Шпиц Сергей Викторович : другие произведения.

Аниме-последователи

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О двух важных аниме в своём жанре и их "последователях".

  Всем привет!
  В этот раз я хотел бы отвлечься от серьёзных вещей и поговорить об аниме.
  Точнее говоря, конечно не обо всём аниме, а о двух конкретных жанрах, парочке аниме, которые их популяризовали, и их "последователях".
  
  Сперва, начнём с более популярного жанра - исекай ("другой мир" или "попаданчество" по нашему).
  Да, я знаю, что в последнее время его стараются не поминать всуе, ибо этот жанр стал настолько популярным, что переполнился шла... нехорошими аниме. Но я хочу обратить не на современное положение дел, а переместится... нет, не к истокам, но к одной из вех в жанре.
  Речь о САО (SAO) - Sword Art Online (или как у нас перевели "Мастера Меча Онлайн").
  Честно говоря, хоть и довольно популярно (скорее, "на слуху"), но при этом в России его принято ругать.
  Я, конечно, понимаю, что это не шедевр, не философское произведение с кучей смыслов, и не "точнейшее отображение жизни", но всё равно невдупляюсь, чего его так ненавидят?
  Видел мнения, что из-за не слишком сдержанных фанатов-малолеток-в-душе (а произведение то тут при чём?), из-за обычного героя-ояша, из-за гарема (?).
  Но одна причина заинтересовала меня больше - из-за того, что привело к популярности жанра и, как следствие, к появлению кучи далёких от качества последователей.
  Ну, это у всех популярных вещей так (это неизбежная сопутствующая проблема), не критиковать же их за популярность, однако, тут я заметил, что само САО ставят на один уровень с самыми низкокачественными представителями жанра.
  Что?
  
  Такое чувство, что новые аниме, которые считают последователями САО, как-то ухудшило его самого.
  Да, новизна исекая улетучилась. Сюжетные ходы стали штампами. Всё заезжено до дыр... Но оно-то хорошо не только новизной исекая!
  По сравнению с такими-то последователями, САО имеет очень важное преимущество, за отсутствие которого обычно и критикуют новые плохие исекаи (хорошие исекаи последователями САО почему-то не называют).
  
  Преимущество - прописанный мир.
  Да, это не мир шедевра, классики, твёрдой фантастики и даже не подробный мир обычного (но при этом хорошего) фентези. Однако, не забываем, что мы сравниваем с плохими исекаями, а там прописанного мира вообще нет. А в САО есть.
  Попадание в иной мир объяснено (это игра). Почему не могут выбраться - тоже. Как работают миры - понятно (мир недалёкого будущего и игра, но без воскрешений и смертью в реальном мире, если умрёшь в ней). Обыгрываются особенности мира (вроде дуэли во сне, или инсценировки смерти). Прояснено, как работают устройства полного погружения.
  А уж арка Алисизации вообще шик - целая цивилизация построенная по игровым правилам. Да, объяснено, почему у мира физические законы копируют игровые условности! Также объяснена суть технологий. Я уж не говорю про "Accel World" (на нашем "Ускоренный мир") который происходит в той же вселенной и ещё сильнее развивает и уточняет технологию ускорения сознания.
  Могут ли обычные никакущие исекаи предложить что-то подобное?
  
  Но прописанный мир не единственное преимущество.
  Поднимаются и серьёзные темы (вроде прав искусственного интеллекта, плюсы и минусы полного погружения - то есть прямого доступа к разуму и личности). есть и серьёзные моменты (вроде смерти первой гильдии в которой был Кирито - как желание быть счастливым в компании может привести к трагедии, разрушающая ревность, убийство людей - пусть и из необходимости, детские травмы, разрушающие жизнь).
  Да и уникальность. Мир САО не похож на обычный исекай. САО - без магии и только люди, АЛО - все игроки эльфы разных рас, ГГО - вообще постапокал, а в "Алисизации" - искусственная, созданная людьми виртуальная цивилизация, где магию заменяют команды (а все физические законы - игровые)! Ну а реальный мир - это вполне обычный, только чуть-чуть в будущем.
  
  А говорят, что САО плохое. Честно говоря, по мне, дак причина хейта САО вовсе не в качестве, а в...
  В главном герое. Но не в том, как он прописан, а в том, что он добрый. Классический добрый ояш, который старается не делать плохого. Я ещё как-нибудь напишу статью об этом - об отвращению к подобным героям (особенно к их доброте) у значительной части русскоязычных читателей (и тех, кто смотрит аниме), но сейчас не об этом.
  
  Я немножко увлёкся, прошу прощения.
  Как мы видим, последователи не обязательно того же уровня, что и само популярное аниме. Но тут они ещё остаются последователями.
  А ведь есть последователи, которых таковыми и назвать трудно!
  
  Чтоб посмотреть на это перейдём к другому жанру - махо-сёдзе (или по нашему - девочки-волшебницы).
  Точнее, не ко всему жанру в целом, а к его отдельной ветке, которую можно условно назвать тёмным махо-сёдзе.
  Да сам жанр махо-сёдзе светлый, он про то, как добрые девочки-волшебницы сражаются со злом и выигрывают (пусть не сразу и не всегда).
  Но в истории жанра случилось одно интересное аниме.
  Мадока. "Девочка-волшебница Мадока Магика" (по японски "Mahou Shoujo Madoka Magica").
  Он про то, как девочки-волшебницы сражаются со злом... и проигрывают. И злу, и миру, и даже своим собственным проблемам (не всегда, конечно).
  Естественно, благодаря своему перетряхиванию основ жанра и своему качеству оно стало популярным и породило собственно жанр "тёмное махо-сёдзе" и последователей, вроде "сайта девочек-волшебниц" и "проект воспитания девочек-волшебниц".
  Так обычно говорят, но постойте...
  Разве эти аниме, являются последователями Мадоки (её идей)?
  Да что уж говорить...
  Разве этот жанр соответствует самой Мадоке?
  
  Чтоб не запутывать ещё больше, стоит сравнить Мадоку и "последователей". А чтоб не отнимать время, сразу укажу на отличия.
  Во-первых, героини. Они как раз классические героини махо-сёдзе... или были ими. Да, героини изначально либо стремились нести добро, либо решили делать это после того, как сами стали волшебницами. Только срабатывает отличие от классического жанра - более жестокий и циничный мир. Так что девочки или умирают, или ломаются (психически) или их заводит куда-то не туда.
  Однако они всё же остаются связаны с классическим жанром своей добротой (в том числе и возвращённой после некоторого времени существования с цинизмом). Поэтому Мадока хоть и грустное, но всё же светлое произведение, говорящее: "доброта - это хорошо".
  В отличие от атмосферы безысходного ужаса, и обречённости, а также беспокоящихся в первую очередь за себя героинь в "последователях".
  
  А во-вторых, В Мадоке по сути нет правил, прямо сталкивающих волшебниц. Там есть только реалистичность мира (воплощённые желания могут приводит к опасным последствиям), реалистичность опасных врагов (от них реально можно помереть), безразличие (и циничная реалистичность их мотивации) тех, кто в классическом жанре должен бы помогать волшебницам, а также нехватка ресурсов. Но воевать друг против друга Инкубаторы не заставляют (хотя могут спровоцировать, если волшебница будут противостоять им).
  В "последователях" же, это основная цель, суть мира - смертельная игра на выживание.
  Чувствуйте разницу?
  
  Так что, если уж говорить о последователях Мадоки, то я бы взял не те, что обычно предлагают, а "Герой Юки Юна" (Yuuki Yuuna wa Yuusha de Aru).
  Там конечно нету такого уровня отчаяния, как в Мадоке, но всё же есть свои тёмные моменты. Не так остро, но всё же ближе, чем откровенно чернушные "последователи", которые по сути полностью противоположны всему светлому, что есть в Мадоке (а, напомню, в ней девочки-волшебницы всё-таки пытаются спасти друг друга, а не прикончить без разговоров).
   На этом заканчиваю статью, надеюсь, было интересно. Удачи вам!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"