Для чего нужно изобразительное искусство, не понимала очень долго. Лет до двадцати периодически ходила в музеи, и не могла понять, зачем люди это делают. Мне там было совершенно неинтересно. До сих пор помню, как меня, десятилетнюю девчонку, мать таскала по Лермонтовским местам, в Тарханы, потом в дом-музей Белинского, а я все не могла понять, зачем. Ну, стоит стол, покрытый старой скатертью, ну висят какие-то занавески, лежат какие-то бумаги. Причем тут Лермонтов? Что изменилось бы в его стихах, если бы он жил в соседнем доме, или в другом городе? Нет ответа.
Да, какие-то эпические картины типа "Последний день Помпеи" производили впечатление, а большинство нет.
Первые картины, которые впечатлили меня, были наши русские авангардисты: Малевич, Кандинский и др. Меня заворожили цвета, динамизм и экспрессия.
С тех самых пор и полюбила живопись. Была довольно равнодушна к классике, но очень любила наивную живопись, авангард и импрессионизм.
Когда у меня появились первые деньги, то стала покупать то, что мне нравилось - тогда торговали на Арбате и на вернисаже в Измайлово. Однажды на вернисаже мое внимание привлекли две небольшие картины размером 20х30 см. Они были сочные, яркие - какие-то пятна. Долго смотрела на них, выбирая, которую, купить, а потом купила обе. Когда их купила, то художник сказал - вы первая из русских, кто купил у меня, обычно берут только иностранцы. Принесла их домой, мой сын посмотрел - спросил цену, и сказал - ну ты мать, даешь. Я тебе, такие бесплатно нарисую.
Я их повесила в гостиной на стену, и вдруг поняла, что не могу оторвать от них взгляда. Так и сидела в кресле - качалке, уставясь в картины. На следующий день снова поехала на вернисаж, и купила у него же еще две картины, они были похуже, но тоже ничего.
Вскоре пришла соседка, посмотрела и говорит - "Батюшки, чего это ты купила картину с нижним бельем?" Где это - удивилась я? Да вон же - смотри. Присмотрелась, и правда - из живописных пятен явно проступала какая-то итальянская улочка с витриной магазина и прилавок с веревкой и висящим бельем. На другой картине проступило изящное дерево, на третьей - Арбатский переулок с витринами кафе. Колдовское очарование картин пропало, но они все равно нравились мне.
Потом открыла для себя эмали. На Арбате случайно увидела интересные работы, купила парочку, захотела еще - и художник пригласил меня к себе в мастерскую. Когда пришла туда, то просто ошалела. Алексей показал сначала свои работы, а потом работы своего отца. Работы Алексея были отличные, но работы отца просто привели меня в трепет. Это было нечто.
Я просто не знала, за что хвататься - хотелось и то, и это. Часть работ была на религиозную тему - я далека от соблюдения традиций и постов - моя вера более абстрактна, но его вещи поражали своей мощью. Купила, сколько смогла физически унести - эмали на меди тяжелые, и потом периодически приходила в мастерскую - мы пили чай, разговаривали, и я всегда что-то покупала. Иногда покупала в подарок, но когда приносила домой и начинала разглядывать, то понимала, что никогда не смогу с этим расстаться. Но когда купила столько, что стены моей квартиры уже не могли все это вместить, то поняла, что с частью придется расстаться. Какие-то вещи отдала дочери, часть - сыну, немного раздарила подругам. Но до сих пор, проходя мимо его эмалей, замираю и несколько секунд стою и смотрю.