Лиланд Чарльз : другие произведения.

Часть1 Глава 8. "Магия римлян и этрусков в народных традициях"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ФЛОРИЯ

  
   В какой стране, ты мне скажи,
   Флора - римлянка прекрасная живет.
   Ф.Вийон
  
   Этот любопытный рассказ - одна из последних моих находок.
   "Флория была юной девушкой, она любила юношу, он отвечал ей взаимностью. Но у Флории имелась подруга, они друг другу во всем доверяли и все друг другу рассказывали. И Флория не знала, что ее подруга была ведьмой, что она питала страсть к ее любовнику и тщательно то скрывала.
   Но это было правдой, а ведьма была очень ревнивой, злой и завистливой. Как-то раз они вместе гуляли, ведьма убила Флорию и переоделась в ее одежду. И вечером пришла к ее любовнику:
  
   Вечер, вечер, вечер,
   Флорией она явилась,
   Силой колдовской своей
   Обманув его.
  
   Они поженились, и у них родился красивый мальчик. Но как-то раз ночью, когда мать держала ребенка, пришел дух Флории, взял ребенка, положил под кровать и сказал мужу:
   То не Флория, смотри,
   Это же исчадье зла!
   Я - любимая твоя,
   Флория- ведь это я!
   Ей пришлось меня убить,
   Чтоб стать твоей женой,
   Так держи ее скорей,
   Ведьма в полночь улетит.
  
   И сказала, что если он сейчас убьет ведьму, то потом она не сможет защитить его и ребенка, так как ведьма каждую ночь будет ему являться.
   Тогда юноша схватил ведьму за волосы, привязал ее к кровати, она ужасно выла и стенала с полуночи до трех утра, но колдовские силы покинули ее, она стало такой же, как простые женщины и сказала мужу:
  
   Посмотри на дитя
   И взгляни на его колыбель.
   Там цветы и венки ты найдешь,
   Околдован он мною.
  
   Он схватил молот, ударил ее, и она умерла. С тех пор он всегда любил только Флорию в образе духа".
   В этой сказке, которую нашел для меня Пеппино и прислал мне, ясно, что именно Флория направляет удар молота и именно Флория- настоящая мать ребенка., что ведьма только после свадьбы приняла облик жены. Флория-Флора- эквивалент Орты (Хорты), этрусское имя которой также употреблялось и для Норции, Фортуны, с ее ногтями судьбы. Я забыл, из работы ли Ингирами или же Эдварда Герхарда - то, что она дважды изображена с молотом.
   Отец Секки следует Мюллеру ("Этруски" iii. 3, 7), провозглашая, что Орта (Хорта) тождественна Салус (прим.пер. -римская богиня здоровья), что она- не Норция или Фортуна, великая богиня Вольсини. "Отличие ее от Норции обозначено Тацитом. (vide Деннис, "Города Этрурии", vol. i., p. 140 в примечаниях). Но как раз указанные возражения и могу служить доказательством того, что образ Норции с молотом является одним из множества образов. И эта легенда Пеппино любопытным образом согласуется с этим. Деннис предполагает, что Орта/Хорта была богиней садов, что есть синоним Флоры.
   Помона - также форма Флоры, в легенде о ней странным образом не ведьма принимает женский облик, а Вертумнус, который появляется в образе старухи. Пребывая от всего этого в замешательстве, я все-таки верю, что легенда античная или классическая. Но самое замечательное то, что на этрусских вазах молот появляется как орудие смерти в руках того, кого можно считать аналогом Немезиды, как в и этой сказке. Он постоянно выступает символом смерти в руках Харона и демонов. Ланци же показывает прекрасный женский дух, его держащий.
   Кресты и гирлянды упоминаются в другом месте применительно к guirlanda della strege, или вереница ведьм, как там описано.
  

РА

   Я благодарен госпоже Хайллар за информацию о том, что есть дух Ра, о котором много говорят в Вольтерра. Мне не нужно было ходить далеко, первый же встреченный мною житель этого города рассказал мне следующее:
   "Ра- это дух, который защищает детей, когда им угрожает опасность, родители призывают его следующими словами:
  
   Спи, мой милый, спи, мой сладкий,
   Спи, как ангел, спи, дитя,
   И когда опять проснешься,
   Счастлив снова будешь ты.
  
   Ребенок проснется, его больше не будет мучить хворь, он будет спокоен, он будет защищен от опасностей, особенно от падения в различные ямы и овраги в Сан-Джиосто здесь, в Вольтера".
   "Этот дух был известен в Вольтерра еще в 1001 году, он в том году спас маленького ребенка, который воззвал к нему, упал ребенок с высоты нескольких ярдов в овраг, но приземлился он на ветви дрока. И тогда крестьяне сбежались спасти его, он продолжал кричать: "Ра! Ра!". Они спустили лестницу, но он не поднимался. Пока они стояли, пришел странный синьор, который посмотрел на них и сказал: "Вы его спасти не сможете, это могу сделать я своей волшебной силой. Я дух Ра, и сейчас вы увидите, как она подействует".
   Он трижды топнул, ветви дрока спустились вниз и принесли ребенка".
   Я признателен профессору сенатору Компаретти за его предположение, что Ра- это, возможно, Рея Сильвия. Божества этрусков были одновременно мужского и женского пола. Рея Кибела, жена и сестра Хроноса, была покровительницей-богиней ущелий, скал и камней ("Боги и герои",фон Штолль). И в оврагах она чувствует себя как дома. Рея также - богиня-нянька, покровительница детей. Перемене пола не следует придавать никакого значения, его меняли также Купра и Сьеро, в прошлом это было распространено (прим.пер.- имеется в виду менять пол у божеств). В истории с Ра ребенок поднимается из пропасти на ветвях дрока, это любопытно соотносится с тем, что Deus exaltat humiles (Господь возвышает смиренных), это был девиз Людовика Святого, он носил с собой веточку дрока во Франции в 1234 г. (Хейлот, "Описание рыцарских и монашеских орденов", немецкая версия, 1756 г.)
  
  

БОВО

  
  
   Крайне интересно, что можно опросить сотню крестьян в Тоскане или других представителей простонародья о волшебном фольклоре и не найти о нем ни малейшего упоминания, а потом встретить человека, который окажется просто хронистом, хранителем, музеем подобных диковин, то же самое можно сказать об американских индейцах, и здесь мне объяснили, во Флоренции, как в Америке, что в некоторых семья подобные сведения хранят только старейшины. Таким образом, тогда как моя крайне умная подруга Синьора Маркиза де Т. даже используя ловкие и искусные перекрестные допросы, ничего не может добиться от своей горничной, которая родом из Вольтерры, я же самые последние сведения о волшебстве и духах получил от молодого сапожника из этого древнего города, среди всего этого было много необычайного, как и следующая история о духе Бово.
   "Вольтерра не было изначальным именем нашего города, прежде он назывался Антона, потом Вольтона, наконец, Вольтерра. Когда он назывался Антона, жил здесь князь, которого звали Бово из Антоны, которого все жители считали колдуном, о нем говорили, что он обладает несметными богатствами, потому что он изготовил себе золотую колесницы с золотыми лошадьми, когда он перед смертью заболел, он велел, чтобы его туда положили, и умер после долгих мучений. После смерти горожанам явился его дух и приказал, чтобы они двигали огромную повозку с его телом и пошли из Вольтерры на гору, называемую Катини, которую видно из города, и там его похоронили. Так и было сделано, и люди до сих пор верят, что до сих пор существует колесница с телом короля. Были проведены множество раскопок, в ходе которых найдены реликвии времен Бово ди Антона, и недавно обнаружили его записи с картинами, изображающими ту самую эпоху, но колесницу пока не нашли".
   После похорон дух Бово ночью вернулся во дворец, который он украсил со всей роскошью, осветил огнями. (1). И множество людей, видя все это сияние и наблюдая за празднеством, не могло себе представить, что же это означает, зная, что князь Бово был одинок. Но как-то вечером смельчаки, движимые любопытством, постучали в ворота, но им никто не ответил. После полуночи оттуда послышался веселый смех, они постучали снова, ворота, как по волшебству, открылись, но несколько мгновений было темно, потом люди вошли и увидели, что все было таким, как в последние дни князя.
   Они же не поняли, что случилось со всем великолепием, которое они видели снаружи, и пришли к выводу, что это дела духа Бово. Тогда они решили, что четверо самых смелых должны остаться внутри на следующую ночь, что они и сделали. В полночь ковры и гобелены начали сворачиваться и двигаться, вся мебель превратилась в вещи дорогие и роскошные. Они тогда решили вызвать духа Бово, он явился, завернутый в белый плащ, и когда его спросили, чего он хочет (т.е. почему он не находит покоя и посещает дворец), он ответил:
   "Я никогда в своей жизни не любил женщину, я желал бы, чтобы в этом дворец жила прекрасная девушка, которой я явлюсь в облике красивого юноши. Если мне не удастся найти такую красавицу, то я буду пребывать в этом двореце и тревожить горожан. Но если это получится, то наградой тому, кто свершит сие, будет мое появление. В полночь он может воззвать к духу Бово, и я всегда помогу ему".
   Это, очевидно, начало легенды. Буово из Антоны широко известен как герой известных романсов. О нем сложены поэмы, и Райнер посвятил этой теме монографию, показав, что он - одна из самых известных личностей христианского мира, и, фактически, наш старый друг Бевис из Саутхемптона. Но я подозреваю, в данном случае местный дух просто присвоил имя средневекового героя.
   Ибо, прочитав о нем романсы, которые составляют четверть, 142 страницы, Reali di Francia (Флоренция, 1892), я обнаружил полное отсутствие какого-либо сходства с героем истории, что Буово весьма далек от того, чтобы его можно было назвать никем не любимым, он ухаживал за прекрасной Друзианой и женился на ней, она умерла через сорок дней после его смерти. Только Антона в хронике узнается, это аналог порта Саутхемптон, порта в Англии, Антона- город, основанный Боветто, названный в честь его королевы Либрантоны. (прим.пер.- сами истории о Боветто находятся здесь: http://www.classicitaliani.it/barberino/andrea_barberino/Andrea_Barberino_Reali_Francia_03.htm, здесь написано вот что: город был назван в честь Либрантоны и брата Фарсальи, его имя Антерон, поэтому получилось так, что город стал называться Антона).
  

АТТИЛИО

   Аттилио, Атильо, Оттилио или Тило- я не могу точно определить, как же звали этого доброго духа, веселого бесенка, очень похожего на Дузио или веселого домового - брауни из английского фольклора. Он обожает всех дразнить, особенно девушек-служанок, но он их очень любит, совсем как Дузио, разделяя с ними ложе, в знак благодарности, делает за них всю домашнюю работу, без конца дарит им подарки. И необходимо признать, что, несмотря на всю свою аморальность, Аттилио пользуется у них большой популярностью.
   Джузеппе Питре, который никак не может быть обвинен в излишней доверчивости (Bib., vol. xviii., p. 163), говорит о том, что, слушая о чем-либо представителей низших сословий, мы должны честно отдавать себе отчет в том, что эти люди могут быть находиться под влиянием различных видений или же мы сами спим с широко открытыми глазами. Что касается меня, я верю, что люди очень доверчивы, особенно девушки, которые честно верят тому, что то, что они видят и слышат, до чего дотрагиваются- это сверхъестественные существа. В нас есть много скрытых сил, о существовании которых мы не подозреваем, одна из них - наша способность создавать воспринимаемые образы, воспроизводя по памяти то, что некогда было нами пережито, будь то вкус или прикосновение.
   Даже если это и правда, все равно я не могу объяснить некоторые явления, с которыми я столкнулся при общении с теми, кто считает все эти чудеса реальными. Ведьмы с их колдовскими трюками, например, во все это верят и носят амулеты. Есть девушки, которые общаются с Аттило и Дузио, есть люди, которые встречаются взглядом с Фафлоном в винограднике на закате и ночью в погребе, это нельзя отрицать. Жизнь для них - волшебная страна, грезы ведьмы или дьявола, в зависимости от их расположения и состояния здоровья.
   Нижеследующее - загадочная история об Аттило, она была мне рассказа 1 января 1891 года Маддаленой из Рока Кашиано.
   "Аттило- добрый дух, но он делает все, что сможет выдумать, чтобы дразнить девушек-служанок. Жила одна такая красавица, у которой хозяева были суровыми и требовательными. И случалось так, что три дня подряд, каждый день, когда она отправлялась готовить обед и накрывать, она приходила на кухню и обнаруживала, что все продукты разбросаны. Служанка горько плакала, не зная, что делать. Ругали ли ее? - конечно, она от того была сама не своя.
   Когда то же самое случилось с обедом на третий день, хозяева были разгневаны. Они сказали, что им надоело ходить в тратторию обедать, что она должна сделать все возможное, чтобы приготовить обед заново. Она пошла на кухню, опечаленная, ей стало еще более грустно, когда она смотрела на беспорядок и думала, что из всего этого него ничего особенного не приготовить. Потом она услышала, как рядом с ней сладкий голосок пел:
   Скажи мне, я Аттило,
   Скажи, что меня любишь,
   Коль скажешь так, обед
   Я приготовлю быстро.
   Она стояла, ошеломленная, потерявшая дар речи. Перед ней был самый красивый юноша, которого она видела в жизни, он был одет старомодно, в длинные чулки и бархатную тунику, у него были длинные золотые локоны и шапочка с белым пером, девушка готова была пасть на колени и поклоняться ему, так элегантен и прекрасен был он.
   Девушка, в полном восторге, только могла ответить:
   -Да, да, конечно!
   Потом Аттило запел:
   Я Аттило, мое сердце
   Для любви всегда открыто
   К той, которая красой
   Своей страсти разжигает.
   Представьте себе, как приятно было девушке. И Аттило пел:
   Я люблю тебя, и ты
   Тоже мне ответь любовюь,
   Я Аттило, я Аттило
   Дух счастливейший из всех.
   И вот! Во мгновение ока ужин был готов, когда девушка прислуживала господам, они сказали, что никогда не наслаждались такой вкусной едой. Каждый день Аттило делал за нее большую часть работы и всегда пребывал рядом с ней, невидимый для остальных".
   Примечательно то, что в то время, как в восточных, немецких, французских средневековых сказках побеждает духа и завоевывает сердце любимой рыцарь или просто некто удачливый, итальянцы ж соединяют духа с девой. Очень интересный фольклор.
   Дузио и фавн, прототипы Робина Доброго Малого и Пэка, брауни-домовых, представлены в образе духов, которые резвятся и всегда дразнят девушек. На севере, под влиянием стремления к целомудрию, эти озорные духи были отрезвлены и превратились существа со строгими моральными принципами, чье поведение не выходило за рамки мальчишеского озорства. В Италии же ничего не изменилось, они остались все теми же, шалунами в девичьем обществе, они жили еще тогда, когда в лесу скакали сатиры, у могил шествовали лемуры, ведьмы вынимали у людей сердца- и все были так счастливы!
   Конечно, здесь Аттило lar familiaris, дух, который со времен Тарквиния и Танаквиль, особлазнял служанок в этрусских семьях, он соблазнил Окрис, когда она накрывала на стол. Он на кухне, он готовит обед, в общем, относится к очагу. О его существовании у меня есть только одно доказательство, один свидетель. Он соответствует французскому Лютину.
  

ПРЕКРАСНАЯ МАРТА

(La Madre del Giorno, Мать дня)

   И Ромул стал после смерти Квирином , Леда- Немезидой, Цирцея- Марикой, Ино, после тог, как она бросилась в море- Левкотеей, матерью Матутой. Лактанций, Div. Institut. de falsa Religione, lib. i., cap.
  
   Безусловно, самый популярный персонаж тосканской мифологии, не принадлежащий католицизму - это Прекрасная Марта, называемая Матерью дня. Сначала я был на ложном пути, думая, что это святая Марта, так же произошло смешение святого Симеона и Антония с языческими богами. Но вскоре я обнаружил, что у нее нет ничего общего с библейской Мартой, ни с одной из римско-католических святых, чей образ, покоряющей Тараска (прим.пер.- по легенде, Святая Марта победила дракона Тараска, от имени которого и произошло название города Тараскон), я скопировал из монастыря в Арле в 1846 году. Я, действительно, практически не сомневался, что эта Прекрасная Марта - изменившаяся Мать Матута, при этом я руководствовался не просто сходством имен, а тем, что она также имеет своим Beinahme, или атрибутом, del giorno (дня, дневная).
   "В порту Пирги,- пишет Мюллер, - был огромный и богато украшенный храм богини, которую греки назвали Левкотеей. Несомненно, это была почитаемая Мать Матута, который поклонялись со времен правления Сервия в Риме в вольсинской земле, а также в Этрурии. Однако в Риме она почиталась более как богиня утра, нежели как морская богиня, ее имя означало Мать Дня, и когда греки назвали ее Левкотея, т.е. белая богиня, они скорее представляли себе легкий утренний свет, чем о белоснежную морскую пену. Мать света можно рассматривать как божество, которое ведет человека к свету дня, по этой причине, как оказалось, Страбон зовет ее Эйлейтея. В соответствии с этим богиня Пирги была одной из богинь рассвета и человеческого разума".
   Прекрасная Марта обитает в лесах и на лугах и, хотя она является духом дня, ей поклоняются ночью. Это, однако, объясняется тем, что все "духи" связаны со старой религией, ныне называемой "ведовство", и ритуалы должны проводится тайно и в темноте.
   Марта покровительствует влюбленным и супружеским парам. Следующее заклинание показывает, что лесные боги до сих пор почитаются в качестве святых, и их не только вызывают, как духов. Девушка, которая страстно желает быть с тем, кого любит, должна придти ночью в самый красивый сад, который она найдет, встать на колени и произнести:
  
  
   О, красивейшая Марта,
   Ты прекрасна, как звезда,
   Я хочу тебя узреть,
   Пред тобою я склоняюсь,
   Дай мне сил - я умоляю,
   И уже пробили полночь,
   Пред тобою на коленях,
   Я в прекраснейшем саду,
   Где ты, Марта, королева,
   Я платок тебе даю,
   Волос я, кого люблю,
   В уголочке завязала,
   Я молю тебя, о Марта,
   Боль моя пусть будет счастьем,
   Стану я его женой
   И единственной отрадой,
   Окажи мне эту милость,
   Каждый вечер я свечу
   В честь тебя зажгу, о Марта,
   Я тебя благодарю!
   В следующем заклинании Прекрасная Марта, как отчетливо видно, вызывается из преисподней. Я не думаю, что в ней видели что-то инфернальное или злое, но это делалось, чтобы явно отличить ее от святых, правило, которое соблюдается среди волшебников. И так как священники учат, что те духи, которые не принадлежат католической церкви, суть дьяволы, то это указывает на огромную привязанность крестьян к обычаям своих предков, они продолжать почитать старых духов даже в качестве адских.
  

НОЧНОЕ ЗАКЛИНАНИЕ ПРЕКРАСНОЙ МАРТЫ.

   Для того нужно придти в полночь в рощу или лес и произнести:
   Я к тебе взываю, Марта,
   Доброй ночи!- говорю,
   И платок возьми во имя... (нужно вставить имя человека)
   Был мой друг - теперь мне враг,
   Все друзья- враги его,
   Ясная звезда, спаси!
  
   Пальцев пять я бил о стену
   За него, пять черных душ,
   Душ отцов святых и братьев
   Для него я заклинаю-
   В душу, в жизнь....
   Пусть к нему они ворвутся,
   Адом будет жизнь его,
   Притащи мне его-
   Да за волосы тяни,
   Да за бороду тяни,
   Да за мысли обо мне!
   Если сделаешь ты то,
   Для меня - три верных знака-
   Свист, стук в дверь и лай собаки.
   Это значит - я спокоен,
   Ты мне милость оказала.
  
   Считалось, что это очень серьезное, мощное, ужасное заклинание или проклятие. Пристальный взгляд на звезды объединял Прекрасную Марту с Матерью Матутой или Левкотеей, богиней света, и Дневная Марта, как я полагаю, применительно к этой звезде- Венера или Утренняя звезда. В заклинании есть некая часть, которая также встречается в других заклинаниях. Это призыв пяти священников или пяти дьяволов войти в жизнь и душу того, кого проклинают. Все это, как с точки зрения чисел, так и просьбы, обращенной к духам войти в чью-либо жизнь и душу, соответствует халдейским заклинаниям.
   Парацельс или любой другой писатель шестнадцатого века узнал бы в призыве к звезде вызов астрального духа, тем более, что есть мистическая связь между духом и определенным человеком. Я не сомневаюсь, что налицо остатки старинных верований, одна вещь несомненна заклинание рассматривалось ведьмами как чрезвычайно мощное, они читают его с глубоким чувством. Примечательно, как страстно проявляет себя дух ведьмы при чтении заклинания или даже его записи.
   Прекрасная Марта появляется в одном рассказе как благосклонная ведьма Беневенто, а также как дриада.

ПРЕКРАСНАЯ МАРТА И ЮНЫЙ КРЕСТЬЯНИН

   Росло у Беневенто большое дерево, возможно, то был дуб, в котором имелось дупло. Крестьяне, проходившие мимо, видели красивую женщину, которая вдруг исчезала куда-то.
   Но был один юноша, снедаемый любопытством, он сказал: "Я приеду сюда пораньше, последую за дамой и узнаю, где она живет. Так он пошел в лес, спокойно подождал, пока она не появилась, и потом последовал за ней до того самого большого дуба, в который она вошла, как будто там была дверь.
   Он шагнул за ней и очутился в прекрасном дворце! Можно было три дня гулять по нему, переходя из комнаты в комнату, не попадая в ту же самую, и все было исполнено дивной красоты.
   Очарованный, стоял,
   Ослепленный красотой,
   Что нашел в древа чреве,
   Замер он на месте, словно
   Обратили его в камень.
  
   И маленькая белая ручка легла ему на плечо, а сладкий голос произнес: "Добро пожаловать!" Обернувшись, он увидел красивую даму из леса, следуя за которой, он пришел сюда, а она сказала: "Не бойся, я приветствую тебя и принесу тебе счастье, ибо ты добрый юноша. Я Прекрасная Марта, иди же и играй, и всегда выигрывай, а когда будешь выигрывать, произноси следующее заклинание:
   О Прекраснейшая Марта,
   Ты прекрасней всех святых,
   Я молю тебя, о Марта,
   Подле древа твоего,
   Будь защитницей моей,
   Я на все готов, о Марта,
   Тебя ради, что угодно
   Сделаю во имя Марты" .
   Qalunque cosa mi chiederai--bella Marta tu l'avrai. (как только ты меня позовешь- Прекрасная Марта пребудет с тобой). И, когда вы видите в лесу большой дуб и повторяете это заклинание, дела у вас идут хорошо".
   Здесь Марта, безусловно, является дриадой, а крестьянин - Ретом. Рет был величайшим игроком, он был так поглощен игрой, что ударил пчелу, а та обо всем рассказала нимфе, она обманула мальчика, он срубил дерево и то упало на юношу, который так любил игру.
   Все это может быть только догадками, то ли это выстрелы наугад, то ли прямо в цель, но здесь в Тоскане дух старины еще жив, я все это пишу среди ветвей оливы и разрушенных средневековых башен, легче поверить во все эти истории про Рета, прекрасную Марту и волшебный дуб здесь, чем на Севере.
   В 1846 году во Флоренции один английский джентльмен, который почти всю свою жизнь прожил в Италии, очень серьезно и основательно советовался со мной по поводу чисел, которые ему нужно выбрать, чтобы выиграть в лотерею. Дух игры, удачи и связанного с ними вдохновения глубоко вошел в жизнь итальянцев, так же, как то было и в древности. Поэтому я не удивлен тем, что подумала прекрасная нимфа. Она знала своих мужчин.
   Стоит отметить, что на Сицилии Матерь Света вызывают, когда просыпается соль (Питре, Bib., vol. iv., p. 144) "Matri di lu lumi, cugghitivillu lui".
   Прекрасную Марту вызывают три девушки, когда они гадают на Таро или обычных картах, чтобы узнать, кто их истинный возлюбленный и кто из них выйдет замуж. Это вполне согласуется с вышеуказанными заклинаниями. Согласно Питре Святая Марта - одна из тех, кто иногда дает советы при ворожбе. Архиепископ Торрес (Ricordi di Confessori, &c.; PITRи, Bib., vol. iv., p. 148) отлучает от церкви тех, кто произносит молитвы, не одобренные и даже не осужденные Святой Церковью, чтобы добиться похотливой и бесчестной любви, и такие просители ложно обращаются к Святой Марте, Святому Даниилу, Святой Елене и т.п." Мать Матута, или Мать Рассвета, Венера, возможно, была покровительницей влюбленных, Donna del Giorno, но трудно соотнести библейскую Марту или покорительницу Тараска с таким пособничеством и содействием в любви (даже не говоря ничего об игре и предсказании), которые мы находим применительно к образу Королевы красоты и гадания.
   Что же касается трех девушек, которые собираются вместе, чтобы погадать и узнать, кто из них выйдет замуж, я думаю, применительно к этому у Диона Кассия есть упоминания о гадании с помощью пепла: "Vel cum aliquem tres personas cogitate jubet, quibuscum matrimonii inire optet, tum tres ducunt sulcos in cinere" (Когда трое встречаются, чтобы узнать, кто из них выйдет замуж, они проводят линии на пепле). Это вполне согласуется с древним ритуалом. Читатель найдет более подробные сведения в главе, посвященной гаданию пеплом.
   Можно отметить, что в последнем заклинании применительно к Прекрасной Марте употребляется выражение "прекраснее всех святых". Здесь, в Романьоле, stregeria или ведовство, носящее совершенно языческий характер, завидующее влиянию римско-католической церкви, в полной мере себя проявляет.
   Праздники в честь Матери Матуты были широко распространены в Италии, их называли Марталии или Матралии, они в некоторой степени указывают на современное имя Марта.
   Но я еще повторю, что не вижу никакого сходства между словами Martha or Marta и Mater, хотя нет оснований утверждать, что они не были произведены от последнего как скороговорка, или же в просторечии как "pater" в "Paternoster". Но я обнаружил, что Альфред Мори в "Средневековых волшебницах" излагает то же самое мнение на основании той же теории. Он пишет:
   "Данные эпитеты, постоянно применяемые волшебницам - о добрые, хорошие женщины, добрые и честные девушки. Эти определения только, очевидно, перевод названия, данного добрым женщинам из парков, скорее для противопоставления, чем для узнавания, девушки так же связаны с нимфами, как с волшебницами. Имя Мата, данное знаменитой фее из Оз, для которой была воспроизведена сказка о Минотавре, кажется происходит от абстрактной смертной матери".
   Об этом имени Фрэзер ("Этруски") пишет следующее: "Макс Мюллер также размышляет над (Science of Languages, vol. ii., p. 152) словообразованием mane и matutФ. Он пишет: "От того может показаться, что в латинском корень man, который в других европейских языках обозначает мышление, был очень давно отложен в сторону, как санскритский budh, чтобы выразить возрожденное сознание всей природы в свете Утра, даже если бы не было иного заметного специально для латинского выражения этой идеи".
   Было ли mat возможным корнем? Стоит отметить, что согласно Тертуллиану, Венера также звалась Мурция (Murtia) (vide Денис "Города Этрурии"., vol. i., p. 58). И так как Прекрасная Марта звалась красивейшей из духов, она связывалась с картами и Утренней звездой, возможно, что он была одной из форм Афродиты или Венеры.
  
  

ДИАНА и ЭРОДИАС/ИРОДИАДА

(Королевы ведьм в Италии)

"Давай, скажи же мне, добрая ведьма, что значит то, что ты не пошла на ваши танцы или игры Дианы или Эродиас, или как они там, у вас, женщин, зовутся?

Пико дела Мирандола "Ведьма"

"У Гекаты тройная сила. Сама она Луна, Диана Прозерпина"

Сервий

  
   Примечательно то, что в более позднее время среди северных народов колдовство было объявлено деянием сатаны, в Италии оно никогда не теряло своего классического облика. В этой стране ведьма - только колдунья, часто она добрая волшебница. Ей руководит не дьявол, а Диана, с которой тесно связана, будет мною далее показано, и Эродиас/Иродиада. Последняя руководит танцами ведьм и тесно связана с Иродиадой Нового Завета, но есть и более древняя Эродиас/Иродиада, аналог Лилит, первая жена Адама, вместе с которым она стала породила бесов и духов.
   Очевидно, что в этой роли Эродиас/Иродиаду часто смешивали с Дианой. Последняя, как и Геката, была предводительницей всех ведьм, а Эродиас/Иродиада-Лилит являлась таковой среди евреев. Есть отрывок из Одерика Виталиса (рожден в Англии в1075--Hist. Eccl. v. 556), который показывает, что Диана была матерью или покровительницей духов, вот он: "Тогда Тауринус вошел в храм Дианы, и Завулон (прим.пер.- здесь употребляется как одно из имен Ваала) был вынужден появиться перед людьми в зримом образе, он смотрелся устрашающе для язычников, ибо он явственно выглядел как черный, грязный эфиоп с бородой и с искрами, вылетающими изо рта. Демон в различных обликах появлялся в городе, но никто не пострадал. Народ называл его Злой дух и полагал, что только деяния святого Тауринуса сдерживали его, мешая творить зло".
   Мы видим, что злой дух, демон - семейный дух храма Дианы, матери-ведьмы, точно так же, как у евреев, которые заявляли, что Эродиас/Иродиада-Лилит- мать злых духов. И так вышло что сочетание семитского и греко-римского мифа дало повод для исследований. Существование всего описанного подтверждается свидетельствами некоторых древних писателей.
   В "Демонологии" Хорста (1818), писателя, который опередил свое время, я нахожу следующее: "В обвинениях против ведьм утверждается, что обвиняемой вменялось поклонение Диане и Иродиаде. Примечательно, что мы то находим среди заявлений Общественного совета церкви (Анкира, конец пятого века), так же, как и применительно к более поздним судам над ведьмами. Утверждали, что некоторым женщинам казалось, что они ночью летели с Дианой и Иродиадой. Но так об этом говорилось на Анкирском совете, вера во все это должна быть более древней, я не сомневаюсь в том, что существуют более ранние исторические записи об этом, о которых мне не известно".
   Павел Грилландус, в своем Трактате о ведьмах, являясь большим авторитетом своей эпохи, несколько раз, для достижения большего эффекта, добавляет, что ведьмы "полагают, что Диана и Эродиас/Иродиада- настоящие богини, так глубоко в них укоренились языческие заблуждения". Он выводит все злое в их мышлении из ложного языческого начала. Причем он крайне непоследовательно игнорирует тот факт, что в другом месте он назвал Сатану единоличным правителем всего это сообщества сестер.
   Иероним Карданус (De Subtilitate, 1. 19) (De Subtilitate, 1. 19) в обобщенном описании воплощения колдуна своего времени (Quoties veneficus ille rem non divinam sed diabolicam facturus esset) вообще ни слова не говорит о дьяволе, в его представлении главными духами выглядят Геката и Диан (Execratur illis precibus, Hecate dictante, primum adorandam, &c.) Геката-Диана была королевой ведьм в классическую эпоху, это подтверждается множеством авторов. Ее, как богиню Луны, сравнивали с кошкой, которая преследует мышей-звезд. Здесь же она была Баст Бубастиса, кошка-богиня Египта, и Фрейя с Севера, чью повозку везли кошки, очевидно, это норвежская Диана. Примечательно, и это также мое предположение, все считали, что ведьмы в Италии приносят вред, как Канидия в прошлом, они это делали только, если действительно занимались колдовством. Католическая церковь отнесла популярную веру в ведовство ко всему, что в христианстве связано с дьяволом, но характерно то, что даже сегодня Диана, а не Сатана- покровитель итальянских ведьм.
   И существует множество различных убеждений, связанных с этими верованиями, которые намного старше христианства. В Венеции, как и во Флоренции, ведовство вовсе не результат договора с дьяволом, но своеобразный дар, который даже хитростью может быть передан невинному человеку. Я проиллюстрирую все это историями, которые мне были рассказаны, при этом утверждалось, что все имело место в действительности, что все это действительно произошло во Флоренции в 1886, они уже появлялись в моей книге "Цыганское колдовство":
   "В этом городе жила девушкой, она против своей воли стала ведьмой. Она была больна, и рядом с ней находилась старая больная женщина, которая не могла умереть. И старуха постоянно стенала и причитала: "Увы, я умираю! Кому я все оставлю!". Но что это - она не говорила. И тогда девушка, думая, речь идет о каком-то имуществе, сказала: "Оставьте все мне, я ведь так бедна". И тогда старуха умерла, а девушка обнаружила, что унаследовала ее дар ведовства.
   И девушка пошла домой, где она жила с матерью и братом. После того, как она стала ведьмой, она часто отлучалась ночью, это заметив, мать сказала сыну: "Когда-нибудь ты увидишь свою сестру с ребенком". "Не надо о том думать, мама,- ответил он,- Но я все равно узнаю, куда она ходит".
   Так он наблюдал, и как-то раз увидел, что она выходит ровно в полночь из дома. Он схватил ее за волосы и намотал их на руку. Она начала ужасно кричать, и явилось множество кошек, которые принялись мяукать, отчего поднялся страшный шум, и целый час сестра пыталась вырваться, но у нее ничего не получалось, он держал ее крепко, она кричала, а кошки визжали, и потом она потеряла сознание. Но после всего в ней не осталось колдовской силы, она стала доброй девушкой, такой, какой была ранее"
   Здесь нет ничего, чтоб было бы общим с Сатаной, это ведьма Дианы, связанная с заклинанием Луны, одна из кошек ночью. В венецианскоц истории ведьма теряет свою силу, если она ранена и пролилась хотя бы капля ее крови, или даже если ее тайна раскрыта. Действительно, монахи сделали так, что в устойчивое итальянское суеверие влилось понятие о дьяволе. Но при всем том итальянские ведьмы ничего общего с дьяволом и адом не имеют и остаются, как в древности, дочерьми Дианы. Есть нечто животворящее и возрождающее в мысли о том, что есть место на Земле, при том в самой папской Италии, где яд дьявольщины совсем не господствует. В Трактате Пипернуса "Волшебное ореховое дерево у Бенвенуто" (Неаполь, 1647) есть несколько пассажей, в которых говорится о Диане как о королеве ведьм, один из них любопытным образом отождествляет Ламию с Лилит и Дианой. Там говорится о том, как ведьмы, которые совратили юношей, приведя их к смерти, были теми же Ламиями, еврейскими Лилит, Эмпузами, Мормоликами (прим.пер.-мифологическое чудовище) Ларами или Лемурами, они появляются на различных изображениях, посвященных Диане. Но Элиас Шедиус ("Германские боги", Амстердам, 1648) , приложив большие усилия, собрав воедино множество источников, еврейских и прочих, доказывает, что Диана идентична Лилит, и вместе две сущности соединялись в римской Люцине (прим.пер.- прозвище Юноны, богиня света и рождения).
   Ты и Люцина томящимся,
   Ты и Юнона родильницам, Тривия тоже,
   с заемным ты Светом зовешься Луною
   (Катулл, эпиграммы, 35, перевод А.Фета).
   Здесь Луна означает Диану.
   Другое особое замечание относилось к тому, как в древности ведьмы, эрифийские из Эрифии, микалийские из Микалы, Гекатеи, Медеи Цирцеи, тессалийские, на Сицилии циклопы и лестригоны и Иродиады "общее их название в других религиях от Иродиады, на берегах Иордана обитающей, хороводами и играми любовными сверх меры себя услаждают, она же их к своему совету призывает, почтить игрищами Диану". В другом месте Пипернус предполагает, что упоминаемая им Иродиада жила раньше, чем та, что стала причиной смерти святого Иоанна.
   В славянских заклинаниях и заговорах, которые, как правило, являются очень древними и имеют восточные корни, Лилит является тем же, чем и Эродиас/Иродиада. У нее было двенадцать дочерей, которые являли собой двенадцать разновидностей лихорадки. Соотнесение болезней и злых духов с числами двенадцать, семь основывается на халдейской магии, как то указывает Ленорман. Все это должным образом исследовано, и я согласен с Пипернусом в том, что Иродида существовала задолго до женщины из Нового Завета, танцы которой стоили жизни Ироду и Иоанну Крестителю.
   Я удивляюсь тому, что ни один современный христианский писатель не рассматривал эту историю практической точки зрения. Допустим, что есть дама, интеллигентная, воспитанная вдова, которая благополучно живет в качестве жены генерал-губернатора, скажем, Китая. Правитель умирает, брат занимает его должность и женится на его вдове (вещь, официально рекомендуемая Ветхим Заветом, являющаяся распространенным обычаем в древности, также это может быть разведенная жена брата). Священнослужитель основывает новую секту с эксцентрическими веяниями, которая имеет на народ огромное влияние, и он сообщает правителю, что его женитьба незаконна. И каковы чувства Иродиады! С одной стороны, развод может означать для нее бедность и смерть, она останется только с очаровательной дочерью, пророк же принадлежит к разряду просто диких личностей. А в те времена считалось совершенным пустяком предать смерти кого-то, кто стоял у вас на пути, если у вас была власть, чтобы совершить то, так и поступил Кальвин с Серветом, когда тот перешел ему дорогу, так же были преданы смерти Матерью-Церковью несколько миллионов еретиков, некоторые из-за их денег. Иродиада сделала то же самое, что совершили бы большинство дам, в мире считающих себя христианками сегодня, если бы Иоанн Креститель встал у них на пути.
   Больше всего меня в этой истории удивляет Иродиада, кем же она была по крови, какими качествами обладала? Ничего в этой истории нет, кроме обычной мести, совершенно ничего, что бы позволило ей занять место королевы-соправительницы широко распространенных огромных объединений ведьм и волшебников вместе с Дианой. И как случилось, что ее дочь, предположительно, хорошо воспитанная римская или еврейская девушка, одна танцевала цыганский канкан перед Иродом и его двором? Средневековые авторы пишут, что она кувыркалась, прыгала, сделала колесо (как Покахонтос перед солдатами Виргинии, я об этом читал). Или, может быть, она действительно, одна из сирийско-индийских-с персидской примесью танцовщиц, на самом деле, цыганка, кого в те дни можно было встретить в любом углу Римской империи?
   В те времена, как и сейчас, существовали смешанные браки, в Англии живет леди с громким титулом, которая когда-то была венгерской цыганкой-танцором. Одна из таких танцовщиц могла выйти замуж за брата Ирода. Конечно же, танец, который он исполняла, никак не мог быть святым танцем чагаг, который Давид исполнял перед Господом (2 Сам., vi.), вид которого произвел сильное впечатление на дочь царя Михала, которая назвала это бесстыдством, из этого мы можно представить себе, какие фигуры выделывала мадмуазель Иродиада на представлении после ужина! Нет, это не Чагаг, который, как говорит Раввин Давид Кимичи, исполнялся с пением сорок седьмого псалма, действительно, то был совершенно иной номер, исполненный за гораздо более короткое время.
   Но признавая, что нечто имело место- "это всего лишь гипотеза, мой дорогой кузин"- отпечаток сирийско-цыганских ведьм и дьявольской крови этих Иродиад, я понимаю, почему целое сообщество гадалок и колдуний взяла эту историю и сделала с ней все, что возможно, как будто бы одна из них околдовала тетрарха и выступила в роли королевы Лолы Монтес в этой своего рода драме Гамлета.
   Танец в древности был таким диким и страстным, он так смущал и сводил с ума, что даже сегодня у нас нет ни малейшего представления об его истинной сути. Я помню, когда Тальони, Эллслер, Карлота Гризи, Черито обратились к миру, ни один танцор до того подобного не совершал. До них другие очаровали намного более великое множество, так что мы вернемся к временам ведьм, пытаясь разгадать секрет. Сейчас колдуны и ведьмы, занимаются они колдовством или нет, как бы то ни было, сообщества грешников мужского и женского пола верят, что их вдохновляет дьявол, и я без сомнений в общих чертах возвышаю его в этом отношении и- они выходят в лунном свете, с метлами, с вилами, козами, пьют, разбегаются и танцуют всю ночь.
   Танцы! Еще Преториус говорил: " Но танцы колдунов делают людей такими безумными и разнузданными, что женщин теряют свой плод" И это может быть сейчас естественным для определенных женщин в различных странах мира - неистово танцевать, будучи обнаженной, даже среди тех, кто относится к высшим слоям общества, но я должен отметить, что античные традиции имеют сирийско-индийско-персидские корни. Моисей Маймонид говорит, что когда восходило солнце, дочери древнего персидского народа танцевали и пели. Делакре, когда писал о ведьмах, отмечал, что персидские девушки делают все то же самое при жертвоприношениях в знак поклонения. И ныне до настоящего момента танцующие женщины Персии и Индии - это общий источник, общее начало. Предание гласит, что один индийский царь как-то послал тысячу танцоров в подарок персидскому царю, и они все окончательно превратились в бродяг. И эти танцоры всегда формировали закрытое сообщество. Танцевали только те, для кого это было профессией. Итак, принимая все это во внимание, я нахожу возможным, если даже не вероятным, то, что Иродиада, мать и дочь, принадлежали к древнему, хотя и не почитаемому сообществу ведьм и цыган, и их имя, совпадающее с имением Ирода, в древности соединялось с именем одного из образов Лилит. И не исключено то, что совпадение имени Иродиады с именем жившей задолго до нее королевы-ведьмы способствовало возвышению идумейской девушки среди ведьм, так же, как ее причастность к смерти Иоанна Крестителя. Действительно, справедливо предположить, что отсутствуют причины, согласно которым последняя могла занять столь высокое положение, тогда как обладание таким именем сразу многое объясняет.
   В Италии многие, я таких людей встречал, ничего не зная о Диане как римской богине, очень хорошо знакомы с ней как с королевой ведьм. Однажды я обнаружил бесценное сокровище, относящееся к колдовскому знанию, которое ведьмы хранили в своем сообществе очень долго. Каково же было мое удивление, когда я в нем узнал старый химический фокус, открытый учениками Парацельса и Шиле, он впоследствии стал распространенным среди содержания книг "естественной" магии прошлого века, я же о нем узнал в десять лет из "Собственной книги мальчика". Это просто соединение нитрата серебра и ртути или серебра и ртути в азотной кислоте, если их смешать в колбе, они дают осадок в виде листьев, отчего оно и называется Древо Дианы. Этого названия достаточно для моих наивных ведьм, которые не сомневались, что здесь самое настоящее проявление черной магии, они хранили этот секрет как сокровище поколениями и передали его мне с поверьем: Albero di Diana--la Mga: (magia) delle Streghe (Древо Дианы, госпожи ведьм).
   Один раз мне дали, как величайшую святыню волшебства и колдовского искусства, стихотворение, которое, как я впоследствии установил, включало в себя сто пятьдесят срок из Ариосто. Поистине, оно было полно сверхъестественных, дьявольских описаний, но это было совершенно не то, чего я хотел. На то мой друг, который это переписал, удивился, так как отрывок посвящен сверхъестественному, поэтому должно было быть все в порядке. Я спросила его словами кардинала Д'Эсте: "Какого черта, где вы достали весь этот мусор?" "Но, синьор, мне его рассказал старая женщина, которая долго сохраняла его как волшебное".
   Что касается Дианы, можно отметить, что во времена Древнего Рима ей особенно поклонялись беглые рабы, "потому что они скрывались в лесах". Может быть, колдуны и ведьмы как изгои унаследовали особое к ней чувство. Как богиня всего тайного им магического она была также покровительницей тех, кто избегал дневного счета и общения с людьми. Ведьмы, преступники, изгои, беглые рабы, лунатики, все были под ее защитой, и приятно думать, что во времена такого сильного угнетения обездоленных и них был если не бог, то богиня, к которой они могли взывать.
  

ПОДНОШЕНИЯ ДУХАМ

   Как и раньше верили в тех же самых духов скал и огня, источников, гротов, лесов, к ним вызвали в древности в Тоскане, так и сейчас им совершают подношения. И когда я спросил об этом, мне дали несколько различных объяснений и пояснили, как авторы понимают суть торжественно обещанных даров. Нужно осознавать, что все это в корне отличается того, что предназначено святым.
   "Да. Например, если крестьянин идет мимо рощи или скалы, где живут духи или волшебники, он должен, чтобы им угодить, положить на землю монетку или булавку и произнести:
   Это все кладу на землю,
   Чтобы вы довольны были,
   Мне удачу подарили,
   Отвели зло от меня.
   Это вам дары, о духи.
   Если он проходит мимо источника или ручья, он бросает туда то же самое и произносит те же слова, изменив подобающим образом".
   Но далее мне рассказали следующее:
   "Подношения духам? Да, когда дух является ночью в дом и вызывает большое беспокойство, как ночной кошмар, садится людям на грудь и душит их, если они выказывают страх, он срывает все с них, они падают на пол, он же с хохотом улетает.
   Чтобы этого избежать, нужно совершить ему подношение. Ему больше всего угодны три подсолнуха, их необходимо положить снаружи на подоконнике и сказать:
   Три подсолнуха кладу,
   И прошу, меня оставь
   Солнце кругом пусть идет-
   Дух злой дом мой не найдет,
   Злодеянья прекрати,
   Буду я спокойно спать.
   Когда все будет сделано и сказано, дух прекратить досаждать, и, утомленный, успокоится.
   Следующее пояснение очень любопытно:
   "Иногда ведьмы и духи встречаются в рощах и садах, И если кто-то хочет узнать, каковы они на самом деле, пусть он посмотрит на них из окна в полночь. И он увидит, как под деревьями собираются силуэты, среди них есть главныйа, кто отдает приказы. Если они являются в человеческом облике, то это духи, которые могут свободно проходить везде, где пожелают и таковыми оставаться. Но если они колдуны и ведьмы, то они приходят в облике коз, козлят, кротов и других животных, потому что, когда они покидают свой дом, они также покидают и человеческое тело, которое остается спать в постели, и так они становятся животными либо появляются в их облике.
   Сейчас эти ведьмы наносят большой вред, выдергивая растения и ломая ветви, чтобы сделать себе любовные гнездышки, и так крестьяне, хозяева садов и рощ, разбрасывают сено, листья, травы как подношения и произносят следующее:
   На земле трава - от бед,
   Что приносит ведьма злая,
   Сеном ложе устилаю,
   Ляжешь с тем, кто мил тебе.
   И они обладают силой, такой, что они могут принять облик козла, забрать спящих людей, будь они простыми и благородными, и увести их с собой на свое сборище, они выбирают самых красивых девушек и юношей, чтобы заниматься с ними любовью. Сейчас среди этих ведьм есть даже принцы и принцессы, которые, дабы сохранить в тайне разврат и постыдное поведение, принимают форму коз и уносят на спине своих партнеров, чтобы танцевать с ними, они пролетают много миль за несколько минут, прилетают в дальние страны, там празднуют, едят, пьют, занимаются любовью. Но ближе к рассвету они приносят своих партнеров домой, и те просыпаются, думая, что им приснился приятный сон. Но на самом деле их развлечения были более реальными, чем они полагают.
   Но если они тщательно обыщут комнату, они всегда найдут там деньги, будь то медь или серебро, так как ведьмы всегда расплачиваются. Когда они найдут то, или же нитки и булавки, они должны бросить найденное в реку или в бегущую воду, тогда будут освобождены от колдовства".
   Положить подсолнухи на подоконник- это древний способ найти преступника или показать ему, что он обнаружен и его личность установлена. Согласно тому, Альберт Великий сообщает, что если человека ограбили, то он должен спать с подсолнухом под подушкой, и тогда ему приснится тот, кто был вором. Поэтому этот цветок и есть эмблема солнца, которое все освещает, все видит, ищет и находит все. И как образ дня он отпугивает ночных духов.
   Третье пояснение, которое имеет чрезвычайно обширный предмет, очень ценно, так как действительно объясняет хотя бы одну из причин, почему монеты и булавки бросают в источники. И это также важно, так как проливает свет на то, почему ведьмы и колдуны превращаются в животных. Я не помню, чтобы в какой-либо из работ, которые я читал по колдовству, приводилось объяснение, почему они принимают такой облик. Согласно этой, вероятно, древней теории, как в то верили Батиста Порта и другие, они остаются спать, когда их духа странствует, либо же блуждания ведьм им только снятся. Как убежден мой старый рассказчик, душа ведьмы при отсутствии чего-то более подходящего входит в животное.
   И далее. В работах Преториуса и других я встречал упоминание о людях, которые ездили на шабаши на козлах и возвращались оттуда, но они никогда не были колдунами. В некоторых книгах была история о человеке, который говорил, что он был испорчен до того, что совершил подобное несколько раз, но потом прекратил это. Признаюсь, меня это озадачивало, пока я не услышал объяснения. Те, кто ездит на козлах, не колдуны, а лишь те, кто ими обманут, их жертвы. Тем не менее, они веселятся и желают, чтобы сон повторился. Что лежит в основе этого, мне не известно, но я склоняюсь к мысли о том, что человека под воздействием опиатов или иных наркотических веществ могли привезти на дикое сборище с танцами, снова дать ему дозу и отвезти домой, как это случилось с сапожником, что было описано Шекспиром.
  
   (1) Продолжение показывает, что все это было сделано на время, путем создания магической иллюзии или чарами

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"