Когда однажды зрители спросили у Татьяны Дорониной, почему её героиня не пошла на свидание с героем Ефремова в "Трёх тополях на Плющихе", она сказала: "Потому что такой человек, как она, не могла этого сделать". Зрители были разочарованы. Им так хотелось, чтобы её героиня пошла на свидание. Поступок героини Дорониной - пример действия нравственного закона в человеке: человеку хочется, и человек может, а нравственный закон ему не позволяет. И человек подчиняется нравственному закону. Желание которому предались зрители - проявление действия закона свободы: нельзя, но если хочется, то можно.
В девяностые годы над Россией воссияло и сияет по сей день яркое солнце свободы. Долой цензуру, долой большевизм с его тотальным контролем над личностью. Большевизм - это тюрьма для личности. Муж загулял - жена бежит в партком, и мужа стреноживают, подчиняют нравственному закону. Долой нравственный закон!
Нет, дамы и господа, погодите возмущаться и говорить, что автор над вами издевается, потому что это совершенно не так. Я вот о чём подумал. Это великое слово: свобода! Что может быть прекраснее этого слова! Но в каком обществе может воссиять это слово? В обществе, в котором нравственный закон заложен в человеке. Если нравственный закон заложен в человеке, то ему не нужен партком, горком для того, чтобы свобода и нравственность уравновешивали в нём друг друга.
В обществах нравственный закон представлен законом божьим и реализуется религией. Человек верит в бога - и тем самым вера в бога оказывается не чем иным по своему содержанию, как нравственным законом, определяющим поведение человека среди людей. Нет бога - и всё дозволено. Нет бога - и ты свободен. Нет бога - и ты сверхчеловек и тебе всё можно. Для тебя нет запретов.
Большевики уничтожили религию, и тем самым уничтожили механизм поддержания в человеке нравственного закона. Но общество вне нравственного закона - это сфера животного царства. Поэтому большевики должны были ввести нравственный закон другими, чисто материальными средствами. И они ввели материальными средствами всё тот же нравственный закон. А почему нет? Ведь бог не приходит к нам и не говорит, что можно делать и чего делать нельзя. Бог действует опосредованно - через механизмы церкви или ... парткомы. А если ты языка убеждения не понимаешь, то он действует как закон природы. И когда обиженный богом человек говорит: я не понимаю жестокости бога, ему отвечают: "Неисповедимы пути господни". А что тут "неисповедимы пути господни" - за что боролся, на то и напоролся. Так что не взыщи.
Нравственный закон противоречит индивидуалистическим импульсам, и индивид стремится его обмануть, обойти.
И вот воссияло над Россией солнце свободы, солнце полной свободы! Ведь большевики уничтожили в душах людей веру в бога. А раз нет бога - значит, всё дозволено! И хотя сегодня и растут церкви как грибы в дождливую погоду, невольно закрадывается мысль: не поздновато ли хватились приобщать людей к религии, когда они прекрасно знают, что никакого бога нет, так что вся их вера показушная и эгоистическая. В душе человека бога нет. Но что ж, во всяком случае как однажды церковь превратилась в партком, так и сегодня парткомы превратились в церковь.
Дети отвечают за грехи родителей
Судебное дело. Выброшен маленький ребёнок из окна третьего этажа. Ребенок погиб, и в суде осуществляется разбор полетов. И постепенно выявляются обстоятельства произошедшего. Жил-был парень. И была у него девушка. А у девушки была подруга. И подруга, как водится, увела парня из конюшни девушки в своё стойло. И парень женился на подруге девушки, и стали они жить у родителей парня. Девушке, конечно, это было неприятно и обидно, а что поделаешь? Ничего.
И так парень с девушкой живут, и девушка рожает ребеночка. И они живут. Но что-то ребеночек не похож на парня. Как-то так вот. То есть здесь, как говорится, кошки скребут на душе. Ну, ладно.
Но тут происходит некий непредвиденный случай в том смысле, что матери парня на работе стало нехорошо, и она не вовремя пришла с работы. Заходит в квартиру и слышит голоса. Голоса невестки и мужа. И они о чем-то разговаривают. Разговаривают и разговаривают. Женщина проходит на кухню, но краем глаза замечает, что её супруг лежат с невесткой в супружеской постели в неглиже . И тогда женщина стала прислушиваться к разговору, и из разговора выясняется, что ребеночек у невестки от её супруга. И тут, как говорится, бейте, литавры, звучите трубы, да здравствует время свободы. Оно-то, конечно, характеры у людей разные. Разные характеры. Когда муж Ролдугиной гулял, его жена не ходила ни в какие парткомы. И на замечание, что де как же вы можете такое терпеть, она отвечала: "А он меня приласкает, и мне хорошо". Так что разные люди и разные характеры.
Я имею ввиду реакцию женщины, потому что она показалась мне странной. Но вот на фоне другого случая эта реакция такой странной уже не кажется. Вы помните Маринку? Она жила в гражданском браке с Димой. У них родился ребенок, и они жили. А жили они в гражданском браке потому, что Маринка стала говорить, что она Диму не любит, а живет с ним из-за денег, сама же ждёт принца на золотом коне и не хочет себя связывать. В конце концов она от Димы ушла и стала свободной женщиной и оставалась замечательной мамой. И вот она была замечательной мамой до тех пор, пока ребенку не исполнилось три годика. И тут, как выразилась её мать, "Маринка сошла с ума". В смысле, загуляла. Как вечер - она моет голову, красится-мажется и до четырёх утра её нет дома. И появились у неё Пети-Васи. На вопрос же о том, собирается ли она за этих Петь-Вась замуж, отвечала с пренебрежением, что не собирается, что в качестве мужей они ей не нужны. Ей дарят все эти Пети - Васи золотые цепочки и прочее подобное барахло, и она всё это берет, когда же ей дома говорят, что ведь подобного рода подарки её обязывают, она говорит, что ни к чему абсолютно они её не обязывают. Словом, Маринка живет. И то сказать, женщина она из себя видная, и, как я понимаю, пользуется своей видимостью по полной программе, так что после ей будет что вспомнить: "не даром молодость прошла".
А так как она уходит из дома в девять часов вечера, и ребенок еще не спит, то у неё возникли проблемы: нужно идти, а ребенок еще не спит, и ей выговаривают в том смысле, что де, мол, какая же ты мать. И вот однажды появляется Дима. И Маринка красится-мажется, моет голову и идет на свидание то с Толей, то с Колей, а в это время Дима укладывает спать ребенка и сам ночует в доме. И ничего, вроде так и надо. А когда Маринке говорят, что де мол почему у нас Дима ночует, она отвечает: вы же хотели, чтобы кто-то укладывал спать ребенка. Ну, не знаю, Маринка, конечно, девушка фигуристая и всё такое, и, может быть, Дима за счастье почитает, что получил возможность служить ей. Так что не знаю.
Что-то подобное сделала и эта женщина. Она не стала выносить сор из избы и не стала ничего говорить сыну. И более того, она ничего не сказала ни мужу, ни невестке. Она тихонько вышла из дома. И вот вся эта её реакция кажется странной. Как говорится, "странно это, странно это, быть беде". И, как она выразилась на суде, она была как в тумане всё это время. И последняя капля, которая её добила, это уже открытое высказывание мужа. Как-то невестка говорит: "Вы, папа, относитесь к Имя-рек не как к внуку, а как к своему родному сыну" И муж ответил: "А он и есть мой родной сын". И это было последней каплей для женщины. Но и тут она ничего не сказала. А только при случае выбросила ребенка из окна. И она сделала на суде признание только после того, как стали обвинять её сына в совершенном преступлении.
И тут, конечно, возникает кричащий сакраментальный вопрос: ребенок, ребеночек-то при чем, ребенок-то чем виноват?!
В точку
И я со всеми пребывал в недоумении: чем виноват ребенок, почему ребенок?! И, однако, размышление показывает, что иначе и не могло быть. Противоположности не перетекают одна в другую. Они отражаются друг в друге, но друг в друга не превращаются. И в этом смысле одна сторона противоположности ничего не знает о другой. Из двух полушарий одно выполняет функции сознания, порождая субъективность человека с его картой мира, другое - бессознательное - представляет реальность как она есть. Бессознательное само по себе, в отличие от сознания, знает всё. Одно представляет субъективную сторону человека, то, как он сознает и чувствует себя. Другое полушарие представляет собой действующую сторону. Полушария либо взаимодействуют между собой либо поляризуются относительно друг друга. Поляризация полушарий происходит в условиях "отсутствия выхода."
Теперь поставьте себя на место женщины. Женщина узнает, что её муж изменяет ей с невесткой. Одновременно тем самым, но уже в качестве матери, она узнает, что отец спит с женой сына, и она представляет, какую травму получит сын, узнай он правду. В соответствии с этим в ней формируются реакции: реакция оскорбленной женщины и реакция любящей матери. Однако, если она начнёт действовать, если она всё это сделает явным, то последствия становятся трудно предсказуемыми. В качестве женщины с сильным сознанием и сильным чувством ответственности она решает ничего не говорить. А это значит, что сформировавшиеся реакции вытесняются в ней в её бессознательное полушарие. Реакции рвутся на эффекторные пути, а женщина силой своего субъективного левого полушария их блокирует. Вытесняя проблему в бессознательное полушарие вместо того, чтобы её решать, она тем самым, не сознавая этого, передает решение проблемы правому полушарию, а для последнего существует только один способ - разрядка энергии испытываемого женщиной напряжения, т.е. задача вывода на эффекторные пути энергии сформировавшихся реакций, и оно, подобно механической машине, начинает её решать. У бессознательного полушария нет чувств и нет никаких субъективных, человеческих законов, законов "хорошо или плохо". Правое полушарие не знает закона. Правое полушарие - это природа. Для него есть только реальность реакций, которые ищут своего выхода и не находят. Поэтому любое вытеснение есть в то же самое время снижение уровня осознания. Пока всё это зреет в правом полушарии, сохраняется статус-кво и идёт процесс подготовки "оборачивания" полушарий, то есть вытеснения положенного сознательного полушария бессознательным.
Что мы имеем в реальности? В реальности мы имеем ребеночка как следствие "грехов родителей". Ребенок - это будущее, обращенное в прошлое. Отрицание будущего дает отрицание прошлого, его породившего. Для бессознательного нет ребеночка - и нет ничего: отрицание следствия даёт отрицание причины. Следствие есть материально существующее проклятие причины. И когда всё это в правом полушарии созревает, тогда появляется повод - и отключается удерживающее сознание "сверх Я", и остаётся "Оно", не знающее чувств и представляющее физический закон движения шара, по которому ударил кий игрока и задал ему направление движения. Действие нравственного закона свершилось. Бог сказал своё слово. И разве после этого можно говорить, что де неисповедимы пути господни?!
Нравственный закон и закон
Осудили женщину на восемь лет общего режима. Её осудили за факт - убийства. Но бог - это нравственный закон, который выше факта. Бог - это природа, или, если хотите, бог реализует себя через посредство природы, или, иначе, за богом стоит природа, которую, опять же, если у вас есть желание, можете рассматривать в качестве самореализации бога. Бог - выше человека. И если человек не подчиняет себя законам божьим, последствия этого всегда разрушительны.
Законы бога выше законов человека. Но человек и бог - это противоположности. И законы человека противостоят законам бога. Люди судят причину следствия - убийства. Но люди не судят причину этой причины. Грех мужа и невестки человеческим законом не судится и не осуждается. Более того, преступившие нравственный закон выступают в качестве потерпевшей, страдающий стороны. И они, пожалуй, могут и молиться господу: "Боже, зачем, для чего ты попустил так, что свершилось злодеяние над невинной душой". Что мог бы бог ответить на это: "Это вы убили своего ребенка".
А что отвечает человеческий закон нравственному закону? От отвечает: а мне всё равно, праведник ты или грешник, нравственно ты поступаешь или безнравственно. Я написан человеком и служу человеческой природе. А ты не нарушай.