Аннотация: Книга о конце Кали юги, черного века, после которого наступит тысячелетний мир. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Симин В.И.
Развернуть Знамя Мира
Содержание
Содержание
Введение
1. Знамя Мира
2. Кали юга
3. Война - позор человечества
4. Виды войн
5. Особо темное время
6. Пути выхода к миру
7. Знамя Мира - путь человечества
Заключение
Литература
Введение
Истина в Красоте! Красота спасет Мир. Красива ли Истина? Да, Красива! Человек в своих многочисленных воплощениях ищет истину и совершенствуется. Он стремиться постичь Великий Аум, постичь Истину. Бесконечны поиски Истины. Совершенствованию нет предела. В этом совершенствовании нет иного пути, как преодолевая хаос творить добро. В борьбе со злом куются силы. Путь к миру лежит через Культуру. Нужно развернуть Знамя Мира. Человечество процветет Культурой, Россия процветет культурой.
Знамя Мира является символом Пакта Рериха, первого в истории Международного Договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников, который был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года. По определению самого Николая Константиновича Рериха это Знамя символизирует Красный Крест Культуры и призвано защищать все культурные сокровища человечества. Поэтому оно называется еще Знаменем Культуры и является универсальным объединяющим знаком для всех народов на основе Культуры.
Знак Знамени Мира - Знак Триединcтва - один из древнейших символов человечества, а еще это знак будущей эры человечества. Ибо символом эры Водолея является равносторонний треугольник. Знамя Мира имеет на белом фоне три амарантовых круга в кольце, символизирующие единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве Вечности; синтез искусства, науки и религии в кольце Культуры; три ключа жизни - любовь, красоту, знание, христианскую Троицу и др. Трудно найти более подходящий символ, объединяющий все народы и расы, прошедший через тысячелетия человеческой истории. На основании этого, Знак Триединства был выбран Н.К. Рерихом для Знамени Мира - Охранителя высших сокровищ. Этот Флаг - эмблема мира, не только одной страны, но цивилизации в целом!" (Николай Рерих)
Изменения в мире происходят все быстрее. В мире явно что-то не так. Что это и почему мы так чувствуем себя? Ответ прост: мы живем в период Кали-Юги. Жадность и эгоизм преобладают. Невежество и хаос, загрязнение среды и разрушения без нужды распространяются по миру. Роль женского и мужского начала искажены. Главная ценность - деньги и все материальное, люди стремятся и хотят неправильного, список можно продолжать бесконечно. Древние тексты говорят, что мы живем в "железный век", или в Кали юге. В это время более интенсивные вибрации Вселенной приводят ко всему вышеперечисленному.
Существуют четыре периода существования Вселенной. Пураны, древнеиндийские тексты говорят о том, что все в мире циклично. Так, за рождением всегда следует смерть, за постройкой - разрушение, за расцветом - угасание. Именно поэтому существуют циклы Создания (сришти) и разрушения (пралая). Есть четыре цикла создания и столько же - разрушения, и каждый соответствует различным периодам жизни Вселенной. Во время "Наймиттика пралайи" Творец спит, и перед тем, как Он заснёт, мир разрушается. Когда он просыпается, то Он снова создает, или излучает из себя, миры. В каждом из циклов есть четыре периода, или эпохи, существования вселенной.
1. Сатья юга, или "Золотой век"
Это первый и самый длинный во времени период существования.
Во время этой юги все живут в мире, поступают по совести и никогда не делают плохо ближним, не используют природу для обогащения, а берут только столько, сколько им необходимо, делают добрые дела и помогают ближним. Люди также понимают истинную суть вещей и не пребывали в заблуждении относительно себя или мира.
2. Трета Юга, или "Серебряный век"
В этот период начинается появляться невежество, ложь, обман и желание обогатиться, так как злые силы проникают в мир людей ("локу") и растут конфликты, говорят Пураны. Эта эпоха все же считается веком света и мудрости, когда люди делали дела, великие дела. Длительность этого периода чуть меньше, и продолжительность жизни людей так же меньше, но все же велика, по сравнению с жизнью теперь.
3. Двапара юга или "Бронзовый век"
У людей появляются и развиваются как светлые, так и темные стороны. Эмоции, эгоизм и гордость начинают проявляться во всей красе. Уменьшается важность человеческих ценностей. Общество делится на классы. Появляются болезни. Люди живут уже значительно меньше, и этот период длится меньше. Зло и добро в Двапара югу начинают бороться за место в микро и макромире, и даже начинают взаимоподменяться. Люди берут от Земли не столько, сколько им надо, а столько, сколько им хочется
4. Кали юга, или "Железный век".
В людях преобладают темные стороны, а духовные тонкие вибрации ослаблены, что делает их еще более подверженными злу, говорят Веды. Кали Юга - это эра отсутствия ценностей, а также лицемерия и невежества. Это период насилия и лжи, материальных ценностей и обмана. В Кали югу люди не выполняют свои цели в жизни, а выбирают только их материальную часть - достижение наслаждения и материального достатка. Считается, что в век Кали юги остается еще единственная ценность в глазах людей - это правдивость. Чистота, аскетизм и милосердие, которые ценились в предыдущих югах, уже канули в лету. Это самый кроткий по продолжительности период, а продолжительность жизни людей самая малая. Некоторые историки и теологи считают, что Вселенная уже прожила пять тысяч лет из этой последней эры. В конце Кали юги происходит угасание мира, и на заре нового божественного дня появляется новое Творение. Тогда все идет заново по такому же циклу, говорят Пураны.
В Кали югу идут войны. Война - позор человечества. Несколько десятков миллионов людей, здоровых и наиболее трудоспособных, оторваны от великого дела жизни - от развития производительных сил земли - и посланы убивать друг друга. Зарывшись в землю, они живут под дождем и снегом, в грязи, в тесноте, изнуряемые болезнями, пожираемые паразитами,- живут как звери, подстерегая друг друга для того, чтобы убить. Убивают на суше, на морях, истребляя ежедневно сотни и сотни самых культурных людей нашей планеты,- людей, которые создали драгоценнейшее земли - культуру. Разрушаются тысячи деревень, десятки городов, уничтожен вековой труд множества поколений, сожжены и вырублены леса, испорчены дороги, взорваны мосты, в прахе и пепле сокровища земли, созданные упорным, мучительным трудом человека.
Плодоносный слой земли уничтожен взрывами фугасов, мин, снарядов, изрыт окопами, обнажена бесплодная подпочва, вся земля исковеркана, осквернена гниющим мясом невинно убитых. Насилуют женщин, убивают детей, - нет гнусности, которая не допускалась бы войной, нет преступления, которое не оправдывалось бы ею. Мы живем в кровавом кошмаре и - озверели, обезумели. Искусство возбуждает жажду крови, убийства, разрушения; наука, изнасилованная милитаризмом, покорно служит массовому уничтожению людей. Война - самоубийство человечества! Подумайте, - сколько здорового, прекрасно мыслящего мозга выплеснуто на грязную землю за время войны, сколько остановилось чутких сердец!
Это бессмысленное истребление человеком человека, уничтожение великих трудов людских не ограничивается только материальным ущербом - нет! Десятки тысяч изуродованных солдат долго, до самой смерти не забудут о своих врагах. В рассказах о войне они передадут свою ненависть детям, воспитанным впечатлениями ежедневного ужаса. За годы войны много посеяно на земле вражды, пышные всходы дает этот посев! А ведь не так давно и красноречиво говорилось нам о братстве людей, о единстве интересов человечества! Кто же виноват в дьявольском обмане, в создании кровавого хаоса? Не будем искать виновных в стороне от самих себя. Скажем горькую правду: все мы виноваты в этом преступлении, все и каждый.
Представьте себе на минуту, что в мире живут разумные люди, искренно озабоченные благоустройством жизни, уверенные в своих творческих силах, представьте, например, что нам, русским, нужно, в интересах развития нашей промышленности, построить трехпоолосные дороги по второму этажу, прямо соединяющие все областные центры между собой, создать такую сотовую сеть дорог прямого сообщения. А рядом пустить так же по второму этажу железные дороги со встречным движением. Нет сомнения, что люди, убитые за три года войны, сумели бы в это время сделать многое, а также совершить целый ряд других великих подвигов труда для блага нашей родины.
В конце Кали юги особо темное время. Как перед расцветом самое темное время суток, так и сейчас в конце Кали юги. Когда-то Серафим Саровский сказал, что все что делается, все делается по воле Бога или по его допущению. Кали юга призвана очистить все миры на планете Земля, в том числе и человека, перед началом Золотого века Сатья юги. А пока у нас самое темное время по допущению Бога. День идет за десять, каждый должен выбрать он за добро и Свет, или он служит темному. Свободная воля позволяет человеку сделать выбор, и каждый должен такой выбор сделать, ибо началась эпоха разделения. Именно сейчас отделяют зерна от плевел.
А пока зло творит свое бесчеловеческое, разрушающее действо, ему на время разрешено. Но участь его ужасна, все темное будет вместе с Дьяволом отправлено на Сатурн, после чего Сатурн по указу Высшей власти развалится на части, а на Землю прилетит осколок, который поднимется горой. Все негодное после очищения планеты поступит в космическую переработку. Сатанизм на земле сейчас процветает, ему разрешено. Сатанизм - любая из различных религиозных или контркультурных практик и движений, сосредоточенных на фигуре Сатаны, Иблиса, Дьявола, рассматриваемого в авраамических религиях (иудаизм, христианство и ислам) как воплощение абсолютного зла.
Сатана воспринимается как абсолютное зло только в авраамических религиях. Современные направления сатанизма не считают себя абсолютным злом, по крайней мере, не все. Религиозный сатанизм состоит из веры и поклонения иудео-христианскому Дьяволу или аналогам из других религиозных традиций. В авраамической традиции Сатана противостоит богу Яхве (иудаизм), Иисусу Христу/Троице (христианство) или Аллаху (ислам). Некоторые более поздние формы духовного или теистического сатанизма признают Сатану независимым от авраамической традиции божеством. Они считают, что Сатана есть в большинстве религий: Сет в египетской религии, Ариман в зороастризме и т.д. Сет считался богом хаоса и смерти.
Впереди Сатья юга, золотой век. А пока о нем только мечтают. Государство без границ - как о нем мечтает человечество. Но что этому мешает? Каждый раз, когда в США проходят масштабные выборы, большая часть мира внимательно за ними следит. Казалось бы, речь идет о голосовании в конкретной стране, повесткой которого чаще всего являются ее чисто внутриполитические проблемы. Что же привлекает мировое внимание? Ответ на этот вопрос понятен: выборы в США - парламентские или президентские - прямо и косвенно затрагивают интересы большинства стран мира. Ведь от того, кто получит власть на Капитолийском холме, и в Белом доме, во многом зависит ближайшее будущее глобальной экономики и политики.
Но вслед за этим возникает другой вопрос: если итоги выборов в конкретной стране так важны для всего мира, почему в них не принимает участие население всей планеты? И, несмотря на то что, на первый взгляд, этот вопрос может показаться странным, а ответ на него очевидным, многие теоретики государства им задавались, пусть и не буквально в этом ключе. Собственно, идея мирового или общечеловеческого государства связана с описанным выше парадоксом. Если грубо, то эту идею можно сформулировать так: раз мы живем в столь связанном мире и при этом стремимся обеспечить равные права для каждой страны, значит, идея объединения в единое государство становится логичной, ведь иначе справедливое глобальное управление не обеспечить.
Этот постулат окажется еще более актуальным, если вспомнить трагический опыт прошлого века, когда доведенная до предела национальная вражда между государствами привела к катастрофическому срыву в две мировые войны. Неслучайно ответом на эту катастрофу стало появление Организации Объединенных Наций - сложной наднациональной структуры, направленной на то, чтобы избежать подобных рецидивов в будущем и обеспечить постепенное сближение между странами. Более того, некоторые антропологи считают, что сам ход мировой истории также указывает на то, что за мировым государством будущее.
Следует развернуть Знамя Мира. Сказать войнам - нет! Сказать нет вражде и ненависти! Сказать нет злу, и бороться со злом. Нужно искоренять зло и творить добро. Зло можно победить только добром, но добро никогда не уничтожает зло, ибо зло уничтожает само себя.
15 апреля 2020 года исполнилось 85 лет со дня подписания уникального в мировой практике документа - Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, известного как Пакт Рериха. Он получил свое название в честь его автора, великого русского художника, философа, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха. Это первый в истории международный договор, направленный на действенную защиту культуры и охрану культурного наследия человечества от разрушения во время войны и мира.
"Повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего. Это произойдет тогда, когда все страны торжественно поклянутся охранять сокровища Культуры, которые, в сущности, принадлежат не одному народу, но Миру. Этим путем мы можем создать еще одно приближение к расцвету Культуры и Мира". Н.К.Рерих. Знамя Мира (1930)
"Моя идея о сохранении художественных и научных ценностей, - писал художник, - прежде всего, заключалась в создании международного импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество". Одна из величайших заслуг Николая Константиновича Рериха состоит в том, что он консолидировал международную прогрессивную общественность, стал вдохновителем и создателем реального правового документа по защите культурных ценностей, который нашел поддержку и признание в мире. Это сыграло решающую роль в подписании Пакта Рериха в Вашингтоне в 1935 году представителями двадцати одного американского государства при участии президента США Франклина Рузвельта. Одновременно был утвержден предложенный Рерихом специальный флаг для идентификации объектов культуры - Знамя Мира - символ защиты Культуры, утверждения мира и культурного единения человечества.
Развернуть Знамя Мира!
1.Знамя Мира
1.1
Знамя Мира является символом Пакта Рериха, первого в истории Международного Договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников, который был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года. По определению самого Николая Константиновича Рериха это Знамя символизирует Красный Крест Культуры и призвано защищать все культурные сокровища человечества. Поэтому оно называется еще Знаменем Культуры и является универсальным объединяющим знаком для всех народов на основе Культуры.
Знак Знамени Мира - Знак Триединcтва - один из древнейших символов человечества, а еще это знак будущей эры человечества. Ибо символом эры Водолея является равносторонний треугольник. Знамя Мира имеет на белом фоне три амарантовых круга в кольце, символизирующие единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве Вечности; синтез искусства, науки и религии в кольце Культуры; три ключа жизни - любовь, красоту, знание, христианскую Троицу и др. Трудно найти более подходящий символ, объединяющий все народы и расы, прошедший через тысячелетия человеческой истории. На основании этого, Знак Триединства был выбран Н.К. Рерихом для Знамени Мира - Охранителя высших сокровищ. Этот Флаг - эмблема мира, не только одной страны, но цивилизации в целом! " (Николай Рерих)
"Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это - прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру". Н.К. Рерих.
Н.К. Рерих. Чинтамани
Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века - вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.
Чинтамани - древнейшее представление Индии о счастье мира - содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские "Три Сокровища" говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак - на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре.
Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же - на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, - там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирноcти и всенародности достижений человеческого гения.
Знамя говорит: "noli me tangere" - не прикасайся - не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира.
Изображение в Храме Неба. Китай
Три драгценности. Вышивка. Монголия
Герб Самарканда
Икона Святого Николая
Андрей Рублев. Троица
Маттео Джованни. Мадонна с младенцем
и двумя Ангелами
Фрагмент изображения Тамерлана
Домский собор
Керамика Древней Греции
Керамика. Китай
Ханс Мемлинг. Христос с ангелами,
славящими Бога Отца
1.2
"Будет время, - писала Е.И. Рерих, - когда Знамя Мира, Знамя Культуры, покроет весь мир. Чуете ли красоту и мощь этого Символа?".
Время, о котором говорится, пришло, и движение Знамя Мира начало новый виток своего шествия, находя все большую поддержку по всему миру. В разных странах вокруг него объединяются люди доброй воли. Многие выдающиеся деятели планеты осознают острую нужду человечества в этом спасительном Знаке, и способствуют его утверждению. Так Знамя Мира - Знамя Культуры шагает по Земле как символ мира, добра, единения.
Знамя Мира на Северном полюсе
Знамя Мира побывало на обоих полюсах планеты. В 1988 году Федор Конюхов водрузил его на Северном полюсе, а в 2000 году участники первой Международной комплексной антарктической экспедиции - на Южном.
Знамя Мира на Южном полюсе
В.Н. Першин на Эвересте
Альпинисты вознесли Знамя Мира на самые высокие точки планеты: на вершины Гималаев (Эверест, Дхаулагири, Лхоцзе, Ама Дабла, пик Манаслу), Средней Азии (Тянь-Шань, Хан-Тегри, пик Победы) Алтая (Белуха, пик Рериха, пик Урусвати, пик Святослава Рериха), Кавказа (Эльбрус), Альп (пик Монблан), Андов (пик Аконкагуа), Кордильеров (пик Мак-Кинли) и на многие другие горные вершины Земли.
Знамя Мира на Эльбрусе
В Аргентине и Бразилии, в Чили и других латиноамериканских странах, а также в Литве, Знамя Культуры поднято на государственном уровне. В рамках Международного Комитета Знамени Мира учреждена программа "Вместе мы строим мир", в которой принимают участие 245 тысяч человек из Мексики, Эквадора, США, Колумбии, а также из стран Европы, в том числе России.
Знамя Мира на вершинах Алтая
В 1994 году Знамя Мира было вручено Государственной Думе Российской Федерации депутатом первого созыва Надеждой Бикаловой от имени женщин Чувашии.
2 апреля 2012 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялось торжественное открытие выставки "Пакт Рериха. История и современность", организованной Постоянными представительствами Российской Федерации и Индии при ЮНЕСКО совместно с Международным Центром Рерихов, при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и ЮНЕСКО. Выставка приурочена к 80-летию проведения 2-й Международной конференции Пакта Рериха и "Знамени Мира" в Брюгге, сыгравшей решающую роль в поддержке и утверждении Пакта как международного правового акта, направленного на защиту мирового культурного наследия.
Выставка побывала в разных странах Европы, Азии, Латинской Америки и в ООН, затем она продолжила шествие по городам России.
Вручение Знамен Мира президентом МКЗМ Алисией Родригес представителям культурных организаций России. 3 июля 2014 г. , Алтайский край, г. Барнаул
В 2014 году Знамя Мира поднято над Государственным Музеем истории, литературы, искусства и культуры Алтая г. Барнаула и принято, для передачи губернатору Алтайского края, его представителем. Также из рук президента Международного Комитета Знамени Мира, неправительственной организации при ООН Алисии Родригес его получили представители 33 научных и культурных учреждений России.
В 2015 году Знамя Мира передано Донецкому театру оперы и балета знаменитой оперной певицей Анной Нетребко и представителями Государственного Санкт-Петербургского Музея-института семьи Рерихов. Оно было вручено театру директором Института Культуры Донецкого технического университета Сергеем Джура. Знамя Мира есть ближайшая, важнейшая, неотложная задача, полезнейшая для каждого государства, для каждого города, для каждого объединения во имя доброй воли. Мэры городов, правительства и главы государств должны проникнуться идеей водружения Знамени и осознания его в мировых процессах до такой степени, чтобы эта задача стала одной из самых приоритетных государственных задач.
Барнаул. Поднятие Знамени Мира
Все должны осознать, что именно под Знаменем Мира, объединяющим народы, религии и страны, возможно достичь мирного сосуществования всего человечества на нашей планете. Пусть те, кому небезразлично грядущее планеты и человечества, воспримут этот призыв, как самый неотложный и жизненный.
"Если мы поднимем культуру и духовность, то это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной̆ политику и прекратить военные конфликты. В этом и заключается современное значение Пакта Рериха. Чем больше времени проходит, тем большую актуальность для планеты он обретает..." (А.А. Леонов, космонавт).
Знамя Мира, впервые поднятое над Землею
в феврале 1990 г. космонавтами
А.Н. Баландиным и А.Я. Соловьевым
"Космос объединяет нас всех. Поэтому Знамя Мира в космосе - это символ объединения и сотрудничества всех народов Земли для мирного строительства, созидания и процветания. Мы подняли над планетой Знамя Мира, чтобы пространство Культуры навсегда вытеснило с нашей планеты пространство войны и вражды. Мы призываем к строительству нового духовного, научного и художественного сотрудничества всех людей и народов Земли" (П. В. Виноградов, космонавт).
11 феврале 1990 года впервые Знамя Мира было поднято над планетой космонавтами А. Баландиным и А. Соловьевым, которые на космическом корабле "Союз ТМ-9" доставили его на орбитальную станцию "Мир". Здесь оно находилось с февраля по август 1990 г. (179 суток) и было вынесено в открытый Космос, где в течение 9 суток совершило 144 витка вокруг Земли. 25 марта 1990 года состоялся сеанс телекосмической связи под этим Знаменем. Александр Баландин, впервые в истории космонавтики соединил напряженную орбитальную вахту с выполнением обширной культурной программы. Эта программа - "Космос-Человек-Культура", реализованная на борту космической станции "Мир", была поддержана многими государственными и общественными организациями, а также выдающимися деятелями современности.
С 1990 года в космосе началось осуществление Международной общественно-культурной программы "Знамя Мира", которая длилась десять лет.
В ней участвовали 18 российских и 20 иностранных космонавтов. Всего 38 представителей планеты Земля работали в космосе под Знаменем Мира.
В июне 1998 г. на орбитальной станции "Мир" состоялся символический обмен Знамёнами Мира между экипажами России и США. С 1997 года Знамя Мира - Знамя Культуры находилось в космосе на орбитальной станции "Мир", как призыв к сотрудничеству во имя сохранения нашей планеты, и развитию через Культуру, как высшего достижения человеческого духа.
5 января 1999 года в Президентском дворце г. Алматы состоялось вручение Знамени Мира, побывавшего в Космосе, президенту Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву. В церемонии вручения участвовали лётчики-космонавты А.А. Леонов, Талгат Мусабаев и профессор С.П. Капица.
В заключение своего ответного слова Н.А. Назарбаев сказал: "...знайте, что здесь, в Казахстане, у вас есть ярый сторонник этой великой гуманной идеи - XXI век должен явиться веком духовности, веком мира, веком процветания человечества. Именно об этом думал великий гуманист нашей эпохи Николай Рерих. Пусть сбудутся его мечты".
1.3
С 4 по 10 октября 2009 года в Праге прошло событие мирового значения - XXII Международный Конгресс участников космических полетов. 50 космонавтов из 18 стран мира обменивались профессиональным опытом, пропагандируя развитие науки, международной солидарности и сотрудничества.
На Конгрессе космонавты разных стран подписались под Обращением об утверждении 15 апреля - дня подписания первого в истории Земли "Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников", отличительным символом которого стало Знамя Мира - Всемирным Днем Культуры.
В 2015 году в связи с подготовкой к 55-летию полета Ю.А. Гагарина отдел космонавтики Дворца пионеров (ГБПОУ "Воробьевы горы") при поддержке Корпорации "Роскосмос" организовал творческий конкурс "Знамя Мира в Космосе", девизом которого взяты слова Ю.А. Гагарина: "Из космоса границы не видны". Проведение конкурса стало ежегодным. Космонавт А.Н. Баландин сказал: "Спасибо за приглашение на юбилейные торжества. Я хотел бы напомнить, что дружба космонавтов с семьёй Рерихов началась давно. А пятнадцать лет назад, когда впервые был создан советско-индийский экипаж, бортинженер Геннадий Михайлович Стрекалов в Индии встретился со Святославом Рерихом.
Эта встреча была запланирована всего на двадцать минут, но Святослав Николаевич полтора часа не отпускал от себя Геннадия Михайловича Стрекалова. Десять лет назад впервые нам с Толей Соловьевым посчастливилось начать программу под названием "Космос, человек, культура". По инициативе Ленинградского Государственного интерьерного театра, 11 февраля 1990 года мы впервые доставили на борт орбитального комплекса "Мир" Знамя Мира, которое, пробыв там вместе с нами полгода, возвратилось на Землю. Потом побывало оно и в Государственной Думе, и в Ленинграде. Помню, как в 1989 году, ровно десять лет тому назад, мы двумя экипажами - Соловьёв, я, Стрекалов и Манаков - побывали в Изваре, а потом была необыкновенная экскурсия по рериховским местам.
В Русском музее мы видели великолепную экспозицию его картин. Радостно, что сейчас Знамя Мира всё чаще можно видеть в различных частях земного шара. Станция "Мир" - это не просто небольшой заводик в космосе. Каждого космонавта, когда он впервые прилетает на станцию, приятно удивляет, когда он видит в небольшой бортовой библиотечке труды Чижевского, Вернадского, Циолковского и, конечно, книги Рериха.
Хочется сказать спасибо жизни, спасибо природе, что 125 лет назад родился Николай Константинович, 120 лет назад - Елена Ивановна, что был момент, когда они соединились. Спасибо тому, что на Земном шаре существовала такая семья, как Рерихи, и спасибо всем тем, кто сейчас несёт это Знамя - Знамя Культуры и Красоты.
Действительно, Николай Константинович Рерих был прав, когда сказал, что осознание красоты спасёт мир. Поскольку мы, что называется, "прикипели" к станции "Мир", очень хочется сказать, немного перефразировав, что осознание красоты спасёт и нашу станцию "Мир".
Бортинженер 6-й основной экспедиции космической станции "Мир" Александр Николаевич Баландин.
Космонавт Т.А. Мусабаев сказал: "Дорогие друзья, разрешите ещё раз поблагодарить всех тех, кто пригласил сюда нас, космонавтов, которые осуществляют этот космический проект. Нашему экипажу, который в прошлом году трудился на станции "Мир" 208 суток, довелось иметь при себе Знамя Мира Рерихов, которое находится в этой капсуле. Чтобы подтвердить пребывание Знамени в космосе, мы поставили на нём все бортовые официальные печати станции "Мир". На станции было два образца Знамени Мира: один - российского, другой - американского производства. Сейчас мы держим в руках американский образец Знамени Мира. А наши американские коллеги, находившиеся четверо суток на нашей станции, - экипаж Шаттла - получили от нас и доставили на Землю, на космодром на мысе Канаверал во Флориде российский образец Знамени Мира, к нему есть сертификат с нашими печатями и с нашими подписями.
А мы привезли на Землю сертификат на английском языке, который удостоверяет, что данное Знамя Мира находилось на станции "Мир". Разрешите зачитать это послание наших космонавтов: "Настоящим удостоверяем, что в рамках Международного общественно-культурного космического проекта "Знамя Мира" 4 июня 1998 года Знамя Мира было доставлено на российскую космическую станцию "Мир" как символ защиты мировой культуры и глобальной ответственности за жизнь человечества и планеты, а также как символ партнёрства между народами в сохранении и приумножении мировых культурных ценностей.
Знамя Мира было доставлено из Соединённых Штатов Америки экипажем космического корабля "Дискавери" (STS-91) в составе: командир Шарль Прекорт, пилот Доминик Гори, специалисты по полезной нагрузке Франклин Чанг-Диаз, Венди Лоренс, Жанет Каванди, Валерий Рюмин. Космонавты и астронавты международного экипажа космической станции "Мир" и Спейс Шаттла "Дискавери" Талгат Мусабаев, Николай Бударин, Леопольд Эйартц, Эндрю Томас, Шарль Прекорт, Доминик Гори, Франклин Чанг-Диаз, Жанет Каванди, Валерий Рюмин, Юрий Батурин, Геннадий Паданка и Сергей Авдеев работали в космосе под этим Знаменем Мира.
25 августа 1998 года Знамя Мира было возвращено на землю экипажем космического корабля "Союз ТМ-27". В сертификате расписались все члены обоих экипажей. Удостоверяется печатью станции "Мир". Разрешите вручить вам этот документ. И ещё несколько слов. Мы не просто формальные исполнители того, что нам поручают, мы гордимся тем, что нами было выполнено такое ответственное задание. Но, кроме этого, мы взяли с собой в космос вот эту книгу "Община". Мы её прочитали и теперь хотим прочесть все труды Рериха, взяв их в космос на следующую Международную космическую станцию.
Эта книга "Община" находилась на станции "Мир" 208 суток, с 29 января по 25 августа 1998 года, что зарегистрировано официальной печатью станции. Утверждено мной, командиром экипажа. Разрешите вручить её Вам, Людмила Васильевна.
Ещё два слова. Для этой книги "Община" мы сделали специальное Свидетельство, в котором американский и российский экипажи сняты в космосе с этим Знаменем Мира, и хотим Вам его преподнести".
Командир российско-американо-французского экипажа станции "Мир", лётчик-космонавт Талгат Амангельдиевич Мусабаев
Заместитель руководителя полетов В.Д. Благов сказал: "В самом конце своего выступления я хочу сказать, что и сегодня ещё один экземпляр Знамени Мира находится на станции "Мир" на высоте 400 км. И мы думаем, что это великое и символическое Знамя поможет нам всем, кто занимается космонавтикой, сохранить этот величайший памятник технической культуры, созданный гением российской науки, который служил и служит до сих пор делу сотрудничества народов России, народов СНГ и народов мира. Будем надеяться на то, что в недалёком будущем мы будем продолжать полёты на станцию "Мир", которая, к сожалению, сейчас функционирует на орбите в беспилотном режиме.
Заместитель руководителя полётов Центра управления полетами Ракетно-космической корпорации "Энергия", член Президиума Федерации космонавтики России Виктор Дмитриевич Благов.
За период с 11 февраля по 9 августа 1990 г. и с 5 августа 1997 года по 28 августа 1999 года со Знаменем Мира на борту орбитального пилотируемого комплекса "Мир" работали: от России - космонавты С.В. Авдеев, В.М. Афанасьев, А.Н. Баландин, Ю.М. Батурин, Н.М. Бударин, А.С. Викторенко, П.В. Виноградов, А.И. Лазуткин, Г.М. Манаков, Т.А. Мусабаев, Г.И. Падалка, В.В. Рюмин, А.А. Серебров, А.Я. Соловьев, Г.М. Стрекалов, В.Г. Титов, В.В. Циблиев, С.Ш. Шарипов; от Европейского космического агентства и Франции - астронавты Ж.-Л. Кретьен, Л. Эйартц, Ж.-П. Эньере; от Словакии - космонавт И. Белла; от США - астронавты М. Андерсон, М. Блумфилд, Д. Вулф, Д. Гори, Б. Данбар, Ж. Каванди, В. Лоренс, С. Паразински, Ч. Прекорт, Д. Рейли, Э. Томас, У. Терренс, Д. Уэзерби, М. Фоэл, Ф. Чанг-Диаз, Д.Ф. Эдварс.
С.Н. Рерих, портрет Н.К. Рериха с кристаллом, 1937 г.
Знамя мира впервые торжественно было поднято 90 лет назад при работе конференции в Брюгге с 13 по 16 сентября 1931 года. Сейчас об этом мало кто помнит. Дело в том, что с наступлением сроков людям посылаются знаки, чтобы подготовить их сознание. Когда сроки проходят, те, чье сознание не готово, о знаках забывают. 11 августа 1999 года прошло полное солнечное затмение. На эту дату было много предсказано ужаса. Затмение прошло, ужаса не случилось. Даже правильнее сказать, что тогда вся жизнь страны была на грани ужаса, поэтому заметить какой-то еще новый ужас было сложно.
Но за два дня до затмения - 9 августа 1999 года - Б. Ельцин назначил никому не известного В. Путина на должность премьер министра. Это было вполне заурядным событием, так как с апреля 1998 по август 1999 года сменилось три премьер министра, В. Путин был четвертым. По всей видимости, Б. Ельцин менял премьеров так часто как раз для того, чтобы никого не удивило назначение того единственного главы кабинета, ради которого вся эта чехарда и начиналась. Как говорится, хочешь спрятать дерево, насади вокруг него лес. По всей видимости, задача В. Путина была взять власть без войны, а затем передать ее... Кому? Время покажет. Поднятие Знамени Мира - это знак окончания Трехсотлетней войны
А теперь рассмотрим, что за знак был послан при поднятии Знамени Мира в 1931 году? Е.И. Рерих писала: "Разве мало землетрясений? Разве мало крушений, бурь, холода и жара безмерного? Разве не поднимался Крест огненный? Разве не сияла звезда в дневное время? Разве не пылала огненная радуга? Разве мало знаков умножившихся? Но человечество не хочет знать явлений перед явным среди хаоса! Так, Мы не будем настаивать на зрячем знаке, когда сомнение ослепило людей. Но среди слепых и глухих находятся дети огня, к ним Мы посылаем знаки, чтобы узнавали наступление Света. Ручаюсь, когда Знамя Мира будет поднято, можно считать начало века М. Учитель устремляет вас к умению владеть собою, ибо смятение мира велико. Каждый день приближает нас к событиям внутренним". (Е. И. Рерих, письмо июль, 1931)
Поднятие Знамени Мира означало начало века Майтрейи. До этого были землетрясения, крушения, бури, поднимался крест огненный, и сияла звезда в дневное время - это все признаки большой войны, о которой мы уже забыли. Эта война длилась, начиная с XVII века и вплоть до окончания Гражданской войны в России.
В книге К. Е. Антаровой "Две жизни" говорится, о Великих Учителях, одного из Учителей зовут Флорентиец - Венецианец. Если учесть, что его предыдущее воплощение было в Леонардо да Винчи, понятно почему в книге "Две жизни" его назвали Флорентийцем - Венецианцем. Кроме того Флорентиец, в некоторых случаях, представляется лордом Бенедиктом. Таким образом, в романе Учитель представлен в трех ролях: для темных невежественных людей он глупый и напыщенный лорд Бенедикт, для членов своей большой семьи он Флорентиец и для посвященных он Венецианец. Дух Венецианца имеет зеленый луч, это луч такта и обаяния; зеленый цвет - цвет Нептуна. Дух Нептуна пришел на Землю в очень сложное время, когда люди озверели от ненависти.
Н.К. Рерих, "Майтрейя Победитель"
"Очень сложное время, ненависть между людьми приняла необычные размеры. Нельзя помнить о вражде старых родов, это была детская игра сравнительно со злобою теперешней. Так будем проявлять то самообладание, о котором говорил". (Мир Огненный, ч.1, 636)
Учитель предложил перемирие между Странами. Символом перемирия стало поднятие Знамени Мира.
На Знамени Мира был изображен символ объединения трех Небесных Стран. Первый раз на Земле должен был воцарится мир.
"Пора усвоить, что Знамя Мира первый раз поднято над Землей". (Е. И. Рерих, письмо июль 1931)
Просто поднять Знамя и объявить об объединении было мало, нужно было прекратить вражду и ненависть между людьми на Земле. Для этого Учитель и пришел на Землю.
Н.К. Рерих, "Знамя Мира", 1931
Елена Ивановна в одном из своих писем говорила:
"События сложатся неожиданно, не так, как мы ожидаем, но, как всегда, на пользу лучшей страны. Страшное время пронесется очищающим вихрем. Трудность в том, что многие еще не понимают причину и смысл совершаемого на всей планете. Новые сознания должны полюбить волну нового строительства. Новое строительство должно раскрепостить мышление, отсюда произойдут благие перемены. Накопившаяся злоба в мире разрешится потрясениями". (Из письма от 18.02.55)
Из слов Елены Ивановны следует, что развитие мира пойдет двумя путями - путем нового строительства в лучшей стране, где страшное время пронесется очищающим вихрем, и путем потрясения для тех, кто не может избавиться от накопившейся злобы. Эти два пути разделят мир на Свет и тьму. Те, кто не сможет выдержать очищающего вихря, из-за непонимания происходящего, поступят в космическую переработку. История была переписана и в новой истории, все ужасы предыдущих войн списали на Первую и Вторую мировые войны. Разоблачение может произойти когда угодно и все, кто к нему не готов, окажутся в тяжелом положении, особенно если они во власти и при деньгах. Но, даже если человек не связан с властью и деньгами, ему будет очень сложно осознать, что всю жизнь он верил в иллюзию.
Е.И. Рерих пишет: "Страшит и пугает лишь неожиданность. Каждая ожиданность уже входит в жизнь, значит, нужно из неожиданности претворить ожиданность, иначе говоря, устремляться к знанию. При этом следует понять это знание не формально, но во всем многообразии. Когда сама жизнь будет напитывать нас своим нескончаемым разнообразием, у трех сфер фронт будет несокрушим, но надо понять познание трех сфер, иначе будем двигаться лишь по поверхности. Скорей нужно привыкать к необходимости движения в познании внутреннем. Учение не будет руководить, если оно не приложено". (Е. И. Рерих, письмо июль 1931)
1.4
Николай Константинович Рерих с сыном Юрием прибыли в Харбин поездом 30 мая 1934 г. в 6 часов 40 минут утра. На вокзале Николая Константиновича встречал брат Владимир. Они не виделись более 17 лет. Пришли представители местной профессуры, преподаватели русских учебных заведений, представители Христианского союза молодых людей, художники, журналисты. С первых же шагов, по словам журналистов, Н.К. Рерих "буквально заворожил всех присутствующих, чутко прислушивавшихся к его словам" ("Рупор". Харбин. 1934. No 143. 31 мая).
Н.К. Рерих с сыном Юрием
на железнодорожном вокзале в Харбине. 1934 г.
Владимир Константинович Рерих
(20.4.1882-7.6.1951) - агробиолог, педагог.
Владимир Константинович Рерих в 1910-х гг. жил в Симбирске. Участник гражданской войны. Жил в Харбине. Поступил на службу в Земельный отдел КВЖД (1922). На Западной линии дороги открыл опытное поле и маслодельно-сыроваренный завод в Харбине. Возглавлял сельскохозяйственный кооператив "Алатырь" (1934), созданный по мысли брата. Секретарь Русского общественного комитета Пакта Рериха в Харбине. Заведующий сельскохозяйственным отделом пользовавшегося в Маньчжурии заслуженной славой "Торгового Дома И.Я. Чурин и Ко". Староста кафедрального собора. В Харбине же и скончался. Кроме Николая, были еще брат Борис и сестра Лидия, жившие в Ленинграде с матерью.
При личном общении Николай Константинович умел повернуться к каждому из своих собеседников именно той гранью, которая тому была близка и понятна. А граней таких у него было бесчисленное множество: Преподобный Сергий Радонежский, Махатмы (Великие Мудрецы Востока), Веления Космоса, Иван Стотысячный, Мировая Революция, Спасение святынь и шедевров искусства под Знаменем Мира, Община, Кооперативы, Банки, Образование. "Для одного, - признавались еще в 1927-м супруги Рерихи, - Мы - Махатмы, для другого - ученые, для третьего - повстанцы, для четвертого - комитет революционеров". ("Община". Урга. 1927. Ч. 2. IV. 4).
Да и как было не растаять харбинцам, когда слышали, например, такое: "Харбин исключительный центр. Я проехал 24 страны и констатирую это перед вами... Я видел много русских колоний, но здесь ощутил - очаг русской культуры" ("Харбин - очаг русской культуры. На докладе академика Н.К. Рериха в Христианском Союзе" ("Заря". Харбин. 1934. 4 июня). Уже на второй день пребывания в городе собравшимся на 15-летний юбилей Харбинского юридического факультета Николай Константинович заявил, что "именно на Дальнем Востоке, в Маньчжурии, в этот момент вершится мировая история". (М.Л. Дубаев "Харбинская тайна Рериха". М. 2001 С. 87).
"Его приезд, - вспоминал на склоне лет один из верных впоследствии адептов Рериха - А.П. Хейдок, - производит впечатление разорвавшейся бомбы. Вся общественность взбудоражена. Квартира на Садовой улице, где поселился Н.К. Рерих и его сын Юрий, превращается в место беспрерывного паломничества - туда без конца устремляются посетители. Благо бы общественные деятели или художники, а то - простой народ, далекий от искусства, рядовые эмигранты, которым, казалось бы, и разговаривать с Рерихом не о чем. И посетителей так много, что Рерих вынужден нанимать специального швейцара, который стоит у дверей кабинета и пропускает туда строго по очереди и только предварительно записавшихся. Первые дни, чтобы попасть к Рериху, нужно было записаться за несколько дней вперед".
Отправляясь на Дальний Восток, Николай Константинович благоразумно запасся рекомендательными письмами. "Многоуважаемый господин профессор, - писал ему в мае 1934 г. митрополит Антоний (Храповицкий). - Согласно Вашему желанию, я написал Преосвященному архиепископу Мелетию в Харбин, прося его полного доверия к Вам. Благодарю Вас за фотографические снимки, исполненные со свойственным Вам талантом, особенно за фотографию Преподобного Сергия, в память которого у Вас освящена часовня". (М.Л. Дубаев "Харбинская тайна Рериха". С. 517).
В качестве одного из свидетельств православности Н.К. Рериха обычно выдвигается особое почитание им преподобного Сергия Радонежского; в частности, учреждение им посвященной этому Святому часовни в здании своего музея в Нью-Йорке, освященной 19 апреля 1934 г. по благословению митрополита Платона (Рождественского), или намерение устроить Сергиеву обитель в Гималаях. Особое значение, которое имел для Н.К. Рериха и его последователей "образ преподобного Сергия Радонежского", ныне общеизвестно. Преподобный Сергий для мэтра и его адептов был важен. Недаром наиболее известную свою картину "Святой Сергий Радонежский" (широко воспроизводившуюся некогда во многих печатных изданиях, в том числе и прижизненных) сам художник включил в серию "великих учителей разных времен и народов".
"Это обобщенный символ, картина-терафим", - откровенно пишет современный исследователь деятельности художника В.А Росов. Это утверждал не только В.Ф. Иванов, но и, по словам самого Н.К. Рериха, старший епархиальный миссионер Аристарх Пономарев, а также много позднее (1965 г.) известный переводчик "Махабхараты" академик Б.Л. Смирнов. В декабрьском послании 1934 г. своим американским сотрудникам художник поставил их в известность о письме, полученном из Шанхая "от группы лиц, устраивающих там содружество Преподобного Сергия". "Эти лица, - писал Рерих, - с прискорбием сообщают, что, когда местный епископ узнал об их почитании именно Преподобного Сергия, то назвал это рериховской затеей и угрожал им анафемой. Итак, действительно люди погружаются в небывалое средневековье".
Стоит, пожалуй, заметить, что этим "местным епископом" в описываемое время был Святитель Иоанн Шанхайский. Вольно же после этого писать, что Святитель де "относился к Н.К. Рериху нейтрально".
Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932 г. Государственная Третьяковская галерея.
На заднем плане картины изображена двуглавая гора Белуха. В руках у "преп. Сергия" плат с храмом, не похожим ни на одну из церквей Троице-Сергиевой Лавры; скорее всего, считают, это один из проектов для строительства на Алтае во исполнение проекта "Звенигород" православного храма. Художник в руки Сергия Радонежского вложил плат с символом "Знамени Мира": три точки в круге.
Н.К. Рерих. "Мадонна Орифламма". 1932 г. Музей Николая Рериха в Нью-Йорке.
Известны картины Н.К. Рериха "Мадонна Орифламма" и "Sancta Protectrix". Первая из них была опубликована с подписью "Великая Матерь Знамени Мира" в статье М. Шмидт "Чаша и меч - начало вдохновения... Николай Рерих, художник и мыслитель, - гость Харбина", опубликованной в харбинской газете "Рубеж" 9 июня 1934 года. Орифламма (от лат. аurea flamma - золотой пламень) - первоначально покрытое золотыми языками пламени алое знамя.
Н.К. Рерих. "Sancta Protectrix" / "Святая Покровительница". 1933 г.
В наше время об этом рериховском знаке пишут достаточно откровенно: "В буддизме это символ небесного сокровища, в ассирийском христианстве означает три ипостаси Бога, в алхимии - философский камень". "Самый загадочный элемент картины, - считают современные знатоки творчества мастера, - надпись по нижнему краю. Она выполнена шрифтом, похожим на старославянскую вязь: "Дано Св. Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье..." Рерих бережно охранял тайну надписи. Она никогда не воспроизводилась в прижизненных изданиях, край картины на репродукциях всегда был обрезан. Даже в экспозиции Русского музея в Праге Николай Константинович попросил заслонить нижнюю часть...".
Что касается часовни Преподобного Сергия в Нью-Йорке, то, никто иной, как сам Н.К. Рерих, сознавался: "Если бы не сочувствие покойного митрополита Платона, то, кто знает, может быть, и духовенство проявило бы лишь препятствия".
Н.К. Рерих. Белый камень. 1933 г. Музей Николая Рериха в Нью-Йорке.
О том, какая "церковь" устраивала Рерихов, со всей определенностью писала 23 июня 1934 г. Елена Ивановна Рерих: "Новая Церковь должна явиться на смену старой в полном сиянии Красоты Подвига Иисусова, она должна будет собрать Великий Вселенский Собор, просмотреть при свете нового сознания все постановления бывших Соборов. И только тогда будет заложена Новая Религия, Религия Св. Духа".
Будучи в середине 1920-х гг. на гастролях в Нью-Йорке известный русский театральный деятель В.И. Немирович-Данченко изрек замечательную фразу: "Николай Константинович принадлежит всем - нет ни правых, ни левых".