Что такое рок музыка? Как мне кажется, более полное и раскрытое представление о рок музыке давал в своей книге " рок-музыка вчера и сегодня" выпущенной в 1978 г. О.А. Феофанов.
Феофанов Олег Александрович (1928--1999) профессор, журналист международник, великий российский деятель и теоретик в области рекламы и коммуникативных услуг, как всегда недооцененный современниками.
Вернувшись в свое время из Канады, он написал об этой стране книгу "Счастье в кредит", максимально честную по тем идеологическим нормам. За ней последовали сборник рассказов "Чужая улица" и три книги о рок-музыке: "Тигр в гитаре", "Музыка бунта", "Рок-музыка вчера и сегодня". Их зачитывали до дыр, размножали в фотокопиях, за бешеные деньги продавали на книжном рынке. Мое поколение именно из них узнало о современной музыке. И не только о роке, но и о современном джазе, глубоким знатоком и увлеченным коллекционером которого был Олег Александрович.
Так что такое РОК? Музыка перемен, музыка молодых, музыка - Бит и рок&ролла.
Я, считаю эту музыку очень многогранной, вмещающей в себя весь спектр творческих усилий различных музыкантов, предлагающих на суд думающей публике синтез звуков заключенных в определенный ритмический орнамент. Рок - музыка, воплощенная в сложных и многоуровневых по тональностям композициях есть определенный протест против существующих канонов и правил музыкального мира классической и традиционной музыки.
Классическую музыку, перенесенную на партитуры, может исполнить любой профессиональный музыкант или коллектив музыкантов. Конечно, в их исполнении могут быть различные вариации от оригинала, но ценность всей классической музыки и состоит в том, что её первозданное звучание через столетия проносят её исполнители, это в свою очередь восхищает и поражает воображение, как бы перенося слушателя в то время и в такое же состояние души. Слушая классическую музыку в сегодняшнее время, мы испытываем такие же эмоции, как и слушатели прошедших времен, когда она была написана и исполнена впервые.
Что же касается Рок-музыки с её лучшими представителями западной и отечественной культуры, то в данном случае складывается совершенно противоположная картина.
Рок музыку исполняет группа музыкантов, чаще всего на электронных инструментах. Каждому времени соответствует своё звучание инструментов, наличие тех или иных инструментов, а также общее звучание музыкального ансамбля и вокала на основе музыкального материала.
Следует отметить, что звучание каждого ансамбля (группы) однозначно своё, и неповторимо, можно сказать в единственном экземпляре. В этом и есть ценность каждой рок группы, каждого состава, каждого альбома выпущенного в различное время.
Альбом, записанный в 1970 г, в определенном составе и на существующих в то время инструментах будет неповторим и не похож на материал, исполненный в 1990 г. или 2000 г. той же рок группой. Поэтому у коллекционеров и знатоков вся ценность музыкального материала состоит в определенных или старых записях уникальных групп и удачных составов.
Также следует отметить, что никто другой из музыкантов пусть даже по партитурам не сможет воспроизвести такой же звук, тембр, голос и общую музыкальную картинку того или иного произведения. Если, к примеру, звучание рок группы Queen в составе с солистом Фредди Меркури представляет собой одно, то звучание той же группы, но с солистом Джорджем Майклом совершенно другое.
Тоже самое происходило и с группой ASIA когда первоначальный солист группы Джон Уэттон ушел в сольную карьеру, и его заменил Пэйн, звучание группы и общий орнамент музыкальных произведений совершенно изменился. Многие почитатели просто не узнали группу Азия. Такая же история произошла с группой Генезис, из которой в 1975 г ушел Питер Гэбриел, а музыкальный материал и компоновку стал делать Филл Колинз, многие фанаты также отвернулись от этой группы, потому что это был уже другой Генезис. Смена составов происходила практически во всех роковых группах и поэтому каждый состав уникален, и привнес на мировую рок сцену свое и неповторимое звучание.
Таким образом, рок музыка является чем-то уникальным, неоднозначным явлением, сложным по музыкальной компоновке, которое невозможно воспроизвести в другое время другими музыкантами. В этом и состоит её непревзойденное отличие от классической и другой традиционной музыки.
Уникальность жанра - РОК состоит в том, что трактовка любой рок композиции привязана к времени действия, характеру эпохи и особенности мышления композиторов.
К примеру, прогрессивный рок невозможно легко переложить на нотный стан, как это делается в классической музыке, так как в рок музыке присутствуют элементы импровизации и сложных аранжировок (как в джазе), неповторяющихся при каждом исполнении нота в ноту. Поэтому каждый живой концерт той или иной рок группы непохож друг на друга в том или ином месте. Всегда эти факторы зависят от публики присутствующей на концерте, настроении музыкантов и синхронизации ритма зала с ритмом музыкантов, можно сказать биоритмом их мозга.
Апогеем рок концертов всегда есть единение зала и музыкантов, на что влияет не только звучание зала (музыки в зале - акустических характеристик зала, стадиона и т.д.) но и реакция публики.
Если исполнителям удается приобщить зал к общему ритму композиций, а также к своей биоритмике организма, как и замыслу музыкальной композиции, то на зал спускается эйфория - благодать. Зрители просто утопают в музыке, сложных ритмах и аранжировках, что вызывает у них обильное выделение эндорфинов, которые определенным образом действуют на кору головного мозга. Можно сказать, что РОК - это музыка вызывающая наркотическое опьянение.
Механизмом такого воздействия служат гармонические составляющие воспроизводимых звуковых частот модулированных определенным ритмом, сменяющимся в определенной последовательности. Данное музыкальное воздействие возбуждает не только адренорецепторы которые реагируют на обильные порции адреналина в крови, но и подкорковый слой мозга, влияющего на подсознательную деятельность. При этом, начинается выделение эндорфинов, веществ выделяемым человеческим организмом схожих по действию с наркотиками, что приводит к сильному возбуждению организма и ощущению духовной полноты и счастья - удовлетворению.
Подобное воздействие вызывают органная музыка, которая также захватывает весь спектр звуковых частот, особенно низких, воздействующих возбуждающим образом на организм человека. Поэтому у многих западных прогрессивных рок групп в начале 70-х годов в качестве основного музыкального инструмента был орган (электроогран). Слышимый человеческим ухом диапазон частот составляет значения от 80 Гц (герц) до 10000-12000 Гц. Звуковой диапазон, воспроизводимый при исполнении рок композиции, может находиться в пределах 30 - 18000 Гц. При этом, низкочастотная составляющая будет определяться бас гитарой и бас барабанами, а высокочастотная составляющая ритм секцией тарелок и синтезаторами.
Вторым фактором, влияющим на восприятие рок композиции, является работа звукорежиссера, который за микшерским пультом, обычно в глубине и посередине зала управляет тембрами, громкостями, спецэффектами и общим выходящим звуком основных динамиков. Руководя сведением всех звуковых каналов (от микрофонов, гитар, барабанов и т.д.), он очень даже влияет на восприятие слушателями исполняемой музыки.
Часть 2. ПОЧЕМУ ПРОГРЕССИВНЫЙ РОК РАЗВИВАЕТ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ, ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ
Развивающее воздействие музыки на человека известно давно. С тех времен, когда религия в частности католицизм приобщил прихожан к духовным песнопениям, а в последующем к органным звуковым излияниям, народ начал развиваться и не только духовно, но и интеллектуально. Многие свои открытия средневековые ученые, которые как обычно работали и занимались наукой при монастырях, сделали под впечатлением музыки органных мастеров.
Историками уже давно доказано, что эпохи культурного и научного рывка в развитии Европы связаны с появлением таких музыкальных инструментов как клавесин (клавир) и орган. Достаточно привести пример органных выступлений в Домском соборе Флоренции на которые приезжали великие мастера органисты, собиравшие полные залы собора, в стенах которого исполнялись великие произведения Георга Фридриха Генделя , Иоганна Себастьяна Баха, Моцарта, Зиполи, Боэльмана, Боннета, Брамса, Цахоу, Шейда, Пахельбеля, Кабессона, Вальтера, Морхейма, Ринга, Шмида, Пакса и др.
Ощутить такое воздействие мы можем и сейчас, посетив кирху или католический собор в пору звучащего органа. Можно и дома, имея достаточно хорошую звуковую аппаратуру с широким диапазоном воспроизводимых частот и меньшим коэффициентом гармонических искажений, как уровнем шумов.
Использование такой аппаратуры ввергнет нормального человека в мощный каскад органных переливаний, причем во всем спектре звукового диапазона от 20 до 18000 Гц.
В научных кругах уже давно бытует мнение, даже некоторым образом доказано, что именно низкочастотная составляющая звукового диапазона влияет на организм человека.
Низкие кадастры органа, барабанов, бубнов шаманов, тамтамов африканских и индейских племен, индийских барабанов, низкочастотных (массивных) металлических тарелок буддистов и т.д. У всех народов как выяснилось, есть барабаны, либо трубы, извлекающие низкочастотный диапазон звуков способных определенным образом воздействовать на психику человека.
Так вот достижением рок музыки в воздействии на человека стало введение бас гитары либо контрабаса в унисон с ритм секцией - ударных и барабанов. Можно сказать не только в унисон, но и запараллеливание ритма музыкальной композиции идущего при помощи бас барабана с бас гитарой, контрабасом. Данное сопряжение смогло усилить ритмическое окрашивание музыкальной композиции и модулировать его в басовом ключе, ритме сердца человека, биоритме мозга и т.п.
Не секрет, что ещё до рок-музыкантов секция барабанов работала параллельно с басом. Примером могут служить диксиленды 40-х, 50-х годов, джаз и другие исполнители. Однако в такой музыке диксиленда нет напора и разорванного квинтового круга, потому что в джаз музыке есть определенные правила и каноны, и, несмотря на свободу в импровизациях начатое с определенной тональности произведение будет закончено в этой же тональности, а сами импровизации будут в рамках квинтового круга заданной тональности; В рок же композициях заданная тональность может полностью смениться в конце произведения.
Сложность и витиеватость рок музыки неоднозначно действует на мозг человека.
Всё дело в том, какую рок музыку будет слушать человек. Не буду утверждать про другие стили рок музыки, но именно прогрессивный рок положительным образом воздействует на мозг человека.
Какие факторы можно привести в пользу этого утверждения:
-- Музыка не тяжелая по составу инструментов и не делающая упор на низкочастотную составляющую в основном массиве музыкального материала.
-- Музыка подвижная с большим количеством аранжировок, богато окрашенными музыкальными узорами. Чаще всего музыкальная картинка складывается из трех составных частей:
А) Фоновая часть созданная "стринг" звуком (орган, полифонический синтезатор, ритм гитара) Чаще всего этот звук пропущен через фленжер или эхо- приставку с фазовращателем, создающую картинку за фронтом основной композиции как бы висит в пространстве.
Б) Основная ведущая часть состоит из бас гитары и ударных инструментов они задают тон, ритм и баланс рок композиции.
В) Солирующая часть может создаваться голосом певца либо соло гитарой, соло перкуссией, либо ритм гитарой. Чаще всего для выделения особых звуков их пропускают через специальные приставки генераторы (дисторшен, вау-вау, фленжер, фазер и т.д.).
-- Музыка с многочисленными ритмическими орнаментами, в основе лежат ударные и бас гитара, часто сменяемыми и чередуемыми с противоритмами в основе ритм гитара - перкуссия.
-- Красивые звуки перкуссии в соревновании или дополнении с соло гитарой приправленной дисторшен приставкой и фленжером (эхо приставка). В прогрессивном роке чаше всего используют каскад перкуссии состоящий из фонового органа (звучащий в тональность основной теме но находящийся за музыкальной картинкой созданной солирующей группой инструментов и голоса) и солирующих синтезаторов с звуковой модуляцией (эффект вау-вау, резкое и плавное изменение модуляции - звучания одной ноты на тон или полтона выше-ниже, или вообще на октаву).
-- Основа мелодии прогрессивной рок композиции всегда красива и запоминающаяся, состоящая чаще всего из десятка сложных нано или деци аккордов, весь же остальной музыкальный материал крутится вокруг этой мелодии и соответствующих аккордов.
-- Тексты в прогрессивном роке чаще всего не значат ничего, они малочисленны и не принципиальны, потому что главное в роке - музыка и гармония произведения (такое утверждение относится к Британской прогрессивной рок школе). Солисты должны иметь красивый и неповторимый голос характерный для стиля исполнения, но они могут петь про жучков, бабочек на земле и прочее. Подобные тексты были у прогрессивных рок групп 70- х годов.
Таким образом, при прослушивании такой музыки мозг человека постоянно встряхивается сменой гармонии и ритма, т.е. не спит как в обычных гармонически законченных песенках, в основе которых лежать строгие правила песенного музыкального жанра (куплет - припев). Причем бедность гармонической гаммы таких песенок компенсируется как обычно мелодичностью и закономерной повторяемостью мелодии с душевностью слов и простотой припева.
В прогрессивном роке нет такой предсказуемости и самоусыпляемости, прогрессивный рок уводит человека с первых красивых и необычных аккордов в мир, построенный по другим законам, мир синтеза и анализа. Каждый инструмент в таком мире ведет свою сложную партию, за которой не так уж просто уследить с первого прослушивания.
В чем же заключается положительный эффект в развитии мозговой деятельности человека при прослушивании прогрессивного рока?
Построение новых ассоциативных связей между нейронами в мозге человека. Чем больше у человека таких связей, тем он практичнее и более приспособление в жизни. Главное, что у таких людей появляются неложные идеалы, рассудительность и глубина суждений. Такие люди не сдаются перед трудностями и всегда находят разумный выход из сложившейся ситуации. Такие люди живут в гармонии с окружающим миром и природой без агрессии и в любви. Главное, что такие люди не глупы и духовно развиты с неповторимой эмоциональной окрашенностью и изобретательностью.
Как выяснили мировые ученые, уровень интеллекта шестидесятников и семидесятников - поколения хиппи и расцвета прогрессивной рок музыки в Англии в 60-70-х годах гораздо выше сегодняшнего поколения молодежи, которая, к сожалению, выросла совершенно на другой музыке, но об этом позже.
Вот главный эффект, который возникает при прослушивании сложного и неоднозначно построенного ( гармоническая архитектура) музыкального материала.
Почему возникают новые многочисленные ассоциативные связи? Потому что образы, которые возникают в результате игры того или иного инструмента по отдельности (человеческое ухо разделяет и воспринимает звучание по отдельности) в конечном счете, соединяются в мозге человека в гармоническую структуру, которая определенным образом воздействует на кору головного мозга, выделяя определенные нейромедиаторы и нейростимуляторы. Т.е. барабанная перепонка передает динамические колебания воздуха на седло в устройстве уха, а дальше происходит преобразование колебательных движений в электрические сигналы, которые и воздействуют на мозг человека.
Такие характеристики звука, как амплитуда (сила), частота (спектр), длинна (тональность и тембр) в совокупности могут образовывать желательные и нежелательные биоэлектрические сигналы.
Соединенная в головном мозгу совокупность звучащих инструментов в виде потока или каскада сигналов стимулируют определенные области посредством нейромедиаторов и эндорфинов и могут рождать зрительные, ассоциативные образы из воспоминаний, либо синтезировать новые в фантазиях, при этом и могут образовываться ассоциативные связи. Необходимо отметить, что и классическая музыка, в какой то мере популярная эстрадная музыка так же способны вызывать ассоциативные связи и развитие мозга, но не так сильно, потому что предсказуемы и производят эффект "дэжавю" (это уже я где-то слышал). После чего интерес к прослушиванию теряется, как говорят " не зацепило" и музыка проходит мимо.
В прогрессивном же роке можно прослушать композицию несколько раз, но она будет неузнаваема и каждый раз вы будете слышать что-то новое , ранее не замеченное, более тоньше и более восторженно. Эта музыка настолько сложна, что запомнить её практически невозможно, что и восхищает ценителей пред такими музыкантами исполняющими такую музыку. Ярким примером группы прогрессивного рока может служить группа ГЕНЕЗИС. Альбомы 1970-1976 гг. Сколько бы я не прослушивал альбом 1972 г Фокстрот (40 раз это точно) каждый раз я нахожу что-то новое, на что ранее не обращал внимание.
Часть 3. ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ "ПРОГРЕССИВНЫЙ РОК"
Данная часть посвящена истории британского прогрессивного рока. Почему именно британского? Для этого есть, как минимум, три веских основания.
Во-первых, Великобритания стала тем местом, где этот стиль зародился и получил наибольшее развитие. Вторая причина кроется в том, что, как это ни прискорбно, информационный голод, долгое время в нашей стране свирепствовавший, явился причиной того, что мы более или менее знакомы только с верхушкой айсберга, а она, как ни крути, английская.
Третья причина: людям, мало знакомым с этим музыкальным явлением начинать знакомство (а оно того стоит) лучше именно с английских групп как наиболее ярких представителей сего направления.
Прежде чем говорить об истории этого направления, стоит разобраться, что же такое "прогрессивный рок" (Progressive rock), арт-рок (art-rock), симфо-рок (sympho-rock)... На самом деле, доподлинно этого никто не знает, некоторые только смутно догадываются и делают вид, что понимают. Но есть какие-то основные моменты, о которых в данном случае можно говорить с определенной долей уверенности. Вот о них-то и пойдет речь.
Для начала стоит определить "три источника и три составные части" прогрессивного рока. Корни этого явления лежат в психоделии шестидесятых, развитие которой во многом способствовало становлению прогрессива как стиля.
Если для ранней психоделии в основном характерны песенные формы, простые и незатейливые минималистические аранжировки, то впоследствии, когда исповедовавшим это направление музыкантам надоело просто бренчать и они стали обращаться к более изысканным и сложным музыкальным структурам, в конце концов, окончательно эмигрировав из страны песенок в мир Музыки, из психоделии постепенно стало выкристаллизовываться новое музыкальное направление.
Вторым мотивом стал уход от песенности и обращение рок-музыкантов к сонатной форме построения композиций, который во многом способствовал развитию нового музыкального мышления в роке.
И третьим мотивом к образованию прогрессива стало обращение к рок-музыке исполнителей, хорошо ориентировавшихся в джазе, фольклоре, авангарде, классической музыке, зачастую имевших консерваторское образование (Rick Wakeman, Manfred Mann, Kerry C. Minnear, Adrian & Paul Gurvitz...), которые заставили рок отчалить от привычного блюзового берега и отправиться на освоение новых музыкальных территорий.
Итак, приведем основные черты характерные для прогрессивного рока.
1. Обращение к наследию европейской классической музыки, скрещивание рока и классики (иногда явное, иногда завуалированное), за счет отхода от черных блюзовых корней, нередко с привлечением средств из арсенала джаза, фольклора, авангарда и этнической музыки.
2. Частое использование сонатной формы композиций, иногда сопровождаемое концептуализмом альбомов и связанное с этим особое музыкальное мышление.
3. Поиск совершенно новых форм и созвучий, обращение к авангарду, переосмысление устоявшихся музыкальных традиций при сохранении живого рок-н-ролльного драйва.
4. Лирика этих групп чаще всего была далека от попсовых опусов в духе "девочка мальчика любит - мальчик девочку не любит", или примитивного панковского "fuck the system". Во многих случаях она носила концептуальный характер, а иногда была связана с известными литературными произведениями. В качестве примеров можно привести YES, которые нередко брали за основу сказки модного в то время "у них" Толкиена, или альбом ALAN PARSONS PROJECT "Tales of mystery and imagination" по произведениям Эдгара Алана По.
Оговорюсь, что эту характеристику не стоит рассматривать как окончательное определение, так как стилистические рамки зачастую слишком размыты и неопределенны, да и личные вкусы и пристрастия играют немаловажную роль в осмыслении музыки. Так же, не стоит слишком всерьёз воспринимать слово "прогрессивный", ведь это просто название стиля. Многие прогрессивные группы вовсе не так сложны для восприятия и в плане техники исполнения. Вообще, это прилагательное может быть вполне применимо к музыке, имеющей к прогрессивному року как к стилю весьма опосредованное отношение. Например, музыка Фрэнка Заппы (Frank Zappa) или LED ZEPPELIN, при всей её прогрессивности, к данному стилю не относится. В подобных случаях корректно говорить лишь об элементах прогрессива.
Для того чтобы расставить все точки над "i", или, наоборот, окончательно запутаться, приведу конкретные примеры некоторых наиболее известных британских групп, игравших прогрессивный рок, условно разделив их на несколько категорий.
1. Арт-рок:
Монументалисты: YES, GENESIS, PINK FLOYD. "Шизики": KING CRIMSON, GENTLE GIANT, VAN DER GRAAF GENERATOR. Фольклористы: JETHRO TULL, RENAISSANCE. Легкий арт: ROXY MUSIC, SUPERTRAMP, ELO.
2. Кентерберийцы:
CARAVAN, SOFT MACHINE, GONG
3. Авангард:
HENRY COW, ART BEARS.
Теперь стоит разобраться с недоразумениями, связанными с различиями между такими понятиями, как "прогрессивный рок" и "арт-рок". Тут возможны разные точки зрения. Я, лично, придерживаюсь той, которая гласит, что "прогрессив" - более общее понятие, которое включает в себя понятие "арт-рок" (или "симфо-рок", что одно и то же) как основную составляющую. К прогрессиву отсносятся так же такие стили, как краут-рок, рок-авангард, кентерберийцы, но об этом позже, а пока, о том, как происходило развитие и становление прогрессива.
Элементы того, что впоследствии было названо "прогрессивным роком" можно обнаружить уже в музыке THE BEATLES середины шестидесятых. В тот период музыканты группы начали экспериментировать с меллотроном, обращаться к классическому материалу, усложнять структуру своих композиций и искать новые формы для самовыражения, но все это носило эпизодический нестройный характер. Первыми из тех, кто целенаправленно начал синтезировать рок с классикой стали группы PROCOL HARUM и MOODY BLUES.
moody blues
Группа MOODY BLUES была основана в 1964 году. Первоначально в ее состав входили: входили Graeme Edge, Denny Laine (vocal, guitar), , Mike Pinder, Ray Thomas, Clint Warwick (vocal, bass guitar). В 1966, Лейн и Уорвик ушли из группы, а на их место пригласили Justin Hayward (Guitar, Vocals) и John Lodge (Bass, Guitar, Vocals). Как и многие коллективы того времени, MOODY BLUES начинала с исполнения биг-бита, подражая Битлз, но вскоре, обрела свое лицо в основном за счет вплетения в структуру ритм-энд-блюзовых композиций элементов классической музыки. До изобретения синтезаторов для этого использовалась в основном струнная группа, но после появления этой новинки, заметно способствовавшей становлению прогрессивного рока, MOODY BLUES стала очень активно использовать клавишные, что позволило ей заметно усилить классическую составляющую. Несмотря на всю свою безусловную прогрессивность и серьезность, группа все же ориентировалась на простоту и доходчивость музыки и запоминаемость мелодий, что дало поначалу хороший результат, но впоследствии не позволило группе вырваться в лидеры направления, хотя она с попеременным успехом продолжает работать до сих пор.
ДИСКОГРАФИЯ
1965: Magnificent Moodies
1968: Days Of Future Passed
1968: In Search Of The Lost Chord
1969: On The Threshold Of A Dream
1969: To Our Childrens Childrens Children
1970: A Question Of Balance
1971: Every Good Boy Deserves Favour
1972: Seventh Sojourn
1974: This Is The Moody Blues
1975: Blue Jays
1978: Octave
1979: Out Of This World
1981: Long Distance Voyager
1983: The Present
1986: The Other Side Of Life
1987: Prelude
1988: The Magnificent Moodies
1988: Sur La Mer
1991: Keys Of The Kingdom
1993: Red Rocks Performance
1994: Time Traveler
1999: Strange Times
procol harum
В 1967 году композиция "Whiter Shade Of Pale" никому не известной до этого группы PROCOL HARUM, прорвалась в верхние строчки хит парадов Великобритании и США, и неожиданно прочно обосновалась там, обогнав даже сверх популярные песни BEATLES и ROLLING STONES. Публике пришлась особенно по вкусу величественная и красивая органная партия, сыгранная музыкантом с консерваторским образованием Мэтью Фишером (Matthew Fisher), бывшая ни чем иным, как интерпретацией сюиты Баха. Впоследствии, музыканты часто использовали цитаты из классики, привлекали к записи симфонический оркестр, но повторить успех им больше ни разу не удалось.: Лидером группы был клавишник Гэри Брукер, обладавший к тому же превосходным голосом. В качестве штатного члена группы на обложках всех пластинок указывается поэт Кит Рид (Keith Reid), фантасмагорическая лирика которого вполне гармонировала с красивой и таинственной музыкой. Состав PROCOL HARUM постоянно менялся, но это не мешало ей записывать отличные альбомы, не привлекавшие, к сожалению,: должного внимания слушателей, и в 1977 году группа распалась, окончательно утратив свои позиции. Гэри Брукер продолжает оставаться в строю, сотрудничая со многими именитыми музыкантами, периодически возрождая PROCOL HARUM, и до сих пор пользуется непререкаемым авторитетом среди любителей академического рока.
ДИСКОГРАФИЯ
1967: Procol Harum
1968: Shine on Brightly
1969: A Salty Dog
1970: Home
1971: Broken Barricades
1972: Procol Harum Live
1973: Grand Hotel
1974: Exotic Birds and Fruit
1975: Procol's Ninth
1976: Rock Roots
1977: Something Magic
1995: The Long Goodbye
2003: The Well's on Fire
The nice
Говоря о группах, стоявших у истоков арт-рок движения, нельзя не упомянуть еще об одном коллективе, оставившем заметный след в истории рок-музыки. В том же 1967 году, была основана группа THE NICE. Ее состав выглядел следующим образом: Keith Emerson (Piano, Keyboards, Vocals), Davy O'List: (Guitar, Vocals), Brian Davison: (Drums), Lee Jackson: (Bass, Guitar, Vocals).: Прежде чем начать исполнять серьезную музыку, группа выступала в роли аккомпанирующего состава у: певицы P. Arnold. Подавляющее большинство слушателей и критиков обратили особое внимание на неординарный и стиль игры и высочайшее мастерство клавишника Кита Эмерсона, в приджазованной манере интерпретировавшего классические произведения Моцарта, Сибелиуса, Чайковского... В 1971 году Эмерсон, очевидно переросший группу, оставил ее, и в тот же год возникла ELP (Emerson, Lake, Palmer), ставшая одной из основных единиц в арт-роке, но об этом после.
ДИСКОГРАФИЯ
1968: The thoughts of EmerList and DavJack
1968: Ars longa vita brevis
1969: The Nice
1970: Five bridges suite
1971: Elegy
1996: America: The BBC Sessions
1970: Keith Emerson With The Nice
Atomic rooster
Оказавшийся так же в составе ELP барабанщик Карл Пальмер (Carl Palmer) играл до этого в группе ATOMIC ROOSTER. Его коллегами по группе изначально были Vincent Crane (Keyboards, Guitar), Nick Graham (Bass).
До того, как стать участником ATOMIC ROOSTER, Винсэнт Крэйн и Карл Пальмер играли в достаточно известной психоделической группе CRAZY WORLD OF ARTHUR BROWN. "Атомный Петушок", привнесший в музыку свое оригинальное видение джазрока в сочетании с элементами арта и хард-рока, просуществовал с 1969 по 1977 год. Состав группы постоянно менялся, и Винсэнт Крэйн был единственным бессменным ее участником. В середине восьмидесятых Крэйн и Пальмер предприняли попытку воcсоздать группу, и вдвоем выпустили альбом, выдержанный в хард-роковом ключе, но 1989 году Винсэнт Крэйн умер, и вместе с ним умерли надежды на возрождение ATOMIC ROOSTER.
ДИСКОГРАФИЯ
1969: Atomic Rooster
1970: Death Walks Behind You
1971: In Hearing of Atomic Rooster
1972: Made in England
1973: Assortment
1973: Atomic Rooster IV
1973: Nice & Greasy
1977: Home to Roost
1977: This Is Atomic Rooster
1980: Atomic Rooster
1983: Headline News
1985: This Is Atomic Rooster Once More
1993 : BBC Radio 1 in Concert [live]
2000: Rarities
2002: Heavy Soul [CD 1-2]
2011: Death Walks Behind You - Expanded Deluxe Edition
Pink floyd
Как уже отмечалось выше, помимо обращения рок-музыкантов к классике, одной из основных причин возникновения британского прогрессивного рока стало перерождение психоделии в нечто более сложное и разноплановое. Наиболее отчетливо это видно на примере PINK FLOYD - группы, стоявшей у истоков этого движения.
Не слишком углубляясь в историю Пинк Флойд, тем более, что об этой группе и так немало написано, определим лишь некоторые вехи в: истории группы, в приложении к истории развития британского прогрессивного рока. Костяк группы сформировался в 1965 году, а в 1967 вышел их дебютный альбом "Piper at the gates of dawn". Еще до выхода пластинки музыкальные эксперименты группы нашли должный отклик в среде лондонского андеграунда, а "Трубач у врат зари" мгновенно приобрел статус одного из величайших альбомов в рок-музыке. Слушатели были заворожены образной и фантасмагорической поэзией положенной на сюрреалистические музыкальные эксперименты Сида Барретта (Syd Barrett), сумевшего отобразить в музыке обостренную чувственность и мистицизм своих таинственных наркотических видений.
Первый альбом Флойд еще довольно простой и песенный, но в нем уже заметно какое-то напряжение, недосказанность, нагромождение огромного числа не нашедших окончательной реализации идей близкое к своей критической массе, и чувствуется готовность к взрыву. Взрыв произошел, и в результате образовалась целая вселенная под названием PINK FLOYD, но, к сожалению,: Барретту в ней места не нашлось. Он остался в фантастических мирах, созданных его приправленным галлюциногенами гением.: Находившийся на грани нервного срыва Барретт ушел в 1968 году, полностью отдав группе то, что мог, и оставшимся музыкантам ничего не оставалось, как приступить к реализации его идей, которых им хватило на долгие годы. Продолжая расти от альбома к альбому, группа вскоре отошла от канонов психоделии, и их монументальные и безукоризненно сыгранные альбомы семидесятых годов до сих пор служат эталоном прогрессивного рока и пользуются хорошим спросом, несмотря на их некоммерческую направленность.
ДИСКОГРАФИЯ
1967 The Piper At The Gates Of Dawn
1968 A Saucerful Of Secrets
1969 More (Original Soundtrack)
1969 Ummagumma
1970 Zabriskie Point (Original Soundtrack)
1970 Atom Heart Mother
1971 MEDDLE
1972 Obscured By Clouds (Music from the film 'The Valley')
1973 Dark Side Of The Moon
1975 Wish You Were Here
1977 Animals
1979 The Wall
1983 The Final Cut
1987 A Momentary Lapse Of Reason
1994 The Division Bell
Часть 4. ПЕРЕХОД ОТ ПСИХОДЕЛИКИ К АРТ-, ДЖАЗ-, СИМФО- року.
Психоделические коллективы во многом подготовили публику к восприятию нарождающегося прогрессивного движения и в большинстве своем приказали долго жить уже в начале семидесятых. В отличие от своих психоделических предшественников, прогрессивные группы были большей частью "не употребляющими", да это и не удивительно, ведь эта музыка требовала полной самоотдачи и хорошей работоспособности. Музыканты подолгу оттачивали все нюансы, работали над: тонкостями и хитросплетениями аранжировок, совершенствовались в технике исполнения, подходя к своему творчеству с исключительной строгостью и аккуратностью. "Подвисшие" на наркотиках музыканты, как бы они ни были талантливы, просто не выдержали бы такого плотного графика, какого требовала работа в жанре академического рока, да и психология у психоделии была несколько иная. Она не требовала от музыки особого качества и изысканности. Прог-рокеры не могли себе позволить такой психоделической безалаберности, и приходилось им "открывать двери" без помощи ЛСД и прочих галлюциногенов.
PROCOL HARUM, MOODY BLUES, THE NICE, PINK FLOYD, а так же множество затерявшихся в анналах рок-истории коллективов в конце шестидесятых вплотную приближались к прогрессиву, но их музыку вряд ли стоит относить к вполне сформировавшемуся прог-року, хотя это вопрос спорный, ведь четко очертить границы стилей просто невозможно. Для определения подобной музыки иногда используется довольно-таки расплывчатое определение "Proto-progressive". Многие считают неуместным награждать столь именитые коллективы обидной приставкой "прото", и это определение обычно используется применительно к менее значимым группам типа: SPOOKY TOOTH, TRAFFIC, INCREDIBLE STRING BAND, или совсем малоизвестным AARD VARK, BEGGARS OPERA, RAW MATERIAL, SAVAGE RESURRECTION... . Они пытались вырваться из заколдованного круга, или, точнее, из блюзового квадрата классического рока, но эти попытки остались всего лишь попытками.: Большинство этих групп в конце шестидесятых годов не решались далеко отходить от блюзовой формы, что и отличает их от классических арт-роковых коллективов, но сам по себе эксперимент по внедрению в рок: элементов симфонической музыки был в то время довольно-таки смелым шагом, ведь рок-н-ролл возник на волне отрицания классической музыкальной культуры, ассоциировавшейся со снобизмом и конформистской сущностью "поколения отцов". А тут вдруг "музыка протеста", отложив в сторону свое "орудие пролетариата" начинает использовать средства из "вражьего" арсенала и, отбросив нигилизм классического рок-н-ролла, начинает бороться уже не "против", а "за". У некоторых групп конструктивное начало стало превалировать над деструктивным, а это уже ренегатство, если не предательство! Движение хиппи с его культом красоты и ненасилия так же сыграло значительную роль в становлении прогрессивного рока. Из хипповых коммун вышло немало достойных музыкантов, и именно в этэтой аудитории пользовалось уважением все необычное и экспериментальное в искусстве.
King crimson
Наиболее мощным и убедительным явился дебют в январе 1969 года группы KING CRIMSON, ставшей одной из самых значимых и почитаемых единиц в арт-роке. Первый же альбом "In the court of the Crimson King" стал сенсацией, и группа практически без рекламы и крупных финансовых вливаний быстро набрала обороты и вырвалась в высшую лигу. Необычная полистилистика группы, соединившей в своём творчестве хард-рок, джаз и психоделию с европейской сонатной классикой, а так же жесткое, порой слишком тяжелое для своего времени звучание, делали её сложной для восприятия большинством слушателей, но часть публики: уже была готова к восприятию экспериментальной музыки и даже ждала чего-то необыкновенного.
История группы берет свое начало в лондонском трио GILES, GILES and FRIPP, исполнявшем в конце шестидесятых то, что сегодня бы причислили к разряду экспериментальной поп-музыки. Эксперимент явно не удался, так как группе удалось продать всего 600 пластинок, а для живых выступлений ее вообще не приглашали. В результате Питер Джайлз заявил о своём уходе со сцены (хотя впоследствии он участвовал в записи альбомов King Crimson и сотрудничал с различными музыкантами), а гитарист Роберт Фрипп (Robert Fripp) и ударник Майкл Джайлз (Michael Giles) стали основателями King Crimson. Помимо них в группу вошли: Грег Лэйк (Greg Lake) - бас, вокал; Ян МакДональд (Ian McDonald) - клавишные, меллотрон, саксофон, флейта. Штатным членом группы считался поэт Пит Синфилд (Peter Sinfield), который так же был дорожным менеджером и отвечал за световое шоу на концертах. Необычная и замысловатая, наполненная аллегориями и глубоким философским смыслом лирика Синфилда вполне сочетается с мрачной и фантасмагорической музыкой группы.
Второй диск группы продолжил развитие этой концепции. Из альбомов семидесятых особенно хотелось бы отметить "Islands" - наиболее лиричную и плавную работу группы, а так же жесткий и мрачный, но красивый альбом "Red" - квинтэссенцию Кримзон семидесятых.