Есть религии, в которых высшие силы исходно не сильно добрые и не обязательно чересчур справедливые. Почему они такие - это отдельный вопрос, но тем не менее, такой образ божества вызывает гораздо меньше вопросов впоследствии.
А вот в современных религиях, например, есть бог и есть дьявол. Если бог позволяет дьяволу вершить его дела, и притом довольно успешно, то значит бог отнюдь не всемогущ. Какой тогда от него толк? Логичнее тогда наладить отношения с нечистым. Практичнее и предусмотрительнее.
Если всё же предположить, что бог всемогущ, то это значит, что дьявол вершит свои дела с его милостивого соизволения и выполняет при боге какую-то роль. Но тогда получается, что бог весьма двуличен. Одним боком он как бы призывает вести жизнь безгрешную, а другим - провоцирует нас, используя дьявола как своего эмиссара. Это разве честно? Получается, что бог сразу и лжив и недобр. Так какое право он имеет требовать от нас безгрешной жизни?
А если дьявол - не эмиссар бога, то получается, что бог всё-таки не всемогущ. Так какого дьявола он требует от нас безгрешности если не в силе защитить нас от провокаций своего оппонента, а вероятно также и наградить посмертно за безгрешную жизнь?
Или всё-таки между богом и дьяволом имеется некоторый паритет сил, с временным преобладанием той или иной стороны?
Тогда вопрос: отчего зависит это временное преобладание? От людей? Ды вряд ли. Козявки мы. Значит, что-то случается на небесах? А что именно? Существуют какие-то силы, способные влиять на взаимоотношения бога и дьявола? А что это за силы, которые стоят выше бога? Почему про них ничего не сказано?
Отвлекусь на время от этой темы. Все богоискатели и прочий народ, не удовлетворенный земной жизнью постоянно ставит в доказательство существования внематериального мира наличие человеческого Духа, который существует параллельно с разумом и к последнему не сводим. Однако, оный дух точно так же зависит от биохимии организма, как и способность разума адекватно отражать события внешнего мира. Стоит добавить адреналина, убавить серотонина и еще всяких нейромедиаторов в мозгу, как нетленный человеческий дух претерпевает глубокие изменения. Да что там нейромедиаторы. На состояние духа влияют очень глубоко даже половые гормоны.
В слове "дух" искатели бога и бессмертной души олицетворяют отчаянную надежду, что все громадные усилия человеческой души, невообразимый пафос существования, вся мощь осознанной и переработанной на неосознаваемом уровне эстетики мировосприятия, бесценный клад глубоких человеческих взаимоотношений, полуосознаваемые, но не менее от этого глубокие откровения - что всё это не тлен.
Но почему надо быть скупым, почему надо цепляться за то что ты нашел или сотворил, почему надо увековечить это, уберечь от разрушения? Ведь разрушение - неизбежно. Разрушение - часть природного процесса. Всё в мире создаётся и разрушается. Не является ли попытка законсервировать Дух, хоть воображаемо, хоть иллюзорно сделать его бессмертным - не является ли это желание только еще одной человеческой слабостью, страхом перед разрушением, перед хаосом.
Не лучше ли преодолеть этот страх один раз и знать, что всё что ты накопил, всё великое, что ты сотворил, будет однажды разрушено, но это разрушение вовсе не отнимает величия того, чего ты достиг.
Не лучше ли жить, не взыскуя бессмертности духа, и не бояться того, что лучшие твои духовные ценности будут отняты Альцгеймером, смертью, другими словами, временем в той или иной его ипостаси?
Почему не быть щедрым? Почему не бросать бесценное на ветер? Может быть в безверии, или если хотите в вере в безусловную тленность всего и есть наивысшая мудрость и наибольшее величие?