Давайте забудем, что я - судья конкурса и должна оценивать Ваши произведения. Потому что, когда я читаю, я, прежде всего, читатель. Причем читатель, который безоговорочно верит автору. Правда, до тех пор, пока автор не ударит меня по голове какой-нибудь серьезной нестыковкой или нелепостью. Чем-нибудь таким, что даже я, при всей своей наивности, удивляюсь и задумываюсь. И, в конце концов, прихожу к выводу - "не верю". Да, конечно, с первых строчек обычно чувствуешь - умеет автор писать или не умеет, удается ему правильно сформулировать то, что он хочет рассказать, или нет. Но для меня при чтении все-таки главное - насколько меня "зацепило", насколько я ушла в придуманный кем-то мир. Ну, и насколько мне близко то, что описывает автор. Хотя здесь не все так просто: то, о чем пишет автор, может быть и не близко, - а утянуть.
Вознесенский Валентин. Вечный человек
По-моему, представлять кусочек большого произведения на конкурс рассказов - не очень удачная идея. Ну, ничего страшного. Что сказать? Честно продиралась от начала к концу, пытаясь представить Ваш мир. Есть путник (и одновременно изгнанник), есть жрецы, к которым этот путник не испытывает особого доверия. Дойдя до рассуждений о смысле жизни, встрепенулась, но ненадолго: то ли герой не тот смысл жизни искал, то ли я не смогла понять его рассуждения. А в финале - разочарование. Потому что - если есть высшие силы, и они обращают внимание на конкретного человека, то должно быть объяснение - почему? А я объяснения не вижу. Потому что герой убил? Так сколько в мире тех, кто убивает - всех сделают за это бессмертными? Если это награда богов, которую герой воспринял как наказание, - тоже неясно, за что награда. И почему герой, который на исповеди не испытывает вроде никаких угрызений совести, вдруг стал топиться? Осталась в недоумении.
Вознесенский Вадим Валерьевич. Ледоколы
Читала и ждала - вот сейчас что-то случится, сейчас случится, не зря автор нагнетает обстановку. Случилось - и захотелось спросить: "И это все?". Хорошо, есть наш мир, и есть неведомые силы, о которых мы не подозреваем. А если бы герой о них подозревал - с ним бы ничего не произошло? Или он бы не отправился в путь в такую ночь? Простите, но как-то совсем беспомощно получается. Ну, нельзя так к читателям относиться - типа все съедят. Обидно становится.
Вербовая Ольга Леонидовна. Чем пахнут деньги?
Как только дело дошло до украденных денег, стало ясно, что сейчас будут бить. Моралью. Причем - прямо в лоб. Но, по-моему, даже дети не любят, когда им читают нравоучения: делайте хорошо и не делайте плохо, потому что за плохой поступок попадет. А уж взрослые тем более. И опять высшие силы, которые наказывают. Я не спорю, может быть, и наказывают. Но у Вас эти высшие силы почему-то выбрали самого беззащитного - пенсионерку. Видимо, побоялись с бизнесменами и милиционерами связываться. Знаете, а мне вашу героиню жалко. И Вы ей даже шанса не оставили - пойти и покаяться, например. Получить прощение. Нет, Вам нужно было ее наказать. Чтобы другим неповадно было. Во всяком случае, у меня такое впечатление осталось.
Не понравилось.
Скуркис Юлия Олеговна. Колдунья
Наверное, я - злобный читатель, которого ничего не устраивает. Знакомая идея - перенос из будущего в прошлое. Но у Вас получилась не фантастика, а мыльная опера. Те же самые штампованные ситуации: любимые ссорятся из-за того, что героиня считает, будто герой переспал с ее подругой (хотя впоследствии это оказывается неправдой), герой отправляется в прошлое, где решает остаться, подбрасывая вместо своего тела чужой труп и т.д. Вот не понимаю, как герою удается выдать себя за владельца замка? Вы пишите - изуродованное лицо. А кроме лица? Есть ведь еще рост, голос, походка, манера общения. Сколько в замке слуг - 30-50? И что - вот так ни один не заметил, что хозяина словно подменили? Ведь герой - не суперагент какой-нибудь, он не собирался никуда внедряться. Я не придираюсь. Я просто не могу поверить. Хотя очень старалась. Это даже не разочарование, это просто беда какая-то.
Вот вроде понимаю, что вторично. Что написано под впечатлением от чужих сказок, а не могу не порадоваться. Да, Ваш мир - скорее, еще не мир, а набросок. Но мне было в нем уютно. Это субъективно и где-то неправильно. Но ничего не могу с собой поделать.
Маслов Илья Александрович. Ландскнехт Вадим Тихонов
Читается легко. И пока читаешь, не задумываешься - идешь за героем. А вот потом возникает ощущение красивой пустышки. И вопросы. Ландскнехт - это ведь наемник. Если все время подчеркивается, что наемнику неприятно убивать, зачем он пошел в наемники? Неприятно читать: "Прости - ты защищал свой дом, и я всем сердцем - на твоей стороне", зная, что при этом герой протыкает защитника мечом. Думаю, защитнику безразлично, с какими мыслями его убивают. И это не один такой момент. Ощущение, что слава "Волкодава" подтолкнула Вас написать что-то похожее. Только герой не получился героем. К сожалению.
Макдауэлл Аарон Кеннет. Дерево
С первых слов - утянуло. Задрожала внутри какая-то струна. Может быть, потому что одиночество и непохожесть - близкие темы. А может быть, из-за чего-то другого. Простите, не удержусь - процитирую пару строчек:
"Сначала друг - последний, единственный друг - решил жить в клетке с ним. А он подумал и согласился на предложение друга. Но тот быстро понял, что это - навсегда. И стал выть от безысходности и тоски, понимая, что это конец. Здесь он до конца жизни, с каким-то сумасшедшим, отсюда нет выхода, как нет входа. Вдобавок друг хотел есть, справлять надобности, женщину, курить, следить за политикой и ростом акций".
Не знаю, как другие, а я, читая такие истории, сразу начинаю бояться - не за героя, а за автора. Шаг вправо, шаг влево - и так легко скатиться либо в неискренность, либо в пафос. Здесь этого не случилось. Но мне показалось, что Вы потеряли ниточку где-то в середине рассказа. Для меня это произошло, когда не пришла мать, и герой уничтожил дерево. Не знаю, какого развития событий я ждала, но, видимо, какого-то другого. Это даже не было обманутым ожиданием - просто исчезло дрожание внутри. Осталось - чтение. Но все равно - большое спасибо автору.
Логут Мари. Костер фламэлле
Читается легко. Ну, для меня фэнтези вообще - родная стихия, мне там легко дышится. Даже если мерещится - это уже где-то было. Наверное, плохо, когда истории сливаются - становятся принадлежностью мира. Но, по крайней мере, я увидела и почувствовала, а это уже немало. Царапнула одна фраза: "Значит, вот для чего ты звал меня сюда, ветер? Чтобы не дать разминуться влюбленным..." Понимаю, что сказка. Но сразу создается впечатление, что других проблем в Вашем мире нет. А ведь есть, скорее всего, и войны, и ранняя смерть, и несчастья. Да, я отдаю себе отчет, что это очень субъективное замечание. Но для меня половина удовольствия пропала. Только не думайте - я не уговариваю Вас что-то поменять, я просто описываю свои впечатления.
Китовский Михаил. Культ Кошки
Вот с трудом верится в честного мэра и слабых горожан, живущих в окружении троглодитов. Если бы люди были такими слабыми, их давным-давно бы завоевали. Даже если представить, что цивилизация людей достигла расцвета, а потом пошла на закат, пока троглодиты сидели в пещерах, все равно концы с концами не сходятся. Еще одно замечание: говорить в рассказе "Я расскажу позже" и не рассказывать - это обижать читателей (относительно рассказа Кисс-мисс о ее предках). Но невольно улыбнулась от фразы, что можно сделать людей свободными, превратив их в кошек.
Дунаева Юлия Валерьевна. Память
Прочла с интересом. Но почему-то не откликнулось ничего внутри. Может быть, потому что слишком часто встречается эта тема - попытка изменить что-то в прошлом. И ничем хорошим такое желание обычно не заканчивается. Трудно представить, что героиня совсем не подумала о последствиях своего поступка. Все-таки она - не маленькая девочка. И мысль о том, что она может потерять своего сына, должна была придти ей в голову, пусть мимолетно.
Плюс Дмитрий. Солнце заката
То ли я - ленивый читатель, то ли миры описаны немного заумно. Фразы отскакивают, проходят мимо. Кроме тех абзацев, где описывается мир соналей. Двери, которые открываются с рождением ребенка, а потом постепенно закрываются - очень зримый образ. Представила. И стало немного не по себе. Хотя было впечатление, что я уже слышала что-то похожее. Даже если и слышала, то здесь прочувствовала заново. К сожалению, зацепил только этот кусочек.
Дар-н-Лай. Новогодняя сказка - про Маленького Молка
А вот люблю сказки. И не стесняюсь в этом признаться. Только написать настоящую сказку очень трудно. И очень немногим это удается (лично я - не в их числе). Мне показалось, что я почувствовала Вашу искренность. Но чего-то мне не хватило в Вашей сказке - может быть, желания автора опять оказаться в своем детстве, вспомнить волшебство Нового года? Нет, боюсь соврать, чего же именно не хватает. Знаю одно, что не хватает.
Читай Владимир Николаевич. История о Лисе Леньтяшке и Лисе Нехитряшке
Не верю. Не верю в ленивых лисов, которые могут исправиться. Знаете, что этот лис должен был сделать - найти другую дурочку-лису. Простите, но тоска меня берет от историй с моралью. Причем, когда мораль такова: будь хорошим - и у тебя все будет. Вы сами-то верите в то, что рассказываете? Не верите. А зачем тогда других в этом убеждать?
Чернов Алексей Алексеевич. Ведьма
Прочитала легко, но осталась равнодушной. Есть мужчина, который живет вполне благополучной жизнью. Правда, не может расстаться ни с женой, ни с любовницей. И, в конце концов, выбор осуществляют за него. При этом героя даже не особенно волнует, что ожидает его в новой жизни. В старой жизни остались жена и дочка, уверенные в смерти героя, в новой рядом - любимая женщина. И этого герою довольно. Почему-то мне не верится, что все бывает так просто. И нужно ли для того, чтобы разорвать любовный треугольник, переносить героя в другой мир?
Чеботарева Ольга Владимировна. Амелия
Просто не поняла. Хотя очень старалась. Амелия мертва? И тем не менее жаждет любви? А мужчин, которые не удовлетворяют ее высоким требованиям, убивает? Не объяснено. И даже не знаю, нужно ли объяснение - а вдруг оно все испортит. Грязные кофейный чашки в раковине намекают, что был кто-то до Влада, и будет после. Если честно, понравился Скорпион. Очень колоритный.
A-San-Ri. Собиратель медалей
Почему-то Ваша история напомнила вестерны - по ощущению. То ли манеры героев, то ли ситуации, то ли еще что-то - неуловимое. В общем, получила удовольствие. И мир забавный (со стороны). Хотя если вообразить, что в нем нужно жить, то становится совсем не смешно. Только конец все испортил. Ну нельзя так в лоб. Уж лучше бы оставили недосказанность - она бы не так обидела.
Бимаев Анатолий Владимирович. По ту сторону зеркал
Есть Сатана, который следит за людьми и питается их страхами и одиночеством. А, может быть, не Сатана - суть не меняется. По-моему, немного нечестно, валить все на потусторонние силы. И если этот "черный человек" мстит людям, почему он вдруг решил помочь героине? Не стыкуется что-то. Впрочем, даже возвращение героини в прошлое не обещает легкой жизни. Хотя это, наверное, правильно.
Бескаравайный Станислав Сергеевич. Приемная смена
Вот типичной пример "не моей истории". Притом, категорически "не моей". Настолько, что чуть ли не зубы болят от нежелания в Ваш мир погружаться. Но - уводите. И я следом за Вами туда ухожу. Просто чужой, неуютный мир. Но так и задумывалось, мне кажется.
Один вопрос остался неразрешенным - что означает фраза "Если особист не солгал насчет роботов, теперь Андреич мог потерять только свою жизнь. Не больше"? Специально искала ответ в тексте, но не нашла. Нет, кажется, поняла: речь идет о чужих жизнях, о жизнях тех, кого он терял. Во всяком случае, надеюсь, что поняла правильно, все-таки в этой фразе есть недосказанность.
Видела сообщение организаторов конкурса - поздравляю с публикацией.
Боевой-Чебуратор. Проводник
Еще одна "не моя история". Только на это раз "по скучному не моя". Не цепляет. Не проникаешься ни к проводнику, ни к его любви. Не сумели Вы утянуть меня в свой мир, заставить почувствовать. Интересно, а Вы свой мир чувствовали, когда писали, или оставались сторонним наблюдателем? Не знаю. Неприятно, когда после прозы остается холодок в душе: то ли ты что-то не понял, то ли тебе не досказали, то ли вообще обманули твои ожидания.
Астапенко Ольга Анатольевна. Уроки покаяния
Очень больная тема. Для меня. И я чувствую, что Вы писали искренне. Но я не смогла Вам поверить. Ни в то, что существуют хорошие священники (хотя, конечно, существуют), ни в то, что описанный Вами учитель мог раскаяться. Да, я согласна с тем, что из людей, которым доставалось тяжелое детство, часто вырастают хорошие люди. Но не всегда. Очень не хочется Вас обижать, но все протестует против Вашего виденья мира. Хотя, возможно, я не права.
Анн Фрост. Сквозь мутные линзы...
До того места, где собеседник психолога оказывается ангелом, читаешь нормально. А потом становится неинтересно. Почему нельзя было оставить героев людьми? Для того чтобы фантастический элемент присутствовал? Но сейчас очень трудно, по-моему, писать на такую тему нестандартно. Слишком много об этом написано.
Ра. Мой фрегат
Понимаю, что с начала до конца речь идет о мечте. Но, во-первых, возникает стойкая ассоциация с Грином (и это мешает), а, во-вторых - мечты обычно конкретны. Если мир - то определенный мир. Что-то есть в том мире, который Вы ищите, чего нет в этом мире: лес, горы, свобода, любовь. Так же как морские приключения - это не просто бури. Вы старались (у меня создалось ощущение, что сознательно) написать картину в общем. Но получилось - ни о чем. У меня, как у читателя, возникло впечатление, что меня обманули. Причем, обманули вдвойне, потому что поманили в тот мир, который изначально притягивает - море. А мир оказался иллюзорным.
Почему-то мне кажется, что написать миниатюру труднее, чем рассказ. Очень уж в ней все должно хорошо сочетаться - идея, настроение, язык.
VoronkovMichael. TickettotheMoon
Почему всегда так трудно объяснить - чем история понравилась? Начинаешь приводить доводы "от противного": и сюжета особого нет, и фантастики почти никакой - сидит человек в космосе, пьет пиво и встречает восход Земли. Почему кажется такой близкой фраза: "Доктор мне говорит, чтобы я не запивал эти оранжевые желатиновые капсулы пивом. Но ритуал есть ритуал"? И начинает дрожать внутри такая знакомая грусть. Даже не грусть, а тоска. Очень реалистическая вещь, на самом деле. Еще и потому, что автор нигде не сфальшивил - во всяком случае, я не заметила фальши.
Тищенко Виталий Леонидович. Распутывая нити жизней
Переселение душ? По-моему, сюжет не новый. Но не это главное. Главное, что я так и не смогла заинтересоваться героем. Не сделал он ничего такого, чтобы я его почувствовала и начала за него переживать. С моей точки зрения - это вина автора.
Средин Ник. Победитель не получает ничего
Читать интересно. Где-то на уровне чтения детектива - поймают или не поймают героя, который обчистил банк? Понимаю, что большего Вы, наверное, в эту историю и не вкладывали. Но немного обидно становится, что "прочитать и забыть".
Воронова Геновефа. Крылья из пепла
Сюжета как такового нет. Правда, есть настроение. Но этого мало. Разве в битве умирают только, когда битва окончена? Тогда почему богиня (или ангел смерти) собирается на поле битвы после того, как битва закончилась? Те, кто умер раньше, - умерли без ее участия?
А кроме видения синих глаз богини (или ангела смерти) - умершим что-нибудь достанется? Новая жизнь или загробный мир? К сожалению, хотели написать свое, а получилось вторично - до невозможности.
Савицкая Наталья. Яблочные Улитки
Улитка выполнила желание героя и отняла ненужное - жизнь? Нет, наверное, не так. Но Вы так все хорошо описали... Я почувствовала запах прелых листьев, увидела темный сад, дорожку, улиток. Представила себе жизнь, в которой уже ничего нет, кроме боли - и этого сада.
Руалев. Чудо желудёвое, чудо родниковое и чудо васильковое
Вот, красиво написано. Хотя почему-то я не люблю, когда истории пишутся "под старину". Мне всегда кажется, что современным языком то же самое получилось бы не хуже. Ну, автору виднее. И слишком все просто - с васильковым чудом. Жил-был дикий человек, этакий Чингиз-хан и вдруг прозрел, что люди, которых он покорил, должны быть не рабами, а свободными. Я понимаю, что сказка. Но осталась неудовлетворенность внутри.
Похиленко Наталья Владимировна. Пока я жду...
Читаешь и подсознательно ждешь - предсказуемости. И, дойдя до последней фразы, вздыхаешь с облегчением. Оказывается, вера в то, что любимый вернется, может оказаться для этого любимого проклятием. Горько, но очень узнаваемо.
Описание ступенек понравилось. Очень зримо.
Пешкова Танита. Замок в песочнице
К сожалению, предсказуемо уже из названия. И не очень правдоподобно. Не знаю, где найти родителей, которые своим детям разрешат пользоваться без присмотра бензопилой. Да чтобы родители ни разу не выглянули проверить, как там дети играют... Не верю.
Каракис Геннадий Матвеевич. Хурри и Микки
Про собак - значит, должно было бы понравиться. Но мне показалось, что Вы не так хорошо знаете собак, как хотите показать. Не собачник, в общем. А еще не хватило каких-то мелочей, которые бы оживили героев (и собак, и людей) - они все немного не настоящими получились.
Якубовский Ришард. Любимая, я помню...
Верю, что Вы хотели рассказать мне (в том числе) о чем-то. Но не смогла уловить - о чем. Поток слов, для меня - пустых слов. Не сказавших мне почти ничего - ни прямо, ни иносказательно.
Иванов Юрий. Притча о полете
Жаль, но то, что человек умеет летать, писали уже очень-очень многие. К сожалению, ничего нового я из вашей притчи не узнала. И не почувствовала ничего. Грустно.
Кот Ирвинг Стивенс, эсквайр. Пропавший груз (в технологии 3d)
История о герое-суперагенте. Читаешь-читаешь, а потом оказывается, что все описанное - компьютерная игра. По-моему, Вы сами к этому сюжету всерьез не относитесь. Мне даже стало жаль Ваших героев, с которыми Вы так бесцеремонно поступили.
Гордеева Татьяна Петровна. Трансэмпо
Люди при малейшем контакте обмениваются - чувствами, мыслями, привычками. Все - общее, индивидуальности нет. Наверное, задумка была интересной, но получилось недостоверно. Надо было лучше объяснить, что же передается и что сохраняется. А то ведь так можно забыть все - в том числе, как тебя зовут.
Ескевич Галина. Проклятие короля
Сказка? Не люблю, когда невозможность человека быть счастливым объясняется проклятием. Король мог и не быть проклят - ему достаточно того, что он - король (это само по себе проклятие). Но Вы нашли выход. Любовь короля... так и не поняла к кому (да это и не важно), связывала этих двоих прочной ниточкой. Пока король не решил от этой любви отказаться. Наверное, дело даже не в любви, а в свободе. Эта стена, за которой, кажется, находится другой мир, мир, в которой королю не попасть. Именно потому, что он не может перестать быть королем.
Дух Ночных Крыш. Гражина
Почему нельзя рассказывать сказки обычным языком? Простите, но не нравится псевдо-старинный язык. Текст становится искусственным. Это первое, что помешало читать. Второе - нелогичность: по-моему, обычай хоронить ведьм вне освященного кладбища - это христианский обычай. А у Вас - языческие боги. Так что сюжет рассыпается.
Бондаренко Андрей Евгеньевич. Радуга - над городом
Вроде читаешь с интересом, но сколько уже написано таких историй? Да, понимаю, что это не повод придираться к автору. Но создается впечатление, что все рассказанное уже слышала - и не один раз.
Боевой-Чебуратор. Мастер
О том, как люди продают свой дар, тоже можно написать по-разному. Вашу историю я прочитала, но не смогла принять.
Уважаемые авторы, я задала много вопросов. Нужно ли на каждый из них отвечать и что-то мне объяснять или доказывать? Если читателю не интересно читать чьи-то произведения - ни Вы, ни я ничего с этим сделать не сможем. А вот если непонятно - иногда достаточно добавить пару фраз. И читатель будет Вам благодарен.
Ну что ж - обзор группы закончен. Спасибо тем, кто доставил мне удовольствие. Желаю им выйти в финал. А всем, кому не повезет, - писать новые рассказы и участвовать в новых конкурсах.