Аннотация: Книга о жизни и деятельности по управлению страной выдающегося Правителя Иосифа Виссарионовича Сталина. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Симин В.И.
Иосиф Сталин
Содержание
Содержание
Введение
1. Детство Иосифа Джугашвили
2. Революционная борьба
3. Во главе молодой страны
4. Строительство социализма
5. Годы Великой Отечественной войны
6. Послевоенные годы
7. Что оставил после себя Иосиф Сталин
Заключение
Литература
Введение
Иосиф Виссарионович Сталин стал по праву Отцом народов, так его называют благодарные потомки. Хозяин - его звало ближайшее окружение, друзья звали Сосо, а в народе он слыл Отцом народов. Иосиф Джугашвили родился 6 декабря 1878 года в маленьком грузинском городке Гори. Семья его была весьма небогатой. Отец, Виссарион Джугашвили, был сапожником, а мать, Екатерина Геладзе, подрабатывала домработницей у богатых горожан. Родители мечтали посвятить его служению Богу и Церкви. В 8 лет его чуть не задавил автомобиль. В 1889 году мать отдала сына в Горийское духовное училище. Там Сосо показывал неплохие знания и был прилежным учеником.
Это позволило ему в 1894 году поступить в Тифлисскую духовную семинарию, что открывало ему путь для духовной карьеры. Поначалу Иосиф учился в семинарии хорошо и был дисциплинированным учеником. Но вскоре юноша познакомился с новым для себя учением, Сосо узнал о марксистских идеях. С той поры круг его интересов резко изменился. Иосиф познакомился с подпольными кружками, стал читать запрещенные тогда книги и участвовать в работе марксистов. Он в детстве писал стихи. Его творения пользовались успехом, публиковались в журналах, и даже один стих был помещен в новый грузинский букварь.
В мае 1899 года, к разочарованию матери, Сосо Джугашвили был исключен из Тифлисской семинарии. Причина была очень простой: Иосиф просто не явился на выпускные экзамены. Он окончательно расстался с идеей стать духовным лицом и выбрал совершенно другой путь, путь революционера. Превращению бунтаря Сосо в сознательного революционера способствовало его приобщение к революционной марксистской литературе. Он знакомится с "Капиталом" и "Манифестом коммунистической партии", а также ранними произведениями Ленина. Репрессивные меры властей семинарии не только не останавливают Сосо от исследования запрещенной литературы, но он начинает активно вовлекать в этот процесс и своих соучеников. Он становится организатором одного из кружков по изучению социалистических идей.
Сосо создал и редактировал рукописный ученический журнал, передаваемый из рук в руки, где он освещал и разъяснял все спорные вопросы. В семинарские годы Сосо осознавал себя частью грузинского народа. Но в силу многонационального состава населения Гори и Тифлиса национальный фактор не играл столь важную для него роль. Все-таки преобладали элементы интернационализма. Он видел, что люди скорее разнятся по своему имущественному положению, нежели по национальности. И позже выступал против существующего строя, руководствуясь не грузинскими национальными идеалами, а учением о классовой борьбе.
Знакомство с русской литературой содействовало вызреванию в его сознании чувства уважения к русскому народу. И русский язык стал для него фактически родным, языком выражения его мыслей. И не просто так Сталин сказал: "Я не грузин, я - русский грузинского происхождения!" Детство и юность сформировали основные черты характера Сталина. Уже тогда он был незаурядной и талантливой личностью. Не просто так этот человек стал одним из политических гениев XX века, определявших мироустройство того времени. Свои знания и способности он успешно применял в процессе формирования первого социалистического государства, а также для достижении поставленных целей, неся при этом (из-за своего жесткого характера) серьезные издержки. Благодаря силе воли Сталина и его целеустремленности в том числе, Россия впервые стала сверхдержавой. И доказала всему миру возможность альтернативного мироустройства.
Ранние годы партийной карьеры Сталина прошли в Закавказье. После исключения бывший семинарист зарабатывал на жизнь частными уроками, служил вычислителем-наблюдателем в Тифлисской физической обсерватории, однако большую часть времени занимали распространение нелегальной литературы и организация многочисленных митингов и забастовок. Вскоре Иосиф Джугашвили попал в поле зрения полиции. В марте 1901 года после обыска в обсерватории он перешёл на нелегальное положение, окончательно став революционером-подпольщиком с партийной кличкой "Коба". Осенью того же года в Баку по инициативе Джугашвили начала издаваться первая нелегальная социал-демократическая газета на грузинском языке "Брдзола" ("Борьба").
Иосиф стал редактором и автором передовицы первого номера. В начале ноября 1901 года в Тифлисе Джугашвили избрали членом местного комитета РСДРП, а в конце месяца уехал в Батум для организации отделения партии и там. В апреле 1902 года последовал первый арест, а осенью 1903 года - первая ссылка Иркутскую губернию. За следующие 10 лет аресты, заключения в тюрьме, ссылки и побеги будут следовать один за другим. В промежутках на свободе Иосиф Джугашвили успел примкнуть к большевикам после раскола РСДРП в 1903 году, в 1905 году познакомился с В.И. Лениным, участвовал в партийных съездах 1906 года в Стокгольме и 1907 года в Лондоне.
Сразу же после победы большевиков, с 26 октября (8 ноября) 1917 года, Сталин вошёл в созданный Совет народных комиссаров как нарком по делам национальностей, а следом, совместно с В.И. Лениным, Л.Д. Троцким, Я.М. Свердловым - в состав Бюро ЦК РСДРП(б), наделённого чрезвычайными полномочиями. Сразу после начала Гражданской войны Сталин вошёл в состав Революционного Военного Совета и постоянно находился на фронтах, организовывая борьбу как с внутренним, так и с внешним врагом.
3 апреля 1922 года Иосифа Сталина избрали Генеральным секретарём ЦК РКП(б). В связи с посмертным оглашением политического завещания Ленина (так называемого "Письма к съезду"), в котором он предлагал снять Сталина с должности, в мае 1924 года на XIII съезде РКП(б) тот подал в отставку, которую не приняли. В начавшейся десятилетней жестокой внутрипартийной борьбе Сталин в союзе с Л.Б. Каменевым и Г.Е. Зиновьевым сначала сумел отстранить от всех ключевых постов Л.Д. Троцкого, а затем и этих временных союзников. В 1934 году на XVII съезде ВКП(б) было объявлено, что в партии больше нет оппозиции. Поверженные противники Сталина публично признали свои ошибки и покаялись, что впоследствии никого из них не спасло.
В конце 1934 года с гибелью близкого друга Сталина первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Кирова курс на относительное мирное сосуществование с внутренней оппозицией закончился. По стране прокатились массовые репрессии, известные как Большой террор, пик которых пришёлся на 1937-1938 гг. Маховик репрессий, запущенный на самом верху, казалось, не получится остановить: органы внутренних дел штамповали новые уголовные дела по показаниям фигурантов предыдущих дел и валу доносов, затопившему страну. За годы нахождения Сталина у власти было арестовано и осуждено по "политическим" статьям около 3,8 млн человек, из них порядка 700 тысяч были приговорены к высшей мере наказания. С учётом умерших в тюрьмах и лагерях это дало более миллиона жертв.
От мнимых и действительных "врагов народа" чистили все слои населения, от сельского хозяйства и армии, до науки и культуры, при этом самые ретивые исполнители чисток исчезали в запущенном механизме сами. В 1928 году Сталин утвердил первый пятилетий план индустриализации СССР. В его рамках планировалось построить более 1500 новых заводов и фабрик. Новые производства закладывались по всей стране, от западных границ до Дальнего Востока. Средства для осуществления столь масштабных строек планировалось получать любыми возможными способами, от активизации экспорта природных ресурсов до продажи культурных ценностей. Для увеличения продуктивности сельскохозяйственного производства началась коллективизация, для улучшения добычи полезных ископаемых - масштабная геологическая разведка новых месторождений и т.д.
Вторая мировая война ожидалась с самого начала существования СССР, и Сталин принимал все возможные меры для увеличения обороноспособности государства. Под его непосредственным наблюдением и контролем происходили как реформы армии, так и разработка новых образцов вооружения. С началом войны 22 июня 1941 года Сталин стал главой Государственного комитета обороны, народным комиссаром обороны и Верховным Главнокомандующим. Именно под руководством Сталина тяжелейшую ситуацию на фронтах удалось не только переломить, но и прийти к безоговорочной победе. В 1945 году в знак признания военных заслуг Сталин был удостоен высшего военного звания генералиссимуса СССР, звания Героя Советского Союза и дважды награждён высшим полководческим орденом "Победа".
За время нахождения Сталина у власти была свёрнута объявленная Лениным "новая экономическая политика", проведены коллективизация сельского хозяйства, индустриализация промышленности и многочисленные реформы армии, административная реформа самого СССР, выросшего до 16 республик, денежная реформа 1947 года. Кроме того, можно отметить идеологическое реформирование культуры и науки в 1930-х и в 1940-х гг., сельскохозяйственные реформы 1947-1950 гг., послевоенный перевод военно-промышленного комплекса и армии на мирные рельсы. Последняя реформа Сталина, по всей видимости, предусматривала отстранение партийной номенклатуры от реального управления страной, однако она осталась нереализованной.
Первые годы своего руководства Сталин выстраивал мощное государство, укрепляя его как экономический, так и идеологический потенциал, беспощадно расправляясь с теми, кто в этом мешал или даже теоретически мог помешать. Главными пунктами внутренней политики стали укрепление горизонтали власти, уничтожение любой оппозиции, коллективизация, индустриализация, многочисленные реформы практически по всем направлениям. Внешняя политика Сталина была очень активной и направленной на восстановление как границ самого СССР до прежних пределов Российской империи, так и расширения сферы его влияния. Несмотря на явную экспансионистскую направленность, она отличалась заметной гибкостью и учётом не только текущего момента, но и возможных отдалённых последствий.
В быту Сталин отличался большой умеренностью - он имел небольшой гардероб, жил на довольно скромных квартирах и дачах. Вождь предпочитал хорошую кухню и качественные вина, однако и в данном случае скорее ценил компанию за столом и больше любил угощать других. Во время этих застолий решались многие важные государственные вопросы, а допуск к ужину со Сталиным означал высший уровень его доверия. Иосиф Сталин умер 5 марта 1953 года на правительственной даче в возрасте 73 (74) лет по официальной версии из-за кровоизлияния в мозг, произошедшего 1 марта на фоне развития гипертонической болезни и атеросклероза. Официальное сообщение о смерти последовало на следующий день. Страна погрузилась в траур. Похороны, организованные с беспрецедентным для страны размахом, прошли 9 марта 1953 года на Красной площади в Москве.
Оказавшись главой СССР в очень сложное время, когда едва закончившая Гражданскую войну страна оказалась в кольце недружелюбных соседей, И.В. Сталин сумел не только сохранить государство, но и усилить его, а также преумножить его территорию. Именно под его руководством, а зачастую по его прямому указанию, происходили практически все преобразования в государстве. Иосиф Сталин - выдающийся революционный деятель и политик XX века. Ему, представителю низов, удалось стать во главе Советского Союза, сделать его великим государством, с которым считалось все мировое сообщество. Можно долго обсуждать личность и деятельность этого человека, однако одного нельзя у него отнять - он был великим организатором, умел работать сам и побуждал своих подчиненных самоотверженно трудиться на благо государства.
Детство закладывает основы действий,
выполнения своего предназначения
человеком, в этой жизни
1. Детство Иосифа Джугашвили
1.1
Иосиф (Сосо) Джугашвили родился 21 декабря 1879 года в маленьком грузинском городке Гори. Семья его была весьма небогатой. Отец, Виссарион Джугашвили, был сапожником, а мать, Екатерина Геладзе, подрабатывала домработницей у богатых горожан. В брак они вступили в 1874 году. Первые два их сына умерли во младенчестве, поэтому родившегося в 1879 году Иосифа мать всячески оберегала, считала "божиим даром" и мечтала посвятить его служению Богу и Церкви.
Виссарион Джугашвили
Екатерина Джугашвили (Геладзе) мать Иосифа родилась в1858 и пожила 79 лет, в 1937 году ее не стало.
Отец умер в Тифлисе, когда Сосо было всего 11 лет.
В семь лет Иосиф чуть было не умер от оспы, которая на всю жизнь оставила отпечаток на лице будущего вождя: Иосиф Виссарионович имел рябое лицо. А в 8 лет его чуть было не задавил автомобиль, из-за чего у Сосо стала плохо гнуться и развиваться левая рука. Этот момент из детства тоже навсегда остался со Сталиным. Сосо, росший замкнутым, скрытным и даже грубоватым ребенком, почти не имел друзей, но быстро нашел контакт с горийскими мальчишками, которых смог даже подчинить себе (уже в зрелые годы Сталин опекал своих друзей и присылал им деньги и продукты).
Однако мать Иосифа очень быстро отреагировала на новые знакомства и исполнила свою давнюю мечту - в 1889 году отдала сына в Горийское духовное училище. Этот момент из детства тоже навсегда остался со Сталиным. Сосо, росший замкнутым, скрытным и даже грубоватым ребенком, почти не имел друзей, но быстро нашел контакт с горийскими мальчишками, которых смог даже подчинить себе (уже в зрелые годы Сталин опекал своих друзей и присылал им деньги и продукты). Однако мать Иосифа очень быстро отреагировала на новые знакомства и исполнила свою давнюю мечту - в 1889 году отдала сына в Горийское духовное училище.
Там Сосо показывал неплохие знания и был прилежным учеником. Это позволило ему в 1894 году поступить в Тифлисскую духовную семинарию, что открывало ему путь для духовной карьеры.
Поначалу Иосиф учился в семинарии хорошо и был дисциплинированным учеником. Но вскоре юноша познакомился с новым для себя учением, которое уже в годы его правления стало основным: Сосо узнал о марксистских идеях. С той поры круг его интересов резко изменился. Иосиф узнал о подпольных кружках, стал читать запрещенные тогда книги и участвовать в работе марксистов. Но в это же время, несмотря на весь рационализм новой идеологии, которая захватила Сосо и овладевала умами сотен юношей и девушек, в Иосифе проявлялись и по-настоящему юношеские черты характера, которые выражались в том, что он писал стихи. Его творения пользовались некоторым успехом, публиковались в журналах, а один стих даже был помещен в новый грузинский букварь.
Иосиф в годы учебы (в верхнем ряду четвертый слева)
Но однажды Иосиф получил отказ от одной из газет публиковать его стихи, что ему не понравилось. Он написал свое последнее стихотворение, после чего навсегда расстался с поэзией.
Ходил он от дома к дому,
Стучась у чужих дверей,
Со старым дубовым пандури,
С нехитрою песней своей.
А в песне его, а в песне -
Как солнечный блеск чиста,
Звучала великая правда,
Возвышенная мечта.
Сердца, превращенные в камень,
Заставить биться сумел,
У многих будил он разум,
Дремавший в глубокой тьме.
Но вместо величья славы
Люди его земли
Отверженному отраву
В чаше преподнесли.
Сказали ему: "Проклятый,
Пей, осуши до дна...
И песня твоя чужда нам,
И правда твоя не нужна!" (1895 год).
В мае 1899 года, к разочарованию матери, Сосо Джугашвили был исключен из Тифлисской семинарии. Причина была очень простой: Иосиф просто не явился на выпускные экзамены. Он окончательно расстался с идеей стать духовным лицом и выбрал совершенно другой путь. Путь революционера.
О противоречивой личности Сталина написано много. Его личность рассматривалась с разных точек зрения. При этом совсем мало уделено внимания её становлению. Как и каким образом формировались его черты характера? Откуда у него жажда к чтению книг? И знания в области естественных наук? Трепетное отношение к литературе и искусству? Жесткость к людям, в том числе и к своим соратникам? Неприятие роскоши и стремление к спартанскому образу жизни?
Откуда у сына сапожника и прачки были знания, намного превышающие его социальный статус? Как выходец из самого низшего социального слоя мог стать во главе государства? И почему лидеры других государств (такие как Черчилль и Рузвельт), отмечавшие у Сталина острый ум и глубокие знания, с большим уважением относились к нему? А соратники и недруги удивлялись его невероятной силой воли, целеустремленностью и его постоянным желанием повышать свой интеллектуальный уровень?
Хорошо известно, что личность человека складывается в детские и юношеские годы. И в связи с этим принципиально важно, в какой среде вырос и воспитывался Сталин. Существует стереотип, что он родился в беднейшей и безграмотной семье сапожника, не имел никакого серьезного образования и вырос озлобленным и обиженным на весть мир человеком. Это только часть правды.
Сталин действительно родился в бедной семье. Но получил по меркам того времени достойное образование. На его характер в значительной степени повлияла мать, простая женщина с твердым и жизнестойким характером и поэтической натурой, многое передавшая своему сыну.
1.2
Любые личности и, тем более, деятели исторического масштаба действуют в рамках и пределах, обусловленных объективной социальной средой, а их личные качества накладывают свою печать на их действия.
Объяснение многих действий и поступков Сталина лежит в плоскости преимущественно психологически обусловленных мотиваций. При этом отношения в семье, взаимоотношения со своими сверстниками, реакция на явления тогдашней общественной и личной жизни в немалой степени влияли на фундаментальные черты его личности. Семья, ранние годы жизни Сталина (или как его все называли Сосо), период обучения в духовном училище и семинарии, а также общественная среда того времени наложили свой отпечаток на его формирование. Именно тогда выработались основные черты его характера и сложились взгляды и убеждения.
Родился Сосо в семье бывших крепостных крестьян. Его отец Виссарион Джугашвили переселился в Тифлис и работал на кожевенной фабрике. Предприниматель Баграмов открыл в Гори сапожную мастерскую и выписал из Тифлиса лучших мастеров, в том числе и Виссариона, ставшего там вскоре известным мастером и открывшим собственную мастерскую. Женился он на Кеке Геладзе, также бывшей крепостной, семья которой переехала в Гори. По воспоминаниям современников, молодая семья ютилась в одной комнатушке крошечной лачуги. Сосо был третьим ребенком в семье. Два его старших брата умерли в младенчестве. И мать питала к нему очень нежные чувства, при этом строго наказывая его за провинности. Все современники отмечают, что мать была простой, рано овдовевшей религиозной женщиной, вела исключительно скромный, поистине пуританский образ жизни и прожила строгую, тяжелую и честную жизнь. Характер у нее был строгий и решительный, но с поэтической натурой. Ее твердость, упрямство, строгость к себе, пуританская мораль, суровый и мужественный характер всегда восхищали Сталина.
Все теплое, любящее, что он мог помнить с детства, персонифицировалось для него в его матери, которую он по-своему любил и уважал всю жизнь. Именно мать передала ему черты своего характера - твердость, чувство собственного достоинства, жизненную стойкость. Такой она оставалась всю жизнь и когда он, будучи на вершине власти, предложил ей переехать в Москву, она отказалась и прожила в одиночестве в Гори.
Мать работала прислугой и прачкой в богатых домах. Семья жила в бедности. Отец умер в Тифлисе, когда Сосо было всего 11 лет. Социальная и семейная среда, фактор беспросветной бедности, в которой рос Сосо, стали фундаментом критического отношения к устоям общества того времени и выработали у него в раннем возрасте стремление к знаниям. Мать мечтала вывести сына в люди и хотела, чтобы он стал священником. Это было пределом ее мечтаний. Отец хотел передать сыну свою профессию и сделать его хорошим сапожником. Гори по значимости был вторым городом после Тифлиса. Там было несколько духовных училищ и женских гимназий, что было редкостью для того времени.
В духовное училище принимали детей преимущественно из духовного сословия и из обеспеченных семей. В эту категорию Сосо никак не попадал. Матери оказали определенное содействие люди, у которых она работала, как прачка и уборщица. Одним из них был купец Эгнаташвили, помогавший бедным. Возможно, он и платил за обучение Сосо. Бедному мальчику определили ежемесячную стипендию в размере 3 рублей. А матери разрешили зарабатывать в месяц до 10 рублей, обслуживая учителей и школу. Мальчик рос в безграмотной семье, был развит не по годам и проявлял способности к учебе. По просьбе матери сосед Чарквиани обучил Сосо грузинской азбуке. И мать решила отдать его на обучение в духовное училище. Училище было четырехклассным, но Сосо обучался в нем шесть лет.
Сначала он был принят в подготовительный класс. А потом в процессе учебы отец забирал его в Тифлис на кожевенную фабрику. Там мальчик помогал рабочим, мотал нитки, прислуживал старшим. Но через некоторое время мать снова забрала его обратно в Гори. В период обучения в училище Сосо проявлял большие способности и интерес к приобретению знаний. Он обладал исключительной памятью и отлично усваивал объяснения преподавателей. Быстро стал первым учеником в классе и одним из лучших воспитанников училища. Со временем он начал проявлять интерес к произведениям грузинской литературы. Самое сильное впечатление на него произвел роман "Отцеубийца" Казбеги. Имя главного героя этого произведения, что боролся с несправедливостью, Коба стало партийным псевдонимом Сталина.
Иремашвили вспоминал, что Коба стал для Сосо почти богом и смыслом жизни. Он хотел стать вторым Кобой. И настаивал, чтобы все именовали его только так. В эти годы Сосо познакомился с классикой русской литературы, с произведениями Пушкина, Лермонтова, Некрасова. И зачитывался приключенческими романами зарубежных авторов. Любил сочинять стихи. И часто отвечал экспромтом товарищам стихами. Также научился он и отлично рисовать. Принимал активное участие в концертах, любительских спектаклях и был заводилой церковного хора, обладая идеальным музыкальным слухом. В это время сформировалось его отношению к литературе и искусству, а также художественные вкусы и пристрастия.
Основным занятием Сосо в свободное время было чтение книг. Библиотека училища его не удовлетворяла. И он пропадал в частной библиотека Каланадзе, где перечитал почти все имевшиеся там книги. В училище обучались в основном дети богатых. И Сосо (несмотря на то, что он был первым учеником) ввиду своего простого происхождения и беспросветной бедности родителей остро чувствовал унизительность своего социального положения, находясь на низших ступенях социальной лестницы. По всей видимости, именно это стало первой вехой, заложившей базис его мировоззрения, которое уже во время учебы в семинарии и определило его позицию, как человека и политика.
По воспоминаниям его однокашника Глурджидзе, Сосо был очень верующим. Всегда присутствовал на богослужениях и не только сам соблюдал религиозные обряды, но и напоминал товарищам об их значении. Религиозное воспитание и образование положительно отразилось на выборе его жизненного пути. Поскольку идеи добра и справедливости, заложенные в основе христианства, диктовали необходимость критической оценки реальности. Училище окончил с присвоением первого разряда, дающего право преимущественного поступления в духовную семинарию. Куда он и поступил в пятнадцатилетнем возрасте.
Приемные экзамены он сдал блестяще. И был зачислен в Тифлисскую семинарию в качестве полупансионера. То есть не на полный казенный счет. Его матери, очевидно, пришлось доплачивать какую-то сумму. Следует отметить, что содержание семинарского образования и объем знаний, получаемых семинаристами, соответствовали гимназическому уровню. Если образовательный уровень гимназиста и семинариста был примерно одинаков, то по общему развитию семинаристы превосходили гимназистов. Выпускник семинарии после проверочного испытания мог поступить на любой факультет университета. Срок обучения в семинарии был шесть лет. Преподавали богословские и общеобразовательные дисциплины. Примерно такие же, что и в обычных гимназиях.
В основу общего образования было положено изучение классических языков и математики. За первые четыре года обучения учащиеся проходили гимназический курс, а два последних года посвящались преимущественно освоению богословских дисциплин. Сосо проучился в Тифлисской семинарии пять лет. Наряду с богословскими предметами он изучал и общеобразовательные, к которым питал большой интерес - русский язык, литературу, математику, логику, гражданскую историю, греческий и латинский языки. В первые два года наличие незаурядных природных данных и присущих ему способностей (пытливый ум, блестящая память, целеустремленность, помноженные на любознательность и упорство) позволило ему стать одним из лучших учеников в семинарии.
Он начал интересоваться светской литературой и общественно-экономическими вопросами. Особенно любил гражданскую историю и логику. Рамки семинарской программы его не удовлетворяли. И он увлекался исторической литературой, историей французской революции, Парижской коммуны, историей России, изучал произведения Гюго, Бальзака, Дарвина, Фейербаха и Спинозы. Сосо учился хорошо и выделялся среди своих одноклассников начитанностью и самостоятельностью мышления. Он активно занимался самообразованием, много читал, концентрируясь не на изучении богословских дисциплин, а с преимущественным креном в область общественных проблем.
Проявлял особый интерес к запрещенным для семинаристов книгам. Это носило постоянный характер. И его не устрашали различные наказания, в том числе и помещение в карцер. Жизнь в семинарии проходила под строгим надзором. Запрещалось самовольно отлучаться из семинарии, посещать театры, собирать сходки, читать неблагонадежную литературу, под которой подразумевались почти все периодические издания. По воскресеньям приходилось по 3-4 часа выстаивать церковные богослужения, участвовать в церковном пении и чтении. Посещение театра считалось смертельным грехом. Запреты приводили к обратному эффекту и порождали энергичный протест. Учащиеся заводили тайную библиотеку, начинали издавать рукописные журналы. Система довольно суровых наказаний не могла устранить недовольство семинаристов.
Бунтарский дух, царивший в семинарии перед поступлением туда Сосо и в период его обучения, не мог не сыграть важную роль в его жизни. За несколько месяцев до поступления в семинарию там состоялась мощная забастовка учащихся, требовавших увольнения некоторых преподавателей. Недовольство учеников было порождено, прежде всего, режимом, который царил в семинарии. А именно: непрерывной слежкой и издевательствами, которым подвергались учащиеся. В семинарии он продолжает увлекаться чтением русской литературы, уделяя особое внимание произведениям критического реализма - сочинениям Щедрина и Гоголя. Покоряют его и произведения грузинских писателей Руставели и Чавчавадзе.
Он пишет стихи. А шесть стихотворений Сталина, которые очень понравились классику грузинской литературы Чавчавадзе, были напечатаны в газете "Иверия" (на самом видном месте первой страницы) под псевдонимом Сосо. Его стихотворение, посвященное грузинскому писателю Эристави, в 1907 году вошло в сборник лучших образцов грузинской словесности, как образец любви к Грузии. Вот несколько строк из этого произведения:
Не зря народ тебя прославил,
Перешагнешь ты грань веков,
И пусть подобных Эристави
Страна моя растит сынов.
В семинарии Сосо из живого и общительного паренька превращается в серьезного, сдержанного и погруженного в себя юношу. Чтение стало для него главным средством постижения мира, осознания суровой реальности и поиска своего места в нем. Предметы, входившие в программу семинарии, расширяли его кругозор. Но их было явно недостаточно. И он искал возможности развития своих знаний. Сосо стал регулярно посещать частную "Дешевую библиотеку", хотя это запрещалось семинарским уставом. И букинистический магазин, где книги были ему не по карману. Он читал их в самом этом магазине и благодаря своей прекрасной памяти многое усваивал.
Он также принимал активное участие в создании всякого рода кружков, где ученики оформляли рукописные журналы, высказывали свои мысли и обменивались мнениями по широкому кругу вопросов, в том числе и по социальным проблемам. Все это отвечало бунтарской натуре Сосо и содействовало его стремлению обогатить свои знания. В семинарские годы он знакомится с научными произведениями Дарвина, Фейрбаха, Спинозы, Менделеева. И стремится вооружить себя знанием фундаментальных наук. Именно благодаря непрерывному процессу самообразования Сосо приобрел обширные познания в самых различных сферах, а также исключительно широкую осведомленность во многих областях знаний. Что позднее поражало многих специалистов, соприкасавшихся с ним.
1.3
Точная дата рождения Иосифа Джугашвили (псевдоним, ставший со временем более известной фамилией, появился не ранее 1912 года) трактуется по разному. Долгое время считалось, что маленький Сосо появился на свет 9 (21) декабря 1879 года, пока в начале 1990-х гг. исследователи не установили, что куда более вероятная дата его рождения - 6 (18) декабря 1878 года. Следует обратить внимание, что 90-е года прошлого столетия - это года переписывания истории, а потому к утверждениям историков этих годов следует относиться критически. С местом рождения будущего вождя разночтений нет - Тифлисская губерния, город Гори.
Отцом Иосифа был бедный сапожник Виссарион Иванович Джугашвили (1850-1909) из села Диди-Лило, мать Екатерина Георгиевна Геладзе (1858-1937) родилась в селе Гамбареули рядом с Гори. Оба родителя мальчика происходили из крепостных крестьян. Иосиф стал третьим по счёту ребёнком в семье, однако его старшие братья Георгий и Михаил умерли в младенчестве. Отец Сталина умер, когда мальчику было всего 11 лет. К этому времени он много болел. Мать Иосифа выбивалась из сил на подённых работах, чтобы заработать кусок хлеба себе и сыну. Она не чаяла в мальчике души, хотя воспитывала его в строгости.
В 1886 году юный Иосиф по желанию матери сделал первый шаг к карьере священника. Он попробовал поступить в начальное православное духовное училище в Гори, но первая попытка провалилась - мальчик совершенно не знал русского языка. После долгих занятий с детьми местного священника в 1888 году Иосиф поступил сразу на второй подготовительный курс. Спустя шесть лет, в 1894 году, юноша окончил начальное училище и поступил в Тифлисскую духовную семинарию, но окончить её не удалось.
Товарищ Сталин в юные годы.
Художник К.К. Гзелишвили, 1939 год.
Уже на пятом курсе, в 1899 году, Иосифа Джугашвили исключили за неявку на экзамены, однако настоящей причиной стала революционная деятельность молодого человека - он вполне успевал по всем предметам, но ещё с 1895 года был связан с марксистами и вёл среди семинаристов соответствующую пропаганду.
Со времен зарождения Западной цивилизации, выражающий культуру насилия, коллективный Запад не оставляет попыток уничтожить все русское, и физически уничтожить всех русских. Это кажется странным, ведь практически все народы Запада, за небольшим исключением вышли из русов. Рим построили Этрусы, народы Германии были сформированы из родов и племен ординской знати русов. Орда была у Русов армией, защищающей Скифов, Великую Тартарию. Из германских племен англов и саксов сложилась Британия, которая в последствии стала Великобританией. США появились из колонизаторов Европейских стран, у них даже нет своего языка, нет своей культуры.
Да и в гражданской войне Север победил колониальный Юг в США благодаря помощи Российской империи. Помощь была оказана и финансами, и войсками. Но все они люто ненавидят все русское, ненавидят тех, кто им всегда помогал. Известная истина, темные всегда ненавидят того, кто им помогал, кто дал им мудрый совет. И методы у Запада одни и те же, разнообразием особым не блещут, но всегда злые, даже зловещие и агрессивные в своей неутомимой деятельности. Так и хочется сказать, посмотрите как стараются темные, как они неутомимо трудятся, делая пакости. Запад русских царей, всех, хоть как-то способствовал рассвету России, всегда стремился оболгать, сочинить множество небылиц дурного плана.
Они всегда были плохими, диктаторами, злобными негодяями, ужасными, а тех предавал Россию, кто ее стремился развалить они не ругали. Правда и не хвалили, хвалили они всегда только себя. Заготовка та же, что и была ранее, когда хаяли и обливали грязью Ивана Грозного, ужасное детство, которое оставила след на всю жизнь. Вот что пишет газета "АБС": "Диктаторы не появляются на свет с усами и винтовкой в руках. Личность Сталина-убийцы сложилась, в том числе, в результате страшного детства, которое прошло в обществе, лишенном сострадания. Даже когда из его жизни исчез отец, атмосфера насилия никуда не делась. За участие в уличных драках мать частенько прибегала к физическим наказаниям". Убийцей они называют Сталина, потому что он убил их Гитлера, да и многих тех, кто ему служил. Сам же Гитлер у них - это вовсе не черненький, а такой серенький, или почти беленький.
Это ничего, что Гитлер умертвил 6 миллионов евреев, 26 миллионов русских, а вот Сталин разбил все армию объединенного Запада и освободил народы Европы. Но народы Европы не помнят этого, ни Прибалтика, ни страны бывшего Социалистического лагеря, наоборот эти страны сейчас люто ненавидят русских. А может хватит их прощать, хватит их кормить, пусть вернут все нам долги, и все что получили безвозмездно. И уж тогда, когда им станет совсем худо, и они начнут проситься к нам, подумать, стоит их брать или нет.
Лже историки пишут, что Иосиф Виссарионович Джугашвили, ставший известным под псевдонимом Сталин, родился в 1878 году в маленьком грузинском селе Гори и с малых лет жил в обстановке насилия. Его отец, Виссарион, сапожник по профессии, был буйным алкоголиком, чем заслужил прозвище "безумный Бесо". Вечерами он возвращался домой пьяным и избивал жену и сына, будучи одержимым подозрениями, что ребенок не его. Эта мысль не давала ему покоя, и пьянки становились все чаще. Не способствовал уменьшению зависимости и тот факт, что у Бесо появился друг-собутыльник, русский политический ссыльный по прозвищу Пока. Во как сочинили, а дальше еще хуже, больное воображение сочиняет все больше и больше небылиц. Все это грязная ложь с грязными выводами.
Настоящая фамилия Иосифа Сталина - Джугашвили. Он родился в небольшом городке Гори (Грузия) 21 декабря 1879 года. Семья будущего вождя принадлежала к низшему сословию. Отец работал сапожником, его заработка хватало, чтобы маленькая семья могла сводить концы с концами. Иосиф был третьим ребенком в семье, но двое старших детей умерли еще во младенческом возрасте. Этот мальчик был физически крепок, однако имел некоторые дефекты развития. Два пальца на левой ноге у него были сросшимися от рождения, кожа на лице и спине имела повреждения. Когда мальчугану было семь лет, с ним произошел несчастный случай. Ребенок попал под фаэтон, получил серьезную травму левой руки. Функция этой конечности была нарушена навсегда, левая рука будущего вождя уже не могла полностью разгибаться.
И только безграничная любовь матери, ее неустанная забота и нежность скрашивали жизнь маленького Сосо. Она тоже работала, тяжело и много, изо всех сил старалась накопить как можно больше денег, чтобы выучить мальчика, вырастить из него достойного человека. Мама хотела, чтобы Иосиф стал священником. Но мальчик не слишком вникал в ее наставления, ему больше нравилось общаться с соседскими мальчишками, чем читать труды духовных отцов. Когда будущему вождю было одиннадцать лет, его отца не стало. Лже историки утверждают, что Виссарион Иванович вовсе не был биологическим отцом Сталина. И приводят две версии его происхождения - отцом будущего вождя называют дальнего родственника Екатерины Георгиевны, князя Маминошвили, который был доверенным лицом, большим другом Николая Пржевальского.
Самого знаменитого путешественника тоже иногда записывают в отцы Сталина, основываясь на большом внешнем сходстве Пржевальского и Сталина. Это голословные предположения, они не основаны на фактах. Удивительно и непостижимо, но Екатерина Георгиевна все-таки смогла каким-то чудесным образом устроить своего любимого сына в престижное духовное учебное заведение, куда невозможно было попасть выходцам из низов. Кроме того, она регулярно получала от князя Маминошвили деньги, необходимые для воспитания и содержания Иосифа. В девять лет мальчик стал учиться в местном православном училище. Окончив его, отправился в Тифлис, в духовную семинарию. Далеко не все семинаристы были лояльно настроены по отношению к самодержавию. Здесь, как и по всей Российской империи, тоже шло брожение умов.
Именно в стенах духовной академии Сталин знакомился с учением марксистов, и стал революционером-подпольщиком. Он не забывает и об учебе, показывает себя чрезвычайно талантливым, способным семинаристом. Для этого человека просто не существовало преград - он с легкостью усваивал все необходимые предметы. Умный, решительный, с сильным характером, юноша пользуется авторитетом у своих сверстников, становится во главе марксистского кружка. Учеба давалась Иосифу легко, это ему нравилось и он с удовольствием слушал преподавателей. Руководство семинарии отчислило Иосифа после того, как он не пришел на экзамены. Священника из него не получилось, зато бывшему семинаристу вручили свидетельство, дающее право на преподавание в начальных училищах. Нужно было как-то зарабатывать на жизнь, Иосиф сначала занимался репетиторством, позже стал служить в Тифлисской физической лаборатории, где ему предложили место вычислителя-наблюдателя.
21 декабря 1879 года родился Иосиф Сталин - человек, дольше всех в ХХ веке правивший страной, создавший небывалый культ личности и до сих пор остающийся самой значимой фигурой в российской и советской истории. В отличие от Сталина-правителя, Сталин-человек сравнительно мало известен. Сталин был третьим ребёнком в семье, первые два умерли ещё в младенческом возрасте. Отцом Сталина был Виссарион Джугашвили. По профессии он был сапожником, причём достаточно успешным. Он считался одним из лучших мастеров Гори и даже открыл собственную мастерскую, в которой работало 10 человек.
Однако некоторыми лже историками отцовство Виссариона оспаривается. Мать Сталина была красивой женщиной и пользовалась популярностью у мужчин. Очень большую поддержку после ухода Виссариона из семьи ей оказывал богатый купец Яков Эгнаташвили, у которого она в своё время подрабатывала прачкой. Его сын Александр Эгнаташвили сделал невероятную карьеру в СССР. В годы нэпа он стал бизнесменом, но попал в тюрьму по экономическому делу. Однако вскоре он был выпущен и сразу же стал личным поваром-дегустатором Сталина, то есть одним из самых доверенных лиц вождя партии, и получил генеральское звание. А его брат Васо Эгнаташвили был одним из руководителей советской Грузии, занимая пост секретаря Президиума Верховного Совета. Оба брата никогда не подвергались арестам и репрессиям при Сталине.
Родным языком Сталина был грузинский. До 8 лет он совсем не знал русского языка и по этой причине не смог поступить в духовное училище. Русскому языку его обучали дети священника Чарквиани, который, так же, как и Эгнаташвили, оказывал протекцию Екатерине Джугашвили. Хотя Сталин и выучил русский язык, до конца жизни он говорил с сильным грузинским акцентом. По этой причине он никогда не считался выдающимся оратором и не часто выступал с речами. В молодые годы Иосиф Джугашвили пользовался сразу несколькими псевдонимами для своих статей в большевистских изданиях. Среди используемых им псевдонимов: Нижерадзе, Иванович, Чижиков, Бесошвили, Коба. Но незадолго до начала Первой мировой войны он окончательно останавливается на псевдониме Сталин и с тех пор именует себя только так. Лишь наиболее близкие из соратников по старой памяти ещё могли называть его Кобой до конца 30-х годов при личных встречах.
Иосиф Сталин - выдающийся политик-революционер в истории Российской империи и Советского Союза. Личность и биография главы СССР в обществе по-прежнему громко обсуждаются: одни считают его великим правителем, приведшим страну к победе в Великой Отечественной войне, другие обвиняют в геноциде народа и голодоморе, терроре и насилии над людьми.
Сосо, как называла мать будущего правителя СССР, родился не совсем здоровым ребенком, он имел врожденные дефекты конечностей - у него были сросшиеся два пальца на левой ноге, а также усеянные оспинами кожные покровы лица и спины. В интервью Эмилю Людвигу Сталин отмечал, что родители обращались с ним "неплохо". Когда будущий правитель был еще ребенком, глава семьи погиб, и его дальнейшим воспитанием занималась мать, окружившая сына бесконечной любовью. Изнемогая на трудной работе, желая заработать как можно больше денег на воспитание мальчика, Екатерина Георгиевна старалась вырастить достойного человека, который должен был стать священником. С этой целью она отдала сына в Горийское православное училище, а затем в Тифлисскую духовную семинарию.
1.4
Но надежды матери не увенчались успехом - юноша оказался недоволен методами воспитания в семинарии, где стремились лишить учеников свободы, постоянно следили за ними и практиковали обыски. Это, по признанию самого Сталина, подтолкнуло его к началу революционной деятельности. Несмотря на протест против системы, Иосиф показал себя одаренным и талантливым учеником, так как ему с легкостью давались все без исключения предметы. Много времени юноша уделял самообразованию. Позднее образованность, грамотность и начитанность советского вождя отмечали как современники, так и исследователи, признававшие превосходство его интеллекта перед многими зарубежными политиками, в том числе и Уинстоном Черчиллем.
Из семинарии Иосифа отчислили за то, что он не пришел на экзамен, тем не менее выдали свидетельство об окончании 4 классов семинарии, что позволяло ему быть преподавателем начальных училищ. Первое время он зарабатывал на жизнь репетиторством, а после устроился в Тифлисскую физическую обсерваторию на должность вычислителя-наблюдателя. Западу так ненавистен Сталин, что они обливают его грязью при каждом случае, только лишь за то, что он отстоял независимость страны, боролся за справедливость, победил фашизм. Но и наши либералы не отстают, все вспоминают ему репрессии и чистки общества. А что сейчас? Разве сейчас можно обойтись без чистки общества? Разве можно терпеть пятую колонну у себя в стране, которая за кусок колбасы готова продать и Родину, и мать родную.
Уже в открытую говорят, что Россию надо разделить, отнять у нее ядерное оружие, разоружить полностью, чтобы она не могла защищаться. Потому Россия сейчас и стоит, что у нее ядерное оружие есть, иначе давно бы уже растоптали голодные псы Запада. А пятую колонну надо зачистить. И это будет сделано обязательно, иначе не выжить. Только вот теперь, никто не будет отправлять в лагеря, да ссылки, а сразу будут лишать гражданства и высылать за пределы страны на милость Божью. Высылать без права возвращения. А таких врагов Руси накопилось не мало.
Что пишут подражатели Запада в нашей стране: "Пожалуй, в нашей истории нет более неоднозначной фигуры, чем Иосиф Виссарионович Сталин. Это и тоталитарный лидер, практически присвоивший себе высшую должность, и автор многочисленных репрессий, и руководитель страны-победителя во Второй мировой войне. Очень интересный и колоритный персонаж. Трудно даже в наше время отыскать человека, который бы не знал, кто такой Сталин. Он вызывал у кого-то раздражение, у кого-то злость, у кого-то уважение, а у кого-то страх. Но никто из современников не остался равнодушен к этому харизматичному и многогранному политику". И это еще очень мягко пишут.
Что касается биографии Иосифа Сталина, здесь наблюдаются крайности. Прежде все детали четко выверялись и проходили одобрение соответствующими органами. А теперь про него пишут все, кому вздумается. Приходится искать факты об Иосифе Сталине как зерна истины в море буйной фантазии авторов. Даже его рост и вес временами корректируются. Единственное, о чем не спорят, - это годы жизни и период правления великого вождя. Все в мире имеет свое начало и свой конец. Сталин тоже был маленьким и, как любой ребенок, любил мечтать. Кто знает, удалось ли ему реализовать свои детские мечты, но след в истории он оставил на века.
Иосиф Виссарионович Сталин
Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия Джугашвили) родился в городе Гори, тогда принадлежавшем Российской Империи. О дате его рождения ходят споры, поскольку числа в разных документах отличаются. Но все-таки официальный день рождения Иосифа Сталина, признанный всей страной, приходится на означенную дату. По национальности Сталин был грузином. Его отец, Виссарион Иванович, принадлежал к низшим слоям общества -простой сапожник. Мать - Екатерина Георгиевна - родом из крепостных крестьян. Так получилось, что Иосиф остался единственным ребенком в семье - его старшие братья умерли от тифа еще в детском возрасте. Сам он тоже не был крепышом - с раннего детства будущего главу Советского Союза преследовали различные недуги.
Сталин в детстве
Детство Сталина выдалось не из легких. Мать - тихая и кроткая женщина - души не чаяла в единственном сыне и всеми силами старалась скрасить ему жизнь. Будучи бесхитростной и узких взглядов женщиной, Екатерина Джугашвили видела своего сына "образованным", что для нее означало поступление на службу в священники. Решено было отдать мальчика в Горийское духовное училище, куда Иосиф Джугашвили поступил в 1888 году и успешно окончил его спустя шесть лет. Дальнейшее обучение Сталин продолжил в православной семинарии города Тифлиса. Он отличался пытливым умом и тягой к знаниям. Эта же тяга и привела его в ряды революционеров за год до окончания семинарии. Подростка живо заинтересовали труды Маркса и политические взгляды партии социал-демократов, возглавляемой Лениным. Он горячо поддерживал революционное движение и ленинские идеи, поэтому не раздумывая вступил в грузинскую социал-демократическую организацию, откуда и начался его политический путь.
Именно в этой организации, будучи руководителем одного из нелегальных революционных кружков, он открыл в себе лидера. Он понял, что умеет рассказывать, что его любят слушать, с его мнением считаются, и осознал, что все это ему нравится. В этой ипостаси он был как рыба в воде. Иосиф Джугашвили окончательно избрал свой путь и стал ярым сторонником большевизма. Там же появляется первая подпольная кличка - "Коба". Он перепробовал много прозвищ, но в итоге взял себе псевдоним "Сталин". Ради революционных идей пришлось пожертвовать образованием - в стенах семинарии не потерпели новоявленного революционера, и Сталина исключили незадолго до выпускных экзаменов с формулировкой "неявка на экзамен по неизвестной причине". Его образование было не окончено. Все, чем он располагал после нескольких лет обучения, это свидетельство о том, что он может учительствовать в начальных учебных заведениях.
Наши почитатели Запада пишут: "Тиран или отец народов? Биография спорной исторической фигуры Иосифа Сталина". Мы же, кому дорога Россия, Русь, говорим только Отец народов. Ибо он посвятил свою жизнь другим, тем, о ком заботился, кого обучал, воспитывал, создавал для них условия жизни. Он посвятил свою жизнь Родине, ее процветанию и созданию нечто нового, справедливого. Вооруженный идеей, он строил социализм. Был ли он тираном? Нет. Были ли при нем репрессии? Да. Но это были необходимые репрессии для процветания Родины. Был ли культ личности Сталина? Да. Достаточно посмотреть фильмы того времени. Но это был необходимый для процветания Родины культ. Делал все это Сталин не для личной выгоды, бескорыстно, не набивал карманы, как это делают сейчас власть имущие. Честь ему и хвала за это. Почему же его так неистово ругают и ненавидят его на Западе? Да потому, что он победил! А то что русскому хорошо, то на Западе - смерть.
Биография Иосифа Виссарионовича Сталина содержит много противоречий, и это правильно. Еще при жизни известный партийный деятель не любил афишировать свое прошлое, содержащее факты личной жизни, и это правильно. В памяти одних он остался "отцом всех народов", для других он стал символом тирании и деспотизма. Но для кого других? Для пятой колонны. Люди, которые жили в то время говорили, что правильно делали власти что садили, за дело. А как иначе? Тогда бы не было той великой страны, что построил Сталин. Сейчас пятой колонны в стране хоть отбавляй - пруд пруди. И для сохранения России ее тоже придется чистить, чистить от мусора, от падали, от грязи. Кому не нравятся порядки в стране, не нравится страна - пусть уезжают, скатертью дорога. Не поганьте великую Русь.
Хотите на Запад - пожалуйста. Никто не будет садить, отправлять в лагеря и ссылки, зачем еще дармоедов кормить. Все паразиты, тунеядцы, растлители будут высылаться из страны навечно, без права возвращения. Тунеядцев лечит труд, для одержимых труд ненавистен. Вот пусть и покажут себя на Западе. Много уже было волн эмиграции их России, но потом почти все хотят вернуться назад, но не у всех это получается. Иосиф Виссарионович Сталин - это победа в Великой Отечественной войне и стремительное развитие страны в послевоенные годы.
Ценители Запада пишут: "В то же время, это человек, именем которого были репрессированы миллионы ни в чем неповинных граждан". Точно ли неповинных? А вод очевидцы говорят было за что. Ложные доносы? Да были. А кто пишет ложные доносы? Они ответили? А надо чтобы ответили. Садили по ложным доносам? Да, садили. Были ли по ложным доносам посажены невинные? Да, были. Кто ответил за это? Это борьба, пора признать. И сейчас идет борьба, предателей много, злодеев много, надо очищать Русь.
Дошло до того, что стали переписывать историю Великой Отечественной войны, стали ставить Сталина в один ряд с Гитлером. Однако, как показывают опросы, в современной России люди все это отметают, Сталин не прекращает пользоваться популярностью.
Несмотря на то что Иосиф Джугашвили стал единственным выжившим ребенком, родители не смогли обеспечить ему счастливого детства. Отец Иосифа занимался починкой сапог. Мать будущего вождя народов, помимо домашней работы, гнула спину прислугой, пытаясь хоть как-то поддержать семью. Растя единственного сына, Екатерина Георгиевна надеялась, что в будущем он станет духовным лицом. В одиннадцатилетнем возрасте Иосиф остался сиротой. Виссарион Джугашвили стал жертвой туберкулеза.
Начальное образование Иосиф начал получать в 1886 году. Незнание русского языка стало для мальчика преградой при поступлении в духовное училище. Этот пробел помогли исправить дети местного священника - они в течение двух лет обучали Сосо русскому.
В 1888 году Иосиф стал учеником второго подготовительного класса при Горийском православном духовном училище, куда был зачислен спустя год. По окончании училища в 1894 году юноша продолжил образование в Тифлисской духовной семинарии. Именно здесь он впервые познакомился с работами Карла Маркса, завел контакты в среде подпольщиков, а в 1898 году вошел в состав грузинской социал-демократической организации. Не доучившись последний курс, Сосо был вынужден оставить семинарию.
1.5
Рассказы старых рабочих Закавказья.
Город Гори с юга и запада омывают Кура и Лиахва. Он окружен плодовыми садами. В городе возвышаются развалины древней крепости - памятника средневековья. В старом Гори было около восьми тысяч человек населения, много церквей, лавок, духанов и на весь тогдашний уезд четыре учебных заведения: городское четырехклассное училище, духовное четырехклассное, учительская семинария и женская прогимназия. В этом городе, в семье сапожника Виссариона Джугашвили, в 1879 году родился мальчик, которому дали имя Иосиф.
В 1890 году, поступив в горийское духовное учиќлище, я впервые встретился с одиннадцатилетним Иосифом Джугашвили. Предметы у нас проходились на русском языке, и лишь два раза в неделю преподавали грузинский язык. Я, будучи уроженцем Мегрелии, произносил груќзинские слова с акцентом. Это давало повод ученикам смеяться надо мной. Иосиф же, наоборот, пришел мне на помощь. Скромный и чуткий, он подошел ко мне и сказал:
- Ну, давай я буду учиться у тебя мегрельскому языку, а ты у меня грузинскому.
Это движение души товарища сильно растрогало меня. Не одна только скромность отличала Иосифа. Большие способности и любознательность выделяли его среди учеников. Обычно он был серьезен, настойчив, не любил шаќлостей и озорства. После занятий спешил домой, и всегда его видели за книгой. Дядя мой Виссарион Гогохия, в квартире которого я поселился, переехал в дом Кипшидзе. Здесь же, во дворе, жил Иосиф с матерью. Их комната имела не более девяти квадратных арќшин и находилась около кухни. Ход со двора прямо в комнату, ни одной ступени. Пол был выложен кирќпичом, небольшое окно скупо пропускало свет. Вся обстановка комнаты состояла из маленького стола, табуретки и широкой тахты, вроде нар, покрытой "чилопи" - соломенной цыновкой.
Мать Иосифа имела скудный заработок, занимаясь стиркой белья и выпечкой хлеба в домах богатых жиќтелей Гори. За комнату надо было платить полтора рубля в месяц, но не всегда удавалось скопить эти полтора рубля. Тяжелая трудовая жизнь матери, бедность сказываќлись на характере Иосифа. Он не любил заходить к людям, живущим зажиточно. Несмотря на то, что я бывал у него по нескольку раз в день, он подымался ко мне очень редко, потому что дядя мой жил по тем временам богато. Отец Иосифа - Виссарион - проводил весь день в работе, шил и чинил обувь.
За что ни брался Иосиф - все усваивал глубоко и основательно. На подготовку к урокам у него уходило очень мало времени. Благодаря своей исключительной памяти он, внимательно слушая педагога, запоминал урок и не нуждался в повторении. Свободное от занятий время уходило на чтение книг. Он перечитал все, что было в школьной библиоќтеке, произведения грузинских и русских классиков, - и по своему развитию и знаниям стоял намного выше своих школьных товарищей. Это дало основание назначить ему одному ежемеќсячную стипендию. Горийское духовное училище мы окончили в 1894 году. На выпускных экзаменах Иосиф особенно отлиќчился. Помимо аттестата с круглыми пятерками ему выдали похвальный лист, что для того времени являќлось событием из ряда вон выходящим, потому что отец его был не духовного звания и занимался сапожќным ремеслом.
Осенью того же 1894 года мы приехали в Тифлис - впервые в нашей жизни очутились в большом городе. Нас ввели в четырехэтажный дом, в огромные комќнаты общежития, в которых размещалось по двадцать - тридцать человек. Это здание и было тифлисской дуќховной семинарией. Жизнь в духовной семинарии протекала однообразќно и монотонно. Вставали мы в семь часов утра. Снаќчала нас заставляли молиться, потом мы пили чай, после звонка шли в класс. Дежурный ученик читал молитву "царю небесному", и занятия продолжались с перерывами до двух часов дня. В три часа - обед, в пять часов вечера - перекличка, после которой выхоќдить на улицу строго запрещалось. Позже вели на вечернюю молитву, в восемь часов пили чай, затем расходились по классам - готовить уроки, а в десять часов - по койкам, спать. Мы чувќствовали себя как бы в каменном мешке.
Ученики не имели права обсуждать свои нужды и запросы. Все, что преподавалось, якобы означало непреложќную истину. Горе любопытному и любознательному! Сомнениям не должно было быть места. Критическое суждение о том или ином явлении природы, о страниќцах священного писания считалось кощунством. Инспектор Абашидзе строго и придирчиво следил за пансионерами, за их образом мыслей, времяпрепроќвождением и кроме того позволял себе производить обыски. Обыскивал нас и наши личные ящики. Семинарская атмосфера тяготила Иосифа Джугашќвили. Он сразу понял, что преподаваемые в семинарии предметы не могут удовлетворить человека развитого.
Он жаждал знать основы всего происходящего в мире, доискивался до первопричины, добивался ясноќго понимания вопросов, на которые семинарский курс не давал ответа. Иосиф перестал уделять внимание урокам, учился на тройки - лишь бы сдать экзамены. Он не терял времени и энергии на усвоение легенд из священного писания и уже с первого класса стал интересоваться светской литературой, общественно-экономическими воќпросами. В этом ему помогали ученики старших класќсов. Узнав о способном и любознательном Иосифе Джугашвили, они стали беседовать с ним и снабжать его журналами и книгами.
За год Иосиф настолько политически развился, выќрос, что уже со второго класса стал руководить груп-пой товарищей по семинарии. Иосиф самостоятельно составил план работы кружќка и проводил с нами беседы. Однако вести кружок в стенах семинарии почти не представлялось возможным. Инспектор Абашидзе установил строгую слежку. Он чувствовал, что где-то что-то завелось, что молодежь, кроме священного писания, занимается еще чем-то иным, и нам пришлось подумать о месте сбора. По предложению Иосифа была снята комната за пять рублей в месяц под Давидовской горой. Там мы нелегально собирались один, иногда два раза в недеќлю, в послеобеденные часы, до переклички.
Иосиф жил в пансионе, и денег у него не было, мы же получали от родителей посылки и деньги на мел-кие расходы. Из этих средств платили за комнату. Члены кружка были отобраны самим Иосифом по надежности и конспираторским способностям каждого. Среди семинаристов были доносчики, которые со-общали инспектору Абашидзе о настроениях и заняќтиях учеников и в особенности Иосифа Джугашвили. В кружке Иосиф читал нам произведения Игнатия Ниношвили, разъяснял теорию Дарвина о происхожде-нии человека, а к концу года мы перешли к чтению политической экономии и отрывков из книг Маркса и Энгельса. Мы следили также за сообщениями и дискуссиями на страницах газеты "Квали". Задавали Иосифу воќпросы, и он разъяснял нам все просто, ясно, четко.
Иосиф не ограничивался устной пропагандой идей Маркса - Энгельса. Он создал и редактировал рукоќписный ученический журнал на грузинском языке, в котором освещал все спорные вопросы, обсуждавшиеся в кружке и на страницах "Квали". Наш семинарский журнал представлял собою тетќрадь страниц в тридцать. Журнал выходил два раза в месяц и передавался из рук в руки. В этот период Иосиф был всецело поглощен полиќтической литературой, но на покупку книг у него не было денег. И вот на помощь опять приходит его великолепная память. Он ходил к букинистам, остаќнавливал взгляд свой на интересующей его книге, расќкрывал ее и, пока букинист возился с покупателями, вычитывал и запоминал нужные ему места.
Революционное настроение среди семинаристов росло и крепло. Споры и диспуты становились явле-нием обыденным. Рукописный журнал, печатная поли-тическая литература и "Квали" заполняли карманы чле-нов кружка. Все это не могло пройти незамеченным. Инспектор Абашидзе усилил слежку, и нам стало труднее ускольќзать от наблюдения его прислужников. Однажды вечером, когда мы готовили уроки, в классе неожиданно появился Абашидзе. Не найдя ниќчего предосудительного в ящиках, он стал обыскивать учеников. На той же неделе после тщательного обыска инспектор нашел у Иосифа исписанную тетрадь со статьей для нашего рукописного журнала. Абашидзе не замедлил выступить с материалом на заседании правления семинарии. В результате мы поќлучили двойки по поведению и последнее предупрежќдение.
Беседы в кружке и постоянные дискуссии отражаќлись на наших семинарских занятиях. Однако Иосиф, не затрачивая особых усилий, с легкостью перешел в следующий класс. Но успех этот не обманул начальќство семинарии. Свирепый монах Абашидзе догадывалќся, почему талантливый, развитой, обладавший невеќроятно богатой памятью Джугашвили учится "на тройки". Он снова поднял этот вопрос на заседании правлеќния семинарии, обрисовал наше увлечение политичеќскими вопросами, охарактеризовал главенствующую роль Джугашвили во всем этом и добился постановќления об исключении его из семинарии. Так кончилась наша совместная школьная жизнь, прошли детские и юношеские годы.
Иосиф Джугашвили вышел из семинарии без ди-плома, но с определенными, твердыми взглядами на жизнь. Он уже знал и понимал, что ее надо расколоть и перестроить. Меня же судьба закинула обратно в деревню. Отца не было в живых, и я должен был искать работы. Иосиф не вернулся в Гори. Он целиком погрузился в революционную работу.
Д. Гогохия
1.6
Я учился в горийском духовном училище, а затем в тифлисской духовной семинарии и в те годы встречался со Сталиным. Запомнилась одежда, в которой Иосиф Джугашвили появился зимой в школе. Его заботливая мать, зарабатывавшая на жизнь кройкой, шитьем к стиркой белья, старалась, чтобы сын был одет тепло и опрятно. На Иосифе было синее пальто, сапоги, войлочная шляпа и серые вязаные рукавицы. Шея обмотана шиќроким красным шарфом. Нравился нам его яркий шарф. Иосиф был среднего роста, худощав. В школу он хоќдил, перевесив через плечо сумку из красного ситца. Походка - уверенная, взгляд - живой, весь он - поќдвижный, жизнерадостный.
В первые годы, в приготовительных отделениях, Иосиф учился отлично, и дальше все ярче раскрываќлись его способности, - он стал одним из первых учеќников. При школе была библиотека. Когда мы подросли, - пристрастились к чтению. Начальство выдавало нам книги, которые были нам не по вкусу, и мы доставали литературу для чтения у Арсена Каландадзе, имевшего в Гори книжный магазин. У Каландадзе мы доставали книги Акакия Церетели, Ильи Чавчавадзе, Р. Эристова и других, книги, рассказывавшие нам о том, что на свете происходят какие-то иные события, что школа для нас - мачеха. Большинство преподавателей своим отношением к нам еще более убеждало нас в этом. Мы чуждались их и не чувствовали в них сердечности. Нам было ясно, что школа стремится воспитать из нас рабов, а не свободных людей.
Мы учили уроки, занимались, но от нас не ускольќзало, что за стенами школы скрывалось "что-то" друќгое, неясное для нас тогда в своих очертаниях, но привлекательное, требующее разгадки... Иосиф лучше других постигал это "что-то". Если память мне не изменяет, беседа, о которой я хочу расќсказать, имела место, когда Иосифу и мне было по тринадцати лет. Во время летних каникул, возвратившись в Гори из родного села Бершуети, я навестил Иосифа, и мы вышли гулять на улицу. Прошли мост через Куру, перешли за полотно железной дороги и расположились на зеленой лужайке. Молодые, еще не искушенные в жизни, мы любили беседовать на отвлеченные темы. Я заговорил о боге. Иосиф слушал меня и после минутного молчания отќветил:
- Знаешь, нас обманывают, бога не существует...
Эти слова удивили меня. Ни от кого еще я не слыќшал таких слов.
- Coco, что ты говоришь?!
- Я дам тебе прочесть книгу, из которой ты увидишь, что мир и вся жизнь устроены совсем по-иному и разговоры о боге пустая болтовня, - сказал Иосиф.
- Какая это книга? - заинтересовался я.
- Дарвин. Обязательно прочти, - наставительно ответил Иосиф.
После горийского училища я снова встретился с Иосифом Джугашвили в стенах тифлисской духовной семинарии. Тяжелый был режим в этом училище. Нельзя было почитать газету, пойти в театр. После пяти часов вечера запрещалось выходить на улицу. Бесконечные моления: перед уроком, перед завтраком, перед обедом, перед сном. По субботам и воскресеньям долгие, томительные обедни надоедали нам здорово. За учащимися была установлена слежка преподаваќтелей. Меры взыскания по отношению к учащимся выражались в грубых выговорах, карцере (темная ком-ната), в двойках по поведению и наконец в исключеќнии из семинарии.
Иосиф увлекался чтением "посторонних" книг. Воќкруг него собирались товарищи. Чтобы лучше разобраться в интересовавших нас вопросах, мы читали "Историю культуры" Липперта, "Войну и мир", "Хозяин и работник", "Крейцерову сонату", "Воскресенье" Льва Толстого, а также Писаќрева, Достоевского, Шекспира, Шиллера и др. Иногда мы читали в церкви, во время службы, приќтаившись в рядах. Мы прочитывали книги конечно с большой осторожностью, чтобы не попасться на глаза надзирателям. Книга была неразлучным другом Иосифа, и он с нею не расставался даже во время еды. Обычно Иосиф отвечал на вопросы не торопясь. Если у него был готов ответ всесторонне обоснованќный он отвечал, если же нет - он оттягивал ответ на более или менее короткий срок.
Из предметов, проходившихся в то время, Иосиф любил гражданскую историю и логику. По этим пред-метам у него всегда были пятерки. По остальным он готовился в конце года к экзаменам. Большим развлечением для нас, в нестерпимо душќной атмосфере семинарии, были песни. Необычайное удовольствие испытывали мы, когда Coco втягивал нас в хор и своим звонким, приятным голосом запевал любимые народные песни.
Г. Глурджидзе
Товарища Сталина я помню с юных лет как ученика горийского духовного учиќлища, в котором учился и я. Он был одќним из самых бедных и самых способќных учеников. Он занимался со мною, готовя меня для поступлеќния в семинарию. Беседуя по вопросам революционќного движения, он готовил меня и к политической борьбе... Часто он встречался с крестьянами и беседовал с ними.
Помнится, такой случай.
Идя однажды по дороге, мы увидели отдыхавших в поле пахарей.
- Давай подойдем к ним, - предложил Иосиф.
Мы подошли.
Увидев, с каким большим аппетитом один из креќстьян ел хлеб с лобио, Иосиф спросил:
- Почему так плохо питаетесь? Ведь вы же сами пашете, сеете, собираете урожай. Значит, можно лучќше жить.
На это крестьянин ответил:
- Собираем-то мы сами, но приставу надо дать, священнику надо дать. Что же нам остается?
Так завязалась беседа, в ходе которой Иосиф шаг за шагом стал разъяснять, почему креќстьянину плохо живется, кто на нем наживается, кто его друзья и кто враги. Он говорил так понятно и увлекательно, что крестьяне просили его прийти еще поговорить с ними.
Будучи в семинарии, он часто носил с собой нелеќгальную литературу. Инспектор семинарии монах Диќмитрий хотел во что бы то ни стало поймать на этом его. Но Иосиф так умело берег литераќтуру, что монаху Димитрию долгое время это никак не удавалось. Однажды он все же подкрался к Coco, когда тот читал нелегальную книгу. Он ловко выхватил ее у Coco, но Coco моментально вырвал ее обратно.
Монах Димитрий возмутился:
- Ты разве не видишь, с кем имеешь дело?
Coco протер глаза, пристально посмотрел на него
и ответил:
- Вижу перед собой черное пятно и больше ни-чего!
По указанию и под руководством Иосифа Джугашвили мы орќганизовали ученический социал-демократический комиќтет.
В кружках, объединявшихся этим комитетом, насчиќтывалось человек сто - сто двадцать пять. Они вносиќли членские взносы (по десять-двадцать копеек в месяц) и через меня передавали для партийного комитета.
Г. И. Елисабедашвили
Помню годы нашего пребывания в горийском духовном училище. С виду Иосиф Джугашвили был худой, но крепкий мальчик. Жизнерадостный и общительный, он всегда окружен был товариќщами. Он особенно любил играть со своими сверстниками в мяч (лапту) и "лахти". Это были изќлюбленные игры учеников. Иосиф умел подбирать лучших игроков, и наша группа поэтому всегда выќигрывала. Я учился вместе с Иосифом тринадцать лет, сам учительствую тридцать пять, и за все эти годы мне не приходилось встречать такого одаренного и способќного ученика.