Аннотация: Небольшой фотоочерк о Саввино-Сторожевском монастыре, что близ Звенигорода.
САВВИНО-СТОРОЖЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ БЛИЗ ЗВЕНИГОРОДА
(фотоочерк)
Желание побывать в Саввино-Сторожевском монастыре возникло у меня давно. Основывалось оно на рассказах об этой жемчужине Звенигородчины, на интересной и поучительной истории обители, основанной в местности, которая находилась в то время на стыке национальных культур, обычаев и политических интересов удельных земель, окружавших на западе молодое русское государство. Несомненный интерес вызывали и рассказы о величии, красе, а в некоторой степени и уникальности монастырских зданий и сооружений, а также неповторимая прелесть окрестностей Звенигорода, этого чудесного уголка Подмосковья.
И вот я уже на вершине холма СторОжа, у входа на территорию обители, основанной в далёком 1398 году преподобным Саввой, одним из первых учеников Сергия Радонежского и духовным наставником звенигородского князя Юрия Дмитриевича (младшего сына Дмитрия Донского).
Создавался монастырь как духовная обитель, но в дальнейшем, по мере своего укрепления и обустройства он стал и форпостом на западной границе Московии.
Сюда, поклониться мощам преподобного Саввы, приезжали Иван Грозный и его сын Федор Иоаннович. А при богомольном царе Алексее Михайловиче монастырь стал одной из загородных резиденций московских царей. Здесь были возведены царский дворец и Царицыны палаты, а территория обители обнесена каменными стенами и бойницами. Не раз приезжал сюда с отцом и малолетний Пётр I. Приходил он сюда и пешком из Москвы с братом Иваном, а в 1682 году вместе с матерью, братом и сестрой Софьей он укрывался здесь во время стрелецкого бунта
Я не хочу сколько-нибудь подробно вдаваться в историю обители - она весьма и весьма богата, насыщена интересными событиями и фактами, и неплохо изложена в литературе и в Интернет-изданиях, в том числе на официальном сайте монастыря http://www.n-profi.ru/savva/
Как и в других фотоочерках я помещу здесь лишь отдельные снимки, которые удалось сделать при посещении монастыря, а также небольшие комментарии к ним, основанные на увиденном и прочувствованном в этот день, дополняя фото некоторыми известными фактами.
****
Миновав современный монастырский вход и направляясь вперёд по дорожке вдоль здания монастырской трапезной (к ней мы ещё вернёмся), мы вскоре попадаем на Соборную площадь, и сразу же перед нами открывается великолепный вид на главную святыню обители - находящийся в центре площади собор Рождества Пресвятой Богородицы. Этот вид - на первом снимке. Здесь же запечатлены находящееся справа от собора двухэтажное здание царского дворца, а слева - красивое, в древнерусском стиле одноэтажное здание Царицыных палат.
Собор в Саввино-Сторожевском монастыре - один из немногих сохранившихся до наших дней храмов раннемосковского архитектурного стиля. Построен он в 1404-1407г.г., достраивался в XVI-XVII и в XIX веках. Внутренние стены собора богато украшены фресками, среди которых есть фрагменты росписей, исполненных мастерами круга Андрея Рублёва. Здесь же, в соборе, мощи преподобного Саввы - прикоснуться к ним в наши дни сюда приезжает много паломников, туристов, жителей Звенигорода, его ближайших и отдалённых окрестностей.
Царские хоромы (дворец Алексея Михайловича) были возведены в 1650-х годах и неоднократно перестраивались. Для своего времени они были крупным зданием - до 100 метров длиной. Ведь царь обычно приезжал сюда на богомолье с большой свитой. Дворец ранее на уровне второго этажа соединялся с собором крытым переходом, который вел в царскую соборную молельню. Впоследствии переход был разобран.
Вид, открывающийся при входе на Соборную площадь, не сразу позволяет обратить внимание на оставшуюся слева и несколько позади нас монастырскую колокольню-звонницу во всей её красе (издали, от входных ворот, видны были только её верхние ярусы и башни), а также на Красные ворота и Троицкую церковь. И лишь спустя минуту-другую и оглядевшись вокруг, обращаешь внимание и на эти замечательные и по-своему уникальные постройки и, прежде всего, конечно, на звонницу.
Звонница - самое монументальное сооружение в обители и второй по значимости (после собора) композиционный центр Соборной площади, да и, пожалуй, всего монастыря. Архитектура её весьма оригинальна. Она построена в виде башни-стены с проёмами для колоколов и надстроенными над ней башенками (такие звонницы часто можно увидеть в Греции). Тыльной своей стороной она вплотную примыкает к зданию трапезной, оставшейся позади нас. Вид звонницы со стороны фасада, т.е. с Соборной площади, напоминает большой старинный европейский замок.
Как и собор, она начала строиться в 50-х годах XVII века. На втором её ярусе - церковь во имя Сергия Радонежского.
Особых слов заслуживает история колокола в центральном проеме звонницы. Оригинал его был отлит здесь же в 1667г., и весил около 34 тонн. Отличался он большой мелодичностью звучания, чем и был известен далеко за пределами Звенигорода. Его звоном интересовался Ф.И.Шаляпин во время своего пребывания в обители, а мелодию перезвона записал на ноты А.К.Глазунов. Летом 1941 года его попытались снять, но не удержали, колокол пробил все перекрытия, упал и раскололся. В 2003 году специально для этой звонницы в Воронеже был вновь отлит 35-тонный (2125 пудов) колокол. Зазвучал он впервые в апреле 2004 года.
С Соборной площади открывается вид и на другие обрамляющие и украшающие её монастырские здания и сооружения, интересные по своим архитектурным особенностям и исторической значимости. На очередном фото, справа от звонницы - Красные ворота, надвратная Троицкая церковь и левое крыло Царицыных палат.
Троицкая церковь (храм Живоначальной Троицы), построенная в 1652 году - одна из последних сооружённых в России с шатровым куполом, строительство таких куполов вскоре было запрещено патриархом Никоном.
Красные ворота открывают выход на Соборную площадь из нижней части обители. Ведь в былые годы главным входом в монастырь служили ворота в Красной башне монастырской стены, через которые все въезжавшие и входившие в обитель попадали в нижнюю монастырскую часть, расположенную на склоне холма. Отсюда к Красным воротам, которые мы видим на снимке, в подклете Троицкой церкви ведёт двухмаршевая лестница, позволяющая тем, кто впервые попал в обитель и поднимается по ней, постепенно воспринять зрительный образ собора, находящегося на самой вершине холма.
Царицыны палаты (1650-1652г.г.) были построены для Марии Милославской, жены Алексея Михайловича. Красный цвет кирпича хорошо контрастирует с белизной отделочного камня. Контраст можно увидеть и в красоте и изящности палат, построенных в старорусском стиле, в сравнении с находящимся напротив них холодноватым царским дворцом.
Следующий снимок - более детальный вид Троицкой церкви, Красных ворот и левого крыла Царицыных палат.
На снимке за палатами на втором плане виден тесовый шатёр уже упоминавшейся Красной башни, красивейшей из башен, возвышающихся над стенами монастыря. Сейчас их шесть из семи, существовавших в XVII веке. И поныне существующие в Красной башне ворота (большие и малые) - это бывшие главные въездные ворота обители, потому-то башня и называется Красной.
И ещё один снимок - это общий вид на Царицыны палаты со стороны звонницы и Красных ворот. На заднем плане снимка, справа, просматривается небольшая часть одного из братских корпусов.
Сами братские корпуса, о которых было только что упомянуто - на очередном снимке. Они замыкают ансамбль Соборной площади со стороны, противоположной звоннице и Красным воротам.
И ещё несколько фотографий, сделанных в монастыре. Среди них вид на Трапезный корпус со стороны современного входа на территорию обители, а также ещё один снимок Троицкой церкви, поволяющий взглянуть на неё в ином ракурсе со стороны паперти с красивой колоннадой. Здесь же вид на соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы, открывающийся со стороны братских корпусов, и взгляд на звонницу от паперти храма.
Прежде чем перейти к следующей части фотоочерка, я хочу показать обзорное фото Саввино-Сторожевского монастыря, сделанное с высоты птичьего полёта. Снимок этот не мой (он взят на официальном сайте монастыря), но я решил воспользоваться им для того, чтобы у любознательных читателей сложилось более полное представление об архитектуре этой, в общем-то, небольшой по своим размерам, но весьма значимой и богатой по своей истории и современной духовной жизни обители.
Приводя этот снимок, нельзя не сказать несколько слов о стенах монастыря. Общая протяженность их - около 750 м, высота до 8,5 м, толщина - до 2,5 м. Поверх стен устроена галерея (крытый ход) с бойницами, направленными вниз, к подножию стен. На галерею ведут лестницы, выбитые прямо в стенах. В нижней части стен - полукруглые арки, в которых тоже устроены бойницы нижнего боя.
***
Недалеко от монастыря, у подножия холма, в живописной местности на берегу небольшой речушки можно познакомиться с мужским скитом Саввино-Сторожевского монастыря (его часто называют скитом Саввы) и находящейся рядом с ним купальней.
Этот красивый, недавно отреставрированный скит был основан в 1862 году над пещерой, в которой по преданию, преподобный Савва Звенигородский вёл уединённое отроческое бытие в последние годы своей жизни. Восстановленный вход в скит-пещеру Саввы сейчас находится вблизи одного из зданий скита современного.
Невдалеке от скита, у родника построена добротная купальня, прообраз которой тоже связан с именем Саввы. В прохладной родниковой проточной воде купальни в наши дни может совершить омовение любой желающий. Доступна купальня и мужчинам, и женщинам, для этого в ней есть два изолированных отделения.
Вот как выглядят скит и купальня на фотографиях, сделанных в июле 2009 года.
Ну вот и закончен этот небольшой фотоэкскурс по Саввино-Сторожевской обители.
В заключение остаётся лишь сказать, что монастырь - мужской, действующий. На его территории находится историко-краеведческий музей.
Доехать до обители можно от ж.д. станции "Звенигород" (Белорусского направления) автобусами 23 или 51.