Смоленцев-Соболь Николай Николаевич : другие произведения.

Эмиграция - Путь В Будущее

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Впервые опубликовано в электронном журнале "Верность" под ред. профессора Г.М.Солдатова в августе 2011 года - http://www.metanthonymemorial.org/VernostNo164.html

  
  ЭМИГРАЦИЯ - ПУТЬ В БУДУЩЕЕ
  
  
  Вопрос об судьбе русской эмиграции снова оказался в центре внимания различных политических сил, и прежде всего, тех сил, которые находятся у власти в РФ.
  
  Как теперь уже известно, после визитов В.Путина в Америку в начале 2000-х и переговоров с властной элитой США, Госдепартамент удалил РФ из списка стран, граждане которых имеют право на иммиграционную лотерею. В годах с 2005-го по нынешний, 2011-й, РФ заносится в список стран, урожденцы которых не имеют права на выигрыш в заветную лотерею.
  
  Прежде дело тоже обстояло неважно. Представьте, и до тех пор, допустим, 50-миллионная Украина имела более 4 тысяч выигрышей, на тогда в 150-миллионной РФ ежегодно выигрывало грин-карты, то есть законное право на ПМЖ, всего 2,4 тысячи человек. Теперь же даже это число сведено до абсолютного нуля.
  
  Люди на Брайтон-Бич, в большинстве своем советские евреи, и те жалуются на ужесточение иммиграционной политики, на то, что теперь трудно приглашать и перевозить в США своих родственников и друзей из РФ. Что же говорить об этнических русских, число которых в РФ падает с катастрофической быстротой? Там они, можно сказать, вымирают. Сюда, на Запад, благодаря успешным переговорам Путина с федеральными властями страны, их не впускают.
  
  Вместе с тем, путинский режим повел довольно агрессивную "маркетинговую" политику по возвращению эмигрантов в РФ. Постоянно в исконних русских общинах, в церковных приходах, в общественных организациях этнических русских вращаются элементы, которые ведут работу среди новых эмигрантов. Их доводы не отличаются изощренностью: что мы тут забыли? Россия возрождается! Надо ехать назад. Я лично вот собираюсь следующим летом (осенью, зимой, весной). Там березки, там родные могилы, там трудно, но нам к трудностям не привыкать. А что тут?
  
  Что тут, мы скажем позже. А пока напомним некоторые факты из истории русской эмиграции.
  
  Первая волна, белогвардейская, выбросила на берега Турции, Югославии, Польши, Германии, Греции, Великобритании, Туниса, Марокко, Египта, Китая, Кореи, Японии, США, Канады и т.д. до двух миллионов беженцев. Едва осела кровавая взвесь расстрелов в Крыму, на Кавказе, на Дальнем Востоке, как в беженские лагеря заспешили эмиссары советской власти: что вам тут делать? Надо ехать назад. Советская власть объявила амнистию. Там земля, свобода, работы - невпроворот. Что такое безработица, мы в Советской России не знаем.
  
  Так советские агитаторы открыто работали на Галлиполи, на Лемносе, во многих местах первичного оседания русских беженцев, пользуясь покровительством военного командования и политического руководства "союзников".
  
  Десятки тысяч, поддавшись уговорам, организованным письмам "с родины", вернулись назад в начале 1920-х годов. И попали под фильтрации, допросы, в лагеря, тюрьмы, высылки. Одних расстреляли, других изолировали, третьих впустили словно бы беспрепятственно. Но и годы спустя за ними тянулся шлейф подозрений: служил в Белой армии, эмигрировал, может быть шпионом (польским, германским, британским, французским, японским и т.д.)
  
  Вторая, не менее агрессивная кампания последовала в конце 1920-х. События на КВЖД, белопартизанские налеты на советскую территорию, крестьянские восстания в Сибири, на Дальнем Востоке, на Урале, в Средней Азии привело руководство ОГПУ и советского государства к идее о ликвидации социальной базы для антисоветской деятельности. А значит, к максимально возможной ликцидации белой эмиграции. Постоянно проводились политические убийства, похищения лидеров Белого движения. Так в 1930 году, в центре Парижа, был похищен и убит генерал А.Кутепов, начальник РОВСа.
  
  Наряду с террористическими актами советской зарубежной агентуры, была развернута пропагандистская работа: давайте домой! Родина вас ждет! Советская родина вас давно простила! Сколько можно бродить по свету? Что вы тут делаете? Работаете за гроши на капиталистов? На родине вы будете хозяевами жизни...
  
  Десятки тысяч белоэмигрантов, в том числе мои незабвенные Ижевцы, поддались пропаганде. В СССР им дали немножко порадоваться встречам с родными и близкими. Дали поработать. А спустя 2-3 года начали репрессировать: кого повторно на следствие, кого повторно в тюрьму, а кого и к расстрелу.
  
  Во время Великой Чистки были репрессированы те, кого не добили в начале 1930-х. Например, из тех же Ижевцев к началу 30-х вернулось на родной Завод до восьмисот человек. После Великой Чистки из них не осталось никого.
  
  Вторая Мировая война дала беспрецедентное количество эмигрантов из "советского рая". Бывшие военно-пленные, ост-арбайтеры, добровольные беженцы с территорий, временно оказавшихся под германской оккупацией, составили до 6 миллионов (по другим сведениям - до 8 миллионов) человек.
  
  На Ялтинской конференции в 1945 году И.Сталин поставил перед союзниками вопрос ребром: все советские граждане должны быть возвращены на родину.
  
  Сначала применили военную силу. Сложившие оружие "власовцы" и казаки были насильно выданы советским военным властям. Сотни тысяч! Опять фильтрации, опять массовые расстрелы, для счастливчиков - эшелоны на восток. Нет, не в Киев, Воронеж, Рязань или Москву - на Урал, где были готовы концлагеря, на лесоповалы в Сибирь, на рудники Воркуты и Магадана, в пустыни Казахстана, в Среднюю Азию.
  
  Тут же заработали репатриационные комиссии. В них, как правило, состояли и советские военнослужащие. Как правило, офицеры СМЕРШ-а и военной разведки. По данным историков, так или иначе, всего до 4 миллионов советских граждан, хотели они или нет, были возвращены в СССР.
  
  Вслед за этим по всей Европе была развернута сеть организаций "совпатриотов". Одной из главных целей их было проведение мероприятий по организации агитации за возвращение в СССР тех, кто ускользнул из щупалец репатриационных комиссий. Прекрасный фильм "Ист-Вест" - о тех, кто поддался этой агитации. Всем советую посмотреть, в том числе нынешним агитаторам за путинскую РФ! Этот не фильм не только про нас, он также про вас.
  
  В коммунистическом Китае в это время, во второй половине 1940-х и начале 1950-х, началась упорное противостояние остатков Белой эмиграции новым властям и их кремлевской закулисе. Десятки тысяч русских ушли через Шанхай в Австралию, Бразилию, Аргентину, Венесуэлу, США. Им всячески помогали русские общественные и ветеранские организации, а также Зарубежная Церковь.
  
  Два больших имени можно назвать среди тех, чья помощь русским беженцам от китайских коммунистов и советских палачей была неоценима. Это святой архиеп.Иоанн (Максимович) Шанхайский, чей подвиг в стоянии против коммунистов за веру православную в Шанхае и позже в спасении 5500 человек, обреченных на медленную смерть на острове Тубабао (Филиппины) выдвинул его в ряд самых замечательных русских людей 20-го века.
  
  Нужно также назвать святого Филарета (Вознесенского), в те годы только архимандрита, а позже Митрополита и третьего Первоиерарха РПЦЗ, канонизированного в нашем, 21-ом столетии. Это он, архимандрит Филарет, подчинив свою судьбу воле Господа нашего, остался в захваченном коммунистами Харбине на бесконечные 17 лет, наладив целую подпольную сеть для переправки многих русских эмигрантов из Китая.
  
  Увы, десятки тысяч русских были вывезены насильно в середине 1940-х, и еще сотни тысяч - были вынуждены уступить давлению и вернулись в СССР в конце 1940-х и в 1950-х. В том числе дали себя обмануть несколько выдающихся архиереев и священников РПЦЗ вместе со своими прихожанами. Финальный этап их жизни в СССР поучителен. Что стало с архиепископом Нестором (Анисимовым) Камчатским, который публично выступал перед верующими за возвращение "на советскую родину"? Он был осужден на 8 лет мордовских лагерей, за чем последовало заточение в монастырь. Что ожидало таких, как архиеп. Ювеналий (Килин) Цицикарский, а особенно архиеп. Виктор (Святин) Китайский и Пекинский, который составлял списки зарубежников и передавал их в советские консульства и военные комендатуры? Заштатные кафедры, полное забвение, духовная немота и гибель.
  
  В 60-е годы наступило временное и относительное затишье в борьбе за русскую эмиграцию. Те, кто остался на Западе, либо прятался так глубоко, что никто и не знал, либо вели открыто антисоветскую работу. Здесь, в США, ряд русских национальных анти-коммунистических организаций, так или иначе объединенных князем Белосельским-Белозерским.
  
  Кстати, сам кн.Белосельский-Белозерский сумел помочь перебраться в Америку тысячам, если не десяткам тысяч человек.
  
  Русская эмиграция в некоторой степени возобновилась с принятием Поправки Лаутенберга, по которой с 1974 года советские евреи получили право на убежище в США. Вместе с еврейскими мужьями поехали их русские, украинские, белорусские жены. А также их дети. Некоторые еврейские жены, не желая на "землю отцов" в Израиль, упорно добивались отъезда в США, Канаду. Или хотя бы зависнуть на неопределенное время в Австрии, в Италии, в любой третьей капстране. И с ними их русские-украинские-белорусские и т.д. мужья с детьми от совместных браков.
  
  Работа советских спецслужб среди русских эмигрантов была направлена в те годы не столько на их возвращение в СССР, сколько на вербовку и использование их для своих целей. Точно так же обстояло дело, в основном, с эмигрировавшими советскими евреями. И те, и другие были своеобразной "заначкой" для внешне-разведывательного управления КГБ. Их постоянно обеспечивали советской патриотикой: художественные фильмы из СССР, в том числе и немножко с "белым душком" (например, "Сорок Первый", о котором у меня есть рассказ "Каспий, море любви"), книги из СССР, в том числе и не всегда представлявшие собой откровенную пропаганду, записи концертов, той же Л.Зыкиной или О.Воронец, или В.Толкуновой, но для смягчения призывов могли вбросить и Высоцкого с Окуджавой, благо ничего такого они не исполняли.
  
  Одним словом, спецслужбы контролировали эмигрантский общественно-воспитательный процесс и это тоже было частью их работы.
  
  Многое изменилось в 1990-х годах. Ельцинскому режиму потребовались свежие идеи, и гарвардские мальчики с их маниловской идеей приватизации попали в самую точку. Приватизация прошла под контролем коммуно-гебешной иерархии, на пользу этой иерархии, с учетом дальнейшего развития этой иерархии. Для развития потребовались "новые менеджеры эпохи", имим стали те молодые (и не очень) люди, которых отбирала иерархия.
  
  Впрочем, границы оказались в некотором смысле открыты, загранпаспорта пост-советским гражданам стали выдаваться, и за рубеж хлынула новая волна. Сегодня говорят о 10 миллионах бывших советских граждан из РФ, избравших эмиграцию. Не будем тешить себя иллюзиями, чтобы утверждать: они выбрали свободу! Как и предыдущая, советско-еврейская эмиграция, эта волна, в основном, поехала за лучшей жизнью, чем в бывшем СССР, за будущим для своих детей, да попросту "за колбасой".
  
  Сами приоритеты системы с РФ тоже изменились. От трудоемкой экономики там перешли к экономике энергопоставляющей. Нефть, газ, электроэнергия, другими словами, Труба - вот что пришло на смену лозунгам "Сегодня трудовой подвиг, завтра - норма!", "Мы придем к победе коммунистического труда!", "Труд в СССР дело чести, доблести..." и еще чего-то, что я никак не мог запомнить.
  
  В связи с этим изменилась в 1990-х и политика властей РФ по отношению к собственному населению: пусть вымирают, главное, чтобы не мешали эскплуатировать Трубу. Если кто-то подзабыл знаменитое изречение тогдашнего ельцинского премьер-министра Е.Гайдара, то оно звучало примерно так: старое народонаселение, то, которое не может приспособиться к новым экономическим условиям, должно вымереть, новое должно приспособиться.
  
  Те, кто все правильно понял и решил выжить, воспользовался послаблениями режима и готовностью Запада принять высококвалифицированных специалистов. Так родилась наша, "пятая" эмиграционная волна: "мозги" и "колбасники".
  
  Остальное население послушалось кремлевских временщиков и стало вымирать. Со 150 миллионов в 1992 году до 145 миллионов в 2000 году. С 145 миллионов в 2001 году, оно сошло до 142 миллионов в 2010 году, и это при том, что ни больших войн, ни настоящего голода, ни пандемических заболеваний не наблюдается.
  
  Демографическую катастрофу заметили наконец в Кремле, так как забили тревогу... военные. Минобороны стало не в состоянии набрать даже минимум солдат. Для виду поиграли с Западом: мы сокращаем количество военнослужащих в армии. Главная причина была: не стало достаточного числа призывников. Те молодые пост-советские женщины, что в начале 1990-х выезжали в Турцию, Грецию, Италию, Чехию и т.д. для работы в кварталах "красных фонарей", те, что всеми правдами и неправдами добирались до более или менее цивилизованного мира Франции, Германии, США и Канады, не желали возвращаться в "системный рай", а если и возвращались, то не желали рожать.
  
  Те, кто никуда не выезжал, тоже рожать не желали. А старики, как с удивительной точностью предсказал оракул Е.Гайдар (как это ему удалось?), продолжали умирать, в силу того, что приспособиться к новым условиям не могли и не хотели. Естественная, но невосполняемая убыль народонаселения в эти годы составила от полумиллиона до восьмисот тысяч человек. В последние год-два эта тенденция, если верить официальной статистике и государственным отчетам, приостановлена. Однако так ли это?
  
  Осознавшая нечто абсолютно ранее непредсказуемое, наиболее радикальная часть этнического русского населения сегодня кричит криком: вы вымираем! Пытаются пробить мораторий на аборты! Подключают МП-РПЦ и наиболее говорливых и писучих эмпешных говорунов: надо запретить аборты, надо заставить рожать.
  
  Власти как бы поддерживают, даже предлагают разные программы и денежную помощь на рождение второго, третьего и т.д. ребенка. Только на практике выясняется, что никакая это не помощь, а ловушка, и денег власти не дают.
  
  Обманутые женщины и сами не рожают, и другим разъясняют подвох: программы глохнут.
  
  Другого рода программа была придумана неизвестно в каких властных кулуарах. Это программа по возвращению этнических русских эмигрантов в РФ, то есть как бы "на историческую родину". По ряду областей, особенно подвергшихся демографическому опустошению, созданы региональные программы, обеспечивающие федеральную. Заработали радио и телевидение, застрочили журналисты и публицисты. По разным странам были разосланы меморандумы консулам: усилить работу с русскими эмигрантами как в ближнем, так и в дальнем зарубежье.
  
  Вне сомнения, такой меморандум был получен советским полпредством, извините, консульством РФ, в Боливии, латиноамериканской стране, за тысячи и тысячи километров от любого угла РФ. И там, к восторгу в Москве, и к удивлению многих русских эмигрантов, нашлась группа старообрядцев, которые выразили согласие на переезд.
  
  С начала 2011 года об этом случае непрестанно сообщают все СМИ, подконтрольные правительству РФ, то есть газеты, журналы, интернетные сайты, радио и телевидение: семейство Мурычевых в количестве до трех десятков человек переезжают назад, в РФ, в Приморье. Кто-то из моих знакомых, кстати, не "колбасники", а "мозги" видели телепередачу об этих староверах Мурычевых. Кто-то, из старой эмиграции, читал о них на Интернете. Мне довелось на днях прослушать радиопередачу "Голоса России", и я услышал то, что многие не прочитали и не поняли из телепередачи.
  
  Прежде всего, несмотря на то, что все семейство эмигрировало в 1933 году (!!!), они так и не нашли своего места под солнцем. Очевидно, перейдя границу с Китаем тогда, они осели в конце концов в Бразилии. А пять лет назад, неожиданно сорвались и переехали в Боливию. То есть из португало-говорящей страны в испано-говорящую. Что было толчком для такого решения, никто не говорит. Возможно, разлад в самой старообрядческой общине в Бразилии.
  
  Но кому не понятно, что тем самым наши староверы автоматически перешли из разряда устоявшихся эмигрантов в разряд новоприбывших? А это значит: языковая проблема, проблема психологического вживания, социального приспособления, установления и наработки связей, контактов, смена приоритетов.
  
  Другой немаловажный фактор: даже по отрывочным фразам молодого поколения Мурычевых в радио-интервью, нельзя не увидеть их крайне низкий образовательный уровень. Это не в упрек, но в констатацию факта. Старая русская община всегда, с самого начала, с 1920-х годов, отличалась высоким образовательным цензом. Даже в самые тяжелые 20-е в гимназиях, технических школах учились все, вплоть до 35-летних бывших солдат и офицеров военного времени. Два-три и более иностранных языков была нормой для русского эмигранта. Высшее образование было не исключением, а основой для материального обеспечения старой русской эмигрантской семьи.
  
  Эмиграция послевоенного времени подхватила эту традицию. Еще живы старики, которые с гордостью показывают мне свои дипломы различных высших школ и университетов Мюнхена, Праги, Парижа, Филадельфии, Нью-Йорка, Сан-Франциско... Инженеры, архитекторы, врачи, профессора, адвокаты, изобретатели, ученые в различных областях, банкиры и финансисты - вот кто получался в конце концов из бывших военнопленных, из забитых "остовцев", из запуганных репатриационными комиссиями беженцев.
  
  Наконец, почти все молодые Мурычевы "шибко" много говорили о "возможностях", которые по их мнению, будут им доступны в РФ. Это словечко "шибко" умилило меня, но и подсказало, как социальная отчужденность, оторванность от основной диаспоры сыграло свою злую шутку над ними. Одно дело быть как бы на особинку, когда большая и могучая община единородцев и единоверцев рядом. Другое дело, когда ты проповедуешь свою "особенность" посреди полностью чужого, иноговорящего, и я бы сказал, иноверного народа - и без постоянного контакта с родной диаспорой.
  
  Но о каких "возможностях" могут мечтать эти молодые люди, если их русский язык требует огромной работы и обогащения? Если все эти годы они были оторваны от реального знания той страны и тех условий, куда они вдруг решили окунуться. Если им врут, а они не видят и не слышат этого. Им дают временно квартиры, а они думают: квартиры и не слышат: временно! Если они слышат и даже видят: земли много, но не задаются вопросом, куда же делись с этой земли люди, что земля осталась без крестьянских рук?
  
  Но самое главное: они считают, что в РФ сейчас свобода веры, надеются там сохранить свои старообрядческие традиции, а возможно даже воссоздать и укрепить старообрядческую общину. И это ужасная ошибка, за которую они заплатят дорогую цену. Они заплатят за нее своим полным исчезновением, растворением в безбожном обществе современной РФ.
  
  Ни в одном ура-рапорте СМИ об этих запутавшихся Мурычевых не упомянули о событиях теперь уже почти 50-летней давности: в начале 1960-х годов огромная группа староверов-некрасовцев, до тысячи человек, решили вернуться из Турции, где они жили со времен Екатерины II, на "историческую родину". Мой добрый знакомый, священник отец Илья Ган, сам из староверов-некрасовцев, рассказал, что с ними там стало - они сохраняли веру отцов в течение более 200 лет в Турции, но хватило всего нескольких лет, чтобы они растворились во всеразлагающим "чреве" советского народа.
  
  Самому о.Илье и его сродникам повезло гораздо больше. Они сделали иной выбор - переехали в США. Здесь он, тогда еще не священник, а предприниматель средней руки, начал новую жизнь. Много работал, поднимал семью с верой в Господа. А состарившись, не ушел на покой, а стал священником Зарубежной церкви.
  
  На книжной полке в его комнате-келье в Махопаке, что в штате Нью-Йорк, я заметил, кроме церковных книг, "Историю русской литературы", сборник рассказов старого эмигрантского писателя, стихи Есенина. Удивительный, сочный старый русский язык о.Ильи, язык екатерининских времен, я записывал много часов на магнитофон и в блокнот. Это было настоящее староверческое слово. И настоящий староверческий дух.
  
  Массовое возвращение старых русских эмигрантов, о котором так упорно говорили в кремлевской администрации и околоадминистративных кругах в 1990-х, не состоялось. "Ни за какие коврижки", - говорили мне старики, которые воспитывались на книге Романа Гуля "Я унес с собой Россию". Я приводил доводом возвращение Ирины Одоевцевой в начале 1990-х. "И что с нею там стало?" - спрашивали старики. - "Спустя два-три года умерла!" - "Вот и все!", - отвечали они.
  
  Их дети и внуки, прагматики американской формации, немного поигрывали в патриотизм: мы едем возрождать Россию! И действительно, ехали в РФ. Но как американские, французские, канадские граждане. Не отдавая свой паспорт, не меняя его на "молоткастый-серпастый" или на его двухголовый советский подлог. Уезжали временно - на срок контракта по работе в банке, финансовой корпорации. Потом, насмотревшись кое-чего, возвращались.
  
  "Ну, как возрождение России?" - спрашивал я их. Некоторые обижались на мою иронию. Другие делились "опытом": там такая грязь, и на улицах, и в делах, и в мыслях, и в сердцах... Я их успокаивал: по крайней мере, вам платили!
  
  Новая программа властей РФ по возвращению этнических русских уже лопнула. Это видно хотя бы по тому, что ни видно массового возвращения не только старых русских, но и современных "мозгов" и "колбасников". Те, кто выехал за рубеж в эти последние 15-20 лет, как правило, уже вжились в новые страны, выучили язык стран пребывания, завели друзей, породнились с местными через браки, через детей и внуков.
  
  Как правило, мы много работаем. Но в отличие от работы в РФ, это работа без налета криминала. Мы с удивлением вспоминаем, бывает, что даже преподавателю вуза приходилось... брать взятки. И если ты не брал, то считался изгоем. То же самое о тех, кто работал врачом, милиционером или мелким чиновником. Что в торговле ты был практически обязан обвешивать и обсчитывать. Иначе ты не мог там работать. Что даже будучи каким-нибудь токарем, слесарем, столяром или водителем автобуса, ты находил возможности нагреть цех, завод, фабрику, автоколонну.
  
  Здесь мы, вне зависимости, являешься ли ты "мозгом" или "колбасником", или вырвался из победившего совка по любой другой причине, быстро избавляемся от привычки к мелкому криминалу. У нас появляются новые, а точнее давно забытые старые принципы. Как и старые русские, мы даем нашим детям лучшее образование, какое можем. Как правило, это университетское образование. Мы возвращаем себе семейные ценности. Мы строим наши "семейные гнезда": покупаем дома, земли, на худой конец - квартиры. Мы возвращаемся к Богу. С Божьей помощью, мы постепенно занимаем свое достойное место на социальной лестнице.
  
  Наконец, здесь мы снова становимся самими собой - русскими.
  
  Когда один из моих корреспондентов оттуда, из РФ, задал мне вопрос, что же можно сделать, чтобы Россия в действительности возродилась, я ему ответил: для этого нам, этническим русским, всем надо уйти в эмиграцию.
  
  Так как человек этот, по-видимому, ужаснувшись радикальности моей идеи и несоответствию ее официальному кремлевскому настрою, попросту замолчал, я приведу эту часть моего письма к нему:
  
  "...Продолжение русского народа на территории РФ в настоящее время невозможно. Я говорю о русском народе, а не о советском, пост-советском, советско-еврейском, интернационально-россиянском или еще каком бы то ни было.
  
  Продолжение русского народа возможно сейчас только за пределами лагеря РФ, и чем дальше, тем лучше. На данный момент я лично за тотальную эмиграцию русских из РФ.
  
  Сколько их ни осталось, три миллиона, пять миллионов или семь. Они должны уйти из лагеря, со своими семьями, детьми, стариками.
  
  И ты должен выехать из лагеря. И детей вывезти. Это и будет продолжением русского народа.
  
  Однако выехать мало. Нужно знать, зачем ты выезжаешь и к чему ты приезжаешь. Тут я не имею в виду гамбургеры, жратву от пуза, машины-люкс, одежду с 5-й Авеню, дома-дворцы, мало работы, много денег.
  
  Тут я имею в виду одно: русским пора становиться снова русскими. Это значит: Бог, Труд, Народ.
  
  Бог - это для русского только Православие, и ничего иного.
  
  Труд - по-русски, умно, упорно, со знанием, с умениями, для благосостояния, для передачи опыта следующим поколениям, а главное - с уважением к самому себе за то, что ты делаешь.
  
  Народ - это прежде всего семья. Это муж, жена, дети, это родители мужа и жены, это братья и сестры, это двоюродные и троюродные, это кумовья и крестники, это их родня, все православные, все в Бога верят, все трудятся и уважают себя и других за труд.
  
  Народ - это не только семья, но и единоверцы, русские православные, братья и сестры во Христе, те, рядом с которыми ты возносишь молитвы Господу, и сердцем своим чуешь - и справа, и слева, и впереди, и позади тебя стоят такие же, твоя душа во множестве своем.
  
  Я застал еще мой народ. Помню, какой он был, и потому знаю, какой он должен быть. Трудолюбивый, добрый, щедрый, ласковый, трезвый, справедливый, строгий, умный, очень верующий, очень успешный во всех делах, легко обогащающийся, - очень легко! - и ни во что не ставящий ни деньги, ни другое богатство, отдающий другим, и потому снова получающий. И снова отдающий. Это была моя родня, близкие, сродники и крестные. Но это и был мой народ, настоящие русские люди.
  
  Больше его нет, моего народа. Но осталась огромная русская культура, в основном, благодаря русским в Зарубежье. То есть Зарубежной Руси. Осталась настоящая искренняя вера в Господа нашего Иисуса Христа. Остался прекрасный классический русский язык. Остались книги. Осталась память: кто и как потрудился на пользу русского народа, кто чего добился, что было сделано, что не получилось и почему.
  
  Только выехав из совка можно прикоснуться к этому богатству - там вам, этническим русским, этого не позволят. Только на воле можно снова стать русским в полном смысле слова. И когда эти три-пять-семь миллионов вновь-рожденных русских осознают себя православным народом, можно будет говорить о возвращении нашей земли и возрождении России..."
  
  Оглянувшись на всю историю русского народа в 20 веке, не могу не утверждать, что в противовес очередной фальши Кремля, идея о всеобщей эмиграции этнических русских из РФ принесет гораздо больше пользы. Потому что эмиграция - это путь в будущее. Так, во всеком случае, подсказывает нам удивительный опыт наших предшественников, белой и послевоенной волн беженцев. Тех, кто оказался не в изгнании, но в послании.
  
  Нам остается только понять и принять смысл этого послания.
  
  
  
  Нью-Йорк, 2011
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"