Дюсюбаев Владимир Иванович : другие произведения.

Судьба Кипельской Свято-Троицкой церкви

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Дюсюбаев Владимир Иванович

Судьба Кипельской Свято-Троицкой церкви

0x01 graphic

   Просмотрел немало исторических источников, новых сайтов в интернете, но пока не встретил точную дату постройки и начала служения Свято-Троицкого храма в Кипели. По отрывочным воспоминаниям жителей Останина края была у них своя небольшая церковь, даже место указывают, где стояла на крутояре. И это, пожалуй, всё. О церкви в Шадровке известно тоже немного. Добавили в доказательство о существовании её в прошлом находки современных " археологов"-копателей. Один из них мой старинный друг и приятель Клыгин Александр Михайлович, который живёт в Горохово, но свои кипельские корни не забывает. Так вот он со своим металлоискателем поработал в Шадровке и в одном месте обнаружил несколько старых нательных крестов (не крестиков!). Удивительно то, что находились они почти в одном месте, что, видимо, и указывает на какую-то закономерность находок. Я думаю, что церквушка, а вероятнее всего, молельня шадровцев была где-то около этого места. Да и жители Шадровки были выходцами из раскольничьих мест, с Приисетья. Именно поэтому тут так много нательных крестов, а не крестиков. Этак метрах в двухстах на запад близ восточной стороны Бузухи была заложена новая церковь. Вокруг росли несколько реликтовых сосен, но строители их не трогали, а одна у алтарной части церкви простояла до конца XX века. Строили церковь на деньги церковные и пожертвования прихожан. Думаю, к середине XIX века она была готова. Это был классический четырёх-столпный храм, церковь была однопрестольная в честь Пресвятой Троицы. В истории, как и во всей общественной жизни есть свои парадоксы. Такой парадокс произошёл и в нашей кипельской истории. Когдато ещё в 30-х годах Х!Х века в Кипели оказался Тельманов Ипат Семёнович. Жил он где-то на Волге, трудился бондарем на рыбных промыслах. В памяти родных и в истории не сохранилось за что сослали Ипата в Сибирь и не было ли в Кипели родственников у Ипата. Ведь значился же в одном из приговоров о строительстве церкви в селе Петровском среди лучших Кипельских мужиков какой-то Тельминов Степан ? А был Ипат очень крепким и физически, и уж, конечно, духовно. В поединках, во время праздников, Ипат всегда побеждал и всегда спрашивал побеждённого соперника: "Тебя как? Шибко или потихоньку?". В Кипели и во всей округе его запомнили как доброго и умелого строителя. И в Кипели он оказался в самое нужное время- после сгоревших в пожарах заречанской единоверческой и шадровской Троицкой церквей в Кипели затеяли строительство нового Свято_ Троицкого храма. Ипат Тельманов, по всей вероятности, возглавлял бригаду местных строителей. Сохранилась легенда, подтверждающая силу и мощь Ипата. Когда настало время поднимать церковные колокола на колокольню, Ипат на спор с мужиками- строителями один(!) поднял (унёс по лестнице на верх) 16-ти пудовый (256 кг) канат для подъёма колоколов. А вот и парадокс! В Юргамыше настоятелем Покровской церкви ныне служит пра-правнук Ипата- строителя Тельманов Сергей Николаевич, который заложил в Юргамыше фундамент нового храма.
   Свято-Троицкую церковь села Кипель Челябинского уезда включили в состав Оренбургской епархии. Приход был достаточно большой, работы у служащих церкви было немало. Ведь в ту пору весь учёт, движение населения, акты гражданского состояния (рождение, бракосочетание смерть регистрировались в церковных метрических книгах). В XIX-ом веке в Оренбургской епархии были установлены единые церковные требы: крещение младенца - 15 копеек; исповедь - 1 копейка (на дому - 5 копеек); соборование - 1 рубль серебром; венчание - 6 рублей (с солдата -2-3 целковых). Кипельский храм построен в стиле позднего классицизма. Фасады церкви на запад, на север и на юг украшали встроенные портики Внешний вид церкви был изумительный. Была она как большой белый корабль. Несмотря на достаточно приличные размеры (метров 50 от паперти до алтарной абсиды, метров 10 ширины, а колокольня взметнулась в небо метров на 15-18) церковь смотрелась как-то легко и воздушно, как и все русские православные храмы. Даже в 50-х годах она оставалась какой-то чистенькой, светлой и, казалось, всегда была побелена. В северной и южной стенах были сотворены небольшие порталы на четырёх, встроенных колоннах, над ними была красивая аркатура с кокошником, выше переходящая и образующая овальное окно в световом барабане, а уж выше были шатёр и купол с луковкой и крестом. Между колоннами портала была дверь служебного входа. В алтарной абсиде были четыре окна. Окна так же были в трапезной с обеих сторон. Колокольня стояла ближе к дороге (что потом сыграло роковую роль), возвышаясь над основным куполом. Была она квадратная, двух-ярусная. Во втором ярусе на уровне светового барабана купола были сделаны четыре окна-проёма звонницы, чтобы звуки колокола были слышны не только в Кипели. Над звонницей был шатёр, увенчанный луковкой и крестом. На звонницу вдоль стен вела узенькая лестница. Внутри стены храма были прекрасно расписаны библейскими сюжетами от самого купола до основания окон. Иконостас я не помню, но он, понятно, что был. После закрытия в Кипели церкви иконы с иконостаса и церкви прихожане унесли по домам. Много
   икон спасли Ширяевы из Останина края. У них на дому и собирались прихожане в 30-х-40-х годах. Много икон спасли Клепинин Аверьян Ефимович и Минеева Устинья Михайловна ,которые жили на Бузухе. Аверьян Ефимович при церкви служил смотрителем и сторожем. Одну из икон я пацаном видел случайно у Притчина Алексея Григорьевича и тети Нюры Баклановой. Она была прибрана в кладовке (чулане), хорошо укрыта сверху. Это была, видимо, центральная с иконостаса " Троица". Это я понял много позднее, а жаль... Вокруг церковь была обнесена оградой, а по периметру были насажены акации, сирень, ещё какие-то цветущие кусты и возвышались сосны. Священником в СвятоТроицкой церкви в конце Х1Х века служил Андрей Евладов, на рубеже веков служил Александр Игумнов, псаломщиком служил Иван Михайлович Боголюбов, Закон Божий в Кипельской церковно- приходской школе и в Министерском 2-х классном училище преподавал священник Бреев Николай Александрович. Почти одновременно строилась церковно- приходская школа против здания церкви и высаживались тополя, акации и сирени и разбивался замечательный сад, живущий и в наши дни. В школе было два больших класса, в которых могли обучаться до ста ребятишек. В 90-х годах XIX-века в Кипели открыли Министерское 2-х классное училище. Стояли эти учебные заведения рядом друг с другом среди огромных сосен. Красота! Я помню, во второмтретьем классе Анна Прокопьевна Притчина учила нас в здании Министерского училища. Мы приходили в тот храм науки, подымались на высокое крыльцо, звенел колокольчик и открывались двери в незнакомый и интересный мир знаний... Церковь закрыли в 1930-м году и в этом же году открыли в Кипели памятник социализму детдом, который и стал могильщиком богатой кипельской истории. В первое десятилетие церковь стояла как и прежде, на всех дверях были замки. Пацаны детдомовские (меньше сельские) залазили в разбитые окна, пакостили, царапали стены, портили роспись. А главное, ловили голубей и прямо в церкви их жарили и ели- голодные же были. Народ опомнился - пропадает такое здание ,очаг культуры . В Кипели и в близлежащих деревнях Разбегаевой, Луговой, Елизаветинке, Тамбовке, Падуне и Бахаревке были проведены собрания, сходы, опрос " Что делать?". Ведь в стране и округе много церквей были уже снесены или перестроены.
   В государственном архиве Курганской области в 274 фонде есть "Дело о закрытии Свято-Троицкой церкви села Кипель Юргамышского района Курганской области со списком голосовавших жителей в 1939-1940 годах, желающих передать церковь под культурное учреждение". В поселке Луговое (деревня Луговая ) Кипельского сельского совета "за передачу" проголосовало 82 человека; в селе Кипель - Останин край "за"152 человека, Шадровка и Бузуха "за" 194 человека. А жители деревни Разбегаевой (колхоз "20 лет Октября") в количестве 32-х человек голосовали "за" и предложили передать здание церкви под школу- семилетку. (Генеалогический форум ВГД)
   В 1939-1940 годах СССР был втянут в "зимнюю войну" с Финляндией, а 22-ого июня 1941-ого года началась Великая Отечественная война. Почти все мужчины, голосовавшие за передачу здания церкви под культурное учреждение, с оружием в руках отстаивали свободу и независимость Родины и русского Православия от тевтонов, но уже наследников, недобитых Александром Невским. Тогда-то и было принято решение, хранить в здании церкви собранные на полях серые хлеба всех кипельских колхозов. Три южных окна трапезной соединили, убрав простенки, и сделали широкие ворота для въезда конных возов. Функцию зернохранилища Свято-Троицкая церковь выполняла и после войны до самой своей гибели. Хлеб (ячмень, овёс и горох) свозили с полевых токов в церковь; буртовали в разных углах, сушили, перемётывали, чтоб не горело. А я запомнил, как большие пацаны прыгали с высоты церковных хоров в бурты овса. Вокруг церкви всегда кружили стаи голубей, галок, воробьёв - для них тут был рай. Но ведь любому зданию нужен уход, ремонт. А тут колокольня под действием дождей, морозов, зимних перепадов температур стала отходить от трапезной- крыша-то прохудилась ; ещё дорога проходила почти рядом с папертью, машины, тракторы... Фактически стала складываться аварийная ситуация.
   16-ого февраля 1960-ого года Патриарх Алексий I на конференции советской общественности за разоружение информировал общество о бедственном положении Русской Православной Церкви. Речь патриарха была исторической! Но советская интеллигенция вместо религиозного патриотизма выбрала атеистический космополитизм. В 1960-ом году было закрыто 1437 храмов, многие были разрушены и взорваны; закрыты 11 монастырей, арестовано десятки священнослужителей. Председателя совета по делам РПЦ Карпова сняли с должности, а на его место назначили более жестокого, бескультурного Куроедова. Так продолжился курс богоборчества, начатый большевиками в России сразу после октябрьского переворота 1917-ого года. В 1930-ом году СвятоТроицкий храм в Кипели был закрыт, имущество частично оставалось в храме. В 1940-ом храм был полностью закрыт и был поставлен вопрос о его судьбе. С объединением кипельских колхозов "Пламя", "Восход", "3-ий решающий" и присоединения к ним разбегаевского "ХХ-я годовщина Октября", луговского "Майские дни", падунского "Победа", бахаревского колхоза было принято решение о строительстве нового зерносклада и объединённого зернотока. И вот это решение(!), принятое весной 1960-ого года - храм в Кипели снести, кирпич использовать для строительства нового зерносклада. Сохранилась одна из последних фотографий Свято-Троицкой церкви села Кипель в мае - июне 1960 года учителя истории Максимова Михаила Сергеевича. Он сфотографировал свою коллегу Тимофееву Лидию Ефимовну с ее маленькими сыновьями Сашей и Петей в школьном саду на фоне церкви. Скромно между ветвей тополей, посаженных еще Молодкиными, проглядывают центральный купол и колокольня, всегда выглядевшие празднично, ежегодно побеленные. За три десятилетия храм, конечно, потерял много, но внешний вид его всегда вызывал восхищение и какой-то трепет. Ну, а сейчас рассказ от свидетеля тех событий, разыгравшихся в Кипели в самом начале 1960-х годов- Черепанова Владимира Ивановича, ветерана колхозного производства, старого механизатора. " Ты, Володенька, конечно, запомнил немного. Ты в который класс-то пошёл в 60-м году-то , едри его мать? (такая приговорка была у соседа). А мы же жили по соседству с вами. Хорошо помню церковь, ведь всю войну возили в неё овёс, ячмень, горох с тока от Сухого. Зимами работали в церкви с зерном- сортировали. Весной забирали посевное на поля, а оставшееся шло на корм лошадям. И после войны в церкви было зернохранилище. Да я уж тогда на трактор сел, "Универсал", едри его мать. Чтоб подшипники проверить и масло надо было 36 болтов каждое утро отвернуть. Мы с напарником Вадькой Кузнецовым первый час работали под трактором, а уж потом на нём. А церковь- то что ? После войны колокольня стала как-то отходить и даже заваливаться в сторону дороги. Отец-то твой Иван Иванович с войны, наверное, последним пришёл в 48-ом году, потом служил в органах, работал военруком в школе. А в конце 50-х годов его избрали председателем сельсовета- он же партийный был и люди его уважали. Я-то, помню, пересел тогда на дизель ДТ-54, замечательный трактор. В ту пору в стране начиналась целина. А отец-то твой ходил всегда в кителе, галифе и в до блеска начищенных хромовых сапогах, едри его мать. Каждое утро, помню, он всё ходил вкруг церкви, шагами что-то измерял. А както раз ехал я мимо церкви, а он отпавшим кирпичом измерял ширину трещины между колокольней и остальным зданием. Потом уж он ходил к церкви с деревянным метром. Однажды всю деревню облетела страшная история. В церкви и рядом лежало немало выпавших из стен кирпичей. Народ потихоньку стал ночами собирать. Сам знаешь, ничего же не было, это сейчас прут кирпич кто из Челябинска, кто аж из Казахстана. А людям-то надо было кому печку подлатать, кому фундамент подправить- вот и стали подбирать вокруг церкви более целые кирпичи и половинки. И вот как-то утром в церкви нашли женщину с пробитой головой. Женщина была с Бузухи, не помню как звали, приезжие они были. Видимо, вечером, когда она собирала кирпичи, ей прямо в голову упал кирпич с колокольни. Провели во всех бригадах, в школе, в детдоме собрания и строго запретили приближаться к церкви, тем более, заходить. Да разве послушали, пацаны на переменах бегали в церковь покурить; а народ кирпич стал не просто собирать, а даже выворачивать из стен, едри их мать. От дождей и непогоды сильно пострадала южная стена, простенки стали рассыпаться и выпадать, и люди подмогли. Мы, конечно, не знали подробностей борьбы с религией, но и к нам то в мастерские, то на полевой стан приходили агитаторы, читали нам "Юргамышского колхозника", "Красный Курган", после уж "Советское Зауралье", из Москвы газеты или журналы, рассказывали про космос, про целину, про кукурузу, говорили о реформах в сельском хозяйстве. В общем не до церкви было. Зашевелились, когда уже в Юргамыше и Кургане было принято решение о сносе аварийного здания Кипельской СвятоТроицкой церкви. Помню, что лето было то ли 61-го, то ли 62-го года. Пробовали вначале колхозными тракторами уронить колокольню, да где там... Трактора зарывались по самые мосты, а колокольня даже не качалась, едри её мать. Старики как-то рассказывали, что клали кирпич в стены ни на какой-то там цемент, а на известь, гашёную яйцами разных птиц- кур, гусей, уток, голубей, грачей. И никто не знал, что основой колокольни был скелет из кованных, толстенных прутьев, закреплённых в фундаменте и под окнами и по верху связанными воедино. В тот день проездом в Кипели был наш шадровский Володя Бакланов. Его после службы в танковых войсках взяли на работу испытателем на который-то завод в Кургане, вроде на КЗКТ. Он и предложил помощь местным властям, отцу твоему и Егорову П.Ф.. Из района позвонили в Курган, и через день в Кипель прибыли два гусеничных тягача Т-50, оснащённые лебёдками, тросами очень длинными и мягкими. На одном тягаче механиком-водителем был сам Володя Бакланов, а на другом его начальник. Мужики трос завели вверх вокруг окон колокольни, тягачи дёрнули несколько раз- не получается, едри его мать. Тогда они решили раскачать колокольню и стали по очереди гусеницами и лебёдками тянуть. Не устояла колокольня... В небо остались торчать четыре прута арматуры, пыль стояла над всем углом от детдома до новой школы на Шадровке и седой рекой утекала на Бузуху. Старушки крестились, проклиная советскую власть, отца твоего и Павла Фёдоровича...А они-то были вовсе ни при чём, в Юргамыше да в Кургане решали-то, едри его мать... А над церковью летали стаи голубей и как-то нехорошо орали галки. Всё остальное закончили колхозными тракторами. Целых кирпичей не было почти, что-то взяли на новый зерносклад, а остальное люди разобрали, да каждый год возили на запруду перекрывать реку. Церковь нарушили. Следующей жертвой демократии, едри её мать, стала Министерская школа. Тут очередь дошла и до церковной школы. А дальше на детдомовские дома сломали новые школы, дошёл и их черёд, а ведь строили их всем колхозом, всей деревней...И колхоз пал: все фермы, МТМ, гараж, зерносклад, овощехранилище. Года три тому назад батюшкин дом кому-то стал нужен..."....Ну что тут можно сказать? Он простой сельский мужик, труженик, каким-то внутренним чутьём понимал, что судьба сельского храма решалась не в Кипели. И вовсе нет вины моего отца, ветерана-фронтовика, офицера Дюсюбаева И.И. и нет вины председателя колхоза Егорова П.Ф. в том, что они в те нелёгкие времена оказались во главе сельсовета и колхоза. Ведь уже при новых властях сносили и ломали здания школ, дом священника, растаскивали МТМ, фермы, колхозную технику и имущество. Не стало в Кипели храма...Ушла из села, края и окресностей какая-то святость и человечность. В старых зданиях церковно-приходской и Министерской школ было открыто "советское чудо коммунистического воспитания"- детдом. Это "чудо" дожило до наших дней, превратившись " пятое колесо" российской педагогики, укатавшее все пять (пять !) зданий кипельских школ и превратившее их в дома и дачи подсуетившихся директоров, районных и областных чиновников. И не так уж много ещё в селе осталось хватать, тащить, ломать: настала очередь сельского дома культуры, здания правления колхоза и гаража... "Народ безмолствовал...",-так вроде у А.С. Пушкина в "Борисе Годунове". Ну нет же Пророков в своём Отечестве!
  

0x01 graphic

  

0x01 graphic

  
  

0x01 graphic

  
  

0x01 graphic

  

0x01 graphic

  
   Рабочий материал Дюсюбаева В.И.
   Возможно, имеет статус незавершенности (комм. дочери Дюсюбаевой С.В.)
  
  
   С уважением,
Дюсюбаева Светлана.
+7 912 29 00 254,
svetad77@mail.ru 
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"