|
|
||
|
Введение
В предыдущих эсхатологических статьях мы обсуждали такую сложную и важную проблему, как соотнести Божию благость, доброту и любовь, благий замысел Бога о человечестве с тем, что большинство душ людей после смерти, вероятнее всего, попадет в ад. Особенно этому вопросу автор посвятил три статьи из серии "Эсхатология древней Церкви..."
Не найдя уверенного разрешения этого вопроса, автор лишь смог высказать человеческое предположение: адские мучения для большинства грешных душ не вечны; по молитвам Церкви, по ходатайству живых большинство грешников будет освобождено из ада до Страшного суда Христова или оправдано на этом суде; навечно в аду останутся лишь те, кто ожесточился во зле, кто хулит Духа Святого.
В связи с таким предположением неизбежно встает следующий вопрос: могут ли адские мучения для большинства грешников иметь очистительный характер? Могут ли способствовать пониманию душой своей греховной испорченности и необходимости исправления? Могут ли способствовать самому процессу исправления?
Такое мнение не новое в истории Церкви. Его, в частности, придерживался великий каппадокиец святитель Григорий Нисский, который в этом вопросе следовал Клименту Александрийскому и Оригену. Ориген, как известно, был анафематствован Церковью на V-ом Вселенском соборе, в том числе за учение об апокатастасисе - всеобщем спасении грешников и падших ангелов, которое вытекало из учения о предсуществовании душ. Учение же святого Григория Нисского, как не связанное с предсуществованием душ (он отвергал предсуществование душ), не было осуждено. Но и не было принято Церковью. Деликатность вопроса состоит в том, что учение об очистительных адских мучениях тесно связано с учением об апокатастасисе, не принятом Церковью. Но эти учения не являются эквивалентными. Можно не принимать апокатастасис, но предположить об очистительном характере адских мучений, как это делает автор настоящей статьи. Автор, следуя учению Церкви, не принимает всеобщего апокатастасиса и верует, что будут грешники, которых Господь не простит, и которым суждены вечные адские мучения вместе с падшими ангелами.
А к остальным грешникам попробуем соотнести предположение об очистительном характере адских мучений.
1 Сущность адских мучений
Никто не в состоянии в полной мере описать сущность адских мучений. Мы не можем себе этого даже представить. Мучения ада изображаются, как тьма внешняя (Мф. 22: 13; 25: 30), плач и скрежет зубов (Мф. 22: 13; 25: 30), темница духов (1 Пет. 3: 19), преисподняя (Флп. 2: 10), геенна огненная (Мф. 5: 22; Мк. 9: 43), огонь неугасающий и червь неумирающий (Мк. 9: 43-44, 46, 48; Иф. 16: 17; Сир. 7: 19; Ис. 66: 24). Мы не можем точно знать, насколько отличаются адские мучения душ после расставания с телом до момента Всеобщего Воскресения мертвых и адские мучения воскресших с плотью грешников. Церковь учит, что мучения душ без тел еще неполные мучения. Судя по библейскому контексту, можно полагать, что неумирающий червь будет грызть плоть воскресших грешников. Так что на долю грешных душ останутся огонь и тьма. Приведем некоторые высказывания святых отцов об аде, из которых, правда, не совсем ясно различие мучений душ до Всеобщего Воскресения и мучений после Воскресения с плотью. Преподобный Ефрем Сирин учил: "... Ад есть нескончаемое мучение, есть непроницаемая светом тьма, и безотрадная геенна, есть неусыпающий червь, немолчный плач, непрестанный скрежет, неисцельная скорбь, есть нелицеприятный судия, беспощадные служители, есть горький и вечный плач" (цитир. по "Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли. Том. 1. М.: Издание Московской духовной академии и Введенской Оптиной пустыни, 2002. - 576 с."), и в другом месте: "Здешний огонь, как ни силен, вместе с пламенем издает и свет, а тамошний огонь [адский] поядает и вместе он - страшная тьма и ночь" (цитир. по тому же источнику). Авва Евагрий писал: "Ад - тьма неведения, покрывающая разумную тварь после потери ею созерцания Бога" (цитир. по тому же источнику). Великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст говорил: "... Сошедши во ад, где никто не может исповедаться (Пс. 6: 6) и откуда уже никто не освободит нас... уже будет необходимо в стеснении и глубоком мраке и при полном отсутствии утешителей терпеть бесконечное наказание и быть несожигаемою пищею для всепожирающего пламени" (цитир. по тому же источнику), и в другом месте: "Если никакое слово не может выразить и тех лютых страданий, какие терпят люди, сжигаемые здесь, то тем более неизобразимы страдания мучимых там [в аду]. Здесь, по крайней мере, все страдание оканчивается в несколько минут, а там палимый грешник вечно горит, но не сгорает" (цитир. по тому же источнику), и еще: "Спрашиваешь, где и в каком месте будет геенна? Но что тебе до этого дело? Нужно знать, что она есть, а не то, где и в каком месте скрывается... Писание [об этом] не говорит. По моему мнению, где-нибудь вне всего этого мира. Как царские темницы и рудокопни бывают вдали, так и геенна будет где-нибудь вне этой вселенной" (цитир. по тому же источнику). Преподобный Исаак Сирин учил: "... Мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что они погрешили против любви, терпят мучение вящшее всякого приводящего в страх мучения... Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией... Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников... и веселит собою соблюдших долг свой. И вот... геенское мучение есть раскаяние" (цитир. по тому же источнику). Преподобный Феодор Студит говорил: "[Грешник] душею же будет терзаться и раздираться сердцем, безмерно и бесконечно, взирая на славу святых, вожделеваясь и лишенным себя оной видя на вечные веки" (цитир. по тому же источнику).
Рассмотрим мнения некоторых древних святых отцов и учителей Церкви о сущности адских мучений грешных душ, опираясь на труд митрополита Макария Оксиюка (Эсхатология св. Григория Нисского. - Киев: Общество любителей православной литературы. Изд-во имени святителя Льва папы Римского, 2006. - 674 с.). Апостольские мужи учили, что после смерти грешников ожидают огонь неугасимый и червь неумирающий, причем адские мучения будут различны в зависимости от степени греха. Святой Иустин Философ Мученик считал, что души грешников попадают в геенну, и там будут мучиться в огне. Об огненных мучениях душ грешников говорил и Афинагор Афинянин и святой Феофил Антиохийский. Святитель Ириней Лионский учил, что в преисподних местах земли есть и "огненная геенна", "подземный тартар" для грешников, где они во тьме и огне терпят наказание, отлученные от Бога и лишенные всех Его благ. Схожего учения придерживался и святитель Ипполит Римский, который говорил, что грешники в преисподней предощущают и созерцают огонь и в страдании ожидают будущего наказания. По мнению Климента Александрийского, души грешников на том свете лишены радости праведников, они пребывают в раскаянии и наказываются огненным мучением и внешней тьмой. Адский огонь не только наказывает грешников, но и является средством очищения их душ от грехов, ибо это разумный огонь, духовная баня для очищения душ. По учению Климента Александрийского, через адские мучения грешные люди очищаются от своих грехов, греховных страстей и достигают блаженства. Даже дьявол еще не утратил способности к покаянию и исправлению и может возвратиться в ангельское состояние. Так что Климент Александрийский был сторонником апокатастасиса - восстановления в невинное состояние грешных душ и падших духов. Аналогичного мнения придерживался и анафематствованный Церковью Ориген. По Оригену, сущность адских мучений душ грешников - в адском огне, который имеет не материальный характер, а духовный. Пищей этого огня являются грехи. Душа грешника сама имеет этот огонь в себе, и совесть грешника будет мучить его. Адский огонь не только наказывает, но и врачует души грешников. Так Бог поступает с больными грехом, подобно врачу, который предлагает сильное, но болезненное врачевание. Так что адский огонь имеет очистительный характер; Бог истребит грехи через огненные наказания, и грешники станут святыми. Согласно святому Мефодию Олимпскому, души грешников после смерти будут претерпевать огненные мучения. Великий учитель Церкви святитель Василий Великий писал, что души грешников мучаются в аду огнем. Другой Вселенский учитель Церкви святитель Григорий Богослов учил, что души грешников после их смерти нисходят в ад, где самым сильным мучением будет отвержение их Богом. К этому добавятся мучения от клокочущего пламени, ужасной тьмы, неумирающего червя и всегдашнего памятования своих грехов.
Адское пламя
Взято с сайта: http://www.photosight.ru/photos/2267756/
Святитель Григорий Нисский был сторонником апокатастасиса и очистительного характера адских мучений. Святой Григорий Нисский был далек от представления об аде, как пространственно-ограниченном месте, ибо душа "будучи по своей природе бесплотной, не имеет никакой нужды пребывать в каких-либо местах" (цитир. по митрополиту Макарию (Оксиюку)). Ад для души - это особое темное ее состояние, состояние мучения. Человек с нынешним земным восприятием действительности не может в полной мере осознать или представить, каковы адские мучения души, которые есть мучительный нравственный процесс: лишение небесных благ, геенна огненная, тьма кромешняя, червь неумирающий. Впрочем, о взглядах святителя Нисского подробнее скажем ниже.
Сформировавшееся учение Церкви о сущности адских мучений грешных душ можно найти у преподобного Иустина Поповича (Догматика Православной Церкви. Эсхатология. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. - 142 с.): "Учение Священного Писания очевидным образом выражает и подтверждает реальность мучений грешных душ за гробом, но природу этих мучений покрывает некоторая неясность. В основном это мучение состоит в удаленности грешных душ от Бога, как источника блаженства, радости и света. Они чувствуют мучения, живя жизнью без радости, без света, без блаженства. Эта мука особенно усиливается сознанием и ощущением того, что это мучение бессмертно неумерщвляемым и неубиваемым бессмертием (ср. Мф. 7: 23; 8: 12; 22: 13; 25: 12). Грешные души находятся в темнице духов (1 Пет. 3: 19), в аду... (Лк. 16: 23; Откр. 20: 13), где они, не сгорая, горят в огне своего диавольского самолюбия и эгоизма (Мф. 25: 41; Лк. 13: 27-28), сознавая все свои грехи, разъедаемые огненными червями отчаяния и угрызений совести, но таких угрызений, которые ввиду отсутствия психофизических благодатно-добродетельных условий никогда не могут привести к спасительному покаянию, как и Иуду они не привели к истинному покаянию, а к самоубийству, в котором заключен высший триумф греха (ср. Ис. 66: 24; Мк. 9: 43-44; Лк. 16: 24-25). Лишенные тела и телесных предметов греха, грешные души в загробной жизни остаются одни-одинешеньки со своими грехами, нагие в своем пламенном зле, в своих неугасимых страстях и похотях; они полыхают и рвутся к земным телесным предметам, но, отделенные от них непреодолимой пропастью, навечно замирают в своем отчаянии и никогда не умирают, так как не имеют ни в чем утолить свои, словно в пустыне, жаждущие страсти, ни чем напитать свои адски алчущие похоти. Их мучение делается еще сильнее от того, что они не только знают, но и видят райское блаженство [Лк. 16: 23; 13: 28], однако не ощущают его как часть себя, но смотрят на него как на далекую, недостижимую реальность, поэтому их неусыпное сознание является их неусыпным и неумолимым мучителем. Их мучение еще увеличивается сознанием того, что и ада, и всех мучений можно было избежать добродетельной жизнью на земле (ср. Лк. 16: 27-29). Жуткая бездна, которая зияет между их ощущениями и райским блаженством - бесконечно удаленной и недосягаемой, но ясно видимой реальностью - невыносимо их мучает. Находясь в обществе зловонных бесов, грешные души терпят различные невыразимые мучения, к изобретению которых бесы весьма привычны. Поскольку в этой жизни существуют различия в греховности и огреховленности людей, справедливо, что и за гробом существуют различия в мучениях грешных душ. Различные в порочности и степени испорченности, грешные души в загробной жизни не претерпевают одинаковых мук, но каждая - соразмерно своей греховности и огреховленности. Различным ступеням моральной испорченности соответствуют различные степени мук (ср. Мф. 5: 21-22; Лк. 19: 22, 27). Место, в которое отходят грешные души после Частного суда в Священном Писании называется адом (ад - "место, лишенное света, мрачное, в котором ничего не видно")... Грешные души в загробной жизни находятся в месте осуждения и гнева Божиего, мучаются, причем в определенном месте. Хотя наша земная категория пространства не может быть применена к загробному миру и жизни, все же несомненно, что ограниченность - свойство человеческой души, ибо только Бог безграничен и вездесущ. Поэтому и место мучений грешных душ имеет известные границы, которые нельзя перейти (Лк. 16: 26)...". Будем полагать, что живший в 20-м веке прп. Иустин Попович в своей Догматике как бы подвел итог святоотеческой мысли о сущности адских мучений.
2 Усиление познавательных способностей души,
расставшейся с телом. Муки совести
Мы отметим тот момент, что грешные души, расставшись с телом, сознают все свои грехи и мучаются угрызениями совести. Откуда такое представление? Дело в том, что есть основания считать познавательные способности души, ее способность к духовному прозрению усиливающимися после расставания с телом, поскольку грубое тело как бы отягощает тонкую душу и отделяет душу от созерцания истины и Бога.
Вот как говорит Священное Писание: "Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум" (Прем. 9: 14-15); "...знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, - ибо мы ходим верою, а не видением, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа" (2 Кор. 5: 6-8).
Аналогичные мысли есть и у святых отцов. Так, святой Григорий Нисский считал, что души усопших праведников созерцают духовные блага, истину и Бога. А души грешников, как неспособные созерцать все это, оказываются в состоянии тьмы, адского огня и неумирающего червя. Адский огонь темный и невещественный; неумирающий червь тоже надо понимать в духовном смысле, это - "червь совести, всегда грызущий душу стыдом и возобновляющий ее страдания напоминанием о сделанном в жизни худо" (цитир. по митрополиту Макарию (Оксиюку)). По мнению другого святого отца - священномученика Андрея, душа усопшего, освободившись от тела и от ограниченности телесных чувств, получит более благоприятные возможности к духовному познанию. В духовном свете истины, которая откроется после смерти, душа прозреет и оценит все свои поступки, слова и мысли. Вот как пишет священномученик Андрей (князь Ухтомский) епископ Уфимский: "Светом истины для загробного существования человека будет Сам Бог, и когда смерть вырвет человека из мира, то он и окажется в положении исцеленного слепца, только что вполне прозревшего на все и все оценившего" (О любви Божией на Страшном Суде Христовом. Изд-е 3-е. С.-Пб., Воскресение, 2008. - 80 с.). Грешная душа окажется во власти двух раздирающих ее сил, и в этом будет ее мучение, с одной стороны, ее будут привлекать все наработанные за жизнь грешные наклонности и привычки, большинство из которых были связаны с телом, и потому, не могущие уже найти удовлетворения, с другой стороны, в свете истины ее усиленно будет мучить совесть.
Итак, у души после расставания с телом, возникнет острый конфликт, который сглаживался в земной жизни: усилятся познавательные способности души и возможность видеть истину, а потому вспыхнут мучения совести; но против совести препятствием станут наработанные за жизнь и уже укоренившиеся греховные наклонности и привычки. Эти греховные наклонности и привычки уже не могут быть принципиально исправлены, поскольку к моменту смерти тела человек практически полностью определился в своем духовно-нравственном состоянии (см. предыдущую статью автора "О жизни души после смерти тела"). Но, вероятно, душе еще остается некоторая возможность изменения религиозно-нравственного состояния.
3 Возможный очистительный характер адских мучений
Приведем частное мнение святителя Григория Нисского об очистительном характере адских мучений (отделяя его от непринятого Церковью учения святого Григория об апокатастасисе). Чтобы человеку стать участником искупления, совершенного Спасителем, он должен уверовать во Христа и при благодатной помощи свыше свободно преображать свою природу добродетельной жизнью. Добродетельная жизнь на земле служит для души человека средством врачевания от греха. Если же во время земной жизни "душа останется неуврачеванной, то для нее хранится врачевание в будущей жизни" адскими мучениями, преимущественно мучениями огня (цитир. по митрополиту Макарию (Оксиюку)). Грешник после смерти узнает, что существуют различия между добродетелью и пороком, ибо тогда он будет лишен возможности "быть причастником Божества, если только очищающий огонь не освободит его от примешавшейся к его душе нечистоты" (цитир. по тому же источнику). Праведники на земле достигают духовной жизни, грешники же "путем исправительного воспитания в последующей жизни, освободившись в очистительном огне от пристрастия к веществу, возвратятся к предназначенной от начала в удел нашей природе благодати" (цитир. по тому же источнику). Души некрещеных язычников также будут очищены адским огнем. Этот огонь заменит для них таинство крещения: "так как в огне и в воде есть какая-то очистительная сила, то не удостоившиеся очищения через таинственную воду, по необходимости, очищаются огнем" (цитир. по тому же источнику). Исходным моментом очистительного процесса для грешника или некрещеного язычника будет обращение свободной воли человека к истинному Богу, связанное с искренним отвращением от порока, ибо порок предстанет в загробной жизни во всей мерзости. Затем, усвоив отвращение от порока, душа начнет охотно стремиться к благу, ибо путь добра естественен благой природе человека, ибо высшим благом служит для души Божество, с Которым душа находится в родстве. "Так как всякая природа привлекается родственным ей; в некотором же родстве с Богом находится человечество, как обладающее подобием своему Первообразу, то, в силу необходимости, влечется душа к божественному и сродному ей" (цитир. по тому же источнику).
Бог встречает душу человека, отвратившуюся от порока и ставшую на путь добра. С этого момента адские наказания становятся очистительными. Так как душа грешника в течение его земной жизни сроднилась со злом, то ее стремление к Богу и влечение Богом к Себе сопровождается болезненным процессом очищения приросших к ней посторонних элементов. Бог врачует душу подобно врачу, срезая с нее греховные наросты и нарывы. "Как те, которые резанием и прижиганием, сводя с тела неестественно наросшие на нем мозоли и бородавки, причиняют, конечно, тем самым телу сильные мучения, хотя и делают это для пользы переносящих эти мучения; - так и срезывание и уничтожение во время суда [суда - имеется в виду загробного воздаяния] неестественных наростов греха силой и мудростью Врачующего болящих, хотя и производит в душе самые мучительные состояния, однако это совершается с доброй целью ее уврачевания" (цитир. по тому же источнику). Как при извлечении тела из-под завалов и обломков, когда оно испытывает повреждения и страдает, так и с душой: "когда Божья сила по человеколюбию извлекает свою собственность из-под неразумных и нематериальных развалин" греха (цитир. по тому же источнику). В загробной жизни суд Божий налагает на умерших не специальные наказания за грехи, но производит только отделение добра от зла, привлекая добродетельных к участию в блаженстве, "отторжение же приросшего бывает для привлекаемого мучением" (цитир. по тому же источнику). В зависимости от степени греховности душа испытывает более или менее интенсивные и продолжительные мучения; чем греховнее душа, тем больше ей прийдется страдать в загробной жизни в очистительном адском огне. Так думал святитель Нисский. Поэтому лучше для человека исправляться в жизни земной, чтобы избегнуть мучительных адских страданий. Для наиболее тяжких грешников адские мучения будут очень продолжительными, но все равно временными, после которых наступит всеобщее восстановление грешников в праведное состояние - апокатастасис, как полагал святой Григорий.
Отвергая апокатастасис, автор симпатизирует идее святого Григория Нисского об очистительном характере адских мучений, но не для всех грешников.
Можно предположить, что горение грешной души будет, прежде всего, горением в ее страстях и муках совести. Поскольку в загробной жизни усиливаются познавательные способности души, то душа становится более совестливой, более способной видеть духовную и нравственную истину, и муки совести станут сильнее мук неудовлетворенных страстей. Можно предположить, что это горение в огне совести "выжигает" грешные привычки и наклонности тех грешников, кто еще не ожесточился.
4 Воздействие ходатайств живых и молитв Церкви на души усопших
Рассматривая человека, мы будем основываться на такой антропологии, согласно которой человек трехсоставен, состоит из тела, души и духа. Эта антропологическая схема не противоречит двухсоставной, согласно которой человек состоит из тела и души, ибо в последней схеме духом считается высшая часть души. В данном случае поговорим о душе и духе.
Движения души будем разделять на три вида: мысли, чувства и желания (руководимые волей).
Духом будем считать высшую инстанцию в человеке, выступающую в роли судьи и тела и души. Движения духа будем разделять на три вида: совесть, страх Божий, жажда Бога. Совесть - судья, указывающий человеку, что право и что неправо, что угодно Богу, а что Ему неугодно. Совесть - голос Божий в человеке, понуждающий человека исполнять волю Божию, награждая утешением или наказывая угрызениями. Страх Божий - благоговейный трепет перед Божиим величием, неразрывно связанный с верой в Бога, со страхом лишиться спасения на суде Христовом. Жажда Бога - это постоянное стремление духа человеческого к Богу, поиски Бога, желание живого общения с Богом, когда ничто земное не удовлетворяет дух человеческий.
По учению Церкви особое значение в загробной участи душ усопших имеют ходатайства живых (молитва, милостыня, добрые дела в честь усопших) и молитвы Церкви (в первую очередь, Бескровная Жертва) в первые сорок дней после смерти - во время частного суда. Но как действуют ходатайства живых и молитвы Церкви на души усопших? Согласно предположениям автора, молитвы и ходатайства живых членов Церкви представлены Богом для восприятия душ усопших и действуют на эти души через их высшую часть - через дух. В душах усопших начинает активнее говорить совесть, ее побуждают к этому молитвы и ходатайства. Совесть начинает показывать в истинном свете их греховные наклонности и активнее обжигать душу огнем раскаяния. К огню раскаяния присоединится помощь со стороны страха Божия и жажды Бога, возбуждаемых видениями души на частном суде. Страх Божий усиливается видениями ада с 9-го по 40-й день суда и осознанием Божией праведности и Божия правосудия. А созерцание райских обителей и созерцание Бога в Его великолепии с 3-го по 9-й день суда, осознание благости, любви и премудрости Божией пробуждает в душах усопших жажду Бога. Таким образом, дух усопших активизируется и становится более способным дать возможность душам превозмочь греховные привычки и наклонности и так помогает пройти успешно частный суд.
Но успешно частный суд пройдут лишь меньшинство душ. Дело в том, что подавляющее большинство людей умирает нераскаянными во грехах, не пройдя таинства исповеди и причастия, и потому они не смогут пройти частный суд, но окажутся в аду. Что будет далее с такими душами?
Хочется предположить следующее: эти души, находясь во тьме, будут осознавать заслуженность своей отлученности от Бога; огненные мучения их совести будут способствовать победе над их грешными вожделениями и привычками, воспитанными в течение земной жизни. Страх Божий будет воспитываться осознанием величия Божия правосудия. А жажду Бога будут подкреплять редкие моменты временного облегчения адской тьмы и явления Христа и Божией Матери грешникам в аду во дни великих церковных праздников, особенно на Пасху. Но особенно совесть будет обжигать их очищающим огнем, когда Бог донесет до них молитвы Церкви и ходатайства живых. И постепенно просветляясь и побеждая своим духом греховные наклонности грешные души присоединяются к сонму освященных, сонму праведников, освобождаясь от ада и переходя в Царство Небесное по приговору любящего Вседержителя. Этот приговор может прозвучать еще в аду, а может быть вынесен в конце мира на Страшном суде Христовом.
Чем более грешил человек при жизни, тем более ему прийдется гореть в очистительном адском огне и скорбеть в адской тьме. И муки эти будут так сильны, что лучше ему было бы покаяться и исправиться при жизни.
Таковы предположения автора, высказанные по человеческому разумению.
5 Бич Божией любви
Как писал прп. Иустин Попович в современной "Догматике Православной Церкви. Эсхатологии" (об этом уже было упомянуто), что природу адских мучений "покрывает некоторая неясность". Сейчас поговорим об одном таком аспекте неясности. Для современных "начитанных" людей, особенно философски образованных, и особенно для привыкших к понятию "соблюдение прав личности", остро встает вопрос: есть ли вообще смысл и справедливость в бесконечных и "бессмысленных" адских мучениях?
Когда таким людям отвечаешь: адские мучения не прекращаются для тех, кто не хочет исправиться, изменить свое духовно-нравственное состояние, кто навсегда ожесточился во зле, кто хулит Духа Святого, - такой ответ не хотят принять. Не лучше ли всемогущему Богу уничтожить совсем грешника, чем вечно мучить его: так спрашивают те из них.
Взглянем на проблему под другим углом. Для этого еще раз приведем таинственные слова выдающего святого отца-аскета, преподобного Исаака Сирина: "... Мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что они погрешили против любви, терпят мучение вящшее всякого приводящего в страх мучения... Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией... Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников... и веселит собою соблюдших долг свой. И вот... геенское мучение есть раскаяние" (цитир. по "Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли. Том. 1. М.: Издание Московской духовной академии и Введенской Оптиной пустыни, 2002. - 576 с.").
Что же это за бич Божией любви, который жжет нераскаянных грешников? Как может любовь Божия быть бичом, приносящим вечное мучение?
Здесь мы подходим к пределу человеческой мудрости и метафизических рассуждений.
Спас Ярое Око
В предыдущей статье "О жизни души после смерти тела" автор подчеркивал мысль, вполне согласную с мнением многих св.отцов, что у человека в загробном мире и в будущей жизни будет перспектива бесконечного развития, притом вектор этого развития определится окончательно к моменту Страшного суда Христова. Св.отцы говорили о бесконечном развитии человеческой личности в Царствии Божием, и почти ничего не говорили о перспективе бесконечного развития нераскаянных грешников в аду. У отцов есть утверждения, что грешники в аду будут вечно общаться со злобными падшими ангелами, и это будет одной из причин их мук. Вероятно, как представляется автору, из-за бесконечного человеческого потенциала развития и постоянного общения с бесами и себе подобными грешниками, у грешных людей в аду существует реальная перспектива бесконечного возрастания во зле. И перспектива этого бесконечного погружения во тьму, бесконечного дьявольского "совершенствования" просто ужасна!
Этой мысли соответствует и понимание зла, как искаженного добра, как недостатка добра. Но если добро в разумно-свободных существах способно к неограниченному возрастанию, ибо источник добра - неограниченный, всесовершенный Бог, то и отрицание и искажение возрастающего добра может иметь потенциально неограниченные перспективы.
Автор полагает, что огонь Божией любви, бич Божией любви жжет грешников и бесов не столько ради наказания, а большей частью для приостановки процесса бесконечного возрастания разумно-свободных существ во зле. Геенский огонь и есть то средство, которым Бог будет приостанавливать "совершенствование" падшей твари в бесконечном зле. В таком смысле можно говорить об "очистительных адских мучениях" тех, кто будет навечно осужден на Страшном суде Христовом.
Нужно иметь в виду еще одну таинственную закономерность будущего века, которая совершится с нами и с миром. В Апокалипсисе есть указание на то, что времени в будущей жизни "не будет" (Откр. 10: 5-7). В каком смысле? Мы не знаем. Святой Андрей Кесарийский допускает изменение характера духовно-физического времени, "когда и на самом деле не будет времени, измеряемого солнцем, но превосходящая счисление временное жизнь вечная..." (Апокалипсис. Толкование св.Андрея, архиепископа Кесарийского). Духовно-физические процессы в вечной жизни будут иметь качественно иной характер. И еще.
Перед премудрым Богом бесконечный потенциал развития разумно-свободных существ может иметь более высокую ценность, чем их комфортное или некомфортное состояние в аду. А по нашим ограниченным человеческим меркам может казаться, что Бог нарушает наши "права личности" и вечно, несправедливо карает на грехи временной земной жизни, вместо того, чтобы просто уничтожить грешника, который не хочет и не может исправиться.
Омраченный грехами, ограниченный человек не в состоянии постигнуть Божий промысел о нем, не в состоянии постигнуть Божию премудрость и благость, Божию справедливость и суд. Как сказано в книге Иова, Бог "творит дела великие и неисследимые, чудные без числа" (Иов. 5: 9); "Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес, - что можешь сделать? глубже преисподней, - что можешь узнать? Длиннее земли мера Его и шире моря. Если Он пройдет и заключит кого в оковы и представит на суд, то кто отклонит Его? Ибо Он знает людей лживых и видит беззаконие, и оставит ли его без внимания? Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому осленку" (Иов. 11: 7-12).
Наше понимание Божия промысла о нас подобно пониманию диким осленком сути человека и назначения всех приспособлений техногенной цивилизации. Если осленка одомашнить, то он отчасти поймет что-то в быте своих хозяев, но охватит ли он пониманием что происходит в человеческом городе, для чего вокруг столько суеты, столько техники, и что на душе у человека?
Апостол Павел говорил: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему..." (Рим. 11: 33-36).
Заключение
Вернемся к загробной жизни душ до Страшного суда. Хочется подчеркнуть ту мысль, что даже, если адские мучения будут иметь временный и очистительный характер для большинства душ грешников, все равно они будут ужасны. Уж лучше таким грешникам исправляться при жизни верою, покаянием и добрыми делами. Лучше грешникам взращивать в себе добродетели с Божьей помощью еще здесь - в земной жизни, чем гореть мучительно в аду. Лучше человеку стремиться к добру и участвовать в таинствах Церкви, особенно в евхаристии, чем быть наказанным и не иметь в себе жизни, ибо Христос учит, что тот, кто не ест Плоти Его и не пьет Крови Его, не имеет в себе жизни. А лишенный жизни подвергается смерти души, мучениям.
Церковь учит, что спастись из ада по молитвам Церкви и ходатайствам живых могут лишь те, кто не только формально был крещен, но и в жизни имел веру. И спастись только до Всеобщего Воскресения мертвых, Страшного суда и начала будущего века.
А если уж говорить об адских мучениях после Страшного суда Христова, то тут нет никакой надежды на их окончание. Эти муки души и воскресшего тела будут вечными.
Итак, лучше иметь веру и добрые дела, чем бесплодно умствовать и быть отвергнутым Богом, ибо, как говорит премудрый: "Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои" (Притч. 3: 5-6). Потому что, может оказаться, что приведенные выше рассуждения об очистительном характере адских мучений неверны. Никто не был советником Богу, когда Он творил мир и человека, никто не одолжил ничего Богу (см. выше Рим. 11: 33-36), чтобы Бог должен был подчиняться воле человека и человеческим умствованиям и понятиям о "правах личности".
ПРИЛОЖЕНИЕ
Некоторые святоотеческие тексты о спасении из ада душ умерших с верою по молитвам Церкви и ходатайствам живых
Вселенский учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст говорит: "Не напрасно установили апостолы при совершении страшных тайн поминать усопших; они знали, что от этого им много выгоды, много пользы. Когда весь народ и священный лик стоит с воздеянием рук и когда предлежит страшная жертва, то как не умолим Бога, прося за них? Но это (говорим) о тех, которые скончались в вере", "Не напрасно бывают приношения за умерших, не напрасно молитвы, не напрасно милостыни. Все это установил Дух, желая, чтобы мы приносили друг другу взаимную пользу" (цитир. по книге митрополита Макария (Оксиюка): "Эсхатология св. Григория Нисского. - Киев: Общество любителей православной литературы. Изд-во имени святителя Льва папы Римского, 2006. - 674 с.").
Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: "Ученики и божественные апостолы Спасителя не без причины и не без пользы установили при страшных, пречистых и животворящих Тайнах совершать поминовение о верных усопших, что от конец до конец земли владычествующая, Апостольская и Соборная Церковь Христа Бога нашего содержит твердо и беспрекословно с того времени даже доныне и до кончины мира содержать будет, ибо вера христианская, чуждая заблуждений, ничего бесполезного не приняла и содержит ненарушимо все полезное, благоугодное и спасительное".
Святитель Филарет Московский в Катехизисе (Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви, М., 2005. - 128 с.) учит: "373. О душах, умерших с верой, но не успевших принести плодов, достойных покаяния, следует заметить то, что им для достижения блаженного Воскресения могут помочь возносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых, и добрые дела, с верой совершаемые в их память".
Март 2010 г. - июль 2012 г.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"