По роще калиновой,
По роще осиновой,
На именины к щенку
В шляпе малиновой
Шел ежик резиновый
С дырочкой в правом боку.
Были у ежика
Зонтик от дождика,
Шляпа и пара галош.
Божьей коровке,
Цветочной головке
Ласково кланялся еж.
В этих ветхозаветных строках Юнны Мориц, озвученных Сергеем Никитиным, следует видеть предтечу того, что выросло в величественный, священный жанр канонических ежиных хоралов - ёж-метал.
На сегодня каждая строчка данного ветхозаветного песнопения разобрана многочисленными исследователями. Друг, к которому идёт Великий Ёж, рассматривается как собирательный образ всей цивилизации, всей многомиллиардной ежиной паствы. Много вопросов вызывает миролюбие Ежа и то, что он кланяется "божьей коровке" (образ ветхозаветного Агнца) и "цветочной головке" (нераскрытый бутон как символ зарождающегося вероучения). Многие историки списывают это на неокрепшее самосознание социума и склонность к безропотному, травоядному миролюбию, хотя правильнее видеть в этом обратную сторону Великих Ежей - милосердие к ближним своим, проявленное в тяжёлые минуты. В этом проявляется и одна из будущих, ещё не сформулированных на тот момент заповедей "Поделись мехом и жиром дальних с ближними своими". Помимо этого, явно не указано, в какой день происходит прогулка Великого Ежа, но легко доказуемо (путём анализа дат, совпадающих с именинами "щенка", т.е. даты происхождения мира), что дело происходит в 13-й день - особый день леса.
Кроме того, не следует забывать, что Великий Ёж в произведении тяжело ранен. "Тёплый резиновый писк" есть ни что иное, как прощальный крик Ежа с тяжёлым ранением в грудную клетку, стремящегося во что бы то ни стало донести свет колючего вероучения слепой пастве. Последние мгновения своей "резиновой" на первый взгляд жизни колючий воин решил потратить не на поиск пропитания и борьбу явную - с Хомяком ли, либо с вегетерианством - он тратит её на странные, но вынужденно добрые поступки по отношению к близким ему существам. Его траурно-малиновый головной убор говорит об общем упадке нравов "доежиной" эпохи, а зонтик - это потрёпанное боевое знамя, и, одновременно, защита от кислотных дождей эпохи застоя. Песнопение заканчивается драматично, и вместе с тем пафосно - Великий Ёж отправляет на вечный покой в водную языческую Валгаллу-Ванну, к безликому ежиному титану Ване, чтобы продолжить свой крестово-колючий поход в мире мёртвых.
2. Становление и обособление жанра. Глупо считать, что жанр ёж-металла возник как осознанная компилляция более ранних языческих песнопений, таких как психоделик-рок, этно-фьюжн, нойз-эмбиент или авантгард-метал. Это принципиально новое учение, стихийно возникшее на совершенно новых, колючих и правильных музыкальных канонах. Это полиритмичный, полифоничный (временами плавно переходящий в какафоничный), лоубитный и полицентричный жанр тяжёлой рок-музыки, солирующее значение в котором отдаётся таким инструментам, как дисторшированная губная гармошка, бубен и расстроенная акустическая гитара. Многое в нём и от лесной, глубинной балалаечности, фырчащего, безудержного драйва Воинов, сражающихся в глухой чаще лесов. Эта музыка открывает совершенно новые горизонты восприятия, как, в общем-то, верно было подмечено одним из первых ценителей жанра, голландско-тайландским музыкальным коллекционером Kai Nabuko: "The music creates a fantastical cinematic Forrest setup where our little creatures are hiking around. the trippy acoustic touch by our storyteller is consistent in skills, and keeps your ears wide open for whats next!"
Наиболее известными работами, открывшими жанр, считаются альбомы первоапостола ежиной веры "Слава Великим Ежам", "Возвращение Великих Ежей" и "Эпичная Война Великих Ежей", однако ежиное звучание проявляются и в других, несвященных работах, таких как "Гипсовый альбом", или "Пингвины-мутанты". В первом веке Ежиной Эры одновременно по всему миру, в Тайланде, Франции и других лесных странах стали появляться новые, совершенно неизвестные до сего момента скальды и поэты, совершившие обращение в ежепоклонничество и произведшие переход к истинно-колючей музыке.
3. Развитие и дифференциализация жанра.
Достаточно быстро, ещё во времена выхода первых альбомов, жанр ёж-металла получил своё развитие в целой совокупности направлений.
Одним из таких под-стилей является адскохомячий металл (hell hamster's metal). Произведения в этом жанре, мрачные, тёмные и тоскливо-пищащие, являются предостережением всем ежепоклонникам о вреде вероотступничества и опасностях хомячьего еретичества. Первым произведением этого жанра является "Адскохомячий еретик" с "Возвращения великих ежей". В идеале, произведения адскохомячьего металла должны служить лишь небольшой приправой к песнопениям основного направления. К сожалению, многие коллективы ранних лет выбрали этот жанр в качестве основного, тем самым неумолимо скатываясь к еретичеству, что и покрыло их имена забвением.
Другим подстилем ёж-металла является ёж-рэп (hedgehog rap) - речетативно-фырчащий, абстрактно-сонорный жанр вокальной музыки, повествующий о лесной несправедливости и подростковых проблемах молодого адепта. Часто тексты в этом жанре повествуют на отвлечённую тему, как, например, композиция "О совах".
Знаковым явлением считается появление жанра ёж-метал-оперы, первым серьёзным произведением которого считается "Эпичная Война Великих Ежей".
Не стоит упомянуть и о развитии смежного жанра, кактусового грайндкора, главным апологетом которого считается коллектив "Cacti curator".
4. Будущее жанра. Пока колючи морды адептов веры Ежовой, пока плюшевые изваяния Великих Ежей стоят в домах адептов, жанры ёж-металлической музыки были и остаются важной частью нашей жизни. Они остаются обязательными к изучению в школах и сопровождают нас по всей жизни - от момента рождения до самой смерти. Много радостных минут связывают нас с шумным звуком дисторшированной колючей песни, и во Славу Ежам эта музыка будет звучать ещё много веков.
С.В.Е-м!