Глава 7. Используй то, что ты знаешь ... и то, чего ты не знаешь.
Глава 8 Начало работы.
Глава 9 Написание романа.
Глава 10 Коряги, тупики и ложные тропы.
Глава 11 Вопросы стиля.
Длина главы 12.
Глава 13 Переписывание.
Публикуется глава 14.
Глава 15 Делаю это снова.
Новое послесловие Автора
Биография Лоуренса Блока
Страница авторских прав
Написание романа: от сюжета до печати
Лоуренс Блок
Посвящается мисс Мэй Джепсон, моей учительнице английского языка в 11 классе средней школы Беннетт в Буффало, штат Нью-Йорк, которая первой подтолкнула меня стать писательницей;
Для моих матери и отца, чья поддержка в достижении этой цели была неослабевающей;
Для Джона О'Хара, Эвана Хантера, Фредрика Брауна, У. Сомерсета Моэма, Рекса Стаута, Дэшила Хэмметта, Джеймса Т. Фаррелла, Томаса Вулфа и многих других писателей, от которых я многому научился из того, что знаю сам.;
Для Нолана Миллера, чья писательская мастерская в Антиохийском колледже была моей детской;
Посвящается Джону Брэди, который вдохновил меня писать о писательстве;
Для моих дочерей, Эми, Джилл и Элисон, которые могут быть кем захотят в этом мире.;
Для Билла и всех его друзей, которые поделились своим опытом, силой и надеждой;
И для Мэри Пэт, со всей моей любовью.
Благодарности
До того, как настоящая книга была на стадии планирования, я распространил анкету о методах написания с намерением опубликовать статью в журнале на эту тему. Большое количество авторов как художественной, так и научно-популярной литературы были достаточно любезны, чтобы ответить довольно подробно. Хотя моя статья в конечном итоге не была опубликована, ответы на мою анкету имели для меня неоценимую ценность, когда пришло время писать эту книгу о романе. У меня была возможность процитировать несколько полученных мною ответов; все они так или иначе расширили мое понимание того, как писатели делают то, чем мы занимаемся.
Недостатки этой книги принадлежат только мне. Что касается ее сильных сторон, я хотел бы поблагодарить за помощь всех тех, кто ответил на мою анкету, а именно:
Мэри Амлоу, Пол Андерсон, Мел Арриги, Айзек Азимов, Майкл Аваллоне, Джин Л. Бэкус, Юджин Франклин Бэнди, Д.Р. Бенсон, Роберт Блох, Мюррей Тей Блум, Барбара Бонэм, Джон Л. Брин, Уильям Бриттен, Барбара Каллахан, Уильям Э. Чемберс, Томас Честейн, Джон Чивер, Мэри Хиггинс Кларк, Вирджиния Коффман, Джордж Хармон Кокс, Линда Кроуфорд, Клайв Касслер, Дороти Солсбери Дэвис, Ричард Деминг, Ф.М. Эсфандиари, Стэнли Эллин, Харлан Эллисон, Роберт Л. Фиш, Патрисия Фокс-Шейнуолд, Люси Фримен, Энн Фримантл, Тонита С. Гарднер, Брайан Гарфилд, Герберт Голд, Артур Гольдштейн, Джо Горес, Мэрилин Гранбек, Рассел Х. Гирран, Ирвинг А. Гринфилд, Исидор Хайблум, Джозеф Хансен, Джойс Харрингтон, Тони Хиллерман, Эдвард Д. Хох, Питер Хохштейн, Джеймс Холдинг, Ханс Хольцер, Дороти Б. Хьюз, Беатрис Трам Хантер, Бел Кауфман, Ричард Костеланец, Эда Дж. Лешан, Элизабет Леви, Роберт Ладлэм, Джон Латц, Артур Лайонс , Артур Мэлинг, Гарольд К. Мазур, Джон Д. Макдональд, Росс Макдональд, Грегори Макдональд, Томас М. Макдэйд, Патрисия Макгерр, Уильям П. Макгиверн, Джеймс МакКимми, Фрэнсис М. Невинс, Дональд Ньюлав, Стивен Р. Новак, Эл Нуссбаум, Деннис О'Нил, Роберт Б. Паркер, Дон Пендлтон, Джадсон Филипс, Ричард С. Пратер, Билл Пронзини, Том Пардом, Роберт Дж. Рандиси, Малкольм Робинсон, Уилло Дэвис Робертс, Сэм Росс, Сандра Скоппеттоне, Джастин Скотт, Генри Слесар, Мартин Круз Смит, Джерри Соул, Джейн Спид, Аарон Марк Стейн, Ричард Мартин Стерн, Росс Томас, Лоуренс Трит, Луис Тримбл, Томас Уолш, Стивен Василек , Хиллари Во, Сол Вайнштейн, Эдвард Уэллен, Хелен Уэллс, Дэвид Вестхаймер, Дональд Э. Уэстлейк, Коллин Уилкокс и Челси Куинн Ярбро.
Содержание
Введение
Глава 1 Зачем писать роман? Коммерческие и художественные преимущества написания романа в отличие от короткой художественной литературы. Роман как учебный опыт. Как средство самовыражения.
Глава 2. Решение, какой роман написать. Что делать, когда у вас нет конкретного романа на примете. Как выбрать тип романа.
Глава 3 Читайте … Изучайте … Анализируйте. Как читать писателю. Разбирайте книги на части, чтобы увидеть, как они работают. Применяйте эти принципы при структурировании собственного романа.
Глава 4 Разработка сюжетных идей. Как побудить идеи всплывать из подсознания. Как идеи объединяются для создания сюжета. Способы обострить сюжет.
Глава 5 Развитие персонажей. Рисование персонажей из реальной жизни. Создание персонажей из цельного материала. Как сделать своих персонажей запоминающимися.
Наброски главы 6. Сначала узнайте о набросках, написав одну из существующих книг. Как написать наброски самостоятельно. Как шаг за шагом превратить его в книгу. Преимущества отказа от использования схемы. Избегание порабощения схемой.
Глава 7 Используя то, что вы знаете ... и чего вы не знаете. Как создать фон, на котором вы будете работать в своем романе. Опираясь на свой собственный опыт. Исследование—как и когда это делать, как и когда можно обойтись без этого.
Глава 8 Начало работы. Начала. Как открыть книгу, когда начинать с начала, а когда нет.
Глава 9. Подготовка к написанию. Как использовать самодисциплину для длительного процесса написания романа: уделяйте этому день за днем.
Глава 10 Коряги, тупики и ложные тропы. Что делать, когда отваливается колесо.
Глава 11 Вопросы стиля. Грамматика, дикция, использование. Диалог. От первого или третьего лица. Одна точка зрения или несколько точек зрения. Как обращаться с переходами, описательными пассажами.
Длина главы 12. Какой длины достаточно? Длина с учетом рыночных соображений. Напишите нужную длину для вашей конкретной книги.
Переписывание главы 13. Все сразу или по ходу дела? Структурный пересмотр. Стилистическая шлифовка. Как переписывание обостряет прозу.
Публикация главы 14. Трудности, с которыми сталкивается первый романист. Запросы. Поиск агента, если вы считаете, что он вам нужен. Работа с редакторами. Субсидирование издателей.
Глава 15, повторяем. Переходим к следующей книге. Особенности сиквелов и серийных книг.
Новое послесловие Автора
Биография Лоуренса Блока
Введение
Эта книга предназначена для того, чтобы помочь вам написать роман. В ней изложен мой собственный двадцатилетний опыт опубликованного романиста, а также многое из того, чему я научился у других писателей. Все это время моей целью было создать книгу такого рода, которая могла бы мне пригодиться, когда я намеревался написать свой первый роман.
Но гарантий нет. То, что вы купили эту книгу, то, что вы прилежно ее изучали, ни на секунду не означает, что ваш успех как романиста предрешен. Возможно, вы никогда не напишете столько, сколько первый абзац романа. Вы можете начать работу над книгой и обнаружить, что не в состоянии завершить ее. Или вы можете долго и упорно трудиться над книгой, прорабатывая наброски, первый набросок и финальную доводку только для того, чтобы обнаружить, что превратили совершенно хорошую пачку бумаги в нечто коммерчески нежизнеспособное и художественно неоправданное.
Такие вещи случаются. То, что они постоянно происходят с писателями-неофитами, вряд ли должно удивлять. Что может быть более неожиданным, так это то, что они случаются и с опытными профессиональными романистами.
Они случаются даже со мной. За эти годы я опубликовал, по последним подсчетам, двадцать романов под своим именем, плюс, возможно, в пять раз больше под разными псевдонимами. Можно подумать, что весь этот бешеный набор текста привел бы к тому, что я чему-то научился, что, хотя я, возможно, и не умею завязывать шнурки на ботинках или переходить улицу, я, безусловно, уже должен был бы освоить механику написания романа.
Но за последние два-три года у меня появилось, наверное, с полдюжины идей для романов, которые не продвинулись дальше первой главы. Я написал три романа, которые умерли после того, как я написал более ста страниц; в этот самый момент они покоятся в моей картотеке, как машины с бензином на шоссе, ожидающие, когда кто-нибудь снова заведет их. Я очень сомневаюсь, что они когда-нибудь будут завершены.
Это еще не все. За тот же промежуток времени я дочитал до конца два романа и преуспел только в создании книг, которые никто не хотел публиковать — и, как я пришел к выводу, по веской и достаточной причине. Обе книги, которые мне, вероятно, вообще не стоило пытаться писать. Обе неудачи стали опытом обучения, который почти наверняка окажется полезным в будущей работе. Хотя я ни в коем случае не мог позволить себе тратить время на эти книги, я также не могу должным образом списать это время как полностью потраченное впустую.
Но как мог признанный профессионал написать книгу, не подлежащую публикации? Если он написал дюжину, или две дюжины, или пять дюжин публикуемых книг подряд, не думаете ли вы, что он знал формулу?
Ответ, конечно, заключается в том, что такой вещи, как формула, не существует. За исключением действительно редких случаев, когда писатели склонны писать одну и ту же книгу снова и снова, каждый роман - это совершенно новый опыт.
В некоторых мыслях, которые приходят мне в голову, когда я преподаю, Уэнделл Берри подчеркивает, что
Ни одна хорошая книга никогда не писалась по рецепту. Каждая хорошая книга в значительной степени является уникальным открытием. И поэтому можно с большим основанием сказать, что никто не знает, “как писать”. Конечно, никто не знает, как должны поступать другие люди. Что касается меня, то, хотя я думаю, что знаю, как писать книги, которые я уже написал, — и хотя я предполагаю, без сомнения, ошибочно, что теперь я мог бы написать их лучше, чем раньше, — мне неприятно осознавать, что я не знаю, как писать книги, которые я еще не написал. Но этот дискомфорт связан с волнением, и это необходимое предвестие одного из лучших видов счастья.
В некоторых книгах, которые я пишу, задействованы персонажи сериалов. Я написал три книги, например, о взломщике по имени Берни Роденбарр; в каждой из них он становится главным подозреваемым в расследовании убийства из-за своей деятельности взломщика, и, чтобы выпутаться из передряги, ему приходится самому раскрывать убийство. Очевидно, что структура всех трех этих книг имеет сходство, которое при беглом взгляде вполне может выглядеть как формула.
Но каждый сюжет существенно отличается, и в каждой книге, позвольте мне заверить вас, есть свои специфические проблемы. Вы могли бы подумать, что писать книги станет легче. Третий, совсем недавно завершенный, когда я пишу эти строки, был с большим отрывом самым сложным из трех.
Как существительное, роман означает повествование в прозе длиной в книгу. Как прилагательное, оно означает “нового вида или природы”. Двойное определение, конечно, историческое, происходящее из того времени, когда роман был новой художественной формой. Тем не менее, я рассматриваю это как счастливую случайность, поскольку каждый роман есть роман.
Я бы предположил, что большинству читателей этой книги еще предстоит написать художественное произведение объемом в книгу. Часто приходится слышать, что первый роман представляет особые проблемы как для автора, так и для издателя. Но в более широком смысле каждый роман - это первый роман, представляющий бесконечное количество уникальных проблем, сопряженный с огромным риском и предлагающий огромное волнение и другие награды.
Если вы не готовы к риску, возможно, вам захочется переосмыслить весь этот бизнес по написанию романов. Если вы не хотите мириться с возможностью неудачи, возможно, вам было бы удобнее составлять списки постиранного белья и письма редактору.
Если вы действительно хотите написать роман, оставайтесь здесь.
Чего вы не найдете в этой книге, так это объяснения того, как писать роман.
Потому что я не верю, что такой существует. Так же, как каждый роман уникален, уникален и каждый романист. Исследование, проведенное мной над методами написания других книг, привело меня к убеждению, что каждый в этом бизнесе тратит всю жизнь на поиск метода, который подходит ему лучше всего, изменяя его с годами по мере собственного развития, адаптируя его снова и снова в соответствии с особыми требованиями каждой конкретной книги. То, что работает для одного человека, не обязательно сработает для другого; то, что работает с одной книгой, не обязательно сработает с другой.
Некоторые романисты излагают кратко, некоторые очень подробно, а некоторые создают полноценные трактовки, занимающие половину длины самой последней книги. Другие вообще не излагают. Некоторые из нас пересматривают по ходу дела. Другие делают отдельные наброски. Некоторые из нас пишут растянутые первые наброски и в итоге сокращают их до костей. Другие редко сокращают три абзаца в целом.
За несколько месяцев до того, как я написал свой собственный первый роман, о котором позже будет больше, я прочитал книгу, в которой якобы рассказывалось, как писать роман. Автор преподавал писательское дело в одном из ведущих университетов Америки и написал пару хорошо принятых исторических романов, и он намеревался рассказать большой аудитории потенциальных романистов, как поступить аналогичным образом.
Его метод был дилли. Как мне дали понять, если вы хотите написать роман, вам следует сбегать в ближайший магазин канцелярских товаров и купить несколько пачек карточек размером три на пять. Затем вы сели за письменный стол с картами и подносом, полным остро отточенных карандашей, и приступили к делу.
Сначала вы приступили к работе над картами персонажей. Вы выписали одну или несколько из них для каждого персонажа, который появится в книге, от нескольких ведущих до самых второстепенных игроков. Для главных героев вы могли бы использовать несколько карточек, посвятив одну физическому описанию персонажа, другую - его происхождению, третью - его личным привычкам, а четвертую, скажем, астрологическим аспектам в момент его рождения.
Затем вы подготовили карточки со сценами. Использовав несколько других карточек для набросков сюжета, вы приступили к составлению картотеки для каждой сцены, которая будет иметь место в вашем романе. Если бы один персонаж собирался купить газету где-то на странице 384, вы бы выписали карточку с описанием сюжета, объясняющую, как будет разыгрываться сцена, и что ведущий скажет газетчику, и какая была погода.
Насколько я помню, в этом методе было нечто большее. К тому времени, когда вы были готовы написать книгу, у вас было бесчисленное количество обувных коробок, набитых карточками размером три на пять, и все, что вам нужно было сделать, это превратить их в роман — что, теперь, когда я думаю об этом, звучит гораздо более сложной задачей, чем превращение свиного уха в шелковый кошелек или неблагородного металла в золото.
Я прочитал эту книгу от начала до конца, обнаруживая, что с каждой главой приближаюсь к отчаянию. Две вещи были для меня кристально ясны. Во-первых, этот человек знал, как писать роман, и его метод был правильным методом. Во-вторых, у меня это вряд ли получилось бы.
Я закончил книгу, тяжело вздохнул и отдался чувству собственной неполноценности. Я решил, что пока, если не навсегда, мне придется ограничиться короткими рассказами. Может быть, когда-нибудь я стану достаточно организованной и дисциплинированной, чтобы достать эти картотеки и покопаться в них. Может быть, нет.
Пару месяцев спустя однажды утром я встал с постели, сел и написал двухстраничный набросок романа. Примерно через месяц после этого я сел за пишущую машинку, имея под рукой свой двухстраничный набросок и пачку белой бумаги наготове. Я чувствовал себя немного виноватым без коробки из-под обуви, полной карточек, но, подобно шмелю, который продолжает летать в счастливом неведении о непреложных законах физики, я упорствовал в своей глупости и написал книгу за пару недель.
Показывает, каким придурком был тот другой писатель, не так ли? Неправильно. Это не показывает ничего подобного. Необычайно сложный метод, который он описал, хотя и не более привлекательный в моих глазах, чем выпотрошение, был, очевидно, тем, что сработало как заклинание — для него.
Возможно, он так и сказал. Возможно, он уточнил ситуацию, объяснив, что его метод - это не способ написания романа, а просто его способ написания романа. Прошло много времени с тех пор, как я читал его книгу — и пройдут годы осла, прежде чем я прочитаю ее снова, — так что я не могу доверять своей памяти в этом вопросе. Но я точно знаю, что у меня осталось отчетливое впечатление, что его метод был правильным методом, что все остальные методы были неправильными, и что, найдя свой собственный способ написать свой собственный роман, я действовал на свой страх и риск. Маловероятно, что он изложил все так убедительно, и моя интерпретация, несомненно, во многом обязана тревоге и неуверенности, с которыми я подходил ко всей перспективе написания художественного произведения объемом в книгу.
Тем не менее, мне бы не хотелось, чтобы у кого-то сложилось впечатление, что на следующих страницах вы узнаете все, что нужно знать о том, как писать роман. Все, что я буду делать — все, что я действительно могу сделать, — это поделиться своим собственным опытом. По крайней мере, этот опыт был достаточно обширным, чтобы дать мне зачатки ощущения моего собственного невежества. Спустя двадцать лет и сотню книг я, по крайней мере, понимаю, что я не знаю, как писать роман, что никто этого не делает, что нет правильного способа сделать это. Какой бы метод ни сработал — для вас, для меня, для тех, кто сидит в кресле и тычет в клавиши пишущей машинки, — это правильный способ сделать это.
Глава 1
Зачем писать роман?
Если вы хотите писать художественную литературу, лучшее, что вы можете сделать, - это принять две таблетки аспирина, лечь в темной комнате и подождать, пока это ощущение пройдет.
Если это не пройдет, вам, вероятно, следует написать роман. Интересно, что большинство начинающих писателей-фантастов согласны с тем, что рано или поздно они должны написать роман. Не так уж трудно понять, что мир короткой художественной литературы - это мир ограниченных возможностей. Как в коммерческом, так и в художественном плане автор коротких рассказов довольно строго ограничен.
Так было не всегда. Полвека назад журнальная статья была важна так, как никогда раньше. В двадцатые годы выдающийся писатель обычно зарабатывал несколько тысяч долларов на продаже короткого рассказа в престижный журнал. Об этих рассказах часто говорили на вечеринках и светских раутах, и репутация, которую писатель мог создать таким образом, помогала привлечь внимание к любому роману, который он в конечном итоге мог опубликовать.
Перемены с тех пор были поразительными. Практически во всех областях рынок короткометражной литературы сократился в размерах и значимости. Художественную литературу публикует все меньше журналов, и с каждым годом они публикуют ее все меньше. Горстка ведущих рынков платит в сегодняшних долларах меньше, чем в гораздо более твердой валюте пятьдесят или шестьдесят лет назад. Криминальные журналы практически исчезли как рынок сбыта; горстка журналов-исповедей и еще меньшая горстка детективов и научно-фантастических журналов - это все, что осталось от рынка, некогда исчислявшегося сотнями. Целые категории популярной художественной литературы категорически исчезли; вестерн, спортивный рассказ, легкая романтика — когда-то их публиковали в большом количестве, по двенадцать-пятнадцать рассказов на журнал, а теперь они просто ушли по пути дронта и странствующего голубя.
Оставшаяся мякоть едва ли стоит того, чтобы о ней писать. Рассмотрим, например, бедственное положение автора детективной литературы. Двадцать лет назад два ведущих журнала в этой области платили по пять центов за слово за материал, и их бракованные материалы довольно легко продавались на любом из множества рынков поменьше. Сейчас, в то время, когда бывший шоколадный батончик с никелем подешевел до двадцати центов, эти два журнала по-прежнему платят по тому же никелю за слово - и существует только одно издание с центом за слово, позволяющее снимать сливки с историй, которые они отвергают.
Перспективы не намного более обнадеживающие для авторов “качественной” художественной литературы. Очень немногие журналы публикуют выдающиеся литературные рассказы и платят достойную цену за эту привилегию. После того, как произведение разошлось по The New Yorker, Atlantic, Harper's, и нескольким другим, его автор вынужден отправлять его в небольшие литературные журналы, которые оплачивают его авторскими копиями или, в лучшем случае, символической оплатой. Таким образом не просто невозможно зарабатывать на жизнь; в течение года практически невозможно покрыть свои почтовые расходы.
С другой стороны, можно зарабатывать на жизнь написанием романов.
Я не собираюсь заставлять вас пускать слюни, рассказывая о заоблачных суммах, которые некоторые писатели в последнее время получали за свои романы. Доходы от бестселлеров, состояния, заплаченные за экранизацию и права на книги в мягкой обложке, имеют относительно мало общего со средним писателем, будь то новичок или ветеран. Джеймс Миченер однажды заметил, что Америка - это страна, в которой писатель может сколотить состояние, но не зарабатывать на жизнь, то есть горстка успешных писателей становится богатой, в то время как остальные из нас даже не могут прокормиться. В этом есть доля правды — разрыв между успехом и выживанием, я полагаю, нездорово зияющий, — но в этом также есть некоторая гипербола. Писатель действительно может зарабатывать на жизнь в Америке; если он достаточно продуктивный романист, он может зарабатывать на жизнь, граничащую с комфортом.
Если отбросить финансовые соображения, я всегда чувствовал, что в романе есть удовлетворение, которого нет в более короткой художественной литературе. Я начинал как автор коротких рассказов, и то, что я написал и опубликовал короткий рассказ, было достижением, которым я безмерно гордился. Но подлинное литературное достижение, насколько я мог судить, заключалось в том, что я мог держать в собственных руках книгу с моим собственным именем на обложке. (Мне предстояло выпустить дюжину моих собственных книг, прежде чем одна из них, как оказалось, будет носить мое собственное имя, но это к слову.)
Написание короткого рассказа, на мой взгляд, заслуживало уважения. Для этого требовались навыки и смекалка. Но написать роман - значит достичь чего-то существенного. Вы могли бы написать короткий рассказ на основе симпатичной идеи, подкрепленной толикой словесной ловкости. Вы могли бы, когда творческие соки потекут рекой, отработать его от начала до конца в неспешный полдень.
Роман, с другой стороны, требовал настоящей работы. Над ним приходилось тратить месяцы, сражаясь в окопах, строка за строкой, страница за страницей, глава за главой. Сюжет и персонажи должны были быть достаточно глубокими и сложными, чтобы поддерживать структуру из шестидесяти или ста тысяч слов. Это был не анекдот, не упражнение для пальцев и не полет на Луну на тонких крыльях. Это была книга.
Автор коротких рассказов, на мой взгляд, был спринтером; он заслуживал похвалы в той мере, в какой его рассказы были достойны похвалы. Но романист был бегуном на длинные дистанции, и вам не обязательно приходить первым в марафоне, чтобы заслужить аплодисменты толпы. Достаточно просто финишировать на ногах.
Все эти аргументы, представленные выше, похоже, побуждают писателя в конце концов обратиться к роману. Но я утверждаю, что новичок в художественной литературе должен сосредоточить свое внимание на романе не раньше или позже, а сразу. Роман, я утверждаю, это не просто конечная цель. Это также место, с которого можно начать.
Поначалу это может показаться нелогичным. Мы только что видели, как рассказ сравнивали со спринтом, роман - с марафоном. Разве марафонец не должен постепенно преодолевать эту дистанцию? Разве писатель не должен развивать свои способности в коротком рассказе, прежде чем приступать к более сложной работе над романом?
Конечно, очень многие из нас начинают именно так. Я сам начинал, насколько это возможно. В моих первых попытках мне было чрезвычайно трудно выдержать повествование в прозе в течение полутора тысяч слов, необходимых для составления полноценного короткометражного рассказа. Со временем мне становилось все более легко писать полнометражные рассказы, и тогда я, наконец, написал свой первый роман. Другие писатели пошли по похожему пути, но, возможно, не меньше их сразу окунулись в роман, не прилагая серьезных усилий к созданию коротких рассказов. Похоже, что не существует какого-либо традиционного пути, по которому можно стать писателем. Какая бы дорога ни вела к месту назначения, оказывается, что она была правильной для этого конкретного путешественника.
Итак, понимая, что все дороги ведут в Рим, вот некоторые из причин, почему я считаю, что писателю лучше всего начинать с романа.
Мастерство не так ценится. Это может показаться парадоксальным — почему роман должен требовать меньшего мастерства, чем короткий рассказ? Можно подумать, что все должно быть наоборот.
Разве не нужно быть лучшим мастером, чтобы справиться с романом? Я так не думаю. Часто романисту сходят с рук стилистические грубости, которые искалечили бы более короткое художественное произведение.
Помните, что роман дает вам как писателю простор. У вас есть пространство для передвижения, пространство, позволяющее вашим персонажам развиваться и воплощаться в жизнь, пространство для того, чтобы ваша сюжетная линия пришла в движение и продолжила день. Хотя умение обращаться со словами никогда не повредит, для романиста это менее важно, чем сама способность завладеть читателем и заставить его заботиться о том, что произойдет дальше.
Список бестселлеров изобилует работами писателей, которых никто не захотел бы назвать отточенными стилистами. Хотя мне и не хотелось бы называть их имена, я могу навскидку назвать с полдюжины писателей, первые главы которых даются мне с большим трудом. Возможно, я чересчур щепетилен в отношении стиля — письмо радикально меняет восприятие человека как читателя — и я нахожу их диалоги механическими, неловкие переходы, неуклюжее построение сцен, неточные описания. Но если я смогу заставить себя продержаться первые двадцать, тридцать или сорок страниц, я потеряю свое чрезмерное внимание к деревьям и начну воспринимать лес. Меня захватывает способность автора к чистому повествованию, и я больше не замечаю недостатков его стиля.
В более короткой художественной литературе у сюжетной линии не было бы такого шанса взять верх. История закончилась бы своим чередом до того, как я перестал замечать стиль автора.
Точно так же некоторые романы торжествуют над стилем, в котором они написаны, из-за величия их тем или увлекательности их предмета. Роман-эпопея, представляющий в вымышленной форме всю историю нации, захватывает читателя своей мощью. "Исход" Леона Уриса - хороший пример книг такого типа. Книги Артура Хейли служат примером романа, который доносит до читателя огромное количество информации, рассказывая ему едва ли не больше, чем ему хотелось бы знать о конкретной отрасли. Это не означает, что эти романы или другие подобные им стилистически неуклюжи, а просто указывает на то, что стиль становится значительно менее важным фактором, чем это должно быть в короткометражном художественном произведении.
Идея менее важна. Я знал многих писателей, которые откладывали написание романа, потому что чувствовали, что им не хватает достаточно сильной, свежей или провокационной идеи для него. Я могу это понять, потому что подобные чувства задержали мой собственный первый роман. Логика, казалось бы, подсказывает, что роман, в силу своей длины, потребует больше идеи, чем короткого рассказа.
Если у вас возникли проблемы с поиском идей, возможно, вам лучше написать роман, чем короткие рассказы. Потому что каждый короткий рассказ требует либо новой идеи, либо нового взгляда на старую. Часто короткий рассказ представляет собой немногим больше, чем идею, конкретизированную и отшлифованную в художественном произведении. Особенно вероятно, что это относится к короткому рассказу, который обычно представляет собой не более полутора тысяч слов преамбулы, ведущей к неожиданному финалу, идее, тонко скрытой в ткани художественной литературы.
Романы, с другой стороны, снова и снова пишутся без какой-либо оригинальной центральной идеи, которую невозможно найти. Например, каждый месяц публикуются новые готические романы, и подавляющее большинство из них довольно тесно связаны с одной сюжетной линией — молодая женщина находится в опасности в неприветливом доме, вероятно, на вересковых пустошах; ее влечет к двум мужчинам, один из которых оказывается героем, другой - злодеем. В другой категории, историческом романе разновидности "Нежная ярость любви", изначально невинная героиня подвергается изнасилованию в разные исторические периоды и с разной степенью наслаждения.
Вестерны обычно придерживаются одной из пяти или шести стандартных сюжетных линий. Точно так же существует несколько основных типов книг в жанрах детективов и научной фантастики. И в мире массовой художественной литературы подумайте, сколько романов ежегодно не посвящено ничему более оригинальному, чем потере невинности.
Это не значит, что роман не требует изобретательности. Именно это качество позволяет романисту взять стандартную тему и создать на ее основе книгу, которая покажется довольно свежей каждому, кто ее прочтет. По мере того, как он пишет, персонажи оживают, сцены на странице приобретают размерность, а обилие оригинальных эпизодов значительно отличает эту конкретную книгу от всех тех других романов, которым она тематически идентична.
Иногда эти элементы характеристики и происшествия, которые делают роман уникальным, находятся на переднем плане сознания автора, когда он садится за пишущую машинку. Иногда они всплывают из его творческого бессознательного по ходу работы.
Мне самому нравится писать короткие рассказы. Они приносят мне значительное удовлетворение, несмотря на то, что их производство экономически невыгодно. Мне очень нравится садиться за пишущую машинку с полностью сформировавшейся в голове идеей и посвящать целый день работе по превращению этой идеи в законченное художественное произведение.
Удовольствие настолько сильное, что я бы занимался подобными вещами чаще - за исключением того, что для каждой истории требуется достаточно сильная центральная идея, а сама идея исчерпывается парой тысяч слов. У меня просто не так много идей, которые я нахожу привлекательными.
Эд Хох зарабатывает на жизнь, не сочиняя ничего, кроме коротких рассказов, и ему удается этот сверхчеловеческий подвиг, потому что он кажется неиссякаемым кладезем идей. Развитие идей коротких рассказов и их быстрая метаморфоза в художественную литературу - это то, что приносит ему личное удовлетворение как писателю. Иногда я ловлю себя на том, что завидую ему, но я знаю, что вряд ли смогу придумывать полдюжины жизнеспособных идей для коротких рассказов каждый месяц так, как это делает он. Поэтому я выбираю легкий путь и пишу романы.
Вы можете узнать больше. Писательское мастерство имеет общую черту с большинством других навыков: мы лучше всего развиваем его, практикуясь. Что бы мы ни писали, это помогает нам стать лучшими писателями.
Однако, по моим наблюдениям, нет лучшего способа научиться писать, чем написать роман. Я многому научился, сочиняя короткие рассказы. Я узнал гораздо, гораздо больше, когда написал свой первый роман, и с тех пор продолжаю чему-то учиться практически в каждом романе, который написал.
Написание коротких рассказов научило меня довольно многому относительно эффективного использования языка. Я также научился создавать сцену и вести диалог. Все, чему я научился таким образом, было ценным.
Когда я писал роман, это было так, как если бы я сейчас тренировался с тяжелыми гирями; я почувствовал рост мышц, которые мне раньше вообще не приходилось использовать.
Подбор характеристик сразу стал совсем другим делом. Раньше мои персонажи существовали для выполнения определенных функций и произнесения определенных реплик. Некоторые из них были хорошо нарисованы, некоторые - нет, но ни у кого не было такой вымышленной жизни, которая выходила бы за рамки их роли на странице. Когда я писал роман, персонажи оживали для меня. У них было прошлое, у них были семьи, у них были причуды и взгляды, которые в совокупности составляли нечто большее, чем широкие линии карикатуры. Мне нужно было узнать о них больше, чтобы они сохраняли жизненную силу на протяжении пары сотен страниц, и, таким образом, в них было больше содержания. Это не значит, что мои характеристики в моих ранних романах были особенно хороши. Это было не так. Но я извлек из этого неизмеримый урок.
Я также научился обращаться со временем в художественной литературе. Мои короткие рассказы часто состояли из одной сцены и редко из более чем трех-четырех сцен. Романы, которые я написал, казалось, занимали считанные дни или недели и, конечно, состояли из огромного количества сцен. Я научился справляться с любым количеством технических вопросов — сменой точки зрения, воспоминаниями, внутренними монологами и т.д.
Вы можете зарабатывать, пока учитесь. Любопытно, как много писателей склонны ожидать мгновенного удовлетворения. Едва мы заправили лист бумаги в пишущую машинку, как ожидаем увидеть наши работы в списке бестселлеров.
Мне кажется, что другие художники не так жаждут ощутимого успеха. Какой художник рассчитывает продать первое полотно, которое он покроет? Чаще всего он планирует закрасить его, как только оно высохнет. Какой певец рассчитывает на то, что его пригласят в Карнеги-Холл в первый же день, когда он возьмет высокую ноту? Предполагается, что любая другая творческая карьера предполагает длительный и трудный период учебы и ученичества, однако слишком многие писатели считают, что они должны уметь писать профессионально с первой попытки и отправлять свои первые рассказы по почте до того, как высохнут чернила.