Лоуренс Роберт М. : другие произведения.

Заклинания от животных

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глава из книги "Магия подковы и прочие заметки о фольклоре"

   У нас есть множество примеров использования заклинаний и заговоров против зверей и рептилий в различных странах в разные эпохи, взятых из различных источников.
   Египтяне использовали в качестве заклинания против ядовитых змей различные магические формулы, написанные на полосках папируса, которые сворачивали и носили в качестве талисманов. Образец такого талисмана можно увидеть среди египетских манускриптов в коллекциях Лувра.
   Ниже приводится перевод части одного из таких заклинаний, где призывается на помощь бог, для того, чтобы защитить владельца талисмана от диких животных и рептилий:
   "Приди ко мне, о, Господин Богов, отошли от меня львов, приходящих из земли, крокодилов, вылезающих из рек, укусы всех пресмыкающихся, вылезающих из своих нор".
   Плиний советовал носить особенную траву как талисман от змей и гадюк. Эта трава, которой он дает не менее пяти латинских названий, кажется, идентична Anchusa officinalis (прим. пер.- румянка) современных фармацевтов, воловик или воловий язык, растение, которое сейчас редко используется в терапии.
   Греки, несомненно, также питали суеверное пристрастие к использованию амулетов против животных, хотя некоторые достоверные источники утверждают, что жители древних Афин, не испытывая колебаний, прогоняли кошек "и прочих зловещие существа, им подобные", бросая в них камня и прочие подходящие предметы ночью, способ вполне мирской и естественный. В этом смысле мы можем сослаться на мнение преп. Отца Пьера ле Брюна, высказанное в его "Критической истории суеверных обрядов" (Амстердам, 1733). Ученый писатель замечает, что если нужно было бы из комнаты прогнать собаку, совершенно бессмысленным было бы использовать молитвы и святую воду. Скорее нужно было бы открыть дверь, взять палку, выбросить наружу пищу, если эти и прочие практические приемы не помогут, можно обращаться за помощью к сверхъестественному, при условии, что использование данного способа санкционировано церковью.
   В трактате против суеверий французского ученого Мартина из Арля, опубликованном в 1650 году, было сказано, что монахи из монастыря в Арденнах хвастались, что в их монастыре нет крыс, этот факт был обусловлен достоинствами святого Ульрика, епископа Аугсбурга, некоторые из его останков покоились в их церкви. В этом монастыре было ранее принято разбрасывать крошки хлеба, которые он благословил, там, где обитали животные, монахи полагали, что это либо вызвало смерть животных, либо их очень сильно пугало.
   В Тюрингии из домов иногда выгоняют крыс таким образом. Утром, перед восходом солнца в Страстную пятницу, хозяин дома босиком в рубашке проходит через каждую комнату, дуя в крошечный свисток, сделанный из бедренной кости задней ноги крысы. Другим интересным методом изгнания животных из жилища пользуются в некоторых частях Австрийской империи. Перед рассветом в день основного праздника берут старый ботинок, который в последнее время не чистили, и кладут на землю на перекрестке двух дорог. В это время нельзя говорить ни слова, лишь молчаливо повторять "Отче наш". Направление, куда указывает ботинок, будет направлением, куда побегут крысы. В деревне Бечлин, несколькими милями севернее Праги, с докучающими жителям мышами поступили таким образом: ранним утром на Пасху, перед тем, как колокола возвестят начало первой мессы, хозяйка дома собирает и связывает вместе все ключи. После того она ждет первого удара колокола в полуденную мессу, после этого она спускается в подвал и при этом трясет ключами столько времени, сколько звонят колокола, когда звон прекратится, она снова проходит назад по тому пути, по которому уже шла, верят, что это средство навсегда отпугивает мышей.
   В середине семнадцатого века огромная армия саранчи вторгалась на поля около города Мишко в Гватемале. Их было так много, что они скрыли свет солнца и сломали ветви деревьев, на которых они сидели, они пожирали кукурузу и прочие злаки. Более того, они покрыли дороги и пугали мулов, которые шли по ним, свои дрожанием. По распоряжению должностных лиц люди собрались в полях с трубами и прочими музыкальными инструментами, чтобы отпугнуть незваных гостей. Принесли статуи, в частности, изображения Богоматери и святого Николая Торентинского. Из областей, лежащих как далеко, так и близко от Мишко, пришли крестьяне с подношениями для святого, чтобы умилостивить его, все принесли ему хлеб, чтобы он благословил их. Этот хлеб они унесли обратно домой, разбрасывали его на полях или закапывали под изгородями, надеясь, что так они защитят свои посевы от саранчи.
   Считалось, что название рябины rowan-tree или шотландское слово rountree происходит от латинского runa, что означает заклинание, потому что ей приписывалась магическая сила. Горе той ведьме, до которой дотронется веточкой рябины крещеный человек!
   В фольклоре много говорится о рябине, она является достойным соперником подкове во всем, что касается волшебных свойств, хотя она не так сильно притягивает удачу.
   Но в деле защиты скота от набегов ведьм нельзя вместо рябины применять даже подковы. Ветви этого прекрасного растения, повешенные над стойлом с коровами или оплетенные вокруг ее рогов, могут предупредить сглаз или общение с ведьмами или злокозненными феями. И их действенность увеличивается, если через равные промежутки времени повторять следующую молитву:
   От ведьм и колдунов, хищников летучих, годов ползучих, избавь нас, Господь!
   Джеймисон в своем "Шотландском словаре" отмечает, что этот обычай обвивать рога скота ветвями рябины имеет определенное сходство с обрядом, который проводили древние римляне в их Палили, или праздник, который отмечался в конце апреля, целью обряда было сохранить стадо. Он пишет:
   "Пастух, дабы очистить стадо, в сумерках вечером орошал влажной ветвью землю вокруг него, затем украшал стойло листьями и зелеными ветвями, а га дверь вешал гирлянды".
   В Китае для священников-даосов является совершенно обычным выполнение определенных ритуалов по завершении строительства нового свинарника или перед тем, как животных загоняли в новое помещение. Воздвигали алтарь в честь Чу-Лан-Ту-Ти или духа- покровителя свинарника, и стены отдельных помещений украшали полосками красной бумаги, на которых китайскими иероглифами было написано: "Пусть недруги лошадей, коров, овец, птиц, собак и свиней да будут умиротворены".
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"