитриса, словно ожидая, что сейчас кто-то из детективов - да признается в розыгрыше.
   - В смысле убили? - наконец спросил он. - Она же знаменитость. Вы уверены?
   - О, уж мы-то, поверьте, уверенны, - ответил Димитрис.
   Антониос все ещё с недоумением на лице раскрыл дверь и пригласил детективов войти. Из маленькой комнаты вышла худенькая, совсем молодая девушка в халате и робко поприветствовала нежданных гостей.
   - Катерина, не переживай, - обратился к ней Антониос. Голос его после осознания услышанного немного задрожал. - Я просто должен немного помочь полицейским, но нас это никак не касается.
   **
   - Да, все, что вы говорите - абсолютная правда, - сказал Антониос, выслушав детективов. - Да, я ревновал. И что с того? Я что, не человек? Не могу ревновать? Хотите сказать, вы никогда не ревновали? - Антониос уставился на полицейских, и Димитрис подумал, что более прямолинейных людей в своей жизни он, возможно, и не встречал никогда. - И да, я сказал ту мерзкую фразу про паука. Эмоции взыграли. И с вами, сто процентов, такое было. И не раз. Но... - он грустно ухмыльнулся. - Твою ж мать... Я хотел, чтобы эта женщина родила мне детей. Я любил ее, и...люблю ее! Да, не срослось, не получилось. Все бывает. Но убивать Лину... У меня сейчас другая жизнь, я счастлив с Катериной. О Лине я последний месяц и не вспоминал...
   Затем он опустил голову и обтер глаза руками:
   - И вот пришлось вспомнить...
   - Антониос, вы встречались с Линой год. Это довольно много. Полагаю, вы прекрасно друг друга знали. Можете ли вы предположить, кто убил Лину? Подумайте, - сказал детектив Яковидис, и Антониос яростно замотал головой.
   - Какие предположения, вы что? Ни малейшего понятия... Гребаное дерьмо, да такое и во сне присниться не могло...
   - И тем не менее, это случилось. А значит, мотив убийства все-таки был, - подвел итог детектив. - Что ж, мы вас оставим и пойдем работать дальше. Работы, как видите, невпроворот.
  
   5.
   По дороге домой детектив Яковидис снова пытался выискивать античные руины, но в сумерках сделать это было почти невозможно. Вообще сегодня тема Древней Греции отчего-то занимала слишком большую часть его мыслей. Даже уже придя домой и готовясь ко сну, детектив продолжал думать: а ведь на этой земле, где сегодня убили Лину Раптис, когда-то жили могущественный Зевс, ловкий и юркий Гермес, прекрасная Афродита, мудрая и справедливая Афина... Мысли убаюкивали и, любуясь полной луной, озаряющей округу, он вскоре уснул. А посреди ночи вскочил с кровати, словно ужаленный, и вытер со лба холодный пот.
   - Афина, - пробормотал он. - На этой земле проживала мудрая и справедливая Афина... Афина и Арахна...
   Он тут же принялся набирать номер Андреаса. Тот факт, что на часах было три ночи, его ни капли не волновал.
   - Андреас, - не поздоровавшись, Димитрис сразу перешел к делу. - Позор нам с тобой - коренным грекам. А особенно тебе: я-то хоть давно в школе учился. А ты - недавно, и должен помнить мифологию. Надпись на стене означает не "ПАУК". Арахна - героиня известного мифа об Афине и Арахне. Обычная девушка, которая была искусной ткачихой. До того искусной, что сама богиня Афина решила посостязаться с ней: кто из них лучше ткет. Афина в том конкурсе проиграла. Творение Арахны было прекрасным. И та возгордилась своей победой, а людям, как известно, негоже проявлять гордость в присутствии богов. Поражение и такое поведение Арахны разозлило Афину, за что она превратила бедную девушку в паука. Считай, убила.
   - Черт возьми, - Андреас широко распахнул глаза: картинка в его голове сложилась. - Джессика Гюнтер - это Афина. Богиня в мире моды, которую приглашали и в Нью-Йорк, и в Париж... Имея за плечами такой большой опыт, она наверняка еще во время показа сумела понять, что наряды Лины сшиты из антикварных тканей. Необычное, уникальное решение, до которого сама Джессика не додумалась. Молодая Арахна по имени Лина Раптис обыграла Афину. И Афина в ответ...
   - Дождемся утра, - сказал детектив Яковидис. - Заеду за тобой в половине седьмого.
  
   6.
   На этот раз детективы встретились с Джессикой в лобби Рэдиссона, где она остановилась на время своего пребывания в Греции. Джессика начала беседу с обвинений:
   - Вы будите меня, отнимаете мое время и нарушаете мои планы. Что вам от меня нужно? Вчера я рассказала все, что знала.
   Джессику действительно разбудили: портье по требованию полиции позвонил ей в номер. Она спустилась в лобби спустя примерно полчаса, и тем не менее выглядела отменно. Богиня в мире моды, детективу Яковидису вспомнились слова Андреаса. Прямо в точку.
   - Что ж, вчера рассказывали вы. Сегодня - наша очередь, - ответил Димитрис.
   Джессика нахмурилась.
   - Хотели поделиться с вами информацией. Возможно, она наведет вас на какие-то мысли, - пояснил детектив. - На стене, у которой было найдено тело Лины Раптис, кто-то - логично предположить, что убийца - нарисовал алого паука. Убийца - творческая натура, видимо, раз оставляет рисунки на месте преступления. И над своим творением он написал одно слово: "АРАХН". Как вы думаете, что оно означает?
   Джессика пожала плечами:
   - Ну...очевидно, по-гречески "Арахн" - это и есть "Паук".
   Димитрис отрицательно покачал головой:
   - Сначала мы тоже так думали. А теперь нам кажется, что ошибались. Вы слышали Древнегреческий миф об Афине и Арахне?
   Поразмыслив несколько секунд, Джессика сказала:
   - Да, я помню этот миф.
   - Мы с Андреасом сходимся во мнении, что произошедшее - убийство Лины Раптис - точь-в-точь повторяет этот Древнегреческий миф. На роль Арахны - то есть убитой - подходит Лина Раптис. А на роль - Афины - то есть убийцы... - детектив посмотрел Джессике в глаза. - Подходите вы...
   Джессика буквально опешила:
   - Смеетесь? Вы... Вы меня разбудили и...отнимаете мое время...а теперь ещё и обвиняете в убийстве...?
   - Погодите-погодите, - поспешил успокоить Джессику Димитрис. - Мы вас ни в чем не обвиняем и убеждены, что для мотива убийства этого недостаточно. Но разве вам не кажется, что этот миф - ну очень похож на вашу с Линой историю? Может, кто-то решил вас подставить? Может, вы с кем-то обсуждали этот миф, и...?
   - Ни с кем не обсуждала! - перебила Джессика детектива. - Я слышала этот миф единственный раз в жизни! От своего преподавателя - профессора Лаурениса. Давно, ещё когда училась. Здесь, в Греции.
   Димитрису сразу вспомнился их вчерашний разговор:
   - Вы говорили, что учились с Линой у одного профессора. У профессора Лаурениса?
   - Да, у него, - с некоторым раздражением ответила Джессика. Вопросы детектива Яковидиса казались ей странными и изрядно надоели, чего она и не скрывала. Но детектива это не волновало. Он продолжал:
   - А не вспомните, при каких обстоятельствах профессор Лауренис рассказал вам этот миф?
   - О Господи, - Джессика вскинула руки вверх. - Зачем мы тратим время на то, что совершенно точно не имеет отношения к делу...
   Несколько мгновений царила тишина, а потом Джессика, закатив глаза, все же принялась отвечать:
   - Профессор Лауренис - это человек, без которого ни я, ни Лина не добились бы и десяти процентов своего успеха. Мастер своего дела. И, как многие признанные мастера, законченный эгоист. Те пару раз, когда я, будучи его студенткой, пыталась с ним спорить на профессиональные темы, он злился не на шутку и говорил, что не должна молодая Арахна спорить с мудрой Афиной. Под мудрой Афиной он, естественно, имел в виду себя. Иначе, мол, как и в мифе, история может плохо кончиться. Он хоть и быстро охлаждал свой пыл и снова превращался в интеллигента, все равно... После двух таких случаев я подумала: себе дороже с ним спорить, нервы только тратить попусту.
   - А вы говорите, не имеет отношения к делу! - удивленно отреагировал Димитрис. - Полагаю, если профессор говорил так вам, то точно так же он говорил и другим студентам, и Лине в том числе. Может, между профессором и Линой произошел спор, и...
   Джессика закатилась смехом:
   - Лауренису сейчас восемьдесят пять. Он даже Афинскую неделю моды был не в силах посетить, хотя сам живет в Афинах. А вы говорите, убийство... Да и эти вспышки ярости: они хоть и случались, но до рукоприкладства дело не доходило никогда.
  
   7.
   Сидя на заднем сиденье "Тойоты", мчавшейся к дому профессора Лаурениса, детектив Яковидис достал ручку и записную книжку и нацарапал:
      -- Джессика. Возможные мотивы: Зависть из-за успехов Лины (явно недостаточный для убийства, Джессика и сама очень успешна), Агрессивное поведение Лины на фуршете (недостаточный для убийства).
      -- Антониос. Возможный мотив: Ревность (м.б., Лина и вправду ему изменяла?). Но слишком прямолинеен, чтобы скрывать убийство.
      -- Профессор Лауренис. Возможный мотив: Спор с Линой (явно недостаточный для убийства: ранее хоть и злился сильно, но физическую силу не применял). К тому же, пожилого возраста.
   Перечитав написанное, он вздохнул:
   - Пока нет даже версии, которую можно было бы рассматривать как главную.
   **
   Профессор Лауренис оказался больше похожим не на модельера, а на погруженного с головой в науку дедушку. Он был невысокого роста, в очках. На лице от времени выступили сухие морщины, но осанка оставалась идеально ровной.
   - Проходите, проходите, я пока поставлю чай, - он усадил детективов в гостиной, а сам поспешил на кухню. - Сказать, что я шокирован смертью Лины - ничего не сказать. Она была, наверное, лучшей моей ученицей. - Он немного помолчал, будто перебирая в голове всех своих учеников, а затем повторил. - Да-да, определенно, лучшей, - он уселся напротив детективов, поставив каждому по чашечке.
   - Какая у вас интересная посуда, - детектив Яковидис рассматривал чашку. - Здесь изображено "Похищение Персефоны", так ведь?
   - О да! - глаза Лаурениса загорелись. - Это чудесный сервиз, мне подарили его на семидесятипятилетие. Двенадцать чайных пар, и на каждой изображен Древнегреческий сюжет. У вас "Похищение Персефоны", все верно. У вашего напарника - "Рождение Афродиты из морской пены", - страстно рассказывал профессор. - Слушайте, немногие мои гости это замечают, - восхитился он. - Очень похвально, что вы, будучи полицейским, так прекрасно знаете культуру своей страны. Это важно.
   - Мне с детства нравилась Греческая мифология, - сказал Димитрис. - Но два последних дня пришлось погрузиться в нее чуть глубже. Нам кажется, что убийство Лины Раптис связано с одним мифом. Миф об Арахне, наверняка слышали о таком?
   - Ну разумеется! - воскликнул Лауренис. - Я всю жизнь живу в Греции. Нет таких мифов, о которых бы я не слышал.
   Детектив рассказал профессору о рисунке паука, о надписи на стене и о его вспышках ярости, о которых поведала Джессика Гюнтер.
   Лауренис выпучил глаза:
   - Да, пожалуй, мы с Линой нередко спорили. Она была любительницей поспорить, это правда. И..., да, я мог злиться, допускаю. Но вы намекаете, что я мог ее убить? Это же за гранью разумного... - говорил он тем не менее очень рассудительно и уверенно.
   - Древние Греки так не считали, - присоединился к разговору Андреас. - Раз написали историю о том, как богиня превратила девушку в паука, просто проиграв ей в конкурсе.
   Профессор покрутил головой:
   - Уверен, в том мифе есть недосказанность. Неужели Афине - Всевышнему существу - так нужны были намеренное поражение и лесть от Арахны? Точно, нет! Чего-чего, а уж человеческая лесть богам ни к чему. Честность, соблюдение моральных принципов - вот, чего они хотят от людей. Так что я убежден: часть мифа, где объясняется реальная причина произошедшего, просто оказалась утеряна и не дошла до наших дней.
   - Какая интересная и оригинальная версия, - задумчиво проговорил Димитрис. Из раздумий его вытащил звонок телефона Андреаса.
  
   8.
   Когда детективы сели в машину, Андреас перевел звонившего - это был эксперт по текстилю - на громкую связь.
   - Это удивительно! - раздался голос из трубки. - За тридцать лет карьеры я столкнулся с таким впервые.
   Детектив Яковидис непонимающе нахмурил брови.
   - Ткани, из которых сшиты наряды - не антиквариат, а подделка! Но подделка настолько искусная, что отличить невозможно! - восхищение в голосе эксперта било через край. - Работа настоящего мастера черного рынка.
   Тут у Димитриса возникло настойчивое ощущение, что этот факт он должен соединить с другим, уже известным ему фактом - и получится складная картинка.
   - Едем в участок, - скомандовал он. - Нужен мозговой штурм.
   **
   Около четырех часов детективы зашли в полицейский офис и заперлись в кабинете Димитриса. Андреас сел за коричневый письменный стол, стоявший в углу комнаты, а Димитрис взял красный маркер, подошел к интерактивной доске и начал писать:
  
   Факт 1. Лина всегда проводила на работе слишком много времени (подтверждено словами Алексы и Антониоса).
   Факт 2. Ткани - не антиквариат, а подделка. Но чтобы создавать такие подделки - нужно быть большим мастером. То есть долго учиться.
  
   Между двумя фактами он нарисовал стрелочку и повернулся к напарнику:
   - Есть ли тут связь?
   Андреаса осенило мгновенно:
   - Очень, очень вероятно! - покивал он. - Говоря друзьям и родственникам, что пропадает на работе, Лина на самом деле занималась не только работой, но и обучалась создавать антикварные подделки.
   - Следовательно... - детектив Яковидис заставлял напарника продолжать логическую цепочку.
   - Следовательно, мы ищем подозреваемых не там, где надо, - подхватил Андреас. - Если Лина так великолепно создавала подделки дорогостоящих вещей, она вполне могла торговать ими в больших масштабах. Предположим: некий покупатель совершает в магазине Лины очень дорогую покупку, уверенный, что приобрел реликвию. Однако вскоре осознает, что это вовсе не антиквариат. Месть за мошенничество в крупном размере - куда уж более явный мотив убийства! - Андреас вскочил из-за стола. - Проверю, есть ли в Афинах антикварные магазины, зарегистрированные на имя Лины Раптис.
   Димитрис воспрял духом. Сегодня утром у них не было ни одной состоятельной гипотезы о том, кто мог убить Лину, и это ужасно его угнетало. А теперь стало понятно, почему. Подозреваемых, как сказал Андреас, искали не там, где надо.
  
   9.
   К вечеру, однако, хорошее настроение у детектива Яковидиса вновь улетучилось. Магазинов, владельцем которых значилась бы Лина Раптис, в Афинах не существовало.
   Ночью Димитрису не спалось, он долго ворочался с одного бока на другой Потом наконец уснул, но проснулся уже через три часа. Было пять утра и, поняв, что сна ни в одном глазу, детектив стал собираться на работу.
   Телефонный звонок от начальника застал его по пути в участок.
   - Димитрис, приветствую. Слушай, а ты на верном пути, похоже.
   Тут Димитрис ощутил диссонанс: на верном?
   - Только вчера ты мне рассказал о своих догадках насчет антиквариата, как сегодня ночью ограбили антикварный салон.
   От неожиданной новости детектив радостно вскинул правую руку вверх.
   - Берите это на себя с Андреасом, - сказал начальник. - Явно по вашей части.
   **
   Маркос - владелец антикварного салона - был очень высоким (детектив Яковидис дышал ему примерно в грудь) и тощим мужчиной лет тридцати пяти - сорока. Одет он был в черный смокинг, белую рубашку и начищенные до блеска узконосые ботинки. В руках он держал носовой платок, которым то и дело промокал глаза и следом извинялся перед детективами.
   - Какие пакостники, - он сделал очередной глоток воды. - Надо же, какие пакостники! Чего только не было в нашей коллекции! Старинный декор. Картины, скульптуры. Самовары и вазочки прошлого века. все - псу под хвост. Где теперь это искать...
   - Для того мы и здесь. Чтобы найти, - сказал Димитрис.
   - Боюсь, это невозможно, - Маркос вдруг осекся. - Нет-нет, не подумайте, в вашей компетенции я нисколько не сомневаюсь и обидеть вас не хотел. Просто...находимся мы, так сказать, на отшибе. Камер нет: ни в салоне, ни вообще в этом районе.
   - Это наша работа, - Андреас достал блокнот. - Предоставьте нам всю информацию. А мы будем думать, что делать дальше.
   - Конечно, конечно, - вновь пошел в дело носовой платок, вновь глоток воды. - Вчера я, как и обычно, закрыл магазин в девять вечера. Сегодня утром пришел к шести - опять же, как обычно. Магазин открывается в семь, и часа мне хватает, чтобы провести влажную уборку. Пришел - дверь нараспашку, а магазин обчищен до нитки! - Маркос, казалось, еле сдерживал слезы, и Андреас почувствовал, что подустал от столь эмоциональной реакции. Товар, понятное дело, был дорогой и ценный, но, в конце концов, это всего лишь товар.
   - Вы здесь - единственный продавец? - уточнил детектив Яковидис.
   - О, нет-нет, у меня есть коллега. Мы с ним работаем два через два. Два дня подряд я здесь, а следующие два дня - я в музее.
   - Вы еще в музее работаете?
   - Конечно! В музее Древнегреческого искусства. Я один из руководителей, между прочим! Знаете, там прекрасно! Единственный минус - много бюрократии. Все-таки государственное финансирование, и оттого много работы с бумагами. Чтобы отдыхать от бюрократии, для души открыл и держал салон, - он промокнул глаза, - теперь придется закрыть.
   - Маркос, послушайте, - тон голоса Димитриса сделался очень серьезным. - Нам представляется, что ограбление вашего салона - это лишь часть одного большого преступления. Преступления, в котором есть убитая. А значит, и убийца.
   От таких слов Маркос разинул рот и даже немного попятился назад.
   - Вспомните, пожалуйста, покупал ли ваш салон товары у девушки по имени Лина Раптис? - из портмоне детектив достал фотографию Лины и продемонстрировал ее Маркосу.
   - О Боже, бедная, бедная Лина! - Маркос схватился за голову. - Да-да, конечно! Лина часто продавала нам антиквариат! На ее товары, кстати, был огромный спрос. В основном, это были предметы женского туалета и чудесные яркие наряды. Она же была дизайнером и увлекалась этой темой. Господи, как же жаль... - Маркос вдруг замер. - Погодите! Вы говорите, что мерзкое убийство бедной Лины и ограбление моего салона связаны?
   - Пока предполагаем. Мы точно знаем, что Лина Раптис умела подделывать антикварные ткани. Причем подделывать настолько хорошо, что даже искушенный глаз едва ли мог отличить их от настоящих. Как вы думаете, могли среди товаров, которые вы скупали у Лины, быть подделки?
   - Ну вы что! - первой реакцией Маркоса было возмущение. - Мы все тщательно проверяем! - А потом он засомневался. - Хотя если вы говорите, что подделки искусные... Наверное, такое возможно...
   - Допустим следующее: коллекционер приобретает в вашем салоне уникальный и очень дорогостоящий антиквариат. Поскольку коллекционер - состоятельный, он привлекает к проверке товара эксперта и выясняет, что вещица, за которую он заплатил несчетную сумму - фальшивка. Разозленный тем, что его обвели вокруг пальца, сначала он убивает поставщика товара - то есть Лину. А затем мстит и салону, - озвучил Андреас версию произошедшего.
   Маркос задумался:
   - Все вроде складно и логично. Только...обычно наши клиенты не знают, кто поставил нам конкретный товар. Но...если все это правда, и тот клиент способен убить, то и найти информацию о поставщике он наверняка тоже способен, - а потом на него вновь нахлынули эмоции. - Господи, получается, теперь уж точно не найти концов!
   - А вы не ведете никаких перечней покупателей? Или может помните каких-то странных, необычных покупателей? - спросил Димитрис.
   Маркос промокал глаза и крутил головой:
   - Нет-нет, ничего... Совершенно ничего!
  
   10.
   Следующий день у детектива Яковидиса был выходным. Проснулся он, как и вчера, ни свет, ни заря, но в участок на этот раз не поехал. Вместо этого лениво побрел на кухню, залил молоком хлопья, пожарил тост, заварил чай, уселся за стол и глубоко вздохнул. По словам Маркоса, ежедневно салон посещало около тридцати клиентов. Не осталось ни их имен, ни их фотографий. Выходило, что Маркос был прав: грабителя не найти. А грабитель этот, весьма вероятно, был еще и убийцей. Дело захлебывалось.
   И все же одна вещь в эту, казалось бы, очень складную картинку не вписывалась. Нарисованный паук с надписью АРАХН.
   - Богатого дяденьку обвели вокруг пальца, - размышлял Димитрис вслух. - Будучи вне себя от ярости, он убивает мошенницу. Но причем тут Арахна?
   Вообще Греческой мифологии в этом деле было как-то слишком много: надпись на стене, Маркос, работающий в музее Древнегреческого искусства, профессор-модельер, знающий мифы настолько хорошо, что даже способен переосмысливать их.
   Последняя промелькнувшая мысль привлекла внимание детектива. Казалось бы, ничего странного: Димитрис ведь и сам говорил, что позор коренным грекам, не знающим культуру своей страны. Но одно дело - просто знать. И совсем другое дело - выдумывать новые сюжетные повороты и утверждать, что Афина убила Арахну по иной причине.
   С листом и ручкой, глубоко погрузившись в раздумья, детектив просидел за столом больше часа. Когда он мыслями вновь вернулся в этот мир, солнце уже взошло и заливало квартиру ярким светом, от которого не спасали даже шторы и приходилось щуриться.
   **
   Димитрис Яковидис, сколько его знал Андреас, всегда был эталоном, синонимом спокойствия. Поэтому, когда в трубке раздался лихорадочный голос детектива, Андреас не на шутку перепугался:
   - Какой отдел в музее возглавляет Маркос?
   - Отдел Древнегреческих скульптур, - ответил Андреас. Вчера вечером после посещения салона он собрал на Маркоса полное досье.
   - Так и знал я, так и знал! - пробубнил Димитрис.
   - Димитрис, все в поря...? - попытался спросить Андреас, но детектив его не слышал.
   - Они дали нам ложный след! Хотели меня обдурить. Меня, детектива Яковидиса! - с огромным негодованием воскликнул Димитрис. А затем, уже вполне удовлетворенно, добавил: - Но не тут-то было...
   - Димитрис, да расскажете вы уже, что случилось?
   - Лауренис начинал свою карьеру в музее Древнегреческого искусства, где отвечал за реставрацию древних тканей. В биографиях модельера этот факт не упоминается, но на сайте музея я нашел несколько старых документов, где его фамилия фигурирует. Именно потому он так хорошо ориентируется в мифологии!
   - Но...я все равно ничего не пони...
   - Остальное потом, - прервал детектив своего напарника. - Времени нет. Буду у тебя через двадцать минут.
  
   11.
   Два дня назад, когда детективу Яковидису сообщили об убийстве Лины Раптис, и он, как и сегодня, был вынужден пожертвовать своим законным выходным, он собирался не спеша. Примерил сначала одни брюки. Но, решив, что под пиджак они не особенно подходят, надел другие. Перед выходом посмотрелся в зеркало... Сегодня же он натянул на себя то, что попалось под руку: кофту, которая уже была изрядно потрепанной, из-за чего он стал считать ее домашней. И те самые брюки, не подошедшие под пиджак в тот раз.
   - Сейчас хоть вы можете мне все рассказать? - начал допытываться Андреас, запрыгнув в Тойоту. Та рванула с места сразу, как только он хлопнул дверью.
   - Потом, все потом, - проговорил себе под нос детектив, даже не посмотрев в сторону напарника. Сейчас его занимала только одна мысль: "Хоть бы Лауренис оказался дома".
   И Лауренис оказался дома.
   Увидев на пороге детективов, он удивленно вскинул брови.
   - Господин Лауренис, - Димитрис вошел без приглашения. Андреас проследовал за ним. - Скажите, вы столь сильно заинтересовались индустрией моды, когда работали в музее Древнегреческого искусства? Реставрации древних тканей, яркие древнегреческие наряды. Все это вам очень нравилось, правда? Настолько нравилось, что вы и сами решили стать творцом нарядов?
   С минуту профессор молчал, внимательно изучая глазами детектива Яковидиса. А затем, с теми же уверенностью и рассудительностью, что и всегда, сказал:
   - Да, господин Яковидис. Вы абсолютно правы. Чувствую, предстоит долгий разговор. Так что давайте присядем. В ногах правды нет, - и когда они сели на диван, друг напротив друга, Лауренис добавил: - А теперь слушаю вас.
   - Благодаря этому опыту, который вы получили в молодости, вы являетесь не только первоклассным модельером, но и первоклассным реставратором тканей. И некоторых, особо талантливых и заинтересованных учеников, какой была Лина Раптис, вы, помимо основной профессии, обучали еще и искусству реставрации.
   Профессор кивнул:
   - Все так. Продолжайте.
   - В спорах с вашими студентами вы всегда называли себя мудрой Афиной. Вы и в самом деле считаете себя Афиной. Еще вы считаете, что миф об Арахне - не совсем правдив. Что Афина не может убить из-за отсутствия лести. Зато вполне может убить того, кто ведет себя нечестно. Например, того, кто мошенничает. Кто, обучившись великому искусству реставрации, подло использует его ради наживы. Подделывает антиквариат и обманывает покупателей. Вы убили Лину Раптис. Подобно тому, как Афина, по выдуманной вами версии, убила Арахну за ее нечестность. Но убили, разумеется, не сами. Вы для этого слишком стары и нуждались в исполнителе. Но в таком исполнителе, который работал бы не за деньги, а за идею. Ведь если человек работает только за деньги - его легко перекупить, просто заплатив ему больше. А если вы связаны идеей - то эти узы навсегда. Во всем этом большом и запутанном деле мне встретился только один человек, который бы не позволил никому использовать священное искусство в алчных целях. Маркос.
   - Браво! - восторженно произнес Лауренис. - Просто браво.
   - Теперь я готов восстановить события полностью. Какое-то время назад вы узнали, что Лина Раптис промышляет подделыванием антикварных тканей. Вы попытались отговорить ее от этого занятия, но она, будучи девушкой своевольной, естественно, и слушать вас не стала. И вы, взяв на себя роль Афины, решили, что нет другого выхода, кроме убийства нечестной Арахны. Я не уверен, что вас можно назвать мудрым. Мудрые люди все-таки не убивают. Но вы - безусловно, интеллектуал. И, совершая любые действия, всегда думаете о последствиях. Так что вам, конечно, хотелось бы, чтобы после убийства Лины ее связь с антикварными товарами никем и никогда не вскрылась. Это гарантировало бы вам полную безопасность. А значит, вам нельзя было допустить, чтобы свой магазинчик Лина зарегистрировала на свое имя. Тут и вступил в игру Маркос - ваш верный помощник. Он, полагаю, сыграл роль товарища Лины и уговорил ее записать антикварный салон на него. Лине, в общем-то, это тоже было выгодно. Зачем лишний раз светить магазином подделок, когда ты - знаменитость. И все было готово. Все было продумано до мелочей. Спустя несколько месяцев после убийства, когда все бы утихло, вы бы без лишнего шума закрыли магазинчик, не вызвав ни малейшего подозрения. Но беда пришла откуда не ждали. Новая коллекция Лины, которую она ото всех держала в секрете. Маркос руководит отделом Древнегреческих скульптур, он совершенно не разбирается в древних тканях. Он совершил убийство, и ему в голову не пришло, что наряды Лины могут быть подделкой под антиквариат. А в утреннем новостном сюжете о зверском убийстве, который вы, конечно, смотрели, показывали также кадры с модного показа, прошедшего накануне. Там-то вы и разглядели Линину коллекцию. И у вас появилось два варианта: либо действовать по первоначальному плану и ждать, пока все утихнет. Но вам, видимо, сильно не понравилось, что связь Лины с антиквариатом (точнее, с подделками) обнаружилась. Так что вы выбрали второй вариант и разыграли этот спектакль с ограблением. Планировали пустить меня по ложному следу. Мол, все так очевидно. Какой-то ценитель искусства, обнаруживший, что его попросту развели, находит обманщице и мстит ей. Но самого его найти уже невозможно. Вот только в эту версию никак не вписывалось то алое слово на стене. АРАХНА. Поэтому в ваш спектакль я не поверил.
   - Ну что ж, Афине - всевышнему существу - людские суды не страшны. Но, будучи богиней мудрости, Афина всегда восхищается мудрыми людьми. Поздравляю, - профессор Лауренис протянул детективу Яковидису руку, но тот лишь одарил его презрительным взглядом.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"