Шурыгин Олег : другие произведения.

И вот появляется новый свет. Хумаюн Аджад

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    С этой статьи начинается изложение истории бенгальской литературы 1800 - 1973 гг.


  
   И вот появляется новый свет
  
   Наступил девятнадцатый век. И вместе с ним раскрылись новые горизонты для развития бенгальского языка и литературы. Эту эпоху можно назвать эрой зарождения современной литературы. Я говорю: "Современной" - это значит, что тогда засиял новый свет, озаривший собою всю бенгальскую литературу. Но каковы признаки новой эпохи? В первую очередь - это уважение к человеческому достоинству и вера в силу разума. Но у этой эпохи есть также много других признаков. Конечно, эти веяния зародились уже в средние века, но тогда они оставались как бы на периферии общественной жизни, тогда как сейчас им стала отводиться первостепенная роль. Изменилась форма литературы. Наиболее знаменательным тут является появление прозы. Раньше, в средние века, в бенгальской литературе прозы не существовало вообще. Тогда даже потенциально прозаические произведения излагались стихотворным языком. Потому что прозой говорить не хотелось никому.
   Но вот в 1800 году основывается колледж Форта Уильяма. Именно преподаватели этого колледжа вознесли бенгальскую прозу на недосягаемую высоту. Это они расчистили путь для дальнейшего бурного развития данного жанра. В средние века существовала лирика и стихотворный эпос. В то время даже биографии описывались в стихах. А писать стихи, как мы знаем, - удел немногих. Всё это, конечно, не способствовало увеличению количества создаваемых книг. Но с появлением прозы ситуация в корне изменилась. Бенгальская литература начала бурно развиваться, и тогда в ней появилось много новых и интересных вещей.
   Появление печатного станка тоже весьма способствовало бурному развитию бенгальской литературы. Раньше литература предназначалась только для очень немногих, избранных людей, ведь вручную снимать копии с книг - занятие не из легких. Но в начале девятнадцатого века в Бенгалии появляется печатный станок, что неизмеримо раздвинуло границы для развития литературы. Писатели и поэты уже больше не создавали свои произведения для какого-то узкого круга находящихся перед ними слушателей. Совсем нет, теперь литературные произведения стали создаваться для огромного количества "невидимых" для писателя людей. Раньше всё было не так. В средние века перед глазами поэта находилась вся его аудитория, он очень хорошо чувствовал ее пульс и создавал свои поэмы специально для этих людей. Но с появлением печатного станка любое произведение стало расходиться без присутствия поэта по всей стране, достигая самых отдаленных ее уголков. Перед глазами поэта теперь находился какой-то абстрагированный образ его потенциального читателя, что, конечно же, серьезно изменило сам процесс творчества. Средневековая литература не отличалась многообразием жанров. Но в девятнадцатом веке жанровое многообразие становится поистине удивительным.
   Первым писателем-прозаиком стал Ишварочондро Бидьясагор. Первый роман был написан Пьяричандой Митрой, а первые поистине сатирические произведения вышли из-под пера Калипрасана Сингха. В поэзии новую эпоху открыл Маикела Мадхусодон Дотто. До него в бенгальской литературе не существовало больших исторических поэм, он одним из первых начал работать в этом жанре. Скажем больше, Маикела Мадхусодон реформировал всю поэзию, сделав ее по-настоящему современной. Он изменил один основополагающий принцип: вместо пения стихи теперь стали просто читать. По этому поводу мы скажем еще несколько слов. В средние века было создано огромное количество поэтических произведений. Но они создавались не для чтения, во время воспроизведения их обязательно должны были петь. Поэты писали стихи на определенные мелодии и потом пели их перед своей аудиторией. Но поэту очень трудно было сохранить для будущих поколений свой любимый мотив. Мадхусудон в корне изменил существующее положение вещей. Он сразу стал создавать стихи специально для чтения, не придавая особого значения сопровождающим их мелодиям. Поэтому его стихи освободились от зависимости перед правильным или строго фиксированным воспроизведением. Кроме того, самим стихам он начал придавать совершенно новую форму. Им была создана особая, именуемая амритра-кшар чхонд, строфа.
   Творчество Модхусудон Дотто оказало огромно влияние на пятьдесят лет развития бенгальской литературы. Им была создана первая бенгальская драма, и, кроме того, он написал еще очень много юмористических историй и сонетов. Именно он в первую очередь олицетворяет для нас современную литературу. Что касается бенгальской художественной прозы, то основоположником этого жанра был Банкимочондро Чоттопадхйай. Благодаря его творениям - романам, очеркам и коротким историям - бенгальская литература смогла сделать значительный шаг вперед. В девятнадцатом веке начало появляться очень много самых разнообразных книг. Тут были романы, короткие истории, очерки и рассказы, автобиографии, пьесы, статьи по литературной критике, всевозможные грамматики и философские трактаты. В это время начали активно издаваться ежедневные газеты, оказавшие огромное влияние на ход развития бенгальской литературы. Так в девятнадцатом веке наша литература смогла вступить в совершенно новую эпоху, превратившись в безграничное по широте охвата явление общественной жизни.
   Но очень трудно в двух словах описать эти необыкновенно знаменательные процессы. Здесь я хочу отметить только одно: то, что в средние века могло быть создано за сотню лет, в девятнадцатом веке появлялось за одно десятилетие. Причем каждый писатель создавал в десять раз больше любого из своих средневековых предшественников. Сейчас я дам краткий обзор происходивших тогда событий.
   Бенгальская проза зародилась в колледже форта Уильяма. В то время колледжем заведовал преподобный Уильям Керри. Ему в создании бенгальской прозы помогали местные брахманы - ученые люди, очень хорошо знавшие бенгальский язык. Рамарама Васу написал книгу под названием "Пратапа-дитья чаритра" ("Свет восходящего Солнца") Именно эта книга стала первым, изданным типографским способом, произведением бенгальской литературы. Напечатали ее в 1801-м году. После этого Рамарама Васу написал еще одну книгу, она называлась "Липи-мала" ("Венок посланий"). Сам преподобный Уильям Керри написал книгу под названием "Катхо-пакатхан" ("Разговоры обо всем"). Кроме этих книг, в то время Голоканатх Шарма написал "Хитопадеш" ("Сборник благоприятных наставлений"), Чандичаран Мунаши написал "Полную историю", Мритьюнджой Бидьялонкар написал несколько книг: "Раджа-боли" ("Слова царя"), "Хитопадеш" ("Сборник благоприятных наставлений"), "Прободдха-чандрика" ("Свет надежды") и "Батриша симхасан". Кроме того, в это время создавали свои произведения еще несколько писателей-прозаиков. Все эти книги были изданы в типографии колледжа форта Уильяма, и именно они оказали огромное влияние на дальнейшее развитие бенгальской литературы. После этого на небосклон бенгальской прозы взошло еще несколько очень известных писателей. Вот имена некоторых их них: Раджа Раммохан Рай, Ишварочондро Бидьясагор, Окшоёкумар Дотто, Тарашонкор Торкоротно, Бхудев Мукхопадхьяй и Раджонаяяна Васу. А еще чуть позже появятся книги Бонкимочондро Чоттопадхьяйа, Сонджибочондро Чоттопадхьяйа и Рамемочондро Дотто.
   Раджа Раммохан Рай написал довольно много книг. Вот некоторые из них: "Веданта-грантха" ("Объяснение Веданты", 1815), "Бхаттачарьера сахита вичар" ("Разговор с ученым брахманом", 1817), "Госамира сахита вичар" ("Разговор с отрешенным монахом", 1818), "Гаудия вьякорана" ("Бенгальская грамматика", 1833). Благодаря книгам Раджи Раммохана Рая, бенгальская проза претерпела очень значительные изменения. Но благодаря книгам Бидьясагора она смогла обрести свою истинную форму. Среди книг Бидьясагора можно отметить следующие: "Бетала панчабимшати" (1869), "Шакунтала" (1854), "Веселый обманщик" (1869), "Жизнь Ситы в лесу" (1860), "Разговор по душам" (1863), "Автобиография" (1891), "Чуть-чуть не хватило!" (1873), "Опять чуть-чуть не хватило!" (1873), а также некоторые другие. Бидьясагора с абсолютной определенностью можно назвать основателем и отцом бенгальской прозы. Писатель по имени Тарашанкар Торкоротно написал книги под названием "Кадомбари" (1854) и "Раселас" (1857).
   Кроме этих писателей, в девятнадцатом веке также было еще много других. И мы постепенно познакомимся с их творчеством.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"