Слетова Лидия Александровна : другие произведения.

Культура, как она есть

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Когда мы размышляем о том, кто мы, откуда и куда идем, мы определяем себя и свою страну как уникальную культурную ценность, вписанную в мировое сообщество естественно и гармонично. Об этом стоит поговорить, но начнем мы, пожалуй, не с этого, начнем издалека.
  
  Мир человека сложен и многообразен. Мы - это не только внешняя среда, но и некое внутреннее индивидуальное пространство каждого, объединяющее всех нас в единое целое, без которого мы уже не мыслим себя людьми.
  
  Как биологический объект или их сумма мы можем жить на Земле, ничего не меняя. Однако, будучи частью социума, мы творим свой собственный мир, свою вторую природу, сообразно собственным представлениям о его красоте и целесообразности. Наш мир отличается от природного. Это мир людей для людей, мы передаем его детям, он не имеет аналога в природе и называется ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ.
  
  Суть сегодняшнего мира в его изменчивости. Скорость изменений такова, что, едва осознав то или иное явление, мы уже вынуждены приспосабливаться к следующему. Это непросто. Сознание человека в известной степени консервативно и не меняется так быстро, как нам бы этого хотелось, ему необходимо время. Но времени нам не хватает. В подобной ситуации уже не сумма знаний как таковая, а метод их получения и передачи становится важнейшим, и этот метод определяется нашей КУЛЬТУРОЙ. Правда и то, что каждый из нас понимает культуру по-своему, и каждый считает себя профи, когда речь заходит о ней.
  
  Попробуем разобраться.
  
  Термин КУЛЬТУРА весьма широко трактуется обществом, но, по большому счету, культура это способ получения и передачи знаний следующим поколениям. Форма передачи может быть любая: наука и искусство, литература и просвещение, воспитание и образование, трудовая деятельность и т. д., но суть одна - это изменение мира и человека во взаимодействии с другими людьми для раскрытия его творческих способностей с наибольшей полнотой.
  
  Несколько слов о самореализации. Она важна. От того, насколько богат внутренний мир каждого, и какую долю этого богатства человек возвращает людям в той или иной форме, зависит наша жизнь. Самореализация это золотой фонд человечества. Проблема в том, как ее достичь.
  
  Мир, в котором мы живем, есть мир предметов и отношений. Чтобы было понятнее, коснемся сначала его предметной части. В сфере материальной деятельности человек проявляет себя довольно интересно. Будучи частью природы, он, путем воздействия на природную среду, создает вокруг себя свой особый мир - мир вещей. Эти вещи (или предметы) он же и потребляет... и снова создает.
  
  А все вместе мы производим специфический продукт - СОЦИУМ. Вместе мы сохраняем его, развиваем и передаем следующим поколениям как жизненный опыт.
  
  Социум - феномен субъективный. Он не предмет. Он вообще нематериален. Социум возникает как бы внутри сообщества, но не как продукт, а как процесс взаимодействия людей, как их бесконечное совокупное отражение (рефлексия). Социум подвижен. Его невозможно остановить, не разрушив. Отношения между людьми - вот то главное, что социум производит, и без чего он немыслим. В них наша суть.
  
  Оба мира создаются по-разному, но оба подчиняются общим законам. И в том, и в другом случае качество создаваемых предметов и отношений определяется личной мотивацией человека и степенью его культурного развития. Мотивация очень важна, и вот почему.
  
  Никто не сможет заставить нас карабкаться вверх, если мы сами того не пожелаем. Обучение никогда не происходит спонтанно, оно требует усилий. Процесс этот трудный, иногда болезненный. Постигая новое, мы вынуждены изменяться сами.
  
  Управлять процессом (замедлять его или ускорять) можно двумя способами: методом принуждения, или стимулируя интерес. Второй способ, безусловно, предпочтительнее, но он подразумевает наличие шкалы ценностей и привлекательных ориентиров, которым хочется соответствовать без принуждения, на уровне личности.
  
  Ориентиры известны. Это идеи и идеалы. Идеалы, впрочем, сродни идеям, но выражены иначе, по-особому: в облике человека или его деяний. Идеалы избираются нами добровольно, и мы попадаем под их обаяние.
  
  И тогда с нами и происходят удивительные вещи. Наши поступки начинают определяться не внешними обязательствами, не принуждением, а внутренней потребностью соответствовать тому, что мы избрали сами себе в качестве ориентира. Так работает идеал и так он управляет нашим сознанием.
  
  А теперь отвлечемся ненадолго от мотиваций, и поговорим о вещах более прозаичных: например, о науке или об искусстве.
  
  Роль науки в современном мире настолько велика, что не считаться с нею нельзя. Наука создает новые знания и объясняет явления природы, оперируя абстракциями и категориями. Она по большей части воздействует на интеллект и на его способность выстраивать стройные логические конструкции. Но человек сложнее компьютера, его мир многополярен. В нем все: и интеллект, и эмоции все то, что делает человека человеком. И сразу не определишь, что важнее.
  
  Эмоции для нас и для общества имеют огромное значение: именно там, возникает мотивация личности или целостные эмоциональные состояния, способные этой личностью управлять. Создание мотиваций лежит за пределами науки, и не решается ею. Мотивации сродни искусству. Искусство как продукт социальной деятельности человека тоже формирует свойства его личности.
  
  Происходит это по-разному. Чаще всего искусство воздействует на сознание комплексно: напрямую, на уровне чувств, порой ничего не объясняя, оставляя человеку право самому делать выбор в пользу той или иной идеи. Искусство не расчленяет человека на составляющие и не изучает его частями. Оно погружает его в мир собственных эмоций полностью, помогая осознать себя как ЦЕЛОСТНУЮ ЛИЧНОСТЬ.
  
  Эмоционально переживая феномен искусства как реальность, порой, даже ярче, человек создает для себя некую шкалу ценностей и идеалов, которым стремиться соответствовать. Если это стремление непреодолимо, у человека возникает устойчивое желание: ПОТРЕБНОСТЬ его реализовать.
  
  Потребность, как целостное эмоциональное состояние нужды человека в чем-то архиважном, его внутренний дискомфорт, его психологическое напряжение, имеет большую ценность для общества, ибо она реализуется всегда, в любой ситуации, даже крайне неблагоприятной. Вероятно поэтому роль искусства в развитых цивилизациях (как древности, так и современности) переоценить невозможно.
  
  Так что же такое искусство, почему оно так необходимо людям, и чем люди познавшие искусство отличаются от прочих индивидуумов?
  
  Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется еще раз оставить тему и поговорить об утилитарной деятельности человека, а именно: о ее трудовой составляющей.
  
  Для начала рассмотрим элементарный труд. Пусть он не пугает вас, труд действительно интересный феномен. Он стоит того, чтобы уделить ему время.
  
  Итак, трудовая деятельность человека предметна, он создает предметы или объекты, которых в природе нет и быть не может, но которые ему, человеку, по той или иной причине, жизненно необходимы.
  
  Любая наша деятельность целенаправленна. Мы ставим перед собой задачу, а затем реализует ее. Деятельность, лишенная цели, хаотична, бессмысленна, и потому непродуктивна. Когда цель поставлена и достигнута, появляется новая и все повторяется. Так создаются обычные утилитарные предметы. Как правило, для их создания достаточно простого повторения модели.
  
  Современный труд в основе своей носит коллективный характер. Для большей эффективности он разделен на отдельные операции. Человек, выполняя только свою, как бы отстранен от конечного результата, поэтому конкретным результатом для него становится не продукт в целом, а строка в ведомости зарплаты. Она приносит человеку конечное удовольствие в виде денег, на которые он, собственно, и удовлетворяет свои потребности: материальные и духовные. К сожалению, отразить все особенности своей личности в предмете коллективного труда человеку чрезвычайно сложно. Конечный продукт - результат не только его воли. В этом его особенность.
  
  Но есть труд иного качества, его называют творческим. Он выходит за рамки простого повторения обычных предметов. Такой труд приводит к появлению новых форм и объектов, которые, среди прочих подобных, отличаются особым свойством - выразительностью.
  
  Возникает вопрос, а что же они выражают?
  
  Ответ будет неожиданным - они выражают личность творца.
  
  Определить словами понятие 'выразительность' сложно. Но ее можно почувствовать и эмоционально пережить. Выразительность это совокупный продукт, некая надстройка над утилитарным назначением предмета, качество, присущее только этому предмету и выделяющее его из общего ряда подобных.
  
  Однако выразительным предмет становится не сам по себе, спонтанно. Условием его появления является творческий труд. Попробуем определить суть творчества: то, чем, собственно, творческий труд отличается от обычного элементарного.
  
  Для этого нам придется затронуть такие категории, как ПРОЦЕСС и РЕЗУЛЬТАТ. Обе эти категории взаимообусловлены. Процесс это движение к результату, поиск пути его достижения.
  
   Так вот, выразительным продукт получается не всегда, лишь в том случае, когда процесс создания как таковой становится для мастера важнее, чем его результат, и превращается в самоцель. Когда радость и особое, ни с чем несравнимое чувство удовольствия, переживается мастером в процессе работы значительно ярче, чем факт ее завершения.
  
  В такой ситуации он перестает замечать время, ибо он не просто делает предмет, а наделяет его свойством собственной личности и воспринимает продукт, как собственное отражение в предмете.
  
  Что сказать, нам нравится наше отражение, при этом неважно, где мы отразимся: в предмете, в ребенке или в зеркале. Туда мы смотримся, чтобы увидеть себя самого таким, каким мы хотели бы себя увидеть. Очень важно при этом, чтобы наша самооценка была позитивна. Кстати, первое упоминание о творческом отражении можно встретить в Библии, где завершая каждый день Сотворения мира, Творец дает оценку себе и всему созданному им такими словами: ' И увидел Бог, что это хорошо'. Это и есть отражение.
  
  И еще одно но: цель, поставленная мастером, должна быть соразмерна его силам и не подавлять его.
  
  В каждом человеке заложен огромный творческий потенциал - его божественное начало. Но к этому мы еще вернемся, а пока поговорим об эмоциях.
  
  Значение личных переживаний в процессе труда для человека настолько велико, что он может пренебречь его результатами и даже отказаться от них совсем. Примеров тому не счесть.
  
  Как и почему возникает данный феномен, мы не знаем, да так ли это важно. Сейчас важнее понять, что происходит с предметом труда, как именно меняется он под влиянием эмоционального переживания мастера.
  
  По сути, вся эта гамма чувств, которая определяет состояние человека в процессе работы, непостижимым образом переносится на предмет и через него передается людям, вызывая у них собственное, ответное чувство восхищения, как отражение переживаний творца. Однажды испытав это состояние, человек будет стремиться достичь его вновь и вновь. При этом неважно, что именно он создает, - новое качество будет определять каждую созданную им вещь.
  
  Для обычной утилитарной вещи выразительность необязательна. Она может быть, но ее может и не быть. А вот для предмета искусства выразительность жизненно необходима, ибо невозможно создать шедевр, не наделив его этой самой выразительностью. Именно она и является первейшим признаком искусства.
  
  А вот для восприятия объекта искусства быть художником необязательно. Иной раз мы и сами не понимаем, что происходит, и почему мы стоим как прикованные перед картинами Рафаэля или скульптурами Родена, не в силах оторвать взгляда или часами слушаем полюбившуюся мелодию. Критерии оценки феномена искусства тоже различны: от развернутой рецензии до весьма распространенного выражения типа 'Нравится - не нравится', но не чувствовать особую прелесть того или иного объекта искусства мы не можем.
  
  Теперь на минуточку отстранимся от объектов искусства и переключим внимание на тех, кто создает эти объекты, и на тех, кому они предназначены, на субъектах искусства.
  
  Так вот, чем выше талант и многограннее личность автора, тем большему числу людей передает он свои эмоции через собственное творение или через его индивидуальную трактовку, что тоже сродни творчеству.
  
  Интересная закономерность просматривается и у тех, кто воспринимает искусство. Человек, наделенный способностью эмоционально реагировать на совершенные предметы, те же критерии выразительности начинает бессознательно вкладывать в продукт собственного труда. Такой продукт представляет особую ценность для общества, он его улучшает. Так искусство влияет на внешнюю среду, преобразуя и ее, и жизнь в целом.
  
  Однако под влиянием искусства в человеке происходят и более глубинные изменения. Они затрагивают структуру личности в целом и меняют отношения между людьми. Но об этом чуть позже. Мы же вернемся к проблеме творчества.
  
  Талант явление штучное, он присущ не каждому, его определяет генетика. Но в ежедневной практике творческое начало в той или иной мере можно воспитать в любом человеке, или расширить его, или углубить.
  
  Как это сделать? Как пробудить творца?
  
  Все начинается задолго до нашего рождения. Голос матери, ее интонация, ее колыбельная - это первый чувственный контакт внутреннего и внешнего, человека и мира. Он позитивный, и вызывает ощущение счастья у обоих. Эти двое ежесекундно передают друг другу эмоции. Такой обмен мы называем отношениями. Это именно то, что потом человек будет искать в других людях: передавать им и получать от них в ответ.
  
  Пройдет еще года два, ребенок научится держать карандаш и начнет самостоятельно выводить кривые линии на белом листе. Для него это символы радости, понятные лишь ему одному. Но именно с этого момента он становится творцом, потому что теперь он может передать свою радость людям.
  
  Творчество ребенка не предполагает ни правил, ни результата. Он свободен в самовыражении. Он вообще не понимает, что такое результат. Для него важно то, что с ним происходит в данный момент - процесс. Ребенок уходит от реальности в собственный мир переживаний и может там пребывать невероятно долго, не замечая ничего вокруг.
  
  Он смеется, разговаривает со своими героями на разные голоса, добавляя при этом то один штрих к рисунку, то другой. Он наделяет их чертами собственной личности и передает через них свое эмоциональное отношение к миру. В этот момент он счастлив.
  
  Внимание! Запомните это состояние. Это и есть то самое чувство, которое позднее будет определять все то, что мы называем творческим процессом.
  
  Если когда-нибудь вам приходилось видеть рисунки детей, то ваша реакция на этот вид творчества была бы едва ли слабее, чем от соприкосновения с картинами великих мастеров. Рисунки ребенка не менее выразительны, чем классические шедевры, но они выполнены в иной знаковой системе, и способ выражения у них иной. Тем не менее, это факт искусства, не станем этого отрицать.
  
  Но годы идут. На смену образам детства приходят более сложные вещи, которые тоже нужно научиться выражать.
  
  С этой задачей более-менее успешно справляются учебные заведения искусств. Там дети встречаются с искусством, и там они учатся создавать свои первые художественные образцы, но уже по правилам, а не по наитию. Воспитание искусством - необходимая составляющая гармонично развитой личности, это факт. Трехступенчатость образования в рамках заведений искусств позволяет более-менее последовательно и четко выделить основные задачи каждого звена.
  
  Нет смысла требовать от ребенка раннего возраста точного следования канонам и образцам. Такая задача ему не по силам. Она для более высокого уровня обучения, но воспринимать и эмоционально реагировать на произведение искусства он должен научиться здесь и сейчас. На этом этапе он учится реагировать на знак.
  
  Что же такое знак?.. А вот что.
  
  В основе любого искусства лежит знаковая система. В отличие от прочих, знаки в искусстве воспринимается людьми не столько на интеллектуальном, сколько на эмоционально-личностном уровне. Знаки переживаются нами как нечто большее чем реальность.
  
  При этом не имеет значения способ выражения или материал знака. Это может быть цветовое пятно, кривая замкнутая линия, объем, природный или созданный человекам, или мелодия, как организованная совокупность звуков, или ее ритмическая составляющая. Любой природный объект или любой предмет созданный человеком может быть знаком, но знак не предмет.
  
  Знак это то, что отсутствует в природе. Знак - продукт исключительно человеческого сознания. Его смысл, иначе говоря, его информационное поле на несколько порядков шире, чем сам предмет или способ, которым он выражен. Феномен знака прочитывается нами широко, значительно шире его изобразительной или звуковой константы. Задача первичного звена художественного обучения как раз и сводится к формированию у человека особой восприимчивости к знакам, точнее, к умению грамотно их прочитывать и эмоционально реагировать на них.
  
  Немногие из тех, кто пройдет начальную стадию художественного воспитания, станут профессионалами, но каждый, кто ее прошел, изменится. Художественные ценности, которые человек усвоит в детстве, станут его личными и неотъемлемыми и повлияют на общий уровень культуры всех. Продукт труда того, кто вошел во взаимодействие с искусством, но не стал музыкантом, художником или артистом, будет качественно иным, он будет выразительным.
  
  Более серьезные задачи стоят перед средним звеном заведений культуры и искусства. Они предполагают определенный уровень профессиональной подготовки. Владение материалом и инструментом для будущего профессионала выходит на первый план, но эта проблема не единственная. Понимание сути идей, заложенных в образ, и способа их выражения становится ведущим, по той причине, что эти специалисты будут создавать особый продукт, специфический, и определять его качество - людей.
  
  Высшее звено выполняет особо сложную задачу. Оно формирует тех, кому предстоит создавать художественные эталоны в будущем. Техническая подготовка специалистов этого уровня должна быть безупречной. Их задача не преодолевать сопротивление материала и не демонстрировать виртуозность владения инструментом, а создавать систему ценностей и социальных ориентиров, проецируя на них собственную личность. Так вот, высшее звено эту самую личность доводит до блеска, до максимально возможного уровня ее развития, а потом до конца жизни тот, кто получил высшее образование, совершенствует себя сам.
  
  На это уходят десятилетия.
  
  Профессионализм не падает с неба и не дается Богом априори как талант. Он требует огромного напряжения внутренних сил и значительных материальных затрат, для поддержания высокой профессиональной формы.
  
  Создание эталона, задача в высшей степени сложная. Она не связана напрямую с рабочим местом, и им не определяется. Рабочий день творца, как правило, не нормирован. Его основное занятие - думать, и думает он постоянно, где бы ни находился: на рабочем месте, дома, в транспорте. Поиск нужного решения бывает мучительным и долгим. На него уходит львиная доля времени. Именно время, затраченное на поиски, в конечном счете, и определяет уровень и новизну продукта. И еще одно условие: это время должно быть свободным от необходимости продавать его за копейки, чтобы заработать себе на хлеб.
  
  Следует признать, что сегодняшние музыканты, художники, артисты и т. д. в большинстве своем, если не сказать, в основной свое массе, находятся в крайне тяжелом положении. Уровень оплаты работников культуры не соответствует важности задач, поставленных перед ними обществом. Скажем так, он противоречит им, поскольку препятствует развитию людей.
  
  Да, культура 'не сеет, не пашет, не стоит...' и не дает сиюминутных результатов. Ее конечный результат отдален во времени, он отложен. Но когда время приходит, поздно сокрушаться о том, что нам ее не хватает. Будущая ситуация на национальном поле культуры моделируется сегодня. Ее создают специально подготовленные люди...или не создают, если отсутствуют необходимые условия.
  
  Те, кто сегодня занят созданием художественных ценностей и эталонов, лучше других понимают, значимость своего труда и очень остро переживают несоответствие этой значимости системе ее оценки и оплаты. Убедить их в том, что это норма - невозможно. Они слишком умны, чтобы быть послушными. У них своя шкала ценностей, и снижать ее они не станут в угоду кому-либо, они воспитаны творцами, у них другие критерии.
  
  По этой причине представители творческой интеллигенции предпочитают не создавать ничего, избегают нового, чтобы не вступать в конфликт с системой (новое всегда проблематично и по большей части вызывает неприятие), и покидаю страну. Покидают отнюдь не потому, что не хотят создавать, а потому что не создавать они уже не могут. Это потребность. Отсутствие ее реализации равносильно саморазрушению личности. Такими их воспитали.
  
  Как результат - общее снижение уровня культуры нации. Это происходит совсем не потому, что нынешнее поколение глупее предыдущего. Просто во все времена уровень культуры определялся уровнем личности ее носителей. Рядом с Александром Македонским всегда стоял Аристотель, с Периклом - Фидий и Сократ. Людовик XVI был неотделим от Мольера, а Дягилев от Стравинского. Думаю, Великая Греция никогда не стала бы великой, если бы ее покинули Эсхил, Софокл и Еврипид, иммигрировав, к примеру, в Македонию.
  
  Можно продолжить цепочку. Но если раньше пространство бывшей советской империи покидали выдающиеся мастера, свободному развитию которых система препятствовала, то сегодня процесс затронул гораздо более широкие круги. Можно не согласиться, но сути это не изменит.
  
  Что характерно: среди представителей второй и третьей волны иммиграции успешнее всего на новом месте смогли реализовать себя отнюдь не коммерсанты и не бизнесмены, а, как ни странно, музыканты, причем, совсем не в музыке - в бизнесе.
  
  Интересный поворот, не правда ли? Карьера музыканта в новых условиях у многих не сложилась по вполне понятным причинам, и люди изменили направление деятельности. Но метод их работы не изменился. Результат превзошел ожидания. Как вы думаете, почему? А все по той же причине: сработал профессионализм, стремление к совершенству.
  
  Само по себе совершенство как идеал недостижимо, это понятно, на то оно и совершенство, а вот дорога к нему весьма продуктивна. Новый продукт тех, кто иммигрировал в другую страну, отличался от привычного национального именно своей новизной и выразительностью, и потому оказался востребованным. Но это к слову. Это к тому, какого качества человеческий материал нас покидает.
  
  Нам же остается то, что в остатке.
  
  А в остатке у нас "от Москвы до самых до окраин" можно увидеть следующее: псевдохудожественную продукцию художественных салонов, гастрольные программы под фанеру, низкое качество телевещания, коммерческое книгопечатание и так далее, это и есть наша массовая культура 'по остаточному принципу'. Это то, что нам с вами на сегодня доступно.
  
  Редкие образцы высокого искусства пока еще можно встретить на национальном рынке художественных идей и эталонов, но далеко не в массовом количестве, и не 'как правило', скорее, как исключение. Их мало. Они как айсберги, как осколки того, что ранее составляло многонациональную материковую культуру. Однако, в силу своей малочисленности, повлиять на общий антихудожественный фон эти образцы уже не могут. Обидно, но на сегодняшний день недостаток профессионализма стал нормой. А с эталонами так просто беда.
  
  А кто ж их будет создавать?
  
  А некому...
  
  Разъезжаемся, господа, разъезжаемся. Ну, а тем, кому ехать некуда, остается потреблять то, что предлагается, и убеждать себя и других, что 'это хорошо'.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"