Аннотация: Иуда Искариот! Это имя является синонимом подлости и предательства. Но так ли это было на самом деле и было ли вообще?
Злодей или наивный романтик?
Не так уж много имён в истории человечества вошли, как символы какого-то общеизвестного понятия. Часто мы применяя их для обозначения чего-то совершенно ясного для всех свойства, например: "сизифов труд", "геростратова слава", "эзопов язык", "бочка Диогена", "ахилесова пята", "яблоко Ньютона", не всегда знакомы с историей их появления. Но есть одно понятие, которое известно всем:- "поцелуй Иуды" Даже тот, кто никогда не держал в руках библию, знает это выражение и, тем более то, что явилось причиной его возникновения.
История предательства Иудой Искариотом своего любимого учителя изложена в библии очень скупо и не позволяет судить о причинах, приведших к этому злодеянию.
"И призвал двенадцать учеников Своих. Дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь". Среди избранных был "и Иуда Искариот, который и предал его". Еванглие от Матфея. Глава 10.
После избрания самых верных своих учеников, названных апостолами, Иисус сказал им: "Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте.. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои. А входя в дом, приветствуйте его, говоря: "мир дому сему".
Напутствие для близких и любимых учеников, которым он полностью доверял, тщательно проверял, присматривался и, наконец, выбрал из многих окружавших его! Но один из двенадцати, "называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам. И сказал: что вы дадите мне, и я предам Его? Они предложили ему тридцать серебников".
И он немедленно согласился? Что же произошло? Ведь он был любимым учеником Иисуса, ему была доверена общая казна!
За сколько же продал Иуда своего Учителя, какую плату получил он за своё предательство и как использовал эти деньги? Что означают эти 30 сребреников?
Под "сребряниками" подразумевались, вероятно, серебряные шекели, которые являлись единственным денежным средством расчётов в древнем Израиле. Наиболее употреблялся сикль или шекель. Сикль мог быть золотым или серебряным. Такой денежной единицы, как "серебник" или "сребреник" в то время не существовало. См. "Библейская энциклопедия". 1891г. Стр.674. Расчёты велись монетами по их весу. Наименьшей мерой была "гера", равной весу хлебного зерна. 20 гер равнялся одному священному сиклю. Был ещё и народный сикль, значительно, почти в два раза, меньше священного. Какими сиклями расчитывались первосвященники с Иудой не ясно, т.к. в библии нет на это указаний. Вероятней всего, расчёт вёлся священными сиклями. В этом случае, Иуда получил 600 гера. Что же мог купить себе человек за эти деньги? Чрезвычайно запутанный вопрос. Известно, что на эти деньги приобрели заброшенное поле горшечника, где и был предан земле прах Иуды. Много это или мало, вряд ли беспокоило составителей текста библии.
Приступая к этой теме, я попытался найти всю имеющуюся литературу, пояснения, справочные пособия о личности Иуды Искариота, причин его предательства. Нет ничего! Если об Иисусе Христе, апостолах имеется огромное количество различной литературы, художественных произведений, картин и прочее,то вокруг имени этого человека просто молчание.
Писатель Леонид Андреев в начале 20-го столетия опубликовал небольшую повесть, очень слабую, тенденциозную и со своей версией случившегося. В его представлении предательство было вызвано только подлостью Иуды, его жадностью и коварством. Отвратительный внешний облик, этакое безобразное чудовище, всеми ненавистное и всех ненавидящий. Становится совершенно ясно, что такой урод и не мог поступить иначе. Правда, остаётся открытым вопрос, как мог так ошибиться Иисус, выбрав его из множества других и назначить его апостолом, дать "власть над нечистыми духами, чтобы врачевать всякую болезнь и всякую немощь"?
Как мог назначить его казначеем и доверить ему щепетильное дело сохранности ценностей?
Леонид Андреев решает этот вопрос наивно просто, утверждая, что Иуда всё время похищал казну. А все остальные знали об этом, знал и Иисус, но по непонятной причине ничего не предпринимали? Просто, наивно и неправдоподобно, как и вся история с этим человеком.
Разгадка лежит совсем рядом. В 3 и 4 веках, после долгого забвения, внезапно стал просыпаться в высших слоях римского общества интерес к христианской религии, вышедшей из недр иудаизма и, несмотря на некоторые отклонения от догматов иудаизма, несомненно сохранившую свою связь с ней. Решающую роль в воскрешении почти забытого течения внесла царица Елена. Оказавшись в Иерусалиме, почти два столетия после смерти Иисуса, она занялась реанимацией христианства и её стараниями был дан толчок восстановлению из праха всей истории с Иисусом Христом. Несмотря на ужасные гонения, которыми подвергались последователи этой религии, оставались ещё некоторые малочисленные ячейки, сохранявшие верность религии, которая обещала скорое возвращение на землю Мессии и освобождение от гнёта римлян и первосвященников. Никаких противодействий властям последователи христианства не предпринимали, никаких противоречий с иудаизмом у них не было. Смирение и ожидание, любовь ко всем людям и к властям. Это течение значительно ослабило жёсткие предписания иудаизма, отменив неоходимость обрезания, кошерной пищи, обязательное мытьё рук перед едой. Правда, первый приход Мессии не избавил человечество от бедствий, но, ничего, скоро придёт снова. Только надо терпеливо ждать, не восставать против властей. Эти простые и понятные правила привлекали людей, давали им надежду на скорое лучшее будущее, а властям- прекрасное орудие для управления неспокойным населением. Появилась прослойка церковников, захватившая право толковать новую религию, собирать необходимые для их существования средства. Многие исследователи считают, что именно в этом причина возникшего антогонизма между новохристианством и ранним иудаизмом. Антогонизм, как следствие борьбы за верующих, за численность приверженцев, приносящих средства в казну. И здесь был применён известный во все времена принцип: разделяй и властвуй. Отделить массы от иудаизма, столь популярной религии в этом регионе, можно было только одним способом: обвинить всех евреев в каком-то злодеянии. Вот тогда и была создана эта история с Иудой.
Вся история с Иудой была выдумана церковниками в 3-4 столетии, когда уже не осталось в живых ни одного свидетеля тех событий. Ведь трое из четырёх евангелистов были евреями, а четвёртый - грек Лука, жил среди евреев, хорошо знал иудейскую религию, законы еврейского общества. В то время никакого противоречия между иудейской религией и ранним христианством не существовало. Сам Иисус свято придерживался всех еврейских обычаев. Он был обрезан, праздники справлял в Иерусалимском храме. Он говорил: "Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить". Судили его, как иудея, а не как "язычника". И проповедовали он среди еврейского населения, а не среди каких-то чужих народов. Что же произошло?
Народ, живший в страшной бедности, угнетаемый римскими наместниками, страдающий от поборов священников, непосильных налогов и грабежей, верил в скорое пришествие Мессии. Мессия придёт и наступит справедливость, всем будет еда и покой, не будет поборов, римляны уйдут восвояси. Все смогут молиться и платить посильные налоги, не будет обид и грабежей. Так представлял простой люд будущую жизнь после прихода Мессии. Раз от разу появлялись полусумасшедшие, объявляющие себя Мессией. Некоторых просто не слушали, а особенно настырных хватали, били плетьми и выбрасывали за ненадобностью умирать от побоев и голода. Через короткое время о них забывали. Но одного не забыли. Звали его Ишуя из Назарета, больше известного под именем Иисус Христос, что означало в переводе с греческого Иисус помазанный. Говорил он бойко, обладал даром убеждения. Скоро у него появились ученики. Ходил он из края в край. Иногда ему верили, иногда изгоняли, как это случилось в его родном Назарете. "Нет пророка в своём отечестве",- горько заметил он. Собралось вокруг него некоторое количество верящих ему и ходили за ним. Были они простые люди: рыбаки, сборщики налогов, поденщики, бродяги. Что-то им перепадало от подаяний, этим и кормились. Отобрал Иисус из них 12 самых верных, самых отчаянных, которые готовы были следовать за ним. И попал в эту компанию Иуда Искариот. Его имя указывало на то, что был он родом из Кариота. Но существуют и другие версии происхождения его имени, но это не столь важно. А важно то, что вошло это имя в человеческую историю как синоним предательства, подлости, бесчестия и вероломства. Но ещё удивительнее то, что именно эти черты Иуды стали приписываться всему еврейскому народу, принося ему неисчислимые страдания. В то время, как Христос, имевший абсолютно такие же корни, совершенно не отождествлялся с евреями, а подавляющее большинство христиан до сегодняшнего дня и не подозревают об его еврейском происхождении. История Иуды широко известна, и никто не подвергал сомнению, что он предал Сына человеческого. И причина предательства известна- алчность. Только вот почему он выбросил эти злополучные 30 сребников, почему повесился? В евангелии говориться, что раскаялся. Что-то я не помню примеров, чтобы хоть один преступник раскаялся в совершённом злодеянии. Сколько насильников, убийц, растлителей малолетних, пойманных в Германии и показанных по телевидению, проявили раскаяние? Я не видел ни одного! А Иуда совершил подвиг, помог Мессии принять страдания, к которым Иисус так страстно стремился, неоднократо говоря о грядущем испытании, необходимости принять мученическую смерть, чтобы спасти человечество, принять на себя их грехи. Так в чём вина Иуды? Наивно поверил своему Учителю, которого очень любил, полностью доверял? Надо было помочь осуществить миссию спасения людей, через мученическую смерть любимого человека, превратить его в Б-га. Ведь после смерти Иисус воскреснет и будет вечным. Иуда верил, что его реби всемогущ, никто не сможет принести ему зло и боль. Он единственный во всей библейской истории действительно сделал нечто, чтобы осуществить мечту людей о счастливой жизни. Он был единственным, кто решился на действие и достиг его, совершив самый отчаянный поступок, противоречащий всем законам поведения в человеческом обществе. Он пожертвовал самым дорогим для себя существом и когда понял, что совершил, что отдал на растерзание невинного и любимого человека, то не смог вынести упрёков совести и покончил счёты с жизнью. Таков финал всех идеалистов и легковерных, такова награда за совершённое безрассудное, отчаянное стремление помочь людям. А его имя осталось в памяти, как страшное напоминание о предательстве, коварстве и всё это было перенесено на еврейский народ. Это также несправедливо, как и всё, что сотворили церковники с именем Иисуса, этого романтика, страстно желавшего принести счастье людям.
Многие исследователи библии, считают, что никакого Иуды Искариота вообще не было, что это было придумано в более поздние времена, когда обострились отношения между приверженцами иудаизма и христианством. (См. "Сказания евангелистов" Зенон Косидовский). Однако, если следовать логике З. Косидовского, то не было и самого Иисуса Христа, ни евангелистов и многих других. Здесь явное противоречие науки и религии. То, что отрицает наука, не является обязательным для веры, т.к. вера- это совершенно иная область человеческой психологии и не нуждается в научных подтверждениях. "Так было!",- утверждает верующие. "Но этого не могло быть!"- говорят учёные. И совершенно бесполезно пытаться убедить друг друга в своей правоте.
Поэтому, рассматривая тот или иной персонаж библии, нет необходимости сомневаться в существовании того или иного героя. "Так было!",- говорят верующие, и с этим надо смириться. Другое дело- объяснение мотивов поступков этих персонажей, достоверность их описания в библии, исходя из реалий того времени, исключения из текста превнесённого в последующее время недобросовестными переписчиками и церковниками. Это необходимо исследовать, чтобы отсеять всякую конъюнктурщину, стремление внести в Священное Писание изменений, преследующих свои, не всегда добросовестные цели. В принципе, если исключить из евангелий всё, что связано с наветом на еврейский народ, то библия представляет свод чрезвычайно добрых, полезных, поучительных эпизодов из жизни пророка по имени Иисус Христос. Прочитайте его Нагорную проповедь. Каким добром к людям пронизаны все его слова:
-Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
-Блаженны чистые сердцем, ибо они Б-га узрят.
-Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
-Блаженны милостливые, ибо они помилованы будут.
-Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Но в библии, которую мы имеем сейчас, присутствует Иуда Искариот, хотим мы этого или нет, и все наши попытки объяснить его присутствие более поздними записями натолкнутся на неприятие всех верующих. Поэтому можно попытаться изобразить Иуду Искариота, как жертву характера и обстоятельств, что его деяние никакого отношения не имеют с еврейским народом, что он точно такой же еврей, как и его любимый учитель ребе Иисус и все апостолы.
Эти рассуждения я затеял не для того, чтобы убедить верующих в благородстве поступков Иуды Искариота, защитить всех евреев от страшного навета. Бесполезное дело! А для того, чтобы мы, евреи, не вздрагивали каждый раз, когда какой-нибудь антисемит злобно бросит вам в лицо: "Иуда".
Ничего позорного в этот имени нет. Да, был такой библейский герой, который, вероятно, являлся первым романтиком в этом непростом мире!