Аннотация: АНТУАННЕТА Оксфордский Ашмолеанский музей основанный в 1683 считается старейшим институтом культуры Великобритании. Небольшим , но бесценным наследием сэра Элиаса Ашмоле здесь была заложена и сохранена до сегодняшнего дня завидная репутация превосходного центра исследования и популяризации искусств. Широкие каменные ступени ведут вас к внушительному , немного строгому фасаду. Может быть он меньше Лондонского Британского Музея или Нью Йоркского Метрополитена , но он производит очень большое впечатление . Если вам повезёт , то служитель у входа шепнёт вам : Посетите сначала Музыкальную комнату Hill , это один пролёт на лестнице и направо . Это хорошее -164- начало. Внушительного размера дверь возможно будет закрыта,это помогает микроклимату внутри. Услужливый охранник вам её откроет и вы скоро убедитесь , что не напрасно пришли . В большой зале , по пути к главным старинным ценностям выставлены клавесины, кларнеты и французские рожки почти девственного возраста , каких нибудь 100 лет, зато чуть дальше у стен вас встретят главные звёзды Hill коллекции - скрипки , виолончели и гитары , выполненные руками великих Амати , Страдивари и Гварнери. несколько столетий назад. Подойдите ближе - перед вами вшкафу восемь скрипок и одна виола. Одна среди них сделана Андреа Амати по заказу Карла IX , короля Франции в 1564 году . Это Messiah самая старая из сохранившихся скрипок . Только ещё одна такая хранится в Государственном Музее Кремоны - датированная Амати в 1569 году , недавно оцененная на аукционе Сотби в $11.000000 . В разное время здесь хранились скрипки кремонского Маэстро Страдивари : Viotti , на которой играл виртуоз Паганини , Khevenhuller принадлежашая Иегуде Менухину и Яше Хейфецу, Kreutzer, не расстававшаяся с Максимом Венгеровым и много других , украшающих своим звуком сцены Европейских столиц. Все " Strads " получали имена великих музыкантов , как их дети и оставались с ними на всю жизнь. И только некоторым из них Антонио Страдивари дал имя , -165- связанное с своими душевными переживаниями. Одна из тех немногих скрипок находится здесь , в музыкальной комнате Hill collection. Вы не сможете пройти мимо неё , отдельно выставленной в стеклянном кюрио-шкафу,освещённой внутренним светом . Её имя Антуаннета . Необыкновенно изящный удлинённый корпус Strette lunge отличается от всех остальных выставленных кремонских скрипок линиями какой-то особой чувственной женственности . Известно много разных легенд, связанных с её происхождением и судьбой . Одна из них рассказывает о коротком времени её пребывания в госколлекции Ленинградского Эрмитажа , когда она была выдана Давиду Ойстраху выпускнику Одесской школы Столярского для участия в Всемирном конкурсе скрипачей Э.Изаи в Брюсселе в 1937 году вместе с приставленным охранником . Ойстрах получил тогда первую премию. Другая легенда о женщине , которая была любовью , символом и образом этой скрипки во время ее произведения мастером Антонио Страдивари. Имя этой женщины было Антуаннета . Представьте себе , что это повествование перенесет вас более чем на 300 лет назад через Антлантический океан на много тысяч миль на восток, в Итальянский город Кремону. И вы познакомитесь с замечательным человеком, превратившим ремесло мастера, делающего -166- музыкальные инструменты, в подлинное, высокое искусство. Время - 1706 год. Место - Северная Италия. Город - Кремона. Площадь св. Доминика. Раннее утро. Еще пустынны улицы и закрыты оконные ставни. Торговцы открывают двери своих лавок, наполненных разными товарами: кружевами, разноцветными стеклами, мозаикой. Прохожих мало - женщины в пестрых шляпах с большими корзинами в руках, беззаботно напевающие, водоноски с медными ведрами, подмастерья, торопливо идущие на работу. На крыше длинного, трехэтажного дома, на открытой плоской террасе, ярко освещенной солнцем, уже появился высокий худощавый человек в белом кожаном переднике и в белом колпаке мастера . И ранние прохожие кланяются ему и громко приветствуют: - Buon giorno, signore Antonio! Он служит им часами, точными и не отстающими уже много лет. Если бы в шесть часов на террасе этого дома вместе с солнцем не появился мастер Антонио, это означало бы: либо время переменилось в Кремоне, либо мастер Антонио Страдивари болен. И он кивает им в ответ; поклон его важен и снисходителен, потому что он богат и знаменит Сейчас Антонио не может оторвать глаз от женщины в чёрном с широкой расшитой шёлком шали на плечах ,пересекающей брусчатую площадь Св. Доминика внизу в этот ранний час. Она не торопится плавно размахивая пустой корзинкой на руке у белого локтя . Она как будто -167- подпевает себе и этим ритмичным движениям и это вместе с зрелым
|