Термин "социализм" впервые был использован в работе Пьера Леру "Индивидуализм и социализм" (1834)
Словом общественный (социализм) основоположники этого направления мысли называли общественное сотрудничество, как противоположность хозяйственному строю с полной свободой частного предпринимательства. Это строй, в котором определяющими должны быть интересы общества, а не частного бизнеса. Таким образом, общественное противополагалось частному. Коммунисты умышленно подменили интересы общества интересами государства, а затем и партийного клана. Одни противополагали и искали пути соединения общественного с частным и индивидуальным интересом, другие, разум которых скакал по полюсам, или одно, или другое, стали противопоставлять. И допротивопоставлялись в России конца 1917 г., до сих пор расхлёбываем.
Политическая идеология, созданная на основе идей социализма, в качестве целей и одновременно основного критерия, по которому можно было бы судить о социалистическом (общественно ориентированном) устройстве, провозгласила необходимость установления принципов свободы, справедливости и равенства, отсутствие эксплуатации человека человеком. Красный террор, гражданская война, голод, жертвами которых стали миллионы людей, диктатура партийного клана под видом диктатуры пролетариата - это не то что не социализм, это варварство и дикость. Что означает один только призыв к поражению России в войне с Германией? Это предательство, преступление против российского государства и народа. Поражение в войне означает гибель десятков и сотен тысяч солдат и оккупацию страны.
Российский социализм - насильственная коллективизация и как таковой социализмом не является. Это лживый социализм, общественное устройство, в котором людей насильно коллективизировали, т.е. собрали в искусственно созданные, если не согнанные (так можно и концлагерь назвать социализмом), коллективы и формы организации. Изощренная форма эксплуатации человека человеком, в которой наверху оказались бывшие рабы. Это физическое и ментальное насилие, власть низов, ментальное рабство, построенное на лжи, идеологическая форма феодализма, в которой подданным вассалов (местных феодалов) разрешалось переходить от одного помещика к другому с обязательной пропиской и трудоустройством. Еще не всем и разрешалось, см., например, колхозное крепостничество. При этом обязательными были многие формы лжеобщественной организации: приход на демонстрации и митинги, субботники, школа коммунистического труда, комсомольские школы, профсоюзные и комсомольские собрания. Это была демонстрация силы власти над волей народа и тренировка подчинения масс. Никогда не забуду обязательные часовые хождения, маршировки по кругу всей школой - тренировку перед ежегодной демонстрацией. Не может быть никакой свободы там, где подавляется воля человека. Сила страны - в коллективной воле людей, остальное прилагается. Вот это то - волю, а значит и человека, в Советском Союзе и придавили. И это безумие и умопомрачение кто-то имеет совесть называть социализмом. Для кого нужно было создавать общественные формы совместной жизни и жизнедеятельности - для человека или раба?
Начиная с октября 1917 г. и весь период сталинщины - это фильм ужасов, падение в мракобесие, деспотизм и тирания одного из худших видов из известных на Земле, прикрытая красной идеологией. Политэкономия учила, что надо менять общественные отношения, которые становятся тормозом развития производительных сил. Лжекоммунисты (маски) сделали наоборот, вместо того, чтобы поднимать эти отношения на уровень выше олигархии, они опустили всё на самую низшую ступень - в тиранию и рабство, которым придумали новое название - диктатура "пролетариата". по факту клана партийных феодалов. Потом им кто-то виноват в том, что Советского Союза не стало. Почему пал Советский Союз? Да по той же простой причине - производственные отношения были тормозом развития производительных сил, из-за чего проиграли конкуренцию в мире и рынки сбыта могли иметь практически только для сырья. Переход к пятому технологическому укладу проиграли Южной Корее и теперь надо навёрстывать и думать о том, как сделать рывок в шестой тех. уклад. И как бы мы конкурировали в мире, если страна была закрыта (это называется замкнутая система) и наши люди не имели нужных знаний об окружающем мире, мировой экономике и финансовой системе. О каком профессионализме могла идти речь, это отставание еще и сейчас не преодолено, как и в производительности труда. Чтобы конкурировать, надо было не просто поднимать уровень образования, а, скажем так, существенно поднять уровень разумности людей. Нужны были программисты, управленцы, люди других умных профессий, а это неминуемо обнажило бы всю никчемность власти и вскрыло "социалистический" обман. Умных и разумных людей не обманешь, во всяком случае так грубо, а значит Советский Союз был обречен, поскольку основан был на обмане и насилии или принуждении, если кому-то от этого будет легче. Да и сила нужна людям, чтобы не уступать другим, а какая сила могла быть у тех, кого давили. Невежество, даже при развитой системе образования, и знания, развитие искусств более высокого уровня несовместимы. Цепь не сильнее своего самого слабого звена. Это положение закона соответствия не является чем-то исключительным или новым. Всё давно и хорошо известно в философии: когда дух вырос, ему требуется смена тела (формы, оболочки) на более высокое. Так и здесь - оболочка была тормозом развития духа, человека и общества. Насильно, в т.ч. и через подчинение масс с помощью внушения, ценой миллионов жертв и идя по экстенсивному пути развития, можно было построить тысячи предприятий, но качества эта рабовладельческая система дать не могла и перейти на интенсивный и инновационный путь развития была не в состоянии. Груша оказалась внутри гнилая, потому и упала. История Советского Союза в одном подтвердила правоту К.Маркса - капитализм действительно оказался более прогрессивным строем, чем феодализм, правда это знали и без него.
Чем принудительный труд при лжесоциализме лучше использования (а, ну да - эксплуатации) труда рабочих собственниками - капиталистами? Может у горнорабочего очистного забоя угольной шахты лопата была социалистической? Лопата нет, как и зарплата. Зарплата была такой, чтобы можно было сводить концы с концами и не более. Зато "мы", те, что стирали кулёчки, летали в космос и у нас было сильное государство. Государство - клан власти-собственности, но не человек, вынужденный молчать в тряпочку, и не самостоятельные, самоуправляемые формы общественной организации, таких в принципе не могло быть. На одном полюсе был клан красных феодалов, на другом - крепостные или подданные, если кому-то от этого будет легче. Сотни тысяч секретарей обкомов, горкомов, райкомов, парткомов с целой армией КГБ - это были те, на кого мы работали. Для них же их "работа" была исполнением властных функций по управлению их коллективной собственностью и контролю за подданными - крепостными. Верх цинизма - внушить крепостным, одурманенным людям, что они власть, народная. Насильственная коллективизация - это есть ни что иное как государственный феодализм - красное крепостничество, форма зависимости граждан, при которой они прикреплялись к государству (крепостные государства) и подчинялись административной и судебной власти красных, партийных феодалов.
Форма стала важнее и главнее человека, а на самом деле - важнее и главнее стали те, что пришли к власти с наганом в руке А социалистические идеи свободы, равенства, справедливости и т.п., стали демагогией и идеологией, с помощью которых, используя внушение, можно было держать в подчинении народ, не прибегая к нагану. Потом мы обвиняем США в использовании методов программирования и подчинения сознания людей. Кто у кого учился. Сколько теперь надо времени и усилий, чтобы поднять страну, поднимая волю человека и направляя общество и государство (общину) на всестороннее развитие человека и качественный рост. В вопросе общественного строя и власти главным является не форма и то, какая партия будет править, а качество - человека и правителей, причем качество без актёрства и одетых масок. В первую очередь надо смотреть, чтобы сволочь не была у власти, а уже потом измы или не измы.
Единственной естественной и приемлемой формой организации жизни общества является община. Вспомним альтернативный путь мирного развития России в конце 19 - начале 20 века - толстовское движение, объединяющее людей вокруг духовно-этических ценностей, основанных на учении Л.Н.Толстого, и массовое создание земледельческих коммун. (См. https://iphras.ru/uplfile/ethics/biblio/N/6.html) Великий русский философ Лев Толстой вообще считал, что единственной формой совместной жизни, которая не подавляет человека и не провоцирует его на насилие, является община И социализм Толстого в корне отличался от его марксистско-ленинского варианта с диктатурой, подавлением и "воспитанием привычки", прежде всего, привычки подчиняться. (См. "Коммунизм - это привычка" http://samlib.ru/s/shumakow_a_i/a103.shtml)
Вовочка не мог не знать о существовании общинного устройства на Руси, но этого героя действительное самоуправление и самоорганизация общества, а, следовательно, и настоящая общественная власть, не интересовали. Подсознание толкало наверх, к власти, занять трон. А для этого община только мешала, поскольку согласно технологии захвата власти, нужно было, чтобы как можно больше людей стали безземельными и безлошадными, одним словом пролетариями, которых можно было бы поднять на свержение царской власти - на госпереворот или майдан, как сейчас выражаются. Что для революционеров того времени было главным - социализм? Власть, причем личная, идеология только средство достижения цели. Если коммунисты сейчас не разбираются в том, что это такое и что с этим делать, то тогда полуграмотные большевики тем более, и на одного идейного могло бюыть с десяток прохвостов. Использование ошибочных идей и теории К.Маркса привело к миллионным жертвам в России и это назвали социализмом. Скажите это тем людям, которые погибли от пуль и голода. Нужен ли им был такой социализм и как им при нём жилось.
Искусственное не может заменить естественный рост, народную культуру, принципы и традиции самоорганизации, но разрушает их. Они говорят, что что-то построили. Да, можно построить фабрики, заводы, пароходы и железные дороги, но их строили и до них, и без них, построили бы и новую индустриальную Россию без миллионных жертв, насильственного принуждения к труду и массового внушения ложной идеологии и мировоззрения.
В России была община и у людей был опыт общинной самоорганизации жизни. Общину можно было реформировать, совершенствовать и развивать. (См. ниже К.Маркс). Вместо этого людей согнали в колхозы и совхозы, проведя насильственную коллективизацию. Кем чувствовали себя люди, которых куда-то сгоняли. Людьми ли? Советским человеком? В чем была свобода и справедливость? Даже уже в период после дикого варварства, в более менее цивилизованные 70-80-е годы (цивилизованный красный феодализм) можно было не пойти на ДНД (добровольную народную дружину), но за это сразу же получить отпуск в декабре месяце. За непослушание так сказать и за проявление социалистических принципов в противоположность партийно-клановому рабству.
Они говорят, что построили социализм, а кто-то пришел и разрушил. То, что не было никакого социализма, - проехали. А с другой стороны - где построено, где мост? Если он разрушился, значит вы его не построили. Брак за результат строительства считать нельзя. Остались города, предприятия, железные дороги, миллионы тонн боеприпасов, 65 тыс. танков, а общество где? Помню мантру: "Социализм основан на общественной собственности на средства производства". На общественной, а не государственной. Частного собственника заменили на государственного, которым стала партийная номенклатура. Где собственность общества (общины) и формы общественной самоорганизации? Где общественный (социалистический) строй? Люди где? Почему они после того, как не стало Советского Союза, сразу пали, не потому ли, что они такими и были, вынужденно надев маски? Ложное, насильственное и искусственное развалилось и всё рухнуло в грубый индивидуализм, и частный бизнес полностью подчинил себе общество даже там, где экономическая целесообразность требует создания, например, больших кооперационных объединений фермеров. Но нет общественного, настоящего социалистического фундамента и корни глубоко. Не только до основанья разрушили, но и фундамент разрушили, стерев даже память об общине. Для них видите ли это нечто первобытнообщинное. В чем же тогда общественное и общественный (социалистический), если не в различных формах общинной организации жизни и кооперации? А, ну да, а коммунистов же тогда куда девать, кто же без них будет "расставлять кадры". Бездари, неспособные осмыслить и пересмотреть теории предшественников. Карл Маркс не до конца различал два основных вида общественного устройства: общинное общественное устройство и государственное общественное устройство, общину и государство, либо как следовало не разъяснил. Что будет при "коммунизме", когда не будет государства? Община будет. Современных последователей даже наследниками его назвать нельзя. Не сказал Маркс этого и хорошо, как же без государства, без государства не создать еще раз кланово-партийную власть, которая этим государственным кланом собственников и является. Они и строили не общество (формы общественной самоорганизации, социализм), а "социалистическое государство" - силу организации кланово-партийной власти. Джугашвили был аскетом? Ложь, в его собственности и собственности партийного клана была вся страна. Ах, что ж они имели от этого? Власть, этого мало?
Деятели и идеологи лживого социализма присвоили себе право на общечеловеческие идеи коллективного общежития, также как, с другой стороны, идеологи ОПГ - олигархических преступных группировок - присвоили себе право на трактовку и защиту прав человека. И те и другие лжецы, аферисты, стремящиеся использовать правильные идеи, естественно пользующиеся поддержкой у общества, в своих частных и частно-клановых интересах. Демократия - хаос. Настоящее народовластие - организованная община с самостоятельностью, самоуправлением и иерархией старших и мудрых, а не власть неорганизованной толпы или майдана.
Надо уметь соединять человека и общество, индивидуальное и общественное. У человека есть права и интересы, и у общества есть права и интересы, как и обязанности человека перед обществом и общества перед человеком. Примером будет оркестр, как организованное общество, в котором собраны индивидуальные инструменты - индивидуальности, подчиняющиеся дирижеру. Не бывает свободы без ответственности, иначе это своеволие, а не воля, и не будет оркестра без индивидуальностей и дирижера.
Кроме свободы от рабства у феодалов самых разных цветов и оттенков и удушающей петли клана государственной власти управленцев-собственников, больше бы думали о том, как духу освободиться от кармической зависимости, связывающей с людьми, и преодолеть цепи материи, было бы полезней для всех видов свободы. К коммунистам это не относится. Валенки, отрицающие собственную эволюцию, могут больше не жить, нет смысла.
Еще раз, что означает при "коммунизме" не будет государства. Это означает: слышал звон, да не знает где он. Вместо государства будет общинный общественный строй, община. Государство при этом понимается не как объединение граждан, а как клан власти-собственности, клан управленцев, которые по факту являются собственниками государства. Остальные - подданные. Далее все зависит от их совести и развития общества. Социализм и коммунизм российских коммунистов - это не более чем пустозвонство, выдаваемое за настоящую монету и прикрывающее истинные цели - государственную власть низов, отрицающих не только власть капитала, но и власть настоящей элиты общества - власть лучших и мудрых и необходимость общины. Те, что именуют себя коммунистами, оказались самыми первыми лжецами.
После всех разрушений, именуемых строительством, надо восстанавливать прерванную связь времен и снова налаживать естественные общественные отношения между людьми. Много труда для этого понадобится, но самое главное - теперь снизу трудно что-то сделать, люди потеряли самостоятельность и инициативу, а большие деньги частного бизнеса и клан государственной власти с журналистской прислугой не позволят изменить власть и систему. Значит будет другой путь, основой которого является эволюция человека.
Освободившись от внушенного ложного социализма, надо освобождаться и от внушения ложной западной демократии. На Западе нет и не может быть власти народа, есть демократия только в рамках олигархического государственного устройства и власти олигархов, и та таковой является лишь относительно, поскольку в последние десятилетия это "демократия" программируемого СМИ общественного сознания. Народу надо опуститься на землю, не может быть большинство властью. Заменить иерархию денег и олигархов можно только на естественную иерархию в обществе - власть старших и мудрых. Идеального государства трудно ожидать, а общину можно, даже если она не будет идеальной. Общинный общественный строй будет тогда, когда иерархией и властью старших и мудрых заменим иерархию клана государственных чиновников, когда будет суд не чиновников государства, а суд общины во главе с его головой. Тогда и термин "социализм" может исчезнуть за ненадобностью, вместо неопределенного социализма у нас будет община.
Вместо заключения
Как определить общественный строй - в статье"Найдите место Сталина" http://samlib.ru/s/shumakow_a_i/a50.shtml и главной книге политэкономии - "Государство" Платона. В этой книге раскрывается не только сущность общественного строя, но и суть каждого человека и его место в общественной иерархии, начиная с уродиков (тиранчиков команды Сталина), демократиков (либералов хаоса), склоняющихся к уродикам (см. опыт украинских "демократов") и продолжая олигарчиками (равнодушными, циничными, продажными жлобиками), думающими только о себе или, прежде всего, о себе (эгоизм). Выше идёт честолюбие, а за ним власть лучших качеств в человеке и власть лучших в государстве. Естественно придется раскрывать правду о том, кто такие лучшие люди (элита) и какой должна быть власть лучших в обществе и государстве. Как же не хочется многим посмотреть в зеркало, а особенно потомкам тех, за кого надо покаяться в совершенных преступлениях в 20 веке. Несмотря на смену общественного строя в России до сих пор власть низов и невежества, оказавшихся наверху после 1917 г. Исключения в лице В.Путина и некоторых других личностей общей картины не меняют. Ярмо власти низов и невежества еще не сброшено и элита не поднялась. Труп на Красной площади, "эффективный менеджер", отрицание преступления сталинского режима, приведшее к гибели от голода миллионов людей, тому подтверждение. У них видите ли был неурожай. От уродиков другого ожидать не приходится, у них неурожай в голове. Гражданской войной назвали госпереворот, разросшийся во всероссийскую войну большевиков за власть с миллионными жертвами. Бездарному и преступному проигрышу начала второй мировой войны (как могли почти 5 млн. чел. попасть в плен) также нашли лжеоправдание - внезапность нападения на дебила, двоечника духовного училища. Из великой трагедии с более чем 20 млн. жертв сделали одну только победу и праздник. Как мы помним погибших? Не может быть эта память настоящей до тех пор, пока не будут названы действительные причины, приведшие к этой трагедии и не дана справедливая оценка тем, кто к ней привёл. Сейчас наблюдаем, как четвертое поколение майданщиков 1917 даёт оценку майдану 2014, причем первые называют вторых майданутыми. Хорошая возможность, глядя на Украину, посмотреть на себя после госпереворота 1917 г.
Еще в начале 90-х годов, когда в продаже появилось Собрание сочинений Платона в 4-х томах и я прочитал книгу "Государство", всё стало на своё место, и уже было четко видно, чем был так называемый социализм Советского Союза и что представляет собой лживая демократия Запада, а теперь и демократия России. Где были мои коллеги? А кому это надо. У них самих в этой иерархии есть своё место, начиная с... В пятиступенчатой иерархии рабов видимо надо расположить там же, где и рабовладельцев - на самой нижней ступени. Продажность должно быть выше. (Еще обидятся, доктора мне не дадут. Смайлик).
Что же касается перехода к общинному общественному устройству, а кому это надо? И мы не торопимся. Настоящая община не может начинаться с... Раболепие, эгоизм и община - как-то совсем не вяжется. Общины не будет без общинников, поэтому главным сейчас является преображение сознания людей (вся работа идёт внутри), Последний Суд и переход к Новому Времени. Тем более не стоило торопиться в условиях войны с США, которая после падения Советского Союза и не прекращалась. Если бы сейчас было общественное движение, направленное на смену общественного строя, американцы его сразу бы профинансировали, чтобы направить на подрыв силы государства и ослабление России. Наши различия с США очень глубоки, они в самом человеке. Как сказал Иисус Христос: "Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня....Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь." (На будущее: различия в духе определяют и различия оболочек - систему общественных отношений). Общинное устройство не должно ослабить страну, силу должна заменить только сила, лучше еще большая. Война с США - это последний аккорд битвы, носящей название Армагеддон, которая идет с 1931 г. Вот закончим битву, тогда и будет видно, что далее. Тихо пойдём...
Используя философию Платона, нетрудно определить и суть тех, что пришли к власти в бывшей Украине (БУ).Это также власть низов - трутней с жалами, как писал Платон, особенность которой состоит в том, что они в отличие от большевиков оставили править соты, которые их кормили, т.е., как они считают, своих олигархов. Еще одна особенность - сменился оттенок власти низов - красный на коричневый, борцов за "права трудящихся" сменили откровенные человеконенавистники. Эпидемия безумия, идущая в мире, наложила свой отпечаток на происходящие события.
Надоело ковыряться в сортах дерьма. Другие не намного лучше, а где хуже, еще вопрос. Бандократия - так я называю существующий общественный строй в России, на Украине и хвалёном Западе. Запад особенно преуспел в развитии идеологического бандитизма - современной и более совершенной формы бандократии, а Россия - в сооружении современных крыш, которые и являются главным звеном российской бандократии - системы подконтрольного распределения привилегий и мест у корыта.
Чтобы человек овладевал собой и поднимался по ступеням эволюции, надо применить к себе силу и волю. Аналогично и в обществе, чтобы изменить систему общественных отношений, надо применить силу и волю, но сначала к себе, ибо каждый может родить на свет только то, что имеет в себе. Как же трудно было догадаться тем, что считают себя учеными, что это должна быть воля старших и мудрых, а не своеволие бесноватых, использующих коллективную волю низов в своекорыстных целях.
Для ответа на вопрос, где же ей взяться, этой воле старших и мудрых, пусть каждый посмотрит на себя в зеркало.
К.Марксо перспективах пролетарской революции в Россиии значении русской общиныв письме В.Засулич, 1881 г.
"Анализируя происхождение капиталистического производства, я говорю: "В основе капиталистической системы лежит, таким образом, полное отделение производителя от средств производства... основой всего этого процесса является экспроприация земледельцев. Радикально она осуществлена пока только в Англии... Но все другие страны Западной Европы идут по тому же пути.
Следовательно, "историческая неизбежность" этого процесса точно ограничена странами Западной Европы. Причины, обусловившие это ограничение, указаны в следующем месте XXXII главы:
"Частная собственность, основанная на личном труде... вытесняется капиталистической частной собственностью, основанной на эксплуатации чужого труда, на труде наемном".
В этом, совершающемся на Западе процессе дело идет, таким образом, о превращении одной формы частной собственности в другую форму частной собственности. У русских же крестьян пришлось бы, наоборот, превратить их общую собственность в частную собственность. Анализ, представленный в "Капитале", не дает, следовательно, доводов ни за, ни против жизнеспособности русской общины. Но специальные изыскания, которые я произвел на основании материалов, почерпнутых мной из первоисточников, убедили меня, что эта община является точкой опоры социального возрождения России, однако для того чтобы она могла функционировать как таковая, нужно было бы прежде всего устранить тлетворные влияния, которым она подвергается со всех сторон, а затем обеспечить ей нормальные условия свободного развития." Письмо Маркса В.Засулич. 1881 г.
"С точки зрения исторической, единственный серьезный аргумент, который приводится в доказательство неизбежного разложения общины русских крестьян, состоит в следующем: Обращаясь к далекому прошлому, мы встречаем в Западной Европе повсюду общинную собственность более или менее архаического типа; вместе с прогрессом общества она повсюду исчезла. Почему же избегнет она этой участи в одной только России?
Отвечаю: потому, что в России, благодаря исключительному стечению обстоятельств, сельская община, еще существующая в национальном масштабе, может постепенно освободиться от своих первобытных черт и развиваться непосредственно как элемент коллективного производства в национальном масштабе. Именно благодаря тому, что она является современницей капиталистического производства, она может усвоить его положительные достижения, не проходя через все его ужасные перипетии. Россия живет не изолированно от современного мира; вместе с тем она не является, подобно Ост-Индии, добычей чужеземного завоевателя.
Если бы русские поклонники капиталистической системы стали отрицать теоретическую возможность подобной эволюции, я спросил бы их: разве для того, чтобы ввести у себя машины, пароходы, железные дороги и т. п., Россия должна была подобно Западу пройти через долгий инкубационный период развития машинного производства? Пусть заодно они объяснят мне, как это им удалось сразу ввести у себя весь механизм обмена (банки, кредитные общества и т. п.), выработка которого потребовала на Западе целых веков?
Если бы в момент освобождения крестьян сельская община была сразу поставлена в нормальные условия развития, если бы затем громадный государственный долг, выплачиваемый главным образом за счет крестьян, вместе с другими огромными суммами, предоставленными через посредство государства (опять-таки за счет крестьян) "новым столпам общества", превращенным в капиталистов, -- если бы все эти затраты были употреблены на дальнейшее развитие сельской общины, то никто не стал бы теперь раздумывать насчет "исторической неизбежности" уничтожения общины: все признавали бы в ней элемент возрождения русского общества и элемент превосходства над странами, которые еще находятся под ярмом капиталистического строя."
P.S. У меня есть большая статья "Ошибки "Капитала" К.Маркса". Маркс ошибался, но он ошибался, как ученый. Его утверждение о том, что фактически в России можно строить будущее общество на основе общины, противоречило всему многолетнему труду, в котором доказывалась необходимость диктатуры пролетариата, но Маркс не стал этого скрывать. Поэтому я отличаю К.Маркса от тех, кто использовал и пытается использовать его учение в своих шкурных интересах.
Г.Жуков.
"Мы доложили обстановку. И. В. Сталин недоумевающе сказал:
-- Не провокация ли это немецких генералов?
-- Немцы бомбят наши города на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Какая же это провокация... -- ответил С. К. Тимошенко.
-- Если нужно организовать провокацию, -- сказал И. В. Сталин, -- то немецкие генералы бомбят и свои города... -- И, подумав немного, продолжал: -- Гитлер наверняка не знает об этом.
-- Надо срочно позвонить в германское посольство, -- обратился он к В. М. Молотову."