Трудно поверить что Караваджио был воскрешён из небытия всего пятьдесят лет назад . Возвращён европейской культуре искусствоведом и артдиллером Роберто Лонги , который написал в 1941 году в сборнике " Art Nuovo Journale" , что Караваджио числится к тому времени в ряду отдалённо известных итальянских художников .
400 лет назад , в начале 1600-х имя Микеланджело Да Мериси , больше известного как Караваджио заблистало на звездном небосклоне неожиданно и стремительно . Тогда , в эпоху уже утвердившегося в Европе стиля Манеризма , собственный, оригинальный световой реализм Караваджио сумел увлечь многих последователей , т . н. Caravaggisti .
Это было настоящее признание . Его картины заказывали для частных коллекций , знаменитых соборов и известных в Италии базилик . Несмотря на это , его прижизненная слава и признание всегда сопровождались противоречивыми суждениями ,
и даже остракизму . Многие критики того времени находили его работы спорными , даже вызывающе вульгарными . Несомненно , что вкус в выборе натурщиков для рисования сюжетов из жизни святых и аристократов из числа бродяг ,с заброшенных кварталов , проституток с римских окраин за Тибром , отражали его не очень рафинированный образ жизни . Некоторые признанные авторитеты говорили ,что он не осознавал сущности декоративного искусства и истинной красоты , что он наивно копировал то ,что он видел . Так это было или не так , но к концу 17-го столетия , его имя стали забывать , а через пару столетий оно и вовсе не всплывало на горизонте Европейской живописи .
Когда в 1951 году Роберт Лонги представил выставку Караваджио в Милане , немногие среди случайных посетителей и изощрённых искусствоведов знали что-либо об этом художнике. Его полотна попрежнему прятались на складах галлерей и в запасниках музеев. Зато сразу же после этой нашумевшей ретроспективной выставки живопись Караваджио чудодейственно расцвела на рынке аукционов . Его возрождение в мире искусств стало зеркальным отображением его исчезновения три столетия назад. Сегодня , наверно каждый специалист в истории искусств имеет в работе хоть одну статью о Караваджио и любой незначительный музей в Европе и двух Америках мечтает разразится выставкой Караваджио даже если у него на экспозиции всего одно или два полотна . Это похоже на эпидемию Караваджио.
На сегодняшний день из числа инвентаризированных работ Микеланджело Караваджио Мериси в частных и музейных коллекциях мира зарегестрировано около 80 работ , каждая из
которых оценена в сумму до 75.000,000 фунтов стерлингов .
Из последних экспозиций запомнилась одна в Метрополитен Музее в мае 2004: " Наследие Караваджио и его школы
Среди множества диссертаций и монографий о Караваджио находились неожиданные статьи , кусочки информации , реальные факты , даты , пожелтевшие листы контрактов ,извлечённые из зарослей архивов .Это были эмоциональныо интерпретированные сведения добытые преданными исследователями Караваджио из уст современников или рукописных документов . Немногие из них выдерживали экзамен на аутентичность , однако оставшиеся оседали на академических листах диссертаций и монографий . Так складывалось описание жизни Караваджио . Результаты длительных исследований его жизни дают смутные очертания событий .
Он обьявился в Риме в 1592 году, поздним летом , когда ему было около 21 года . Он пришёл из Милана в группе попутчиков , державшихся вместе на пути , оберегаясь дорожных грабителей. Ему наверно пришлось вступить в город через древние стенные ворота Порто дел Пополо чтобы оказаться в Кампо Марcио , плотно заселённом районе города , с извилистыми улицами и затенёнными тротуарами , часто выходящими на солнечные площади, как и сегодня . Знаменитая Виа Дель Корсо уже тогда была укрыта булыжниками , а остальные были простодорожьем ,
в густой пыли летом и болоте зимой . Кругом , возле часовен рассиживались нищие ,калеки и попрошайки ,на каждом углу , гадалки циркачи и министрели развлекали толпу за гроши , и ещё проститутки и пиллигримы и конечно монахи в чёрных сутанах , подвязанных грязнымии верёвками бродили в бесконечной какафонии незамолкающих голосов на разнообразных языках и диалектах.. Это были кварталы с отвратительными зловониями из-за отбросов и помоев выбрасываемых по утрам из окон прямо на улицу .Здесь же на перекрёстках никогда не прекращалась шумная торговля на базарах меж куч гниющих фруктов , смешанных с блёстками протухшей рыбы и кровавыми кишками рядом разделанных животных. В первые три года он скитался из одного жилья в другое вместе с другими бездомными художниками . Он часто был рад платить за обветшалую комнатку под крышей и похлёбку рисованием за пару скуди прохожих гуляк на Пьяца Навона . Сохранился портрет некого трактирщика Оттавио Торквино написанного Караваджио в оплату за праздничный обед подписанный им в тот период . Как следствие эпидемии Караваджио руками десятков энтузиастов исследователей в муниципальных архивах Рима и частных рекордах коллекций нашлись записи его современников , квитанции работадателей и патронов , упоминающие его имя . Невероятно , но среди этих
документов , к примеру в бумагах судебного клерка Римского магистрата 1597 года оказались некоторые - компрометирующего характера , описывающие жалобы на его мятежный характер , участие в уличных дуэлях и даже аресты . Сегодня этот поразительный по своей редкости антикварный материал неограниченно доступен публике в сети Интернета или к примеру в нашей Нью Йоркской центральной библиотеке .Эта мозаика может составить портрет или помочь представить отдельные страницы жизни художника , жившего в Риме , в романтические годы позднего Рэнессанса . Впрочем , возьмите любую итальянскую средневековую новеллу : под грохот музыки и межкоролевских
войн сводились счёты с неверной возлюбленной , жестоким мужем,
подлым предателем .
С заходом солнца , сразу после восьми вечера , торговец картинами и подержанными вещами Константино Спата занимался своими обычными делами в лавке рядом с церковью Сан Луиджи дель Францези . Он уже собирался подняться наверх в своё жилище чтобы приступить к обеду с семьёй , когда он увидел пришедших гостей. Микель Караваджио со своим приятелем , также художником Просперо Орси пришли навестить Спата , который недавно продал две картины Караваджио за 18 скуди. Это была небольшая сумма, но Караваджио пригласил Константино Спато отметить сделку ужином в Волчьей таверне , что была недалеко , на Виа дель Скрофа. Вечер украшенный несколькими карафэ с тосканским прошёл благополучно , если бы не драка , случившаяся на обратном пути , в которую оказался вовлечённым Караваджио вместе с соседом цирюльником , как следовало из свидетельства , хранившегося в архиве Римского магистрата . Там же было найдено редкое описание портрета Микеланджело Караваджио со слов цирюльника Луки :
"Молодой человек 20-25 лет , крепкий парень с крупной головой,
каштанового цвета нестриженной шевелюрой и такой
бородой . Ведь он же был с севера , из Ломбардии .Там они
все такие , а вот глаза чёрные с огнём . Он любил смеяться , петь
песни за столом . Весёлый человек , хоть и задирался к чужим без надобности .От того и попадал в неприятности часто . Он всегда ходил с торбой через плечо с бумагой и углем с кистями. Руки у него были сильные с костистыми пальцами . С юных лет приходилось пигменты мять . "
В тех же бумагах нашлось упоминание имени Константино Спато , сыгравшего может быть и случайную, но решающую роль в жизни будущей знаменитости. Это он, Спато представил Караваджио Кардиналу Франсиско Дель Монте , известному в Риме аристократу и ценителю искусства , чей величественный палаццо располагался недалеко от лавки Спато , сразу напротив часовни Санта Луиджи .
Всего лишь однажды кардинал обратил внимание на одну картину , выставленную в лавке - это была очень жизненная уличная сцена . Два ловкача - картёжника нагревают наивного ,
прилично одетого молодого человека . Это была живопись ,которую Дель Монте никогда не встречал до тех пор .Впечатляющая натуралистичность с ошеломляющей прозрачностью
пигментов красок и света не вписывались в привычную школу манеризма с парадом святых и ангелов . Дель Монте купил за несколько скуди эту картину , сегодня украшающую зал Лувра . Потом купил другую , изображавшую юную гадалку , цыганку , читающей по руке судьбу молодой римлянке и тут же нежно и незаметно , стягивающей кольцо с её пальца. Кардинал был в восторге . Он тут же предложил Караваджио полный пансион в своём палаццо и полную свободу . Это была свершившаяся мечта художника периода Ренессанса , как впрочем и любого живописца , во все времена , найти состоятельного ценителя живописи , способствующего его карьере и славе , в кругу богатых меценатов. Караваджио провёл во дворце Дель Монте четыре года . Никто не знает был ли счастлив человек - Микеланджело Караваджио в доме кардинала , но это были годы напряжённого продуктивного труда живописца Караваджио , создавшего свои лучшие работы , потрясающие сегодня мир декоративной живописи. Здесь он также написал для церкви Санта Луиджи дель Франчези два огромных полотна - " Призвание Апостола Матфея " и "Мучения Апостола Матфея ", которые заставляют зрителя стать свидетелем драмы благодаря использованию захватывающего приёма - изображения сцен в темноте , пронизанной единственным лучом света . Караваджио тогда не было ещё 28 лет , и он стал сенсацией в Риме . Впереди были времена ещё больших взлётов и падений . Из-за своего вспыльчивого и непредсказуемого характера он часто оказывался на улице , среди бродяг , бездельников и дуэлянтов чтобы вскоре опять возвратиться к живописи , в дворцы богатых и знаменитых.
Лена Меландрони отличалась от других куртизанок с Пьяца Навона . Она была элегантна и обладала хорошими манерами ,но
не это привлекало Караваджио к Лене. Стройная , с распущенными
тёмными вьющимися волосами южанка была настоящей красоткой,
никто не мог отвести от неё глаз , когда она танцевала на столе
в траттории Dolce Donna . Караваджио долго упрашивал её
позировать для его новой работы , но когда его Madonna de
Lorreta была наконец установлена на алтаре San Augustino,
весь Рим собрался в церкви и даже на лестницах , у ворот.
Потом её божественное лицо , мраморно белые руки и плечи появились на 12ти футовом холсте " Смерть святой Магдалины установленнои у алтаря церкви Santa Maria della Scalla на площади Трастевере . К тому времени Караваджио был безнадёжно влюблён в очаровательную куртизанкуи слегка " перегнул палку ".
Пульсирующее дыхание жизни ,в цветущей прелести ясноглазой молодой красавицы никак не
вписывалось в образ умирающей в скорби и примирении
с судьбой , обрекшей девственницу Марию на увядание и печаль.
Впоследствии церковь осудила и отвергла извращённую
работу Караваджио , но несмотря на то , что картина тут же была перекуплена Графом Витторио , Duke of Mantua ,
( она сохранилась и находится в сейчас музее Уффицы Флоренции ) безрассудная и ветренная Лена Меландрони , имеющая много поклонников не принесла Караваджио ни счастья , ни удачи.
;Ещё одна монументальная работа с позирующей для Мадонны Леной , выставленная в часовне Святого Петра в апреле 1606 года, была снята через месяц без обьяснений . Несомненно печальная мадонна выглядела уж очень откровенно чувственной . Ещё одну работу не оплатили . Без привычных средств к привольной жизни ,Караваджио опять слоняется по пирушкам , балам . На одном из них он сталкивается с своим давнишним недругом , Рануцио Томассини , одним из любовников Лены. Нет документов подтверждающих истинность событий . То ли долг какой-то не был оплачен , то ли оскорблений в ревности не миновали враги , но оружие было при них и они не приминули им воспользоваться в бою на шпагах . В ярости Караваджио смертельно ранит Рануцио и скрывается с места происшествия . Конфронтация произошла на Via del Pallacorda - территориальной вотчине клана Томассини и его братьев . Караваджио вынужден бежать из Рима ,опасаясь , если не ареста властями, то неминуемой мести братьев Томассини. В архивных документах полиции того времени найдено несколько рапортов , подтверждающих неспровоцированное нападение с оружием Микеланджело Караваджио Мериси на мессере Рануцио Томассини , завершившееся его смертью из-за потери крови . Караваджио вынужден бежать из Рима , он проводит некоторое время у друзей во Флоренции , он даже успевает там создать несколько гениальных алтарных полотен.,
Далее он долго скитается на юге - в Неаполе , Палермо ,на острове Мальта . Если вы сегодня окажитесь в Мальтийском солнечном городе Ла Валетта , зайдите большой кафедральный собор, что недалеко от порта , куда заходят круизные суда . Там и сегодня вы увидите потрясающее , величественное ,17Х12 футов полотно Караваджио -" The Вeheading of St. John . " Вероятно именно там , на чужбине его больше всего одолевали муки воображения сцен кровавого насилия . Однажды , будучи на Мальте и оказавшись в этом в соборе , я был поражён трагизмом и болью в открытых глазах и капающей кровью меж прядей сбитых волос жертвы убиённого. Гид рассказывал ,что художник всё чаще использовал тогда свой автопортрет в его работах. Несомненно он предчувствовал трагическое завершение своей жизни . Он знал , что ему грозит смертная казнь Bando Capitale в пределах папской юрисдикции .
Он никогда больше не вернётся в Рим . Караваджио умрёт , в изгнании , через несколько лет . Умрёт не из-за возраста , ему не будет сорока лет , умрёт от других ран , другой дуэли , из-за другой любимой женщины .
Одной из самых таинственных работ Караваджио , родившей
множество легенд , загадочных поисков ,исторических расследований стала картина "Взятие Иисуса Христа ", написанная по заказу сказочно богатого аристократа Сириако Маттеи из аристокра-тического клана Маттеи, близкого к Папскому престолу .
" La Presa di Giesu Cristo " так назвал тогда , в 1602 году Караваджио свою картину, своё видение , рассказывающее о самой загадочной странице в истории западной цивилизации - аресту римлянами Иисуса Христа , его последнем искушении и таинственной роли Иуды Искариота в его жизни и смерти.
Любой из нас, зрителей , взглянувших на это полотно ,созданное 400 лет назад , во времена предшествующие реформизму католической церкви ,согласится , что напряжённо-счастливый обрис европейского лица Христа без традиционного тернового венка на голове и удовлетворённый , заботливый взгляд крестьянской физиономии Иуды , отдающего с чувством исполненного долга своего учителя и друга в руки римского легионера , не имеют ничего общего с канонической концепцией библейского сюжета. Так ли легко , глядя на картину Караваджио ответить на вопрос : Кто он Иуда ? Предатель ? Создатель Христианства ? Трагическая фигура ?
Возможно художник уже тогда понимал вместе с своим образом Иуды : Для того ,чтобы тёмная , нищая духом толпа уверовала в Христа , ей необходимо было чудо . Этим чудом станет воскресение Христа после мученической смерти . Но , предавая Христа , он , Иуда навсегда останется предателем для всех живущих на планете Земля.
Это было очень смело , безрассудно и опасно .
Святая Церковь преследовала и осуждала любые извращения
главной христианской доктрины . Церковь тогда ясно осознавала
могущественную власть изобразителных образов святых и грешников в живописи , встречающих прихожан в храмах.
Однако на этот раз Караваджио ничто не грозит .Ведь эта картина создана для частной коллеции в дворце семейства Маттео , и близкого к папскому престолу покровителя Караваджио. Кто же более грешен , чем сами святые ?
" Взятие Иисуса Христа " в позолоченной израсцовой раме
размером - 6 palmi на 6 palmi благополучно украшает частные покои Римского палацио наследников Сириако Маттеи более ста Это подтверждают найденные годичные реестры инвентаризации музейных ценностей в владениях Маттеи , датированные до 1753 года .
Дальше происходит совершенно невероятное . Одна из самых ценных работ , жемчужина
наследия Караваджио , существование которой подтверждалось
документами , начиная с её рождения в августе 1602 года до
1753 -го ( сохранилась запись в антикварной бухгалтерской книге дома Сириако Маттеи о уплате 250 scudi за выполненную работу " La Presa di Giesu Prista " мастеру Караваджио ) вдруг исчезает без следа .Практически все ценные живописные работы из дома Маттеи сохранились и прослеживаются в музейные и частные коллекции мира , несмотря на разнообразные катаклизмы и войны прошедших 400-х лет . Все , кроме "Взятие Иисуса Христа". В первом выставочном каталоге работ Караваджио новой истории составленном Роберто Лонге в 1951 году , эта картина даже не упоминается .
Однако на этом загадочная история таинственного холста великого Караваджио не завершается . Эта картина с претензией на оригинальное авторское происхождение Караваджио всплывает где бы вы думали ?
Точно ! В необыкновенном городе моего детства - городе Одессе,
В музее Западного и Восточного искусства , что на улице
Пушкинской . Да . да ! В том самом доме с пятистворчатым эккером на зимнем балконе углового фасада .
Неугомонный Р. Лонге , упоминаемый мною в начале моего рассказа , помешанный на Караваджио находит опубликованные В 1956 году, в далёкой России, в одном из провинциальных
артжурналов статью историка искусствоведа Г. Дрожина и фотографию прекрасной картины Караваджио с тем же названием "Взятие Иисуса Христа " и вероятно с тем же сюжетом . Автор статьи не сомневался конечно в оригинальности её происхождения. Там же описывалось резюме её биографии , начиная с 1870 года , когда некий росийский аристократ , приближённый к семье графа
Воронцова ,приобрёл эту картину в Париже в том году и доставил её в Одессу. Впрочем никакие доказательства , подтверждающие подобное происхождение картины в статье не упоминались. Это был год 1956-й. Ещё совсем недавно из послевоенной оккупированной Европы поездами вывозились бесценные предметы искусства из частных и музейных коллекций . Советский , железнючий занавес глухо перекрывал не только воздух свободы с запада , но и любые контакты , даже связанные с искусством. Ни о каком либо анализе аутентичности холста западными экспертами не могло быть и речи. Тем не менее несколько экспедиций в Одессу было совершено
и множество фотографий картины было сделано.Одесский музей Западного и Восточного Искусства посетил также крупнейший эксперт и знаток Итальянской живописи XVII века профессор Маурицио Марини.
Анализ фотографий , сравнительное сопоставление деталей изображения с работами Караваджио и другими картинами его современников помогли прийти к заключению, что эта картина есть не что иное как приличная копия , выполненная Джиованни Аттили , флорентийским художником . жившим тоже в XVII веке. Без сомнения подобное заключение не могло понравится кураторам Одесского музея. Ведь в те времена всё советское- и часы и автомоби-ли и даже все музейные ценности считались самыми лучшими. Что говорить? В Одессе не признали заключения специалистов окончательными . К счастью разгадка тайны необыкновенной истории на этом не завершается . Судьба легендарной картины претерпела много коллизий.
Серджио Бенедетти работал в Дублинской Национальной
Галлерее в реставрационной студии уже 12 лет . Государственная работа реставратором хоть и не была высокооплачиваемой, зато была постоянной и надёжной , чего он не имел у себя на родине , в Италии, где он перебивался заработками по реставрации живописи и фресок . И всё таки здесь, в Ирландии он не только чувствовал себя в изгнании, на перефирии артистической жизни , но и лишённым навсегда возможности совершить что либо значительное в своей профессии . Он ведь мечтал о открытии в мире искусства .
Сегодня , в обычный серый и прохладный ирландский день его пригласил к себе настоятель Дома Иезуитов Святого Игнатия ознакомиться с несколькими старинными картинами монастыря , давно нуждающимися в чистке и реставрации . Это были работы старых мастеров , сейчас расставленные в библиотеке , на втором этаже у высоченных книжных шкафов . Взгляд Серджио сразу же остановился на одном самом крупном полотне в орнаментальной потускневшей раме. Табличка внизу слева указывала название работы и имя автора : " The Betrayal of Christ "
Gerard ван Honthorst . Это был знакомый ему голландский мастер.
последователь светового реализма Караваджио .Он работал в Италии под именем Gherrardo della Notte между 1612 и 1620 годами .
Холст отличался тёмной , мрачной поверхностью , изгажженной пылью, жирами, гарью и копотью столетиями распространяющимися от каминов и кухонных печей . Когда-то прозрачный , защитный лак отдавал желтизной . придающей рукам и лицам персонжей какой-то табачный тон. Особенно образ Христа , чей хитон повидимому был когда-то ярко красным и лицо Иуды с паутинкой микротрещинок конелюра говорили о том что картина имеет биографию лет в 400. Серджио исследовал полотно с обратной стороны, ощупал осторожными прикосновениями пальцев текстуру. Интуиция никогда не подводила Серджио .
" Если это не он , то это его лучшая копия , даже намного лучше, чем та , в Одессе " размышлял он в радостном предчувствии про себя . Он не решался сказать вслух ,что по всем признакам это была работа Караваджио . Картина была в неплохой форме , без повреждений , даже перетянута и подклеена субхолстом может быть сотню лет назад . Бенедетто уже не на шутку разволновался. Он поднялся с пола , повернулся лицом к терпеливо ожидающему отцу Барберу и , стараясь сохранить спокойствие в голосе сказал :
" Без сомнения , это лучшая работа среди всех ваших . Вы наверное знакомы с историей этого полотна . Не так ли ? "
Отец Барбер , полнеющий , розоволицый с седым ёжиком волос широко улыбнулся сразу же , как будто очнувшись. Он сложил ладони вместе и рассказал , что картина Хонтхорста выставлена в гостинной их резиденции очень давно , с 1930 -х , когда она была подарена монастырю семьёй местного доктора . Доктор
приобрёл картину как будто в Шотландии на аукционе из коллекции некого мецената Вильяма Гамильтона Нисбета . Больше он не мог ничего добавить.
Картина была увезена в студию Дублинского музея , где Бенедетто работал над ней несколько месяцев . С каждым днём кропотливой работы , открывая и очищая одно так называемое
" окно " за другим, он убеждался в своём правильном прогнозе .
Техническое сравнение композиции , манеры письма Караваджио и особенностей анатомического построения персонажей не оставляли много сомнений в аутентичности находки . В конце года после многочисленных запросов Бенедетти в архивах наследников семейства Джузеппе Маттеи в Риме выяснилось , что эта картина в числе шести других работ Хонтхорста была продана в в 1802 году в Шотландию промышленнику В. Нисбет Круг замкнулся . Несмотря на то , что все исследовательские изыскания проходили в необыкновенной секретности, ( администрация Дублинского Национального Музея не желала ;конфуза ), Серджио Бенедетти был на седьмом небе от счастья .
Это было Большое открытие в мире искусства .
Наконец весной 1993 года " Взятие Христа " была выставлена в
Большом зале Дублинского Музея. Все ждали из Лондона главного эксперта по Каравджио Дениза Махона . Вскоре Сэр Дениз прибыл с группой ассистентов и подтвердил аутентичность Караваджио. Впервые , возрождённая из небытия картина была публично выставлена Дублинским Музеем на международной Экспозиции в Америке , в Бостонской Галлерее в 1995 году.
Для справки : Если вы откроете сегодня на интернете страничку Одесского Музея Западного и Восточного Искусства , вы попрежнему увидите приличную копию этой картины . выполненную Джиованни Аттили , с надписью :
Взятие Иисуса Христа . Караваджио. 1602 год.