Смирнов Леон : другие произведения.

Свиток Керинта. Как продали реальную историю Христа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ...Как оказалось, накануне он продал некий легендарный апокриф, известный как ћапокриф КеринтаЋ или ћевангелие от КеринтаЋ. Причем не какую-нибудь копию, а оригинал, самим этим Керинтом написанный.


   Свиток Керинта. Как продали реальную историю Христа.
  
   Сейчас, по-моему, уже ни для кого не секрет, что в конце иракской кампании на каждом вшивом базаре торговали всяческими древностями самого сомнительного происхождения. В этот период реальные вещи стоили чуть ли не дешевле голимых подделок - поскольку доставались владельцам попросту даром. Сначала наши покупали всякую мелочь на сувениры, а потом некоторые вошли во вкус и покупали уже с прицелом на бизнес. Мой товарищ (имен я называть не буду), в частности, стал скупать свитки. По моим прикидкам купил он их примерно на полторы тысячи долларов или около того. С учетом того, что их отдавали обычно за двадцатку, за канистру горючки, а иногда вообще за две - три пачки сигарет, у него образовалась целая куча этого добра. Ежу было ясно, что все это - краденное и домой он не вывезет и десятой части. То же самое, впрочем, касалось и остальных наших недоделанных бизнесменов. Потом оказалось, что оккупационная администрация тоже не намерена до бесконечности терпеть весь этот бардак. Поскольку сцены "добывания" этих древностей раз двадцать показывали по CNN, поднялся вой, кому-то наверху дали по шапке, в общем появилось мнение, что от всего этого добра надо как-то избавляться. Ну, если не от всего, то по крайней мере, от крупных предметов. Естественно, тут же появились перекупщики - твари еще те, надо сказать. Но мой товарищ был человеком толковым и придумал, как даже из этой непростой ситуации извлечь выгоду. Он нанял какого-то полуголодного старого араба, который был в свое время чуть ли не университетским профессором и знал, наверное, языков пятьдесят - в том числе латынь, койне, арамейский, иврит и еще что-то древнее. Мой товарищ купил на базаре старый ультрафиолетовый детектор банкнот, с помощью которого читались выцветшие надписи и они вдвоем просиживали ночи напролет, разбирая свитки. Этот араб переводил прямо с листа, а мой товарищ записывал. Некоторые свитки он отбрасывал сразу - это были жалобы каких-то древних барыг на высокие налоги или на попорченные товары, рапорты древнеримских ментов и прочая лажа. Такое он спихивал перекупщикам даже особо не торгуясь. Если попадалось что-то стоящее - он записывал перевод полностью, приклеивал к свитку скотчем и клал в отдельный ящик. За такие вещи уже шел конкретный торг (какие-то суфийские стихи он толкнул в итоге за пять тысяч). В один прекрасный день он взял да и поменял все оставшиеся свитки на четыре бутылки отличного французского коньяка. В процессе употребления этого самого коньяка, он заявил, что теперь-то жизнь удалась и помахал в воздухе картой visa gold. Как оказалось, накануне он продал некий легендарный апокриф, известный как "апокриф Керинта" или "евангелие от Керинта". Причем не какую-нибудь копию, а оригинал, самим этим Керинтом написанный. Я естественно, спросил, что за птица этот Керинт и при чем тут евангелие. В ответ он дал мне пачку листочков с переводом, которые так и остались у меня вроде как на память. Мой товарищ домой не вернулся. Думаю, он осуществил свою мечту: купил кусок какого-нибудь острова, сидит под пальмой на персональном пляже и курит бамбук. А я, как и обещал ему, два месяца не трепался на эту тему.
   А теперь зачем я вообще все это пишу. Человек я абсолютно не верующий, но евангелия читал и собственное мнение о вопросе составил. В тех евангелиях все как-то ненатурально. Дело даже не в чудесах - фокусы и сейчас показывают, взять того же Копперфилда. Дело в том, что в жизни так попросту не бывает - хоть сейчас, хоть две тысячи лет назад. Люди так себя не ведут, дела так не делаются (а уж на Ближнем Востоке - особенно, можете мне поверить), и вообще никакой логики событий не просматривается. А здесь читаешь - и чувствуешь: похоже на правду. Если что-то и было, то примерно так, как написано у Керинта. Скажем, так: я прочитал и склонен ему поверить - а почему бы и нет. А в общем - читайте сами.
  
   --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
   Люцию от Керинта - радоваться.
  
   I. Ты спрашивал у меня о человеке, из-за которого случились волнения иудеев в Риме, и которого называли Хрест [Chrest].
  
   Известно мне не менее троих, о ком могли говорить такое. Все трое были знакомы между собой, а бывало и подолгу находились в одних и тех же местах. Расскажу тебе про каждого, кто же из них тебе нужен - решай сам.
   Аполлоний-Капподокиец, или Протей, который родом, как говорят, из Тиана.
   Исус-Египтянин, который родом вроде бы из Иудеи, однако вырос в Египте, почему и прозывался так.
   Симон-Самариец по прозвищу Маг, хотя он и не происходит из тех магов, что в Персии. Но маги вроде бы считали Симона за своего, оттого и прозвали его так сначала они, потом и другие
   Протей и Маг познакомились, как говорят, в Тарсе, где посещали храм, основанный Пифагором и орфиками, что учат о симметрии, отношении фигур, равновесии и пропорции. Как познакомились остальные, о том не знаю.
  
   II. О том, имелись ли у человека, про которого ты спрашивал, родственники, свойственники или иные близкие.
  
   У Аполлония-Протея, я думаю, таких нет и никогда не было. Наверное есть люди, которые знают об этом больше. Не просто же так Протей принимается на Палатине. Больше об этом говорить не буду, поскольку слова разумному достаточно.
   Что до Исуса-Египтянина, то Яков-Назарей приходится ему то ли родным братом, то ли сводным. Человек это был достойный и если Египтянин уезжал куда-то, оставлял его за себя. Умел он также вести хозяйство, обращаться с деньгами и заемными письмами. Ни разу не было, чтобы сделал Назарей что-то неправильно. Так обращались к нему многие, чтобы разобрать торговый спор или за помощью в иных торговых делах.
   Еще при Египтянине был Симон-Рыбак по прозвищу Каменная Голова [petrokephale]. Он был привязан к Египтянину, хотя не был ему ни родственником, ни свойственником. Прозвище же свое получил за то, что не было такой глупости, которую он не мог бы сделать.
   При Симоне-Маге есть женщина, Елена. Иные говорили, что была она гетерой, а Маг купил ее и объявил заколдованной титанидой или богиней. Говорили еще, что он объявил, будто она - ожившая Елена, из-за которой разрушили Трою. Рассказы эти происходят вот откуда.
   Исус-Египтянин и Симон-Маг прибыли в Капернаум, где, как известно, много веселых домов. В то время некий бродячий проповедник на рынке призывал побивать гетер камнями. А там покупала что-то молодая женщина, красивая и одетая по-эллински. Вот в нее-то и бросил камень человек из толпы, потому что у иудеев так одеваться женщине считается нечестием. Маг вступился за нее и ударил того человека, что у него отнялись ноги, и тогда собрались побить камнями и Мага тоже. Он приготовился драться, а при нем всегда было оружие. Случилось бы, наверное, много увечий, если бы Исус-Египтянин не начал насмехаться над людьми. Говорил он вот что. Вы собрались такие честные, будто вас можно, как Илию, брать живыми на небо. Однако уже некоторые срезают у соседей кошельки с пояса. А вот воры тянут что-то с лавки, где торговец глазеет, кого сейчас будут бить. Смотрите, у проповедника вашего лицо расцарапано. Не иначе, как девкой, которой он не заплатил за удовольствие. И пока он говорил, кто-то начал ловить воров, а кто-то стеречь свое добро. Проповедник же вовсе скрылся, поскольку, видимо, Египтянин сказал правду. Так-то Маг сошелся с Еленой. Через немного времени он стал жить с ней, как с женой, и никакой тайны здесь не было. Если Маг и называл ее богиней, то за редкую красоту, ни в каком ином смысле.
   Говорят также, что у Исуса-Египтянина был в Капернауме сын от какой-то женщины. Это не правда, а сам рассказ появился вот почему. У одной женщины сильно заболел младенец, а она знала что оба живут у Елены, так как была ей свойственницей. Придя же в дом к Елене, застала только Исуса-Египтянина, так как Маг и Елена были где-то вместе. Египтянин, как это было у него в обычае, сразу пришел, и стал смотреть младенца. А делал это во дворе где тень, поскольку в доме было жарко. Тогда прохожие сказал, что он поступает против божеского закона, поскольку Суббота. Египтянин же стал насмехаться над ним, говоря так. Не знаю я бога, который хочет смерти младенцев, пусть даже и в Субботу. Такого хотят лишь гиены и демоны [lilu], что живут в пустыне. Или ваш бог только тем отличается от них, что поедает падаль лишь один день из семи? Что ж, если он сегодня голоден, я до захода солнца куплю ему дохлого осла. Уж верно ослом он сможет наесться досыта. От таких слов дело пошло к ссоре.
   Тем временем, появился Симон-Маг, которому кто-то передал, где искать. Он начал тогда по особенному смотреть на людей, что поносили Египтянина. Один же из тех спросил, зачем. Маг ответил, что ему надо починить футляр для книги и он ищет, чья кожа подойдет лучше.
   Поскольку его уже знали в городе, то сразу разошлись по своим делам. Подозревали они, что Маг не шутит. А между собой решили, что это младенец Исуса-Египтянина, если из-за него он делал и говорил такое. Младенец же к вечеру был здоров. Так-то было на самом деле.
  
   III. О том, мог ли человек, про которого ты спрашивал, оживлять мертвых или сам оживать, будучи убитым.
  
   Аполлоний-Протей однажды воскресил девушку, и было это при большом стечении народа - поскольку несли ее хоронить, а она была из хорошей семьи.
   Исус-Египтянин однажды воскресил дочь одного центуриона, которая, как говорят, если и не была еще мертва совсем, то к следующему дню умерла бы непременно.
   Воскрешал ли кого Симон-Маг - о том не знаю.
   Самого же Симона-Мага убивали два раза. Первый раз ему отсекли голову и было это вот как. На него донесли, что он ведовством испортил скот на базаре. Когда его взяли, он отвечал, что ведовством владеет, а дурного не делал. Его спросили, не от того ли он оправдывается, что виноват и боится казни. Он же ответил, что казни он как раз не боится, поскольку может ожить, будучи убитым. Тогда-то и отсекли ему голову. Через немного времени получилось, что Маг исчез, а на его месте лежал баран с отсеченной головой.
   Второй раз его сбросили с башни локтей пятидесяти высотой. Кто это сделал точно не известно. Одни указывают на каких-то солдат, другие - на разбойников, третьи же прямо говорят, о разбойниках, которых подговорил Рыбак, не любивший Мага. А не любил он его потому, что Маг первым назвал его Каменной Головой. Потом уже Рыбака стали звать так многие.
   Исуса-Египтянина тоже убивали два раза. Первый раз в его побили камнями за святотатство, учиненное в храме. А было это вот как. В Иерусалиме Египтянин со своими людьми пришел в храм, а ему же стали предлагать всякие покупки, которые принято делать у иудеев для почитания бога. Египтянин же сказал, что пришел посмотреть, что здесь за храм, а не чем здесь торгуют, и перевернул чью-то лавку, которая была рядом. Еще он сказал: мало, что сюда принесли фальшивого бога, так еще и устроили здесь рынок. Не долго же такой храм будет стоять. Тогда его люди начали бить лавочников и переворачивать лавки, и сделалась большая драка. Кто-то пустил слух, что Исус-Египтянин своим ведовством сейчас разрушит храм. У храма тотчас собралась толпа, Египтянина побили камнями, а тело бросили в ров. Днем позже он оказался жив, а как - неизвестно.
   Второй раз его распяли по ошибке. Было это вот как. Вечером собралось некоторое количество разных людей слушать Исуса-Египтянина, а в то же время солдаты разыскивали кого-то за разбой. Симон-Рыбак подумал почему-то, что пришли за Египтянином и за ним, ранил солдата и бежал. Солдаты тогда взяли всех - как за бунт. На другой день у Египтянина спрашивали, не Рыбак ли ранил солдата, но он сказал, что Рыбака там вовсе не было. Египтянин и другим отвел глаза, и они сказали, что Рыбака не было в том месте. Потому Рыбака не стали искать, и еще за кого было поручительство, те были отпущены. Остальных, кто был взят, распяли и Египтянина тоже. Несколькими днями позже он объявился живой у своих людей и смеялся над тем, что хотели его убить, как обычного человека.
   Аполлона-Протея не убивали ни разу, а если бы попробовали, то наверно бы не смогли. Но делать такое никто не решился. Аполлона-Протея боялись за то, что, мог он стать любым на вид. А кто же захочет остерегаться всех людей, и своих домашних, так как любой может оказаться Протеем. Однажды, впрочем, держали его в тюрьме, без воды и пищи. Была на то какая-то причина, а какая - не знаю. Держали его достаточно долго, чтобы умер любой человек, а он не умер. После его отпустили, рассудив, что нет смысла держать его более, потому что, как и те старшие, что были раньше, не умрет он от таких вещей.
  
   IV. О том, что совершал человек, про которого ты спрашивал, и совершал ли он какие-то дела преступные.
  
   Аполлонию-Протею ставили в вину разное. Больше всего то, будто он пьет человеческую кровь. Происходит это обвинение так. Протей не стареет - и это правда. Он не ест и не пьет, как живой человек - и это почти правда. Он иногда ест фрукты и пьет воду, хотя и не в том количестве, чтобы насытить взрослого человека. Он видит в темноте и может исчезать из закрытого помещения - и это, наверное, правда. Как говорят обвиняющие, все эти признаки вместе, свойственны вампирам. При этом когда Протей был в Риме, там случалось, что у людей кто-то выпивал кровь. Многие от этого заболели, а кто-то даже умер.
   Обвинение, все-таки, представляются мне вздорным и вот почему. Вампиры суть те же ламии, а для ламий губителен солнечный свет и соленая вода. Протей наоборот, любит солнце и море - чему столько свидетелей, что нет смысла их назвать. Все же остальное представляется странным и только. Мало разве странных людей, или тех старших, что были раньше. Тем более про тот случай в Риме говорят разное. А именно, что кровь пила ламия и именно Протей нашел ее и извел.
   Это что касается Протея.
   Про Исуса-Египтянина говорят, что он отбирал все деньги у учеников. Это стали говорить вот почему. Египтянин уехал вместе с Протеем не то к иберам, не то, наоборот, к индийцам. А про Протея всем известно, что он исчезает иногда на несколько лет. Так Египтянин оставил со своими людьми Якова-Назарея и велел слушаться его. Того, по прошествии нескольких лет, убили какие-то люди. Симон-Рыбак поехал тогда по разным местам и собирал к себе в ученики. Он-то и устроил между ними такой порядок с деньгами. А кончилось это вот как. Был у него человек, которому причитались некоторые деньги, за которые он хотел купить дом. Когда он договорился с продавцом, дело стало всем известно. Тогда Рыбак убил того человека и его жену, деньги же забрал себе. Продавец же пожаловался квестору, Рыбак был взят и казнен как разбойник.
   Рассуди теперь сам, можно ли винить Египтянина в этом. Преступление совершил не он, а ученик, он же сам вовсе отсутствовал. И потом вовсе неправильно винить одного в преступлении, за которое другой уже наказан по закону.
   Обвиняли еще Исуса-Египтянина в святотатстве, но об этом я уже сказал достаточно.
   Про Симона-Мага говорят, будто он принуждал жен своих учеников ложиться со всеми мужчинами, бывшими у него в доме. И еще, что принуждал самих учеников ложиться с козами. Это точно не правда. На самом деле было, что жена одного ученика ушла к другому. Первый же жаловался Магу на нее и на того ученика, что взял ее. А женщина не была куплена, как рабыня. Маг же сказал, что ему безразлично, кто с кем ложится. А еще сказал, если мужчина не умеет обращаться с женщинами, то остаются еще козы. Вот из-за этой шутки Мага и хотели обвинить в нечестии.
   Говорят также, что он принуждал учеников порочить изображение цезаря, разрубая его надвое. На самом деле и такого не было. Есть древний обычай, который пошел еще от кабиров, и так же делали спутники Энея. В почитаемом месте, где есть большие камни и текучая вода, в полдень разрубают монету. Одну часть оставляют на том месте, другую часть носят с собой, как памятный знак. Такой-то обычай и рассказал Маг, а многие ученики стали так делать. Монеты были медные, а что там было изображено - не знаю, да это и не важно. Я думаю, что обычай этот светлый и дурного в нем ничего нет. А дурные люди могут найти дурное в любом чужом действии.
   Еще говорят, будто Маг предлагал Симону-Рыбаку отступное за ученичество у Египтянина. Это и выглядит как вздор, и есть вздор. Маг действительно предлагал Рыбаку деньги, чтобы тот не делал позора своему учителю и уезжал из Рима. А Рыбак думал, что здесь какая-то хитрость и предпочел брать деньги с тех, кто приходил к нему. Что из этого вышло я уже сказал раньше.
  
   V. О том, чему учит человек, про которого ты спрашивал, и не направлено ли это против законных властей.
  
   Говорят, что учат все трое по-разному, но я-то слушал каждого из них. По прошествии времени, я полагаю, что смысл у всех один и вот какой.
   До начала времен существовал только Первичный Хаос, а из него, как известно, появился Космос, который мы называем видимым миром. Появился же он вот как. В начале времен из Хаоса родился Невидимый Свет. Что есть Невидимый Свет и как он родился никто объяснить не берется. Предполагают, что к тому были природные причины.
   А свойства Невидимого Света вот какие. Там, куда он проникает, появляется упорядоченность, которую мы называем гармонией. Там, куда он не проникает, остается Хаос и действуют беспорядочные стихийные силы, которые Египтянин называл архонтами, а Маг называл элементалами.
  
   Вот этот Невидимый Свет и есть причина рождения Космоса. Его-то и почитают, но не как богов, поскольку в этом не было бы никакого смысла. Если Невидимый Свет и называют богом, то лишь из человеческой привычки. Его называют иначе Единым, Безымянным и еще разными именами.
   Так-то они учат о происхождении Космоса. А вот как они учат о человеческой природе. Каждый человек, как известно, есть Микрокосм, устроенный также. Есть в нем и Хаос и Невидимый Свет, который называют Искра. Здесь следует пояснить вот что. Искра не появляется с рождением и не исчезает со смертью. Путь же каждой Искры начался от начала времен, а прервется только если закончится вечность. Искра есть у всех людей, а Протей говорил, что также и у животных.
   Эта Искра и есть источник гармонии в человеке. И хотя о сущности Искры нам известно также мало, как о сущности Невидимого Света, но рассуждая разумно, можно сказать вот что. Если гармония проявляется в красоте, любви и знании, то они и есть свойства, происходящие от Искры. Рассуждая далее можно сказать, что от Хаоса происходит суета, свойственная людям ленивым и безвольным либо безудержно жадным.
   Как учат те трое, человек может усилить или ослабить свою Искру. Верно же, что некоторые достигают большей гармонии, иные же наоборот. Посвященные в мистерии знают, что старшие, которые были раньше, относились когда-то к человеческому роду. А значит они достигли гармонии тем путем, который открыт и для человека. Таким путем можно понимать свое прошлое, даже до рождения и свое будущее, даже после смерти. О том же, каков этот путь учат вот как. Раньше всех сил, которые действуют в мире, была Любовь [Eros]. Но никакая сила не может дать плоды, если действует слепо. Если Любовь не будет слепой, ничто не сможет противиться ее действию. Верно же говорят, что даже боги не в силах противиться любви.
   Поэтому Исус-Египтянин учит как любить даже то, что кажется чужим, враждебным или дурным. Он говорит, что любить, значит владеть без насилия. Так можно владеть собой не совершая насилия над своей природой. Симон-маг учит как управлять тем, что снаружи и вокруг. А научившись этому и собой можно управлять, поскольку то, что вверху подобно тому что внизу а то что снаружи подобно тому что внутри. А суть у Египтянина и у Мага такая. Уметь направить любовь на избранное, значит быть сильнее стихийных сил. Любить то, что избрал значит быть свободным от хаоса.
   Так-то учили эти двое. Аполлоний-Протей говорит что, надо научится понять Любовь, а уже тогда чем-то управлять. Если люди и близких не любили, как научатся любить иное. Как дать человеку какой-то предмет, если человек не научился взять его. А если научился, то найдет и возьмет сам. Это и называется двигаться от Хаоса к Свету, узнавая Истину. А в чем Истина, каждый понимает тогда, когда создаст ее. Так-то говорит Протей, а на сколько он знает, о чем говорит, следует из того, что я сказал о нем и о том, что говорят о нем другие.
   Отсюда следует вот какое суждение о богах, законе и добрых нравах. Закон мог быть дан и богами, когда те жили среди людей, а мог быть и договорен между людьми. Так или иначе, придуман закон для удобства решения человеческих дел, поскольку любой порядок требует, чтобы сходные дела и решались сходно. Так и добрые нравы есть такие нравы, которые соответствуют удобному для людей порядку. Нравы же, нарушающие этот порядок, считаются дурными.
   Ясно, что со временем удобное в полисе может стать неудобным и наоборот. Это же происходит в семье, когда растут дети, а у них появляются внуки и естественным образом меняется порядок. Потому и установленное почитание одних богов полиса сменяется почитанием других. Потому и древние спрашивали каждый раз оракула, каких богов почитать и это было разумно. Так-то и получается, что все законы, кроме одного, будь они даны богами или людьми, меняются. Единственный же закон, который вечен и не меняется, это закон движения к Свету. Этот закон, как любовь. Когда появились первые, он уже был, и он будет, пока не исчезнут последние.
   Вот я изложил это учение. Есть ли в нем что-то против законных установлений или нет. Может ли оно иметь следствием какой-нибудь беспорядок или нет. Суди сам.
  
   VI. О том, где сейчас может быть человек, про которого ты спрашивал.
  
   Ты уже знаешь, что Аполлоний-Протей и Исус-Египтянин отправились, как одни говорят в Индию, как другие говорят в Иберию. Мне представляется, что правы вторые, и вот почему. Перед этим Мессине, когда я последний раз видел троих вместе, они спорили о деревьях и Пифагоре. Спор был в том, как соотносится фигура дерева и фигура ветви. Пифагор же тут вот при чем. Если ветвь не может считаться по отношению к дереву фигурой подчиненной, то и учение Пифагора не может считаться полным. Впрочем, этот предмет лежит уже в стороне от твоего вопроса. В конце того спора Симон-Маг объявил, что посетит Британию, так как намеревался узнать больше от жрецов почитаемых там кельтских богов. Эти-то жрецы знают о фигуре дерева больше, чем кто-либо. Протей и Египтянин немедленно пожелали тоже быть при таком разговоре, если ему суждено состояться. Условились же они встретиться в Эбораке, в каком-то особом месте, а в каком - точно не знаю. Так что, согласись, что разумнее было бы Протею и Египтянину быть в Иберии, откуда можно попасть в северную Галлию и любой корабельщик за сходную цену перевезет в Британию.
   Где сейчас Аполлоний-Протей, ты и так знаешь. Был он сам в Британии или нет, были там Египтянин и Маг или нет, лучше него вряд ли кто знает. Последние события, однако, показывают, что на такие вопросы даются очень плохие ответы. Стоит ли тебе писать еще кому-то и искать тут истину, решай сам. Я-то не знаю твоего интереса в этом деле.
   --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"