Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Стремление к Бесконечному

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Почему человек стремится к Бесконечному?

Стремление к Бесконечному

Весь материальный мир с его неопровержимой реальностью является реальным лишь настолько, насколько человеческий дух осознает его таковым. Материальное ощущается, воспринимается и познается реальным лишь через нематериальный дух человеческий. И этот свой, родной человеку дух, который нематериален, и его мысль, нематериальная, невидимая, являются вполне реальными, даже, может быть более реальными, чем вся внешняя для человека материя. И отсюда может быть признана высшая ценность человеческого духа, души человеческой, по сравнению со всем внешним материальным миром. В мире видимых вещей человек ориентируется благодаря своему духу, своим мыслям, чувствам, совести. И этот дух во всем своем опыте тянется к бесконечности, к бесконечности в знании, в жизни, в любви... Он желает преодолеть временность, конечность, ограниченность. Прп. Иустин Попович писал: "В конце концов, во всех культурах и цивилизациях все муки человеческого духа сливаются в единое гигантское усилие: преодолеть смерть и смертность и обеспечить бессмертие и жизнь вечную, обеспечить любой ценой".

 []

Но откуда тогда это стремление духа человеческого "к бесконечности во всех направлениях"? Ведь не слабые же люди выразили ясно это стремление, не те, кому это можно навязать извне, но вполне глубокие и самостоятельные мыслители. Вопрос бесконечности и стремления к ней у самостоятельных мыслителей разработан до самой сложнейшей проблематики. Все это говорит в пользу того, что в самой природе духа человеческого заложено стремление к бесконечности. "Природа самого познания тянется к бесконечному знанию, природа самого ощущения тянется к бесконечности ощущения, природа самой жизни тянется к бесконечной жизни. Весь дух человеческий и через познание, и через ощущение, и через волю, и через жизнь желает быть бесконечным, а значит бессмертным. Жажда бесконечности, жажда бессмертия - исконная, метафизическая жажда духа человеческого. Она гнала дух человеческий к бесконечности, к бессмертию через разнообразные религии, философии, науки, муки и подвиги". Могла ли материальная природа вложить в человека это стремление к бесконечности? Природа изменчивая, ограниченная, не имеющая ни в чем такого стремления? Может быть, кому-нибудь покажется, что стремление к жизни, заложенное в природе - вот откуда могла быть заимствована идея бесконечности; например, когда зеленый росток упорно прорастает из сломанного ствола, наперекор смерти дерева, или из пня. Но эта сила жизни ростка проявляется лишь в дереве, полном еще сил, а дряхлые пни уже не прорастают, их жизненная сила исчерпана. Так что природа не демонстрирует вечной жизни в смысле вечности индивидуальной, но показывает лишь долговечность жизни родовой, реализуемой через смерть и смену поколений. Человек же стремится к вечности индивидуальной, к вечной жизни своей личности. И это стремление не могло быть подсказано человеку его материальным ограниченным телом, стареющим, болеющим и умирающим. Это стремление имеет исток внутри духа человеческого. Это стремление - в сущности самого духа человеческого.

Созданный по образу Божиему, человек обнаруживает это стремление к бесконечности. "Для боголикой души естественно тянуться к Богу как своему оригиналу. ...Всецелый опыт рода человеческого свидетельствует об этой мощной и таинственной тяге духа человеческого к бесконечности, к бессмертию, к вечной жизни, на этом или на том свете. Если, опираясь на всецелый опыт рода человеческого, мы сведем человека к его основным праэлементам, то наверняка обнаружим эту тягу к бессмертию как самый основной праэлемент, на котором покоится и благодаря которому онтологически может состояться человек. Создав человека по образу Своему, Бог тем самым разлил по его существу тягу к божественной бесконечности жизни, к божественной бесконечности познания, к божественной бесконечности совершенства. Поэтому эта алчущая тяга существа человеческого не может полностью удовлетвориться и насытиться ничем, кроме Бога. Объявляя божественное совершенство главной целью человеческого существования в мире, Господь Христос ответил на основное желание и потребность боголикого и богоустремленного человеческого существа...": "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5: 48). Цель человеческой жизни - Бог со всеми Своими божественными совершенствами.

Вот стремление духа человеческого к беспредельному совершенству, жажда Бога, не удовлетворяемая ничем и никем, но только Самим Богом. Значит, Бог должен существовать. Более того, как сейчас мы увидим, Бог должен существовать так, что возможен синтез Божиего и человеческого. Человек не только стремится к Богу, но и сам боголик; боголикость есть сущность человеческого существа. Человек изначально был боголик, но, согрешив, отпал от Бога. Он восстал против боголикости своего собственного существа, оставил Бога и устремился к материи внешнего мира, к своему преимущественно плотскому существованию, к ценностям земным, к светскому гуманизму. Но даже в светском гуманизме проявляет свое действие образ Божий в человеке. Это выражено в стремлении к бесконечному прогрессу (в земном, техническом, социальном смысле), к тому же бесконечному знанию (хотя и знанию без Бога), к бесконечному совершенствованию (хотя и совершенствованию без Бога) и даже к бесконечному существованию - в своих детях, делах, творчестве, в памяти потомков. В этой гуманистической ностальгии по бесконечному человек на самом деле вопиет о Богочеловеке, о Боге в себе, в своем существе. Поэтому появление Богочеловека Христа в этом мире естественно, логично, необходимо. "Ведь только Богочеловек полностью отстраняет все муки духа человеческого, болеющего и обезбоженного гуманизмом. Он единый утоляет всю жажду боголикого существа человеческого: и жажду бесконечной жизни, и жажду бесконечной правды, и жажду бесконечной истины, и жажду бесконечного добра, и жажду вообще всех божественных бесконечностей. Самые существенные онтологические желания и потребности человеческого существа раз и навсегда получают свое удовлетворение только в одном - в личности Богочеловека Христа. Ибо на все желания и потребности человеческого духа, которые относятся к миру горнему, Богочеловек отвечает Богом по-человечески, а на все желания и потребности духа человеческого, которые относятся к миру около человека и под ним, Он отвечает человеком по-Божиему. Богочеловек освобождает потенциал богочеловечества в человеческом существе, связанный тиранией богоборческого гуманизма, и дает людям силу реализовать себя в своей бессмертной полноте. Человек, ведомый Богочеловеком, все измеряет Богом и в этом загадочном мире живет Богом; таким образом он достигает идеального совершенства и представляет собою идеальный синтез Божиего и человеческого, духовного и материального, посюстороннего и потустороннего".

 []

Богочеловек Иисус Христос самым совершенным, точным, логическим и естественным образом решил проблему Бога и человека тем, что реально показал в Себе и Бога и человека: Бога, как абсолютную Истину, абсолютное Добро и абсолютную Любовь, а также абсолютную Справедливость; человека, как безгрешного человека, бессмертного и совершенного. Когда Христос вопросил Своих врагов: "Кто из вас обличит Меня в неправде?" (Ин. 8: 46), то никто не посмел осудить Его, никто не мог указать Ему на Его грех, ибо не было греха в Нем. Воплощением Бога Слова в человеческой природе вошла в человечество Божественная Премудрость, Божественный Ум: "...и Слово было Бог" (Ин. 1: 1), "И Слово стало плотию" (Ин. 1: 14). Христос показал в Себе синтез Божиего и человеческого, сверхъестественного и естественного, идеального и реального, в Нем сохранена гармония божественного и человеческого, автономия Бога и автономия человека. Только Христос мог о Себе искренне и точно сказать: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14: 6). И если вернуться к сущности нашего вопроса о жажде бесконечности - бесконечной жизни и бесконечного совершенства, то именно Богочеловек решил эту проблему, и только Он. Больше никто в истории существования человечества не умер и не воскрес после этого для вечной жизни в преображенном бессмертном теле. Гроб Христов пуст, тело Христа воскрешено, соединено с Богом и находится одесную небесного Отца. Только Христос - реальный владыка смерти. Только Он мог по праву сказать: "Я есмь воскресение и жизнь" (Ин. 11: 25), "Я и Отец - одно" (Ин. 10: 30).

Если бы Христос был не воплощенный Бог, то имел ли Он право говорить о Себе такие слова?...

Если бы Христос не был воплощенным Богом, то сохранился бы бесконечный разрыв между Богом и человеком, бесконечная пропасть между Творцом и тварью. Ибо Бог - бесконечен, бессмертен и всесовершенен, а человек конечен, ограничен, смертен и имеет недостатки, а между бесконечностью и конечной величиной - бесконечная разница. Но именно Богочеловек Христос соединяет бесконечного Творца с конечной тварью. Если бы Христос не был воплощенным Богом, то у человека, образа Божия, не было бы надежды стать Божиим подобием, стать богом по благодати - достичь обожения. Ведь тогда человек смог лишь немного стать лучше, немного добрее и праведнее, оставаясь по сути конечной величиной в своем совершенстве, а значит, по-прежнему, бесконечно отстоя от бесконечно совершенного Бога, не достигая обожения, бытия Божия по благодати.

Вот что означает тоска нашего духа по бесконечности, по бесконечному совершенству.

(Примечание. Использованы цитаты из книги "Преподобный Иустин (Попович). Философские пропасти. - 2-е изд., испр. М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2005. - 288 с.")

Скосарь Вячеслав


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"