( по поводу издания книги священника Филиппа Парфенова
" Торжество и нищета православия " )
" Сейчас в современном мире все еще больше смешалось и перемешалось. Люди, называющиеся православными по традиции, могут вполне быть язычниками по образу жизни и мировоззрению. А какие-нибудь язычники или "сектанты" с точки зрения православия знают Писания куда лучше и ведут себя более по христиански, чем многие регулярно заходящие в православные храмы." стр. 18
" Святыми отцами нередко давались буквальные толкования...Но этими же отцами выражалась та естественная картина мира, которая ныне уже устарела. Поэтому любая святоотеческая интерпретация текста может быть полезной. Но не является раз и навсегда исчерпывающей." стр. 9
" Действительно, христианству в истории также не удалось, как все в истории. Те задания, которые поставлены христианской верой, христианским сознанием, никогда на протяжении 2000 лет не были осуществлены..." Н.Бердяев.
Эти эпиграфы достаточно точно характеризуют наше последнее время, время так называемого Постхристианства, о котором говорит Спаситель:
" Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле? " Лук.18;8
О нем в основном и пишет в предлагаемой нам книге ее автор священник Филипп, со свойственной ему честностью и искренностью. За что ему большое спасибо.
В библейской истории были подобные времена, когда после 70-летнего вавилонского пленения и разорения Иудеи ее народ вновь с одушевлением начал построение Иерусалимского храма. Чем это закончилось всем известно. Иудея вновь вступила на прежний путь, предпочтя Закон мертвой буквы, вместо живого Слова Святого Духа. Диалектический материализм учил; что история имеет свойство повторяться. Вот и ныне Россия переживает нечто подобное, именно то, что произошло некогда с Израилем, более 70- летнее иго воинствующего и агрессивного атеизма начавшегося в 1917 и продолжимся до 1992 года. Время когда тот кто был ничем, стал всем. По библейски это когда последние стали первым, а первые последними. Вот такой казалось бы парадокс, который не мешало бы осмыслить, как впрочем и многие другие догмы и постулаты православия. Ну а затем наступил пьянящий запах религиозной свободы. Православие также встало на путь восстановления разрушенных храмов и соборов, забыв однако предупреждение Ап. Павла. " ...ибо видимое временно, а невидимое вечно. Ибо мы ходим верою, а не видением." 2-Кор.4;18, 5;7. Не повторится ли то, что произошло ранее в Израиле, восстановление золоченных храмов из тесанных камней?
Вот такие не веселые мысли в минорном тоне приходили мне в голову, когда я лежал в палате 325 на обследовании и в ожидании вердикта врачей с подозрением на аритмию сердца.
О магия чисел?! С 325 года начали создаваться основные догматы и постулаты Нового завета. Но все ли было учтено и определено? Вероятно не все. Об этом упоминает сам автор цитатой на стр. 283
" Вся трагедия Церкви началась со Вселенских соборов, как стали оформлять вещи, которые надо было оставлять еще гибкими. "
И это верно, ибо 2000 история показывает на постоянные расколы, распри и войны внутри самого христианского мира. Которые так и не решены по сей день. Вот и возникают множество вопросов, в частности к автору данной книги, которую я взял с собой, чтобы коротать утомительно тяжелые вечера постельного режима. Он пишет:
" Да, догматически у нас самое возвышенное и точное учение, но почему бы не задуматься - а живем ли мы в соответствии с ним? " Стр.174.
Сразу возникает масса вопросов. А было ли в реальности учение, которое к нам пришло из Византии таким уж безошибочным и точным? К тому времени христианский мир претерпел ряд расколов, разделений, многолетнюю борьбу за иконопочитание, ну а главное то, что уже произошел основной раздел Церкви в 867 году на православие и католичество, в котором святые отцы кардинально разошлись в своих богословских мнениях.
Напрашивается простой вопрос. Если православие точное учение, то как получилось что это учение потерпело жестокое поражение в 1917 году? Европа худо ли бедно управилась с " призраком коммунизма " и бич Божий в какой то степени миновал католические и протестанские храмы в 1789 и 1918 годах. В России же этого не произошло и тут автор эссе пытается сослаться в основном на народ, жившим не по христианскому соответствию. Но кто были пастыри этого народа? Напомню, что Синодальный перевод Библии был завершен к 1863 году и стал постепенно издаваться для российского люда. Это то, почти через 1000 лет после крещения Руси! Об чем тут речь? И о каком религиозном образовании можно говорить.
Понимаю прошлым числом легко критиковать, тем более мне не скованному догматами и традициями, при этом зная, что тебе ничего не грозит. Ни исключение из церкви, ни понижение по службе. Более того я не являюсь " ортодоксальным " христианином, а скорее человеком, о котором говорит Евангелие Лук.9;49-50. Живое слово Евангелия не терпит догм, которые со временем оказывают на верующего человека порой неизгладимое влияние. Думается автор книги не до конца их изжил или возможно и то, что некоторых вопросов он просто не касается, опасаясь еще больших осуждений, вплоть до исключения из православия.
Разберем два примера из текстов о рубашке и щеке, в которых присутствуют буквальные, традиционные понимания церковных людей, не одолевших в себе старые толкования, без попыток их переосмыслить. По тому как пишет автор; к этим толкованиям текстов добавить уже нечего. Но так ли это? То, что предлагает Христос в этих текстах далеко не всем доступно. Если вместо правой щеки мы представим, то правое дело, то есть истины, которые Он отстаивает, то у нас получается; что Христос предлагает упорно стоять на своем, в истине, не сдаваясь подставить другую щеку, потом "третью" и так до конца, вплоть до самой смерти. Что и было подтверждено Им на Голгофе.
Теперь об одеждах. Человек за свою жизнь приобретает большой опыт по защите и оправдании своих греховных наклонностях, прикрываясь различными одежками (идеями), начиная со времен Адама с его смоковными одеждами. Христос же предлагает без сопротивления расставаться с такой одеждой и когда тебя просят с ней расстаться, вплоть до самой последней рубашки. Ведь эти рубашки, надетые с чужого плеча скрывают саму человеческую суть, его индивидуальность. Коснемся еще одного важного момента, пророчеств, от которых во многом зависит человеческая жизнь, как гласит: Лук.19;44
" И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе. И не оставят в тебе камня на камне, за то что ты не узнал времени посещения твоего ". Здесь мы видим, что знание времен и сроков далеко не праздное любопытство и оно уже сбылось в Иудеи, в назидание всем нам, теперь пришло наше время.
В Деян.1;6-7 есть такой текст, в котором ученики спрашивают; когда будет восстановлено царство на земле? На что Христос отвечает:
" Не ваше дело знать время и сроки, которые Отец положил в Своей власти ".
Здесь важно уяснить, кому относятся эти слова? Естественно тем, кто задает его, ученикам, современникам Христа, для которых было многое скрыто; ведь впереди предстояло пройти путь в 2000 лет, должны были пройти определенные события и умножиться ведения (знания) Дан.12;4,9 и только тогда должны открыться запечатанные книги и откровения. Сейчас это время пришло и события эти свершились! Естественно ученики ни чего бы не поняли, как не понимают и сейчас многие православные священники, отправляя вопрошающих к истокам зарождения христианства?! Как бы и не прошло 2000 лет и руководствуются древними толкованиями старцев, во времена которых как раз и были запечатаны книги и ведения, по пророчествам Даниила.
Вот по этому православие до сих пор ждут прихода Еноха, Илии и антихриста, которые давно уже пришли и исполнили свои миссии во время, времена и полвремени, в период с 1917 - 21г.г.
Многие называют это время, наказание России, не иначе, как бич Божий. Что вполне закономерно. Потому как с некоторых пор православие полностью положилось на святых отцов и перестало исследовать Писание. За что;
" Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня ". Рим.11;8.
Чтобы мое мнение не было голословным, желающие могут убедиться прочитав ряд критических замечаний из самой книги " Торжество и нищета православия ".
* * *
Возьмем для начала главу: " Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? ". стр.77
Уже в самом вопросе сокрыт ответ; веру придется искать и искать не в католических храмах, ни в православных соборах или на протестанских собраниях, которые у всех на виду, а в каких то мало известных местах и общинах. А вернее в том храме, о котором пишется в 1-Кор.3;16 " Разве не знаете, что вы храм Божий... " Конечно подобные люди имеются и в перечисленных конфессиях, но которые не проявляют себя по многим причинам, которые уже упоминались. Этот стих от Луки очень часто встречается в книге, вероятно автора сильно беспокоит эта тема. Но что любопытно, то что он не затрагивает главного основного смысла веры, касаясь только второстепенных ее вопросов. И вопрос; где искать эту веру остается открытым.
Глава " Мысли на день Пятидесятницы...".
" И вот новый народ. Есть нечто иное, как Вселенская Церковь, воспринимающая дар Св.Духа, уже не посредством Закона, но напрямую и без посредников через схождения огня в Пятидесятницу ". стр. 114
Да, подобное происходило раньше и тому были свидетели, которых были сотни, а порой и тысячи. Но происходит нечто подобное сейчас? Мы просто наблюдаем некий ритуал через рукоположение. А можно ли это назвать тем, о чем пишется в этой цитате?
Глава " Охранительство и свобода ".
Привыкаю к новой обстановке, необычная тишина и покой, редкая возможность
сосредоточиться. Аритмия - это когда в человеческом организме отсутствует унисон и происходят сбои. Этим симптомам подвержены также народы и государства, не исключение и Россия, постоянно раздираемая борьбой за управление и главенством в стране, порой между царской и церковной властями. Вероятно не зря символом герба был определен орел о двух головах, смотрящий в разные стороны.
" По многим вопросам, не касающемся догматов, у святых отцов были совершенно различные высказывания...". стр.123
" Еретиков всегда было гораздо больше, значительно больше внутри самой Церкви, нежели принято думать ". стр. 148
" Трагизм православной истории видят всегда в торжестве внешнего зла...Никогда - во " внутри ". И пока это так, то, по моему убеждению, никакое возрождение Православия невозможно ". стр.165
Все это так, и в предыдущих главах говорится о том же. И делаем многое того, что вопреки Христианству, которое как бы испытывает терпение Бога, живя по традиции и преданию старцев, называя их " отцами ", не обращая уже никакого внимания на то, что сказал Христос: ...не называйте никого Отцом и Учителем...
Не пришло ли время, о котором говорит Отк.18;4 и 6:
" ...выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее..."
" Воздайте ей так...и в вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовила вам вино...".
А есть ли сейчас такие решительные люди? А вообще куда выходить, где искать и как воздавать, чтобы это не казалось осуждением?
Вероятно эти вопросы должны решаться самостоятельно, индивидуально в зависимости от: " Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить ". Фил.3;16
Глава " Не осуждайте...".
" ...часто встречается мнение, что только в Православной Церкви спасение, и те, кто не принадлежат к ней, соответственно не спасутся ". стр.173
Вот вам еще один пример, идущий вопреки Евангелию, которое говорит: " Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать " Рим. 11; 26-32
Как плохо мы знаем Писание. Впрочем подобными заявлениями грешит не только православие, но почти все христианские конфессии.
Глава " Эсхатологический этюд ".
" Мне все чаще приходят мысли в последнее время, что " тайна беззакония ", о которой ведет речь апостол Павел в 2-Фес.2;3-8, раскрывается именно в Церкви...". стр.187
Как уже говорилось ранее явление антихриста и его погибель мы " успешно " проспали. Антихрист воссел в храмах и душах человеческих сначала на одной шестой части ( России ), а потом разросся до одной трети земли, захватывая Европу, Азию, Африку, и страны обеих Америк, как свидетельствует Откровение Иоанна, обольщая всех верующих, так и избранных.
" ...все эти соблазны христианам предстоит еще проходить...". Стр.189
Но эпоха антихриста прошла в 1992 году, ибо небесный суд уже свершился Дан.7;11-12, Отк.19;20. С крушением и несостоятельностью коммунистических идей. Теперь воинствует только дьявол и прочие звери, которым дано время только на срок.
Не понятно только, кому это выгодно, то что антихрист еще не пришел? Напрашивается одно; только тем, кто исправно ему служил все эти годы и тем кто не до конца осмыслил, то что произошло в России, начиная с 1917 года.
Глава " Непротивление и сопротивление ".
" Поэтому чаще всего, конечно заповедь о любви к врагам, да даже просто к идейным оппонентам, запредельна и недосягаема для нас...". стр.224
Увы, приходиться согласится с автором, но этого недостаточно, ибо с чего то все таки надо начинать, как бы нам не хотелось. Не случайно эта заповедь стоит в конце Нагорной проповеди и указывает нам, что исполнять ее можно тогда, когда верующий человек довольно хорошо исполняет предыдущие заповеди и имеет уже некий опыт. И начинать надо хотя с того, как писал Ф.Достоевский: понять человека, значит простить. Другой принцип, когда ты поставишь себя на место врага и хотя бы немного постараешься войти в его положение. Тогда возможно ты поймешь, что враг говорит о тебе правду в глаза, не таясь, чего не всегда могут сделать твои близкие, жалея тебя. Думаю, что в последующих главах автор книги даст нам возможность неоднократно прикоснуться к подобным примерам.
Глава " Этюд о богооставленности ".
" Произошло некоторое парадоксальное, если так можно выразиться, " перераспределение благодати " ; есть неверующие люди, не участвующие в таинствах и обрядах..., которые нередко живут достойнее и достигают большей внутренней свободы, большего здравомыслия, чем те, кто остается внутри церковной ограды. " стр.231
" Христианам не подобает быть самодовольными и презирать тех, кого мучит вопрос о Боге. Совсем не подобает им презирать, например Ницше. Безбожники могут быть лучше тех, которые говорят; " Господи, Господи ". стр.232
" Реликтовый субъект одухотворяется, очеловечивается через кризисы и катастрофы, которые видимо могут производить впечатление смерти самого христианства. Можно в конце концов признать, что и Спиноза со своей борьбой с антропоморфизмом, и злые издевательства Вольтера, и критика Канта, и диалектика Гегеля, и антропологизм Фейербаха, и обличения классовой лжи Маркса, и библейская критика, и мифологическая теория, и восстание против христианства Ницше, и провокации Розанова были обогащающим опытом, были очистительным огнем ". стр.265
Но кто эти люди? Стоящие как в церковной ограде, как и вне ее. Некоторых из них открыто называют врагами церкви ( которых, кстати надо любить ), но вместо этого их приговорили уже к " гиене огненной ". За то, что они не боятся обличать и воздавать
" вавилонской блуднице". Не о них ли это пишется; " ...те, которые клянутся злому и не изменяют ".
А найдутся ли подобные в самой церкви? Только малая горсточка, да и то рассеянная и разрозненная по глубинкам необъятной России.
Знаю одного, двух православных священников, которые по другому истолковывают слова Христа; " ...и последние будут первыми, а первые последними ". Это равнозначно лозунгу большевиков; " кто был ничем, тот станет всем ". А что произошло с Россией в 1917 году? Практически были убраны все правящие, священные и дворянские сословия, которые уже не могли дать народам России ничего нового и позитивного, вот их места и заняли, те кто был ничем. Вот только я прошу не спешить с выводами и не судить пока по плодам, которые только-только сейчас начинают проявляться. А обратиться к Евангелию, посланию Римлянам. Библейские события имеют особенность повторяться, уже на более масштабном уровне, но с той же аналогией. То что произошло с древним Израилем, произошло и с Россией, в начале 20 века.
О духе усыпления в предреволюционной России уже упоминалось ранее и если она становится аналогом Израиля, то тексты в послании Римлянам вполне можно принять, как обращение к христианскому народу.
" И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. В отношении к благовестию, они враги вам...( имеется в виду прогнившие, правящие и наставляющие классы ). Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их. Так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы " Рим.11; 27-32.
- читающий, да разумеет -
P.S. Хочется задать один наивный вопрос. Великих людей подобно Л.Толстому, Ницще и других порой сильно "заносит" и они допускают существенные ошибки на протяжении своей жизни, от которых также не застрахованы были библейские пророки и святые Нового завета. А кто без греха? Так вот вопрос; почему у нас принято относится предвзято, к так называемым "еретикам" и несогласным?
Хотя у Бога нет, как гласит Писание лицеприятия. Он даже восклицает: Знаю твои дела; ты не холоден, ни горяч; о если бы ты был холоден или горяч ". Отк.3;15
Глава " Проблема объективизации духа... "
" Было время, когда Церковь как бремя, как падение переживала торжество "казенщины" в себе, свою " казенную судьбу". Теперь она начинает любить ее..." стр. 249
" ...и самое ужасное, повторяю, это то, что мы уже почти не ощущаем больше невозможности жить в этой лжи, лукаво и лицемерно покрытой всей "священностью" и "торжественностью" православного быта " стр. 250
Это только подтверждает раннее изложенные мысли. О том, что при крещении Руси мы получили довольно сложное и неоднозначное учение, прошедшее путь от Вселенских соборов, появления "ересей", ряд расколов, более 100 летнюю борьбу с иконоборчеством и много еще чего. Но, главное это разделение христианства в 869 году на католичество и православие, когда святые отцы, бывшие как на одной, так и с другой стороны не нашли полного согласия между собой и обе церкви были обречены. Но кто из них был более прав? Христос же сказал:
" Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;
И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот " Мар.3;25
Так и случилось (сначала пала Византийская, потом Священная Римская империя в 1806 и в 1917 году Российская ).
Разделение христианства не могло не оставить тяжелых последствий, для новообращенной Руси. Более того Русь отставала от Европы в принятии христианской веры более чем на 600 лет. Нужно было время, чтобы заполнить этот разрыв, но как и чем? При полном отсутствии творческого вдохновения масс, которая была сплошь религиозно невежественна? Казенщина торжествовала и тут. Перевод Библии на русский язык завершился к 1863 году и сразу пошел в печать. Подумать только, что от времени крещения Руси прошло почти 1000 лет! Слов нет!
Глава " Христианство веры..."
Мое медицинское обследование продолжается, продолжается и мое чтение книги-эссе Ф.Парфенова, которое требует более масштабного исследования. Приходится многое пропускать и останавливаться только на самом главном и необходимом. Соседу по палате разрешили принести свой переносной телевизор. На маленьком экране возник образ священника Т.Шевкунова. Автора фильма " Падение империи", где он торжественно показывает переход языческой Руси в христианство, совершенно не освещая, все сложности за этим стоящие, ибо многие языческие традиции и предания легко перекочевали в христианство, еще до крещения Руси, а тут добавились и свои родные образы; удобно вписавшиеся в православие; Иван Купала, Илья пророк, Николай-угодник (дед Мороз), Триглав (Троица), резные, деревянные фигурки апостолов и святых, "Масленица", пасхальные яйца, всего то и не упомнишь...
О какой чистоте веры можно говорить? Когда в конце передачи сам автор фильма признает, что духовные семинарии предреволюционной России стали "кузнецами" для подготовки революционеров!
Да, все мы разные, как и разные у нас интеллектуальные знания и возможности. " Ибо не одной мерой всем дает Бог ".
" На Страшном суде согласно притче евангелиста Матфея (гл.25;31-46), с нас не будет спрошено, как точно мы исповедовали христологические и тринитарный догматы. А вот поступали ли мы с ближними так, как хотели бы, чтобы поступали с нами самими; были ли верны в малом человеческом, будет спрошено непременно " стр. 281
" Отец Георгий Флоренский мне как то сказал: знаешь. Нет ни одного отца, у которого нельзя найти ереси..." стр.282
Если святые отцы ошибались и как следствие Вселенские соборы приводили к расколам, распрям и религиозным войнам между христианами, то тут непременно нужно задуматься. Не получили ли мы в итоге:
" ...веру Христову превратили в "религию", в одну из земных религий с ее многочисленными правилами, ограничениями и запретами, тогда как, по замечанию о.Александра Шмемана, христианство по существу есть " конец религии " стр.287
Если это так, то невольно приходит в голову притча "о злых виноградарях". Которые изгоняются из " виноградника " за свою алчность и непригодность. А вместо них приходят другие люди. Как обычно и случается в библейских историях.
Но, " Современный мир с некоторых пор интересен тем, что люди не церковные и просто не христиане подчас лучше реализуют некоторые христианские заповеди на практике, чем люди Церкви " стр.288
Вероятно с них и начнется новое Тысячелетнее Царство нашего Спасителя.
Вместо эпилога.
Подошло к концу мое пребывание в палате Љ 325, медицинское обследование закончено. Но не закончена работа над комментариями к книге, как не закончена и сама книга, которая требует еще продолжения и более глубокого критического проникновения по теме Православия. Тем не менее я рад, что по отдельным темам у нас общее видение. Как и многие религии Христианство подошло к своему закономерному завершению, как будет называться новая, один Господь ведает. Но можно предположить, что основная борьба будет жесткая, ибо старое и ветхое не отступит так просто, бряцая заслугами и говоря; кто ты такой?
Но эстафету нового Тысячелетия подхватят скорей всего люди, находящиеся вне церковной ограды и язычники, не исключаю, что ими могут оказаться восточные народы Китая, Индии и др. Ведь написано: " Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада. Так и будет пришествие Сына Человеческого ".
Сейчас же мы находимся в сложной ситуации, подобной той, когда Христос воскликнул: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?
Это последнее испытание и проверка для людей на духовную зрелость и самостоятельность. Когда некоторые вопросы необходимо решать самому и невольно выносить себе самому приговор, в этом уходящем в прошлое мире.
Тем не менее спасибо автору за это эссе и пожелать ему в дальнейшем еще большего дерзновения на этом пути и как гласит Нагорная проповедь: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
В заключении несколько слов от Т. Мана:
Думать о Боге - значить не только стараться понять. Что Он Такое.
Это прежде всего, знать и думать о том, чтобы выполнить Его волю.
Не упустить сделать то, чему пора свершиться, чему уже пробил срок на часах истории.
Кто заботится о Боге, тот озабочен мыслью, не продолжает ли он считать правильным и справедливым то, что некогда действительно было истиной, но перестала быть ей.