Когда он очнулся от невыразительного сна о серебре, с трех сторон не было ничего, кроме бесконечной черноты, черноты настолько интенсивной, что она почти мешала дышать и почти двигалась. А когда он проснулся, то не знал, кто он такой.
Пульт управления, усеянный шестнадцатью светящимися циферблатами, оптическими прицелами, дюжиной тумблеров и полусотней разноцветных кнопок, подсказал ему, что эта штука под ним и позади него - космический корабль. Это, по крайней мере, объясняло темноту сквозь обзорную панель, которая охватывала остальные три стороны направляющего патрубка. И его туманное отражение на толстом пластиковом стекле подсказало ему, что он мужчина, потому что у него были глаза мужчины (голубые), лицо мужчины (суровое, но красивое, с копной волос, посыпанных угольной пылью). Но эти твари были генералами. Когда он попытался сосредоточиться на деталях, ответов не было.
Кем он был?
Циферблаты только дрогнули в ответ.
Каким было его прошлое?
Только сферы, пульсирующие…
И куда он был привязан?
Он сидел очень тихо, перебирая в памяти все, что ему было известно. Это был 3456 год. Он знал названия городов; он понимал функции и порядок империи; прошлая история галактики вертелась у него на кончике языка. Генералы, все.
Кем он был? Каким было его прошлое? И куда он направлялся?
Он отстегнул ремни безопасности и, оттолкнувшись от своего фигурного сиденья, прошел за него, подальше от обзорной панели, в заднюю часть камеры.
Серость. Помещение напоминало могилу, однотонное сочетание свинцовой обшивки, станков и сервисных стендов. Только свечение консоли управления добавляло нотку оживления. Обойдя комнату, он обнаружил, что в журнале нет записей. Для этой цели имелся сервисный стенд, но он был пуст. Бревенчатые ленты приносили только оглушительные раскаты грома, треск и царапанье до тех пор, пока он уже не был так уверен, что там должно быть бревно. В конце концов, если он не мог вспомнить свое собственное имя, как он мог быть так чертовски уверен в этих незначительных вещах?
Бом-бом-бом!
Он резко обернулся, его сердце бешено забилось в ответ на сигнал тревоги. Волны желтого света пронеслись по комнате, отразившись от темных стен. Он проглотил комок в горле и вернулся к своему креслу. Казалось, он знал, как управлять кораблем, потому что его пальцы порхали по переключателям и циферблатам, прикасались к оптическим приборам и прослеживали на них закономерности, в то время как его разум автоматически просеивал показания, которые они выдавали, интерпретируя их. “Докладывайте!” - сказал он судну.
На мгновение воцарилась тишина, затем: ОБЪЕКТ ПРИБЛИЖАЕТСЯ. СКОРОСТЬ НЕЗНАЧИТЕЛЬНА. НЕЕСТЕСТВЕННО.
“Размер?”
Корабль заурчал, словно прочищая горло. Каким-то образом он понял, что тот всего лишь ищет ленту с ответом. ТРИ ФУТА НА ДВА ФУТА На ПЯТЬ ФУТОВ.
“Время для контакта?”
ЧЕТЫРНАДЦАТЬ МИНУТ.
“Тогда позвони мне”. Он выключил компьютерную линию связи и прошел в заднюю часть каюты. Вместо того, чтобы сидеть и ждать пятнышка, он исследовал бы остальную часть корабля. В нем может содержаться ключ к разгадке его личности. Он потянул за круглый люк в стене, открыл его внутрь. За ним лежал коридор, узкий и с низким потолком. Он знал, что в конце этого пути перед приводной камерой находится защитное помещение. По бокам были две комнаты, в которые он мог войти, не сгорев заживо от жесткого излучения.
В комнате справа была настоящая лаборатория. Вдоль стен выстроились длинные ряды сверкающих машин, которые гудели, что-то напевая себе под нос. В самом центре палаты стоял стол со столешницей из флексопласта. Он дотронулся до матраса и увидел, как мерцающий материал сдавливает его руки, протискивается между пальцами, захватывает его. Это был стол хирурга. Над ним, подвешенные к потолку, как раздутые пауки, сидели роботы—хирурги - сферические, многорукие, с серебряными пальцами. Он вздрогнул. С третьей попытки он убрал руку со стола и вышел в холл. Он не вполне доверял машинам вроде робохирургов — машинам, которые были так похожи на людей, но без человеческих милосердий, недостатков или мыслей.
Комната через коридор была оружейной. На полу стояли ящики со строительной взрывчаткой, которых хватило бы, чтобы сравнять с землей целый город. На стенах висели стеллажи с оружием. Смутно он знал, что в мире больше нет оружия. Люди этого возраста не убивали ничего, кроме охотничьих животных. Оружие предназначалось в основном для коллекционирования. Но они были слишком новыми, чтобы их собирать, и глубоко внутри он знал, что обладает способностью использовать каждое из них - и со смертельным исходом. У дальней стены, рядом с грузовым порталом, стояла наземная машина, усеянная широковещательными выступами . С включенным непобедимым щитом это было, по сути, еще одно оружие.
Его что-то беспокоило, что-то большее, чем простое наличие оружия. Затем, когда он посмотрел на наземный автомобиль, он понял, что это было. Ничто здесь не имело фирменного наименования! У машины не было ни марки, ни модели, ни производителя. Как и у винтовок, метательных ножей и взрывчатки. Все эти вещи были изготовлены, чтобы обеспечить анонимность их производителю. Но кто их создал? И с какой целью?
Бом-бом-бом!
Сначала он проигнорировал сигнал тревоги на корабле, пытаясь собраться с мыслями. Но корабль становился все настойчивее. Он положил обратно винтовку, которую осматривал, и ушел в рубку управления.
ПРИБЛИЖАЕТСЯ НЕОПОЗНАННЫЙ ОБЪЕКТ. УТОЧНЕНИЕ ЧЕРЕЗ ТРИДЦАТЬ СЕКУНД. Компьютерный трезвон выдавил слова, как наждачная бумага, проведенная по наждачной бумаге. УТОЧНЕНИЕ. ЭТО ЧЕЛОВЕК.
“Мужчина? Здесь, без корабля?”
У НЕГО БЬЕТСЯ СЕРДЦЕ.
II
Как гротескно деформированный фрукт, тело в красном комбинезоне плавало в темноте, бесцельно, двигаясь с легким вращением, из-за которого были видны все его стороны.
БЕЗ СОЗНАНИЯ.
Он подвел корабль как можно ближе, изучил багровую фигуру. Что делал человек так далеко от корабля, один, в скафандре, который не мог поддерживать его более двенадцати часов? “Я собираюсь привести его сюда”, - сказал он кораблю.
КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, ТЕБЕ СЛЕДУЕТ ЭТО ДЕЛАТЬ?
“Он умрет там!”
На корабле царила тишина.
Его пальцы двигались, как маленькие зверьки. Мгновение спустя на обзорной панели появилось цилиндрическое тело Мусорщика. Это была еще одна почти живая машина. Он напрягся при виде этого. Единственный глаз Падальщика сфокусировался на теле. На экране консоли появился незнакомец крупным планом. В объектив попало лицо внутри шлема, и он больше не был уверен, что это мужчина.
Там было лицо с двумя глазами, но без бровей. Там, где должны были быть брови, были два костистых выступа, твердые, темные и блестящие. Грива каштановых волос с проседью лежала на голове, как подушка. Рот был широким и щедрым, но определенно не мужским. Губы были слишком красными, а зубы, выступавшие над ними в двух местах, были острыми и очень белыми. Тем не менее, это был скорее человек, чем животное. Выражение лица говорило о душевной агонии, и это было действительно очень по-человечески. Он приказал Мусорщику начать поиск.
Когда машина сделала это и была зафиксирована на месте на корабле-носителе, он открыл люк в полу, вытащил тело и аккуратно надел его. На шлеме было выведено по трафарету имя ХУРКОС…
... Он был в огромном соборе. Красные язычки свечей мерцали в серебряных подсвечниках.
Белина была мертва. Больше никто не умирал, но Белина была мертва. Редкий случай. Монстр в ее утробе разрезал ее на части. Врачи ничего не могли сделать. Когда вы не можете обвинить других людей, винить можно только одну сущность: Бога. Было трудно найти храм, потому что в те дни верующих было немного. Но теперь он нашел его, в комплекте с его святой водой, испорченной жертвенной кровью, и горсткой древних христиан — древних, потому что они отказались от созданного человеком бессмертия Синдиката Вечности: они состарились.
В великом соборе…
В огромном соборе, перелезающий через перила алтаря и хватающийся за ножки огромного распятия. По коленной чашечке, поскользнулся, трижды упал на ноги, пока синяки не почернели на его руках под густыми спутанными волосами. Затем, хватаясь за набедренную повязку, цепляясь пальцами за деревянные складки, подтягиваясь, плача ... Удар ногой в пупок, толчок вверх ... крик в ухо… Но ухо, в конце концов, было деревянным. Ухо просто отвергло его осуждение.
Внизу мерцали свечи.
Он начал раскачиваться, используя свой вес, чтобы опрокинуть Бога. Голова сначала не реагировала. Он крепче обхватил ее руками. Она начала раскачиваться. Голова упала, с треском слетев с плеч, вниз…
Затем опрокинул тело.
Он оттолкнулся от нее, когда она — и он сам - падали.
Там были сирены и санитары больницы.
Последнее, что он помнил, что видел, был старик, христианин, убаюканный между разбитыми половинками Божьего лика, бормочущий и довольный своим убежищем…
Он отстранился от Хуркоса, покачал головой. Это был сон незнакомца. Как он это пережил?
Хуркос открыл глаза. Они были кусками отполированного угля, темными драгоценными камнями, скрывающими множество тайн. Во рту у него было очень сухо, и когда он попытался заговорить, уголки губ потрескались, и потекла кровь. Безымянный принес воду. Наконец: “Значит, это не сработало”. У Хуркоса был глубокий, командный голос.
“Что не сработало? Что ты там делал?”
Хуркос улыбнулся. “Пытаюсь покончить с собой”.
“Самоубийство?”
“Они это так называют”. Он отпил еще воды.
“Потому что Белина умерла?”
Хуркос ощетинился. “Как ты ...?” Через мгновение: “Кажется, я тебе говорил”.
“Да. Как я мог слышать твои сны подобным образом?”
На мгновение Хуркос выглядел озадаченным. “Я, конечно, телепат. Иногда я проецирую, реже читаю мысли. Очень нестабильный талант. Я проецирую себя в основном, когда сплю - или под давлением. ”
“Но как ты добрался туда без корабля?”
“После того, как меня выписали из больницы — после смерти Белины и инцидента с распятием — я нанялся в "Space Razzle" грузчиком. Когда мы были относительно далеко в неисследованном космосе, я спустился в трюм, отключил сигнализацию в барокамере и ушел. Меня не хватятся до дня выплаты жалованья ”.
“Но почему бы не выйти без костюма? Так было бы быстрее”.
Хуркос улыбнулся без улыбки. “Я думаю, что немного исцеления все-таки произошло. Я думаю, мы можем оправиться от чего угодно”. Но он не выглядел выздоровевшим. “Прямо сейчас мой талант угасает. Я не вижу имени в твоем сознании”.
Он заколебался. “Ты не видишь имени ... потому что у меня его нет”. Вкратце он пересказал историю пробуждения, амнезии, странности корабля.
Хуркос был взволнован. Здесь было то, во что он мог погрузить свое горе, свою меланхолию. “Мы собираемся по-настоящему обыскать эту ванну, ты и я. Но сначала у тебя должно быть имя.”
“Что?”
“Как насчет— Сэма?” Он сделал паузу. “В честь моего друга”.
“Мне это нравится. Кто был этим другом?”
“Собаку, которую я купил на Каллилео”.
“Спасибо!”
“Он был благороден”.
После предварительных слов Сэм больше не мог сдерживать свое любопытство. “Теперь у нас обоих есть имена. Мы знаем, что я мужчина, но кто ты?”
Хуркос выглядел пораженным. “Ты не знаешь, что такое Мут?”
“Нет. Наверное, меня не было слишком долго. Может быть, я ушел до того, как вокруг появились Муэ ”.
“Значит, ты ушел тысячу лет назад — и уехал чертовски далеко!”
III
Хуркос проковылял по узкому коридору в главную комнату. “Совсем ничего!” - сказал он недоверчиво.
Они искали шесть часов, просматривая все насквозь. По-прежнему никаких зацепок. Однако за то время, что они расспрашивали друг друга, Сэм заполнил несколько пробелов в своем образовании; Хуркос рассказал историю Муэ. Когда-то, более тысячи лет назад, человек пытался создать других мужчин с помощью искусственных маток, больших резервуаров полугидропонной природы, которые брали сперму и яйцеклетки собственного производства и работали над формированием детей. Но после сотен и сотен попыток ничего особо стоящего из этого не вышло. Они пытались создать людей с псионическими способностями, ценными как оружие войны. Иногда они были близки к этому, но никогда по-настоящему не преуспевали. Затем, когда проект был окончательно свернут, у них на руках оказалось пятьсот мутировавших детей. Это было время, когда человечество складывало оружие ради инструментов дружбы. Большинство смотрело на матки как на отвратительную военную силу, которую вообще не следовало начинать, — и они смотрели на детей Муэ с жалостью и стыдом. Когда правительство намекнуло, что Муэс могли тихо и безболезненно усыпить. Хотя некоторые люди не считали их людьми, подавляющее большинство населения не могло мириться с такой ужасной бойней, когда Постоянный мир наступил всего через несколько месяцев. Муэ жили. Через пятнадцать лет у них было равенство по закону. Еще через сто лет у них это было на самом деле. И они спаривались, и у них было больше себе подобных, хотя дети часто были совершенно нормальными. Сегодня насчитывалось четырнадцать миллионов Муэ — всего лишь восьмая часть процента населения галактики, но они все равно были живы, дышали и счастливы. И Хуркос был одним из них.
Четырнадцать миллионов.
И он не мог припомнить, чтобы когда-либо слышал о них раньше.
“Еда почти готова”, - сказал он. В этот момент лампочка над прорезью в стене погасла, и поднос выскользнул наружу.
“Вкусно пахнет”.
Они разобрали поднос там, где в нем были отверстия, и сели есть на пол. “Это чертовски жутко”, - сказал Хуркос, выплевывая слова с набитым синтетической говядиной ртом. “Должен быть какой-нибудь товарный знак, какой-нибудь обрывок текста, хотя бы одно название бренда!” Он сделал паузу, сглотнул, затем рявкнул: “Еда!”
Сэм жестом велел ему вернуться на свое место, прежде чем Муэ успел расплескать свой ужин в тщетной попытке быстро подняться. “Я уже посмотрел. Объем основных продуктов под синтезатором находится в контейнерах без маркировки”.
Хуркос нахмурился и сел. “Что ж, давайте посмотрим, что мы знаем. Во-первых, здесь нет журнала. Во-вторых, нигде на корабле нет ни фирменного наименования, ни серийного номера, ни марки. В-третьих, у вас нет никаких воспоминаний о вашем собственном прошлом, кроме сегодняшнего утра. В-четвертых, хотя ты и не помнишь ничего из того, что происходило с тобой в твоей жизни, ты помнишь основы истории империи, истории человечества. За исключением нескольких особенно вопиющих пробелов. Такого, как искусственные матки и мы, Муэ.”
“Пока согласен”, - сказал Сэм, откладывая еду и вытирая рот.
“В чем дело? Ты почти ничего не ел”.
Сэм поморщился, неопределенно махнул рукой и уронил ее себе на колени. “Я точно не знаю. Я боюсь есть”.
Хуркос опустил взгляд на свой поднос и замер с набитым ртом, не доев. “Боишься?”
“Есть такой… смутный страх ... потому что...”
“Продолжай!”
“Потому что это сделано машинами. Еда не натуральная”.
Хуркос сглотнул. “Это пятая часть данных. Ты боишься машин. Я так и думал раньше — судя по твоей реакции на вид робохирургов”.
“Но я умру с голоду!”
“Я сомневаюсь в этом. Ты съел достаточно, чтобы поддерживать себя в форме. Ты просто не растолстеешь, вот и все”.
Сэм начал что-то говорить, но в тот момент, когда слова слетели с гортани на язык, он почувствовал, как его голову разрывают на части раскаты грома, которые потрясли каждую клеточку его плоти и души. Он открыл рот, попытался закричать, резко закрыл его. В его голове был хаос шума, бродящее, шипящее, извергающееся безумие. Он едва осознавал, что Хуркос все еще разговаривает с ним, но ничего не слышал. Мир корабля был далеким и нереальным. Значит, звуки говорили с ним на языке какофонии. Затем он потерял всякое осознание, погрузился в грохот, диссонанс. Он оттолкнулся от пола, нашел свое сиденье, пристегнулся.
Хуркос был рядом с ним, очевидно, кричал. Но он ничего не слышал.
Ничего, кроме диссонанса.
Он увидел, как Мут бежит, заползая под флексопластовый матрас, который они сняли со стола хирурга. Поскольку второго стула не было, они решили, что флексопласт, полностью обернутый вокруг Mue в качестве защитной оболочки, станет идеальной заменой стулу.
Сэм ударил по переключателям, взорвался… затем перешел в гиперпространство с выворачивающим живот рывком.
Хуркос кричал из-под своего матраса.
Корабль застонал.
Он откинулся на спинку кресла. Корабль достиг вершины гиперпространства за невероятно короткое время. И столкнулся с чем-то…
IV
Как только Сэм вывел корабль из гиперпространства в Реальный космос, раскаты грома сменились тишиной. Он снова владел своим телом.
Хуркос катался по полу, отскакивая от стен, когда корабль содрогнулся, качнувшись от удара.
Сэм внезапно вспомнил, что они во что-то врезались, и поднял глаза на обзорную панель и пустое пространство обычного космоса. Так близко, что он мог почти дотронуться до него, впереди и чуть левее от него дрейфовал другой корабль. Возможно, всего в миле. Близко для столкновения со щитом. Он включил рацию и попытался связаться с другим судном, но ответа не получил.
“Что, черт возьми, ты делал!” Крикнул Хуркос, освобождаясь от флексопласта и, пошатываясь, поднимаясь на ноги.
Сэм отстегнул ремень безопасности и тоже встал. Он чувствовал, что его вот-вот вырвет, но поборол позыв. “Я не знаю! Я просто потерял контроль над своим разумом, своим телом, над всем! Кто-то сказал мне взять курс на столицу ”.
“Надеяться?”
“Да. Он сказал мне взять курс на Надежду и уйти в гиперпространство. Спорить было невозможно ”.
Хуркос потер больное место на своей руке, ушибленной из-за того, что он вовремя не затянул ее во флексопласт. “Ты узнал голос?”
“Это был не совсем голос. Это было больше похоже на… ну...”
Внезапно раздался громкий стук.
Они повернулись в направлении звука и увидели фигуру в скафандре на фоне обзорной панели, стучащую кулаком по стеклу. Он включил телефон в скафандре на максимальную громкость и что-то кричал. Они подошли к окну. Мужчина снаружи был огромен — шесть футов шесть дюймов, двести шестьдесят фунтов унция. “Откройте и впустите меня!” - кричал он. “Впусти меня, пока я не разнес эту ванну тарелку за тарелкой!”
Он выглядел так, словно мог бы привести свою угрозу в исполнение.
“Он, должно быть, с другого корабля”, - сказал Хуркос, направляясь к открытой внешней двери в Мусоросборник, который служил барокамерой.