Сягайло Максим Андреевич : другие произведения.

Сравнительная рецензия на "Некрономикон" 1993 и "Черный кот" 2007

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


В плену своих произведений(статья)

   Творчество одного являет эпилог романтизма, другого чтят одним из предтечей фентези. Их произведениями восхищаются как ценители жанра, так и просто хорошей литературы. И оба с легкой руки киноиндустрии стали героями своих произведений.
   Не ставя перед собой задачу описывать биографии Лавкрафта или Эдгара По, я коснусь их лишь в той мере, в какой они нашли отражения в кино.
   "Некрономикон" 1993 года представляет собой сборник из трех коротких новел вдохновлённых рассказами мучаемого ночными кошмарами уроженца Рот-айланта. Стержневой является история, в которой Лавкрафт собственной персоной проникает в библиотеку загадочного монашеского ордена Ом-яти желая изучить легендарную Книгу Мертвых.
   Чем руководствовался Юзна, представив славившегося болезненность писателя, в образе почти что Индианы Джонса от хоррора остается для меня непонятным. Зато выбор исполнителя главной роли гениален и кажется настолько естественным, что думаю, никто кроме Джефри Комбса не смог бы сыграть Лавкрафта лучше в этой интерпретации.
   Звание самого Лафкратовского актера всех времен и народов закрепилось бы за Комбсом, даже если б тот Не удостоился чести воплотить образ писателя на экране. Достаточно вспомнить его в ставшем культовым "Реаниматоре" и "Извне".
   Бросается в глаза очевидное не соответствие во внешности актера и реального Лавкрафта, но это с лихвой компенсируется актерской игрой. Безумный гений с одержимым блеском в глазах порядком пощекотал людям нервы в 1985 под именем Герберта Веста и вот он вернулся, сильно остепенившись, но сохранив завораживающею ауру фанатичного исследователя, готового на все ради реализации своих сумасшедших фантазий.
   И вот Говард Филипс Лавкрафт склонился над рукописью безумного араба, прикасаясь дрожащими пальцами к пожелтевшим еще во времена седой древности страницам...
   Первая часть антологии - "Утопленница" поставлена по мотивам рассказа "Крысы в стенах". Причем, "по мотивам" - весьма громко сказано. Что в "Утопленнице" от Лавкрафта: идея наследования огромного мрачного замка главным героем, зловещая книга Некрономикон (которая только здесь за весь фильм и выступает по назначению, в роли мрачного свода заклинаний, способных призвать тварей из иных миров), а также, пожалуй, концепция пугающих монстров, имеющих признаки обитателей подводных глубин.
   Кстати, некромантическое заклятье, что произносят члены рода Де Лапор - вариация на лавкрафтовское " That is not dead which can eternal lie, And with strange aeons even death may die." из "Зова Ктулху". Используется там и имя великого древнего но исковерканное, очевидно из за какой то неурядицы с авторскими правами. Наши горе-переводчики сохранили изуродованный вариант.
   Нам расскажут о трагически прерванной любви и том, что надо отпускать умерших близких. Если человек ушел, то ушел навсегда и вернутся под его личиной может лишь безымянное зло.
   Можно добавить, что это единственная из вычитанных главным героем фильма история, в завершении которой нас ждет хеппи-энд.
   Вы заметили странный механизм, приходящий в активность по мере того как Говард погружается все дальше в запретные тексты? В конце оттуда вылетит птичка, - не забудьте улыбнуться. А пока идем дальше, чувствуете, как по спине бегут мурашки? Это от холода.
   Глава вторая - "Холод". Японец Судзуки Канеко, во время работы над фильмом совершенно не владел английским языком. Мне кажется, это в итоге повлияло на качество. Все-таки работа режиссера подразумевает активное общение с персоналом и актерами. Даже в однородной языковой среде и то не всегда удается донести полный смысл своих слов. Не берусь утверждать что "Холод" - провал, но фильм определенно мог получиться лучше.
   В Лавкрафтовскую историю была добавлена кровожадность, бедолаге было недостаточно просто окружать себя прохладой, периодически требовалась спинномозговая жидкость обывателей. И любовь. Целый любовный треугольник, который приведёт нас к трагической развязке.
   Сюжет о гениальном ученом, ставшим пленником собственного изобретения, был экранизирован в 2007 году. И что забавно, авторы "Холода" 2007го года выпуска в большей степени вдохновлялись трактовкой Судзуки Канеко представленной в "Некрономиконе" 1993 чем литературным оригиналом. Идею жуткого побочного эффекта в виде вечной беременности заимствовали японские коллеги Судзуки в хентае "Mystery of the Necronomicon".
   В этой новелле, как и в прошлой, появляется Некрономикон, именно он вдохновляет доктора Меддена на его открытие.
   "Холод" жителя страны восходящего солнца определенно вложил свой кирпичик в подход к адаптациям творчества Лавкрафта современной культурой.
   "Шорохи" - заключительная история под авторством основного режиссера картины Брайана Юзна. Как по мне, она самая лавкрафтовская в сборнике. Те, кто ожидал прибытия пришельцев под грохот фанфар в духе "Дня независимости" сильно ошибался. Они давным-давно среди нас, скрываются во тьме, внушающие ужас своим видом и поступками
   События "Шепчущего в ночи" перенесены в современный мегаполис. Двое полицейских следуя по следам терроризирующего города маньяка, спускаются в мрачное подземелье. Ужас, замешенный с трешем, на фоне которого рождается глубокое сострадание героям, ставшим пешками в руках сверхъестественных сил, - что еще было ждать от режиссера "Общества" и третьего "Возвращения живых мертвецов"?
   Основная история близится к своему финалу. Лавкрафт вступает в битву с подводным монстром и обнаружившим его монахом-чудовищем, жуткая тварь вырывается из иных миров, - непродолжительный экшен в духе расхитителя гробниц. В финальной сцене мы видим спасшегося писателя, он уезжает на автомобиле, в его руках Книга Мертвых.
   Судить, насколько отражены в "Некрономиконе" исторические реалии начала двадцатого века сложно. Вроде бы и костюмы и декорации соответствуют, но из-за какого-то своеобразного акцента, сама атмосфера передана неудачно, и в этом не малая заслуга "Шепота" перенесенного относительно основных событий в будущее. Спасает только: "Страницы Книги Мертвых хранят все тайны вселенной, как прошлой, так и будущей", произнесенное в самом начале Говордом. Грустно, но единственный на данный момент фильм о Лавкрафте стилистически слишком близок к комиксу, нежели к серьезной картине.
   Несомненное достоинство фильма кроется в самой подборке историй. Три рассказа отражают разные грани лавкрафтоского творчества: страх мистический, страх перед неконтролируемым прогрессом, и космический ужас, ужас чуждый всему человеческому. Среди главных идейных недостатков выбор места действия, - Нью-Йорк. Ради всего святого, ну почему не Аркхем! Выкради Лавкрафт запретную книгу из Мискатоникского университета, а не из обители монашеского братства неопределенного вероисповедания, фильм глубже погрузился бы в мир писателя.
   Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на приз Сатурн за лучший VHS-релиз. Кинофестиваль Fantafestival вручил приз за лучшие спецэффекты. Международный кинофестиваль Fantasporto  так же оценил качественные спецэффекты и номинировал на Гран-при.
   Подводя итог "Некрономикону" следует посоветовать его всем поклонникам литературного таланта Говарда Лавкрафта. Фильм конечно далек от идеала, но мифология писателя, как ни печально, не может похвастаться впечатляющими, близкими к тексту экранизациями.
   Помню когда впервые прослышал, что в эпизоде сериала Мастера ужаса "Черный кот" роль Эдгара Алана По доверили Джефри Комбсу, - не поверил. Не смотря на мою ярую симпатию к актеру, в теле страдающего алкоголизмом рыцаря печального образа представить его не получалось.
   С другой стороны в голове была четкая картинка Комбсовского Лавкрафта и помня о нескрываемом восхищении которое Говард испытывал к творчеству Эдгара По, и том какое огромное влияние оно оказало на его собственное, в этом мерещилась некоторая вселенская справедливость.
   Также нельзя не признать, что у Стюарта Гордона, выступающего режиссером этого эпизода "Мастеров", и Комбса на тот момент была плодотворная история сотрудничества длинной в двадцать один год!
   Потрясающая световая гамма, граничащая с чёрно-белым кино, на фоне которой так изысканно смотрятся вино кровь и тени на стенах, - первое, что бросается в глаза.
   Гримеры так же постарались на славу, в определённых ракурсах сходство актера и писателя просто фантастическое.
   Мы узнаем трагический эпизод из жизни Эдгара Алана По, в котором реальные факты беспробудного пьянства, творческой депрессии и медленно умирающей от туберкулеза жены писателя переплетутся с его собственным мрачными фантазиями произведения "Черный кот".
   Ощущение безумия происходящего нагнетается постепенно. От воображаемого нападения на издателя и галлюцинации с пианино, до одержимого желания уничтожить проклятое животное, - все смотрится естественно и органично. Как и метаморфозы главного героя - любящего мужа борющегося с внешним миром за право существовать и само выражаться, преображающегося под действием алкоголя в деспота с выраженным эгоцентризмом и жалостью к себе, достойного в лучшем случае сострадания зрителя, в худшем его презрения.
   Единственный неровный момент, разрушающий психологическую достоверность происходящего, - реакция героя на смерть жены. В первом случае, в ужасе от тогда еще мнимой кончины любимой женщины, Эдгар поджигает дом, очевидно полный решимости сгореть вместе со своей драгоценной Виргинией, но когда в результате роковой ошибки сам становится виновником ее гибели, - решает спрятать труп в стене подвала. Это явная, хоть и не портящая общей картины, шероховатость иллюстрирует собой сложности, с которыми столкнулись авторы фильма при переносе оригинального текста на биографию автора.
   К формальным биографическим не состыковкам следует отнести еще два момента. Виргиния умерла в Нью-Йорке, события фильма происходят в Филадельфии, впрочем, супружеская пара действительно бывала там, в связи с писательской деятельностью Эдгара, а учитывая концовку фильма, это обстоятельство не выбивается из колеи исторических фактов. Происшествие, когда Вирджиния, желавшая порадовать мужа пением, разразилась кровавым кашлем, действительно имело место, правда играла она в тот момент не на пианино, а на арфе, - это стало первым приступом чахотки, резко усугубившем ее положение. Подмена арфы пианинном вероятнее всего связана с желанием применить в картине невероятно сильное художественное решение, которое подарило нам один из потрясающих кадров фильма, - кровь на черно-белых клавишах и нотном листе.
   "Черный кот" Гордона являет собой пример тщательной обработки биографии и творчества писателя режиссёром, который был бы просто невозможен без нескрываемой страсти питаемой кинематографистом к хоррору.
   В заслугу создателей фильма и то, что в этой мистической драме им удалось найти место изящному черному юмору. Попытки подобного зачастую превращают фильм в пародию, чернушную комедию, отталкивающую искушенных киноманов.
   Шутки просты и ненавязчивы, так на вопрос редактора: "На что же пойдут эти деньги, мистер По?", следует ответ в виде сидящего в таверне писателя произносящего - "На поэзию!", театрально подымающего при этом бокал вина. Грустно и смешно, когда следующей за сценой чудесного исцеления Вирджинии, нам предстает сцена, в которой Эдгара вышвыривают из дверей питейного заведения. Не малую заслугу в своеобразной трагикомичности картины играет Джефри Комбс, сумевший передать это состояние зрителям.
   В качестве предшественников Стюарта Гордона на данном поприще можно вспомнить одноименный фильм 1934 года с легендарными Бела Лугоши и Борисом Карлоффом в главных ролях, имевший по своему оригинальный, но слишком перевирающем рассказ писателя сюжет, и  "Два злобных взгляда" великого и ужасного Дарио Ардженто, в котором идеи рассказа облекаются в плоть джиало.
   Отдавая честь классике, все же стоит признать все выгодные отличия "Черного кота" Мастеров ужаса от старых экранизаций. В картине 2007 года удалось не только нарисовать реалистичный образ сходящего с ума героя Эдгара Алана По, но и передать достоверную картину исторического пейзажа Америки девятнадцатого века (Это только за счет лексики и декораций, все сцены фильма, даже те что снимались на улице, носят камерный характер), и, что не мала важно, вразумительно отразить все это на фоне биографии самого писателя.
   Сравнивать "Некрономикон" и "Черного кота" - дело не благодарное, уж слишком разнится весовая категория, обоснованная как концепциями, так бюджетами, и работающими над ними людьми. Поэтому, стоит в первую очередь указать на нити, незримо связывающие эти фильмы.
   Как уже упоминалось в этой статье, - Лавкрафт восхищался писательскими трудами Эдгара Алана По, и тот факт что их обоих сыграл Джефри Комбс под тяжелой ношей двух разных режиссеров с разрывом в четырнадцать лет носит почти что мистический характер
   Есть еще, пусть и весьма субъективное, но имеющее место в среде поклонников писателей ощущение тесных уз сплетающих Лавкрафта и Эдгара По. Судьба обоих, хоть и разнится, носит преобладающие драматические тона.
   Обоих можно считать величайшими мистификаторами двадцатого века! Лавкрафтовский Некрономикон продолжает будоражить больные неокрепшие умы, - есть и такие, что свято верят в глубокую древность текстов, бороздящих простор интернета. Эдгару По приписывают создание "Криптограмм Бейла", чей шифр не разгадан до сих пор, - и пусть его авторство остается только предположением, оно наводит мысли, что Говард Лавкрафт мог вдохновится успехами великого предшественника и подкинуть потомкам собственную загадку - таинственную Книгу Мертвых Имен безумного Аль-Хазрета.
   У Колина Уилсона был рассказ "Возвращение ллойгор", в котором автор предполагал не только реальность Некрономикона, но и связывал его с загадочной рукописью Войнича - вполне реальным историческим артефактом. Кажется, возможная параллель может иметь место и с "Криптограммами Бейла". В конце концов, кто знает, что могла найти, или спрятать группа золотоискателей  неподалеку от Линчберга?
   Кино - все еще самое молодое из искусств. И все поклонники его старшей сестры - Литературы, ждут и верят, что юный отпрыск древних муз воплотит их надежды и чаяния в темном зале кинотеатра.
   Сягайло. М.А.
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"