5июля1682г., в Москве, в Гранатовитой палате Кремля произошел спор между сторонниками старой веры, называемых старообрядцами, и русской православной церкви в лице патриарха Иоакима.
Стрельцы, установившие в государстве своими бунтами регентство царевны Софьи при царях Иоанне и Петре, продолжали бунтовать. Князь Хованский, начальник стрелецкого приказа, вынашивал тайные помыслы о российском престоле и постоянно подстрекал своих стрельцов к недовольствам, к бунтам, стремясь создать нервозную обстановку в Москве. Старообрядцы, видя безнаказанность стрельцов, подняли голову, открыто критикуя нынешние церковные обряды. Собранная ими очередная толпа народа на Красной площади требовала к себе патриарха с разъяснениями. Трусливый Иоаким не вышел к народу, а пригласил через своих архиереев представителей старообрядцев в Гранатовитую палату Кремля. Среди депутатов находился раскольник Никита Пустосвят, поверхностно владевший церковными догматами, и относился к тем людям, которые критикуют все и вся, но никогда ничего не предлагают взамен.
В Гранатовитой палате находились цари Иоанн и Петр, царевна Софья, патриарх, князь Хованский и др. лица государства. На вопрос патриарха: "Зачем пожаловали в царские палаты и чего требуете?" Никита Пустосвят взял инициативу на себя, ответил: " Пришли царям государям челом бить, чтоб дали свое царское повеление патриарху нести церковную службу по старым книгам и несли ее на семи просфорах, а не на пяти, а крест на просфорах был истинный, трисоставный, а не крыж двоечастный". Патриарх сказал на слова Никиты: "Не ваше это дело. Архиереи и только архиереи судят, а ваше дело повиноваться. Наши книги справлены с греческих и с наших харатейных книг по грамматике", - закончил Иоаким. "Мы не о грамматике пришли с тобой говорить, - не унимался Никита Пустосвят,- а о церковных обрядах. Вот отвечай: зачем на литургию вы берете крест в левую руку, а тройную свечу в правую? Разве огонь честнее креста?" Патриарх растерялся, отошел, наступила пауза. Лишь одна царевна Софья, умная и находчивая, нашлась и сказала: "Ты хочешь сказать, что отец мой, дед мой, и я сама не православные, что весь люд московский не правильно крещенный?" - упала в царское ложе и разрыдалась. Наступила минутная тишина. Никита Пустосвят был ошарашен прямым и резким вопросом царевны, слезы, полившиеся из ее глаз, вконец расстроили раскольника. Он обмяк и опустился на колени, за ним упали на колени и все его делегаты. Князь Хованский принялся успокаивать свою повелительницу, выпроваживая делегатов из хором.
Только теперь, царевна Софья разгадала тайный замысел своего ставленника, князя Хованского. Его лицо, особенно глаза, выражали умиление и восторг с нотками зависти, а руки князя не выталкивали из палаты делегатов, а выпроваживали. Она поняла, что это его рук дело, и ей требовались доказательства. Царевна их нашла, как нашла и на Никиту Пустосвята. Пустосвят был арестован в одной из пивных лавок, где он бахвалился о победе над патриархом, и казнен. Та же участь ожидала и князя Хованского, но произошло это чуть позднее, в сентябре месяце.