|
|
||
Что объединяет недавно вышедшую Civilization III и вскорости ожидаемую Nevewinter Nights? Жанры разные, первая относится к turn-based strategy, вторая к CRPG. Эпохальная роль для родных жанров тоже разная. Если Civilization III продолжает успех серии одной из самых успешных стратегий, то NWN позиционируется как новое слово в жанре CRPG. Пока еще не было трехмерных RPG да еще и с мощным встроенным редактором уровней и возможностью создавать свои он-лайновые мира. Разрабатывают игры тоже разные команды.
Объединяет их одно - издатель. Infogrames Entertainment.
В статьях по вышедшим играм и ожидаемым релизам большее внимание уделяется разработчикам игр. Все правильно, программеры, дизайнеры, сценаристы и другие рыцари невидимого бинарного фронта являются теми, кто создает для нас всю эту красоту на мониторах. Про издателей говорят вскользь, хотя во многом то, что выходит и в какой срок это выходит, определяется именно издателями игры. Данная статья посвящена одной из крупнейших мировых издающих фирм Infogrames Entertainment. Данный обзор включает не только перечисление ключевых этапов большого пути и игр, к изданию которых приложила фирма, но описание динамики финансовых результатов работы Infogrames Entertainment.
Финансово-организационная биография Infogrames является довольно длинной и сложной цепью слияний-поглощений, выпуска акций, сложных операций на фондовом рынке. Все это может показаться чересчур сложным и, возможно не слишком интересным. Однако, эти перипетии любопытны по двум причинам. Первая - эта скрытая механика прямо влияет на качество выпускаемых игр, даты релизов и последующей поддержки игры и вообще на выпуск той или иной игры. Некоторые проекты стоят или закрываются не из-за того, что программеры или художники не хотят ничего делать, а именно в силу финансово-управленческих причин. Второй момент - история Infogrames является примером того, насколько бурно развивается индустрия игр, в частности такой относительно молодой сектор как игры на PC-платформе. Рост оборотов компании с начала 90-х и по сегодняшний день является ярким показателем этого процесса. То есть чтобы понять какими финансовыми потоками оперируют сегодня крупные компании, работающие на "цифровом рынке"
.
Infogrames была основана в 1983 году Brunno Bonnell и Christophe Sapet. В 1987 было организовано два подразделения - Infogrames Telematique, и Infogrames Multimedia, которая дол;на была заняться областью компьютерных игр (PC-платформа и консоли). В 1988 Infogrames становится издателем первой игры из серии Sim City, симулятора градостроения, которая стала событием того года. Я думаю если в Sim City не играли, то по крайней мере слышали все. Эта игра пережила несколько реинкарнаций, а в 1999 году на ее основе стартовала не менее успешная серия The Sims, для которой выходит уже не помню какой по счету expansion pack. Так что в 1988 году Infogrames не прогадала. В 1990 Infogrames получила лицензию от Nintendo, что дало ей возможность стать издателем игр на платформах NES и Game Boy. В 1992 году Infogrames издает первую часть Alone in the Dark.
Это был относительно "спокойный" период в жизни компании. Годовой оборот в это период не превышал 40 млн. экю.
Период с 1995 года и по нынешнее время может быть охарактеризован резким повышением агрессивности. Именно в этот период происходит экспансия на европейском и североамериканском рынке, а также переход Infogrames в тяжелую весовую категорию мировых издателей. Сухие цифры говорят о том, что ежегодный оборот компании с 1995 года возрос почти в семнадцать раз.
Рост впечатляющий. Чем он был обусловлен? Стратегией, суть которой сводится к одному слову - поглощение. Компания начинает ряд "дружественных" слияний, подбирая под себя финансовые и кадровые ресурсы, издающие мощности, сети распространения и - главное - раскрученные игровые бренды. Проще прикупить права на уже готовый продукт и еще пару лет снимать сливки с эдд-онов и продолжений, чем в течении этого же времени вкладывать деньги в его разработку. Впрочем, не так все просто в мире бизнеса и стратегия поглощения менее крупных соседей по рынку продиктована не только деланием заполучить хит сезона в свой каталог.
Но обо всем по порядку.
В 1996 году Infogrames поглощает Ocean Software Ltd, английскую издающую компанию . Этот шаг позволил Infogrames увеличить свои мощности в плане разработки софта и расширить каталог издаваемой продукции (то, что издавало Ocean теперь перешло Infogrames). Это слияние было первым, которое предприняло Infogrames.
После него последовал целый ряд подобных событий, но прежде чем это случилось, Phillips Media передала Infogrames права издание и распространение своего каталога мультимедийной продукции. На то, чтобы организовать рефинансирование и провести эту интеграцию было затрачено 400 миллионов французских франков (около 80 миллионов американских долларов), которые были получены посредством выпуска облигаций. Эта сделка вывела компанию в ряды ведущих европейских издателей мультимедийной продукции.
В 1999 году компания проводит целую цепь слияний. В марте месяце Infogrames начинает процесс поглощения Gremlin, английского разработчика и издателя, специализирующимся в области спортивных игр. В этом же году Infogrames подгребает под себя 62,5% акций Ozisoft, ведущего издателя интерактивных игр в Австралии. Это автоматом сделало Infogrames одним из лидеров австралийского рынка и укрепило позиции компании в регионе Юго-Восточной Азии. Дальнейшая экспансия продолжилась в Соединенных Штатах. Первой жертвой Infogrames пала Accolade Inc, один из издательских лидеров американского рынка. В свое время Accolade выпустила линейку игр Star Control, Test Drive Off Road, стратегию Deadlock, а также серии баскетбольных симуляторов HardBall. Infogrames также стала владельцем лицензий на все это и многое другое.
Ноябрь 1999 ознаменовался слиянием с GT Interactive Software. Это издатель приложил руку к таким хитам, как Duke Nukem 3D, Quake и, конечно же, Unreal. Теперь владельцем прав на издание одной из культовых шутерных серий конца 90-х стала Infogrames. Помимо этого в ее каталоге оказалась одна из первых трехмерных стратегий Total Annihilation (конечно же вместе со всеми продолжениями), кроваво-черноюморной Blood, а также Shadow Warrior, Oddworld: Abes Odyssee и Imperium Galactica.
В 2000 охота продолжилась. В апреле было объявлено о начала слияния с канадской компанией Den-O-Tech и с Paradigm Entertainment в июне, известную своими разработками консольных платформ нового поколения и большим опытом создания трехмерных видеоигр и связанных с ними технологий.
В октябре компания организовала совместное предприятие с лидирующим японским издателем Hudson Soft Co. Ltd. Новая компания Infogrames Hudson K.K. с долевым участием Infogrames в 70% стала еще одним шагом в продвижении на азиатском рынке, в частности его японском секторе. Впрочем азиатский регион пока еще не является основным для компании. На этот регион приходится всего 6% от общей суммы годового оборота компании.
В последние дни уходящего двадцатого века, Infogrames инициировала, пожалуй, самое серьезное слияние за всю свою истории. На этот раз объектом неуемного аппетита явилась американская компания Hasbro. Прейскурант этого старейшего на американском рынке производителя игрушек очень широк. Фирма занята не только выпуском компьютерных игр, но и настольных игр. Если кто помнит передачу "Счастливый случай", так вот права на этот самый Trivial Pursuit, являются собственностью компании. Как и легендарная Monopoly. Помимо этого Hasbro занята распространением всего, что связано со Star Wars. Если говорить о компьютерных играх, то в свое время Hasbro прибрела права на издание всего с платформой Atari и компанией Microprose. По условиям соглашения компания заплатила за слияние 100 млн. долларов.
В результате сделки компания получила права на такие брэнды как Falcon, Civilization, Roller Coaster Tycoon, Zoo Tycoon, Grand Prix 4, Centipede, Missile Command, a также Pong, в свое время бывший революционным событием на рынке интерактивных развлечений. Компания получила право на издание новых версий этих и других продуктов на всех основных консолях, (включая PC) и выпуск новых версий этих игр сроком на 15 лет. Помимо этого в распоряжении Infogrames оказался сайт Games.com, на котором реализованы интерактивные версии таких настольных игр от Hasbro как легендарная Monopoly, а также Clue, Risk и Asteroids.
Этого монстра Infogrames окончательно заглотила в 2001 году, сделавшись одним из лидеров не только американского, но и мирового рынка цифровой развлекательной продукции.
Что мы имеем на сегодняшний день? Большая семья Infogrames, образовавшаяся после ряда перечисленных выше слияний, включает в себя несколько крупных подразделений, занятых разработкой, изданием и распространением игр на основных игровых платформах:
- Infogrames Inc. (включая Accolade и Ocean);
- Infogrames Interactive (в прошлом - Hasbro Interactive and Microprose);
- Wizardworks, Slash, GT Value Products и Compuworks;
- MacSoft;
- Humongous Entertainment;
- GT Interactive Software;
- Cavedog Entertainment;
Родственные отношения в этой "семье" весьма запутаны. Сущность и механику сделок, которые проводились для того, чтобы аккумулировать в руках компании эти мощности, в полной мере могут оценить профессиональные юристы, финансовые аналитики и топ-менеджеры со стажем. Проще сказать, что нынешний каталог этого крупнейшего издателя игр на PC включает в себя более 200 наименований. В числе прав на издание Infogrames владеет такими сериями "всех времен и на родов" как SimCity, Civilization и Unreal.
Если говорить о тенденциях, то ситуация, когда одна из небольших контор начинает поглощать своих менее сильных соседей по сектору рынка - сценарий довольно распространенный. Отрасль компьютерных игр является молодой, и что называется быстрорастущей. Сотни студий разработчиков, персонал которых - десять человек с уборщицей, десятки издателей, которые только-только начинают набирать опыт в своем деле. Такие же периоды "взросления" переживало и автомобилестроение и частный банковский сектор СНГ и другие молодые отрасли. Выросшие, как грибы после дождя мелкие структуры постепенно растворились в более крупных. Как в свое время Hasbro поглотила Microprose и Atari, так сама он была поглощена более сильным конкурентом. В этом плане история Infogrames представляет собой пример грамотно выстроенной стратегии развития компании в условиях бурно развивающейся отрасли индустрии развлечений. Стремление к концентрация ресурсов - кадровых, финансовых и технологических - сходна с процессами кристаллизации и приводит к созданию более стабильных и эффективных структур. Которые в свою очередь способны к организации технологических прорывов, разработке концептуально новых продуктов и большей устойчивости в той конкретной экономической ситуации, которая существует в странах, где находятся сферы влияния этих компаний. Которые могут оказывать влияние на всю индустрию развлечений, создавая продукты, способные конкурировать со смежными отраслями - рынком аудио и видео, киноиндустрией. Которые в конечном итоге будут определять в какие игры и на каких платформах мы будем с вами играть завтра.
По материалам сайта www.infogrames.com