|
|
||
Рассмотрим еще раз евангельский сюжет брака в Кане Галилейской, где Христос совершил Свое первое чудо - претворил воду в вино. Тогда не хватило вина для гостей, и новобрачные были поставлены в весьма неприятное положение, демонстрирующее бедность этой четы и их семейств, и вообще - скудость всего земного бытия. Мария ходатайствовала за жениха и невесту, и Сын Божий, по вере Матери Своей, чудесно превратил воду в вино. Так что же может для нас означать это чудо? |
Давайте еще раз обратимся к событиям, произошедшим на браке в Кане Галилейской. Тогда не хватило вина для гостей, и жених с невестой были поставлены в весьма неприятное положение, демонстрирующее бедность этой четы и их семейств, как, впрочем, и скудость всего земного бытия. Мария - Матерь Иисуса обратилась с этой проблемой к Сыну, ходатайствуя за новобрачных. Христос вначале остановил Богоматерь, но Мария правильно Его поняла, о чем мы говорили в первой статье. И Он, по вере Марии, чудесно превратил воду в вино, восполнив скудость земной жизни обилием жизни благодатной, жизни в Боге. Так Спасителем и Сыном Божиим было сотворено первое чудо. Что оно может для нас означать?
Обратимся еще раз к Евангелию от Иоанна - святому источнику слова Божия:
"На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его" (Ин. 2: 1-11).
Так что может означать первое чудо Господа? Вот как писал преподобный Ефрем Сирин (ок. 306-373 гг.): "Для чего Господь вначале Своих знамений превратил (изменил) природу воды? Чтобы показать, что Божество, которое превратило природу в водоносах, изменило природу также и в утробе Девы, подобно тому, как и в конце Своих знамений отверз гроб, дабы показать, что жадность смерти не превозмогла Его. Обе великие перемены, то есть в рождестве и смерти Своей, как бы печатью утвердил, когда вода, которая сообразно своей природе подвергается превращению (в вино) в виноградной лозе, превратилась (в него) в каменных водоносах без всякого содействия природы, подобно тому, как и плоть Его была чудесно зачата в Деве и дивным образом создана без мужа. Итак, из воды сделал вино (для того), чтобы всех уверить в том, каким образом произошло Его зачатие и рождество. Шесть водоносов (Ин. 2: 6) призвал в свидетельство одной Девы, Которая Его родила. Водоносы новым способом, не по обычаю своему, зачали и родили вино, и более уже не рождали. Так и Дева зачала и родила Еммануила, и более уже не рождала. Рождение (вина) водоносами было рождением из малого во многое, из недостатка - в изобилие, из чистой воды - в доброе вино; зачатие же Марии произошло из обилия в бедность, из славы в бесславие. Кроме того, водоносы эти были как бы источниками, представлявшими и обозначавшими собой очищение Иудейское; к ним-то Господь примешал ведение Своего учения, дабы показать, что Он пришел, конечно, путем закона и пророков, но на тот конец (для того), чтобы все так же изменить Своим учением, как там изменил воду в вино" и далее: "И сие говорит: "всякий человек сначала подает... хорошее вино, потом худшее" (Ин. 2: 10), дабы сделать ясным, что то, что предшествовало, было как бы житницей [т.е. подготовлением], поскольку "закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса" (Ин. 1: 17). Жених земной призвал Жениха небесного, и Господь, уготовив Себя к браку, пришел на брак. Призван был возлежащими Тот, Кто для всей вселенной приготовил трапезу в Царстве Своем, и даровал им брачный дар, дабы им они утешились. Не возгнушалось Его богатство бедности тех, которые даже худшего вина не могли предложить сообразно числу приглашенных, и если бы нечто от обилия Его не излилось на них, восстали бы от пира жаждущими и печальными" и далее: "Но в Свою очередь, и Господь призвал их на брак, как был призван и Сам вместе с учениками. Однако, хотя Он многократно возлежал за трапезой их, души их презрели Его трапезу, подобно тому, как и отцы их отвратились от манны в пустыне (Чис. 11: 4-6). Ангелы ели от трапезы Авраама и Лота (Быт. 18: 1-8; 19: 1-3), так и Господь не погнушался есть и пить с ними. Они призвали Его, и пришел к ним, а (когда) Он их призвал, не пожелали прийти к Нему на брак. Они позвали Его, и не отрекся; Он позвал их, и они отказались от пира Его (Лк. 14: 15-20). Он почтил приглашавших, они же презрели приглашателей. Он даровал радость призванным (на брак), а они убили слуг Его. Он восполнил недостаток (вина) на браке, а они отвергли всю трапезу Его. Он возвеселил их вином добрым; они же огорчили и прогневали Его; вместо приятнейшего вина дали Ему желчь (Мф. 27: 34) и уксус (Мф. 27: 48. Мк. 15: 36 и др.)" и далее: "Будучи призван, Господь не пришел с прочими званными, которые Его предварили, дабы истребить вино первое и худшее, потом пришел Он, дабы принести (с Собой) вино приятнейшее. Вместе с другими был зван Господь, так как внешностью Своей не различествовал от них, и сотворил чудесное знамение, посредством которого узнали, что по Своей природе Он не равен им. Ибо если видом Своим приводил их к мысли о Своем равенстве с ними, то, вместе с тем, Своим чудесным знамением научил их, что Он - больше их. Молча сделал воду вином, дабы Его Божественное молчание обратило распорядителя пира в вестника, с радостью возвестившего возлежащим о сем веселии. Ибо вино по своей природе веселит (человека). Поскольку Его повеление быстро сделало вино, которое приятностью вкуса превосходило все роды вина, потому ради (этого) превосходства его, спросили и разузнали, Кто был господин и творец его" и далее: "Победителя, возвращающегося с битвы [Христос победил сатану в пустыне], принял на третий день брак своим пиршеством, дабы научить, что после победы победителям предстоит радость. Этим случаем, вместе с тем, ясно показано, что Христос, хотя и приглашен был как сторонний гость, однако (на самом деле) есть Господин брака, ибо недостаток на браке пополнил Своим словом, которое восполняет все несовершенное. Кроме того, в том чуде Господь не произвел совершенно новой вещи и не ограничил Своего действия той же самой старой вещью, как она была и ранее, ибо не воду вместо вина предложил им для питья, но и не вышел совершенно за пределы той вещи, ибо вино, которое сделал, произвел из сотворенной (ранее) воды. Итак, не вновь сотворенную вещь там явил, но ту же самую прежнюю вещь изменил, дабы посредством того, что изменил ее, показать Себя Господином ее, и дабы из того, что не сделал ее иной, уразумели, что она не презирается и не отвергается (Им). Точно так же и в конце времен те же самые твари будут обновлены, поскольку та воля, которая одним повелением тотчас же изменила простую воду в приятное вино, в конце времен всему творению возможет восставить вид, доброта которого неизреченна [буквально: "восставить вкус, сладость коего неизреченна"]. И, наконец, это чудо соделал для того, чтобы через изменение грубых вещей в привлекательные научить, что они не суть зло от природы, но что Творец их по Своей природе премудр, ибо знал, что необходимо создать вещи на испытание и исправление, то есть чтобы праведники искушались и достигали награды, преступники же исправлялись и таким образом получали пользу. Ибо Кто всеистребляющий огонь повелением Своим из губителя сделал сладостным утешителем [т.е. отрокам в пещи (ср.: Дан. гл. 2)], Тот в конце времен повелит вредоносным вещам, и станут полезными, и злым вещам даст повеление, и произведут веселие. Сначала уста людей приучил к вкусу вина Своего, дабы потом победить и слух их, и привести (его) к восприятию сладостного Своего учения" (Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. М, 2008. - 416 с.).
Из этого толкования мы видим, что Христос - истинный Господин брака, ибо недостаток вина и радости на браке пополнил Своим чудесным словом, которое восполняет все несовершенное.
Послушаем теперь блаженного Феофилакта Болгарского (рубеж 11-12 вв.): "Мать говорит служителям: что скажет Он вам, то сделайте, - с тем, чтобы просьба была усилена чрез приступ и прошение их самих, чтобы явно было, что отказ был не от бессилия, но с целью - отвратить мнение, будто прибегает к чудотворениям из самохвальства и пустой напыщенности. - Каменные водоносы употреблялись для очищения иудеев. Ибо иудеи почти каждый день обмывались и потом уже принимались за пищу. Прикасались ли они к прокаженному, к мертвецу, сообщались ли с женщиною, они обмывались, как уже нечистые. И как Палестина была безводна и нельзя было находить много источников, то они всегда наполняли водоносы водою, чтобы не бегать на реки в случае осквернения. Не без цели сказал: "по обычаю очищения иудейского", но чтобы кто из неверных не подумал, что в сосудах оставался некоторый осадок винный, потом, когда влили воду и смешали, образовалось самое слабое вино, - показывает, что они никогда не были вместилищами вина. Но неужели не мог Он произвести вино из ничего, не наполняя сосуды водою? Конечно, мог; но величие чудес часто уменьшает их удобоприемлемость. - Могла быть и та цель, чтобы служителей, носивших воду в сосуды, иметь свидетелями чуда. Еще, чтобы мы научились, что он претворяет вино и влагу винограда, которая есть совершенно вода. - Приказывает служителям, чтобы они подали питье для отведания распорядителю пира не без цели, но чтобы кто не подумал, что было собрание пьяниц, вкус у них испортился, и в состоянии опьянения они приняли воду за вино. Чтобы такое подозрение не имело места, Он отведывание предоставляет трезвому - распорядителю пира. Ибо те, которым вверялось служение при подобных случаях, строго воздерживались, чтобы под их распоряжением все происходило чинно и благоприлично. - Но будем молиться, чтобы это совершилось и над нами, чтобы ныне совершился как бы брак, то есть соединение Бога с душою нашею, доколе мы еще в Кане Галилейской, то есть в стране сего низкого и низвращенного мира, во всех отношениях превратного и превращающего. Брак же сей не бывает без присутствия Христа и Его Матери и учеников. Ибо как соединится с Богом тот, кто не уверует во Христа, родившегося от Марии и говорившего во апостолах? Посмотрим же, какое чудо совершает Господь при таком браке и при таком соединении Бога с душою. Он претворяет воду в вино, наполняет шесть каменных водоносов наших. Под "водою" ты можешь разуметь нашу водянистость, влажность и расслабление в жизни и мнениях; под пятью "водоносами" пять чувств, которыми ошибаемся мы в делах; под шестым водоносом - разум, которым мы колеблемся в мнениях. Итак, Господь наш Иисус Христос, евангельское Слово, врачуя наши падения, в деятельной ли то жизни, в умственной или созерцательной, жидкое и нетвердое в нас прелагает в "вино", то есть в жизнь и учение, вяжущее и веселящее, и таким образом шесть наших водоносов наполняются сим прекрасным напитком, - чувства, чтобы не погрешали в деятельности, - разум, чтобы мы не погрешали в мнениях, - Прими во внимание, что там стояли каменные водоносы по обычаю очищения иудейского. - Слово "Иуда" - значит "исповедание". Исповедующийся очищается в пяти чувствах, которыми прежде грешил. Глаз видел худо; глаз же при исповедании плачет и таким образом служит к очищению. Ухо слышало блудные песни; оно же опять наклоняется к словам уст Божиих. Так бывает и с прочими чувствами. Разум погрешает в мнениях; он же опять очищает прежнее зло, преклоняясь на правильное мудрствование. Водоносы - "каменные" или потому, что состав наш из земли, или потому, что преднамереваемые вместилища такого вина должны быть тверды и неразрушимы. Разум Павла был каменным водоносом и в то время, когда он гнал, ибо он ревновал по отеческим преданиям более всех сверстников (Гал. 1, 14); и в то время, когда проповедовал, ибо он имел такую силу в словах, что ликаонцы, как первенствующего в слове, сочли его за Ермия (Деян. 14: 12)" и далее: "Распорядитель пира спрашивает не служителей, а жениха. Почему? Конечно, по Божескому устроению. Если бы он спросил служителей, они, конечно, открыли бы чудо; но им не поверил бы никто, ибо оно было началом знамений, и никто еще не имел великого понятия о Христе, так что никто не поверил бы, если бы служители и рассказывали о чуде. Однако же, когда после сего Он совершил и другие чудеса, и настоящее должно было сделаться достоверным, и служители, всем рассказывающие об нем, мало-помалу могли приобрести доверие. Для сего-то Господь устроил так, что спрошены не служители, а жених. Господь не просто сотворил из воды вино, но вино прекрасное. Ибо чудеса Христовы таковы, что гораздо превосходнее того, что совершается природою. О том, что вода претворилась в вино, свидетельствуют служители, черпавшие воду; о том, что оно было прекрасное, - распорядитель пира. Обо всем этом с течением времени проповедано, и слышащие о сем должны были увериться очень твердо. - Под "вином" ты можешь разуметь евангельское учение, а под "водою" все предшествовавшее Евангелию, что было очень водянисто и не имело совершенства евангельского учения. Скажу пример: Господь дал человеку разные законы, один - в раю (Быт. 2, 16-17), другой - при Ное (Быт. 9), третий - при Аврааме об обрезании (Быт. 17), четвертый - чрез Моисея (Исх. 19; 20), пятый - чрез пророков. Все сии законы в сравнении с точностью и силою Евангелия водянисты, если кто понимает их просто и буквально. Если же кто углубится в дух их и уразумеет сокрытое в них, тот найдет воду претворившеюся в вино. Ибо различающий духовно то, что говорится просто и понимается многими буквально, без сомнения, в этой воде найдет прекрасное вино, пиемое впоследствии и сберегаемое женихом Христом, так как Евангелие и явилось в последние времена" и далее: "Что Господь начал творить чудеса после Своего крещения, об этом мы и прежде говорили. Но кажется, что первое чудо Он совершил именно претворением воды в вино. Ибо сказано: так положил "начало" чудесам. Но скажет иной: если сие чудо и есть начало чудес, то не всех, а только совершенных в Кане Галилейской; так как Он совершил разные чудеса в Кане, то им оно - начало. Хотя мы многое имеем для подтверждения, что настоящее чудо есть начало и всех чудес, потому что слова: "и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его" показывают, что прежде сего Он не творил другого чуда, которым бы Он явил славу Свою; однако же не будем спорить, оно ли было первым чудом, или другое. - Как же Он явил славу Свою? Ведь немногие находились при сем событии, и не пред лицом народа совершено оно? Но если не тогда, то впоследствии все должны были услышать об этом чуде, как оно и доныне возвещается, а не осталось безызвестным. Слова: "ученики Его уверовали в Него" понимай так, что они возымели большую и крепчайшую веру в Него. Они и прежде, конечно, веровали, но веровали не так твердо" (Толкование на Евангелие от Иоанна).
Из этого толкования мы еще более убеждаемся в достоверности чуда претворения большого количества воды в шести водоносах в прекрасное вино.
Брак в Кане Галилейской. Коптская икона.
http://www.cirota.ru/forum/message.php?id=2398575
Так, авторитетный православный богослов архиепископ Аверкий (Таушев) (1906-1976 гг.) писал: "Вместимость этих водоносов была огромна, поскольку "мера," или "бат," равнялся, по нашим мерам, полутора ведрам; так что там могло быть от 18 до 27 ведер по общей вместимости, и тем разительнее чудо, совершенное Господом" и далее: "Иисус велел служителям наполнить эти водоносы водой до верха, чтобы сделать их свидетелями чуда. "Почерпите и принесите архитриклинови", т.е. начальнику пира для того, чтобы он сам убедился в истине совершившегося чуда. Чудо совершено Господом, как видим, даже без прикосновения, на расстоянии, что особенно ярко свидетельствует о проявлении всемогущей божественной силы Его. "Дабы показать", говорит св. Златоуст, "что Он Сам Тот, кто прелагает воду в винограде и обращает в вино дождь чрез корень винограда - что в растении совершается через долгое время - в одно мгновение Он делает то на браке". Не знавший откуда это новое вино архитриклин зовет жениха, словами своими свидетельствуя об истинности совершившегося чуда и даже подчеркивая, что чудесно претворившееся из воды вино было лучшего качества. Из слов его "егда упиются" совсем нельзя делать вывод, что на этом браке все были пьяны: говорится об общем обычае, а не в применении к данному случаю. Известно, что евреи отличались умеренностью в употреблении вина, которое в Палестине было обычным напитком и разбавлялось водой; напиваться допьяна считалось непристойным. Конечно, Господь Иисус Христос не принял бы участия в таком пиршестве, где были или могли быть пьяные. Цель чуда - доставить радость бедным людям, справлявшим свое семейное торжество, в чем сказалась благость Господа. По свидетельству Евангелиста, это было первое чудо, которое сотворил Господь, вступив в дело Своего общественного служения, с целью явить славу Свою, как Сына Божия, и утвердить в вере в Себя Своих учеников" ("Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие" (Первое чудо на браке в Кане Галилейской. (Иоан. 2:1-12)), легко доступное в интернете).
А вот что писали другие писатели и комментаторы Евангелия, принадлежащие различным христианским конфессиям.
Ф.Фаррар: "Первым чудом Моисея было обращение реки в кровь для сурового наказания преступного народа; первым чудом Иисуса было обращение воды в вино, чтобы не испортить праздника в безвестном семействе" (цитир. по Евгений Гусляров. Христос в жизни. М.: Олма-Пресс, 2002. - 736 с.).
Г.Честертон: "Словом, даже в чисто человеческом смысле Христос Нового Завета - больше, чем просто человек; Он - и человек, и нечто большее. Однако еще одну черту нелегко уместить в чисто человеческие рамки. Сквозь все поучения Христа проходит нить, почти незаметная для тех, кто говорит теперь, что это именно поучение. Когда читаешь Евангелие, так и кажется, что на самом деле Он пришел не для того, чтобы учить. Ничто на свете не трогает меня больше, чем претворение воды в вино на свадебном пиру. Рассказ о Кане Галилейской демократичен, как книги Диккенса. Он человечен в том смысле, в каком не применишь это слово к целой толпе человекообразных умников. Он выше высокомерия избранных. Но даже в нем есть что-то еще, есть отзвук тайны. Я говорю сейчас о первом колебании. Христос усомнился не в чудесах, Он усомнился в том, нужно ли творить их сейчас. "Еще не пришел час Мой". Что это значит? Мы не знаем; но что бы это ни значило, эти слова говорят нам, что у Него был план, была цель и все возможные действия или служили ей, или не служили. Если мы не заметим этого плана, мы упустим самую суть истории Христа, нет, мы просто ничего не поймем в Евангелии..." (цитир. по Евгений Гусляров. Христос в жизни. М.: Олма-Пресс, 2002. - 736 с.).
Д.Мережковский: "Да, надо самому опьянеть, чтобы понять это пьяное чудо..." и еще: "Как мы ни "сухи", трезвы, но если бы Сам Господь сел за нашу трапезу, то, может быть, и наша вода превратилась бы в вино, и мы уже не спросили бы, где совершилось это "чудо-знамение", в мертвых ли сосудах или в живых сердцах..." (цитир. по Евгений Гусляров. Христос в жизни. М.: Олма-Пресс, 2002. - 736 с.).
Ф.Мориак: " "Он явил славу Свою, - пишет Иоанн, - и уверовали в Него ученики Его". Ради них совершил Он это чудо, готовя их с полной самоотдачей откликнуться на второй зов. К тому же Мария просила Его: "Вина нет у них". И Он, несмотря на Свой довольно суровый ответ, обнаружил удивительную уступчивость перед просьбой Матери. Решение уже принято: Он будет переступать через любой порог и садиться за любой стол, потому что пришел Он для заблудших, для грешников. Соблазн начинается с Каны и будет продолжаться до Вифании, до последнего миропомазания. Этот Человек, называющий Себя Сыном Человеческим, будет что ни день компрометировать Себя общением с мытарями, блудницами, распутниками и отверженными. В Кане это были развеселившиеся гости, не упускавшие случая пошутить и посмеяться. Распорядитель пира кричит жениху: "Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее вино сберег напоследок!" Можно не сомневаться - шесть каменных водоносов подбавили веселья на уже разгулявшейся свадьбе. Наверно какие-нибудь трезвенники задавали Христу ханжеский вопрос, который часто будут повторять фарисеи: "Почему ученики Иоанна постятся, а Твои нет?" Но Он улыбается и молчит, ибо не пришел час Его..." и еще: "И в тот день, когда Он скажет, что вино есть кровь Его, а хлеб - тело Его, тем, кто был тогда в Кане, не трудно будет поверить. Они сами еще не знают, что это первое чудо, казалось бы, наименее "духовное" из всех, готовит их к непостижимому таинству" (цитир. по Евгений Гусляров. Христос в жизни. М.: Олма-Пресс, 2002. - 736 с.).
А.Лопухин: "Принимая участие в невинном брачном пиршестве, Спаситель освящал установленное Богом таинство брака, подвергшееся у язычников различным искажениям и извращениям, и наглядно показывал, что зло, удручавшее древнее человечество, отнюдь не заключается в самой плоти и ее естественных отправлениях, а в злой греховной воле, которая и этим естественным отправлениям придает греховный и преступный характер. В Царстве Божием можно пить и есть, только бы все это не выходило за пределы законности, служило для целей духа..." (цитир. по Евгений Гусляров. Христос в жизни. М.: Олма-Пресс, 2002. - 736 с.).
Из книги "Путь Христов": "...Вот почему и Христос Спаситель не отклонил приглашения на брак. Он не нашел в нем чего-либо несовместимого со Своим служением. Он идет в маленький галилейский городок Кану и Своим присутствием делает веселую свадьбу святым радостным праздником жизни. "Своим появлением на браке, замечает один благочестивый писатель, Христос Спаситель показал, что брак учреждение божественное, и что всем женящимся и выходящим замуж, которые зовут Его как Гостя в свой дом и дают Ему место в своем сердце, Он оказывает помощь во всяком затруднении, и во всякой нужде. Первое чудо Его освятило невинные радости и дало нам пример христианского отношения к ближним. Не хотевший для себя обратить камней пустыни в хлеб, несмотря на страшное томление голодом, теперь Он превращает воду в вино, дабы устранить замешательство смущенных устроителей брачного пира... Это первое чудо было только еще началом открывающейся славы Сына Божия. В нем, как во всех последующих чудесах, ясно сказалась цель всего служения Христова, это - облагораживать пошлое, преобразовывать низкое, обращать земную воду в небесное вино"..." (цитир. по Евгений Гусляров. Христос в жизни. М.: Олма-Пресс, 2002. - 736 с.).
Мы видим, что Христос Своим первым чудом освятил брак, как богоустановленное таинство. Не следует думать, что Христос мог на миг усомниться: следует ли Ему именно сейчас творить первое чудо? Святые отцы глубже понимают слова Христа: "еще не пришел час Мой" (см. первую статью). Сын Божий и Бог наверняка знал: зачем Он именно сейчас на свадьбе восполнит Своим изобилием недостаток на пиршестве, почему Он превратит земную воду в небесное вино, веселящее сердце человека, по словам псалмопевца (Пс. 103: 15). Спаситель в Евангелии выказал возвышенное и ответственное отношение к браку, категорически возражая против разводов, которые были допущены иудеям по их жестокосердию: "Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мк. 10: 2-9). Муж и жена на всю жизнь "будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть".
По мнению митрополита Сурожского Антония, единение супругов в браке таково, что они даже становятся единым существом, единой личностью в двух лицах. Думается, однако, что это преувеличение или метафора. Каждый в браке остается самостоятельной личностью, а не сливается с супругом. Ведь даже в обожении личность человека не растворяется в личности Бога, но бесконечно приближается к Богу, соединяется с Ним, оставаясь полноценной личностью. Это в индийских религиях личность адепта растворяется в безличном Абсолюте, поглощается Им, теряя себя. Но в христианстве цена личности человека иная. Личность сохраняется. Так что супруги соединяются телами, душами, духом, всей личностью, но не сливаются в единую личность. Это невозможно, да и не нужно. Муж и жена становятся одной плотью - таково единение супругов. Но мы прекрасно понимаем, что при этом их тела все же не сливаются в одно общее тело, но соединяются тесным образом и принадлежат друг другу. Так и души супругов не сливаются в одну душу, но тесно соединяются; так и их личности. Но с чем можно и хочется согласиться в учении митрополита Сурожского Антония, так это то, что тесное соединение супругов в браке - это начало Царствия Божия на земле, реализованного уже для этих двоих. Основание для этого можно найти в одной аграфа Христа, сохраненной в некоей древней рукописи Евангелия, когда Спасителя спросили: "Когда придет Царство Божие", и Он ответил: "Царство Божие уже пришло там, где двое - уже не двое, а одно" (Митрополит Сурожский Антоний. Брак и семья. Украинская православная церковь, Полтавская епархия, Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2007. - 304 с.). Профессор Таубе в своей замечательной книге (М.А.Таубе. Аграфа. О незаписанных в Евангелии изречениях Иисуса Христа. Изд-во Крутицкого Подворья. Общество любителей церковной истории, М. - 2007. - 212 с.), где он собрал 71 неканоническое высказывание Спасителя, об этом аграфа говорит, что оно содержится в текстах св. папы Сотера ("Secunda Clementis"), а также существует аналогичное высказывание в "Евангелии Египтян". У св.папы Сотера сказано, что на вопрос Христу: "когда прийдет царство Его", Спаситель ответил: "Когда двое будут одним, и внешнее будет как внутреннее, и мужское по отношению к женскому не как мужское и женское". Это, по мнению профессора Таубе, означает преодоление человеческого эгоизма, лживости и плотской нечистоты (похоти). Можно полагать на основании этого, что Царствие Божие в браке любящих супругов приходит по мере преодоления ими эгоизма, по мере вызревания глубокой любви, искренности и взаимного доверия. Что же касается последнего условия, когда "мужское по отношению к женскому [станет] не как мужское и женское", то это может означать, по крайней мере, требование постепенного духовного возрастания и ухода от жадной плотской любви, от совокупления ради самого совокупления. Возможно, за этим стоит нечто большее...
Итак, подведем краткий итог сказанному. Христос совершил Свое первое чудо на браке, превратив обычную воду в хорошее вино, ибо чудеса Христовы таковы, что они гораздо превосходнее того, что совершается природою. Этим Спаситель укрепил веру учеников и благословил брак между супругами - мужчиной и женщиной. Этим Он на брачной трапезе свадьбы земной предуготовил людей к гораздо большему чуду - к брачной трапезе души, соединяющейся с Богом, к причастию Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина в таинстве евхаристии, к пиршеству небесному. Этим Он дал понять, что человек, соединяя в любви свою жизнь с жизнью супруга, созидает Царствие Божие в своей семье; Царствие Божие уже приходит на земле для двух любящих сердец.
Январь 2011 г.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"