Симин Владимир Иванович : другие произведения.

Платон

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Книга о Великом мыслителе Платоне. Платон - великий философ древнего мира. Его взгляды влияли на все последующее развитие философской мысли, составили одно из главных направлений развития философии. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

  Симин В.И.
  
  Платон
  
  18. Платон
  
  18.1
  
  Биографии поэтов и философов редко попадали в поле зрения серьёзных греческих историков. О них писали в основном любители занимательных фактов. Поэтому в биографии Платона и других философов правду не всегда легко отделить от вымысла. Кроме поздней работы о мыслителе, написанной Диогеном Лаэртским, сохранились и письма Платона.
  
  
  
  Некоторые факты его биографии можно вычленить из его философских трудов. Под вопросом даже настоящее имя философа. В Античности писали, что в действительности его звали Аристокл, а Платон было прозвищем. Он получил его то ли за физические данные, то ли за ширину лба.
  Он происходил из аристократической семьи. Отцом Платона был Аристон, а матерью - Периктиона. Семья принадлежала к дему Коллит. Родители философа были выходцами из знатных семей, предки которых занимали почётную должность архонта-эпонима в VII−VI веках до н.э. Мать Платона происходила из того же рода Кодридов, что и законодатель Солон. У Платона было два старших брата Адимант и Главкон и сестра Потона. Братья Платона сражались в рядах афинского ополчения при Мегаре в 409 году до н.э. Вскоре после рождения Платона умер его отец Аристон. Периктиона была выдана замуж за брата своей матери (в Афинах такие браки допускались) Пирилампа. Он был вдовцом и воспитывал сына Демоса от первого брака.
  Известно, что Пириламп был состоятельным человеком и другом Перикла. Он разводил экзотических птиц и, как поговаривали злые языки, посылал их в подарок любовницам Перикла. Тем не менее, он сражался в рядах афинского ополчения в битве с беотийцами при Делии (424 год до н.э.) и был ранен. Периктиона родила новому мужу ещё одного сына, которого назвали Антифонт в честь отца Пирилампа. Точные даты о жизни Платона практически не известны. Немногие факты можно извлечь из фрагментов современных ему авторов. Так, известно, что будущий философ родился в Афинах в 427 году до н.э. Он покинул полис в 28 лет, после казни Сократа. А скончался в Афинах во время правления Филиппа Македонского (346 год до н.э.).
  Как и другие знатные афиняне, Платон должен был получить домашнее образование. Оно включало музыку, основы математики, астрономии, философии, истории. С общественной жизнью подростка должны были знакомить старшие родственники. В случае с Платоном это, вероятно, делали его братья. Скорее всего, так он и познакомился с Сократом, которого знал Главкон. Платон должен был слушать и модных в ту эпоху софистов, собиравших вокруг себя учеников. Тот факт, что он сделал некоторых из них героями своих диалогов, говорит о его знакомстве с софистами. В юности, как и другие молодые афинские аристократы, Платон был учеником Сократа. О дружбе юноши с философом писал в своих "Воспоминаниях о Сократе" другой его ученик Ксенофонт. В частности, он вспоминает подробный разговор между Сократом и братом Платона Главконом, который уже в юности имел политические амбиции.
  
  
  
  Судя по сохранившемуся письму Платона, он достиг совершеннолетия к концу Пелопоннесской войны, когда Афинами управляла коллегия Тридцати. Молодой человек возлагал большие надежды на новое правительство из 51 человека (30 и двух подчинённых им коллегий), в которое входили его родственники - дядя Хармид и дядя или двоюродный дед Критий (глава правительства). Тогда же он получил предложение от своего родственника Крития заняться политикой. Платон решил подождать, а потом увидел, что режим Тридцати еще хуже прежней демократии. Через год в ходе гражданской войны в Афинах восстановили демократию, а Критий и Хармид погибли. В 399 году до н.э., когда Сократа осудили на казнь, Платону было около 28. Через несколько лет он с несколькими другими учениками Сократа уехал в Мегару, чтобы учиться у философа Евклида. После обучения у Евклида Платон вернулся в Афины. Ему исполнилось 30, и он должен был вступить в права земельного владения.
  Платон писал, что ему было около 40 лет, когда он впервые посетил двор сиракузского тирана Дионисия Старшего. Правитель был деятельным и просвещённым, при его дворе неоднократно гостили выдающиеся современники. Платон отправился ко двору Дионисия около 385 года до н.э. К этому времени он уже написал часть своих диалогов и должен был приобрести известность в греческом мире. Предполагают, что часть его диалога "Государство" тоже уже была написана и опубликована. Сначала Дионисий был расположен к Платону. Однако спустя некоторое время философ своими суждениями вызвал гнев тирана. Греческие историки приводят разные детали, но все повторяют рассказ, как Дионисий продал Платона в рабство. Когда Платона продали в рабство, он благодарил Бога за то, что сможет отдать свои старые долги.
  Согласно Диодору, философа продали на невольничьем рынке за 20 мин. Несколько греческих философов собрали деньги, чтобы выкупить Платона. Они отправили его в Грецию, напомнив, что мудрому человеку следует меньше общаться с тиранами. Плутарх приводит более захватывающую историю. Пока Платон жил в Сиракузах, приближённые Дионисия и его родственник Дион (позже сыграл видную роль в истории Сиракуз) охотно слушали философа. Платон и Дион остались друзьями вплоть до гибели последнего. Свободные речи и критика тирании вызвали гнев Дионисия. Молодой Дион тайно посадил философа на триеру, уходившую с Сицилии. Капитаном корабля был спартанец Поллид, которому Дионисий чуть ранее приказал убить Платона или хотя бы продать в рабство. Поллид так и сделал - он отвёз философа на Эгину и продал.
  Спартанец Поллид был реальным историческим лицом, о котором писали современники. Чуть позже продажи Платона в рабство, которая должна была произойти в 380-е годы до н.э., в 376 году до н.э. Поллид командовал спартанской эскадрой в морской битве против афинян при Наксосе.
  
  
  
  Хотя, как писал Диодор, Поллид храбро сражался, спартанцы проиграли морскую битву, а сам Поллид погиб. Так он и вошёл в историю - спартанец, который продал в рабство Платона и проиграл морской бой при Наксосе. "Так божество отомстило за философа", - подводит итог судьбе Поллида Диоген Лаэртский. Диоген Лаэртский приводит третью версию рассказа о продаже в рабство. Дионисий выдал философа прибывшему с посольством Поллиду. Он отвёз его на Эгину, где философа продали в рабство. В это время Эгину посетил философ Анникерид Киренский, который выкупил Платон и отвёз в Афины. Когда друзья философа или Дион отдали Анникериду деньги, он купил на них земельный участок, на котором Платон основал свою Академию.
  После возвращения с Сицилии около 383 года до н.э. философ основал свою школу, которую он назвал Академией. Это была открытая площадка в роще, куда мог прийти любой желающий, чтобы вместе с другими изучать философию. Учениками мыслителя становились не только афиняне, но и уроженцы других полисов. Во времена Платона с учеников Академии не брали плату. Из труда Диогена Лаэртского известны имена 19 самых выдающихся учеников, но их было намного больше. Среди учеников Академии были две женщины - Аксиотея из Флиунта и Ластения из Мантинеи. Также при жизни основателя в Академию пришли историк Гераклид Понтийский, племянник и преемник Платона Спевсипп, Ксенократ Халкедонский, который стал третьим главой Академии после Спевсиппа, и, естественно, Аристотель.
  В 366 году до н.э. Платон снова отправился в Сиракузы. Годом раньше умер Дионисий, и власть на Сицилии унаследовал его сын Дионисий Младший. К тому времени прежний ученик Платона Дион достиг зрелого возраста и стал ближайшим советником нового правителя. Дион потратил много сил, чтобы уговорить мыслителя вновь приехать на Сицилию. Он убеждал его, что втроём они могли провести реформы и положить конец творящемуся злу тирании. Кроме того, убеждал Дион, если откажется Платон, наставниками Дионисия станут недостойные люди. Дионисий хорошо принял философа. Платон и Дион пытались развить лучшие качества Дионисия, которого они считали способным человеком.
  Вскоре произошёл конфликт между тираном и его родственником Дионом. При дворе правителя действовала партия во главе с другим родственником Дионисия - Филистом. Он предоставил тирану доказательства, что Дион вёл тайные переговоры с Карфагеном.
  
  
  
  Дионисий изгнал Диона из государства, но демонстративно попросил Платона остаться при его дворе и поселил его в своём дворце, откуда трудно было сбежать. Платон пытался помирить тирана с родственником, но потерпел неудачу. Писали, что философ вызвал гнев Дионисия, но в этот раз у него нашёлся влиятельный заступник - правитель-философ Тарента Архит. Письмо последнего Дионисию с просьбой позволить Платону безопасно покинуть город цитирует Диоген Лаэртский. После этого он вернулся в Афины, но продолжил поддерживать переписку с Дионисием, надеясь помирить его с Дионом.
  Тем временем изгнанный Дион отправился в Грецию. Он побывал в нескольких городах, где был тепло принят, и некоторое время жил и учился в Академии. Там он, в частности, подружился с учеником и будущим преемником Платона Спевсиппом. В 361−360 годах до н.э. Платон в третий раз побывал при дворе Дионисия Младшего. Дионисий настойчиво приглашал Платона (но не своего родственника Диона) на Сицилию. Платон согласился только после третьего приглашения, когда тиран прислал за ним корабль и пообещал помириться с Дионом, если философ примет его приглашение. Дионисию вторил правитель Тарента Архит, писавший, что от Платона зависят отношения между Тарентом и Сиракузами.
  Прибыв на Сицилию, философ понял, что Дионисий не будет следовать его наставлениям. Кроме того, ранее тиран позволял Диону получать доходы со своих владений. Теперь он объявил, что эти средства должен получать сын Диона, опекуном которого являлся тиран. Между Платоном и Дионисием произошла ссора, и философ хотел отбыть в Афины на первом судне, которое идёт в Грецию. Тирану снова удалось его удержать. Как писал сам философ, для всей Сицилии они делали вид, что дружат, но Платон искал способ покинуть Сиракузы. Через некоторое время Дионисий выселил Платона из своего дворца и поселил за пределами городских стен Сиракуз. Там философ жил в окружении наёмников тирана. Афиняне, служившие наёмниками, предупредили земляка, что наёмники раздражены и хотят его убить. Платон послал письмо Архиту, и правитель Тарента убедил Дионисия отпустить философа на родину.
  Платон сообщил Диону, что не смог помирить его с Дионисием. Это было последней каплей для изгнанника, и он начал подготовку к войне. В 357 году до н.э. Дион завещал своё имущество в Академии Спевсиппу и со сторонниками отправился на Сицилию.
  
  
  
  Вместе с ними отправился ученик Платона Тимонид, чтобы записать их деяния для истории. Дион захватил Сиракузы, а через три года смог захватить и внутреннюю крепость Ортигию. Через несколько месяцев Дион был убит заговорщиками во главе с его другом афинянином Каллиппом, который провозгласил себя тираном Сиракуз. Так закончилась жизнь человека, который был настоящим другом Платона и пытался воплотить его идеи в жизнь.
  Платон дал достойную эпитафию погибшему другу: "От его глаз нисколько не скрылось, что те, кто его погубил, были скверные люди, однако какова сила их дикости, мерзости и ненасытности, этого он не видел". Хотя Платон, похоже, так и не женился, он был окружён своими родственниками. Его племянник Спевсипп был его учеником и преемником в качестве главы Академии. В 360-е годы до н.э. умерли две племянницы философа, и он взял на себя опеку над их четырьмя детьми. Адимант, вероятно внук брата Платона того же имени, был объявлен по завещанию наследником его имущества.
  Платон умер в 346 до н.э. Философ был похоронен в Академии, которая стала главным его детищем, продолжившим существовать на протяжении всей античной истории. Древнегреческого мыслителя Платона назвали первым научным философом. Он основоположник идеализма - одного из двух направлений в философии. Его взгляды активно изучает современная наука. В 427 году до н.э. в знатной аристократической семье в Афинах родился мальчик, которого назвали Аристокл. В истории он стал известен под именем Платон, что означает "широкий". Как пишет издание Britannica, глава семьи Аристон вел свой род от бога Посейдона и легендарного царя Аттики Кодра. Мать будущего мыслителя имела родство с одним из греческих мудрецов и афинских политиков Солоном.
  Знатная семья обеспечила мальчику превосходное образование. С детства развивали его творческие способности. Основы всех знаний дал ему первый учитель - философ Кратил. В 20 лет Платон стал учеником выдающегося философа Сократа. Этот ученый не писал трудов, свои взгляды излагал в беседах с учениками. Позже они были переданы Платоном. Наиболее точно он изобразил учителя в своем письменном отчете "Апология" о суде над Сократом и его смерти. После гибели Сократа Платон путешествовал, изучал математику у Евклида и Феодора. В Египте познакомился с тайными учениями, общался с пифагорейцами в Италии. После возвращения на родину жизнь Платона была связана с созданной им Академией - религиозно-философским союзом и школой. Его ученики изучали философию, математику, естественные науки. Основным методом обучения в школе были диалоги и дискуссии с учителем.
  
  
  
  Одним из учеников Академии был Аристотель - будущий знаменитый философ. Академия Платона стала элитным учебным заведением в Афинах, просуществовала почти 3 века и была разрушена в 97 году до н.э. римскими завоевателями. Наряду с академической деятельностью Платон мечтал реализовать свои политические взгляды и создать идеальное государство. Для этого он отлучался в Сиракузы, где правители пытались следовать его идеям, но оставили их ради земных дел. Глубокая ученость и мудрость Платона, высокие душевные качества и скромность философа вызывали уважение у жителей Афин. Здесь он прожил до конца своей жизни, скончался в 346 году до н.э. на 81-м году жизни.
  До Платона ученые изучали мир видимый, который воспринимают органы чувств. Позже этих ученых и их последователей стали называть материалистами. В чем заключается философия Платона? Платон все сущее делил на два мира - мир вещей и открытый им мир идей. Предметный мир у Платона - это отражение идей. Его взгляды породили новое направление философской мысли - объективный идеализм. С появлением таких взглядов философия стала развиваться в двух направлениях - материализм и идеализм. Последователи разных течений стали по-своему решать основной вопрос этой науки о том, что первично - сознание или материя. Какие основные идеи Платона? В своих трудах Платон изложил мысли о душе и познании, о природе любви и красоты, о семье и идеальном государстве. В одном из ранних диалогов "Евтифрон" Платон излагал мысли о благочестии, истине, красоте.
  
  18.2
  
  Красоте философ отводил важную роль: созерцая красоту, человек приходит к чистоте нравственной, приближается к миру идей. В более позднем произведении "Симпозиум" философ рассуждает о природе любви. В его понимании эти романтические чувства должны быть превращены в дружеский поиск истины. У философа главное в любви - не тело, а душа. Эти взгляды породили в дальнейшем такое распространенное понятии, как платоническая любовь. Философ не считал любовь фундаментом семьи, у него брак подчинялся интересам государства.
  Один из самых значительных вкладов Платона в философию - учение о душе и познании. Душа в концепции Платона существует вечно, как и породивший ее мир идей. Периодически она воплощается в тела. Познание рассматривается как припоминание того, что знала душа в мире идей. Платон одним из первых развил системное учение о государстве и обществе. Он объяснял возникновение государства тягой людей к объединению. Оно облегчает их существование. Государство могло стать идеальным в представлении Платона, если все сословия будут выполнять свои предназначения. Жизнь общества должна регулироваться государством и мудрыми правителями. В своем учении Платон называет три возможные формы государственного правления: монархия, аристократия, демократия.
  
  
  
  Многие высказывания Платона пережили века и остаются актуальными. Что говорил Платон о человеке? Никто не становится хорошим человеком случайно. Человеческое поведение вытекает из трех основных источников: желания, эмоций и знаний. Кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается верен всю жизнь, потому что он привязывается к чему-то постоянному. Любящий божественнее любимого, потому что он вдохновлен богами. Каждое сердце поет песню незавершенную, пока другое сердце не прошепчет в ответ. Желающие петь всегда находят песню. При прикосновении влюбленного каждый становится поэтом. Мудрые люди говорят, потому что им есть что сказать; дураки - потому что им нужно что-то сказать.
  Высказывался философ и о нравственности, любви и культуре как факторах, которые совершенствуют человека, его душу. Любовь не в том, кого любят, а в том, кто любит. Добродетель - это некое здоровье, красота, благоденствие души, а порочность - болезнь, безобразие (позор) и слабость. За каждое злодеяние надо расплачиваться последующим возмездием, ради вразумления. Во всяком деле самое главное - это начало. Музыка - это нравственный закон. Он дает душу Вселенной, крылья разуму, полет воображению, очарование и веселье жизни и всему. Глубокие мысли древнего философа заставляют задуматься. Они касаются ценностей, важных во все времена.
  Платон - великий философ древнего мира. Его взгляды влияли на все последующее развитие философской мысли, составили одно из главных направлений развития философии. Платон - философ Древней Греции, ученик Сократа, автор многочисленных трудов. Основатель собственной Академии, первого на территории Европы высшего учебного заведения. Платон появился на свет в 427 году до н.э., в знатной семье, имевшей большое влияние в обществе. Его отцом был Аристон, потомок афинского царя Кодра, считавшегося сыном божества Посейдона, и правителя Мессении Меланта. Мать Платона носила имя Периктиона, происходила из знатного рода, состояла в родстве с видными государственными деятелями Древней Греции.
  
  
  
  Указывается на наличие у пары четверых детей - Адейманта, Главкона, Платона и Потон. Младшей в семье стала единственная дочь. Место рождения Платона в Афинах. Из трудов самого философа, следует, что ему исполнилось 20 лет в год прихода к власти Тридцати тиранов (двое из которых были его родственниками). В античной традиции дата появления на свет Платона указывается как 7 таргелиона, что соответствует дню 21 мая в современном календаре. В древнегреческие времена это был большой праздник, посвященный рождению Аполлона на Делосе. Аристон умер, когда Платон находился еще в детском возрасте. Периктиона недолго горевала по супругу, и вскоре вступила в брак со своим дядей Пирилампием. От этого союза на свет появился еще один сын.
  Предположительно, Платон - это прозвище, образованное от прилагательного "широкий". Семейным имя точно не было. Вероятно, юноша взял его сам, по мере взросления. Существуют упоминания о том, что так называл Платона его тренер по борьбе, за ширину грудной клетки. Другие исследователи указывают на размеры лба философа. Настоящее же имя Платона, как предполагают историки, было Аристокл, в честь одного из дедов. Платон получал классическое для того времени образование. В воспоминаниях о его юношеских года указывается на скромность, и даже замкнутость мальчика, его склонность к размышлениям. При этом интеллектуальные способности юноши всегда оценивались очень высоко.
  Известно, что в юности Платон изучал искусство и музыку, грамматику, гимнастику, занимался борьбой. По некоторым свидетельствам его биографии, молодой человек даже участвовал в Истмийских играх. Философия также была важной частью образовательной программы. Платон изучал доктрины Гераклита, труды Кратила. Среди учителей этого выдающегося философа в разные годы были и другие знаменитые исторические личности. Известно, что свое учение Платон во многом сформировал под влиянием Пифагора и его последователей. А с Сократом и вовсе встречался многократно, высоко ценил его мнение. И даже вывел философа центральной фигурой своих диалогов. Среди учителей Платона упоминается и Феодор Киренский, знаменитый математик. Этот предмет философ знал прекрасно. Более того, мог преподавать его. И даже вывел различие между теорией чисел и логистикой.
  О жизни Платона по окончанию обучения больше известно из свидетельств очевидцев. Сам он упоминал, что в возрасте 40 лет совершал путешествие по Сицилии и Италии. И не был доволен поездкой, поскольку в тех краях чувственной стороне жизни уделялось слишком много внимания.
  
  
  
  По возвращению в Афины из этой поездки Платон основал собственное учебное заведение - первое организованное в Западной цивилизации. Место, где происходил образовательный процесс, располагалось в роще Академус, названной так в честь одного из мифологических героев Аттики. Здесь росли платаны и оливы, царила красота и гармония. Академия Платона занимала обширное пространство около одного квадратного километра за пределами Афин, на огороженном участке. Она просуществовала до 84 года до н.э. Была прославлена многими учениками самым известным из которых является философ Аристотель.
  Академия представляла собой объединение, где происходили дискуссии, а также осуществлялось служение музам и Аполлону, как их покровителю. В заведение не допускались "негометры" - люди, отрицающие математические и геометрические основы. Главой академии был сколарх. Образование давалось общее - с преподаванием математики и астрономии, ботаники, права, литературы, а также углубленное, индивидуальное. В академии Платона был установлен строгий распорядок дня. Все учащиеся жили на ее территории в специальных зданиях. Следовали принципам общественного - вместе питались, занимались делами, но находили время и на размышления, которым принято было предаваться в тишине. Первыми преподавателями в академии стали сам Платон и его последователи.
  Основав собственную школу, Платон отправился странствовать дальше, оставив управлять ей своего племянника. В Сиракузах он обрел ученика Диона, родственника правителя этих мест Дионисия. Тиран не был доволен деятельностью философа. Его объявили врагом, хотели предать смертной казни, но обошлись продажей в рабство. В этом статусе Платон пробыл, пока его не выкупил философ из Кирены Анникерис. После смерти Дионисия преследования окончились. Дион обратился к Платону, прося его о помощи в воспитании будущего царя. Юный Дионисий II поначалу прислушивался к учителю. Но затем восстал против Диона. А Платона силой удерживал в Сиракузах еще некоторое время.
  В философии Платона смешано много разных течений, в том числе метафизического характера. Известно, что он верил в идею переселения душ, и одновременно в числовые принципы Пифагора. Мистицизм как подоплека явлений тоже встречается в трудах философа достаточно часто. Есть даже свидетельства того, что он был участником Элевсинских мистерий.
  
  
  
  Сама философия того времени рождалась в бесконечных спорах о природе вещей. В диалогах Платон рассуждает о человеке и религии, науке и мистицизме, любви духовной и плотской. В своей теории Идей, философ отрицает, что материальный мир реален. По мнению Платона, он лишь копирует или отображает то, что существует на самом деле. То есть, философ верил в существование сразу двух миров: тот, что ощущается чистым разумом, и осязаемый, воспринимаемый через органы чувств.
  Платона считают одним из основоположников теории идеализма. Он верил исключительно в абсолютные сущности, не меняющиеся во времени или пространстве. Их философ именовал эйдосами - идеями. По теории Платона, эти явления существуют автономно, наравне с пространством и меняющимися, конкретными предметами или объектами. Так возникает принцип единства дуализма. В нем существование единого без многого признается невозможным. Развивает в своей философии Платон и идею блага, как высшего стремления, совершенства, подобного Солнцу. Принципы дуализма он применяет и в исследовании природы человека. Душу и тело философ нередко противопоставляет друг другу, при этом указывая на бессмертие первой и бренность второго. Эту тему он развивает во многих своих произведениях. И даже выводит четыре аргумента в пользу того, что душа бессмертна. При этом указывая, что пребывание в земном теле является для нее скорее наказанием.
  В диалогах Платона затрагивается и вопрос того, из чего состоит душа. Это 3 компонента: разум, воля (ярость) и чувства (страсть). Познание сути вещей Платон производит черед диалектику. Она заключается в попытках рассуждения, работе разума, спорах, в которых собеседники пытаются найти истину. Самым известным из сохранившихся трудов Платона называют его Диалоги - сочинения, в которых между собой ведут дискуссии реальные и вымышленные персонажи, в том числе исторические. Известно, что в жизни их автор не слишком жаловал письменную форму изложения мыслей. Отсюда и родились Диалоги, имитирующие устную беседу. Они позволяли автору не просто смиренно принимать критику, но и отвечать на нее.
  
  
  
  Особенностью диалогов является наличие преимущественно двух центральных персонажей: героя и его оппонента. Имя главного из них обычно выносится в заголовок. Также в Диалогах хорошо заметно неравенство - это всегда беседа невежды с мудрецом. Оно позволяет привести повествование к логическому финалу не превращая его в бесконечную борьбу аргументов. Существует теория "умолчания", согласно которой, далеко не все свои идеи Платон представлял в письменном виде. В Диалогах они упоминаются лишь косвенно. Но часто развиваются в трудах учеников философа. К примеру, их довольно часто приводит Аристотель. Еще одним приемом Платона в Диалогах является временное отклонение от темы. Он используется для поисков опоры в спорах, где уже начала развиваться позиция одного из участников дискуссии. Кроме того, в этих трудах философа хорошо прослеживается его литературное дарование. В Диалогах Платон мастерски применяет приемы сквозного действия, и другие элементы, позволяющие судить о его высокообразованности.
  Все произведения этого цикла поделены на 9 тетралогий. И если ранние их части посвящены скорее теологическим размышлениям, более поздние открывают видение философа в отношении более бытовых, приземленных вещей. А некоторые из них и вовсе автобиографичны. Входящие в состав последней, девятой тетралогии Диалогов Платона 13 писем приписывают его авторству, но достоверного подтверждения этому нет. По умолчанию, философ считается их создателем. Но некоторые из них исследователи считают подложными. Письма представляют собой личные послания, отправленные Платоном. Среди адресатов - тиран Сиракуз Дионисий Младший, ему адресованы 4 из 13 отправлений. Также Платон, по-видимому состоял в переписке с царем Македонии Пердиккой III, Дионом. А в поздних его посланиях упоминаются Гермий, Корсик и Эраст.
  Все известные труды Платона принято объединять в так называемый Платоновский корпус. Первое такое издание появилось в III веке до н.э. Над его версией трудился знаменитый филолог, вошедший в историю под именем Аристофан. Известно, что в эту редакцию не вошла часть трудов Платона, авторство которых было сомнительно или недоказуемо. Систематизация работ философа в этом случае производилась по трилогиям и тематикам. Так, в версии Аристофана, оказались объединены произведения разных периодов, литературного уровня и качества.
  
  
  
  Принцип деления на тетралогии ввел уже более поздний издатель и редактор трудов Платона - Трасилл. Он жил в I веке н.э., служил при дворе императора Тиберия, по своим убеждениям был Пифагорейцем.
  Одной из самых известных теорий Платона можно назвать изложенную в диалоге "Тимей" концепцию связи между классическими элементами стихий и твердыми телами. Кубу соответствовала земля, октаэдру воздух, икосаэдру вода, а тетраэдру огонь. Пятым же платоновым телом стал додекаэдр, по теории философа являющийся материалом, на котором основываются небеса. Философия Платона формировалась в то время, когда ни один человек его происхождения не мог оказаться вне политических дискуссий. В Диалогах личное мнение автора выражается иносказательно, через Сократа. Вошедший в них труд "Государство" является, по сути, прямой критикой демократического строя, в котором Платон находит немало недостатков.
  Сам же философ проявляет себя как сторонник аристократизма, управления полисом избранной группой людей. В "Государстве" автор Диалогов высказывает мысли о том, что чрезмерная свобода каждого индивида вредна, и даже опасна. Она ведет к тому, что ко власти начинают стремиться эгоисты, тираны и диктаторы, люди лишенные морали, безнравственные, распущенные. Идеальными правителями, по мнению Платона, могли бы стать философы. При этом он выступал за деление общества на классы, низшим из которых были бы ремесленники и крестьяне. А вот половую принадлежность Платон считал несущественной. По его мнению, женщины способны на философские размышления ничуть не меньше, чем мужчины.
  Свою теорию идеального общества Платон также излагает в "Государстве". В его представлении, правители здесь должны жить общиной, а их потомство изыматься, воспитываясь обществом, не зная своих настоящих родителей. Принцип отбора руководства для государства должен быть основан на личных добродетелях и мудрости. Еще один политический труд Платона - "Законы". В нем автор также описывает утопическую модель общества. Уже базирующуюся на республиканских или монархических основах. В этом случае он допускал право граждан на личную собственность и создание семьи, но видел большую пользу в строгом вмешательстве государства в эти вопросы на уровне законодательства.
  Если в "Государстве" Платон полагал, что счастье индивидуума ничтожно для общества, в "Законах" он уже ставит полис выше отдельного человека. И полагает санкции разумной мерой для исполнения закона. Как и все мировоззрение, этические взгляды Платона в течение жизни претерпевали значительные изменения. И если вначале они были достаточно наивными, то впоследствии превратились в практически аскетические. Платон верил в абсолютную мораль, в пользу отказа от чувственных радостей и светского времяпрепровождения для развития души. Философ в своих трудах выводит принципы, которым стремился следовать сам.
  
  
  
  Они связаны с возвышением над хаосом чувственного мира. Человек, отринувший эти помыслы, становится подобным Богу, лишенному зла, согласно Платону. Все это должно способствовать духовному росту и развитию, постижению идей вечных истин.
  
  18.3
  
  Утверждения философа иногда порождали довольно двусмысленные суждения. Например, отличие человека от животного он видел в наличии вечной души. А еще - в видовом разделении. Одно из первых определений человека по Платону включало следующее описание: существо двуногое, лишенное перьев. В более поздней версии к нему добавилось отсутствие крыльев, и наличие широких ногтей. История сохранила упоминание о том что, в ответ на первое описание человека Платоном, Диоген Синопский принес ему ощипанную птицу, объявив ее воплощением мыслей философа. Оригиналы трудов Платона были утрачены во многочисленных войнах и катаклизмах, сотрясавших европейский континент столетия после его смерти. Самые ранние их записанные версии датируются II веком до н.э. Они обнаружены на египетских папирусах. Здесь были записаны некоторые из "Диалогов".
  Более полную их версию смогли составить позднее. Можно сказать, что собрание сочинений в том виде, как оно дошло до наших дней, существует примерно с X века. До середины Средних веков Платона изучали по трудам его последователей - перевода на латынь с древнегреческого просто не было сделано. И лишь с XV века, когда эта исследовательская и филологическая работа все же была проведена, труды философа стали активно изучать в Европе. Долгое время Платона считали скорее талантливым литератором и стилистом, но не основоположником каких-либо догм. И лишь появление полноценных научных работ доказало обратное. По мнению исследователей XX века, изучать труды и философию Платона по его сохранившимся письмам и трактатам бессмысленно, так как большая часть его учения передавалась устно. Собственно, на развитии памяти и строилась работа Академии. Преподавание в ней велось устно.
  
  
  
  Несмотря на такое неполное представление о философии Платона, сегодня его считают не просто одним из величайших людей в истории человечества, но и предтечей многих современных течений этой науки. Ученики и последователи развили его теории. А в дальнейшем на неоплатонизме строились этические и духовные основы европейского христианства. Следуя своему учению, платонизму, этот философ отрицал тягу к плотской любви, предпочитая ей духовную близость. Достоверно известно, что Платон не вступал в брак в течение жизни. О его личной жизни и взаимоотношениях свидетельств не осталось. Даже смерть Платона овеяна мифами, как и полагается легендарному философу. По разным источникам, он прожил 81 год, и скончался мирно, в своей постели. Поместье Платона в Ифистиаде отошло его родственнику, предположительно племяннику. Похоронили философа на территории академии, предположительно под его изначальным именем - Аристокл.
  Платон был одним из трех ключевых философов в Древней Греции наравне с Сократом и Аристотелем. Его труды задали вектор развития философии на века вперед, легли в основу христианской этики и даже коммунистической морали. Чтобы кратко разобрать, о чём писал Платон, мы рассмотрим три его главные теории: об идеях, о справедливости и о бессмертии. Философ Бертран Рассел объяснял теорию идей на примере слова "кошка". Если перед нами две разные по породе и окрасу кошки, мы всё равно назовем любую из них кошкой. По Платону это не просто обобщение, а универсальная форма вещи, или идея. Идея обозначает вещь саму по себе, без признаков. Так, стул может быть красным, чёрным, с тремя или четырьмя ножками, но мы всё равно назовем его универсальным словом "стул".
  Платон считал, что универсальные формы создал Бог. Они существуют в отдельном мире идей и являются идеальными образами вещей. Все объекты в нашем мире являются копиями этих идей. Вспомните фразу о том, что человек создан по образу и подобию Бога. У Платона она бы звучала так: "Стул создан по образу и подобию идеи стула".
  Структура мира по Платону.
  - Материальный мир. Мы живем в нем. Это мир копий, потому что все объекты здесь - это копии идей.
  - Мир идей. Созданный Богом потусторонний мир, наполненный универсальными формами.
  - Благо. Так Платон назвал божество, которое создало идеи. Оно нематериально.
  Идеи - это обобщения, в которых Платон видит мистическую природу. Они созданы Богом (благом) и существуют в потустороннем мире. Каждая идея является уникальной и единственной в своем роде, а все объекты на Земле являются копиями идей.
  
  
  
  Теория справедливости: как устроено идеальное государство. Платон считал, что идеальное государство строится на основе справедливости. Под справедливостью философ понимал такую структуру, где каждый занимает предназначенное для него место.
  Философ выделил три принципа построения идеального государства.
  1. Разделение труда. Платон делил общество на три класса: правители, стражи и простые люди. Каждый должен заниматься предназначенным ему делом. При этом есть социальный лифт. Подающий надежды ребёнок из низшего класса может стать правителем.
  2. Минимум личного имущества. Правители и стражи должны быть равны внутри своих групп: обедать в общих столовых и жить в небольших домах. Золото и роскошь недопустимы.
  3. У власти аристократия. В идеальном государстве править должны лучшие, то есть философы. По мнению Платона, они ближе всего находятся к истине и могут размышлять не о копиях идей, а о самих идеях.
  Чтобы удержать такую структуру государства, необходима, как считал Платон, определенная система обучения. Он предлагал не читать произведения Гомера, потому что в них изображены боги, которые ведут себя недостойно. Был против отрицательных героев в пьесах. А также считал, что печальную музыку нужно запретить, потому что она слишком расслабляет. Теория бессмертия и освобождение души. Платон считал, что после смерти душа человека не остается навечно в раю или аду, а перерождается в другом обличии. В загробном мире душу направляют к выбору новой жизни или сначала обрекают на тысячелетние муки. Новую жизнь выбирают по жребию, подбрасывая монетку. Затем душа пьет воду из реки забвения и отправляется в новое тело.
  Философ говорил о том, что тело - это зло. Прикованный к телу, человек может познавать только мир копий, а не мир идей. Поэтому Платон считал, что нужно приветствовать смерть, ведь она освобождает душу. Потусторонний мир в теории Платона представляет собой многогранную структуру. В нём существуют и идеи, и благо, и боги, которые судят людей после смерти. Платоновские идеи нашли отражение в христианской этике и философии Средневековья. Мыслители не раз обращались к его теориям.
  
  
  
  Плато́н (др.-греч. Πλάτων; родился в 427 году, а умер в 346 году до н.э.) - древнегреческий философ классического периода, родом из Афин. Является основателем платонической школы мысли и Академии, просуществовавшей до конца античной эпохи, пока она не была закрыта в 529 году императором Юстинианом. Платон был учеником Сократа, изучал труды Гераклита и Парменида, во время странствий по Италии познакомился с учением пифагорейцев, его самым известным учеником был Аристотель. Сыграл важную роль в становлении не только древнегреческой, но и вообще западной философии. Взгляды последователей Платона (Плотина, Порфирия) оказали влияние на христианство, особенно это заметно в трудах Августина и некоторых других отцов церкви. Альфред Норт Уайтхед характеризует европейскую философию как "серию примечаний к Платону". К тому же он считается основателем западной политической философии.
  Согласно греческой традиции, философ родился 21 мая 427 года до н.э. в Афинах, в день рождения бога Аполлона, а поэтому многие древнегреческие авторы приписывали Платону божественность и исключительность, как, например, Олимпиодор Младший приводил миф о явлении самого Аполлона к родителям мыслителя, Аристону и Периктионе, с просьбой преподнести их сына в жертву. Когда родители начали приготовление к ритуалу на горе Гиметт, к маленькому Платону подлетели пчелы, положив мёдовые соты в его уста, что потом сказалось на писательском даре. Другое предание связывало происхождение предков философа от сына самого Посейдона и смертной девушки Тиро, Нелея.
  Сперва будущего мыслителя нарекли Аристоклом (др.-греч. Ἀριστοκλῆς), но затем его учитель гимнастики, борец Аристон, нарек его именем Платон, за его крепкое телосложение (букв. "широкий"). Первые знания о философии Платон получил в Академии, в которой, согласно Диогену Лаэртскому, он следовал учению Гераклита. Но, как-то раз, готовясь выступать на театральном состязании, Платон услышал речь Сократа, после чего сжёг свои стихотворения, произнеся: "Бог огня, поспеши: ты надобен нынче Платону!" Жизнь юного Платона, который интересовался живописью, театром, сочинением гекзаметров, резко изменилась. В 408 году до н.э. Платон встретился лично с Сократом, став его учеником вплоть до казни последнего в 399 году. Диоген Лаэртский писал, что перед тем как Платон встретил Сократа, последнему приснился сон, в котором он держал белого лебеденка на коленях, пока тот не взлетел, покрывшись перьями, издав чудесный крик.
  
  
  
  На момент встречи двух мыслителей, ситуация в Аттики была неспокойна. Поражение в Пелопоннесской войне, приход к власти сторонников традиционной морали, которая будучи общинной, лучше подходила мобилизовывать массы, а не индивидуалистов-философов, привели к гонениям на свободомыслие в Афинах. В 406 году, когда начался суд, на котором судили проигравших сражение стратегов, Сократ, который был тогда членом Совета пятисот, отказался признавать командиров виновниками, а поэтому нажил себе врагов как среди демократов, так и их противников. Позднее Платон описал этот поступок в "Апологии Сократа". Как не просто Сократу приходилось из-за нападок людей, и как болезненно это отзывалось у Платона впоследствии, говорит ещё один диалог "Горгий".
  События происходят в гимназии, куда пришел Сократ сразу после выступления Горгия Леонтийского, известного софиста, обучающего за плату юных господ красноречию. Вот один из них, молодой Калликл, начал порицать Сократа, утверждая, что это не дело для взрослого мужчины заниматься философией, думая об отвлеченном. Для таких как они, считал Калликл, нужен кнут, чтобы они хоть какую-нибудь деятельность и решимость проявляли. Наконец, в 399 году на Сократа поступил донос, положивший начало судебному разбирательству. Платон лично присутствовал на суде, поэтому его "Апология Сократа" признается большинством историков как исторический источник по процессу, который оказал огромное влияние на личность философа. В вину Сократу ставили отрицание богов, обман людей и развращение юношества. После того, как большинство гелиастов признали мыслителя виновным, он мог попросить смягчить приговор, но вместо этого философ предложил 30 мин в качестве компенсации, что было не серьезным штрафом, но больше у Сократа не было. Разозлившись, большинство судей приговорили Сократа к смерти.
  После смерти учителя Платон ещё больше разочаровался в демократии, задумавшись об устройстве Идеального Государства (1-5 книги "Государства"), хотя, впоследствии, его же ученик Аристотель, принципом третьего, провозгласил невозможность ничего идеального. Наступила пора скитаний, когда сначала Платон уехал в Мегару, а затем двинулся дальше, в земли зарождения древнего знания. Говорили, что он был в Ассирии и Вавилоне, другие уверяли, что философ добрался до Египта, Иудеи и Финикии. Где-то во время этих странствий, Платон лучше узнал о пифагорейцах, математиках-мистиков, от которых он мог прийти к выводу, что существует объективное знание, от мнения и чувственности человека не зависящее. Если Сократ не ставил своей целью что-то доказать, то Платон искал ту меру, что доказать истинность и ложность сможет.
  
  
  
  Неизвестно, сколько бы скитался Платон, если бы в семье тирана Сицилии Дионисия Старшего не рос юный Дион, стремящийся к знаниям. Он был ревностным почитателем философии Платона, поэтому через пифагорейцев пригласил философа ко двору, став его учеником. В отличие от Сократа, который был аполитичен, Платон тяжело переживал недостатки как олигархического, так и демократического правлений. В "Государстве" (книга 8) Платон сравнивает город-государство с кораблем, где олигархия, т.е. власть основанная на имущественном цензе, это сравни тому, что капитан корабля назначался бы за имущественный ценз, а бедняк, но куда более способный, к управлению корабля не допускался, - "никуда бы не годилось такое кораблевождение!" Демократия же после казни Сократа, рассматривалась как одна из наихудших форм.
  Но прибыв в Сицилию, Сиракузы, Платон очень быстро разочаровался в тирании. Кругом богачи утопали в золоте и вине, предаваясь любовным усладам, не тяготея к знаниям. В "Государстве" Платон описывал тиранию как зло, в которое выродилась демократия, чье стремление к свободе приводит лишь к чрезвычайному рабству. Постоянный популизм, возводящий на пьедестал демагогов с их собирательными понятиями, приводит к власти над толпою. Практически сразу, согласно Диогену Лаэртскому, между Платоном и Тираном Сицилии начались разногласия. Так, на вопрос, кто самый счастливый человек? Философ, безусловно, называл Сократа, потому что он счастливым умирал; на вопрос, какая цель у властителя? Платон отвечал: "Делать людей хорошими".
  Наконец, ссора дошла до того, что Дионисий Старший хотел казнить ученика Сократа, но Дион и Аристомен отговорили его от этого. Вместо этого Платон был продан в рабство на Эгине. Анникерид Киренский выкупил Платона и отправил в Афины, отказавшись брать деньги, высланные ему Дионом, заявив, что не только друзья имеют право заботиться о философе. После многих лет скитаний, чуть не погибший в Сиракузах Платон, вернулся в родные Афины, где купил небольшой дом с садом, которые называли "Мусейоном" - "Домом муз". Так возникла знаменитая Академия Платона (Ἀκαδημία). Главным её отличием от других школ, стало преклонение перед геометрией, той наукой, что не подвластная чувственности, могла умозрительностью дать знание, а не мнение.
  
  
  
  Поэтому на дверях Мусейона была фраза:
  Да не войдёт не знающий геометрии!
  (Ἀγεωμέτρητος μηδεὶς εἰσίτω)
  Другими известными изречениями стали: "Бог всегда является геометром", и "Знание, к которому стремятся геометры, есть знание вечного, а не того, что тленно и преходяще". Диоген Лаэртский писал, что деньги на дом с садом дал Анникерид Киренский из тех, что друзья философа послали ему за выкуп Платона. Впоследствии, сам тиран Дионисий писал мыслителю, прося не распространять о нём плохого, на что Платон ответил, что "ему недосуг даже помнить о Дионисии". Сам Платон стал начальником Академии, а собрания разделялись на общие и для узкого круга учеников. Помимо геометрии и искусств, изучалась также астрономия, но она не имела практического характера, так как созерцание звёзд на небе, хоть и прекрасно по Платону, но не должно отвлекать от "истинной астрономии", которая изучает математическое небо умозрительно, тогда как эмпирически наблюдаемое небо лишь несовершенное подобие, служащее источником задач.
  В 367 году умер тиран Сиракуз Дионисий Старший, и на его место пришёл его сын, которого также звали Дионисий (Младший). Но, поскольку его отец не очень хотел приобщать наследника к философии и искусствам, считая, что это может смягчить его нрав, Дионисий Младший стал человеком невежественным. Диону не оставалась ничего другого, как постоянно рассказывать молодому тирану о Мудром Платоне, пока, наконец, Дионисий не возжелал с ним встретиться. Когда он прибыл в Сиракузы, Дионисий встретил его с должным почтением, более того, тиран оказался не так уж порочен, в наслаждениях был умерен, а молодые аристократы при нём, увлекались математикой и искусствами. Но такое положение не устраивало противников Диона при дворе, которые стали шептаться, что мол когда-то сиракузский флот разбил афинский, а теперь всего лишь один афинянин уничтожает тиранию Дионисия.
  Ситуация обострилась, когда вскрылась переписка Диона с карфагенянами, которого в итоге изгнали из Сицилии, а сам Платон, по сути, оказался под домашним арестом, пока разразившаяся война не позволила философу уехать.
  
  
  
  На момент последнего возвращения в Афины Платону уже было около 70 лет. По преданиям, он умер в 347 году, в возрасте 81 года.
  
  Метод Симина
  
  У каждого свой действенный метод, да и года накладывают отпечаток.
  Питьевая сода с водой или теплым молоком избавит от многих неизлечимых болезней, при этом нужно постоянство.
  С годами родился Метод Симина, как метод духовного совершенствования, который в себя после семидесяти лет включает:
  1. Думай, как Мир сделать лучше. Думай, как помочь людям, как сделать добро. Дума рождает дела.
  2. Утром, как проснулся, походи по комнате, причеши волосы расческой, помолись Богу "Я люблю Тебя, Господи!", пожелай всем людям Любви, Добра и Счастья.
  3. Умеренность в еде принесет тебе здоровье и придаст силы.
  4. Каждый день с утра выпей стакан теплого молока (воды) с половиной чайной ложечки питьевой соды, вечером перед сном выпей полстакана воды с пятью каплями валериана, чтобы лучше спать.
  5. Прими теплую ванну, теплая ванна всегда хороша, при развитии огненных центров холодная вода не желательна.
  6. Твори добро, оказывай помощь, борись со злом.
  7. Трудись на общее благо. В труде твоя сила, здоровье и счастье. Творческий труд приносит радость.
  8. Владей имуществом, но помни: ничто тебе в этом мире не принадлежит, даже твой труд. Умей доверенное сохранить и преумножить.
  9. Никогда не думай о еде. Не ешь мяса. Немного мучного, немного молочного, овощи и фрукты - твоя еда. Еда дважды в день достаточна, и много за столом не сиди.
  10. Всегда помни о трех "не":
  - не гневайся;
  - не бойся;
  - не сомневайся.
  В этом твое духовное совершенство.
  
  Путь духовного совершенствования
  по методу Симина
  
  1. Думай, как Мир сделать лучше. Думай, как помочь людям, как сделать добро. Дума рождает дела.
  2. Утром, как проснулся, походи по комнате, причеши волосы расческой, помолись Богу "Я люблю Тебя, Господи!", пожелай всем людям Любви, Добра и Счастья.
  3. Умеренность в еде принесет тебе здоровье и придаст силы.
  4. Каждый день с утра выпей стакан теплого молока (воды) с половиной чайной ложечки питьевой соды, вечером перед сном выпей полстакана воды с пятью каплями валериана, чтобы лучше спать.
  5. Твори добро, оказывай помощь, борись со злом.
  6. Трудись на общее благо. В труде твоя сила, здоровье и счастье. Творческий труд приносит радость.
  7. Владей имуществом, но помни: ничто тебе в этом мире не принадлежит, даже твой труд. Умей доверенное сохранить и преумножить.
  8. Никогда не думай о еде. Не ешь мяса. Немного мучного, немного молочного, овощи и фрукты - твоя еда. Еда дважды в день достаточна, и много за столом не сиди.
  9. Мораль и нравственность соблюдай превыше всего. В основе жизни лежит нравственное начало.
  10. Соблюдай чистоту во всем. Чистота духа подразумевает и чистоту тела. Держи всегда чистыми мысли, думай о хорошем, о добром, о справедливом.
  11. Учись уча. Свои знания передавай тем, кто этого достоин.
  12. Нельзя учить аморальных людей.
  13. Не пей, не кури, не сквернословь. В этом твое здоровье.
  14. Всегда помни о трех "не":
  - не гневайся;
  - не бойся;
  - не сомневайся.
  15. Помогай младшим, почитай старших. В этом твоя сила.
  16. Люби ближних. Семья очаг твой и опора общества. Сделай свою семью счастливой.
  17. Сделай борьбу с аморальным неотъемлемой частью свой жизни. Жалка жизнь без морали.
  18. Исключи насилие в любой форме. Трудности для человека - это ступени восхождения.
  19. Установи полноправием мужчины и женщины.
  20. Созидай общее благо, оно станет мерилом понятия свободы.
  21. Возрождай духовность. Где Красота, там и Истина. Россия процветет культурой.
  22. Борись не с близкими своими, а с самим собой, силами хаоса и стихии.
  23. Если хочешь легкой жизни, то лучше не живи.
  24. Будь мужественен. Мужество и отсутствие страха - кратчайший путь духовного совершенствования.
  25. Люби Бога. Молись Богу. Через Учителя познаешь и любовь, и истину.
  26. Никто не спасет твой дух от власти тьмы. Лишь собственными силами поднимется твой дух к сужденным прекрасным мирам.
  27. Знание превыше всего. Яви против разрушителей силу созидания.
  28. Дисциплина начало всего.
  29. Соедини дух с интеллектом.
  30. Работай для Будущего. Оно прекрасно. Будущее принадлежит России. Россия станет локомотивом всего человечества.
  31. Замени идеальные слюни твердым разумом. Жизнь будет крепнуть не техникой, а идеями общежития.
  32. Развивай искусство мышления. Имей в жизни цель, имей устремление. Живи для познания и совершенствования.
  33. Борись с невежеством. Грязь не от бедности, а от невежества. Сурово отнесись, прежде всего, к самому себе.
  34. Знать, знать, знать! Вот что надо. Строй новую страну, как Страну Знания и Красоты.
  35. Прими испытание и контроль как естественное дело. Главное дух.
  36. Помни, что человек живет вечно. Перевоплощение есть научное понятие, такова конструкция Мироздания.
  37. Соблюдай справедливость и соизмеримость. В работе на общее благо родственные связи не должны иметь значение.
  38. Живи в гармонии с самим собой и Природой.
  39. Почитай Иерархию. Пойми, что низшее должно служить Высшему, но не на оборот. Таковы законы Бытия.
  40. Отстаивай истину и борись со злом.
  41. Не ври. Жизнь во лжи есть пресмыкание перед тьмою.
  42. Думай о Будущем своем, семьи, страны, человечества. Идеи управляют миром, и мысль не имеет пределов.
  43. Исполняй Законы Космические. Жизнь земная строится на неизбежных законах.
  44. Помни, что вместилище всего сущего, микрокосм. Твои сокровища всегда при тебе: труд, мысль, воля и вся великая энергия.
  45. Помни, что лучшее лекарство не из аптеки и без наркотиков. Этика есть истинная фармакопея. Духовное здоровье есть главная основа здоровья тела.
  46. Скажи тому, кто опасается обновлений - разложение у тебя.
  47. Направь все силы на расцвет духа. Закон отдачи торжествует - отдавшие будут получать.
  48. Помни, что люди теряют в грабительстве.
  49. Выработай в себе качества Общего Блага:
  - постоянное устремление;
  - способность вмещения;
  - умение трудиться;
  - желание помочь;
  - отказ от собственности;
  - изгнание страха;
  - бодрствование среди тьмы.
  50. Замени родство кровное на родство духовное. Условия таковы - полная перегруженность и осознание небезопасности жизни.
  51. Устремись к победе. Высший опыт есть опыт работы над собою.
  52. Воспитай в себе искренность и честность.
  53. Воспитывай сотрудничество. Сотрудничество является условием всей жизни.
  54. Пресекай развитие вреда. Закон свободной воли не позволяет вмешиваться, каждый выбирает своей путь сам. Но закон справедливости требует бороться и прекращать преступления.
  55. Надо изжить денежное ограничение. Пока оно не изжито, никакая духовная мощь не приложится.
  56. Нужно из городов разойтись в Природу.
  57. Восходи вечно. Вперед, вперед и только вперед!
  58. Поставь перед собой высшую задачу и не замечай переходные ступени.
  59. Помни, что несчастные есть переодетые воры, предатели и убийцы. Не мир жесток, а человек. Не мир утверждает несправедливость, а человек.
  60. Вырабатывай в себе постоянную готовность. Суровость есть атрибут справедливости.
  61. Победи в себе заблуждения о безопасности и обеспеченности. Ни то, ни другое не существует.
  62. Никто не сможет лишить тебя радости.
  63. Пока не приобретешь знания, до тех пор останешься безнравственным.
  64. Помнит, что Космос открыт как для богатых, так и для бедных. Человека не может оправдать нищета.
  65. Живи в добре и любви, такое состояние будет источником счастья.
  66. Помнит, что у человека лишь два пути или мудро в напряжении искать Истину, или подобно бревну ложиться в гроб. Единое спасение устремить дух в сияние Истины.
  67. Шире широкого шей. Не гонения, а признания следует остерегаться.
  68. Помни, что Иерарх есть звено в цепи и исполняющий Волю Высшую.
  69. Помни, что закон свободной воли есть достоинство человека. Но только высшее может продвинуть низшее.
  70. Знай, что в эволюции инстинкт развивается в чувства, а утончение чувств ведет к чувствознанию.
  71. Учи от колыбели начинать весь путь доверия и самосовершенствования.
  72. Стремись преображать жизнь естественным путем. Самоусовершенствование является труднейшим подвигом.
  73. Познавай действительность, от этого придет верование в Высшую справедливость.
  74. Утверждай все, что стремиться к Свету. Делай все при свете.
  75. Учи тому, что от любого пути зла можно повернуть к добру.
  76. Устремись к явлениям самого необходимого. Путь равновесия познается размышлением. Нужно приучаться к размышлению.
  77. Помни, что Учитель творит через учеников, как женщина творит через мужское начало.
  78. Удали роскошь и всякую грязь. Мы тогда достигаем, когда можем, но не делаем.
  79. Помни, что каждая битва с тьмою есть достойное действие, а рассеяние тьмы есть долг человека.
  80. Надо знать, что Зло и Добро должны разлиться. Правильный путь через естественное духовное восхождение.
  81. Знай, что в общественной жизни может быть или свободное сотрудничество, или рабство во всех его видах.
  82. Не мечи жемчуг перед свиньями. Найди разумное отношение ко всему сущему.
  83. Помни, что настало время обновить основы жизни. Не обряды нужны, а служение человечеству.
  84. Пойми свою ответственность перед Вселенной. Разрушение оставь на мудрость Космоса, сам же созидай.
  85. Пойми, что без приобщения к Прекрасному эволюция невозможна.
  86. Победи, прежде всего, самого себя.
  87. Помни, что жизнь двигает психическая энергия. Завершение есть начало.
  88. Пойми, что независимость существования человека невозможна.
  89. Знай, что свобода, которая так манит человека - есть иллюзия.
  90. Помни, что человечество творческий исполнитель Космической Воли.
  91. Знай, что человечество нуждается в очищении существования.
  92. Начни переустройство от жизни каждого дня.
  93. Знай, что сущность человека бессмертна, в этом понимании вечная жизнь.
  94. Помни, что зло искореняемо лишь добром.
  95. Начни чистую жизнь, как в доме, так и в сердце своем по своему решению.
  96. Знай, что человек может возрождаться в любом состоянии.
  97. Помни, что у Света есть притягательная сила, вступивший в него не отступит.
  98. Знай, что знания не для избранных, а для всех.
  99. Стремись к Науке Жизни.
  100. Помни, что человек есть высшее проявление Космоса. Он выбран нареченным строителем и собирателем всех сокровищ Вселенной.
  
  Симин В.И. автор книг:
  
  1. Изменить сознание, Волгоград, Станица-2, 2006.
  2. Основы Мироздания, Волгоград, Принт, 2014.
  3. Жизнь человека от смерти до рождения, Волгоград, Станица-2, 2006.
  4. Что такое хорошо и что такое плохо, Волгоград, Принт, 2014.
  5. Основная энергия, Волгоград, Принт, 2014.
  6. Мир Тонкий, Волгоград, Принт, 2014.
  7. Система жизни, часть 1,2, Москва, Перо, 2015.
  8. Книга об этике, книга 1-7, Москва, Перо, 2015.
  9. Философия, Москва, Перо, 2015.
  10. Психология, Москва, Перо, 2015.
  11. О психологии ортодоксальной, Москва, Перо, 2015.
  12. Русские идут, часть 1,2, Москва, Перо, 2015.
  13. Сказание о Будущем, Москва, Перо, 2015.
  14. Великие Учителя Человечества, часть 1,2, Москва, Перо, 2015.
  15. Школа Симина, Москва, Перо, 2015.
  16. Новое о хорошо известном, Москва, 2016.
  17. Школа Симина. От детского сада до института, Москва, 2016.
  18. Школа Симина. Институт, Москва, 2017.
  19. Школа Симина. Университет, Москва, 2018.
  20. Русь Великая, Москва, Перо, 2019.
  21. Как нам обустроить жизнь, Москва, Перо, 2020.
  22. Мужчина и женщина. Книга 1,2, Москва, Перо, 2020.
  23. Как переписывали историю. Книга 1,2,3, Москва, Перо, 2020.
  24. Школа Симина. Академия и далее, Москва, 2020.
  25. Школа Симина. Община Руси, Москва, 2020.
  26. Хаос. Москва, Перо, 2020
  27. Путник. Москва, Перо, 2021
  28. Очистить веру. Москва, Перо, 2021
  29. Книга человечества. Москва, Перо, 2021
  30. Рождение и затухание планет. Москва, Перо, 2022
  31. Гимн Учителю. Москва, Перо, 2022
  32. Огни. Книга 1,2. Москва, Перо, 2022
  33. Закон Иерархии. Москва, 2022
  34. Профилактика заболеваний. Книга 1,2. Москва, 2022
  35. Книга Жизни. Москва, 2022
  36. Семья. Москва, 2022
  37. Государство. Москва, 2023
  38. Дальние миры. Москва, 2023
  39. Петр Первый. Москва, 2023
  40. Екатерина Вторая. Москва-Екатеринбург, 2023
  41. Развернуть Знамя Мира. Екатеринбург, 2023
  42. Мудрые слова о жизни. Екатеринбург, 2023
  43. Иван Грозный. Екатеринбург, 2024
  44. Иосиф Сталин. Екатеринбург, 2024
  45. Александр Суворов. Екатеринбург, 2024
  46. Владимир Ленин. Екатеринбург, 2024
  47. Феликс Дзержинский. Екатеринбург, 2024
  48. Учителя Жизни. Екатеринбург, 2024
  49. Гимн Знанию. Екатеринбург, 2024
  
  Всем, кто заинтересуется книгами можно их посмотреть на сайте: www.samlib.ru/s/simin_w_i/, sm1954.narod.ru, sm1954.ucoz.ru, sm1954.ucoz.com, sm1954.wix.com, а также обращаться по адресу: sm1954@mail.ru
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"