Ничто лучше не характеризует состояние депрессии - чумы XXI века - как христианские понятия "богооставленности" и "безблагодатности". И субъективные переживания покинутости, сиротства, одиночества и объективное состояние нехватки жизненной энергии - яркие симптомы отделенности от Источника Единой Жизни. Это тем печальнее, что человеку по своему сотворению была дана приобщенность Богу - Источнику Жизни: "Дыхание Божее в нем было положено и никогда не отнималось".
Из многообразия аспектов Единой Жизни хотелось бы прикоснуться к метааспекту
Единой Жизни и месте человека в ней. Если мы не попытаемся ответить на вопрос о роли человека в системе Единой Жизни - у нас нет ни единого шанса ликвидировать разрыв с Источником Жизни. Нет ни малейшей надежды не только на эволюционное развитие человека, но и на само его существование.
В Евангелие от Иоанна есть поразительные и поражающие строчки значимости человека для Жизни: "в Нем была жизнь и жизнь была свет человеков" (от Иоанна 1.4.). То, что жизнь зиждется в Нем - в Боге - понятно и неоспоримо. Но то, что сама жизнь ничто иное как свет человеческий, ставит всё с ног на голову. Человек не просто плотоядный поедатель жизни, но сущность, от которой зависит все, что мы привыкли считать жизнью.
Возможно ли для хрупкого "мыслящего тростника" отвечать за всю Жизнь? И что есть в человеке, что позволяет это утверждать не только святому писанию, но и последним научным открытиям?
Человек был создан "перстным", из "персти" - того вида невидимой энергии, из которой было создано всё сотворенное, или первородной глины, как это описано в книге "Бытия". Для чего это было сделано? Вот что говорит об этом митрополит Антоний Сурожский: "Бог берет глину, пыль земную и творит человека. Почему? В чем тут дело? Потому, что человек Богом призван быть вождем всей твари в Богопознание и полноту своего бытия, в полный рассвет своего бытия. И для этого человек должен быть сродни всей твари, всему сущему. Он не самая "совершенная обезьяна" в том смысле, что он тогда был бы сродни только некоторым тварям. Как пыль земная, как глина, как говорит священное писание, он сродни земли и небу, и солнцу, и ветру, и звездам. И потому, что он принадлежит всякой земной твари, всякая тварь себя может в нем узнать". Речь здесь еще не идет о совершенстве человека. Как один из отцов церкви говорит, что вначале человек был невинен. Его задача была в том, чтобы вырасти в святость, в святоностность. Он был невинен в чистоте своей тварности, приобщенности к дыханию божию и способности принять Духа Святого. Человек должен был вести всю тварь от меры к мере так, чтобы вся земля, всё небо приобщилось к Богу, были пронизаны благодатью Святого Духа.
Итак, в человеке есть всё, что существует в этом мире. В нем заложена эволюционная информация развития всей жизни. Так, человеческий эмбрион последовательно развивается от амёбы до высшего млекопитающего. В его центрах тонкой энергетики таятся ужасающие энергии всех земных и небесных стихий. В своей многомерности он простирается не только в космическую безмерность, но и в неосознаваемую запредельность. Но самое удивительное бывает в самом простом. Человеческая жизнь начинается от слияния женского и мужского, яйцеклетки и спермато-
зоида. Момент их слияния знаменуется выбросом кванта света. И вся вселенная фиксирует зарождение новой жизни. В ответ на сигнал зародившейся жизни из таинственных глубин Беспредельности приходит информационная световая волна, по уникальной матрице которой строится вся уникальная многомерная личность человека и прокладывается его неповторимый жизненный путь, по которому ему возвращаться к своим истокам. И теперь задача человека научиться слушать и слышать только ему предназначенное, чтобы не свернуть с этого пути, не пресечь светоносную нить, связавшую его с Источником Жизни.
"Что внизу, то и вверху". В Метаглубинах соединение Вечно Мужского и Вечно Женского рождает свет, который творит и поддерживает все сущее. Человек вызван к бытию этим Божественным Светом, Словом Любви и призван стать звучанием этого Слова. Свет сопровождает зарождение человека, формирует его и ведет по этой жизни.
По словам митрополита Филарета Московского человек как бы подвешен между двумя безднами: "божественной бездной, которой он призван и бездной небытия, из которой он вызван. И хрустальный мост, по которому он только и может переходить из одной бездны в другую - это божественная благодать Духа Святого, божественная энергия любви".
Любовью человек вызван, любовью человек соединен с Источником Жизни, и любовью может и должна стать его жизнь.
На земном плане соединение двух начал сопровождается светом, поддерживается светом. Это благотворная, благодатная энергия есть то, что мы называем Любовью.
Может быть более привычна для нашего понимания звучание строки из Иоанна: "В Нем была жизнь и жизнь была любовь человеков". Любовью соединяется разорваное и создается новое. Поэтому депрессия - это неумение, а главное нежелание любить, а значит, нежелание жить. В состоянии депрессии мир сер, бессветен и бесцветен, но чтобы он засиял красками есть только одно средство - чтобы в тебе самом появился свет, та благодать, которая делает весь мир сияющим.
В чем причина депрессивного состояния современного общества потребления..
Ради "материальных хлебов потребления" человек пренебрег своей второй божественной составляющей, "ибо не хлебом единым жив человек, но и словом любви из уст Божих".
То есть для жизнедеятельности человека необходим не только материальный аспект, но и духовная энергия. Пренебрежение духовным аспектом приводит к распаду всей многомерной структуры человеческой личности.
Депрессия - это нехватка благодатной жизненной энергии, которая не просто заряжает человека, но в первую очередь соединяет его с источником Единой Жизни, поскольку благодать Духа Святого - это энергия любви и единственная возможность
питаться этой благодатью - это "возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душею твоею и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим " (от Луки 10.27). Это означает, что благодать должна пронизать и соединить всю многомерность структуры человеческой личности - физическое, душевное и духовное тела - воедино. И вот тогда наполненный благодатью, Божественной любовью он в состоянии выполнить то, к чему призван - возлюбить ближнего как самого себя. Возлюбить как самого себя не означает возлюбить в ту же меру, в какую любишь себя любимого, но это значит, что ближний должен стать твоей составной частью, когда он - это ты, и в вас обоих течет единая кровь Божественной Благодати. Для этого ближний должен нуждаться в тебе, то есть у тебя должно быть то, чего ему в данную секунду не хватает, и он по открытости своей может взять предложенное. И, главное, он должен быть сродни тебе, то есть отзываться на те вибрации, которые существуют в тебе.
Как видно из Писания, величие человека по сотворению уже в том, что он есть выражение любви и сродни всему сотворенному, поэтому в момент, когда он наполнен благодатной энергией, он в состоянии отдавать её всему, нуждающемуся в ней, что в конечном счете, приводит к обожению всего сущего, когда по словам Апостола Павла: "Бог будет всё, во всем". И здесь необходимо рассмотреть значение Сердца в возможности наполнится Божественной Благодатью и способности человека отдавать её своему ближнему.
Все религии мира указывают на значение "Сердца" в духовной жизни человека.
Основа христианства - Нагорная проповедь - представляет собой учение о "Лотосе Сердца". Через Сердце восстанавливается в человеке внутренняя связь с Богом. Через Сердце осуществляется в нас Богочеловечество. Через этот центр человек осуществляет связь со Вселенной, окружающим его миром, со своими ближними. "Мы должны ввести в сферу сердца весь мир, ибо сердце есть микрокосм сущего" (Агни Йога "Сердце". 277).
В нашем падшем мире, когда стало невозможна непосредственная связь Бога с человеком через дух человека, искупительная жертва Христа позволила через сердце, месте, где Христос проявляет себя для нас, снова восстановить единение с Высшим, ибо "никто не приходит к Отцу как только через Меня" (Иоанн 14.6.).
Преданность и открытость Возлюбленному наполняет энергией благодати,
и чувство благодарности, наполняющее Сердце, яркий свидетель того, что мы готовы к акту благо - дарения. Когда мы наполнены благодатью, не мы становимся частью этого мира, но мир становится составной частью нашего с ним единого организма, по которому течет из нашего Сердца живая энергия благодати. И тогда приходит понимание, что наше не должное поведение в этом мире - это нанесение вреда самому себе. Сломаешь ветку дерева, убьёшь птицу ради своего удовольствия - и сам истечешь кровью.
Таким образом, воплотившиеся в человеческом сердце Сердце Сына, становится Сердцем Отца, то есть той сокровенной точкой, откуда исходит вибрация Любви, окормляющая всё сотворенное. Так было по сотворению. Так случается со святыми - светоносцами, жизнь которых стала светом, то есть воплощенной Любовью.
Когда Господь проявляет себя в Сердце человеческом, оно становится местом, где происходит единение противоположностей, обретающих новое качество нераздельности и неслиянности, то что в современной физике называется принципом дополнительности или комплементарности.
Вот почему на уровне вибраций Сердца два начала - Мужское и Женское - может образовать единую структуру, единый организм, по которому строится единая животворная энергия и бьётся единое Сердце, разносящее эту энергетику Любви по единому организму. Поэтому устойчивое соединение двух может быть только не уровне Сердца, на уровне Любви, когда "сердце одного заключает бесконечные источники жизни для сердца другого".
Дивность такого нераздельного и неслиянного соединения двух начал в том, что оно рождает свет жизни, который в свою очередь поддерживает это единение. Без этого света новой жизни два начала распадаются на свои противоположности с набором собственных качеств. Но и вновь сотворённая жизнь без поддержки двух начал тоже пресекается.
Этот закон записан на скрижалях 5-ой заповедью: "Почитай отца и мать своих, чтобы продлилась жизнь твоя".
Чудо замысла Творца - разделение первого человека на два начала - состояло в том, что человек из потребителя Божественного света сам должен был стать сотворцом нового света жизни, сам должен был рождать свет новой жизни. Вот почему говорится о первых Адаме и Еве как о воплощенной Святой Троице.
Вибрации Сердца объединяют противоположности в "нераздельное и неслиянное", а вибрации нижних чакр снова разделяют такое единение на свои противоположности. Вот почему обращение двух первых людей к нижним чакрам вызвало разделение единой нераздельной личности на две противоположные по своим качествам особи. На уровне Духа было их единое сознание, на уровне Сердца была их единая астральная плоть. Вибрации низа разделили не только первых людей, но изменили всю реальность их бытия, потому что из жизни в мире, где противоположности были слиты в качество истиной Реальности, они опустились в мир вибраций, разделяющих единое на противоборствующее. Вот почему Адам и Ева "познали", а мы живём в этом мире, где есть добро и зло, где существует разделение, то есть смерть.
Трагедия распада современного института брака обусловлена тем, что не осуществляются на деле, а не обрядово, основы таинства брака - венчание духом в венец единого сознания и обручение единым сердцем в кольцо единого энергетического поля, без которых невозможно гармоничное, нераздельное и неслиянное единство двух начал. Связующее сегодня мужчину и женщину физическая близость и материальные накопления в принципе не могут давать устойчивое единство, поскольку на уровне вибраций нижних чакр, управляющих такими соединениями, мужское и женское имеют противоположные и противоборствующие качества.
Первосотворенные Адам и Ева были столь едины, что видели в друг друге отражение того идеального, что являло собой Образ Божий - это воистину была икона Святой Троицы. Говоря об иконах, мы можем сказать, что это- зеркала, отражающие нашу истинную суть, те глубины, в которых запечатлен Образ Божий. Следует упомянуть, что иконы - это своеобразные "зеркала Козырева". Суть "зеркал Козырева" состоит в том, что человек, помещенный в фокусе этих зеркал, испытывает изменение пространства и времени вплоть до проявления новых мерностей. Но, чтобы "зеркала Козырева" заработали, человек должен быть подготовлен, обладать набором определенных духовных качеств.
Обратная перспектива икон позволяет в их фокусе открывать дверь в Вечность и быть в потоке Божественной Благодати. Но и здесь в первую очередь духовные качества предстоящего перед иконой решают вопрос. Главное отличие икон от "зеркал Козырева" в том, что фокус иконы находится не в пространстве, а в сердце молящегося. Вообще говорят, что икона рождается из сердца иконописца, но свою законченность она обретает в сердце молящегося. Так можно утверждать, что икона соединяет не только с Сердцем Господа, но и объединяет сердца людские.
В завершение, как определение смысла человеческой жизни, приведем строчки поэта Юнны Мориц:
"Да, каждый свят, чья сила превращает
Страданья в Дух материи живой.
И свет растит, и путь нам освещает
Колосьями лучей над головой".