Наслаждаясь фламанскими примитивистами пятнадцатого века в музее живописи Грунинге, что в Брюгге, я остановился у картины-полиптиха Франкоиса ван ден Питте со сложно переводимым названием "Retable of Saint Nicholas". Как человеку далёкому от религии и смутно представляющему за какие чудеса Николас был провозглашён Святым, в четырёх полотнах представленых на обозрение, я увидел следущее:
"В средневековые времена, когда католическая церковь лютовала как могла, кто-то обратил внимание на то, что три молодых паренька путешествуют вместе и спать всегда ложаться под одно одеяло. Славящаяся сегодня свободными нравами Голландия и Бельгия, пятьсот с лишним лет назад такие вещи не поощряла. И для того, чтобы задушить гомосятину на корню, тройке "голубков" отхреначили бошки по самые плечи, даже забыв их перед этим разбудить. На что, сидящий в центре картины Николас, и дал своё соблаговоление.
Затем я включил мозг и стал думать:
"Что за бред мне в голову пришёл? Тут всё гораздо сложнее. Ведь если бы дело было в нетрадиционных сексуальных отношениях, то автор не стал бы изображать на двух полотнах слева корабль, доставивший в порт какой-то сыпучий груз, и этих трёх девок, что у постели умирающего".
Постояв ещё пару минут рядом со Святым с пасторским жезлом в руке, я представил себе другой сюжет:
"На левой верхней картине изображён умирающий старец в окружении трёх девиц, а в это время, в символически изображённое окно молодой человек сыплет на пол комнаты золотые монеты. Три девушки, возможно в городской лечебнице, скрашивают последние мгновения жизни пожилого человека. В предсмертном бреду умирающий открывет им тайну местонахождения его несметных сокровищ. Молодой человек в окне, а это наш будущий священник, покупает своим золотишком у девушек тайну последней исповеди.
На левой нижней картине изображён возмужавший молодой человек уже принявший сан священника, который наблюдает как с посланного им за сокровищами корабля три парня сгружают золото в его дом. Пятый персонаж этой части полиптиха очевидно матрос, он не привлечённый к разгрузке. Сделав своё дело, а именно приведя корабль в порт, матрос пьёт вино из кувшина.
На правой верхней картине изображено убийство трёх деревенских парней. Именно они недавно разгружали корабль. Наёмный убийца топром отрубает им головы во сне. Делается для того, чтобы спрятать "концы в воду" и забрать назад сумки с деньгами, полученные ими от священника в оплату за проделанную работу. Наивные крестьяне беспечно оставили их у подножья кровати.
Пятая картина полиптиха отсутствует. Этот факт привел меня к мысли, что на ней было изображено сожжение на костре зарвавшегося служителя церкви. Вполне возможно, что до Ватикана дошла исповедь в смертном грехе раскаявшегося убийцы крестьян. А может быть киллер и не расскаялся вовсе, а просто слил заказчика за то, что тот не заплатил ему столько, сколько обещал.
Не важно, как там "на верху" узнали о коррупции среди своих, но отреагировали быстро, - подумал я. - Однако, потом спохватились: "а на фиг публике знать как мы чистим свои ряды", и последнюю часть произведения искусства приказали убрать.
Добравшись до гостиничного номера, где я оставил свой ноут-бук, я проверил свои домыслы и выяснил вот что:
Святой Николас, он же Николай Чудотворец, он же Святитель Николай, он же архиепископ Мир Ликийский и он же Санта Клаус, в христианстве почитается как чудотворец, является покровителем путешественников, моряков, заключенных и сирот. Он изображён в богато украшенной красной мантии на средней панели полиптиха. На заднем плане за ним виден город Брюгге.
В левом верхнем углу на панели изображено как Николас обеспечивает приданое для трех дочерей обнищавшего больного дворянина. Именно это деяние святого и послужило причиной появления традиции дарить рождественские подарки, а ему принесло всемирное признание под именем Санта Клаус.
Ниже изображено, как Николас наблюдает за разгрузкой зерна, привезённого по его заказу и спасшего город Брюгге от голода. Согласно жизнеописанию святого это случилось не в средние века, а в древней Ликии. "В начале четвёртого века в Малой Азии разразился великий голод, добрый пастырь, архиепископ Мир Ликийский, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне Николаса, который повелел ему доставить весь хлеб в его город, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены".
Но какое было дело средневековым горожанам Фландрии до древней Ликии, картина-то висит в Брюгге, и на заднем плане за спиной Николоса изображён он же, а значит Николас, по их мнению, спас от голода именно их город.
На правой верхней сцене изображена история трёх студентов, убитых хозяином гостинницы. В дальнейшем "гостеприимный хозяин" пустил тела молодых людей "на мясо" и скормил его завсегдатаям своего трактира. Святой Николас воскресил их и, согласно местной легенде, они пошли учиться на священников. За это чудо он и сам был впоследствии воскрешеён этими же студентами.
Но эта пятая часть работы ван ден Питта отсутствует. Очевидно потому, что в жизнеописании святого Николаса это чудо не значится.
По официальной версии христианской религии, Святитель Николай, родившийся во второй пловине третьего века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии, "дожил до глубокой старости и отдав общий долг человеческого естества, после непродолжительной болезни, мирно скончался 6 декабря 342 года. Он был погребен в соборной церкви города Миры".
Вот какая огромная разница может быть между невежеством и знанием.