Шмаков Вадим Анатольевич : другие произведения.

Российская эстрада всерьез считает себя "Звездной"?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Власти современной России не нужно, чтобы народ образовывался, думал, развивался, сравнивал и анализировал, шёл от простого к сложному. Власти нужны малодумающие желудки и рабочие руки - рабы.

   Российская эстрада всерьез считает себя "Звездной"?
  
   ПРЕАМБУЛА: В недавнем своем интервью журналистам телепередачи "программа максимум" Иосиф Пригожин, не скрывая собственного раздражения по поводу вопроса о плагиате со стороны режиссёра нового клипа певицы "Валерия", сказал : " Хватит лизать и облизывать западных эстрадных звезд..." . Ему не понравилось, то что отечественные критики углядели в новом клипе певицы Валерии замысел и постановку клипа созданного ранее западными продюсерами и показанному по МТV.
   "Надо любить собственных звезд!" сказал раздраженно, Иосиф, глядя в назойливую камеру оператора.
  
   Часть 1. ВСТУПЛЕНИЕ
  
  
   Некоторые термины необходимые для понимания предмета написания материала.
   Аранжировка - Аранжиро?вка музыкальная (от фр. arranger - приводить в порядок, устраивать) - искусство подготовки и адаптации музыкального произведения для представления его в форме, отличной от первоначальной. Отличается от оркестровки тем, что допускает применение различных способов развития первоначального материала - изменение гармонии, применение транспозиции и модуляций, добавление нового материала, вступления, заключения и т.д.
   В простонародье это всё называется "обыгрывать ноту", для каждой ноты есть свои тональности, в которые входят созвучные по аккордам ноты. У профессионалов это называется большие и малые квинтовые круги.
  
   Квинтовый круг (или кварто-квинтовый круг) - замкнутая двусторонняя последовательность тональностей, отражающая степень их родства. Наглядно изображается в виде окружности, откуда и получила своё название.
   В последовательности располагаются мажорные тональности в паре со своими параллельными минорными. При движении по часовой стрелке по квинтовому кругу тоника каждой последующей мажорной тональности отстоит от предыдущей (вверх) на чистую квинту, а в записи при ключе добавляется один диез. При движении против часовой стрелки интервал (восходящий) составляет чистую кварту, а в записи добавляются бемоли.
  
   Так как октава состоит из 12 полутонов, кварта - из 5, а квинта - из 7, то 12 кварт или 12 квинт составляют несколько октав и, следовательно, тринадцатые тональности, если считать в любую сторону по квинтовому кругу, совпадают с до мажор. Так как 12 взаимно просто с 5 и 7, то все тональности можно получить, рассмотрев любые 12 подряд идущих в кругу. Из этого также следует, что тональности в конце концов совпадут, если двигаться в противоположные стороны (например, Ges=Fis). Поэтому обычно используют только 5-7 шагов в каждом направлении, оставляя тональности с большим количеством знаков альтерации только в теории.
   Впервые квинтовый круг был описан Иоганном Давидом Хайнихеном в 1728 году.
   Во всех тональностях кварто-квинтового круга написаны такие произведения, как циклы из 24-х прелюдий Шопена и Шостаковича. И. С. Бах показал равноправность всех тональностей, написав знаменитый "Хорошо темперированный клавир".
   Аранжировкой не является переложение музыкальной пьесы из одного рода исполнения в другой (например, скрипичную или оркестровую партию для голоса, рояля и наоборот). Это действие называется инструментовка.
   Аранжировкой также называется облегчённая версия оригинального произведения для того же самого инструмента.
   В джазовой музыке аранжировкой называются различные изменения, которые музыканты вносят непосредственно во время исполнения, импровизируя свою партию.
  
   Часть 2. ЛЮБОВЬ ЗА ДЕНЬГИ
  
   С тех пор как в лета канули искреннее творчество и многообразие музыкального жанра. С тех пор как парикмахеры, шоумены и прочие выходцы из немузыкальной среды, но зато из "гламура" занялись зарабатыванием денег на просторах российской эстрады, а в Шоу Бизнес а также другой развлекательный формат пришли такие понятия как: "фей с-контроль", "дресс-код" и "формат", эстрада превратилась в надоедливое однообразное шоу, смотреть на которое не только не интересно нормальному , думающему индивиду с широким кругозором, но и определенным образом противно.
  
   Очевидно, что в начале 2000 -х годов в российский шоу бизнес пришли не профессионалы и крутые музыканты, а приспособленцы , конъюнктурщики и в некоторых случаях попросту бездарности без какого-либо " музыкального слуха", но зато с большими мешками денег заработанными на кризисах 90-х и другими различными путями.
  
   В своей жизни я, знал только одного великого человека, у которого не было музыкального слуха, однако он был великим актером и научился даже немного играть на фортепиано. Это был актер Андрей Миронов, который нота в ноту мог уловить мелодию и прекрасно петь. Других великих " тугих на ухо" я больше не знал.
  
   Сейчас же балом на эстраде руководят все , кроме настоящих профессионалов - музыкантов или в лучшем случае музыканты, которые предали истинное творчество и приспособились к существующим правилам и форматам.
  
   А обыватель, посещающий подобные концерты современной эстрады не только разучился думать, переживать и наслаждаться музыкой, он совершенно перестал быть личностью в высоком смысле этого слова. Это люди с отформатированными мозгами которые ограниченны в собственном музыкальном кругозоре, да и вообще в культурном развитии, но имеющие деньги, для того чтобы лишний раз обозначить свой выпендрёж и приобщиться , как они считают, к какой-нибудь, но культуре.
  
   У сегодняшнего обывателя достаточно денег, за которые он желает, чтобы его достойно обслужили - веселили и облизывали. Как говорится в современной России: покупатель всегда прав.
  
   Данное обстоятельство, как и отсутствие в России стабильных музыкальных тенденций и традиций привело в настоящее время к засилью "фанерной строганины" исполнению ни к чему не обязывающих легких песенок развлекательного характера и определенного музыкального формата. Новогодние корпоративные "чесы" певцов и музыкантов, исполнение бредовых желаний одурманенной выпивкой публики, исполнение не имеющей никакого отношения к искусству музыки и текстов.
   Холенные лица из зрительного зала, довольные жизнью восседают и рассматривает тех, кто их развлекает, соотнося сумму затраченную на данную тусовку с суммой положительных для него эмоций, полученных на том или ином развлекательном концерте. Несменяемые годами исполнители, одни и те-же песни, причем на каждом концерте в телевизионном эфире Кобзон, Бабкина, Орбакайте, Киркоров, Басков, Валерия и прочие более молодые отформатированные и раскрученные исполнители.
  
   По телевидению, радио, в кафе и ресторанах звучит один и тот же формат музыки и песен, народ России как будто отупел до такой степени, что забыл про классику, джаз, фьюжен, рок, фолк и еще 100 различных стилей и направлений. Неужели российский народ считает всех этих певцов звездами? Певцов и певичек, которых даже не признали именитые корифеи Западного и Американского музыкального истеблишмента.
  
   Как не пыталась А.Б.Пугачева пробиться на Западную сцену и завоевать Европу, ничего не получилось, хотя в начале её карьеры у неё был великолепный репертуар в сочетании с музыкантами из группы "Рецитал". Не помогла и её дружба с великим советским композитором Юрием Чернавским которого уважали и ценили на Западе, а на музыке и аранжировках которого взлетели Владимир Пресняков, Михаил Боярский, Алла Пугачева и некоторые другие.
  
  
   Совершенно недавно в Ютубе посмотрел отечественный клипп - сейшен с рок и фолк исполнителями конца восьмидесятых на композицию Криса Кельми "Замыкая круг" автором данного проекта в 1989 г. была Светлана Аннапольская . Я просто получил огромное удовольствие от Марины Капуро, Валерия Сюткина, Павла Смеяна, Андрея Макаревича, Александра Ситковецкого, Константина Никольского, Александра Монина, Юрия Горькова, Александра Градского, Григория Безуглова, Евгения Маргулиса, Анатолия Алешина, Андрея Давидяна, Юрия Давыдова, Александра Иванова, Дмитрия Варшавского, Артура Беркута, Жанны Агузаровой, Ованеса Мелика-Пашаева, Александра Кутикова и др. исполнителей. Кстати, там также снималась еще никому не известная в ту пору певица "Валерия".
  
   Спросите себя , уважаемые читатели, каков процент узнаваемости имен тогдашних отечественных рок и поп исполнителей, можно сказать звезд? Градский, Макаревич, Кутиков, Никольский Ситковецкий, кого еще знали? Вот так и сейчас забыли вообще всё, возможно кого и знали.
  
   Всё , что было ранее накоплено непосильным, а порой даже противоправным путем и вопреки существующей коммунистической власти, кануло в лета. Всё стерто из памяти не только сегодняшнего молодого поколения, но и старшего, жившего в ту эпоху.
   Замечу, что только в России возможно такое забвение потому что только в России к эстраде, рок , поп и джаз музыке относились всегда как веселухе, чему-то несерьёзному.
   Такое же отношение в России и к собственной истории, которая неоднократно переписывалась в угоду различным правителям, а отсюда и наплевательское отношение к своим корням и близким родственникам.
  
  
   Было в России время, когда выйдя из подполья Новосибирская рок группа "Наутилус П"., Питерская "ДДТ" и "КИНО", а в Москве Игорь Тальков стали собирать сотни тысяч слушателей на стадионах, тогдашнее управление КГБ было обеспокоено процессами двигающими молодёжь, пытаясь контролировать и регулировать новых бунтарей.
  
   Вот поэтому всех бунтарей в России всегда стараются сначала "причесать", "спустить пар", а потом забыть и умолчать. Вот поэтому серьезную музыку, дающую питание для мозгов и руководство к действию никогда не пустят на телевидение и в эфир. Следовательно, властям в сегодняшней России не нужна серьёзность, а нужна "развлекуха" и "веселуха" для простого народа, чтобы не задумывался о главном - рабстве в котором он живет, в рабстве собственных заблуждений.
  
  
   Исходя из вышеизложенного, власти в России как прошлой коммунистической, так и настоящей - Единоросской не нужно чтобы народ образовывался, думал, развивался, сравнивал и анализировал, шёл от простого к сложному.
  
   Не удивительно, что в эфирах телевидения и радио всегда идет веселуха и показуха, пошлые шутки, причесанные песенки и блистающие исполнители, прошедшие фей с контроль и одобрение партии.
   Песенки о Российском блондине "потому что он один", песенки про любовь, и т.п.
  
  
   Нет ничего бунтарского, революционного, да потому что, как сказал В.Путин : "...Революции нам не нужны..." у нас и так всё гладенько. Застой продолжается, прихвостни казны и власти облизали эту власть со всех сторон.
  
  
   К примеру, " мальчики мажоры" композиция группы ДДТ и Юрия Шевчука исполненная в 1989 г. и сейчас ещё более актуальна, если рассмотреть, как детки высокопоставленных чиновников отрываются на всю катушку, как в Москве, так и за рубежом. Как выяснилось, В.Путин не знает такого рок певца как Юрий Шевчук.
  
   Кстати, это уже вторая ласточка предвзятого отношения к свободомыслящим и независимым людям. Во всяком случае, Ю. Шевчук никогда не ложился под власть как бы власть не старалась его "опустить".
  
   Что же происходит сегодня в России на музыкальной ниве? Молодёжь очень мало интересуется историей, ни хочет ничего знать лишнего, кроме гоблинов, Аватаров и прочих персонажей компьютерных игр. Музыку , которую она слушает нельзя назвать искусством, речитативы, которые она впитывает на фоне музыки нельзя назвать поэзией.
   Всё настолько упрощено и опущено " ниже плинтуса" что только людям с очень низкими умственными способностями и невысоким интеллектом это может нравиться. Наступила деградация музыкальных, поэтических, и литературных запросов.
   У молодежи на фоне зашкаливающей самооценки, отсутствуют элементарные знания истории и культуры, истоков российской музыкальной классической школы. К примеру, перечислить русских композиторов входящих в организацию "Могучая кучка" и произведения, которые они сочинили, никто не может.
  
   Сегодняшнюю молодёжь никто не воспитывал на традициях старых мастеров, никто не преподавал в школах музыкальную грамоту, никто не распространял записи и не рассказывал про отечественных и зарубежных великих музыкантов.
  
  
   Сегодня на наши головы свалилось из неоткуда "что-то", напоминающее эстраду, фольклор, рок и поп, однако, в сравнении никуда не годится.
   Свалилось и начало жрать мозги, превращая думающих и музыкально образованных в прошлом людей, в толпу обывателей смотрящих на цветные гламурные шоу совершенно отвлеченные от музыки и смысла несущихся с эстрады слов.
   Как будто не было никогда в СССР великих композиторов : Давида Тухманова, Александра Зацепина, Виктора Резникова, Юрия Чернавского, Геннадия Гладкова, Алексея Рыбникова, Микаэла Таривердиева.
   .
   Как будто не было в СССР великих музыкантов, певцов и исполнителей: Юрия Антонова, Алексея Козлова - джаз, Георгий Гаранян -джаз, Александра Градского, Юрия Шевчука, Юрия Лозы, Андрея Сапунова , Алексея Романова, Татьяны Анциферовой, Жанны Рождественской, Геннадия Трофимова, Игоря Талькова, Виктора Цоя, Стаса Намина, Олега Анофриева, Аркадия Хораллова, Сергея Минаева, Екатерины Катц, Вахтанга Кикабидзе, Сергея Беликова, Тынниса Мяги, Владимира Мигули и всех участников фестиваля в 1980 г "Тбилисси -80".
  
  
  
   Часть 3. НАСТОЯЩАЯ РОССИЙСКАЯ МУЗЫКА СНОВА В ПОДПОЛЬЕ ИЛИ В ЗАБЫТЬЕ
  
  
   В настоящее время целый пласт великолепных музыкантов России и стран СНГ находятся в тени отечественного телевидения и средств массовой информации.
  
   Не проводится никаких отборочных конкурсов рок, фолк, электронной музыки, техно поп и арт поп музыки, тяжелой рок музыки ,.как и джаз исполнителей.
  
   В справочнике ВИКИПЕДИЯ насчитывается около сотни различных музыкальных стилей и направлений достаточно лишь задать запрос по этой теме. Смущает одно, что российский слушатель не только не может услышать или изучить то или иное направление, но и увидеть живых представителей того или иного направления.
  
  
   В России нет никаких четко очерченных музыкальных направлений, как и разнообразия стилей музыкантов. А если есть , то в их худшем проявлении - "нудятина" или "долбёжка по мозгам" Нет искушенных слушателей, так как нет музыкальных школ с соответствующей подготовкой, недоступен эфир и телевидение, собственно нет искушенных и подготовленных людей на телевидении, которые смогли бы заняться этим творчеством.
  
   Нет прозорливых и грамотных продюсеров с большой школой музыкального материала за плечами, как отечественного, так и западного.
  
   Нет государственного органа хотя бы в Министерстве культуры РФ который смог бы организовать громадную библиотеку и библиографию существующего, но забытого в России музыкального материала.
  
   На сегодняшний день только западные Интернет издания собирают российский музыкальный материал и педантично его классифицируют. Примером такого издания может служить огромнейший ресурс www.zaizev.net.
  
   Пока же на первом канале обкатывается передача "Минута славы" , народ с творчеством пошёл, но это все так разношерстно и убого смотрится, нет никакой классификации, разделения, "Кто во что горазд" в общем, похожее на первые передачи "Поле Чудес", которые сегодня превратилась непонятно во что - крестьянское паломничество, люди просто привозят и дарят подарки, в надежде , что не останутся без приза, но к сожалению это не музыка и не коллективное творчество музыкально одаренных людей, а балаган.
  
  
   Музыка, как и любое творчество, должна рождать восхищение гаммой всего лишь семи простых нот, которые творят чудеса с мозгом человека. Достаточно лишь соединить их в определенной последовательности, тональности, ритме и такте.
  
   В 1979 г на киноэкраны тогдашнего Советского кинопроката вышел великий художественный фильм Андрея Тарковского "Сталкер" , где актер исполняющий роль сталкера - Александр Кайдановский простыми словами объясняет двум представителям людского мира, ученому прагматику и писателю - сомневающемуся цинику, что такое музыка, кто руководит сложением этой самой музыки состоящей всего из семи нот.
  
   Не божий ли это промысел, не высшие ли силы вкладывают в её партитуры - высшее благоговение, созидание и восхищение.
  
   Достаточно лишь привести состав участников музыкального фестиваля духовной христианской музыки "Вифлеемская звезда 2010" прошедшего традиционно в 2010 году, чтобы понять простому российскому обывателю, о собственном незнании этих групп, коллективов и исполнителей.
  
  
   Замечу, что эти ребята и девчата исполняют не духовные песнопения, они играют на гитарах, барабанах и синтезаторах рок, поп и фолк музыку только в христианском ключе.
  
   Обидно, что Центральное телевидение не только не освещает данный значимый для России фестиваль, но и не дает никакой информации об этом празднике радости и созидания по центральным каналам.
   Герасим & Дружки (Санкт- Петербург), Открытое небо (Тольятти), МироТворец (Москва), Суп*cultura (Санкт- Петербург), Юрий Загитов и White Stones (Кировск), Elf Shakil & Flora Iton (Москва), Alter EGO"s (Самара), Они (Казань), Инок (Казань), RUAH (Москва), Виктория Белова (Москва), Людмила Розанова (Москва), Тимофей Винковский (Санкт- Петербург), Владимир Спивак (Финляндия).
  
   Замечу, что играют на инструментах и поют вышеперечисленные лауреаты фестиваля так профессионально и так красиво, что создается впечатление, не все ещё потеряно для России в духовном и культурно развивающем плане.
  
   Достаточно лишь послушать композицию Анатолия Бугая (группа Открытое небо) "Мосты любви" чтобы понять какова пропасть между этим профессионалом, музыкальным гением и композитором из Тольятти и каким-то Димой Биланом, а также всей прогнившей музыкально - гламурной тусовкой из Москвы.
  
   Не секрет, что на конкурс Евровидения в 2009 г. должен был ехать Анатолий Бугай, со своей композицией - "Мосты любви".
  
   Этот человек выступает со сцены в обыкновенной футболке с гитарой или сидя за синтезатором, но он творит истинные чудеса. Его руки творят истинную музыку, богато окрашенную и красиво аранжированную, смысл слов его песен прост и ненавязчив, однако проникает в самое сердце.
  
   К сожалению, музыка может не только воспарять дух человека ввысь, радовать и побуждать к подвигу, она может ещё и толкать человека в пропасть духовного опустошения, однообразия и беспросветной безвкусицы.
  
   А может ли музыка быть плохой , если это дар божий? Скорее всего, может, если эту музыку будет сочинять от Лукавого.
  
   Так вот, сейчас в России вся музыка и песни от Лукавого, не из сердца бескорыстно, а за большие деньги и купленная у других. Весь шоу Бизнес в России пропитан деньгами, порочными отношениями, порочными связями, показной мишурой и бесчестием.
  
   Уже давно нет истинного творчества, а лишь остались приплаченные минусовки. Смысл творчества перешел в наживу и обогащение, но никак не в духовное становление и культурный рост.
  
   Меня не удивил выбор музыкантов кинорежиссером Алексеем Балобановым в саундтреки для своего фильма Брат 1, где все песни исполняет группа Наутилус Помпилус, и Брат 2 где все композиции исполняют малоизвестные, широкой российской публике, музыканты:
   01. Би-2 - Полковник, 02. Маша и медведи - Земля, 03. Аукцион - Дорога, 04. Агата Кристи (минус один) - Секрет, 05. Земфира - Искала, 06. Сплин - Линия жизни, 07. Ла-Манш - Погляд, 08. Крематорий - Катманду, 09. Танцы Минус - Иду, 10. Чичерина - ТуЛуЛа, 11. Вячеслав Бутусов - Гибралтар \ Лабрадор, 12. Океан Ельзи - Коли Тобе Нема, 13. Смысловые галлюцинации - Вечно Молодой, 14. Вадим Самойлов - Никогда, 15. Детский хор под рук. М.И.Славкина - Прощальное письмо
   Следует отметить, что эта настоящая музыка российских и украинских профессионалов очень органично вписалась в кадры фильма. Это музыка от сердца, а не от продюсера.
  
   Было бы смешно, если в этом фильме звучали песни Витаса, Билана, Киркорова и Баскова, Нюши, Веры Брежневой, Стрелок или Шпилек там каких-то.
  
   В общем, представить себе других невозможно, да и фильм в этом случае не удался бы.
  
  
   Очень часто я вспоминаю, как полюбил живую музыку и поверил в отечественных музыкантов, поверил в то, что наши музыканты могут исполнять произведения не хуже западных с такими же аранжировками и вообще могут играть рок, диско и поп.
  
   Когда я учился в школе в 1980 году, к нам в город приехала никому неизвестная Одесская группа "Белая акация" и на концерт пригласили отличников, комсомольских активистов. Концерт был, конечно же, в коммунистическо-моральном ключе с утвержденным репертуаром и никаких излишеств.
  
   Но после концерта ребята из ансамбля решили устроить танцевальную дискотеку в холле концертного зала, перетащив быстро часть аппаратуры, к этому времени все активисты и комсомольцы поспешили домой, а мы, молодые и пытливые остались, несмотря на то, что добираться до дома было далеко и поздно.
  
   Так вот все кто остался, не пожалели. Ребята без партитур и по желанию публики исполняли любые композиции и песни именно из западного репертуара, начали с Бони М (солнечно), а закончили рок & роллами группы Ролинг Стоунз.
  
   Мы все тогда почувствовали себя счастливчиками, потому что окунулись в ту атмосферу творчества и единения музыкантов и публики. Ребята прекрасно играли и импровизировали, а "обалдевшая" от такой метаморфозы молодежь рукоплескала, чуть ли не нося музыкантов и солистов на руках.
  
   Позже идя, домой, потому что все автобусы уже в мою сторону не ходили, я был счастлив и полон эмоций, я поверил, что наши тоже могут. Я увидел ту грань и черту, которую провело государство (СССР) в своей культурно-просветительской политике, я почувствовал всю лож и циничный обман средств массовой информации, и увидел два мира: истинности, открытости, свободы творчества и мир лжи, запретов, и ограниченности.
   Я шел и плакал, переполненный эмоциями, потому что чувствовал себя обманутым в этом зашторенном от остального мира государством.
  
   Позже в 1982 г. В наш город приезжала великая рок группа "АРАКС" , ребята приехали без Юрия Антонова и часть разочарованной публики разошлась. А мы не пожалели , что пошли на концерт, потому что уже были знакомы с рок творчеством этой совсем непесенной группы. Аракс в 1979 г. уже записал рок оперу на музыку А. Рыбникова "Звезда и смерть Хаокина Мурьеты" поставленную М.Захаровым в Ленкоме.
   Музыканты из Аракса начали с композиции "Колокол природы" , а закончили концерт хитами группы Депп Пёрпл - "дым над водой" и т.д..
   В местных газетах после этого был большой скандал, разгромные статьи и прочее. Я еще раз уверовал в возможности наших российских музыкантов, и в то, что они могут играть сложную и красивую музыку.
  
  
   Часть 4. Западный голос Сева Новгородцев ВИА "Добры молодцы" и другие.
  
  
  
  
   Всеволод Борисович Новгородцев (Левенштейн) российский эмигрант второй волны. Севины "Рок-посевы" и "Севаоборот" в Союзе стали самыми популярными программами антисоветского радио в 80-х гг.. В эфире он рассказывал о западных рок-идолах. Для программы западной радиостанции не было лучше рекламы, чем разгромные статьи в советской прессе. Севины "Рок-посевы" даже вошли в пословицы и поговорки: "Есть обычай на Руси - ночью слушать Би-би-си".
  
   Для наших рок-музыкантов Новгородцев сам был рекламным агентом: он выпускал в эфир группы, которым в Союзе перекрывали кислород.
  
   Борис Гребенщиков: "То, что он открыл нас, это не так много. Он отрыл людям целый мир. Мы, по сравнению с миром, очень маленькая часть". В "Рок-посевах" впервые звучали на всю страну запрещенные в Союзе "Аквариум" и "Кино".
  
   Студент судоводительского факультета ленинградской мореходки Сева Левенштейн играл на чем придется.
  
   Артур Чилингаров, депутат Госдумы РФ: "Когда шли на демонстрацию, он на тарелках стучал, а в основном - саксофон, кларнет".
  
   Подпольные джазовые концерты с участием Севы устраивал его однокурсник Артур Чилингаров, за что чуть не вылетел из училища.
  
   Артур Чилингаров: "Я в разных школах снимал залы и организовывал джем-сейшены. Все это плохо кончилось: многих исключили из комсомола. Кто-то раскололся и нас обнаружили".
   "Сегодня он играет джаз, а завтра - Родину продаст" - это все о нем. Правда, в молодости Сева был таким благонадежным гражданином, что его даже выпускали за границу. Он служил капитаном недальнего плавания.
  
   Но очень скоро Сева понял: его стихия - не море, а музыка, и ушел с палубы на сцену.
   В своем ВИА он быстро стал лидером, но "руководитель ансамбля "Добры молодцы" Всеволод Левенштейн" - звучало слишком для того времени.
   Сева Новгородцев: "Я понял, что так дело не пойдет. У меня был пом. полит на пароходе по фамилии Новгородцев, хороший мужик. Так я и стал Новгородцевым. 38 лет так иду..."
  
   Еще в те годы, когда Сева жил в Купчино, носил отцовское кожаное пальто и хозяйственную сумку, его спасением от советской реальности была английская.
  
   Сева Новгородцев: "Я спасался от общественного транспорта тем, что нырял в другую реальность. Открываешь английскую книгу, начинаешь читать, и эти граждане тебя больше не волнуют".
  
   Нырять в другую реальность наяву Сева не собирался - уехать уговорила жена и соседи по подъезду.
  
   Сева Новгородцев: "Настала еврейская эмиграция, у нас весь кооперативный дом поехал. Все два этажа уехали. За полгода они меня и сточили".
  
   В 77-м Сева Новгородцев пришел в лондонский Буш-хаус - то самое логово, откуда вещал вражеский голос Би-би-си.
  
   Сева Новгородцев: "Алексей Леонидов, который меня привел, был мастером спорта по прыжкам в высоту. Я был в прошлом штурман и саксофонист. Был у нас и специалист по напряженному железобетону, был и свой доктор".
  
   Севины "Рок-посевы" и "Севаоборот" в Союзе стали самыми популярными программами антисоветского радио. В эфире он рассказывал о западных рок-идолах и при случае подшучивал над советскими святынями.
  
   Эфиру Би-би-си в Союзе, конечно, ставили надежный заслон, но у постоянных слушателей были проверенные способы обмануть "глушилку".
  
   Советская пропаганда считала Новгородцева самым опасным идеологическим диверсантом. В 88-м году, когда на центральном телевидении появилась новая молодежная программа "Взгляд", ее поставили в эфир в то же время, когда на Би-би-си шли его "Рок-посевы", чтобы нейтрализовать.
  
   Советские газеты и журналы мочили Севу Новгородцева с особым цинизмом и пафосом. Открыто враждовать с Советами было опасно, особенно после того, как болгарские спецслужбы с помощью КГБ убили в Лондоне диссидента Георгия Маркова - на Би-би-си они с Севой сидели в соседних кабинетах.
  
   Сева Новгородцев: "Шел 1979 год. Он закончил работать, пошел домой. Навстречу ему шел джентльмен в котелке, в полосатых штанах, а в руке он нес зонтик. И как-то неловко ткнул его в ногу..."
   После того смертельного укола зонтиком Сева стал внимательней смотреть по сторонам.
  
   Сева Новгородцев: "Были письма угрожающего толка, все приходили с почтамта. Одно время я каждый день ездил на велосипеде на работу разными маршрутами".
  
   Но в шпионскую историю в Лондоне русский эмигрант Новгородцев все-таки попал: сыграл туркменского пограничника в одной из серий бондиады, а в другой - советского вертолетчика.
  
   В конце перестройки Сева Новгородцев с легкостью Джеймса Бонда взял и приехал прямо в столицу Империи зла СССР.
  
   Когда на ГУМе еще висел портрет Ленина, а в Мавзолей стояла очередь, отъявленный антисоветчик Новгородцев фотографировался на Красной площади с толпой поклонников со всего Союза.
  
   Когда советский строй рухнул, а наши рок-музыканты стали записывать в Лондоне свои альбомы, Сева встречал их там как старожил и эмигрант первой волны. Он даже получил высшую награду своей второй родины - орден Британской империи, но стать истинным англичанином все же не успел.
  
  
   Часть 5. ПОЧЕМУ БРИТАНСКИЙ РОК?
  
  
   Советская пропаганда неистово боролась с западной музыкальной культурой, и эта борьба принесла свои плоды в выросшем поколении сегодняшней молодежи. Их отцам запрещали многое, и они не имели доступа к мировым музыкальным шедеврам. Была, конечно, небольшая кучка жителей СССР, которые слушали и Би-би-си и Радио Свободы, пластинки дорогущие покупали, однако не всем это было доступно.
  
   А почему так боролись Советы? С Западной и Американской музыкой. Значит, было, за что её так боятся.
  
   Казалось, большая часть населения СССР ни слов английских, ни языка не знала, а вот музыку слушали и стремились к ней. По-видимому, было в ней что-то завораживающее, искреннее и неподкупное.
  
   Главное, как я считаю, в этой музыке была необычность и красота мелодий с использованием различных в Союзе до того неизвестных инструментов и приемов игры на этих инструментах.
   Также у них была свобода! Свобода выбора и творчества, свобода экспериментов которые начались с групп
   1966 - 1969 (Moody Blues, Procol Harum, The Nice, Atomic Rooster, Pink Floyd).
   переход от психоделии к прогрессиву.
   Золотой период 1969 - 1975 (King Crimson, ELP, Rare Bird, Genesis, Van Der Graaf Generator, Yes, Jethro Tull, Gentle Giant, Manfred Mann, Supertramp, ELO, Roxy Music).
  
   На рубеже десятилетий в британской рок-музыке, да и в мировой музыкальной культуре вообще, произошли значительные изменения. В этот период выкристаллизовываются новые музыкальные стили и направления, начинает творить множество интереснейших групп и музыкантов, исповедующих совершенно новый взгляд на рок-музыку: LED ZEPPELIN, BLACK SABBATH, T.REX, SLADE, NAZARETH, BUDGIE, Rory Gallagher, Brian Eno... Именно в этот период произошло окончательное размежевание рока и поп-музыки, расслоение аудитории и музыкальной прессы.
  
   В 1970 закончилась Эра Битлз. Битлы сказали свое последнее веское слово: альбом "Abbey Road" явился вершиной в их творчестве и по своей лаконичности и законченности оставил далеко позади всю предыдущую продукцию группы.
  
   Вскоре после этого вышел посмертный альбом с жизнеутверждающим названием "Let it Be", после чего ни один из "бывших" ничего нового в музыке сказать не смог, хотя, как личность каждый "жук" раскрылся именно после распада группы.
   Новая музыкальная эра дала нам множество ярких и громких имен.
  
   Новые коллективы, двигавшиеся в одном направлении, развивались автономно, но попадали в общую струю, поддерживая друг друга и подогревая интерес публики к новым веяниям. Любая идея не появляется из ниоткуда. Она является логическим продолжением того, что уже было, вырастая на основании накопленного опыта, и соединяя в себе разрозненные попытки и эксперименты энтузиастов.
  
   Возникшие и получившие свое развитие хард, глэм, джазрок прочно вошли в обиход и обрели своих стойких почитателей. Именно тогда же и прогрессивный рок окончательно сформировался как стиль, доказав свое право на жизнь и прочно обосновавшись на музыкальном Олимпе.
  
   Мэйнстрим вынес на поверхность немало ярких представителей данного направления, и хотя их в скором времени подчистую смыла "новая волна", многим интересным и самобытным группам удалось какое-то время продержаться на плаву и оставленного ими наследия хватит еще на долгие годы.
  
  
   Почему сложная музыка, в частности прогрессивный рок привлекал так много слушателей и наполнял десятками тысяч стадионы, а особенно ценилась английская рок школа?
  
   Хочу отметить, что именно прогрессивный рок развивает умственные способности к анализу и синтезу, развивает образное мышление и тренирует мозг в восприятии музыкальных образов созданных музыкантами в футуристические или другие образы слушателя.
   Западная рок музыка , особенно Британская основывается на мелодичности традиционных баллад заключенных в сложный ритмический орнамент, с многочисленными тональными переходами и неожиданной сменой гармонического оформления.
  
   Такую музыку не только интересно слушать, так как с первого раза как говориться в народе "не въезжаешь" может быть непонятой, но остается впечатление, что взяло! А когда прослушиваешь второй раз, подмечаешь уже мелкие особенности гармоничных переходов, работы инструментов и голоса, вот тогда просто влюбляешься и начинаешь даже насвистывать. Прогрессивный рок это как классика, навечно и навсегда!
  
   Главное, что эффект оказываемый при прослушивании такой музыки, гораздо сильнее чем при прослушивании классической музыки. Хотя достигаемые эффекты при прослушивании Брамса, Генделя и других органных мастеров также сильно влияют на человека, как и прогрессивный рок.
  
   Следует отметить, что прогрессивный рок никогда не был чисто британским явлением. В-семидесятых обычно по звучанию и по стилистике можно было с определенной долей уверенности определить национальную принадлежность группы.
   Прогрессивный рок - это большей частью рок-музыка с серьезным выражением лица, иногда с мрачно-загробным, иногда с лукаво-ироничным.
  
   У немцев гораздо больше психоделии и хард-рока, по этому лицо у музыки менее веселое и более суровое (характер нордический, стойкий группа ULTRAVOX, METALLICA).
  
   У итальянцев своя музыкальная традиция и на этом лице чаще всего присутствует какое-то светлое выражение легкости, даже когда музыка пытается быть "мудреной" и мрачно-серьёзной.
  
   Несмотря на то, что Германия, Италия, США, Канада, Нидерланды и некоторые другие страны внесли определенную, иногда довольно весомую, лепту в формирование прог-сцены, Великобритания явилась безусловным лидером этого движения и его первоисточником.
  
   Арт-роковый бум, охвативший Италию в начале-середине семидесятых, во многом был инспирирован британцами. Даже в музыке таких значимых и интересных коллективов, как BANCO DEL MUTUO SOCCORSO, PFM, NEW TROLLS, AREA, LE ORME можно без труда уловить много общего с работами британцев, хотя делали они это по-своему.
   К сожалению, "италопрог" был тогда музыкой в основном для внутреннего потребления (возможно, из-за того, что он большей частью итало-язычный), и мы в России о нем знаем слишком мало. К началу восьмидесятых интерес к такой музыке в Италии угас, и большинство групп или опопсело, или ушло со сцены.
   Чуть лучше у нас известно о немецкой прог-сцене.
  
   В конце шестидесятых, в Германии сформировалась и стала бурно развиваться чисто немецкая разновидность прогрессивного рока, получившая в последствии название "Kraut-rock". Так же как и его британский собрат, краут вырос из психоделии, но в отличие от британского арта, он мало поддался влиянию классической музыки. Краут-рок, скорее, стоит рассматривать как усложненный вариант психоделии, с частой сменой ритма и рваной мелодикой, нередко с довольно жестким и холодным звучанием.
  
   Многие группы использовали средства из джазового арсенала или "баловались" восточной музыкой. Очень интересную и качественную музыкальную продукцию выпускали AMON DUUL, EMBRYO, GURU GURU, THIRSTY MOON, KRAAN, CAN... Примерно в то же время возникла и электронная "струя" в краут-роке, представленная в первую очередь группами KRAFTWERK и TANGERINE DREAM, из которой впоследствии выросла целая школа немецкой электронной музыки.
   Краут-рок во многом явился как бы немецким ответом "британскому вторжению", хотя стоит признать, что в творчестве большинства краут-групп очень четко прослеживается влияние британцев HAWKWIND и ранних PINK FLOYD.
  
   Но нашлись на немецкой земле и "предатели", исповедовавшие арт-рок английского образца. Самой значимой из таких групп стала ELOY, сильно напоминавшая какой-то подрезанный и подчищенный вариант поздних PINK FLOYD.
  
   Эта красивая и интересная группа пользовалась в Германии уважением и: хорошим спросом, но в англоязычных странах ее не очень любили, в основном за счет того, что ее в целом очень хороший вокалист так и не смог справиться со своим немецким акцентом.
   Неплохо была представлена прогрессивная сцена Франции. Такие имена как ANGE и MAGMA были известны большинству потребителей подобной музыки. Во Франции так же базировалась интереснейшая Кентерберийская группа GONG, со смешанным англо-французским составом, и греческая APHRODITE'S CHILD во главе с ныне очень известными музыкантами Вангелисом и Дэмисом Руссосом.
   ANGE работала в стилистике близкой к GENESIS. Французы - народ горячий, и музыка этой группы отличалась яркой эмоциональностью и энергией, а французский язык придавал ей какой-то особый шарм. Похожую музыку исполняли так же и некоторые другие франкоязычные группы, в частности ATOLL и PENTACLE.
   Группа MAGMA вообще достойна отдельного разговора, и говорить о ней можно долго и со вкусом, но не будем лезть в дебри, а попробуем описать ее в двух словах. Группа исполняла очень сложную и изысканную постмодернистскую смесь арта и джаза, близкую к "Кентерберийцам".
  
   Впоследствии их музыку стали относить к самостоятельному поджанру прогрессивного рока "Zeuhl", и в этой стилистике работает еще некоторое количество команд. С самого начала группа стремилась к созданию концептуальных альбомов. Все они рассказывают о жизни на фантастической планете Кобайя, и поют там, конечно же, на кобайском языке, "придуманном" музыкантами на основе немецкого и некоторых славянских языков. Группа существует и поныне.
  
   Хотя ее активность уже далеко не та, что в лучшие годы, до самопародии или коммерческой музыки Магма не опустилась.
  
   Другие страны Континентальной Европы дали немало громких имен. Это в первую очередь голландцы FOCUS, а так же DICE (Швеция), KYRIE ELEISON (Австрия), PAZOP (Бельгия), PIIRPAUKE (Финляндия), TASAVALAN PRESIDENTTI (Финляндия), WIGWAM (Финляндия)...
   Достойна самого пристального внимания так же смесь арта и хард-рока, представленная канадской группой RUSH. Очень неплохо работали группы (нередко испано-язычные) Латинской Америки, но из-за своей удаленности от Старого Света, коллективы из Мексики, Аргентины, Бразилии, Чили... пользовались лишь локальным успехом. В общем, в семидесятых во всем мире, не исключая и "демократов" Восточной Европы, и даже в Австралии и Новой Зеландии, арт-рок жил и развивался с попеременным успехом.
  
   В США арт-рок как-то не прижился. Единственной американской прогрессивной группой сумевшей на равных конкурировать с британцами стала KANSAS и BOSTON. Сочетание довольно простого, но достаточно милого арт-рока с хардом, плюс красивая мелодичность и приятный вокал пришлись по вкусу не только американской публике, и группа очень быстро выбилась в высшую лигу. Значительным достижением KANSAS стала ее оригинальность и узнаваемость. Однажды услышав эту группу, спутать ее с кем-то уже сложно.
  
   Но это не помешало ей попасть в полосу кризиса, и в восьмидесятых KANSAS превратилась в обычную поп-рок группу, каковых в Америке не счесть. Были еще там довольно популярные группы STYX, JOURNEY, игравшие на стыке арт-рока и попсы, и это все.
  
   Многие интересные американские коллективы этого направления, выпустившие один-два альбома и игравшие по небольшим клубам или разогревавшие публику перед выступлениями английских коллег, так и не сумели добиться значительных успехов. THE LOAD, HAPPY THE MAN, ETHOS, STARCASTLE, FIREBALLET... играли ничуть не хуже англичан, которые пользовались на американской земле иногда значительным успехом.
   Причем, английские прогрессивные команды очень много внимания уделяли "раскрутке" в Новом Свете, что было очень важно для них в коммерческом плане, учитывая емкость американского рынка. Возможно, сильные коренные традиции Америки не позволили арт-року сломать джазово-блюзовые стереотипы публики.
  
   РЕЗЮМЕ:
  
   Я, хотел бы Иосифу Пригожину посоветовать, бросить свой шоу Бизнес и отдаться полностью прослушиванию и изучению настоящей музыки Западных и Американских звезд, для того чтобы немного снизить завышенную планку собственной самооценки и значимости современной российской эстрады и так называемых "российских звезд".
   Не сомневаюсь, что после прослушивания , он поймет, что всё что сегодня исполняется есть плагиат и исполнено давно западными музыкантами. А россиянам нужно прививать хороший вкус к композиционно - сложной и гармонично аранжированной музыке, а не посещать безвкусные концерты с однообразными песенками, с полу оголённой подтанцовкой.
  
  
   Поэтому мне не хочется любить и облизывать современных российских звезд, каковыми они себя считают, единственными звездами которые завоевали Запад, Восток (Япония) и Америку была группа ТАТУ.
  
   Рекомендую собственную выборку музыкантов и групп, для того чтобы понять, что такое настоящая музыка, какова она бывает. Прослушивание такой музыки поможет отрезветь, опомнится, а также понять, почему отечественные звезды не являются таковыми и никак не котируются во всем музыкальном западном мире.
  
   Интеллектуальный прог- рок:
   1.Manfred mann"s Earth Band - выбранные альбомы: Nightingales & Bombers - 1975 г. (Самый высокотехнологичный рок альбом во всем музыкальном мире, его композиции по своей сложности не уступают Махавише оркестру, который виртуозно импровизирует в стиле джаз-рок.
   Альбом посвящен рассуждениям о войне и мире, записан под впечатлением войны во Вьетнаме и на Южно-Корейском перешейке. Музыканты из своих инструментов выжимают всё до последнего и воспроизводят такие звуки природы и окружающего мира, что просто поражает воображение.
  
   Альбом 1975 года представляет собой классический английский прогрессивный рок по определению, где мало слов, но много сложных мелодий и ритмов, присутствуют элементы джазовых приемов: электронной, симфо музыки, и все умело, приправлено законченной логичностью композиций перетекающих плавно друг в друга.
   За 38 минут получаешь настоящий драйв, заряд бодрости и шквал переживаний, школа для настоящих рок-музыкантов, учит как согласованно работать в команде и понимать друг друга в импровизации).
   Watch - 1977 г (Мега-хитовый альбом золотого десятилетия Европы, время когда хиппи уходили в прошлое, а новое поколение требовало перемен, в эти годы знаменитая группа ИГЛС выпускает свою композицию "Отель Калифорния", а американская рок группа Ливин Блюз готовит к выпуску свой знаменитый и единственный альбом с композицией "Шаолинь" .
  
   "Сморти" - это высокотехнологичный рок альбом, сделанный по канонам Английской музыкальной школы. В основе композиций лежат музыкальные наброски великого Боба Диланна, умопомрачительные аранжировки Манфреда Мэнна. Вокалистом в этом альбоме является великий голос Европы - Крис Томпсон, который появился в группе еще на записи альбома "Ревущая тишина" в 1976 г. Альбом развивает пространственное образное мышление, прививает понятие гармоничности мелодии и такта композиции, , альбом 1977 г классический альбом арт - рока , исполняемого на огромных стадионах, люди неистова ли и получали кайф). .,
   Angel Station - 1979 г. - альбом переходного времени, когда синтезаторы и электронная музыка получили более большее распространение в музыке Европы, чем электрогитары. В это время даже знаменитый Пол Маккартни со своей группой WINGS (крылья) экспериментировал в области рока и выпустил свой первый и последний рок альбом в 1979 г.
  
   В этот продуктивный год многие группы и музыканты порадовали мировых слушателей своими незабываемыми хитами. Пристанище ангелов - позволяет просто оторваться от земли и наслаждаться красивыми и сложно аранжированными мелодиями песен в вокальном исполнении всё того же неподражаемого Криса Томпсона.
  
  
   2. Английская рок группа GENESIS - выбранные альбомы : Foxtrot - 1972 г. (развивает умственную и физиологическую органичность, сложные меж тактовые переходы поли мелодическая структура композиций улучшает настроение и настраивает к творчеству. Обворожительные тональные переходы с каскадом сложных нано, деци аккордов. Великолепные голоса Питера Гебриэлла и Филла Коллинза).
   NURSERY CRYME - 1971 г. ( улучшает физиологическую ритмику сердца, биоритмику всего организма, в альбоме много красивых мелодичных композиций с внезапно меняющимися ритмами и тональностями. Очень познавательный альбом для начинающих рок музыкантов исполняющих фолк и симфо музыку).
   3. Английская рок группа AZIA первый альбом 1982 г. ( симфо-рок, высшей степени сложности. Вокалист Джон Уеттон - чарующий пронизывающий голос, сложные многоголосые инструментальные композиции и аранжировки. Музыка парения над землей и оторванности от бытия. Красивые мелодичные и тактически законченные композиции с преимуществом музыки над голосом. Тактически выверенные мелодии и красивейшие аранжировки с умелым сочетание звуков солирующей электрогитары и перкуссии).
  
   Альбом - AURA 2001 г. (ритмично окрашенные композиции с богатыми инструментальными аранжировками с использованием многочисленных спец эффектов и звуков. Вокалист & бас гитара John Payne. Музыка, уносящая в будущее, ощущение свободы и неприкаянности. В этом альбоме главенствует бит - ритм).
  
  
   4. Знаменитая британская поп , рок группа The Alan Parsons Project альбомы Pyramid- 1978, I robot -1977, EVE - 1979, Ammonia Avenue 1984 ( Красивый арт рок с элементами симфо- поп музыки. Красиво аранжированные мелодии в исполнении различных вокалистов-любимчиков Алана Парсонса и знаменитых голосов мира Eric Woolfson, Chris Rainbow, Lenny Zakatek, David Paton, Colin Blunstone.
   Незабываемые инструментальные композиции в России у многих на слуху, но, к сожалению, народ никогда не знал что по телевизору во многих научно - популярных фильмах звучат мелодии Аллана Парсона. Музыка развивает и дает надежду на завтрашний день, ничто не потеряно, оптимистическая , очень красивая и чистая поп-рок музыка. От эмоций просто сносит голову).
  
   5. Знаменитая Британская поп группа Electric Light Orchestra (ELO) под управлением знаменитого продюсера, аранжировщика, вокалиста, соло и ритм гитариста, пианиста и перкуссиониста Jeff Lynne. Лучшие альбомы Time 1981, Discovery 1979, Secret Messages 1983. Наивысшее мастерство многоголосого пения в различных тональностях (трезвучие, квадро и т.п. ) соединено с красивой и мелодичной музыкой, великолепнейшие аранжировки многоуровневые звуковые эффекты. Данные альбомы уже тогда записывались на магнитофоны с 32 - я звуковыми дорожками. Великолепное сведение звуковых каналов и работа звукорежиссёра. В свое время Пол Маккартни выразился об этой группе так: " Когда я слушаю баллады в исполнении Оркестра электрического света, а также Оззи Озборна, я просто плачу".
  
  
  
   В написании статьи использованы некоторые материалы из следующих источников:
  
   1. Публичный сайт www.seva.ru
   2. Публичный сайт http://rockisland.ru/music
  
  
   29.11.2011 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"