Шульга Семён Иосифович : другие произведения.

Истоки антисемитизма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как зарождался антисемитизм.

  Истоки антисемитизма
  "Что? - заревел Гундосый: - Ты не слушаться! Ах ты, жид вонючий!
  Сашка наклонился вперёд, держа опущенную скрипку за гриф,
  спросил: - А ты? - Что я? - Я жид вонючий. Ну, хорошо. А ты? - Я
  православный. Православный? А за сколько?"
  А. И. Куприн. "Гамбринус"
  Что такое антисемитизм, каждый из нас в той или иной степени давно испытали на себе и даже многие воспринимали, как неизбежное зло, сопровождающее евреев на всём протяжении нашей долгой и многострадальной истории. Очень многие исследователи считают, что одной из причин появления антисемитизма является отторжение евреями идей христианства. Такое утверждение не отвечает на главный вопрос, почему христианство, выйдя из иудаизма, очень быстро стало злейшим врагом евреев.
  До третьего века нашей эры не было никакого противостояния между последователями иудаизма и малочисленными приверженцами христианства. Но шло время. Спустя почти 300 лет после распятия Христа, мать римского императора Константина Великого - Елена, увлекшись идеей возрождения христианства, направилась в Святую землю. Там она, якобы, нашла место казни Иисуса, и даже деревянный крест, на котором он был распят.
  Не будем останавливаться на причинах её интереса к религии мучеников, религии всёпрощения, любви и покорности властям. Очевидно, что спустя три столетия после происшедшего с Иисусом Христом, возникла благоприятная ситуация для широкого распространения этого религиозного течения. Язычество с его многобожием, запутанностью ритуалов и отсутствием постулатов, необходимых для воздействия на психику масс, оказалось не в состоянии противостоять идее веры в единого Бога.
  Основным условием для принимаемой религии должна была быть покорность властям, судьбе, всепрощение. Такой религией, идеально отвечающей указанным целям, соответствовало новое течение. Осталось дело за малым - привлечь массы, дав им неотразимые доводы. В принципе все необходимые постулаты уже имелись в религии евреев, исповедовавших иудаизм. Но! В иудаизме не было главного: необходимости покориться властям и не роптать на судьбу. Наоборот! Евреи не преклоняли голову не перед кем, даже перед самим, страшно сказать, Б-м. Это в корне не устраивало проповедников христианства. Такая религия им была не нужна. Но и своей религии они придумать не смогли. Взяв догматы иудейской религии, они решили пойти путём создания модернизированной религии - христианства, не заметив второпях, что и эта религия тоже была еврейской, а Иисус Христос был правоверным евреем, свято соблюдавшим все законы иудаизма.
  Итак, имелось только два варианта распространения "новой" религии.
  Первый: признать еврейский народ богоизбраным, то -есть священным. Такой путь развития был абсолютно неприемлем. Евреи в то далёкое время были порабощённым и призираемым народом, а в большей своей части - бесправными рабами. Вряд ли этот путь мог привлечь римлян, греков и другие народы, населявших этот регион и издавна ненавидящих евреев.
  Второй: избрать еврейский народ, как пример зла, как антитезу добру. Такой подход соответствовал настроениям римлян и греков, считающих евреев причиной всех своих несчастий. Избрание евреев в качестве "козлов отпущения", способствовало успеху распространения христианства и обрекло евреев на тысячелетние страдания. Таким образом, в 3 веке н.э. возникла рознь между этими двумя родственными религиями, продолжающаяся по настоящее время.
  Антисемитизм, как понятие, впервые было применено в 1879 году немецким национал - социалистом, журналистом Вильгельмом Марром (1819-1904) в статье "Победа еврейства над германцами".
  К семитам наука относит народы, говорящие на семитских языках. Сегодня это арабы и евреи. Поэтому, строго говоря, антисемитизм относится ко всем народам, говорящим на семитских языках, то - есть к арабам и евреям. Однако стараниями антисемитов это понятие получило применение только в отношении к евреям. Причине широкого распространения антисемитизма, посвящено огромное количество различных исследований.
  Но ненависть евреев к своим братьям по крови, далеко не изученный феномен. Широко известны случаи пещерного еврейского антисемитизма. Конечно, невозможно исследовать этот вопрос и не попытаться определить, кого же вообще можно считать евреем. Существуют два диаметрально противоположные и непримиримые мнения о принадлежности к еврейству. Немецкий журнал "Шпигель" опубликовал беседу с ультраортодоксальным раввином Эйхлером и социологом Бен - Игудой. Оба живут в Израиле. Первый утверждает, что евреем является тот, кто исповедует иудаизм, соблюдает все без исключения религиозные предписания и рождён еврейской матерью. Только Тора может защитить Израиль и, поэтому он и его сторонники, не служат в армии и не принимают участие в защите государства. Второй - что достаточно быть рождённым еврейской мамой, а соблюдает ли он все законы иудаизма или нет, - это его личное дело. Государство надо защищать оружием и все должны в этом участвовать! Позиции совершенно непримиримые!
  Так что же такое еврей- национальность или религиозная принадлежность
  Сразу же следует отметить, что ответа на этот "простой" вопрос однозначного не существует. Уже много веков, если не тысячелетий, не умолкает спор вокруг определения понятия "еврей". Даже "великий учёный" и "вождь всех народов" интересовался этим вопросом, куда же отнести ему это беспокойное племя, и дал своё объяснение, но евреи не соответствовали никакому определению. Поэтому, чтобы отличить от остальных "нормальных" людей, их стали называть: "Лицами еврейской национальности". То - есть не национальность, а лицо. И думайте, как хотите!
  Поэтому я предлагаю считать евреем того, кто сам себя таковым считает, а верит он или не верит, кто из его предков были евреями - папа или мама, не очень и важно. Но если кому - то хочется быть евреем, хотя он таковым и не является по каким- то законам, то пусть считает себя евреем - на здоровье, хотя я ещё не знаю такого человека, который стал бы здоровее от такой "считалки", скорее наоборот! Однако следует также заметить, что я не предвижу больших очередей из желающих попасть в евреи. Интересное определение евреев я нашёл у Руссо. "...удивительное и поистине уникальное зрелище представляет собой этот изгнанный народ, не имевший своей земли почти две тысячи лет, народ, смешавшийся с чужестранцами, не сохранивший, возможно, ни одного прямого потомка первоначальных поколений, народ, рассеянный по земле, порабощённый, преследуемый, презираемый всеми народами, но сумевший сохранить свои особенности, законы, обычаи, а также патриотическую любовь к своему первому обществу, хотя казалось, что порвались все
  скреплявшие его связи. Евреи показывают нам поразительный пример: законы Нумы, Ликурга, Солона давно мертвы; гораздо более древние законы Моисея живы до сих пор. Афины, Спарта, Рим погибли, не оставив потомков в этом мире, разрушенный Сион не утратил своих потомков. Они разбросаны среди всех народов, но никогда не смешиваются с ними; у них нет больше лидеров, но они по - прежнему составляют народ; у них нет больше родины, но они по- прежнему её граждане..."
  Не могу удержаться, чтобы не привести ещё одну цитату из высказывания замечательного еврейского философа Мартина Бубера: "Отсутствовали все элементы, которые могли бы образовать для него (еврея) нацию, сделать её реальностью, а именно земля, язык, жизненный уклад. И если она становится всё- таки реальностью для еврея, причина этого в том, что происхождение не есть простая связь с прошлым: оно заложило в нас нечто, не покидающее ни на минуту, определяющее каждый звук и каждый оттенок нашей жизни, любое наше переживание и всё, что с нами происходит, - кровь, как глубочайшую подспудную силу души".
  Прекрасное определение, несмотря на некоторую сложность изложения.
  Теперь поговорим о проявлениях еврейского антисемитизма.
  Во времена страшных гонений, обрушившихся на головы евреев, часть из них выходила из иудаизма и обращалась либо в христианство, либо вообще не примыкали ни к какому из религиозных течений. Нередко неофиты становились самыми ярыми антисемитами. Очень часто необходимо было доказать окружающим истинную преданность к новой конфессии. Другой вопрос, верили ли им или нет. В Испании за новообращёнными в христианскую веру был установлен строгий контроль. "Марраны", то - есть крещеные евреи, подвергались зачастую более жестоким и унизительным притеснениям, чем евреи, оставшиеся верными своей вере. Такое
  положение вынуждало некоторых из новообращённых доказывать свою лояльность христианской церкви необузданным антисемитизмом. Главный Инквизитор Испании Торквемада - крещёный еврей, отправлял на мучительную казнь любого еврея, маррана, подозреваемого в отступлении от предписаний того времени. Были среди крестившихся евреев антисемиты и по убеждению, которым антисемитизм и не приносил видимых дивидендов. Первым антисемитом - евреем был апостол Павел, ортодоксальный еврей, перешедший в христианство. История его отступничества от веры отцов, хорошо известна. Его иудейское имя, полученное при рождении - Савл или Саул. По дороге в Дамаск, куда он был послан для искоренения секты христианства, в которую вошли многие евреи, он внезапно ослеп. Его прозрение и явление ему Христа явилось знаком для перехода в истинную христианскую веру. Если раньше он был страстным гонителем христиан, то после перехода в новую веру с прежней страстью стал обрушиваться на приверженцев иудаизма.
  Так кто же они, эти евреи, которые отряхнули с себя еврейство. И как всегда, когда говоришь о евреях, трудно придти к единому мнению.
  В качестве иллюстрации к сказанному возьмём четыре личности: Иисус Христос, Карл Маркс, Борис Пастернак, Иосиф Бродский.
  Иисус Христос. По всем признакам настоящий еврей. Мать Мария-еврейка. Воспитан был в иудаистской религии, обрезан, проповедовал в синагогах, праздновал все еврейские праздники, как правило, в Иерусалиме. Известно его изречение, что он пришёл не отменять заветы отцов, а исполнять их. И "Тайная вечеря", которую он встречал со своими апостолами учениками, была посвящена празднованию песаха. Поэтому христианская пасха всегда отстоит от еврейского песаха, примерно, на неделю. То - есть время, прошедшее от окончания празднования еврейского песаха до воскрешения Иисуса.
  После обряда крещения он перешёл из иудаизма в христианство, хотя в его время этого понятия ещё не существовало. Безусловно, Иисус Христос ни по происхождению, ни по философии его учения, никогда не был антисемитом. Однако именно христианство наиболее последовательно и жестоко проводило политику антисемитизма, прикрываясь именем Иисуса.
  Карл Маркс. (1818-1883). Его еврейское происхождение не вызывает никаких сомнений. Его оба деда были раввинами, отец, преуспевающий адвокат, после запрещения евреям заниматься адвокатской практикой, крестил своих восьмерых детей. Сам Карл Маркс себя никогда не отождествлял с евреями. В своей статье "Еврейский вопрос", он писал: "Деньги являются ревнивым богом Израиля, рядом с которым нет места никаким другим богам.... Деньги принижают всех богов человека и превращают их в товар. ... Торговля - вот истинный бог евреев. ... Химерическая национальность еврея - это национальность торговца и корыстолюбца". Можно без конца продолжать цитировать бред этого классика, которого мы так прилежно штудировали все прошедшие годы.
  Так был ли он евреем этот оголтелый антисемит, который себя евреем и не считал? Его антисемитизм нельзя объяснить стремлением отгородиться от своего прошлого, ассимилироваться среди других национальностей. Нет, это было бы слишком простое объяснение его поведения. Это убеждёние, которое этот человек и не скрывал. Кстати, его ксенофобия проявлялась не только по отношению к евреям. Он также отзывался и о других народах. Родись он несколько позже и попади в руки нацистов, он разделил бы судьбу своих сородичей, от которых он так старательно открещивался.
  Хотя его считали и продолжают считать евреем ("Знаменитые евреи". Э Бройтман), я бы отпустил его. Пусть будет тем, кем он себя представлял, а, в действительности, просто безродным, без национальности, автором утопической теории равенства всех людей, с его ненавистью к его бывшим соплеменникам.
  Борис Пастернак. (1890-1960). Отец - Леонид Осипович Пастернак, академик живописи. Мать - Розалия Исидоровна Кауфман. Казалось бы не никаких сомнений в его еврейском происхождении. Однако, что- то есть и это требует разъяснения. Никогда он не касался темы евреев, никогда не был ни на стороне евреев, ни в их хулителей. Такое поведение, при такой фамилии, предках и внешнем виде, всегда считалось подозрительным, как для антисемитов, так и для евреев. Я не нашёл ни одного стихотворения, ни одного слова, посвящённого евреям.
  
  
  Иосиф Бродский.. (1940- 1997). Его отец - Александр Иванович, мать - Мария Моисеевна. В стихах Иосиф Бродский часто обращался к религиозной теме. Он никогда не отрицал своё еврейское происхождение, не был антисемитом, а, наоборот, всегда с большим уважением относился к евреям.
  
  "Еврейское кладбище".
  
  Еврейское кладбище около Ленинграда.
  Кривой забор из гнилой фанеры.
  За кривым забором лежат рядом
  юристы, торговцы, музыканты, революционеры.
  Для себя пели.
  Для себя копили.
  Для себя умирали.
  Но сначала платили налоги,
  уважали пристава,
  и в этом мире, безысходно материальном,
  толковали Талмуд,
  оставаясь идеалистами.
  Может, видели больше.
  Может, верили слепо.
  Но учили детей, чтобы были терпимы
  и стали упорны.
  И не сеяли хлеба.
  Никогда не сеяли хлеба.
  Просто сами ложились
  В холодную землю, как зёрна.
  И на век засыпали.
  А потом их землёй засыпали,
  Зажигали свечи,
  И в День Поминовения
  голодные старики высокими голосами,
  задыхаясь от холода,
  кричали об успокоении.
  И они обретали его.
  В виде распада материи.
  Ничего не помня.
  Ничего не забывая.
  За кривым забором из гнилой фанеры,
  В четырёх километрах от кольца трамвая.
  Из интервью Иосифа Бродского: Вопрос: Поскольку мы с вами заполняем такую личную анкету, хотел бы я спросить, какое значение для вас имеет факт, что вы еврей?
  Иосиф Бродский: Я абсолютный, стопроцентный еврей, то есть, на мой взгляд, быть большим евреем, чем я нельзя. И мать, и отец, и т.д. и т.д. Но я не получил специфического еврейского воспитания, я пишу по -русски... То- есть у меня нет никакого чувства идентификации с православием. Дело просто в том, что Россия принадлежит христианской культуре, и поэтому, хочешь, не хочешь, христианство существует в моих стихах, христианская культура видна в самом языке. И отсюда, я полагаю, очень незначительный элемент чисто еврейских тем в том, что я пишу...
  С другой стороны, если уж говорить, еврей я или не еврей, думаю, что, может быть, я даже в большей степени еврей, чем те, кто соблюдает все обряды".
  И Пастернак и Бродский не исповедовали иудейскую религию, но оставались евреями.
  Всё сказанное выше, вызвано моими встречами с евреями - антисемитами, которые работали со мною рядом и ненавидели людей своей нации. Я не хочу их называть, так как многих давно уже нет на этом свете, а другие далече и нечего их трогать, пусть живут, как могут. А мне захотелось поговорить на эту совсем не простую тему. Так просто, для себя и своих друзей, без претензии на полный охват всей этой темы и в надежде, что может быть, кто - то из вас, захочет продолжить её.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"