Аннотация: "Гуд Бай Супермен!", или История Одного Неверного Названия
Год я ходил мимо Ведогоня, поглядывая на репертуар театра. Год я ходил на спектакли его актёров, успев пересмотреть практически все постановки. Но ни разу ко мне не закрадывалась крамольная мысль посетить спектакль под названием "Гуд Бай, Супермен". Отпугивало название: по-американски незамысловатое, режущее глаза (не люблю, ну не люблю я транслит), и, признаться, недолюбливаю в том числе и этого конкретного супергероя. Так бы и осталась эта страница истории Ведогоня нераскрытой, если бы не друг, буквально взявший за ухо и оттащивший на спектакль со словами "не смотри на название, там другое".
Я поверил.
Надо сказать, спектакль оставил после себя весьма неоднозначные ощущения. Виделось нечто вроде веселого молодежного представления, благо анонс на афише склонял именно к этому. Первые минуты спектакля укрепили во мнении, что меня притащили на какой-то аналог детского утренника, что казалось тем поразительнее, ведь большинство зрителей были далеки от нежного возраста. Из-за этого едва не испортил себе все ощущения от спектакля, потому что, как выяснилось, отношения к происходящему название действительно не имело практически никакого. Разве что упоминание известного супергероя в контексте шуршащего красного плаща, накинутого на плечи одного из мальчишек. Против ожиданий, слух резануло за весь спектакль только один раз... Но обо всем по порядку.
Сильная идея. Действительно, очень сильная. Глядя на мальчишек, играющих в свои детские игры, которые со временем становятся все менее детскими, начинаешь видеть, что эта комедия вовсе не настолько комедийна, какой она кажется заливающимся смехом на первых репризах зрителям. Под слоем шуток и комичных ситуаций, в которых мы с лёгкостью узнаем собственное детство, нет-нет да и проглядывают оттенки той жизни, которой живут эти играющие в подвале дети. Это видно и по автоматным очередям, внезапно рвущим ткань игры, и по сирене, с первых мгновений ярким алым пятном приковавшей к себе внимание... По их реакции на, казалось бы, достаточно естественные вещи, и именно от того, что эти вещи настолько пугающе естественны для нас, естественны настолько, что над ними можно смеяться - становится страшно.
Безусловно, сильной (да чего там! удивительной!) стороной спектакля является широкий и всеохватывающий объём реквизита, вернее, практически полное отсутвие такового. И здесь можно усмотреть смелую аналогию, мол, нет необходимости в редких костюмах и продуманных атрибутах, если человеческое сознание прекрасно дополнит увиденное собственным воображением. Сумка с ручками и пеналом прекрасно сойдёт за танк, для земли с могилы подойдут школьные рюкзаки, а обыкновенный удлинитель может стать и веревкой для спецоперации, и зарядкой для костюма рвущегося в бой Железного Человека, и даже рацией при уничтожении украинского титана. Детская фантазия вообще безгранична, это известно каждому, кто когда-то строил дома на деревьях и гонялся друг за другом по гаражам, а не сидел с айфоном в левой руке, час за часом пожирая глазами экраны с "продвинутой графикой и реалистичными спецэффектами". Но актёры, играющие с таким минимумом реквизита (и, надо заметить, играющие убедительно!), действительно возвращают нас в ту далекую пору, когда для того, чтобы видеть в своих руках меч, вовсе необязательно было ощущать под детскими пальцами настоящую сталь.
И вот здесь всплывает один-единственный минус, начисто лишивший спектакль уже почти утвердившейся "Великолепно!". Даже сейчас, после всех обсуждений, после обдумывания и неизменных поисков глубинных смыслов, я не вижу причины, по которым автор запихнул в законченное, выверенное и блестяще срежиссированное действие украинского титана. Зачем? И Сербия, и Абхазия были искусно обведена аналогиями, закутаны в них, спрятаны от прямого взгляда, предоставив зрителям догадываться обо всем по разрозненным намекам, самолетам с рюкзаками под крыльями, по играм в подвалах и редким грохочущим очередям, начисто прерывающим ход истории. Блестящая задумка, за которую не жалко от души поаплодировать. И вдруг врывается нечто чужеродное, словно в хорошем детективе прямо посреди страницы красуется надпись жирным шрифтом "Убийца - Дворецкий". Зачем? Украинский титан выглядит как не пришей кобыле хвост, выдергивая из размеренного погружения в рассказ и оставляя после себя горчащее послевкусие. Что это? Аналогия, по заказу вставленная после тяжёлого октября? Напоминание остальным о том, что "ничто не забыто"? Свежее слово с политическим контекстом, бодро звучащее в современных реалиях? Увы, расчёт себя не оправдал. Может, другие и пропустили этот момент, но для меня он прозвучал донельзя фальшиво. Нельзя делать настолько прямые аналогии и столь лихо рубить с плеча. Это просто некрасиво.
Отдельный реверанс хочется сделать по поводу сирены. Ручных сирен я не видел уже давно, с тех пор как в далёком десятом классе её показывал нам усатый военный в форме, пришедший на урок. До сих пор помню момент, когда он закрутил ручку - и крошечная адская машина издалека начала выводить звук, от которого волосы вполне самостоятельно стали подниматься дыбом. Немногие сейчас помнят, что предвещал звук этих с виду безобидных устройств, похожих на большие ручные мясорубки.
Оно и к лучшему.
Ну и, конечно, интерактивность. Я бывал на выступлениях, подразумевавших прямую игру со зрителем, посещал выставки, где статуи норовили соскочить со своих мест и пообщаться с посетителями, видел, с каким выражением покидали залы 5D кинотеатров люди, никогда прежде не встречавшиеся с дополненной реальностью. Но получить реквизитной шариковой ручкой по лбу мне не удавалось ещё ни на одном спектакле. Браво!
Вердикт: твердая, уверенная четверка. Не тройка - картина вызывает очень сильные чувства, что было видно как по глазам ребят, так и по лицам зрителей, сидевших вокруг, а острота вопроса, тем более в настоящее время, не позволяет пройти мимо, заставляя помнить отдельные моменты и проводить какие-то внутренние, зачастую печальные аналогии.
Но всё-таки и не пятерка - странное название и шитая белыми нитками аналогия с Украиной смотрится дико. Может быть, свежо и отвечает требованиям современности, но... Не то.
В литературе есть понятие "перебор". Бывает, что книга, написанная великолепно, с чувством юмора, хорошим слогом, читается легко и приятно, как шампанское. А бывает, что книга, великолепно написанная, проходит свой логический финал... И длится ещё сколько страниц. Вроде и даже интересных страниц, хорошо, со вкусом написанных, но... Лишних. Остановись автор на картинах Косово и Абхазии - и его творение было бы завершенным.
А так - высеченная из алебастра статуя, к которой невесть с чего на шурупы прикрепили серые гранитные крылья.