|
|
||
После смерти человека его тело быстро разлагается, истлевает. Казалось бы это всеобщее правило. А как же тогда Христос, который был мертв и воскрес и не подвергся тлению? А если воскресение Христа неправда и Всеобщего Воскресения не будет, то как же тогда объяснить, что именно в христианстве встречаются случаи нетленных мощей святых? И почему этого нет ни в иудаизме, ни в исламе, ни в буддизме? |
Начало см. в статье автора "Каждого ждет смерть" на этом же сайте.
В предыдущей беседе, читатель, мы говорили о неизбежности смерти тела, об ужасах разложения плоти человеческой, и о том, что наша плоть не должна вечно тлеть и разлагаться, как это происходит сейчас, но должен быть другой мировой порядок. Христианское вероучение дарит нам надежду на новый мировой порядок, согласно которому не только устраняется тление, болезнь, старение и смерть, но и будет восстановлено все истлевшее, будет воскресение мертвых. Только воскресение мертвых и будущее бессмертие действительно разрешают противоречие нашей жизни - смерть. И первым, Кто воскрес и стал бессмертен по телу человеческому, был Иисус Христос.
Но, допустим, атеисты не верят в воскресение Христа. Какие факты можно предложить атеистам по поводу предстоящего нетления тел?
Эти факты существуют - нетленные мощи христианских святых. Только в христианстве известно множество случаев нетления мощей святых угодников Божиих, чего нет ни в одной религии мира. Этого нет в иудаизме, хотя иудаизм признает воскресение мертвых, но иудаизм отверг Того, Кто воистину воскрес - Христа Бога. Этого нет в мировой религии исламе, хотя и ислам признает воскресение мертвых, но ислам не признает Христа распятым и воскресшим, а ложно считает Его лишь пророком, вознесенным Аллахом живым на небеса. Этого нет и в такой мировой религии, как буддизм, ибо буддизм не знает воскресения мертвых, но учит о многократных переселениях души в разные тела, пока, наконец, душа не выпадет в нирвану. Правда, вы, читатель, можете автору возразить: так было же недавно сообщение о нетленных мощах буддистского ламы Итыгелова! Но, во-первых, в прессе были сообщения, что тело этого ламы много лет пролежало в соли, что могло его естественно законсервировать. Во-вторых, даже, если мы допустим истинное нетление тела ламы Итыгелова и его праведную жизнь, то факт нетления скорее говорит в пользу ценности телесного начала в человеке и возможного воскресения тела, чем в пользу буддистского умаления плоти и многократного переселения души в разные тела.
Но в христианстве телесное начало человека имеет высокую ценность, выше, чем в любой другой религии, ибо Бог Христос пришел во плоти человеческой. Ни в одной религии нет исповедания уникального соединения божественной и человеческой природы, такого соединения, которое осуществил Спаситель, имея Божественный Дух и человеческие дух, душу и тело. И вот эта ценность телесного начала в христианстве является теоретическим основанием того, что именно в христианстве известно так много случаев нетления мощей святых, случаев мироточения мощей и исцеления от них верующих. От случаев естественной консервации тела мощи святых отличаются тем, что могут благоухать, источать благоухающее миро, а также чудотворить. Нетленные мощи - это залог будущего воскресения тел, полной победы над смертью и тлением. Если тело может сохраняться нетленным даже в самых неблагоприятных условиях, значит Бог силен. Бог силен не только сохранить тела, но и воскресить распавшиеся тела. И нетленные мощи святых ожидают своего славного воскресения, когда в них войдут дух и душа человеческие. А Божий Дух уже сейчас действует через эти мощи, когда они исцеляют верующих.
Поговорим о конкретных случаях обретения нетленных мощей.
Преподобный Евстратий Печерский взят был в плен половцами и потом продан еврею, который измучил его, на Пасху распял на кресте и бросил в море (1096 г.). Верующие отыскали его тело и привезли в Киев, где мощи Евстратия и поныне находятся в Антоньевых пещерах.
Гроб преподобного Сергия, преставившегося в 1391 г., найден в воде. Несмотря на пребывание во влаге 30 лет, тело святого осталось цело и светло, и даже не повредилась одежда.
Мощи Митрофана, первого епископа Воронежского, преставившегося в 1703 г., 128 лет находились во влажном черноземе и при торжественном открытии их в 1832 г. найдены совершенно нетленными.
В 1842 г. разбирали ветхий храм, в котором в склепе был погребен святой Тихон, епископ Воронежский (преставился в 1783 г.), и переносили гроб в другое место. При этом оказалось, что склеп святого от сырости обвалился, гробовая крышка была раздавлена кирпичами, гроб был близок к разрушению, а тело святителя, несмотря на 59 лет пребывания в сырости, обретено совершенно нетленным, даже облачение найдено целым.
Тело святого князя Глеба, убитого в 1015 г., лежало на берегу Днепра на открытом воздухе без всякой защиты около 5 лет и оказалось совершенно целым, белым и цветущим, когда Ярослав его мощи переносил в Вышгород. Вскоре после этого мощи святых Бориса и Глеба при бесчисленном множестве народа были выставлены и оказалось, что "по открытии рак мощей в новом храме, телеса обоих братьев были белы, как снег, и ангельские их лица сияли небесным светом; место все исполнилось благовония, как бы от обилия фимиама". Киевский митрополит Георгий, участвовавший в перенесении мощей и дотоле не совсем веривший святости и благочестию князей Бориса и Глеба, объятый ужасом, всенародно исповедовал свое заблуждение и с глубоким раскаянием молился мученикам о прощении. Он взял руку святого Глеба и облобызал ее, а потом прилагал к своим очам и сердцу и благословлял ею князей и народ.
Митрополит Киевский Макарий был зверски убит татарами и брошен в поле (1487 г.). Мощи его были привезены в Киев и до сих пор почивают в Софийском соборе.
Тело преподобного Антония Римлянина (преставился в 1147 г.) пролежало 450 лет в каменном гробе под полом, поверх земли. Его тело и одежду на нем нашли целыми и нетленными.
Великий князь Михаил Тверской был замучен в 1318 г. и погребен в Спасском монастыре. Впоследствии супруга его сына перенесла мощи князя в Тверь, и при стечении народа обнаружилось, что мощи его оказались нетленными и неповрежденными ни землей, ни при перевозке.
Мощи священномученика Автонома (преставился 313 г.) были найдены нетленными под грудой камней. Как писал один писатель 6 века об этих мощах: "Проникая иногда очами в гроб мученика, я видел святые мощи его, остававшиеся непобежденными силою смерти, которая, хвалясь в три дня разрушить весь состав живого существа, вот уже в продолжение 200 лет не могла уничтожить и волосы сего славного мужа; волосы его густы, лицо его бело, кожею хорошо обтянуто, усы его не повреждены, очи открыты... Во всем теле находятся в целости все составы его, так что ни от головы ничего не отпало, ни от прочих частей тела ничего не отделилось". Удивительно, что за 200 лет не истлели открытые глаза священномученика!
Некий священник Павел в житии святого Амвросия Медиоланского говорит о мощах святого Назария: "Мощи его, найденные за городом в вертограде, Амвросий перенес в церковь святых Апостолов. И мы видели во гробе, в котором лежали мощи мученика, кровь, как бы сегодня вытекшую; голова же с волосами и бородою так нетленны, что как бы сегодня положены во гроб; лицо его светло, как бы сейчас омыто; и мы такого исполнились благоухания, которое превосходит всякие ароматы".
Мощи святого Петра, митрополита Московского, преставившегося в 1326 г., находились в земле около 150 лет; в 1471 г. его мощи были перенесены в каменный гроб в соборный Успенский храм. Вскоре его каменный гроб был истреблен пожаром, а его тело осталось невредимым: "камень не выдержал силы огня, - говорит некий очевидец, - а мощи святого угодника в показание чудодейственной силы сохранились невредимыми".
В 1581 г., через 2 года после преставления, были обретены нетленными мощи преподобного Герасима, основателя Ново-Иерусалимского женского монастыря на о.Кефалонии. Поскольку католики сомневались в их нетлении, митрополит Филадельфийский Гавриил Север велел закопать их снова в землю на 8 месяцев. По прошествии 8-ми месяцев мощи были опять освидетельствованы, найдены нетленными и с честью перенесены в храм. Чудеса от святых мощей привели к тому, что патриарх Константинопольский через 40 лет внес имя Герасима в список святых Православной Церкви.
Во Владимирском кафедральном соборе находятся мощи князя Андрея Боголюбского, убитого в 1147 г. и сына его Глеба, мирно почившего незадолго до убиения отца. С момента смерти князя до 15 октября 1702 г. мощи обоих князей лежали в земле, а с указанного момента - лежат доступными для благочестивого чествования. Ни время, ни воздух, ни сырая земля не разрушили мощей. В свое время наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Антоний, живший еще в миру, сомневался в нетлении святых мощей. По его убедительной просьбе открыть ему мощи, соборный священник после трех земных поклонов перед мощами святого князя Глеба открыл их...; потом поднимал несколько раз руки угодника Божия, обнажив их по локоть. По воспоминаниям архиепископа Антония: "руки были в полном нетлении, все составы, самая кожа были целы, как у недавно умершего, только желтоватого цвета... При виде сих нетленных мощей ужас напал на меня, мороз прошел по коже... Я пламенно благодарил Бога, что Он благоволил так уверить меня в нетлении св.мощей, и просил Господа, чтобы Он не наказал меня за мое прежнее неверие".
Во Владимирском соборе почивают мощи великого князя Георгия II (Всеволодовича), убитого татарами в 1238 г. на поле брани. Ростовский епископ Кирилл нашел в куче мертвых тел обезглавленное тело князя, узнав его по княжескому платью, привез в Ростов и похоронил в храме Богоматери в каменном гробе. Глава князя была обретена позже и приложена к телу. Когда через 2 года по распоряжению брата Георгия князя Ярослава тело героя было перенесено во Владимир и положено в соборном храме, то свидетели торжественного действия увидели чудо - глава прильнула к телу так, что и следа отсечения не было на шее. В 1645 г. обретены были мощи князя Георгия нетленными и переложены в серебряную раку, на которой были высечены следующие слова: "всем зрящим бысть чудо преславно и удивления достойно, яко святая глава его совокупно прильпе к честному телеси его, якоже ни следа видети отсечения на шее его; но все составы его целы и неразлучны и доныне тако во гробе пребывают, от всех людей видимы и удивляемы". Все это лично видела и была поражена чудом императрица Еватерина II.
Святитель Спиридон Тримифунтский преставился в 348 г. Мощи этого святого по причине набега варваров из Малой Азии были перевезены в Константинополь в 7 веке. Во время завоевания Константинополя турками в 1453 г. некто грек Георгий взял мощи святителя и вместе с мощами блаженной царицы Феодоры вложил в мешки и в таком виде принес вначале в Албанию, а потом на о. Корфу. Мощи Феодоры с тех пор почивают в церкви святителя Николая, мощи же святителя Спиридона, как сокровище, хранятся у потомков грека Георгия на о. Корфу. Ученые естествоведы разных вероисповеданий и стран до сих пор приезжают на о. Корфу, чтобы исследовать нетленные мощи святителя и после своих изысканий единогласно решают, что никакими законами и силами природы нельзя объяснить нетление мощей, более 1500 лет пребывающих неповрежденными. Так один ученый грек писал: "Тело святителя Спиридона и доселе составляет для физиологов предмет справедливого удивления: оно мягко и растяжимо и как бы живо, но вместе и плотно, не разложилось и не подверглось порче; выдающиеся части лица его расширяются и опять принимают свое прежнее положение, когда вынимают и полагают тело в ковчег, где оно стоит прямо для торжественного несения по городу. Ноги его четыре уже века в таком жарком климате, как Корфу, подверженные теплым и сырым испарениям, не потерпели ни малейшей перемены. Все это, как, по-видимому, ни противоречит общим законам физики, несомненно, непререкаемо и основательно дознано".
Так что оказывается, что нетление святых мощей не зависит ни от грунта, ни от климата, ни от действия физических сил.
Некоторые говорят, что тела святых иссушены долгим постом и потому, как сухие и без тучности сохраняются целыми и невредимыми. На это можно ответить, что жидкости в телах святых людей было достаточно для поддержания обмена веществ при жизни, для циркулирования крови и лимфы, которые проникали в самые мельчайшие сосуды, для испарины с целью теплообмена, иначе жизнь святых людей была бы невозможна. А значит, этой жидкости вполне могло хватить и для разложения тел, чего не наблюдается. Если взять, к примеру, египетские мумии, то из них извлекали влагу и их пропитывали различными клейкими и крепительными веществами и наглухо закладывали в пирамиды. И то, часть мумий, при извлечении на воздух, рассыпались или меняли свой вид в худшую сторону, чего не скажешь про тела святых. Есть и еще один контраргумент. Многие святые, чьи мощи сохраняются нетленными, жили среди мира и не изнуряли плоти строгим постом. А некоторые погибли насильственной смертью, имея перед этим цветущий внешний вид (с нормальным количеством жидкости в теле).
Нетленные мощи святых в советское время тайно исследовались, но современная наука до сих пор не в состоянии ответить на вопрос о нетлении мощей святых.
Не все нетленные мощи полностью сохраняются. На многих мощах видны следы частичного тления. В большинстве случаев мощи святых, как правило, мало отличаются от останков обычных людей, но лишь некоторым из них Бог даровал нетление, полное или частичное. Останки святых мы потому называем мощами, что они излучают мощь Божией силы, Божией благодати, благодати исцелений и чудотворений. Этим нетленные мощи святых отличаются от мумифицированных трупов обычных людей, тела которых попали в благоприятные для сохранности условия. Большой Московский собор 1667 г. постановил строго отличать нетленные тела не святых от нетленных мощей святых, предварительно скрупулезно исследуя вопрос о благочестивости проведенной жизни, о чудесах и исцелениях от мощей. К чудесам относят сверхъестественные события, когда истекает благоухающее миро от мощей, в том числе от голых костей, когда кто-то из неверующих внезапно вразумляется Божией силою и премудростью.
Некоторые атеисты думают, что миро подливают сами монахи или, что под миром выдают жидкость, конденсирующуюся из воздуха. Второе рассуждение сразу посчитаем невероятным, потому что на другие тела и тела обычных людей и пр. предметы никакая жидкость не конденсируется, а только на тела мироточивых святых. Так, в Киевских пещерах далеко не все мощи мироточат, но практически все находятся в одинаковых условиях пещер. А насчет первого рассуждения приведем исторический пример - случай, произошедший в 50-х годах 19 века в Киевских дальних пещерах. Один молодой инок, видя мироточение главы неизвестного святого, усомнился, хватит ли этого мира в блюде под главой для помазания богомольцев. И, недолго рассуждая, подлил в блюдо деревянного масла. На следующее утро в пещерах он увидел, что мироточивая глава вся покрылась зеленой плесенью. В страшном испуге инок доложил об увиденном блюстителю пещер. Тот догадался, что кто-то оскорбил святыню и, расспросив инока, узнал от него о добавлении деревянного масла. Тогда блюститель пещер распорядился немедленно омыть мироточивую главу и блюдо теплой водой и насухо вытереть полотенцем. Вскоре мироточивая глава опять источила свежее миро на блюдо, которого вполне достаточно оказалось для богомольцев.
Когда Богу становится угодно явить нетленные мощи святого, творятся различного рода чудеса: исцеления, связанные с молитвенным призыванием имени этого почившего праведника; явление усопшего праведника живым христианам во сне или наяву с повелением открыть нетленное тело; распространение над могилой праведника необычного благоухания. И только после протоколирования этих чудес, комиссия, назначенная Церковью, производит вскрытие могилы с мощами в присутствии народа. Церковь весьма осторожна в вопросе канонизации праведника, даже, если обнаружены его нетленные мощи. В настоящее время известны имена благочестивых усопших мужей, тела которых сияют нетлением, но которые Церковью не причислены к лику святых.
Порой святые мощи дивно охраняются Богом от наводнений, пожаров и набегов иноверцев. Такое не раз случалось в истории Церкви. Но были случаи и противоположного рода, например, при взятии Константинополя турками. Тогда некоторые мощи были преданы огню, а некоторые брошены в воду. Что на это можно сказать? Можно ответить лишь то, что по грехам человеческим нередко народ лишался своих святынь. Такое не раз случалось в истории с еврейским народом, как то свидетельствуют исторические книги Ветхого Завета, когда ковчег завета попадал в руки неверных, когда Иерусалимский храм был разрушен и т.п...
И в заключение скажем следующее. Уважаемый читатель, задумайтесь о смерти, о быстром разложении человеческих тел и о нетленных мощах святых, веками почивающих в различных физических и климатических условиях земли. Вспомните о Христе, победившем смерть и тление, о Христе воскресшем. Значит, Бог все-таки есть! И значит, будет Всеобщее Воскресение мертвых.
Литература
Православие. Чудеса истинные и ложные. - Николаев: Лiтопис, 2009. - 368 с.
Февраль 2010 г.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"