Р-36муттх с Ргч 18ф64 "Коса" : другие произведения.

Радужные Горизонты Человечества

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ограниченный обмен любезностями с членами жюри и добровольцами - продолжение подробного обзора


Радужные Горизонты Человечества

(часть третья).

  
   1. Обзор "первенцев" конкурса прогнозы "Светлое Будущее Человечества"
   2. "Прогнозы - детальный обзор" обзор рассказов В. Контровского "Последний казак" и рассказа-дилогии М. Гинзбург "Остров, которого нет"/"Остров, которого не будет"
  

А.К, Макдауэлл "Крысы"

   А ведь ты уже давно перестал быть, Хакури, тебя давно уже нет, ты мертв, ты мертв, ты мертв и лишь разлагаешься. А то, что ты двигаешься и говоришь, - так автомат с колой, примитивный кибер, тоже двигается и говорит.
   Действие авторской трагедии разворачивается на обломках умирающего и обречённого мира. Правильно сказано - "Ожидание смерти - хуже самой смерти", смертельно больной мир Макдауэлла намного больше походит на разлагающийся труп, чем мёртвый мир Афанасьевой, в котором загорается новая надежда, пусть, уже не для людей, или, даже мир, умирающий, хотя бы "быстро и не больно", как в рассказе-катастрофе А.А. Доронина "Кровь земли". Примечательно, что в последних двух рассказах есть выжившие (пусть, повторюсь, в "Царстве Крысином" и не люди), а в рассказе Макдауэлла - только обречённые умереть. Или - не достойные жить.
   Человек отрекся от Бога, создавшего его по образу и подобию Своему. Отрекся, не в силах простить Ему эту ошибку. Но, словно в насмешку над отвергнутым Богом, человеку захотелось создать что-то и по своему образу.
   Не в насмешку - в порядке суицидально-бессильной мести Богу, человечество создаёт совершенных убийц на базе - по сути - душ детей, превращённых нечеловеческими условиями в чудовищ.
   Интересна композиция - автор играет визуализацией, цитатами компьютерной информации, и иными деталями, скорее, присущими приключенческо-фантастической кинематографии, чем литературе аналогичного жанра, создавая некий "контрголливуд". Однако, от Голливуда - как от тюрьмы, сумы, а танкисту - ещё и от "кумы", писателю зарекаться не следует - несколько стандартен постурбанистический фон, даже не посткатастрофы, а катастрофы длительной и находящейся в развитии. Гетто и подростки-кунгфуисты, как и " Сваленные в кучу сырые матрицы первобытных киберов" это сходство усиливают.
   В обществе существуют "Патриции" - некий высший надкласс, окружённый куполами и силовым полем не только от "плебса", но и от собственных "легионеров". Существует противоречие между "белыми", "чёрными", и "жёлтыми". А как же без этого - для более эффективного управления плебсом, необходимо стравливать его на почве межрасовой розни, поскольку, межрелигиозная в таком мире, явно, не будет эффективном - ибо во что-то верить здесь невозможно.
   Все герои рассказа - убийцы. Но убийцы очень разные. "Социапат" Хакури, которому просто нравится убивать, он умеет и любит это больше всего остального. Убийца - Ли. Парнишка очень тонкого душевного склада, но этой жизнью раздавленный, мотив его убийств, бесспорно, вызывает симпатию - вендетта за убитую семью не может вызывать симпатию только у законченного "антропофила". Но, тем не менее, то, как Ли использовал своё оружие, и какие чувства при этом испытывал (и, до сих пор, испытывает, на что автор намекает явно: " хотя низ живота наливался приятным и непонятным теплом от тех воспоминаний" эротическое возбуждение, вспоминая, как медленно зажаривал убийц своей семьи) чувства, заставляет его стыдиться памяти, а ещё... Молчать. Потому что даже патологическому садисту Хакури такого не доводилось. И он "...убил бы его. Из зависти"
   А вот убийцам совсем иного порядка, оказывается нуна "психоматрица" Хакури, поскорьку "... все преодолимые преграды на своем пути Хакури привык уничтожать. Так было проще." И задаёшься вопросом - является ли Хакури продуктом "разлагающегося мира", или продуктом эксперимента, проводимого "мистером Гаррисоным" по заказу этих самых "патрициев".
   "Неужели тебе не хватит этих сухих фактов, неужели ты сейчас начнешь выспрашивать дальше, питаясь болью этого паренька, - с тоской подумал О'Коннор, разглядывая флажок с эмблемой департамента, - улыбающимся мультяшным мальчишкой в военной форме, держащим в руках земной шар. Неужели, мистер Гаррисон, тебе мало?"
   Всё-таки это экспиремент, и Тагава - выведен - на психоматрицу для боевых клонов, способных противостоять роботизированной армии противника.
   Макдауэлл под конец преподносит символ - эмблему центра - мальчик в военной форме держит земной шар, как атлант. Но, главный символ впереди - О'Коннор не выдерживает, и Гаррисон, замечая это, решает его литквидировать.
   В разлагающемся мире не выживают не только крысы, но и крысоловы - только падальщики.
  

А.А. Доронин "Кровь земли"

  
   'Когда и как это началось? Ровно сорок лет назад, 23-го августа 2024 года, приблизительно в десять часов по московскому времени. Началось с низкого басовитого гула за окном, с дребезжания стекол, тревожного рева сирен ГО и короткого сообщения по радио и всем телеканалам, так похожего на первоапрельский розыгрыш.
  
   Прочитав этот рассказ, я вспомнил, как чуть более шести лет назад, в 16-30 (или около того) МСК, включил телевизор. Горел небоскрёб - ну сколько нам этих горящих небоскрёбов "Made in Hollywood" показывали, через пару минут, на глазах красиво, блеснув как огненный меч, самолёт подрубил второй небоскрёб по касательной. Я ещё подумал - умеют же снимать, если хотят, а то, компьютерная графика прямо пикселами глаза режет, а тут - выложились... Но, когда я увидел в углу экрана надпись "CNN Life" и текущую дату, то замер на секунду, а потом, произнёс бессвязное сочетание слов, когда-то бывших сакральными, а лет эдак тысячу назад, ставших табуизированными. Потому что понял. Это не фантастика - это происходит с нами. Примерно такое же ощущение осталось и по прочтении рассказа Доронина.
   Не знаю, кто как, а для меня - главным критерием социальной фантастики является её актуальность. Причём, по части именно социальной и геополитической аналитики и прогностики, а не технической футурологии, которая, конечно, присутствует и в фантастике социальной, но, не как главный элемент, больше являясь по сути прерогативой классического Sci-fi.
   Именно поэтому, мне априори не будут интересны рассказы про, скажем обобщённо, клонированных и роботизированных чернокожих феменисток с зелёными (из-за генной модификации, ессно) глазами. Мне интересна именно прогностика и аналитика, и с этой точки зрения, рассказ Доронина заслуживает высшей оценки. Литературно рассказ силён именно великолепно созданной "иллюзией реальности", которая действует на читатетелей столь сильно, что они, сами того не подозревая, именно под действием этого "литературногого спецэффекта" воспринимают рассказ как хронику событий вроде 11\09, и обвиняют автора в нехудожественности. "Зацепила" динамика - бесспорно, как милитри-триллер или социо-триллер, рассказ прописан великолепно.
   Техника "недавнего будущего" вполне соответствует современным разработкам "на перспективу". Так, для нейтрализации иранской армии, футурологический агрессор применяет удар ядерными БЧ по стратосфере. Тут, правда, небольшая техническая неточность, удар по стратосфере специальными блоками предполагался американской ядерной доктриной, вначале, из-за низкой точности их ракет до-МХ-овской эпоха, а с появлением высокоточных проникающих ББ - из-за появления специальной объектовой ПРО шахтных установок, разработанной КБ Непобедимого - проще говоря, чтобы поражать ракеты не в защищённых шахтах, а на взлёте, когда стенки баков особенно уязвимы для ударной волны и прочих факторов воздействия ЯО. Ионосферный удар сверхмощными водородными блоками предусматривала, как раз, советская доктрина СЯС - именно для создания колоссального ЭМИ, который должен был вывести из строя всю американскую ПРО и ПВО. У Доронина получилось нечто среднее между этим. Противотанковые ЭМП уже разрабатываются, неизвестно, однако, сколь скоро они поступят на вооружение, однако перспективную броню танков уже проектируют с расчётом противодействия таким боеприпасам.
   Но, опять маленькая неточность: Несколько выпущенных из 'пушки Гаусса' снарядов, летящих со скоростью, втрое превышающей скорость истребителя, пробили его насквозь. - самый скоростной истребитель МиГ-25 (хоть и устаревший, но таковым остающийся) развивает максимальную скорость М3,2 на потолке в 30-32км, что соответствует для стратосферного числа М, примерно 850-900м/с. Умножить на три - будет не намного выше современных танковых ОБПС со скоростью 1900-200м/с, масса снарядиков ЭМП будет ниже, КЭ выше ненамного, тем более, для качественного скачка, чтобы противотанковая ЭМП имела смысл, снаряд должен иметь скорость свыше 4500м/с - превышать скорость звука в металле. Ещё мелочь - лёгкий Апач никак не ассоциируется с описанным автором гробом, судя по всему, размером превышающим и пятидесятитонный Ми-26. Есть в USAF традиция называть вертолёты именами индейских племён - почитайте Купера, могу сказать, что для сверхтяжёлого "ганшипа", "Апач" имя неудачное, вот Трубникову сколько за "Леопард-116" досталось.
   Очень хорошо проработана финансовая сторона, и вполне вероятно, что монетарно-потребительский мир захочет утянуть с собой в могилу и Цивилизацию, и Человечество, вцелом. Прогноз сколь ужасен, столь и вероятен, но ведь на-то она и существует социальная фантастика, чтобы предупреждать. Ещё раз поклон автору, что называется, в четырёх лицах - как от коллеги, так и от критика, аналитика и читателя, вся команда которых получила редкое удовольствие;-)
  

Ракитина Ника "Берегите лес от пожара"

  
   Жил в позапрошлом веке некий Рональд Руэл, так его растак. Профессор, филоложеством занимался, на нашу задницу. Или - если любовь переплавить в ненависть...
   Приятно встретить ещё одного человека, который не побоялся ввести эльфов в социальную фантастику. Правда, тоже, никакие они не эльфы, но вот от людей отличаются сильно. И в лучшую сторону. Тем что и любить и ненавидеть умеют по-настоящему.
   И трагизм и, всё же, присутствующий в рассказе, комизм, очень тонок. Горы мусора, увенчанные простреленными человеческими черепами, полицейский капитан, по аналогии с верещагинской картиной называет "Апофеозом свалки". Символ этого мира. Где, по сути, нет место ничему живому. Плавящаяся табличка "Берегите лес от пожара", которой, один Бог знает сколько лет, и лес, выжигаемый термитными снарядами. По приказу мэра, внучке которого (и, похоже, мэр об этом если не знает, то - догадывается) суждено сгореть вместе со своим лесом.
   Какая-то инфернальная Служба Предела, которая либо замещает собой нынешнее спецслужбы, либо - стоит над Конторой, которая в рассказе не фигурирует, но - факт - и мэр и полицейский капитан подозрительно лебезят перед дамочкой-из-организации, контролирующей, чтобы гражданин, случаем, не прожил больше отпущенного ему по сумме здоровья и "социальной полезности" срока. Только, ассоциация с Союзом Писателей меня немного улыбнула. И чем автора сия безобидная организация обидела?
   Интересно, что во многих рассказах присутствует жёсткое ограничение срока жизни, как способ контроля популяции на перенаселённой планете. И это, цивилизованная форма, ибо применяется (во всём ряде конкурсных рассказов, где этот прогноз имеет место) в, скажем так - государствах способных постоять за себя немалым ядерным арсеналом. А где-нибудь в Африке, вполне возможна искусственно-естественная форма регулирования численности населения, при помощи экзотических антигнравов-глайдеров, или классических вертолётов и бомбардировщиков - на вкус фантаста, хотя, преимущественно, эта сторона остаётся за кадром. Вполне логично, что в условных "мирах перенаселения", ограниченный срок жизни становится и товаром, и мерой наказания-поощрения, и только у Ники Ракитиной - средством латентных политических репрессий. Хотя, в разной степени, почти все конкурсные миры представляют из себя гипертрофированный либеральный тоталитаризм, который показывает зубки уже сегодня, и, увы, и в России - тоже, хотя и в меньшей степени.
   В конце концов "Котёнка" ликвидируется по "ограничению срока" именно как социально-опасный элемент, выходит, мэр и полицейский чиновник не зря лебезили перед "дамой в чёрном"?
   В ответ на её гибель, романтичные подростки - музыканты и поэты, похищают боевые плащи-невидимки, вооружаются холодным контактным и стрелковым оружием, и пытаются спасти осколок своего мира или своей мечты, в принципе, понимая, что ничего спасти невозможно. Они убивают, но, если кто заметил - красиво. Фэнтези в современном мире - это протест против того, что органически ненавистно человеческой этике и эстетике, в своём рассказе автор доводит эту мысль до апогея. И мэр не зря видит в "толкинистах" потенциальных порушителей устоев - со своей точки зрения - логики власти авторского мира, он, бесспорно, прав. И опять же - контраст. У капитана, повидавшего немало "ранений не совместимых с жизнью", почему-то, именно от вида пробитой стрелой шей, перехватывает дыхание. А потому, что чуждое это... Не зря лейтенант говорит"мистика!"
   Немного идеализированным показался "красномордый мэр" - всё таки "филоложество" - термин, обозначающий умствования литературоведов, принятый в интеллектуальных, как минимум - "около" литературных кругах, странновато звучит в устах не склонного к философии, рефлексии, и чтению вредных книжек, чиновника. Да и профессор Руэл, всё же лингвист, зачем хорошего человека филологом сгоряча? (Хотя, может, для того кто на филфаке не учился и на журналистику оттуда на сверхзвуке не сбегал, может, это и не есть негативное определение).
   В конце рассказа автор использует интересный, на фоне подавляющего большинства глобальных перемен или катастроф, приём перспективы, несколько индуктивного характера. Один лес. Один город. Одна бард-группа, один человек. И наоборот - горит лес, медленно гибнет город, рушится мир. Спасибо автору за доставленное удовольствие.
  

Трубников Александр "Вечер, 2057 год"

   - Поедем, сержант, туда, где за спасение женщин и детей со службы не выгоняют, - произнес Рощин, подставляя плечо медленно приходящему в себя парню - теперь все у нас будет хорошо.
   Для начала - признаюсь, что "слишком далёк от народа" - в смысле - современного сетевого квазилитературоведения, и, слово "фанфик" понимаю плохо. Вероятно, и Валерий Брюсов, когда дописывал продолжение "Египетских ночей" Пушкина, не зал, что это "фанфик", но это так, к слову. Но, если это определение произведения, как несамостоятельного, чего-то вроде продолжения "Унесённых ветром", то, к "Вечеру" оно никак не подходит. Произведение, хотя и "вдохновлённое" и "полемическое", но вполне самостоятельное. И очень интересное, тем, что если повествование В. Контровского "гомерово" - о войне, то у А. Трубникова "гесиодова песня" о мире, в котором происходят, в частности, и события "Последнего Казака", получилась намного более жёсткой и мрачной, чем баталистика Контровского. А всё потому, что мир "Колли" и "UM", который у Контровского остался за кадром, может быть только таким - омерзительным и грязным, значительно более жестоким, чем схватки "Жлобов" (которым Трубников дал иное прозвище - Манки, не менее "говорящее", хотя и англоязычное) с Казачьей Армией.
   Война в "вечере" тоже присутствует - но как воспоминание бывшего капитана миротворцев Рощина. Интересный штрих - всё же у Контровского надгосударственная корпорация "UM", - это конфедеративное объединение. Всё-таки, на основе США, хотя, прямо об этом в "Последнем Казаке" не говорится, но просматривается. В рассказе Александра Трубникова и США развалились, и Израиль превратился из "спонсора американского терроризма" в резервацию, охраняемую правоприемницей ООН, но Юнайтед Мэнкайнд существует, процветает и действует. Вайшья, они, знаете ли, наверно, вместе с комарами, крысами и тараканами, способны выжить даже после глобального ядерного обмена. Ибо - это Мировое Зло не нация (в широком смысле) - не государство с идеологией, армией, спецслужбами, и не какие-то мононациональные традиции, иногда демонизируемые. Героям Контровского, наверное, легче, ибо враг персонифицирован, по крайней мере, в мире "ПК", полковнику Суркову, хотя бы, есть куда кидать боеголовки "Святогора", а в мире "Вечера" - кидать уже бесполезно. Разве на собственную Госдуму, депутаты которой готовы перестрелять друг друга в лучших традициях 90ых из-за лоббирования разрешения "травки" и проч, с разрушением американской государственности, как средоточия этого зла, само явление никуда не исчезает, существуя и в доведённой до логического завершения идее надгосударственной корпорации без столицы и базисной страны, но с правительством и армией, причём - неслабой, а так же - в разномастных "колли" - водителем одного из которых является отставной Рощин, по всей видимости - не только Россия, а вся Восточная и Западная Европа (раз в качестве оружия "мартышек" поминался в первой редакции "бренд" "Леопард", а во второй - БМП харьковского танкостроительного завода.
   Деды наши думали, распадется Союз - будет манна небесная, отцы полагали - развалятся Штаты - настанет мир во всем мире. А оно вот как вышло - ни Союза, ни Штатов нет уже и в помине, а до рая земного, как до морковкиного заговенья ...
   Автор вообще не поскупился на брэнды, и не преминул поиздеваться над оными - "в обществе победившей демократии", конечно, легализована эвтаназия и лёгкие наркотики. Брэнд "LD" - "Ligett Dukat", вообще-то, плавно превращается в "Лиловый Дым", автор немного переборщил с иронией, доведя до стёба - и ОПАНАСИС и "ЛД" в новой расшифровке, и папиросы "Кандагар", которые курит депутат - ярый противник запрета травы, конечно же, только сигарет "Шмальборо" и чая "Принцесса Дури" не хватает. А Дедмышер - вообще превращает серьёзное произведение в памфлет - подумайте, стоит ли?
   Ещё момент, не оригинальный, поправьте, кто помнит - у Саймака, Шекли или Бредбери (в "Самой-читающей-стране" которая таковой и была, и классика приключений - Дюма, Купер, Вальтер Скотт, и классика НФ, читалась большинством в раннем возрасте, да и издавалась Детлитом) вот и я читал эти романы и рассказы очень давно, и не помню, кто из фантастов поместил героя на машине времени в будушее, где еда и алкогольные напитки потребляются исключительно внутривенно. Но биологически это не оправдано - этанол через желудок ассимилируется печенью не более чем на 50-60%, а в кровь его вводить можно только в концентрации 8-10%, иначе кровь свернётся и летальный исход неизбежен - в до-пенницилиновую эпоху гангрену и заражение крови лечили внутривенными инъекциями спирта, но "колоться "Столичной" не стали (и не станут в будущем) по объективным причинам. Просто "шприц" со "Столичной" или "Белым медведем", эквивалентным 200мл водки, был бы литровой капельницей.
   Глобализация тоже вся в брэндах - "магнитомобиль" или как его, "Сони-Моторола-Даймлер" и фармакологическая фирма "Байер-Мицунэ", можно продолжить, но вполне достаточно.
   И, всё-таки, несмотря на всю грязь, продажу людей на органы, конфедерацию (нарко, естественно) Кортелей, как государство, и неуничтожимую по природе своей ни конвенциональным, ни специальным оружием "UM", рассказ оптимистечен. Оптимизм этот немного перевёрнут с ног на голову, но вполне естественно, что от такого мира, главные герои бегут на Дон, в мир "Последнего Казака" - на войну, но войну праведную и осмысленную, в противовес существованию в мире "UM" и "колли".
   Респект автору именно за это, однако, ещё раз рекомендую изменить уровень сарказма от стёба до иронии.
  
   Продолжение следует.
  
   Для справки:
   * Радужные Горизонты Человечества - распространённая в РВСН расшифровка аббревиатуры РГЧ - разделяющаяся головная часть
   ** Светлое Будущее Человечества - распространённая в ВВС и ПВО расшифровка аббревиатуры СБЧ - специальная (т.е. ядерная) боевая часть.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"