|
|
||
Это 3 статья для новичков, там объяснено глубже |
Об авторе: Евгения Кирюхина (Шишкина). г. Дзержинск, Нижегородская область. 20.03.1991. г. рождения. Образование: ср.школа Љ7 (1998-2008 гг.), ННГАСУ (Нижний Новгрод) - 2008-1013 гг. ИЭУП. Маркетинг.
Официальная группа Вконтакте для распространения теории 48 социотипов vk.com/e.kiryuhina а так же встреча vk.com/soedgranes и группа по другой теории о социотипах наций vk.com/sociogenogeo
Статья 29.09.18. Первая статья вышла в марте 2017 года, и называется "Перебирая грани несочетающегося", можно найти в официальной группе. А так же Книга и все остальные статьи. Так же читайте все статьи на самиздате и в ЖЖ: serayalosh.livejournal.com.
От чего теория берет старт?
Как вы знаете, обычная соционика оперирует 4 базисами юнга, мышление, эмоции, ощущение и интуиция. Считается, что одна из этих функций наиболее развита, тогда как остальные менее развиты и составляют лесенку - иерархию - в соответствии с моделью психики А, которую изобрела Аушра Аугустинавичюте. Она же переназвала мышление в логику, эмоции в этику, а ощущение в сенсорику, оставив на своем месте только лишь название интуиции. Как писал юнг, эти четыре аспекта информации делятся на две дихотомии, то есть условно противоположные пары аспектов. Сенсорика противопоставляется интуиции, как иррациональная, то есть накопительная функция, а логика противопоставляется этике как рациональная, то есть рассчетная функция. В психике человека две сильные функции, одна из которых из иррациональной дихотомии, а вторая из рациональной. Эти две сильные функции называются базовая (условная сила 4) и творческая функции (условная сила 3). И двумя рациональными одновременно, либо двумя иррациональными одновременно сильные функции быть не могут. А почему не могут? Если они разные по силе, то ничего не мешает нам поставить, допустим, более сильной функцией логику, а менее сильной этику. Это модель. Каждая функция имеет свои "обязанности", свое поле деятельности, которое никак не зависит от работы соседних с ними функций. Юнг не выстраивал строгой иерархии для всех 8 функций, он описал 8 основных типажей, которые характеризуются лишь работой своей самой сильной функции. Да, он разделил функции на рациональные и иррациональные, но, поскольку он не применял этого для построения никакой модели, полностью описывающей бы психику, то он не мог знать, работает ли все так, как он описал, или нет, поскольку он не мог этого проверить, у него не было данных о конкретных социотипах. Почему этого же самого предположения не проверили профессиональные соционики? Соционика и так очень сложна для понимания, чтобы пытаться выстраивать собственные модели, чего никто и не делал. Никто просто не выстраивал альтернатив, не допускал существования "странных" для юнговского предположения социотипов, не искал, и не проверял. Отсюда такая ситуация, что существует необходимость выстроить модели всех "странных" социотипов, а так же заняться типированием реальных людей по этим моделям. Итак, мы допускаем "странные" типы, и мы ищем их в реальности. Это кажется фантастикой. Мы нашли нечто, о чем не догадывалась соционика за все более 30 лет своего существования. Спешим допустить, какие же социотипы по модели А она не нашла.
Социотипы по Модели А?
Да, существует такая модель А, которая не описывает работу дихотомий (вы этого не найдете ни в одном классическом разборе), а рассуждает лишь о том, как работает каждая конкретно взятая функция по отдельности, при этом Модель опирается на описание стоящих по порядку 4 функций (равных количеству базисов). Для тех кто знает психософию, психософия так же опирается на работу 4 базисов, только базисы там другие. Типы по психософии обозначаются четырьмя буковками, например, ЭВФЛ, которые в сущности передают иерархию аспектов, от самого сильного и до самого слабого. И типов по психософии строго 24, сколько существует перестановок из любых 4 аспектов. В соционике тоже 4 аспекта, что говорит нам о том, что базовых социотипов и должно было быть 24. Почему же это не так? Всему виной дихотомии. Но мы ведь разбираем Модель А, а не их. Итак, что на самом деле отражает Модель А? Ту же самую иерархию базисов. Однако, по факту она отображает 4 заглавные функции и 4 дополнительные функции. Заглавные имеют четыре вида силы, от 4 до 1. Как уже было написано, базовая функция имеет силу 4 (максимальную), что делает ее Љ1, то есть самой сильной в психике человека, а творческая - силу 3, что делает ее Љ2. Это сильные функции. Далее следуют слабые функции - ролевая с силой 2 и болевая с силой 1. Таким образом описывается конкретный социотип. Все социотипы различаются только порядком информационных аспектов в функциях психики человека. Однако, почему социотипов только 16? Чтобы не противоречить Юнгу, у Модели А есть правило - должны чередоваться рациональные и иррациональные аспекты. Этог правило появилось из-за авторитетности статуса Юнга, как психиатра, изучавшего конкретных людей. Мы же не чередуем рациональные и иррациональные аспекты, а чередуем только черные (экстравертные) аспекты и белые (интровертные). Проверим, сколько социотипов у нас получится.
Внезапно, психософия (что у соционики с ней общего?)
Сравним наши соционические аспекты с базисами из психософии по их похожести, для наглядности. Э - эмоция в психософии, сравним ее с этикой, Ф - физика, сравним с сенсорикой, Л - логика, сравним с соционической логикой и В - воля, сравним с интуицией (поскольку обе они отвечают за нематериальные и трудноуловимые ценности). Это разные базисы, из разных областей, и они отвечают за разное, но лишь похожи, однако, заметим, что тип ЭФЛВ соответствует социотипу Драйзер, если брать типы не рассуждая, так сказать, на первый взгляд. У Драйзера 1 базовая этика (Э), 2 творческая сенсорика (Ф), 3 ролевая логика (Л) и 4 болевая интуиция (В). Значит, каждый психотип можно сравнить с социотипом? Да, но у социотипа, который находится в отношениях полной противоположности с Драйзером - у Гюго, тот же самый порядок аспектов в модели, и он отличается от Драйзера лишь экстраверсией тех функций, которые у Драйзера интровертны (и интроверсией тех, которые у Драйзера экстравертны, соответственно). Получается, что ЭФЛВ это еще и Гюго. Получается, что на каждый один психотип из психософии приходятся 2 социотипа, с разной вертностью. И это правильно, ведь у типа по психософии нет никакой вертности.
То есть получается, что социотипов всего 48.
Однако, с психософией мы сравнили соционику не для этого. В психософии есть "странные" типы, кроме тех, которые мы можем сравнить с всем известными соционическими. Это еще 8 психотипов, которые с обычными социотипами нельзя сравнить. Например, ЛЭВФ. Этот тип мы должны сравнить со "странным" социотипом. Если это интроверт, то у него 1 базовая логика (Л), 2 творческая этика (Э), 3 ролевая интуиция (В) и 4 болевая сенсорика (Ф). Такого социотипа в соционике не существует, но в соответствии с моделью А он может быть в ней. Я назвала этот социотип Льюис Кэрролл ("Ученый"). Вот описание того, как этот человек должен мыслить, в соответствии с его функциями. И он является действительным социотипом, так как есть конкретные примеры людей, психика которых так и функционирует. Он - Логико-Этический Интроверт - 2 (а почему 2, это будет рассказано далее).
Льюис Кэрролл ("Учёный")
Логико-Этический Интроверт - 2, ЛЭИ-2.
ПРИМЕРЫ: Владимир Путин, Роджер Пенроуз.
Описание по функциям:
1. Базовая. Сильная. Ментальная. Сила 4 (по времени). Структурная Логика (интровертная, белая). Как у Робеспьера, Максима. Такой человек профессионал в рассуждениях. Он способен создавать системы, которые интегрируют в себя сложную фактологическую информацию, и позволяют увеличивать себя за счет ее добавления. И однако, это будет являться лишь системой упорядоченных фактов, а не системой, включающей в себя расположение всех прочих аспектов. Хоть мы и считаем, что всё как будто бы определяется логикой, на самом деле это не так. Имеется тенденция четко планировать занятость, как свою так и чужую, а так же придерживаться четких форм повествования, использовать слова "во-первых", "постольку поскольку". В целом функция близка к самому определению слова "логика", и отражает ее в себе.
2. Творческая. Сильная Ментальная. Сила 3 (по ситуации). Этика Эмоций (экстравертная, черная). Как у Дюмы, Есенина. Человек с такой этикой эмоций управляет другими через эмоциональные состояния, которые сам же и генерирует. Для него важны яркие эмоции, которые он творит. Сам он почувствовать эмоции отрицательными не может, но готов создать любые эмоции для других. Главное здесь - держаться только на положительной их стороне, а так же чувствовать эмоциональную отдачу со стороны окружающих. Эмоции для него - это дар, однако они полностью субъективны и случат в основном для передачи некоторого отношения (см. этика отношений).
3. Ролевая. Слабая. Ментальная. Сила 2 (по норме). Интуиция Времени (интровертная, белая). Как у Дюмы, Габена. Человек оказывает впечатление на других тем, какой он своевременный, полезный и эффективный, и несколько загадочно-мистический, поскольку интуиция времени - особенный и необычный аспект. Выступает за распространение и обязательное наличие краткоинформационной общественной идеи (длинные и более сильные идеи не любит), обычно той, которую выражает он, но оглядывается и на творчество черных интуитов, отсюда - у него получается некоторая квинтэссенция, которая кажется отличающейся сложной минимальной новизной.
4. Болевая. Слабая. Ментальная. Сила 1 (на опыте). Волевая сенсорика (экстравертная, черная). Как у Робеспьера, Достоевского. Таким людям сложно даются вопросы, в которых нужно оказать давление. В то же время, они не терпят того, чтобы его применяли к ним окружающие. Сложно отстоять себя, хотя они этому обучаются у своих дуалов, и в конечном итоге это делают, но интереса к этому у них нет - это чистая необходимость. Давления скорее всего не будет оказано, только в качестве самозащиты. Для них все территории не могут им принадлежать, всегда сомневаются по этому вопросу, многое рассчитывают, прежде чем решают, что что-то в этом мире - их.
5. Суггестивная. Интуиция возможностей (экстравертная, черная). Этим людям приятно узнавать о новых возможностях и перспективах, как своих, так и чего-либо в окружающем мире, они пытаются знать все. Однако самостоятельно видеть перспективы они не умеют, и поэтому ищут этого от других людей. Им нравится когда им открыто рассказывают обо всем. В целом, круг интересов таких людей очень широк, и часто, они не могут выбрать чего-то одного именно для себя. Но в конечном итоге, они ценят все новое и интересное и пытаются успевать за временем, что очень важно.
6. Активационная. Сенсорика ощущений. Удобная и комфортная среда активирует человека, как и дискомфортная в своем роде. Любая полученная информация об эстетике и комфорте внешнего вида или окружающей остановки будет обдумываться и разбираться с точки зрения нормы. Для положительной активности требуется положительная среда, это вдохновляет и придает сил. Старается самостоятельно создавать именно такую обстановку, но если это не так, ему трудно вынести дискомфорт, и он будет стараться в нее вернуться, применяя для этого сильные функции. В целом реагирует всегда положительно на чье-либо участие и заботу по этому фактору, но сам он их в ответ проявлять не будет, так как функция слабая и витальная, то есть жизненно важная.
7. Ограничительная. Деловая логика. Человек выбирает себе дела по вкусу, и из тех, которые возникают в той или иной новой ситуации, для него это дела, которых у него раньше не было, но которые он избрал принять на себя сейчас, заменив ими более старые и неэффективные дела, таким образом для каждого случая у него как бы пучок дел, основываясь на которых он выстраивает свою базовую функцию - структурную логику, и основываясь на которых систематизирует мир. Однако если значимость личной выгоды и профита превалирует, он в таком случае прерывает ее, и факты и дела в таком случае попадают в игнорирование. Если он попал в невыгодную ситуацию, то начинает вести себя более эффективно, чтобы из нее выбраться. Способен помогать с делами другим людям, тем, кому трудно их самостоятельно выполнять, в чем проявляется его альтруизм, но не чрезмерно, так как считает, что в принципе каждый человек сам должен выполнять свои дела.
8. Фоновая. Этика отношений. Мир отношений не загадка для этих людей, они улавливают все самое многообразие их оттенков, симпатии, антипатиии, любовь, ненависть, можно-нельзя, срединный нейтралитет, и так далее. Они нуждаются в сильных привязанностях, которые бы заполняли их жизнь и дарили яркие эмоции. Если людей мало, это их смущает, если много, это тоже не для них. Обычно они привязываются к среднему количеству "своих" людей, к сложившемуся коллективу и успешно реализуют внутри него свою функцию. Могут мирить и принимать людей, не терпят отсутствия отношений, стремятся, чтобы отношения так же были равноценными между всеми в коллективе людьми. В целом, они приятны в общении, и в этом плане на них всегда можно положиться.
Знакомьтесь, 8 "странных" социотипов
Итак, вот они, эти 8 социотипов (точнее, 16), кодом по психософии (если они интроверты и экстраверты), расположенные по дуальным парам (рядомстоящие).
Но не переживайте о сложности, названий запоминать нужно только 8:
ЛЭВФ - Льюис Кэрролл (Логико-Этический Интроверт - 2)
ВФЛЭ - Гёте (Интуитивно-Сенсорный Экстраверт - 2)
ЭЛФВ - Руссо (Этико-Логический Интроверт - 2)
ФВЭЛ - Твардовский (Сенсорно-Интуитивный Экстраверт - 2)
ЛЭФВ - другой Льюис Кэрролл (Логико-Этический Интроверт - 1)
ФВЛЭ - другой Твардовский (Сенсорно-Интуитивный Экстраверт - 1)
ЭЛВФ - другой Руссо (Этико-Логический Интроверт - 1)
ВФЭЛ - другой Гёте (Интуитивно-Сенсорный Экстраверт - 1)
С другой вертностью.
ЛЭВФ - Андерсен (Логико-Этический Экстраверт - 2)
ВФЛЭ - Эйзенхауэр (Интуитивно-Сенсорный Интроверт - 2)
ЭЛФВ - Аугустин (Этико-Логический Экстраверт - 2)
ФВЭЛ - Чехов (Сенсорно-Интуитивный Интроверт - 2)
ЛЭФВ - другой Андерсен (Логико-Этический Экстраверт - 1)
ФВЛЭ - другой Чехов (Сенсорно-Интуитивный Интроверт - 1)
ЭЛВФ - другой Августин (Этико-Логический Экстраверт - 1)
ВФЭЛ - другой Эйзенхауэр (Интуитивно-Сенсорный Интроверт - 1)
На первый, второй, рассчитась.
С буковками мы все поняли - это порядок соционических функций, а что же такое тогда цифры 1 и 2, и почему существуют "другие" социотипы с теми же названиями.
А все очень просто, названия социотипы берут в соответствии со своими сильными функциями, а у "других" социотипов порядок двух последних букв (то есть слабых функций) другой. То есть, будут существовать и "другие" социотипы для общеизвестных 16-ти, например, взять того же Драйзера (ЭФЛВ), если его слабые функции расположить в другом порядке, то выйдет ЭФВЛ - "другой Драйзер". Дуалом такого "другого Драйзера" будет уже не Джек, а "другой Дон-Кихот", квазитождик Джека по названию.
Из соционики мы знаем, что стандартные Драйзер и Дон-Кихот - конфликтеры.
А вот с цифрами все намного сложнее. 1 и 2 так же зависит от порядка нижних функций, но почему именно 1 или 2 это можно прочитать в дополнительных материалах. При этом не удивляйтесь, что даже социотипы из обычной соционики кто-то окажется с цифрой 1, а кто-то с 2. Они сами собой по закону логики делятся таким образом.
Вот на этом краткая теория о соционике 24 (48) социотипов казалось бы завершена. Но чтобы было интереснее, еще немного почитайте про новые квадры.
Квадры Эпсилон и Дзета
Если социотипов больше, то сколько же выходит квадр. На самом деле, появляются новые две квадры, а во всех стандартных квадрах (Альфа - Дельта) появляется по четыре новых участника. И таким образом формируется 6 квадр по 8 участников в каждой. Вот новые участники для стандартных квадр
Альфа
ВФЛЭ - Гёте (Интуитивно-Сенсорный Экстраверт - 2)
ЛЭВФ - Льюис Кэрролл (Логико-Этический Интроверт - 2)
ЭЛФВ - Аугустин (Этико-Логический Экстраверт - 2)
ФВЭЛ - Чехов (Сенсорно-Интуитивный Интроверт - 2)
Бета
ФВЛЭ - другой Твардовский (Сенсорно-Интуитивный Экстраверт - 1)
ЛЭФВ - другой Льюис Кэрролл (Логико-Этический Интроверт - 1)
ЭЛВФ - другой Августин (Этико-Логический Экстраверт - 1)
ВФЭЛ - другой Эйзенхауэр (Интуитивно-Сенсорный Интроверт - 1)
Гамма
ФВЭЛ - Твардовский (Сенсорно-Интуитивный Экстраверт - 2)
ЭЛФВ - Руссо (Этико-Логический Интроверт - 2)
ЛЭВФ - Андерсен (Логико-Этический Экстраверт - 2)
ВФЛЭ - Эйзенхауэр (Интуитивно-Сенсорный Интроверт - 2)
Дельта
ВФЭЛ - другой Гёте (Интуитивно-Сенсорный Экстраверт - 1)
ЭЛВФ - другой Руссо (Этико-Логический Интроверт - 1)
ЛЭФВ - другой Андерсен (Логико-Этический Экстраверт - 1)
ФВЛЭ - другой Чехов (Сенсорно-Интуитивный Интроверт - 1)
Следующие две квадры не присутствуют в соционике, так как у них "странные" ценности. Продолжая греческий алфавит, они должны были получить названия Эпсилон и Дзета, и они их получили.
Квадра Эпсилон
Ценности - Черная сенсорика, Черная интуиция, Белая логика, Белая этика.
Участники:
ВЛЭФ - другой Дон (Интуитивно-Логический Экстраверт - 2)
ЭФВЛ - другой Драйзер (Этико-Сенсорный Интроверт - 2)
ФЭЛВ - другой Наполеон (Сенсорно-Этический Экстраверт - 2)
ЛВФЭ - другой Робеспьер (Логико-Интуитивный Интроверт - 2)
ФЛЭВ - другой Жуков (Сенсорно-Интуитивный Экстраверт - 1)
ЭВФЛ - другой Достоевский (Этико-Интуитивный Интроверт - 1)
ВЭЛФ - другой Гексли (Интуитивно-Этический Экстраверт - 1)
ЛФВЭ - другой Максим (Логико-Сенсорный Интроверт - 1)
Квадра Дзета
Ценности - Черная логика, Черная этика, Белая сенсорика, Белая интуиция.
Участники:
ЭФЛВ - другой Гюго (Этико-Сенсорный Экстраверт - 2)
ЛВЭФ - другой Бальзак (Интуитивно-Логический Интроверт - 2)
ВЛФЭ - другой Джек (Логико-Интуитивный Экстраверт - 2)
ФЭВЛ - другой Дюма (Сенсорно-Этический Интроверт - 2)
ЭВФЛ - другой Гамлет (Этико-Интуитивный Экстраверт - 1)
ФЛЭВ - другой Габен (Сенсорно-Логический Интроверт - 1)
ЛФВЭ - другой Штирлиц (Логико-Сенсорный Экстраверт - 1)
ВЭЛФ - другой Есенин (Интуитивно-Этический Интроверт - 1)
Как вы теперь видите, цифры 1 и 2 не имеют отношения к тому, стандартные социотипы или "странные". Так квадры Альфа и Гамма будут относиться к цифре 1, а Бета и Дельта - к цифре 2. Это автоматическое разделение по признаку "коллективист", 1 - "индивидуалист", 2, которого нет в стандартной соционике.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"