Лера: - Рассказывай. Валерик: - Я всегда говорил, что не только мы собой управляем, но и нечто, стоящее за нами, нами управляет, и то, что нами управляет, когда оно делает это, оно нами ощущается как внешняя сила, так что и наши мысли, которые появляются в нас,
ощущаются нами как не наши, пришедшие извне к нам, мысли. Я говорил, что эта сфера принадлежит бессознательному, но это - такая часть бессознательного, которая нам уже не принадлежит, а слита с внешним миром, и является в нас изнутри
нас под видом наших собственных мыслей.
Что такое мы? Мы - это наше сознание. Мы - это всё то, что мы так или иначе
осознаём. Помимо нашего сознания в нас ничего нет. Лера: - Точно. Вдруг Валера говорит: Ленин такой гад,
сволочь, сколько миллионов людей погубил. Он людей погубил больше, чем Сталин. Я
спрашиваю, откуда у тебя такие сведения. А он показывает на телевизор, на канал РЕН тв. Валерик: - РЕН - это сплетники. 21 января был день рождения Ленина, и эти проститутки отрабатывали заказ
буржуазии, Недаром в СССР говорили: "Что ты смотришь, как Ленин на буржуазию".
Знает буржуазия, кто её её смертельно ненавидел, поэтому понятно, что она
отвечает ему тем же. А основное оружие буржуазии - это ложь.
Ленин говорил, что его жизнь ушла на борьбу с буржуазной пошлостью
лжи. Лера: - Я говорю: "Валера, есть желтая пресса, которая зарабатывает деньги на лжи.
А канал РЕН тв- это жёлтый телевизионный канал. Ты хоть что-нибудь читал о Ленине, ты
вообще когда в последний раз в руках книгу держал? Весь твой интеллектуальный интерес
ограничивается игрой в танчики. Стала ему объяснять, кто такой Ленин. Валерик: - Как-то был я в Декатлоне, и кассирша говорит: пойдите, сделайте себе карту. Пошёл я и сделал себе карту. Получилось у меня на карте 33 балла, а чтобы получилась скидка, нужно 200 баллов. И тут я расстроился, и думаю: гады в этом Декатлоне.
И вот на днях пришел в Декатлон, и у меня возникает эта самая мысль: всё равно мне не положена скидка, не буду показываться карту. Лера:
- А как же тогда они начислят тебе баллы за покупку? Валерик: - Вот-вот, это самое интересное. Можно спросить себя, откуда у меня явилась эта мысль. Можно, конечно, объяснить эту мысль обидой, что мне сразу не стали делать скидку, а обиду можно объяснить уязвленностью, что другие имеют скидки, а я - нет, и
связанной с уязвленностью завистью, которая перевела меня на инстинктивный уровень сознания. И
такой ход мыслей будет соответствовать способу рассуждений Фрейда.
В целом всю эту мою подсознательную реальность я могу отнести к антимиру, к тому, что находится не по эту
видимую сторону противостоящей мне внешней реальности, а по другую,
противоположную сторону, уходящую в бесконечный мир предшествующих поколений
моих предков или моего собственного бессознательного прошлого, которое
формировалось моей собственной жизнью в окружающей меня социальной среде. Но так
как я - это только сознание, то всё то, что вне его, хотя бы это так или иначе
проявлялось во мне, я отношу к этому антимиру, который видится мне
совершенно черной, непроглядной чернотой, в который скрывается мир черных мыслей
других людей и мысли и планы и действия которых врываются в моё сознание с целью
реализации за счет меня их собственных целей. И вот во мне явилась эта чужая мысль, явилась непроизвольно в форме мысли вполне сознательной, которая именно и заключалась в том, что зачем же я стану показывать карту, если никакой скидки не получу. И вот я с этой мыслью подхожу к кассе. А обычно кассирши спрашивают, есть ли у вас карта, и, конечно, я подал бы карту. Но - кассирша не спросила. Не спросила. Обычно спрашивают, а тут не спросила. И тут, задним числом, я начинаю соображать эту связь между мыслью не показывать карту и тем, что кассирша ничего не спросила, и из этого делаю вывод, что эта противостоящая мне реальность уже создана, запрограммирована черным миром, который стоит за плечами всех людей и определяет
содержание их бессознательного, которое в форме непроизвольных мыслей
является их сознанию, которые оно принимает за свои собственные мысли, и
т.о. черный мир управляет судьбами людей.
На следующий день захожу на сайт Декатлона, а там нет начисления баллов, как и
фиксации покупки. Тут я расстраиваюсь, потому что чувствую, что меня уничтожают, и чувствую, как вся жизнь, которая окружает меня, вся направлена на то, чтобы меня использовать, чтобы из меня "кровя пить", и расстраиваюсь по-настоящему, вместо покорного, спасающегося юмором российского "Что ж, пейте мою кровь, сосите мои яйца".
И от того, что пришёл в глубокое расстройство, начинаю соображать, а как же покупка могла быть зафиксирована на карте, по каким признакам. Ведь я прошел как один из обезличенных сотен покупателей. Получается,
что никак, и еще что человек начинает думать вполне материалистически только после того, как очень сильно расстроится. А до этого никакого
материалистического детерминистского мышления у него нет, а есть только расчет на чудо, подобное тому, которое случается с ребенком: он родился - и вот ему в щеку толкается сосок сиськи, и ему остается всего лишь взять
на себя труд начать сосать сосок. И затем ребенок многие годы существует в такой же чудесной среде, в которой ему являются
чудесным образом и пища и многие многие другие вещи, которые ему нравятся и которые являются ему сами по себе,
без всяких с его стороны усилий единственно потому, что он этого хочет. Эти условия существования не могут не вести к формированию мистического мышления,
оперирующего категорией чуда. Что-то хочется, и то, чего хочется, должно явиться чудесным образом, а если то, чего человеку хочется,
не является, человек расстраивается и обвиняет окружающий мир в нерасположении, враждебности к нему.
Поняв причину, почему покупка не была зафиксирована, я стал соображать, что не один я мог оказаться в таком положении, и что должно быть на сайте нечто, позволяющее занести сделанную покупку на карту. Правда,
при этом тут же возникает мысль, что может быть взят чек у любого покупателя, который не обзавелся картой, и выдать его покупку за свою.
В разделе "услуги" я действительно нахожу высказывание в том смысле, что де если вы забыли карту дома, то покупку можно занести на карту, но не более двух раз в год.
Ладно, начинаю заносить в форму данные чека, и натыкаюсь на слово "трансакция". В чеке такого слова нет. Что это может быть? Номер чека? Заношу в форму номер чека и получаю ответ: ошибка. Ваш чек не
может быть найден. Ответ я воспринял совершенно спокойно, потому что ничего
другого и не ожидал, потому что ясно, что все сволочи. Теперь я вообще
удивлялся тому расстройству, которое яйца выеденного не стоит, и даже был удовлетворен тем, что в
своих догадках не ошибся.
Через пару дней произошло событие. Словно кто-то подтолкнул меня под руку, словно я это делаю под чью-то диктовку. Открываю сайт Декатлона, нажимаю, словно уже знаю, что делаю, "свяжитесь с нами", затем "карту клиента", "часто задаваемые вопросы" - и на меня смотрит вопрос: как найти трансакцию". Ввожу трансакцию и находится мой чек. На следующий день баллы по чеку начислены, и у меня чувство человека, реализовавшего цель. Когда я заходил в последний раз, у меня не было никаких эмоций, и в то же самое время было ощущение, что моё бессознательное уже всё знает. Я не знаю, а бессознательное знает. И действовало моё бессознательное, я чувствовал его, и чувствовал, что оно знает.
Я просто подчинился ему, не стал сопротивляться. Получается, что всё то, что я узнаю
или, что то же, узнаёт моё сознание, происходит только после того, как я действовал в соответствии с моим бессознательным, которое гораздо шире меня с моим телом и которое слито с внешним миром и знает его.
После того, как ответ относительно места нахождения трансакции был найден, после этого я уже мог пронаблюдать и повторить то, что сделал перед этим.
Всё дело, однако, в том, что действия бессознательного есть действия бессознательного, и после того, как был получен результат, единственное, что я знал, это что информация о трансакции содержится на сайте, но как я её нашел, я не знал. И поэтому когда я позже попытался снова войти
в тот же файл, я не смог это сразу сделать. Мне потребовалось заняться поиском, применения метода проб и ошибок; и догадок, что, может быть, если я нажму на ту или иную кнопку, я выйду к цели.
Лера: - Ты пессимист. Какое бы событие ни произошло, ты считаешь, что оно несет в себе плохое. И впадаешь в панику и начинаешь действовать.
Тогда как я - оптимист. Я считаю, что всё, что ни происходит со мной, это хорошо. Что бы ни произошло, всё это делается мне во благо. И поэтому я никогда не паникую, не волнуюсь и ничего не делаю. И потом это "хорошо" со всей своей силой падает на мою голову. Валерик: - Случилось со мной и еще кое-что. Жил был парень по имени Отто Вейнингер, и написал он талантливейшую диссертацию "Пол и характер", выдвинув
в ней, среди прочего, идею , что каждый человек, физиологически характеризующийся определенным полом, в то же самое время содержит в себе свойства и противоположного пола.
Анализ Вейнингера характеризуется способностью Венингера объективировать субъективную, феноменологическую реальность человека,
с одной стороны, и соединением наблюдения реальности феноменологии с
информацией, относящейся к ней, что требует высочайшего духовного
напряжения. Объективация того, что в нас, имеет в качестве следствия разрыв с
чувственным отношением к реальности.
И вот Вейнингер написал свою книгу - и убил себя.
И меня давно уже занимал вопрос: почему? Почему он это сделал?
Ответа у меня не было.
И вот некоторое время назад я как-то очень удачно духовно работал. И вдруг у меня возникло
отчётливое, ясное ощущение: я не хочу жить. И одновременно с этим я обнаружил также изменение в ощущениях, связанных с восприятием внешней среды. Окружающее словно превратилось для меня в призрак, в то, за пределами чего
я существую, что существует словно не как реальность, хотя и знаю, что это -
реальность. Окружающее отталкивало меня и вызывало страх и отчуждение от него,
нежелание сталкиваться с ним.
И я отметил и зафиксировал и эту странность восприятия, и мою неспособность и невозможность существовать в этом
воспринимаемом мире окружающих меня признаков. Это ощущение нежелания жить вначале было воспринято мной как моя объективная и необходимая реальность, к которой я пришел. И
если бы я на этого рода необходимости и объективности моей реальности фиксировался,
я бы последовал необходимости отчуждения от неё, что возможно только
посредством суицида. Но меня остановило другое. Меня остановила вдруг неизвестно
откуда возникшая моя неспособность существовать во внешней среде, превращение её во вне меня существующий призрак.
И тогда, опираясь на факт изменившегося восприятия внешней среды, я сформулировал мысль,
что само по себе это моё состояние есть состояние частное, произведенное, что это моё нежелание жить - это не необходимость, но это ощущение порождено тем, что я делал
перед этим, как и вообще наши состояния определяются тем, в каких
обстоятельствах мы оказываемся. И тогда я прихожу к выводу, что оно порождено
моей предшествующей духовной деятельностью, тем высочайшим напряжением духа, когда он становится для человека той единственной реальностью, которая имеет цену, и для которой вся на чувственная жизнь, животная в своей основе, основывающаяся на чувстве удовольствия и удовлетворения - это ничто, она не имеет цены.
Но это - если все эти вещи осознавать. То же, что существует в реальности - это
только дух и его реальность, и ничтожество и отсутствие какого бы то ни было
смысла во всём, что относится к чувственной жизни. Собственно,
объективация чувства есть не что иное, как отчуждение от чувства, потому
что в процессе объективации чувство превращается в объект. Но объект - это то,
что вне человека, и поэтому живое чувство превращается в простой его след. Дух, духовное отношение к жизни в своей наивысшей форме уничтожает саму жизнь. Дух заставляет разжать руки, удерживающие жизнь,
изначально пытающуюся выскользнуть из рук. Переработка духом идеи и смысла жизни приводит к тому, что жизнь не имеет ни значения, ни смысла.
И тогда я, наконец, понял, почему Вейнингер покончил с собой: он не сумел возвратиться. Он потерял дорогу назад, в реальную чувственную жизнь.
А нужно возвращаться. Нужно по мере движения духа оставлять метки, вехи, по
которым можно будет возвратиться назад. Нельзя заходить в жизни духа слишком далеко
без нити Ариадны, потому что человек - это равновесие духа и чувства, жизни и
рассуждения.
Должно быть понятно, что как в жизни духа, так и в жизни чувства человек может зайти
настолько далеко, что потеряет дорогу назад, к единству его животной природы с
духовным существованием, и тогда он превращается в гада, пожирающего безразлично
других гадов и в особенности людей, потому что если с другими гадами он ощущает
общую с ними природу, то к людям он относится и с особенною ненавистью, и
особенною страстью, и испытывает особенное удовольствие от уничтожения
того, что является его противоположностью, существование чего унижает и уязвляет
его в его существовании вкачестве гада,
потому что человек является по отношению к нему высшим
и потому ненавистным ему существа.
В частности, здесь же, на уровне статистики, налицо ответ на вопрос, почему женщины живут дольше мужчин. Чувственное начало у женщин в их массе развито на порядок сильнее, чем у мужчин, и духовное начало развито на порядок ниже, чем у мужчин. Поэтому и сила жизни у женщины развита на порядок сильнее. Мужчина живет и обладает смыслом жизни, поскольку перед ним стоят цели: жениться, работать, растить детей. Потом дети выросли, с работой покончено, и перед ним встает вопрос: а для чего я живу? В чем смысл моей жизни. Я в жизни сделал уже всё, что должен был сделать, и больше в моём существовании нет смысла. Лера: - Я не мужчина, я женщина до корней волос, во мне нет ничего мужского, и, однако, передо мной с юности стоял вопрос: а в чем смысл жизни?
Для чего живу. Я верю в бога, во что-то высшее, должны же они были там,
наверху, как-то
спланировать, для чего живет человек, в чем смысл его жизни.
И я тоже спланировала мою жизнь, спланировала, что выйду замуж, рожу детей, буду их растить, буду работать. Потом дети вырастут.
А потом я умру. И всё. И возникает вопрос: для чего всё это? Что, весь смысл жизни заключается
только в том, чтобы родиться, работать, рожать и растить детей,
а потом умереть? . И это - всё? В этом и заключается весь смысл жизни? Валерик: - Умные люди говорят, что смысл жизни - в самой жизни. Живи и каждую минуту
старайся прожить так, чтобы получать удовольствие от жизни, чтобы
чувствовать жизнь. А если испытываешь неудовольствие, постарайся что-то
изменить в своей жизни, или преврати неудовольствие в удовольствие. Что,
собственно, человек и делает, почему он и приспосабливается к любым условиям
существования. Человек часто объективно несчастен, но он не чувствует своего
несчастья, потому что и в несчастье ищет счастье. Например, жизнь невозможна, но
если сказать себе, что это бог даёт тебе испытание, то, смотришь, жить становится интересно ,
и ты существуешь не один, а существует кто-то
высший, кто тобой интересуется, кто заботится о
тебе и о твоем благе. Человек обманывает себя и других, и
в обмане и через посредство бесконечного обмана ищет своё счастье.
Разумеется, счастья он не находит, но благодаря обману он почитает себя
счастливым человеком. Лера: - Скажи, вот ты, как ты поддерживаешь в себе жизнь? Валерик: - У меня должна быть задача, которую я должен выполнить. Когда я выполнил задачу, я нахожу другую задачу. Пока есть задача и я её выполняю, я живу. Как только нет никакой задачи, жизнь начинает выскальзывать из моих рук, и я должен быстро найти другую задачу, которую я должен выполнять, чтобы жизнь, как какая-то вещь, не выпала из моих рук. Жизнь словно то, что не зависит от человека и постоянно пытается покинуть его. И человек должен постоянно, непрерывно что-то делать, решать какие-то задачи для того, чтобы не упустить
из рук жизнь. Лера: - Ну, это делаем все мы. Все мы постоянно что-то решаем. Но ведь всё это делаем мы сами.
Мы сами всё это придумываем, сами придумываем себе задачи. Но жизнь сама по себе, в чем её смысл? Валерик: - Жизнь - это как бы такая штука, которая не принадлежит нам. Мы удерживаем её нашими руками. Чуть зазевался - и жизнь начала уходить, вытекать из тебя. Что такое жизнь?-
никто не знает, что такое жизнь. Но, во всяком случае, жизнь - это не мы. Это
что-то другое, что мы пытаемся удержать Лера: -Что на Украине? Я не смотрю политические передачи,
не слушаю новости. Я избегаю их, потому что они могут меня огорчить. Я
считаю, что мне вполне достаточно моих собственных проблем, чтобы я задумывалась
над чужими проблемами. Ты не знаешь , что на Украине, там же настоящая война.
Кто там против кого?