Аннотация: Шолом Аш Великий еврейский писатель! Он мечтал проложить дорогу мкжду иудаизмом и христианством
Мир Шолома Аша. Судьба пророка.
В очередной раз, роясь в нашей прекрасной городской библиотеке, я увидел, знакомое, изображённое на обложке книги: сани, Адмиралтейство, и название -"Санкт Петербург". Автор - Шолом Аш. Так началось моё знакомство с этим замечательным писателем. Родился Шолом Аш в 1880 году, в маленьком польском городке Ковно. Затем жил в Варшаве, Палестине, США, Англии, Израиле. Умер в Англии в 1957 году. Писать он начал ещё совсем юным. Это были короткие бытовые зарисовки из жизни еврейской бедноты, обычаи и нравы маленьких местечек. Печатал смешные короткие рассказы в различных варшавских газетах. Так же начинал и Шолом Алейхем, ставший впоследствии, известным еврейским писателем. Были и другие писатели, ограничившие своё творчество описанием грустных и, зачастую смешных, сторон еврейского быта. Шолом Аш не избежал этой благодатной темы, но затем он создаёт крупные произведения, которые привлекли к нему внимание читателей. Его пьесы с успехом шли на сценах Петербурга, Парижа, Берлина. Скоро он стал самым известным еврейским писателем и драматургом в Германии. Стефан Цвейг писал о нём: "В многочисленных романах Ш. Аша ощущается гений. Наибольшей широты, мощи он достиг в русской трилогии: "Санкт Петербург", "Варшава", "Москва". Трилогия охватывает период от начала века до революции в России. Несмотря на то, что Аш описывает преимущественно судьбы евреев, в его романах показана жизнь различных слоёв общества: адвокаты, врачи, предприниматели, студенты, революционеры, бедные и богатые. Действие романа начинается в Петербурге. От Варшавского вокзала, куда прибывают товары со всего света, протянулась вереница саней, нагруженных драгоценными камнями, косметикой, духами, заморскими винами и фруктами, великолепными тканями. Их путь проходил по Вознесенскому проспекту к Зимнему дворцу, мимо старинного особняка, на первом этаже которого находилась квартира известного адвоката Гальперина. По утрам, у его подъезда, толпились евреи, приехавшие искать защиту от произвола и притеснений. Столица могла всё. Могла помиловать, могла казнить. И сюда стекался люд со всей империи. Угнетение евреев, живущих за чертой оседлости, было невыносимым. Их заставляли покидать родные места, бросая всё нажитое, забирали единственного сына без очереди в армию. Непомерны были поборы царских чиновников, постоянные угрозы погромов, проводимых при попустительстве, а часто и при прямом участии властей.
В романе масса действующих лиц из всех слоёв населения. Это и богатые предприниматели, и бедные евреи из провинции, проворовавшиеся чиновники, революционеры. Всё действие происходит на фоне приближающейся революции. В третьей части трилогии "Москва" рассказывается о вождях революции - Ленине, Троцком. Страшный образ "железного рыцаря" революции маньяка - убийцы Ф. Дзержинского. И судьбы евреев, участвующих или не принимающих участия в революции, но всё равно охваченных этим ураганом событий.
Захватывающее, очень трогательное и правдивое повествование. Прочитав первую часть трилогии "Санкт Петербург", мне очень захотелось разыскать остальные две части. После длительных поисков, удалось найти одну в Трире, а другую в Дюссельдорфе. Какое же было удивление, когда я увидел, что одну из книг - "Москва", последний раз брали 14 марта 1933 года. Я представил себе человека, который в то страшное время пришёл в библиотеку и взял книгу еврея- писателя. Затем, он возвратил эту книгу, и её не сожгли, как сжигали все другие книги. Она сохранилась до наших дней. И это совершил, вероятно, какой - то неизвестный работник библиотеки Дюссельдорфа.
Почти через 70 лет, после такого перерыва, я держу эту книгу, и. не могу сдержать слёзы печали о прошедших годах и безвинных жертвах. Вместе с тем, испытываю чувство радости за то, что не все в Германии оказались безропотными участниками и свидетелями страшных злодеяний, совершенных над еврейским народом.
Роман "Мотька - вор" - это история еврейского мальчика, родившегося в ящике для отбросов и выросшем в собачьей конуре. Случайно, в 14 лет, совершает преступление и в страхе бежит. Без паспорта, он вынужден скрываться, опасаясь ареста. Теперь уже сознательно идёт на следующее преступление: убивает человека с целью завладеть документами. Долгие годы живёт под чужим именем. После длительных скитаний попадает в Варшаву, где содержит притон. Аш показывает людей, попавших на дно: воров, проституток, содержателей притонов, а также чиновников и полицейских, жестоко эксплуатировавших этих несчастных людей. Это настоящий криминальный роман о полицейских и ворах. Любовь и измены, верность и коварство - красочное описание быта и нравов того времени.
Кульминацией творчества Аша была книга: "Назаритянин". В ней рассказывается о жизни смерти Иисуса из Назарета. Повествование ведётся, как бы от очевидца тех событий, что позволяет совершенно по иному видеть истоки зарождения христианства и его тесную связь с иудаизмом. Аш, как и его друг, Марк Шагал, хотел перекинуть мост между двумя религиями. За эту книгу Аша критиковали как евреи, так и христиане. Жизнь евреев во времена Ирода, гибель Иоанна Крестителя, Понтий Пилат, Синедрион, первосвященники. Это всё рассказано в увлекательной форме с историческими деталями. Великолепное описания быта, нравов того времени, окружение Христа, его ученики, неразрывная связь с иудейской религией, причина предательства Иуды и кульминация повести - суд и распятие.
Шолом Аш был очень плодовитым писателем. К наиболее значительным его произведениям относятся романы: "Моисей", "Мария", "Апостол", "Пророк". В романе "Пророк" описываются события вавилонского плена. Когда царь Навуходоносор покорил Иудею и Самарию, он стёр с лица земли Иерусалим и посыпал территорию солью
. Все евреи были изгнаны, а многие уведены в рабство. Чтобы унизить побеждённых, каждому на спину вешался мешок с землёй для того, чтобы они шли, согнувшись от тяжести и скорби. Но евреи спрятали в этих мешках священные сосуды. Когда Навуходоносор умер, и положение евреев несколько облегчилось, то они стали строить синагоги, полы посыпали иерусалимской землёй, которую они принесли на своих плечах, а священные сосуды стали использовать для религиозных обрядов. В романе много захватывающих событий, описания нравов того времени и, наконец, разгром персами вавилонского царства и возвращение евреев из плена.
Аш писал о жизни простых людей, вынужденных эмигрировать в Америку. Очень трогательная история в романе "Ист Ривер". Эмигранты со всего света живут на одной улице предместья Нью-Йорка. Это евреи из Польши, России, Венгрии, католики из Ирландии и много других, задавленных бедностью людей. Переплетение судеб евреев и христиан. Любовь и благородство простых людей, объединённых нуждой. В центре повествования любовь двух молодых людей - католички Мэри и еврейского парня. Их любви угрожает не только принадлежность к различным религиям. Отец Мэри ненавидит евреев, а отец юноши ортодоксальный еврей. Их любовь проходит через тяжёлые испытания. Эту трогательную историю нельзя читать без волнения.
Невозможно в короткой заметке попытаться рассказать о творчестве этого великого еврейского писателя. Однажды, в одной из рецензий его назвали "Нестор еврейского происхождения"! То - есть летописец! Я думаю, что он не только летописец. Он историк, психолог, теолог - он просто гениальный художник. Если у Вас появилось желание подержать его книги в руках, то цель моего рассказа достигнута. Желаю Вам счастливого знакомства с Шоломом Ашем.