Смоленцев Алексей Иванович : другие произведения.

Птицы как "свидетели" тайны творчества (по стихам и прозе Ивана Бунина)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    150-летию И.А. Бунина. - "Исследовательская новелла" - Полный текст онлайн выступления (Видео см. по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=D5JOtEE4LOo ) на Конференции, посвященной 150-летию И.А. Бунина - "Творческое наследие И.А. Бунина: контексты понимания на рубеже веков" - Воронежский государственный университет, Кафедра русской литературы ХХ и ХХI веков, теории литературы и гуманитарных наук; 12-13 ноября 2020

  Алексей Смоленцев
  (Краснодарское региональное отделение
  Союза писателей России)
  Птицы как "свидетели" тайны творчества
  (по стихам и прозе Ивана Бунина)
  (Мир птиц Ивана Бунина... "и темный смысл, которым полон он")
  150-летию И.А. Бунина. - "Исследовательская новелла" - Полный текст онлайн выступления (Видео см. по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=D5JOtEE4LOo ) на Конференции, посвященной 150-летию И.А. Бунина - "Творческое наследие И.А. Бунина: контексты понимания на рубеже веков" - Воронежский государственный университет, Кафедра русской литературы ХХ и ХХI веков, теории литературы и гуманитарных наук; 12-13 ноября 2020
  
  Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,
  И клен над облетевшею листвой,
  На пустоте лазоревой и чистой,
  Уже весь голый, легкий и ветвистый...
  О, мука мук! Что надо мне, ему,
  Щеглам, листве? И разве я пойму,
  Зачем я должен радость этой муки,
  Вот этот небосклон, и этот звон,
  И темный смысл, которым полон он,
  Вместить в созвучия и звуки?
  Я должен взять - и, разгадав, отдать,
  Мне кто-то должен сострадать,
  (...)
  - Беру большой зубчатый лист с тугим
  Пурпурным стеблем, - пусть в моей тетради
  Останется хоть память вместе с ним
  Об этом светлом вертограде
  (...)
   (3.X.17).
  Это стихотворение Щеглы... я прочел его с некоторыми сокращениями...О чем это? - О птицах или о творчестве. Пожалуй, о творчестве здесь более сказано, чем о птицах... Не просто более, а и весомее - программный, в существе, творческий вопрос:
  Зачем я должен радость этой муки,
  Вот этот небосклон, и этот звон,
  И темный смысл, которым полон он,
  Вместить в созвучия и звуки?
  
  Вроде бы и ответа нет... а ответ есть:
  
  Я должен взять - и, разгадав, отдать,
  
  Вот ответ: я должен... просто потому, что я - должен... Вспомним - "как бог я обречен познать тоску всех стран и всех времен"... обречен, должен... а совсем точно это понимается в контексте смыслов о Баратынском. Баратынский в письме 1831 года Плетневу - "Дарование есть поручение. Должно исполнить его, несмотря ни на какие препятствия..."...
  Должно исполнить... я должен... это даже не параллель - это один и тот же смысл в контексте понимания.
  А смысл стихотворения в целом: Поэт - должен взять и запечатлеть чудо этого светлого вертограда в слове... он - должен... но он не может этого сделать... что же Поэту по силам? - он берет кленовый лист - и заключает - пусть в моей тетради останется хоть память вместе с ним...
  А, вот здесь можно говорить о параллели... лист будет вложен в тетрадь... вместе с ним останется память... но в тетради же будет записано стихотворение Щеглы и назван их звон... только назван, определен... но выразить этот звон невозможно... это не выразимо словами... стихотворение Щеглы в тетради Поэта - это всего лишь память о щеглах, их звоне, вертограде... как и лист - тоже в тетради и тоже лишь память...
  И лист и стихотворение Щеглы, таким образом, - свидетели, ... память - это свидетельство ... - свидетели мгновения жизни Поэта, слитой с Жизнью окружающего мира, свидетели запечатленного мгновения земного бытия...
  Вроде бы все со смыслами? ... однако Бунин - неисчерпаем как и сама земная жизнь... как само земное бытие...
  Посмотрим, - творческое намерение Поэта не просто - взять и отдать... Я должен взять... и - Разгадав - отдать... Разгадав?! ... да чего ж тут разгадывать? - Стихотворение как и сам Вертоград светло, прозрачно даже...
  Прозрачно, но не полностью... есть темная область:
  Щеглы... их звон... и темный смысл, которым полон он... звон щеглов полон темного смысла...
  Вот, где Бунин - простой и понятный для всех и потаенный - для немногих...
  Да, теперь все на месте - есть что разгадывать - темный смысл...
  Но, что это за темный смысл в простом звоне щеглов... сам звон прекрасен, а смысл у него - темный... как так?
  Следующий вопрос - разгадать? ... темный смысл - имеется ввиду разгадать, но разгадывают не темное, а тайное?
  Но Бунин говорит: темный смысл...
  И как раз в этом понятии "темный" и затаена разгадка и стихотворения и самого звона... и, даже, тайны творчества...
  Темный смысл... Темный ...
  При моем - тщательном (можно так сказать) чтении и понимании Бунина, я руководствуюсь собственным постулатом, который звучит так: "У Бунина ни одно слово по одиночке не ходит". Дальше уже работа в Контекстах понимания - прямо по тематике нашей Конференции.
  То есть, в данном случае надо поискать "пару" понятию "темный".
  Где будем искать? Каковы контексты? - Сам Бунин и Русская литература.
  Коль скоро речь о творчестве... то и искать долго не приходится... Все на поверхности...
  Стихотворение "В горах" (созданное - 12 февраля 1916, то есть не задолго до стихотворения Щеглы, их звон..., которые созданы, напомним 3 октября 2017)...
  В горах
  Поэзия темна, в словах невыразима:
  Как взволновал меня вот этот дикий скат.
  Пустой кремнистый дол, загон овечьих стад,
  Пастушеский костер и горький запах дыма!
  
  Можно сформулировать "Парадокс Бунина": темный смысл высветляет тайну творчества.
  Поэзия темна... потому-то - темен смысл звона щеглов...
  Звон щеглов - он и есть сам по себе Поэзия...
  Первая и последняя строки стихотворения:
  
  Щеглы, их звон, стеклянный, неживой
  ...
  И о щеглах с хрустально-мертвым звоном
  
  Первая и последняя строки стихотворения... стихотворение - не закольцовано! , а - обрамлено звоном... оно все на фоне звона как и сам светлый вертоград пронизан звоном...
  Поэзией то и есть... это Поэзия как таковая - голос Сокровенной души мира... ее невозможно выразить в словах - "в словах невыразима...".
  Теперь со Щеглами и их звоном все прозрачно и ясно...
  Поклонимся Благодарно Ивану Алексеевичу Бунину за такие прозрачные глубины смыслов и за восторг сердца... творческий восторг...
  Однако сколь прозрачней - вровень со светом вертограда - стало в Щеглах, столь же темнее... стал смысл самого явления "Поэзия"...
  В стихотворении "В горах" Бунин еще и усиливает начальный посыл "Поэзия темна..."
  Цитируем -
  Она в моем наследстве.
  Чем я богаче им, тем больше - я поэт.
  
  Я говорю себе, почуяв темный след
  Того, что пращур мой воспринял в древнем детстве:
  - Нет в мире разных душ и времени в нем нет!
  
  Здесь надо читать наследство и след как слова однокоренные.
  И надо читать "Жизнь Арсеньева"
  "...рос я в великой глуши. Пустынные поля, одинокая усадьба среди них... Зимой безграничное снежное море, летом - море хлебов, трав и цветов... И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание... Но грустит ли в тишине, в глуши какой-нибудь сурок, жаворонок? Нет, они ни о чем не спрашивают, ничему не дивятся, не чувствуют той сокровенной души, которая всегда чудится человеческой душе в мире, окружающем ее, не знают ни зова пространств, ни бега времени. А я уже и тогда знал все это. Глубина неба, даль полей говорили мне о чем-то ином, как бы существующем помимо их, вызывали мечту и тоску о чем-то мне недостающем, трогали непонятной любовью и нежностью неизвестно к кому и чему ..."
  
  Я пробовал сократить эту цитату - она не сокращается... в ней высветлено то, почему Темна Поэзия... почему не выразима в словах... зов пространства и бег времени... мечта и тоска... любовь и нежность... - эти чувства души человеческой - и есть ее Поэтическое состояние... творческое... Со-Творческое с Сокровенной душой...
  
  Сокровенная душа... чувство сокровенной души... сурок и жаворонок - они проявления сокровенной души, потому они ее и не чувствуют... они - жизнь сокровенной души...
  А человеческой душе - Сокровенная душа может только чудиться в мире окружающем человеческую душу...
  Жизнь сокровенной души мира - это и есть Поэзия... (звон Щеглов в частности)... Пращур Поэта в древнем детстве воспринял - чувство Сокровенной души... Поэт в своем сегодняшнем дне может чуять только "темный след", того чистого восприятия Сокровенной души, которое было у его пращура... и чем богаче поэт, этой возможностью - чуять след, - темный след - это след Жизни Сокровенной души, это След Поэзии, - тем в большей степени он - Поэт.
  Конечно, мы уже полностью перешли на язык символов или в Символическое пространство... но - таков Бунин.
  Что же понятие - "темный"... "темный смысл", "Поэзия темна"... "темный след"...
  Посмотрим в Русской литературе...
  
  Есть речи - значенье
  Темно иль ничтожно,
  Но им без волненья
  Внимать невозможно.
  
  Как полны их звуки
  Безумством желанья!
  В них слезы разлуки,
  В них трепет свиданья.
  
  Не встретит ответа
  Средь шума мирского
  Из пламя и света
  Рожденное слово;
  
  Но в храме, средь боя
  И где я ни буду,
  Услышав его, я
  Узнаю повсюду.
  
  Не кончив молитвы,
  На звук тот отвечу
  И брошусь из битвы
  Ему я навстречу.
  <1839; 1840>
  Михаил Юрьевич Лермонтов... речи значенье - темно... но значение речи - это ее смысл... вот, здесь: Поэзия темна... здесь - звон щеглов - одно из проявлений поэзии - полный темного смысла... мы сказали - Парадокс Бунина: темным смыслом высветлять тайну творчества...
  А, ведь, это Парадокс Лермонтова: Слово, рождено из Пламя и Света... а значение (смысл) речи - темно...
  Как это возможно? Но - возможно... и здесь таится существо Поэзии....
  И еще отметим: Не встретит ответа средь шума мирского... и Бунин: - Поэзия не в том, совсем не в том, что свет Поэзией зовет... свет и мирской шум - это одно и тоже...
  И Отметим еще - но им без волненья внимать не возможно... И, вновь, вспомним Бунина В горах - как взволновал меня вот этот дикий скат ...
  Это одно и тоже волнение... не Лермонтова и не Бунина волнение... волнение Русской поэзии... при соприкосновением с Пламенем и Светом...
  С Буниным, в каком-то смысле очень просто и очень надежно работать - у него, хоть в поэзии, хоть в прозе - элементы лишние и случайные - отсутствуют как таковые... а вот элемента невидимого, в видимом пространстве текста, - хоть отбавляй...
  Но как мы сейчас прямо в живой практике - видим - элемент невидимый отчетливо проявляется в правильных контекстах...
  Посмотрим внимательнее, тщательнее - о чем говорит Лермонтов. Пламя и Свет Слова (я произношу эти слова с большой буквы) и темное значение речи - это не единственный парадокс стихотворения. Более - само содержание кричащий Парадокс.
  Лермонтов называет два святых, в прямом смысле для него - русского поэта и русского офицера - понятия: храм и битва...
  Что значит для Лермонтова человека отчаянной храбрости, - по свидетельствам его сослуживцев - кавказских ветеранов - броситься из битвы?... что это для него, автора стихотворения "Гарун" - Гарун бежал быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла - бежал он в страхе с поля брани, где кровь черкесская текла...
  И если русский офицер готов броситься из битвы, значит его отвлекает, что-то из ряда вон выходящее... выходящее, вон из земного ряда... смена координат... и в них какой-то новый, высокий, высший ценностный состав...
  Где же контекст для явления из невидимого в видимое - этого ценностного состава...
  Есть в Православной Церкви Праздник Сошествия Святаго Духа на апостолов... и по толкованиям на Евангелия в Этом событии явлены и Свет и Пламя и шум...
  Несомненно, что в этом контексте... смысл стихотворения Лермонтова - яснее... или просто - ясен... "брошусь из битвы" - речь идет не о внешнем движении, а о движении души... это движение души навстречу - Вдохновению...
  Лишь Вдохновение способно отвлечь внутреннюю сосредоточенность Поэта - даже от молитвы... даже от битвы...
  Что говорит о Вдохновении Владимир Иванович Даль? Отметим, что обращение к Словарю Даля так же один из моих принципов чтения русской литературы... Бунин еще в раннем стихотворении отметил:
  И хоть бы в словах-то людских
  Не так уж все было избито!
  Значенья не сыщете в них,
  Значение их позабыто!
  Это 1889 год - стихотворение "Зачем и о чем говорить". Это во времена юного Бунина - "позабыто", а мы сегодня вообще не понимаем о чем речь... Поэтому - Словарь Даля - это один из самых необходимых контекстов...
  Даль: Вдохновлять, вдохновить кого, воодушевлять, оживлять, восхищать, воспламенять, пробуждать духом и делать способным к высшим проявлениям духовных сил. Бог вдохновил пророков. Вдохновенный певец. ... Вдохновение ср. действие того, кто вдохновляеть; | духовное внушение, состояние вдохновенного; | высшее духовное состояние и настроение; восторженность, сосредоточенье и необычайное проявление умственных сил. | Наитие, внушение, ниспосланное свыше.
  
  Запомним это ... одно из определений Вдохновения - Наитие, внушение, ниспосланное свыше.
  И вернемся к Бунину... к птицам Бунина... к птицам - свидетелям...
  
  В числе первых записей Алексея Арсеньева, то есть при начале его собственного творчества, мы читаем и следующую запись:
  "Наш бывший дворовый, слепой старик Герасим, ходил, как все слепые, приподняв лицо и как бы прислушиваясь, по наитию щупая палкой дорогу. Он жил в избушке на краю деревни, бобылем, только с перепелом, который сидел в лубяной клетке и все бился в ней, подпрыгивал в крышку из холстины, облысел, ударяясь в нее изо дня в день. Каждую летнюю зорю Герасим, несмотря на слепоту, ходил в поля ловить перепелов, наслаждаться их перекличкой, разносимой по полям теплым ветром, дующим в слепое лицо. Он говорил, что нет ничего на свете милей замирания сердца в те минуты, когда перепел, все ближе подходя к сети, через известные промежутки времени бьет все горячее, все громче и все страшней для ловца. Вот был истинный, бескорыстный поэт!" (это 14 глава книги 5-й "ЖА").
  Удивительная запись. Здесь каждое слово - содержит бездны смысла... как само бытие... живая иллюстрация к Ломоносову - открылась бездна звезд полна... звездам числа нет... бездне дна... такая же бездна в этом малом пространстве ЖА... такие же звезды... - жемчужины смысла...
  Слепой ловец перепелов и он же бескорыстный поэт... и он же - ходит по наитию... ходит, но, ведь, и перепелов он ловит тоже по наитию... Ловец по Далю - охотник... охотник и поэт... Наитие - нашествие свыше, - говорит Даль, - вдохновение... целый информационный узел завязан здесь... а, ведь, это еще не все содержание записи... перепел в клетке... в какой же клетке - в лубяной! ... и сразу веет сказкой... (спросим в скобках, а что такое сказка в Русской литературе - "У Лукоморья дуб зеленый..." ... и крыша клетки из холстины (холст - атрибут творчества)... и перепел облысел ударяясь о крышку изо дня в день... поставим знак вопроса - так, художник бьется о холст, так, поэт, бьется о лист бумаги - ? ... А, ведь, этот перепел в клетке он - свидетель... свидетель всего, о чем говорится в Записи... живой свидетель...
  У Герасима есть свидетель, того, что он ловец перепелов - перепел, которого он поймал... у художника, тоже есть свидетели - это его произведения... на холсте или в толстой тетради...
  Удивительная запись, удивительная концентрация смыслов...
  Замирание сердца... и перепел бьет все горячее... громче... все страшней... страшней - очень точное и важное слово здесь... но о чем это? Об охоте или творчестве... миг наития... миг вдохновения... страшный миг...
  Ловец (охотник) и бескорыстный поэт... А, ведь, среди первых, уже не Записей, а впечатлений жизни, маленького еще по возрасту - семи лет - Арсеньева, есть впечатления от охотничьего кинжала...
  И если читать в символике Лермонтова - стихотворение с заглавием Поэт рассказывает о кинжале... и первая строка - "отделкой золотой блистает мой кинжал"... то получается взаимодействие смыслов: охотник - бескорыстный поэт - скрывается за ловцом перепелов... и охотник поэт - скрываются за охотничьим кинжалом... и еще очень важная параллель Кинжал у Лермонтова, он тоже бескорыстный - "наезднику в горах служил он много лет, / не зная платы за услугу"... по Далю - отсутствие платы за дела, один из признаков бескорыстия.
  
  И вот отсюда из Пятой книги... из "Лики"... надо возвращаться в "Жизнь Арсеньева", - в книги с Первой по Четвертую и читать уже Символическое пространство "Жизни Арсеньева"... с замиранием сердца прозревать архитектуру невидимого состава художественного мира, невесомо, но зримо зиждущуюся в Символическом пространстве книги.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"