Шинкарёв Максим Борисович : другие произведения.

Простое отрицание

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  С недавнего времени моя жизнь - цепь баров. Я прихожу, заказываю и, грея стакан в руках, сижу и думаю. Когда надоедает думать - выпиваю, заказываю снова.
  Иногда разговариваю с кем-то, иногда нет.
  Иногда меня вышвыривают из бара, и тогда я встаю, отряхиваюсь и иду в следующий бар или - изредка - домой.
  Мир опустел, как сказали мне однажды, наполнился мусором и тенями.
  Я отделяюсь от его расползающейся серой ткани, выдёргиваю его грубые нити из головы и сердца.
  Когда они рвутся, бывает больно, но очень быстро это проходит.
  Когда боль исчезает, остаётся пустота.
  Я заполняю её алкоголем и беседами.
  
  
  
  - Экзистенциальные вопросы - кто я? что я? зачем я? - это полная ерунда, уважаемый. Выкиньте из головы и забудьте.
  - Почему же? - спрашиваю я.
  Моя сегодняшняя тень плотна, впечатлительна и вдребезги пьяна.
  Один рукав дорогой сорочки скреплен золотой запонкой, второй - распущен и испачкан разлитым кофе и, кажется, вином.
  - Потому что ответы на эти вопросы бессмысленны, - говорит тень и делает глоток виски из стакана.
  Лёд в стакане почти растаял и жидкость в нём почти бесцветна.
  - Вы потеряли запонку, - говорю я и делаю глоток вишнёвого ламбика.
  - Ну и хер с ней, - равнодушно и не совсем разборчиво говорит тень и стучит стаканом по стойке.
  Тень-бармен наполняет стакан и кладёт в него несколько новых кубиков льда.
  - Однажды я потерял гораздо более драгоценную вещь, - говорит тень, приняв стакан и бросив на стойку несколько банкнот.
  - Какую же?
  - Себя, - отвечает тень и икает.
  Пора допивать.
  - Как же можно потерять себя? - спрашиваю я и делаю глоток. - Глупость какая-то.
  Именно за такие вопросы и замечания меня и вышвыривают из баров.
  - Просто, - отвечает тень, - нужно всего лишь ответить на один из этих самых эк.. экзистенциальных вопросов.
  - Неправильно?
  Глаза тени с трудом фокусируются на моём лице.
  - Что?
  - Неправильно ответить?
  Тень начинает трястись, и неясно - в смехе или слезах.
  - Неправильно ответить или правильно, - говорит тень и делает глоток из стакана, - всё одна херня.
  - Почему?
  Ламбик заканчивается.
  - Потому что что тебе делать с этим ответом, - говорит тень, - и есть самый главный вопрос.
  - Ну, говорят, что знание - сила, - замечаю я и раздумываю - заказывать следующий бокал или не стоит?
  Тень снова дрожит. Кажется, это всё же смех.
  Горький, чёрный смех.
  - Ещё, - говорю я бармену-тени.
  - Знание, - отвечает тень-собеседник, - это смерть.
  - Вы это знаете и вроде как живы, - замечаю я.
  - Кто вам это сказал? - спрашивает тень, вынимает из рукава вторую запонку и швыряет её куда-то в угол.
  Закатывает рукава и делает глоток.
  Кажется, я всё же зря заказал новый бокал.
  - Я расскажу вам, - говорит тень, - как это было. А потом пойду погуляю. У меня встреча.
  Какая может быть встреча в таком состоянии, думаю я и молчу.
  Почему-то мне не хочется больше обижать эту тень.
  Наверное потому, что она не обижается.
  Я ей, кажется, безразличен почти так же точно, как вышвырнутая запонка.
  
  
  - Однажды я пил точно так же, как вы сейчас, - говорит тень, - и мир казался мне пустым и загаженным человеческим мусором.
  Я вздрагиваю.
  - У вас взгляд брезгливый, - отвечает тень на незаданный вопрос, - вы на всех смотрите как на кусок вонючей гнили. Вам всё неприятно.
  - Почему? - спрашиваю я.
  - Потому что у вас внутри пусто, - отвечает тень, - и вас всё бесит, потому что вы ни в чём не видите своего отражения, своих черт, за которые можно было бы зацепиться. Вы пусты и даже в зеркало не смотрите, верно? Потому что неприятно.
  Я чувствуя, что пальцы мои начинают дрожать.
  - Я это всё проходил, - говорит тень, - никаких тайн. Пустота ни в чём не может себя встретить и всё ненавидит.
  - Продолжайте, - мой голос хрипл.
  - Пейте, - говорит тень, - это немного помогает.
  
  
  - Однажды давно в баре ко мне подсел человек, - говорит тень, - и предложил узнать - кто я? Узнать достоверно.
  - Как? - вопрос вырывается из меня сам по себе.
  - Он предложил мне испытание, - сказала тень.
  - Какое?
  - Пейте, - отвечает тень и подворачивает распустившийся манжет рубашки.
  Я делаю долгий глоток.
  - Представьте себе комнату, - говорит тень, - большую, разделённую на две части зеркальной стеной, прозрачной в одну только сторону.
  Тень делает глоток.
  - В той части, откуда стена прозрачна, стоите вы, - говорит тень, - в той, откуда непрозрачна - стоят незнакомые вам люди. Старые, молодые, бедные, богатые. Несколько юношей, несколько девушек. Несколько детей. Несколько стариков.
  Тень делает глоток.
  - В той части, где стоите вы, - продолжает тень, - есть маленькая кафедра, на которой привинчены две кнопки. Серые, вроде пианинных клавиш.
  Тень замолкает.
  - И в чём суть? - спрашиваю я.
  - Из каждой части комнаты ведёт дверь, - говорит тень, - и обе эти двери заперты.
  Тень-собеседник делает глоток и стучит опустевшим стаканом по стойке.
  Тень-бармен наливает и добавляет льда.
  - Если вы нажмёте первую клавишу, - говорит тень-собеседник, - то дверь в вашей части комнаты откроется. В части, где стоят незнакомые люди - нет.
  - И в чём же подвох?
  - Рядом с кнопками, - продолжает тень, - привинчен таймер. На выбор вам даётся тридцать секунд.
  - Да в чём выбор-то? - спрашиваю я.
  - В обе части комнаты, - отвечает тень, - подведены трубы с отравляющим газом. После истечения тридцати секунд газ потечёт, заполнит комнату и убьёт в ней всё живое.
  - Что делает вторая кнопка? - спрашиваю я.
  Горло моё пересохло, и я делаю ещё глоток ламбика.
  - Вторая кнопка открывает дверь для незнакомых вам людей, - отвечает тень, - ваша останется закрытой.
  Я на секунду закрываю глаза.
  - Что выбрали вы? - спрашиваю я и, поднимая веки, понимаю, что вопрос уродливо бессмыслен.
  Тень допивает стакан залпом, кивает мне и выходит.
  Я бросаю на стойку все деньги, какие были в кармане и выхожу вслед за ним на улицу.
  Моя тень идёт вверх по улице, идёт быстро, несмотря на то, что её раскачивает и болтает, словно лист под ветром.
  Я иду следом.
  Меня болтает не меньше.
  
  
  Свет вырывается из раскрытой двери. Тень входит в неё, делает шаг и прижимает ладонь к непреодолимой прозрачной преграде.
  - Стойте, - говорит кто-то и чья-то рука ложится на моё плечо.
  Я смотрю на удерживающего меня человека.
  - Вам не стоит туда идти, - говорит он.
  Волосы его седы, морщины прорезают его лицо. Хватка его непреодолима.
  Я слышу металлический лязг.
  Оборачиваюсь.
  Дверь, в которую вошла тень, закрыта.
  Ни лучика света не выбивается из-под неё.
  - Откройте! - говорю я.
  Старик качает головой.
  - Каждый, кто входит туда, чтобы определить свою судьбу, себя убивает. Он мёртв.
  - Вопрос… - начинаю я, но он спокойно перебивает:
  - Никакого вопроса нет. Вопрос - иллюзия, в нём нет никакого смысла. Все знают, кто они есть и кем могут быть, если станут менять себя. Но это - труд. А здесь - всего лишь жест. Одно нажатие клавиши. Простое отрицание.
  Я спрашиваю:
  - Он может спастись?
  Он качает головой:
  - Всякий, кто входит туда за отрицанием себя, остаётся там навсегда. Дверь для него закрыта.
  Он смотрит на меня.
  - Душа человека та же под любым небом, - говорит он. - У вас есть выбор, только пока вы не отказываетесь от неё.
  Он смотрит мне в глаза, но внимательный, ищущий взгляд его одновременно отстранён, будто он не здесь, будто он прислушивается к чему-то вдалеке.
  Наконец он кивает.
  - Всего доброго.
  Старик скрывается в темноте.
  Я слышу шаги.
  Оборачиваюсь.
  Из-за угла выходят несколько человек.
  Молодых и старых. Женщин и мужчин. Двое из них ведут за руку детей.
  И я понимаю, какой вошедший в дверь за моей спиной сделал выбор.
  Что он отринул.
  Дальняя дверь открылась.
  Мне кажется, что в сердце мне вонзается нож. В глотке сухо.
  Я бросаюсь к двери, хватаюсь за ручку, поворачиваю, дёргаю на себя…
  
  
  ...Дверь подаётся неожиданно легко.
  Моя тень стоит на коленях, опираясь лбом о стенку маленькой кафедры, и я слышу, как свистит газ.
  - Бежим! - кричу я, хватаясь за её ворот, и вытаскиваю наружу.
  Мысли мои мутятся и мы с грохотом валимся с невысокого крыльца.
  Потом ползём.
  Потом мы лежим на мостовой, выхаркивая запах газа из лёгких.
  Я спрашиваю:
  - Есть зажигалка?
  - Есть, - говорит мой собеседник, надсадно кашляя - вот.
  Колёсико выбрасывает сноп искр. На второй раз - рождает язык пламени.
  - Отходите подальше, - говорю я, поднимаясь, и делаю шаг вперёд. - Немедленно.
  - Стойте, - говорит мой собутыльник, приподымаясь на локте и снова кашляет, - не так. Нужна рубашка.
  
  
  Коньяк льётся из карманной фляги на скомканную ткань. Мой собутыльник кидает в неё тяжёлую связку ключей.
  - Завязывайте, - говорит он, - я подожгу.
  Я стягиваю рукава в узел, свешиваю их из кулака.
  - Готовьтесь, - говорит он, щёлкая зажигалкой.
  Пламя вспыхивает и бежит вверх.
  
  
  Когда горящий узел влетел внутрь, раздался взрыв.
  Нас повалило и протащило по асфальту.
  
  
  Первое, что помню - как в черноте горят фонари и вокруг беснуются автомобильные сигнализации.
  Кто-то кашляет неподалёку.
  - Окна по всей округе вылетели, - говорит хриплый голос. - Как мячиком в детстве…
  Я смотрю на человека рядом.
  Лицо его испачкано пылью. Левая половина - как в серой маске. Правая - красная, поцарапанная, блестит от пота и крови.
  Всхлипываю.
  Нервный смех рождается где-то внутри, вырывается ещё одним всхлипом.
  А потом льётся волной.
  - Здорово, - говорит мой собеседник.
  - Что зд.. здорово? - спрашиваю я и утираю слёзы, хихикая.
  - Да всё здорово, - говорит он, неумело, словно после долгого отсутствия практики улыбаясь грязным лицом, - в общем и целом. А чтобы было ещё лучше, надо сделать ноги и осесть в каком-нибудь кабаке, где есть кофе, водка и пластырь.
  Я начинаю чувствовать, как саднят ссадины.
  Бросив взгляд в чёрное небо, поднимаюсь на локте.
  - Вставай, - говорит мне он, протягивая руку. - Пошли.
  Я хватаюсь за неё, и он помогает мне встать.
  - Надень, - говорит он, протягивая пиджак.
  - Спасибо, - говорю я.
  - О, - он прислушивается к далёкому вою сирен, - пора бы нам и двигаться, как думаешь? Ненавижу вопросы.
  И я с ним согласен. Совершенно.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"