Астапова Любовь Александровна : другие произведения.

История возникновения села Варгановского

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 5.83*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краевед Астапова подготовила этот материал для сайта //www.uralgenealogy.ru/ С удовольствием публикую ! С уважением, Oльга Щеткова.

Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей
  
   Из почты сайта http://www.uralgenealogy.ru/
   *******************************************************************************************
    []
  
  
  
  
  
  
  
  
   НЛПЛ Астаповы  
  -- color="Black">
  --
   Кому
   Щеткова Ольга
   loo_chetkova@mail.ru
   Отправлено
   22 апреля 2010 в 17:21
   Тема:
   Летопись деревень Щучанского района Курганской области
   ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
   СЕЛА ВАРГАНОВСКОГО
   ЩУЧАНСКОГО РАЙОНА
   КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
   Специально для сайта http://www.uralgenealogy.ru/
   Я в Моем Мире - http://my.mail.ru/mail/astapovshome/
  
   Прикрепленный файл:
   история села.doc (185 КБ) Посмотреть
   ************************************************************************************************************************
  
  

Л.А.Астапова

  

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

СЕЛА ВАРГАНОВСКОГО

ЩУЧАНСКОГО РАЙОНА

КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

   Город Щучье, 2009
   ******************************************************************************
   Я, Астапова Любовь Александровна, родилась 29 декабря 1956 года в селе К-Камыш Щучанского района Курганской области. Современное официальное название села - Варгановское. Приставка ,,К,, в названии села произносится как Калмык, то есть полное наименование села Калмык-Камыш. Калмык-Камышский сельский совет в мое время объединял три деревни - Ново-Калмыково, Старо-Калмыково, Варгановку. Мы один и тот же населенный пункт называли и селом - Калмык-Камыш, и деревней - Варгановка.
   Остальные деревни также имели другие названия. Так, Ново-Калмыково именовалась, как Шергачево, Старо-Калмыково, как Самохвалово. В народе ее еще называли - Старая деревня. Видимо, она появилась раньше, чем Варгановка. Об этом свидетельствует и тот факт, что когда 1965 году закрыли Самохваловскую начальную школу, и все дети стали "ходить" в нашу школу (это километра за три), они нас, варгановских, называли между собой "новоселами", потому, что так говорили взрослые. С этими детьми мы со второго класса учились по десятый. В старших классах, в период рассвета русско-кубинской дружбы, мы своим деревням давали и другие наименования. Эту деревню нарекли Кубой. Названия двух других деревень - Советский Союз и Америка, как-то сразу не прижились. Подростки же Старой деревни новым названием гордились, считали себя "кубинцами". В нашем классе одного мальчика так и звали - Вовка Куба. Более младшее поколение, когда мы уехали учиться в среднюю школу в районный центр Щучье, "увековечили" этот факт, а именно: при въезде в деревню, на возвышении, из дерна вырезали большие, в человеческий рост, буквы - КУБА, и их было далеко видно с насыпной дороги, ведущей из районного центра по трем нашим деревням, из которых Старо-Калмыково находилась первой. В этой деревне жили предки старообрядцев. В народе их называли двоеданами. Я выросла вне религии. Мои бабушки, дедушки, родители и не верили в бога и не были, что называется, "ярыми" атеистами. У деда по отцовской линии в доме была "божничка" - полка в углу для размещения икон, но самих икон я не помню, думаю, что если они и были, то этому никто не придавал значения. Еще была красочная, в картонном переплете, тоненькая книга на религиозную тему. Я, совсем маленькая, ее рассматривала, но никто мне её не читал, ничего не рассказывал. Одна из моих одноклассниц, с которой мы поддерживаем дружеские отношения всю жизнь, уроженка деревни Старо-Калмыково, рассказывает, что бабушка по отцовской линии, родом из Барнаула, крестилась двумя пальцами, церковь посещала в селе Березове, теперь Шумихинского района. Кстати, числится церковь, как Воскресенская единоверческая, находится в 7 верстах. (расстояние имеется ввиду от с. К-Камыш). На старообрядческом кладбище в селе Березово похоронен ее дед Дмитрий, прадед и прабабушка. Подруга помнит что православных называли "щепотниками"- из-за сложения пальцев при крестном знамении. То, что моя подруга выросла в семье староверов, со своеобразным бытом, сказывается по сегодняшний день. Например, в баню в семье моей подруги берут не одно, большое банное полотенце, а два - для лица и других частей тела. Причем, если это полотенце для лица, то оно всегда для лица, руки вытирать этим полотенцем никто никогда не будет. Ее бабушка сразу же после посещения бани дома мыла руки. Еще пример: мои родители, (а сейчас так в моей семье), собранные грибы для того, чтобы помыть, могли сложить во все тазы, лохани, оцинкованные ванны, служившие для стирки и полоскания белья и другого ежедневного пользования, то у моей подруги такие действия "душа не принимает". У другой моей одноклассницы, тоже из Старой деревни, сейчас живущей в достаточно большом городе, в Челябинске, женщины современной, с отличным эстетическим вкусом, в семье также у каждого - своя чашка, ложка, кружка. Ее дед, умерший до Великой Отечественной войны, также похороненный на кладбище в селе Березово, и бабушка, родом из средней полосы России - тоже староверы. Самохвалова Анисья Павловна прожила долгую жизнь, никогда не скрывала своей веры, и все окружающие люди, в том числе и я, правда, в небольшой степени, были свидетелями иного, чем у всех остальных, образа жизни, которого она не навязывала ни своему сыну и снохе, ни своим внукам, с которыми прожила всю жизнь в одном доме. Только иногда спрашивала: "А Бога-то не боитесь?" Строго соблюдала посты, ограничения в одежде, другие догмы - двуперстие, посолнечное движение (например, мешать что-то, скажем, сахар в чае - только по солнцу), двукратного "Слава тебе, господи" при молитве, земных поклонов, "чистого" и "грязного". Например, зачерпнуть "чистую" воду из бачка ковшом и пить ее - "грязно", а из ковша перелить в свою кружку и затем пить - "чисто"; никогда ничего не оставлять открытым и др. Была она неграмотна, но именно у нее собирались староверки во время религиозных праздников. Молились, как вспоминает моя подруга, по старым, очень старым, рукописным книгам, которые приносила одна из пришедших. Стремление жить "чисто" у близких мне людей, о которых я сейчас говорю, было не только в быту, но и в жизненных принципах. Обе эти женщины (мои подруги) - крепко стоящие на ногах, с каким-то внутренним стержнем, порядочные, настоящие, красивые душой. Я подписываюсь под характеристикой декабриста Н.В. Басаргина, отзывающегося лестно о "нравственном и общественном быте" носителей идеологии старообрядничества, отличавшихся "трезвостью, трудолюбием, особой смышленостью, строгостью семейных нравов". На долю моей челябинской подруги выпало невзгод, бед, трудностей больше, чем можно себе представить, больше, чем многим другим, и только молитва, как утверждает она, помогает ей выстоять. "Пусть меня срубили, но у меня есть корни" - говорит она. Тут же отвечает на мой вопрос - "Сейчас я поняла, что я горжусь, что я - двоеданка, поняла, что никогда этого не стыдилась". И я уверена, что огромную роль в том, какими они стали, сыграло именно то, что родились и выросли в семьях, где присутствовали религиозные принципы - ограничения, приверженность старым традициям, основательность, размеренность - принципы, присущие старообрядничеству. Дом моего деда (Терентьева Исая Михеевича, 1893 года рождения) находился на краю Варгановки. Не знаю почему, но мой дед никогда не ходил в магазин, находящийся в центре нашего села. Он любил с "пензии" сходить и сводить меня, старшую дочь своего младшего сына в "Трудовик" , в лавку. (Кстати, дом моих родителей был поставлен рядом и оба дома имели общий огород, колодец, баню). Так он говорил. В "Трудовик" входила деревня Старо-Калмыково . Два других наших населенных пункта носили названия колхозов "Спартак" и "Путь Ленина". Три колхоза были объединены в один - "Путь Ленина" еще до моего рождения. (В 1947 году они еще существовали самостоятельно). Для меня походы в лавку за покупками были необыкновенным событием: чего только стоила мысль, что в нашей деревне - магазин, а в соседней - лавка! Сейчас я понимаю, что деревня на самом деле была старой, но очень добротной, ухоженной. Дома основательные, большие, из толстых бревен, с такими же основательными сараями, с разросшимися кустами, помещение лавки тоже старинное, со старинными запорами, прилавками. В нашей деревне таких домов и строений не было, кроме сараев, стоящих отдельно в центре села недалеко от церкви. Но об этом я остановлюсь немного позже.
   Закончить рассказ о Старой деревне приходится печально. Сейчас этой деревни нет. Когда в 60-70 годы прошлого века правительством был взят курс на ликвидацию "неперспективных" деревень, закрыли начальную школу, люди постепенно перевезли свои дома в Варгановку. "Стародеревенские" дома и сейчас, несмотря на ветхость, отличаются от варгановских. На месте деревни Старо-Калмыково еще очень долго стояли одинокие кусты сирени, остатки - кирпичные стены, строения, принадлежащего какому-то богатому старожилу. Деревню Старокалмаково в ряду других деревень Щучанского района исключили из учетных данных как сселившиеся населенные пункты. В 2005 году на месте деревни установлен памятный знак. Остались еще воспоминания, напечатанные в районной газете "Звезда" в 2006 году. Воспоминания теплые, искренние, добрые. Называются они "Дорогие мои земляки...", посвящены памяти родителей и односельчан, написаны Чикишевым Петром Ивановичем, моим одноклассником, ныне Главой Щучанского района.
   Если Старая деревня, Самохвалово, Старо-Калмыково находилась до нашей деревни, то деревня Шергачево, в мое время имевшая официальное название Ново-Калмыково, находилась после. "Кому пришло на ум переименовать Шаргачево в Ново-Камаково и почему, никто не знает. Только до сих пор деревенские не приняли нового имени и называют себя шаргачевскими" - так написано в заметке "Художник из Шаргачевой" о Владимире Васильевиче Шестакове и от его имени в книге "Край за грядой Урала", посвященной 80-летию Щучанского района. В метрических книгах она упоминается как Калмыково, либо Новокалмыково, и только один раз, в записях за 1874, год я нашла название деревни, как Шергачево. В народе этот населенный пункт называют так и сегодня, иногда с буквой "А" после "Ш". В нашем классе дети из этой деревни составляли довольно большую часть. Если "самохваловские" постепенно слились с нами, то "шергачевские" так и жили своим миром, после уроков торопились домой, это примерно в 3-3,5 км., с нами были дружелюбны, но не более того. Взрослые жители этой деревни составляли вторую бригаду колхоза, в которой было очень много передовиков сельского хозяйства. Надо сказать, что все три деревни объединяет озеро, название которого я сейчас не могла вспомнить и подумала, что оно и не имеет названия, по крайней мере, в народе, озеро и озеро. Так вот, деревня Шергачево расположено вокруг озера более, чем другие деревни. По сегодняшний день сохранились дома, некоторые внешние признаки которых указывают на старинность, былую добротность. "Один из них (активистов колхозного движения - пояснение автора) поселился в доме моей раскулаченной тетки, да так и прожил в нем более шестидесяти лет до самой смерти" - это слова из напечатанных в районной газете "Звезда" под рубрикой "По страницам истории" в 1999 году воспоминаний Василия Михайловича Тихонова, уроженца деревни Шергачево, 1924 года рождения. "Он (Алексей Александрович Кирилов, многолетний председатель колхоза "Путь Ленина") и сам перевез из Шаргачевой в Варгановку родительский дом и проживает в нем до сих пор" - из этой же заметки. От себя я могу пояснить, что этот дом стоит и сегодня. Жители деревни Шергачево всегда были самостоятельны, независимы, со своим устоявшимся жизненным укладом, я бы сказала, самодостаточны. Это очень хорошо отражено в вышеназванных воспоминаниях, от себя я больше ничего добавить не могу. Деревня жива, официально именуется как Новокалмаково.
   В работе М.А. Арслановой по истории Щучанского района, напечатанной в томе 5 "Истории Курганской области" имеется таблица образования населенных пунктов на территории района. Имеется в списке и моя малая родина. Числится как, во-первых, село, во-вторых, Варгановское, в - третьих, год основания 1750-е. В 2004 году я изучала метрические книги в Челябинском государственном архиве (Свердловский проспект, дом 30-А). Ни в одной из метрических книг, их я просмотрела 13, крайние года - 1874, 1926, я не встречала названия своего населенного пункта, как Варгановское. С вариативностью личных имен, фамилий, географических и других названий при работе с архивными документами, на которые указывает исследователь Сухина Е.Н. я действительно столкнулась. В метрических книгах я встретила наименование села как Калмаково, Калмыково, Колмаково Камышное, Калмык Камыш и подобные.
   Населенный пункт называется селом, когда в нем есть церковь и приход. Следовательно, название деревни - Варгановка появилось раньше, чем название села - К-Камыш. Принято считать, что название населенного пункта происходит либо от фамилии, имени, либо рода занятий человека, первого заселившего местность, либо местности, из которой он прибыл. В самой старой из просмотренных мною метрических книг, в записях 1874 года, я не нашла фамилии, сколько-нибудь близкой по звучанию с названием деревни и села. Для себя я не нашла объяснения и в книгах, посвященным ономастическим исследованиям. "Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даля дает следующие толкования:
   Варган -1. Простонародное музыкальное орудие, зубанка; Цыган варганы кует, и то ему ремесло.
   2. Варганить (костромское) - шуметь чем, стучать; работать что-либо со стуком. (Рязанское, курское, воронежское) - делать что-либо кое-как. (Вологодское)- кипеть, закипать. Самовар варганит. Сосед заварганил, начал стучать, работать. Что ты тут наварганил? наделал, настряпал. Подварганивать кому, подыгрывать, поддакивать. Все проварганил, промотал, прокутил. Разварганился, расшумелся. Кое-как сварганили свадьбу, сладили.
   3. Варгасить (псковское) (варганить? врать?) болтать вздор, наговаривать, сплетничать.
   4.Варганка, вместо вагранка, печь для переплавки чугуна в дело.
   Варга-1. (варега? карельское?) (пермское)- рот, уста, зев, пасть. Кричать во всю варежку, бежать во всю варежку, изо всей мочи, во весь дух.
   2.Пялить варегу- (вятское)- орать, зевать, кричать во все горло. 3.(Сибирско-алтайское) прогалина.
   4. Варгаласья - (вологодское), варгасья ( новгородское)- крикливая женщина.
   В Курганской области имеется район, в названии которого тот же корень, что и в названии моей родины - Варгашинский. "В уральских говорах, оказывается, варгашами нарекали тех, кто непрерывно ругается, ворчит (варганит), сердится, бормочет, выражая свое недовольство", - так обозначено в "Народном словаре русских говоров". Надо заметить, что и сегодня в нашей местности о человеке, который говорит громко, либо о шумной компании можно услышать выражение "варгановка идет!" Действительно, ,,варгановские,, , в том числе и я, говорят много и громко.
   Слово "калмык" все словари иначе как народность не обозначают. Калмыки (ойраты) - этнос, образовавшийся в условиях распада империи монголов и конца монгольского владычества в Китае. На слуху несколько населенных пунктов, имеющих в своем названии корень калмык - Новокалмаково, Колмаково-Миасское (Щучанский район), Калмык-Абдрашево (соседний Сафакулевский район), Бродокалмак (соседняя Челябинская область), Колмаково (Шатровский район. Что интересно, в Шатровском районе деревня Колмаково относится к Самохваловскому сельскому совету, выше я писала о деревне Старо-Калмыково, имеющей также название - Самохвалово). Изучив и проанализировав краеведческую литературу по "калмыцкому" вопросу изложу следующее. После распада монгольской Золотой Орды к середине 15 в., а наш край входил в сферу ее влияний, образовался союз ногаев, казахов и потомков хана Кучума, которые кочевали от южных границ Зауралья до Волги. Кроме этого, потомки завоевателей монголов большинством своим, объединившись в войско, отправились на завоевание богатых городов Средней Азии. Оставшиеся татары образовали самостоятельное государство - Сибирское царство. Было построено две крепости - Салтасарайская и Царево городище. Под защитой этих двух крепостей селились на Тоболе и Исети сибирские татары. Они охотились на зауральских бобров, лис, белок, лосей, платили пушниной дань своим феодалам. В 1581 году казацкий атаман Ермак Тимофеевич превратил сибирское царство в русское владение. Большая часть Южного Зауралья стала русским владением вместе с другими частями Сибирского царства. К Ермаку пришли племена татар (есть свидетельства, и татар, живших по Тоболу), хантов, мелких князей, бросивших службу Кучуму. Все они дали слово платить русским дань пушниной - ясак, служить с ними во время войны до "скончания века". Так появились ясачные татары. Ермак обещал защищать их от врагов. Постепенно появились привилегированные группы населения Сибири - служилые татары, которым русские воеводы на время отдали территорию Южного Зауралья. Первое, зафиксированное в источниках, по утверждению белозерских краеведов , появление русских в Зауралье произошло в декабре 1600 года. Почти одновременно с русскими в Зауралье начали колонизацию башкиры, которые вели кочевой и полукочевой образ жизни. В начале 17 в. монголы и Китай оттеснили на север от своих границ воинственные племена калмыков. Большая часть калмыцких племен решила поискать новые земли, более безопасные кочевья и направились на Запад, в сторону Волги. Это движение длилось почти сто лет, до конца века, поэтому на протяжении всего 17 столетия в Сибири растянулся широкий пояс калмыцких кочевий. "Что касается военного дела, то калмыки выходят в бой прекрасно вооруженные, т.е. в шлемах, с копьями и кольчугах" - такая характеристика приводится в учебном пособии по истории Курганской области. Калмыцкие воины к 1613 году изгнали из степей Зауралья своих сильнейших врагов казахов и ногаев. Отмечается, что все южное Зауралье стало местом калмыцких кочевий. Сохранились документальные доказательства о том, что в 1628 году в степи по реке Тобол кочевал один из крупнейших калмыцких князей тайша Урлюк с 50 000 кибитками. Калмыки оставались на одном месте до тех пор, пока их стадам хватало корма, а затем гнали свои стада в другие места. Летом калмыки кочевали далеко на юге, подходя к Бухаре, а осенью отправлялись в степи, пограничные Сибири "ради изобилия там топлива". В некоторых местах калмыки объединились с остатками Кучумовичей и зверствовали - грабили возникшие русские, башкирские поселения, ясачных татар, уводили пленных для продажи на рынках Средней Азии и для эксплуатации в своих степных кочевьях, угоняли скот. Ослабевать калмыцкая власть стала в 1620 году, когда казахи объединились с монголами и нанесли поражение калмыкам в степях на Оби. Повлияло на это и постоянные военные столкновения с русско-башкирскими отрядами. Тайша Урлюк задумал поход на Волгу, чтобы, вытеснив оттуда ногаев и кабардинцев, основать в Поволжье независимое калмыцкое государство. Впоследствии на Волге калмыки создали Ставропольское калмыцкое войско. Башкиры, калмыки вместе с русскими участвовали в Северной, Семилетней, Отечественной, 1812 года, войнах. Старые обиды, раздоры были позабыты. Народы, постоянно враждовавшие между собой, ощутили себя частями единой и сильной страны - Российской империи. Но это было значительно позже. А к середине 17 века усилилась борьба в степи не только между калмыками и другими кочевниками, но и борьба и среди самих калмыцких племен. Некоторые большие орды калмыков предпочитали с русскими торговать, искать покровительства России. Известны случаи присягания ими русской власти и принятия русского подданства. Некоторые калмыцкие кочевники продолжали совершать набеги. Служилые и ясачные татары, охотясь, собирали информацию о продвижении кочевников, сообщая ее в Тобольск - главный город Сибири. Русская администрация посылала сотни отборных служивых людей для защиты "от калмыков и Кучумовых внучат" разъезды, но этого было недостаточно. В первой половине 18 века для защиты оседавшего в нашем крае мирного населения от набегов кочевников ("чтоб калмытские воинские люди безвременно не пришли и вреда никакого не учинили"), от встречного потока башкирской колонизации русское правительство создало три мощных оборонительных линии. Шадринская (основанная в 1662 году) и Чумлякская (основанная в 1679 году) слободы, Белоярский острог (основанный в 1682 году), ближе всего расположенные к моему месту рождения, вошли в первую и вторую оборонительные линии. Много информации о калмыках я нашла у сафакулевских краеведов, а современный Сафакулевский район является соседним Щучанскому, в том числе, и селу Калмык-Камыш, современному Варгановскому. Так, указывает Абрамовских Н.В., в "книге "География Оренбургской губернии" (1896г.) содержится информация о мещеряках: "Мещеряки-переселенцы в Оренбургскую губернию пришли в 1688 году после покорения Казани...". В документах также говорится, что "за Уралом вблизи озер стоят мещерякские деревни", что "здешние мещеряки-служивые люди", что, поэтому они государю не платят ясак. Когда вспыхнул пугачевский бунт (1773-1775 г.г.), многие мещерякские сотни, нарушив присягу, перешли на сторону повстанцев. Документально доказано, что в пугачевской армии находились мещеряки, татары, башкиры, калмыки. Как известно, пугачевское восстание было жестоко подавлено. По версии сафакулевских краеведов, которую они, правда, считают "очень зыбкой" - "близкие родственники Салавата Юлаева, ближайшие сподвижники Пугачева, скрываясь от расправы, вынуждены были покинуть родные места и бежать. Они обосновали территорию деревень Азналино и Сибишево". По второй версии, истории возникновения деревни Мансурово, названной по фамилии первожителя Мавлюма Мансурова, умершего в 1777 году, об этом говорит надпись на сохранившемся надгробном камне, основателями населенных пунктов являлись служилые люди, и государство щедро наделяло их землей. Я думаю, что и в том и другом случае, это могли быть как татары, башкиры, так и калмыки. Третья версия заключается в том, что местность "исстари была заселена калмыками язычниками". "Одним из спорных и интересных вопросов, почему Тарт-Калмыкская волость получила такое название. Этой проблеме посвящены записки этнографа начала 20 века Дурылина С. "Этнографические записки Челябинского края" (Щучанский, Сафакулевские районы в том числе относились к Челябинской области). Он пишет, что Сарт-Калмыкская волость по деревням сплошь заселена башкирами-магометанами. Но башкиры ли это? Уже само название волости Сарт- Калмыкская называют две народности сартов и калмыков. Название частей волости повторяется и в названии деревни Сарт-Абдрашитово и Калмык-Абдрашитово. Дурылин высказывает мысль о том, что большая доля вероятности в том, что волость исстари была заселена калмыками язычниками. При Екатерине (годы правления 1762-1796) сюда переселились сартымагометане и заставили калмыков принять магометанство. Название волости утвердило, что наименование двух народностей, живших здесь исстари, это сарты и калмыки. В пределах Исетской провинции (упразднена в 1782 году), в которую входила эта волость, в начале 18 столетия документально зафиксированы сарты и калмыки, первые - 31 двор, вторые - 32. Также существует версия, которая связывает название Сарт-Калмыкской области с калмыками. Кузеев В.П., уфимский ученый, в книге "Происхождение татар, башкирского народа" пишет: "среди зауральских башкир можно услышать рассказы, что калмыки еще при жизни их дедов были шаманистами, за это их и называли калмак-кяфир. После прибытия ислама их стали называть сарт-калмак. В документе 1872 года говорится, что "калмыки называемые аюпинскими, ведут происхождение от хана Аюки, который кочевал между Уралом и Волгой, отошли в Башкирию и приняли закон магометанский с исправлением башкирской службы" - обосновывает, приводит сведения Абрамовских Н.В. о происхождении наименования Сарт-Калмыкской волости, помещенной в краеведческом сборнике упомянутом мной выше. Думаю, что эти три версии имеют право существовать и по отношению к происхождению названия моего села. Рассуждая о происхождении названия Калмык-Камыша, не могу привести и фольклорные материалы, помещенные в учебном пособии по истории земли курганской. Так, сообщается, что казачество, присланное сюда для охраны границ, именовало кочевников "степью". Вдоль границ стояли насыпанные земельные бугры. На них ставили столбы, привязывали паклю, пропитанную дегтем. Если зашуршат камыши, то жди "степь". Поэтому быстро перетягивали паклю вниз, зажигали и поднимали. Днем далеко был виден дым, как знак беды. Ночью о такой же беде извещал огонь, собирая войско. Через фольклор проходит мысль о том, что простые люди с обеих сторон были заинтересованы в мире, торговле, работе. Необходимо заметить, что на территории деревень Старо-Калмыково, Ново-Калмыково, Варгановки не было ни башкир, ни татар, ни калмыков, хотя в граничащих деревнях Тунгуй, Нифанка проживающих башкир было много. Вполне возможно, что среди них были и есть татары и калмыки.
   Думаю, что все сведения о словах с корнем варган, калмык, в том числе, должны послужить источником для размышлений о происхождении названия деревни Варгановское села Калмык-Камыш специалистом, мои же исследования любительские. По истории моего населенного пункта нет специальных работ, есть определенные упоминания в газетных статьях, отдельных работах по истории Щучанского района, моя первоначальная цель - соединить их воедино.
   Далее я хочу проанализировать таблицу образования населенных пунктов на территории нашего района, представленную в работе Арслановой М.А. по истории Щучанского района, в свою очередь основанную на краеведческих изысканиях местного краеведа Машнина В.В.
  
   N п/п
   Названия населенных пунктов
   Год основания
   Население (чел.)
  
  
  
   1795 г.
   1869 г
   1.
   с.Щучье
   1750-е
   120
   650
   2.
   с.Чумляк
   1679
   245
   659
   3.
   с.Белоярское
   1682
   270
   1168
   4.
   д.Косулино
   1750-е
   227
   677
   5.
   д.Красноярская
   1750-е
   338
   992
   6.
   д.Чесноковка 1
   Неизв.
   100
   472
   7.
   с.Зайково
   1750-е
   268
   916
   8.
   с.Медведское
   1750-е
   ?
   744
   9.
   д.Юрузановка
   1880
   -
   -
   10.
   с.Варгановское
   1750-е
   114
   1723
   11.
   д.Куликово
   1750-е
   139
   577
   12.
   д.Петрушино
   Конец 17 в.
   40
   507
   13.
   с.Пивкино
   1750-е
   117
   1280
   14.
   с.Нифанское
   1750-е
   57
   628
   15.
   д.Козино
   1750-е
   198
   530
   16.
   д.Калмык-Миасс
   1750-е
   211
   755
   17.
   с.Пуктыш
   1750
   171
   757
   18.
   д.Михайловка
   После 1861 г.
   -
   79
   19.
   д.Никитино
   1750-е
   71
   785
   20.
   д.Сухоборское
   1750-е
   321
   1086
   21.
   д.Даньково
   1840
   -
   764
   22.
   с.Чистое
   1750-е
   240
   1064
   23.
   д.Тихоновка
   1860
   -
   152
   24.
   д.Яковлевка
   После 1861 г.
   -
   246
   25.
   д.Кузнецово
   1750-е
   50
   301
   26.
   д.Кишкино
   1750-е
   31
   735
   27.
   д.Старо-Панькино
   1750
   188
   502
  
   Таким образом:
   1.Для меня осталось непонятным, на какой временной отрезок в таблице указаны наименования и статус населенных пунктов. Допускаю, что на момент составления, но не Арслановой М., а Машниным В.В.
   2. Подтверждено, что первые, образовавшиеся на территории современного Щучанского района населенные пункты - Чумляк, как слобода, и Белоярское, как острог. В таблицу не вошло старинное село Песчанское, образованное в 1685 году, как Песчанская слобода, история которой дошла до нас в документах в достаточной мере, видимо, по причине того, что оно входило Пермскую губернию, а не Оренбургскую. Добавлю, что все населенные пункты современного Щучанского района в свое время составляли Белоярскую, Чумлякскую, Сухоборскую, Песчанскую волости Челябинского уезда Оренбургской губернии.
   3. Наибольшее число поселений на территории нашего района возникло почти одновременно, в 1750-е годы.
   Из истории России мы знаем, что к этому же времени значительно ухудшается положение крестьян деревень Европейской части России. Там происходит захват земель правительством и помещиками, растет бедность сельского населения, его недоимочность, обостряются социальные отношения. Опасаясь взрыва крестьянского недовольства, правительство разрешает переселяться крестьянам из малоземельных в многоземельные губернии с выдачей небольшого пособия для обзаведения хозяйства. В конце 18 века переселенцы получали от государства денежную ссуду-12 рублей на семью, получали землю-15 десятин на мужскую душу, освобождались на 3 года от уплаты податей и рекрутской повинности. Крестьяне, выходцы из Поморья, других районов Европейской России, уральских и зауральских сел и деревень, стремились к поиску наиболее благоприятных условий жизни, к интенсивному использованию местных природных ресурсов - пашен, лугов, лесов, рек, озер. Крестьяне-земледельцы выжигали и вырубали вековые леса, расчищали участки под пашни и сенокосы, осушали и проветривали слишком влажную и заболоченную местность, поднимали целинные земли, приспосабливали старые аграрные и промысловые знания и орудия труда к новому климату, почвам. Кроме природных богатств, наличие целинных земель привлекало переселенцев и практическое отсутствие крепостного права. Шли к нам от притеснений светских и духовных властей и старообрядцы. Создавались слободы, деревни, села, выселки, заимки.
   4.Если количество населения в конце 18 века составляло от 31 (д. Кишкино) до 338 (д. Красноярское) человек, то во второй половине 19 века оно повсеместно возросло и составляло от 301 (д. Кузнецово) до 1723 (село Варгановское) человек. Я с гордостью осознаю, что мое село по количеству населения - самое большое! Больше, чем ранее образованные Чумляк, Белоярское; больше, чем Сухоборское, которое имело статус волости, а село К-Камыш поэтому подчинялось ему. Ионин В.Ф. указывает и на самую высокую плотность населения на двор, при среднем показателе 5,2 человека, в деревне Калмаково - 8,3. По церковным отчетам в 1913 году в селе Колмаковом Камыше и деревне Калмыковой 490 домов, 2590 (!) душ населения.
   Далее я приведу таблицу "Основные виды деятельности в 1869 году", представленную в работе местного краеведа Ионина В.Ф., который сравнивает определенные показатели сел Чумляк, Белоярское, Варгановское, предполагаю, как самых развитых. Ему сведения даны Каяткиной Г.В., директором Чумлякского музея.
  
  
  
  
  
  
   Село
   Хлебопашцы (м/ж)
   чиновники
   Ремесленники, промышленники
   Солдаты отставные
   Торговцы
   Владельцы мельниц
   Владельцы питейных заведений
   1.Белоярское
   538/604
   8
   1
   7
   1
   3
   4
   2.Калмаково-Камышное
   811/830
   20
   9
   8
   5
   4
   3
   3. Чумляк
   320/349
   -
   4
   -
   5
   1
   2
  
   Надо отметить, что села Чумляк, Белоярское расположены на реке Миасс, то есть в более выгодном сельскохозяйственном положении. Интересным мне показался факт, что село Чумляк развивается не так динамично, чем некоторые другие, о чем подтверждают обе таблицы. Ионин В.Ф. объясняет это тем, что слобода Чумляк, возникшая как военное поселение, постепенно стала терять свое значение как укрепленный пункт с ослаблением, а затем и исчезновением опасности со стороны кочевого населения.
   Безусловно, на мнение Ионина В.Ф. по основным видам деятельности населения нужно положиться. Он пишет, что "в основном население занимается сельским хозяйством. Однако, существует прослойка людей, отошедших от сельскохозяйственного труда. Но по роду деятельности эта прослойка была жёстко связана с сельским хозяйством...Наличие мельниц в селе говорит о том, что село было сильным в экономическом плане. Как известно, наличие мельниц, их основание было связано с рядом факторов, такими как: наличие сырья, наличие крепких крестьянских хозяйств, способных поставлять сырье для переработки; наличие людей, способных основать свое дело, и в случае неурожая или кризиса перенести их; наличие конкуренции и другие." Как мы видим из таблицы, село Калмаково Камышное экономически крепкое, в нем 4(!) мельницы, 9 (!) ремесленников, 5(!) торговцев, 3 (!) владельца питейных заведений. В это время во многих селах были ярмарки и базары, которые проходили в основном возле стен церкви или на площади. Базары были почти в каждом селении и проходили раз в неделю, в определенный день. В селе Колмаково- Камышевское базары были по средам, в Сухоборском - по вторникам, в Чумляке - по понедельникам и т.д. . Сараи , про которые я говорила выше, были как раз торговыми и сохранились с тех, "базарных" времен. Когда я пошла в школу, их уже не было, но в моей детской памяти они засели крепко. Немного левее от их нахождения сейчас находится школа, напротив - клуб.
   Теперь о церкви.
   На основании таблицы, составленной работниками Государственного архива Челябинской области, по "Ведомости, учиненной в Челябинском духовном правлении по отобрании от священно-церковнослужителей в выправках о расстоянии деревень от приходских церквей. 1789 года марта" жители моего населенного пункта, которое именуется, как Колмаков камыш, состояли в приходе Спасской церкви слободы Чумлякской, находящейся на расстоянии 25 км. В информации о приходах имеется оговорка, что работники ГАЧО намеренно представили названия деревень в том виде, в котором они зафиксированы в документе. В 1849 году Указом Синода от 11 сентября вследствие ходатайства жителей деревень: Сухоборское, Даньково, Щучье, Нифанское, Чистое и Колмаково-Камышное-в деревне Сухоборское разрешено построить одноэтажную каменную церковь. Так был образован Свято-Троицкий приход. Жители Колмаково-Камышского являлись прихожанами этой церкви до 1870 года, до строительства "тщением прихожан" Гергиевской церкви.
   Итак, в соответствии с документом, ведомостью за 1914 год, Георгиевская церковь Челябинского уезда Оренбургской епархии в селе Колмаковом Камыш построена 20 июня 1876 года. Местонахождение церкви от консистории - 1010 верст, от местного благочинного в с. Белоярском - 40, от уездного города Челябинска - 110, от Сухоборской волости - 18. Почтовый адрес: Щучанское почтовое отделение при станции Чумляк Сибирской железной дороги. Здание, ограда, колокольня - каменные. По штату положены священник и псаломщик, с жалованием на весь причт 400 рублей от казны. Причт имеет дополнительные доход, около 120 рублей в год, от земли прихожан села Калмыкова камыша и деревни Калмыковой, всего 66 десятин. Из них: 35 десятин пахотной, 35 сенокосной, 6 лесной. Из них по качеству: 15 десятин солончака, остальная - удобная. Для священно-служителей в 1907 году руками прихожан построены дома, которые составляют собственность прихожан. Церкви принадлежит: деревянная сторожка из 2 комнат - в 5 саженях, деревянный амбар, для хранения церковного хлама - в 7 саженях. Утвари - достаточно. Опись церковного имущества заведена в 1878 году. Имеется церковный погост - 2 десятины. С 1906 год священником служит окончивший полный курс Оренбургской Духовной семинарии, сын псаломщика, Бобков Павел Александрович, 1874 года рождения. Имеет признательность, Грамоту, денежное вознаграждение за труды по школе и приходу (в том числе, и Георгиевской церкви), усердное преподавание Закона Божьего. Женат с 1898 года на Елизавете Александровне, 1880 года рождения. Имеет детей. Сыновья Вениамин, 1900 года рождения, Сергей, 1902 года рождения обучаются в духовном училище. Сыновья Николай, Владимир, Алексей, дочь Софья еще маленькие, находятся при родителях. В приходской книге за 1926 год священником числится он же. С 1906 года псаломщиком при церкви служит сын умершего диакона, окончивший курс в Челябинском духовном училище Страхов Константин Дмитриевич, 1880 года рождения. Женат второй раз, имеет детей. С 1910 года должность церковного старосты выполняет крестьянин Петр Семенович Шилкин, 1881 года рождения. При церкви также проживает с четырьмя детьми вдова Мария Александровна Смирнова, дочь псаломщика (?). От церкви получает 48 рублей, пользуется дровами, сборами и квартирой.
   Церковь построена в 1876 году, но начала действовать с 1870 . Об этом упоминается в ведомости по церкви за 1914 год, в частности, что копии метрических книг и исповедальные росписи хранятся в целости с 1870 года. За 1872, 1873, 1874, 1875, 1876-й года не имеются, сгорели во время бывшего в селе пожара в 1877 году. Также я просматривала метрические записи за 1874 год, обложка книги содержит следующее наименование: Метрическая книга данная изъ Оренбургской Духовной Консистории села Калмаково-камышно Новостороящейся Георгиевской церкви. По метрическим книгам можно проследить историю прихода в целом, судеб отдельных жителей, Записи в метрических книгах подлежат анализу, но я приведу факты, по моему мнению, характерные и интересные.
   1874 г.
   Таинство крещения совершали поочередно священники села Медведского ( сейчас Щучанского района) Яков Русанов и села Столбово ( сейчас Шумихинского района) Михаил Русанов, а затем приходской священник Алексий Кандарский, псаломщик Владимир Бирюков.
   Наиболее встречающиеся фамилии прихожан в 1874 году (чьи фамилии на слуху и сегодня): Ваценков, Вислогузов, Главщиков, Глоткин, Гредасов, дьяков, Захаров, Земзюлин,Зорин, Зотов, Калистратов, Карпухин, Каштанов, Комогоров, Конарев, Коровин, Кирдяшов, Лазарев, Машкин, Мухортов, Неустроев, Окладных, Орехов, Орлов, Осинцев, Павлов, Полохин, Парахин, Пятых, Росляков, Самохвалов, Ставцев, Танкушин, Тарасов, Толмачев, Третьяков, Тюнин, Усольцев, Фецов, Чувардин, Шишмаренков и другие.
   1881 год ( N дела 487 И-226) - родилось мужского пола 64, женского 68, незаконнорожденных-3, сочеталось браком 27, умерло всего 51 человек. 18 января 22 летний сын священника Петр Павлович Бжевский ( приезжий, людей с такой фамилией не было на нашей территории) сочетался 2 браком с 16 летней невестой слободы Чумлякской крестьянской дочери Холкиной Евдокие Васильевне.
   1883 г. (N дела 487 И-226) - родилось 158, умерло 117, совершено браков 31.
   Регистрировались браки: с мещанином города Челябы Дмитрием Ивановичем Жигуновым, с мещанином города Троицка Василием Григорьевичем Пожидаевым; жениха православной веры и невесты единоверки.
   Встречаются следующие записи при таинстве крещения: "крестьянин Михаил Яковлевич Неустроев и законная жена его до сего времени находились в заблуждении раскола а ныне возвратились в лоно православной церкви". Сначала принимали таинство крещения сами, затем крестили ребенка, кстати, восприемники Бжевские; есть запись: "незаконнорожденная дочь от раскольницы Комогоровой Анастасии Ивановны".
   Таинство крещения совершает священник Павел Бжевский и псаломщик Гавриил Пономарев. Дети Павла Бжевского Петр, Константин, Елена, Анна выступают восприемниками при рождении детей прихожан.
  
   1887 г. (дело N 499 И 226)
   Родилось 187, умерло 97, заключено браков 33.
  
   1890 г. (N дела 504 и 226)
   Родилось 166, умерло 117. заключено браков17.
   Много уволенных в запас.
  
   1891 г.( (N дела 509 И 226)
   Родилось 166, умерло 162, в том числе до года 99 , браков 14.
  
   1893 г. (N дела 521 И-226)
   Священник Павел Бжевский
   Местного Сына священника, Почетный гражданин села.
  
   1898 г.(N дела 539 И-226)
   Священник Петр Пономарев, псаломщик Михаил Михайлов.
  
   1900 г.(N дела 550 И-226)
   Священник Иоанн Попов, псаломщик Александр Смирнов.
  
   Как отмечают современные историки, особо важную роль в становлении и развитии образованности имела церковь. Именно на базе церквей открывались приходские школы и школы грамотности, и первыми учителями в них были священники. В 70-80 годы 19 века церковно-приходским школам оказывалось особое покровительство. Я не нашла год образования школы в селе, но по отчету церкви за 1914 год видно, что имеется "в Колмаковом камыше Министерская утренняя и вечерняя, смешанная и церковно-приходская. Школа помещается в доме построенном обществом. На содержание отпускается от церкви отопление и прислуга, от епархального училищного совета 240 рублей. В этом году в ней обучается 47 мальчиков, 8 девочек. В церковной библиотеке находятся книги для чтения церковно-нравственного содержания 143 тома". Занятия в церковно-приходской и двух школах Министерства народного просвещения проводит священник Бобков Павел, за преподавание Закона Божьего министерской школы получает 72 рубля в год. Как я уже упоминала, за плодотворную деятельность школы и прихода имеет Благословление святейшего Синода, денежные вознаграждения, грамоту. По летописи Варгановской школы, в селе Калмык-Камыш в 1930 году открыта четырехлетняя школа, в 1935 стала семилетней, в то время в ней обучалось около 300 человек.
   Я не нашла сведений, как прекратила существование церковь, возведенная во имя Великомученика Победоносца Георгия. Видимо, как и все другие после оперативного приказа N 00447 от 30.07.1937 года Народного комиссариата внутренних дел СССР.
   Так выглядит эта церковь сегодня. Еще 40 лет назад она имела целостный вид. В то время, нас, пяти-шестиклассников, приехавшая в деревню после окончания Шадринского пединститута учительница русского языка и литературы Анна Дмитриевна Бекленищева (в настоящее время Третьякова), договорившись предварительно с председателем колхоза "Путь Ленина", раз или два, водила сюда на экскурсию. С трудом, с засовов, открывали кованную железом дверь, свет попадал в щели окон, также закрытых на засовы, в нос ударял тяжелый запах закрытого наглухо помещения, "протравленного" от грызунов хранившегося здесь зерна пшеницы, и еще чего-то, наверное, собственно, самой церкви. При этом, помню, охватывало сильнейшее смешанное чувство - любопытства, боязни и смелости, гордости за любимую учительницу, которая знала старославянский язык и легко читала надписи на стенах, чувство, которое, наверное, называется, трепетом. Трепетом перед необычностью момента. На фотографиях, сделанных в прошлом, 2007 году, видно, что на стенах церкви все еще просматриваются лики святых, а в то время стены имели нетронутый вид, в сохранности были не только изображения святых, но и деревянные полы, алтарь... Запах и чувства, мне кажется, сохранились по сегодняшний день. Примерно в это же время, перед началом учебного года, по деревне прошел слух, что возле церкви "выкопали попа". Бегали смотреть на это и взрослые и дети. Я видела раскопанную могилу, валявшиеся вокруг деревянные, от гроба, доски, куски полуистлевшей, вышитой золотом, одежды, подошву от сапога, с большим, слоями, каблуком. Я почему-то себе придумала, что каблук состоит из бересты. И вообще, этот каблук больше всего занимал меня. Теперь я думаю потому, что я боялась открыто поглядеть на самое происходящее. Народу толпилось много, все смотрели, как в могиле в обнимку со скелетом человека с длинными волосами, попа, стоял, при этом всячески кривлялся, мой сосед по кличке "Джигит" и его фотографировал еще один житель нашего села. Я не знаю, они ли, не они ли раскопали могилу, что они там нашли, скажу только, что меня они были не намного старше, лет на шесть, восемь; что, видимо, они боялись ответственности, из деревни в тот же день скрылись, и больше я их никогда не видела, подробностей никогда не слышала. Ничего им, как говорится, за это не было, по крайней мере, по закону, а может, по суду Божьему и было. По сей день некоторые люди нашей деревни, как мне сегодня сказал мой младший брат, любят похвастать, как "рыли" в здании церкви, вокруг, и в разное время находили мешок с деньгами, комнату с книгами ...Что возле церкви был захоронен не сам "поп", а простой служитель церкви, что это вскрытие могилы было по счету вторым... Все возможно.
   В газете "Новый мир" от 12.04.2007 года я прочитала и записала выражение А.М. Васильевой, заведующей историческим отделом Курганского областного краеведческого музея: "История края - это история страны. Это как капля дождя. Все одинаково: если голод - везде, пятилетки -везде. В общем - везде одно и то же". Я очень согласна с этим выражением, так же, как и с ее следующим: "Через малое познаем большое. Везде есть свои нюансы, свои изюминки". В моем родном селе в 1917 году услышали весть о революции. Как и везде, была коллективизация. Ушли на фронт и не вернулись с войны многие жители деревень. Пережили послевоенную разруху и строили новую жизнь. Пережили перестройку. Переживут и мировой кризис. Но необходимо изучать нюансы, необходимо понять, как из экономически сильного, многонаселенного села 1914 года село Колмаково-Камышное превратилось в малоразвитое, малонаселенное село Варгановское в 289 жителей и деревню Шергачево в 99 жителей 2007 года. Сделать так, чтобы наши дети и внуки вернулись на родные земли, а правнуки с гордостью написали историю о возрождении. Есть и изюминки в истории нашего села. Это, прежде всего, люди и события. Но эта работа посвящена сбору воедино сведений о происхождении населенного пункта, моей малой родины - села Калмык-Камыша. Уверена, что эту работу я продолжу и таким будет мой вклад.
  
    []
    []
  
  
    []
  
  
  
  
    []
  
  
  
  
  
  
  
  
    []
  
  
    []
  
    []
  
    []
  
  
  
    []
  
  
  
  
  
    []
  
  
    []
  
    []
  
  
  1 на странице 2 - Решение N 303 Курганского облисполкома от 27.08.1987 года "Об изменении наименования Калмаково-Камышского сельсовета Щучанского района.
  2 на странице 2 Ведомость по Георгиевской церкви за 1914 год. Щучанский ЗАГС.
  3 на странице 3 Т.С.Мамсик "Декабрист Н.В.Басаргин о западносибирских старообрядцах". Краеведческий сборник, выпуск 15 "Земля курганская: прошлое и настоящее", с. 102.
   4 на странице 4 - История религии. Под общей редакцией профессора И.Н. Яблокова, М., "Высшая школа", 2002 г.
   5 на странице 4 - Материалы уголовного дела по обвинению Базаровой М.Г.- архив суда.
  6 на странице 4 - Курганская область. Изменения в административно-территориальном делении, Курган, 1988.- с. 48.
   7 на странице 5 - Край за грядой Урала. Администрация Щучанского района. Издательство "Зауралье".2004 г.с.58-59.
   8 на странице 5 - История Курганской области.том 5, Курган, 1999, с.129
   9 на странице 6 -Сухина Е.Н. Приходы православных церквей Челябинской области второй половины 18 века ( из опыта создания научно-справочного аппарата к историческому фонду И-33 "Челябинское духовное правление) //Материалы научно-практической конференции "Архивы России на службе общества и государства",посвященной 90-летию создания архивной службы России",Челябинск, 2008.-с.109.
  10 на странице 6 - В т.ч. Краеведческий сборник "Крестьянский социализм в Зауралье при капитализме", п/о "Исеть", Курган, 1994, с.49
  11 на странице 6 - Народный словарь русских говоров. Выпуск 4, издательство Ленинград, 1969 г., с.47.
   12 на странице 6 - История Курганской области. Том 7. Курган, 2002б, с.19.
   13 на странице 7 - История Белозерского, Каргапольского, Щучанского районов, сел Брылинского Каргапольского района и Птичьего Шумихинского района в досоветский период.. Краеведческий сборник "Земля Курганская: прошлое и настоящее, выпуск 13.. Курган, 1995. с.7.
   История земли курганской с древнейших времен до начала 60-х годов 19 века. Курган, 1997. с.45.
   13 на странице 7 - И там же с.46
   14 на странице 7 -История Курганской области.том 7. Курган, 2002. с.20,30.
   17 на странице 8 - Абрамовских Н.В. История Сафакулевского района до 1917 года,.С.93-94. .в сборнике "Альменевский, Сафакулевский и Мишкинский районы в досоветский период". Земля Курганская: прошлое и настоящее".Краеведческий сборник, выпуск 11. Курган, 1995
   18 на странице 10 - История земли курганской с древнейших времен до начала 60-х годов 19 в.Курган, 1997. с.166.
   19 на странице 12 - Ведомость о приходе за 1914 год. Находится в Щучанском ЗАГСЕ.
   20 на странице 12 - Ионин В.Ф.Население Щучанского района в досоветский период. Краеведческий сборник "Земля Курганская: прошлое и настоящее, выпуск 13. Курган, 1995 .с.193-194.
   21 на странице 13 - Арсланова М.А. Щучанский район. В т.5 Истории Курганской области.с.147.
   22 на странице 13 -19 на странице 12 -Сухина Е.Н. Приходы православных церквей Челябинской области второй половины 18 века ( из опыта создания научно-справочного аппарата к историческому фонду И-33 "Челябинское духовное правление) //Материалы научно-практической конференции "Архивы России на службе общества и государства", посвященной 90-летию создания архивной службы России",Челябинск, 2008.-с.109.-из Интернета
   23 на странице 14 -Арсланова М.А. Щучанский район. В т.5 Истории Курганской области.с.131
   24 на странице 14 - Ведомость по Георгиевской церкви. за 1914 г. находится в архиве .Щучанского ЗАГСа
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
Оценка: 5.83*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"