Смотрицкий Евгений Юрьевич : другие произведения.

Девственность

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья посвящена анализу функций девственности в культуре.

Смотрицкий Е.

ДЕВСТВЕННОСТЬ

Все, что обладает уникальностью, обладает и сверхценностью. Безвозвратная утрата сверхценного, уникального, да еще и личностно значимого, проще сказать - "своего", - это трагедия для человека. Девственность - уникальное качество, данное природой девушке. Биологически - оно практически лишено смысла, но культурно и психологически - это предмет многих дум и ритуалов, радостей и страданий.

Нельзя прожить жизнь не живя. Проживая жизнь мы утрачиваем ее! Но как иначе!!! Утрата девственности - грустное событие, но ее не утрата - трагедия для женщины. Поэтому, как бы там ни было, но заветная (тайная) мечта женщины - утрата девственности, а явная мечта мужчины - помочь ей (им) в этом.

Человек - существо социальное. И интимного, глубоко личного у него не так уже и много: лишь то, что действительно никого не касается и тем самым не имеет социального значения. Девственность - одновременно и интимное свойство и социально значимое качество. Ибо она связана с половыми отношениями, браком, продолжением рода. А это уже не личное дело.

Известнейший русский сексолог, философ, психолог Игорь Семенович Кон в своих статьях и книгах на эту тему приводит интересные факты об отношении различных культур к девственности. Например, он пишет, что "самые простые и примитивные общества обычно не придают ей особого значения. С повышением социального статуса женщин и усложнением иерархической системы общества девственность приобретает высокую социокультурную ценность, однако с европейской точки зрения это подчас выглядит своеобразно". Что касается России и Украины, то он приводит такие сведения: "С одной стороны, высоко ценилась девственность. Само слово "невеста" обозначает "неведомая", "неизвестная" (в сексуальном смысле). В русской свадебной обрядности был широко распространен обычай "посада": невеста должна была сесть на особое священное место, но не смела сделать это, если уже потеряла целомудрие. Интересно, что такое же требование сохранения девственности предъявлялось и к жениху. Если в первую брачную ночь невеста не оказывалась целомудренной, ей (в некоторых местах - ее родителям или свахе) надевали на шею хомут, который символизировал женские гениталии и одновременно как бы относил согрешившую к миру животных, не знающих культурных запретов. С другой стороны, в Поморье, по сведениям конца XIX - начала XX века, на добрачные половые связи молодежи родители и село смотрели сквозь пальцы. Случаи публичного оповещения о "нечестности" молодухи на следующий день после свадьбы были редки. Разумеется, нарушения не отменяли общей нормы, считались греховными, их старались скрыть от посторонних глаз. Страх разоблачения был весьма действенным сдерживающим фактором. В то же время, как и в странах Западной Европы (Франция, Испания, Германия, северная Италия, Скандинавия) в русском быту и свадебной обрядности действовали совсем другие нормы, в которых нетрудно увидеть пережитки группового или пробного брака. Повсеместно принятые формы группового общения молодежи -- "посиделки", "поседки", "беседки", "вечерки", "игрища", украинские "вечерныци" -- не только допускали, но и требовали некоторой вольности в обращении, так что девушка, чересчур усердно сопротивлявшаяся ухаживанию и вольным шуткам, могла даже быть исключена из собрания. В некоторых русских и украинских деревнях существовал обычай "подночевывания" или "ночевки", когда парень (иногда двое-трое парней) оставался с девушкой до утра. Правда, считалось, что они при этом сохраняли целомудрие".

Тесное сплетение эмоционального переживания события как экзистенциального акта с правовыми и экономическими аспектами жизни общества привело к тому, что любые культуры всех времен и народов выработали сложные, яркие, хотя и очень разные обряды, обычаи и ритуалы, связанные с моментом утраты девственности. Все тот же Кон И.С. пишет, что "в Полинезии, несмотря на весьма свободные сексуальные нравы, девственность дочерей, особенно дочерей вождей, тщательно охраняют. Дефлорация девушки рассматривается молодыми мужчинами как подвиг, "сексуальная кража", которая повышает не только сексуальную репутацию юноши, но и его социальный статус. Девственность -- "дар", присвоение которого, даже путем обмана или насилия, дает мужчине определенные привилегии, позволяет жениться на представительнице более знатного рода и тем самым повысить собственный статус. Сходные представления о "бесчестье", которое можно смыть кровью или "прикрыть" браком, существовали и у многих христианских и мусульманских народов. Христианство придает девственности мистическую ценность. В образе богоматери Мать и Дева сливаются воедино, разобщая тем самым материнство и сексуальность. Девственницы, особенно по монашескому обету, считались в средние века Христовыми невестами. Обыденное сознание также приписывает девственности особую ценность. Недаром "право первой ночи" европейские историки считали не только социальной, но и сексуальной привилегией сеньора. Однако дефлорация -- довольно сложная и не всегда приятная процедура. Многие народы считают ее тягостной как для женщины, так и для мужчины. Больше того, она считается опасной для мужчины, так как вместе с кровью в него может проникнуть злой дух. Поэтому в некоторых обществах ее заменяют специальной хирургической операцией. У многих народов -- тибетцев, японцев, уйгуров, жителей Кампучии, Индонезии, Филиппин и др.-- существовал обычай ритуальной дефлорации девушек жрецами. Это должно было совершаться обязательно в определенном возрасте и предшествовать выходу девушки замуж, иначе она и ее родители считались опозоренными. У некоторых других народов, прежде чем муж осуществит свои супружеские права, это публично делают все остальные мужчины деревни. Этнографы обычно считают это своеобразной формой выкупа, который жених платит своим товарищам по мужскому союзу".

Сегодня, когда культура фактически утрачена, когда целостный, гармоничный человек выродился в "одномерного человека", "нуль-человека", "экономического человека", человека-функцию, человека - приложение к конвейеру - сфера интимного своеобразно расширилась. Потеряла сегодня свою социальную значимость и девственность. А вместе с ней - и интимная психологическая острота, связанная с ее наличием или отсутствием. Еще в XVIII веке Вольтер писал в "Орлеанской девственнице", что "Стрелки, синьоры, капитаны от них (девственниц - авт.) давно освободили наши страны". Тем самым мыслитель зафиксировал перелом, который произошел в Европейской культуре по отношению к девственности. Половые отношения действительно стали личным делом. СВОБОДА! В этом вопросе мы приблизились к самым примитивным обществам. Правда далеко не личным делом являются эпидемии венерических заболеваний, в том числе СПИДа. Культура - это не шоу моды в оперных театрах и на стадионах. Культура - это иммунная система общества, поддерживающая здоровье человеческой популяции. Европейская культура фактически утратила механизмы регуляции половых отношений. Контроль над рождаемостью решился автоматически с изменением экономических, бытовых, медицинских и ценностных факторов, а вот сексуальную энергию каждый сублимирует как может, ибо это считается личным делом. Как говорят герои фильма "Укрощение строптивого": "Ты что делаешь вместо этого? - Колю дрова, а ты? - Звоню в колокола". Но ведь есть и третий способ - насилие, и четвертый - проституция.

Существует множество способов снятия социальной и психологической напряженности связанной с сексуальной энергией. И девственность, не имея никакого биологического значения, выполняет в этом вопросе роль важного системообразующего фактора.

Приведем выдержки из книги французского этнографа Марсиро Ж.
"История сексуальных ритуалов" (М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. -320 с
ISBN 5-232-00878-1).

В течение длительного периода времени мужчины получали своих супруг от животных. Эта традиция была настолько устойчива, что ритуальная дефлорация еще долго практиковалась у разных народов, хотя животное со временем заменил жрец, вождь, чужестранец и т.д.

Было время, когда девушки были обязаны отправляться в лес, чтобы их лишили девственности монахи-отшельники, носившие звериные шкуры и рога животных.

Лучшим свидетельством того, что в праве первой ночи и связанных с ним ритуалах нет и намека на чувственность, является ритуальная дефлорация женщин в эпоху матриархата. Животное, женщина, мужчина по очереди выполняли функцию дефлоратора, чью прерогативу в христианско-патриархальном обществе принял на себя муж.

В давние времена, граничившие с эпохой неолита, дефлорация молодой девушки женщиной была чрезвычайно распространенным явлением.

В Перу мать лишает девственности свою дочь в общественном месте. Такие же случаи отмечались на Камчатке и Мадагаскаре.

На Филиппинах и в Центральной Африке дефлорацию в весьма юном возрасте производят старейшие женщины клана.

В Белуджистане дефлорацию осуществляют с помощью лезвия.

Диодор Сицилийский, говоря о нравах жителей Балеарских островов рассказывает, как молодая супруга проводит свои первые брачные ночи: "Во время свадебного празднества все принимавшие в нем участие родственники и друзья, в порядке занимаемого ими положения, пользовались благосклонностью невесты. Юный супруг удостаивался этой чести всегда последним".

У ливийцев (Геродот) девственницы, готовившиеся вступить в брак, представлялись царю. Если какая-либо из них нравилась ему, он лишал ее девственности.

В Океании

Вот как в недавнем прошлом происходила свадьба у арунта: жених вверяет свою будущую супругу нескольким своим друзьям (троим или больше), которые уводят ее в лес и лишают девственности с помощью каменного ножа, прежде чем вступить с ней в половую связь. После этого в течение нескольких дней другие мужчины племени могут заниматься с ней любовью.

Молодая женщина проводит свою первую брачную ночь... со своей матерью. Следующей ночью она ложится со своим мужем, но тот не имеет права касаться ее. Однако постепенно они привыкают друг к другу и становятся настоящими супругами.

На Маркизских островах приглашенные на свадьбу гости принимают участие в первой брачной ночи.

Монселон, путешествовавший по Новой Каледонии, сообщал, что "муж, как правило, не желает самостоятельно лишать девственности свою жену и приглашает штатного специалиста по дефлорации, которому платит за оказанную услугу".

На Самоа дефлорация невесты происходит публично, ее совершает жених с помощью пальца.

В Индии

На Малабарском побережье Индии, пока его жители не испытали сильного влияния со стороны европейцев, были чрезвычайно широко распространены сексуальные ритуалы.

После завершения брачной церемонии супруг отводил свою молодую жену к вождю деревни и возвращался за ней лишь через восемь дней. Кое-где это был не вождь, а верховный жрец. Иногда срок сокращался с восьми до трех дней.

жители Малабарского побережья зачастую приглашают иностранцев провести первую брачную ночь со своими женами и потом преподносят им за это дорогие подарки.

в Пондишери молодых девушек, готовившихся вступить в брак, которые лишались девственности в храме Шивы.

На Востоке некогда жили люди, именовавшиеся "кадеберизы", чьей единственной обязанностью и профессией являлась дефлорация девушек перед вступлением в брак. Лишение девственности считалось очень ответственным и опасным делом.

Право сеньора

Начиная с XII столетия право первой ночи приобретает статус обычного юридического права. Другими словами, оно становится чем-то вроде налога, который можно было уступать, передавать и преобразовывать.

В Африке

В Египте в 1840 году церемония бракосочетания включала в себя дефлорацию, осуществляемую пальцем, обернутым платком. Окровавленный платок демонстрируется членам семьи как свидетельство целомудрия невесты.

Прочие обычаи

Дефлорация до достижения половой зрелости широко практикуется в Индии.

У народа тода ее производит мужчина из соседнего племени, который проводит с девушкой ночь.

Еще недавно в Камбодже дефлорацию невесты во время свадебной церемонии осуществлял священнослужитель, пользуясь средним пальцем руки, смоченным в вине. После этого вино выпивалось членами семьи жениха.

Дефлорация с молотка

В настоящее время ритуальная дефлорация все еще практикуется в Африке, однако наблюдается процесс ее коммерциализации. Иногда после обряда бракосочетания новоиспеченный супруг выставляет невинность своей жены на аукцион. Победитель торгов запирается с молодой женщиной в хижине, а муж ждет возле дверей.

Газета "Бизнес-Время",
август 2000 г
.
Днепропетровск


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"