Аннотация: Вторая статья о диалектике. Краткое описание основ. Примеры практического использования.
О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ ПРОСТО.
Краткое описание основ. Примеры практического использования.
Юрий Шестопалов
СОДЕРЖАНИЕ
o Введение. Краткое содержание, диалектический материализм как научное обобщение здравого смысла.
o Материя как философская категория. Движение, изменение как форма существования материи
o Каким образом "работают" диалектические законы
o Категория меры
o Примеры использования законов и категорий диалектического материализма
o Алгоритмизация диалектико-материалистического подхода
o Диалектический материализм - научное знание?
o Сравнение с другими философскими доктринами
o Зачем надо писать о диалектическом материализме?
o Заключение. Перспективы развития диалектического материализма.
Введение
В предыдущей статье были продекларированы преимущества научного подхода при формировании мировоззрения - индивидуального и общественного. В качестве наиболее адекватного для этой цели философского учения была предложена теория диалектического материализма. "Теория" может показаться слишком сильным утверждением. На деле так оно и есть, учитывая полноту этого учения как научной доктрины, имеющиеся доказательства правильности применительно к самым разнообразным явлениям и процессам и прочную связь с практикой. Кроме того, это учение по сути является самым близким научным обобщением здравого смысла. Но сделать предстоит очень много. Потенциал у диалектического материализма как мощнейшего инструмента в познании и взаимодействии с объективной реальностью просто огромный.
В первой статье обсуждалось, каким образом научное мировоззрение способствует укреплению общества в социальном, национальном, экономическом и в общем-то во всех остальных аспектах. Однако именно это, как правило, не нужно правящим элитам, заинтересованным исключительно в сохранении и упрочении своей власти. Был задет один из извечных пособников элитарной власти - религия. Именно в здесь заклинило большинство читателей, приславших отклики, и всё остальное содержание статьи осталось как бы вне поля зрения. Один знакомый на этот счёт сказал, что об остальном никто не вспомнит. Кстати, такой результат может служить как один из примеров, каким образом религия может уничтожать в зародыше любые конструктивные мысли, и насколько же она заморочила людям головы.
В настоящей статье продолжается та же тема - рассмотрение диалектического материализма как наиболее адекватной философской теории для формирования видения мира и практического взаимодействия с ним. Помимо теоретических основ рассмотрено несколько вполне конкретных вопросов, которыми задаются многие люди на том или ином этапе своей жизни. Хорошо было бы подробно сравнить, как решают аналогичные вопросы другие философские концепции, но в данной статье это просто невозможно из-за недостатка места. Ограничимся заверением, что решение, предлагаемое диалектическим материализмом, несравненно более удовлетворительное - и проще, и логичнее, и куда как ближе к здравому смыслу и практике.
Применение диалектического материализма для анализа социально-экономических процессов.
Этот вопрос стоит рассмотреть отдельно ввиду его специфики и неоднозначности мнений. Учение было в большой степени дискредитировано именно в этой области. Ранее соответствующая часть "диамата" изучалась отдельно как исторический материализм. Даже невооружённому юношескому глазу были видны искусственные "натяжки" и некоторая лукавость доказательств, явившиеся следствием политической коньюктуры правящей партии. Разумеется, не прибавили престижа диалектическому материализму всякие диктаторы, узурпировавшие власть в своих целях под прикрытием "марксистко-ленинского" учения и наломавшие не только дров, но также уничтоживших миллионы людей и переломавших множество людских судеб. И всё же, как сказал профессор Д.Робинсон в курсе лекций "Великие идеи в философии" (D.Robinson, "The Great Ideas of Philosophy", Lecture about Marxism), "марксизм - забыт, но совершенно точно что не мёртв". Действительно, классы по-прежнему на месте. Социальная мобильность незначительная и уменьшается, о чём не так давно поведало такое консервативное издание как британский журнал "Экономист" ("The Economist, June 17, Inequality and the American Dream"). Богатые становятся всё богаче, в том смысле что им принадлежит всё большая доля всего того что создано человечеством. Противоречия между классами налицо. Но несколько наивно говорить о том, что пролетариат является могильщиком буржуазии или что должно произойти неизбежное разрешение конфликта обязательно насильственным путём. Сейчас, по прошествии полутораста лет после написания тех строк, появилось достаточно доказательств, что не всё так прямолинейно. Вопросы такого рода нуждаются в осмыслении, и осмыслении тщательном и очень взвешенном. Но законы диалектики при том при всём в рамках имеющихся знаний универсальны, и в такой же мере применимы к человеческому сообществу как и к взрыву звёзд.
Отличие предмета изучения естественно-научных и технических дисциплин от более расплывчатых социально-экономических явлений заключается также в степени зрелости методологических подходов. Последние давно и хорошо укрепились в более конкретных науках и технических дисциплинах, и являются одним из главных стержней, позволящим сохранять преемственность развития и оптимизировать ресурсы. Разумеется, даже хорошо зарекомендовавшая себя методология не может являться гарантией правильного решения (главным критерием истинности остаётся практика), однако зрелость методологического подхода существенно повышает шансы на успех.
Применительно к области социально-экономических процессов общая методология находится в начальном состоянии. При этом имеется в виду отсутствие достаточно конструктивной общей концепции, доктрины, в которую бы органично или хотя бы непротиворечиво входили методологии, используемые в более конкретных областях. Диалектический материализм вполне может стать такой общей основой в силу своей универсальности, общности и способности органично и эффективно интегриривать новые знания и практические результаты. Как и любая методология, диалектический материализм должен изменяться, развиваться через процесс постоянного взаимодействия с объективной реальностью - практику. Через взаимодействие практики и теории диалектический материализм будет становиться всё более адекватной практике методологией и всё более полной и зрелой научной доктриной. А пока ситуация такова, что можно предлагать практически любые решения проблем человеческого общества и социально-экономические доктрины, и нет даже простенького методологического фильтра, чтобы уже на начальном этапе отбраковывать хотя бы самые нелепые из них. Здравый смысл, вооружённый диалектическим материализмом, уже сейчас может выполнять и роль такого фильтра (причём далеко не простенького), и являться инструментом для выработки последовательных, оптимальных решений, и средством интеграции новых знаний, полученных самыми разными способами, и инструментом для проверки истинности и эффективности предлагаемых решений и новых знаний (разумеется наряду и во взаимодействии с остальными подходами).
Осмысление и объективный анализ имеющегося опыта.
Раз уж мы упомянули диктаторские и тоталитарные режимы, установленные под влиянием социалистических идей, то справедливости ради надо также отметить, что далеко не все моменты были негативные. О чём-то ведь свидетельствует энтузиазм масс, наблюдавшийся в отдельные более-менее благоприятные периоды типа хрущёвской "оттепели". То, что такое огромное количество людей совершенно искренне отдавали свои силы на общественное благо, тоже говорит о многом. Было очень много интересного и наверняка полезного для человечества, что требует также весьма тщательного, кропотливого и объективного анализа. Понятно, что сейчас всё, что там было, замазано одной чёрной краской на потребу сильным мира сего. Но этот уникальный опыт не должен исчезнуть во тьме веков. Да и, честно говоря, не думаю что пройдёт уж очень много времени когда он понадобится. Разумеется, применительно не к прежним формам, во многом к этому придут эволюционным путём, и произойдёт это не в следующем году. Для этого человечество должно наестся жизни типа сегодняшней и ещё более турбулентной завтрашней, должна сформироваться определённая критическая масса трезво мыслящих людей с достаточно высоким уровнем интеллекта, чтобы посмотреть на задачу оптимизации (улучшения) человеческого общества более широко, нежели с точки зрения племени или корпорации. И чтобы они были способны выработать правильное решение и воплотить его в жизнь. Такое развитие событий хорошо согласуется с законами диалектики.
Материя как философская категория. Движение, изменение как форма существования материи
Вряд ли кто в здравом уме будет отрицать, что мир вокруг нас изменяется. Когда к лучшему, когда нет. Но изменяется. Это наблюдение обобщили ещё древние философы. Глубина понимания диалектического изменения мира, и мира в видении многих из них матералистического, просто изумляет. К огромному сожалению, не существует оригинальных трудов Анаксимандра, ионийского философа. На ту пору, разумеется, не существовало философских категорий и соответствующих терминов, так что ему приходилось объсняться словами из обыденного обихода. Он считал, что Вселенная произошла из некоего "беспредельного, безграничного первоначала". Допускаю, что и перевод и источник не совсем точны, но тем не менее. Зная сегодня о Большом Взрыве (Хлопке) и имея популярные представления о теории поля и астрофизике, а также пытаясь следовать логике философа, просто нельзя не удивляться его прозорливости и интеллекту. И таких примеров много, очень много. И всё потому, что в основу понимания мира этих людей заложен простой здравый смысл, выработанный в результате ежедневного взаимодействия человека (практики) с объективной реальностью. Итак, тезис первый - мир вокруг нас изменяется. И это изменение происходит в соответствии с законами диалектики.
Теперь зададимся вопросом: "А что это такое - то, что меняется?" Это что-то - материя как философская категория. Материя - это всё (и при этом имеется в виду всё) что существует, о чём мы знаем и не знаем, что будет существовать когда-либо. Нет ничего кроме материи. Материя существует в самых различных формах. Движение - неотъемлемое свойство материи, это способ существования материи. Формы движения также различны. Понять это можно так. Лишите мысленно всю материю движения. Замерли все биологические и химические процессы в вашем теле, замерли (?!) электроны в атомах - а у электрона вообще двойная природа, это и волна и частица, а волна без движения не существует. И так далее. Что мы имеем в итоге? А ничего мы не имеем. Потому что для того чтобы что-то узнать, нужно взаимодействие с этим объектом. А взимодействие это опять же движение. Даже если предположить (а кому предполагать-то?) что нечто есть, всё равно никто и ничто ни о ком и ни о чём не знает. Пришли к противоречию. Остаётся принять, что движение есть неотъемлемое свойство материи, иначе возможны проблемы с психическим здоровьем.
Разные виды материи взаимодействуют между собой. При этом взаимодействии происходит изменение взимодействующих объектов. Если ударить кувалдой по камню, камень деформируется, может расколется. Кувалда тоже испытает какие-то изменения. Каждый из упомянутых объектов отразит происшедшее вазаимодействие. То же самое с человеком или животным. Тело, мозг отражают результаты взаимодействия с окружающей действительностью - объективной реальностью. Это взаимодействие отражается естественно материей - в нейронах, других клетках, костях, волосах, глазах и т.д. с привлечением других видов материи, как электромагнитные колебания, акустические волны и много чего ещё. О каких-то видах материи мы сейчас не знаем, но когда узнаем, эти виды материи неминуемо каким-то образом будут связаны с известными видами, формами материи. А о некоторых формах материи мы никогда не узнаем. Но это всё равно материя - если есть что-то, то это материя, и материя которая находится в постоянном движении.
По мере эволюции человека или животного материальная основа механизма отражения видоизменялась, приспосабливаясь к окружающей среде. И процесс естественного отбора оставлял тех, кто наиболее адекватно отображал действительность. То есть мозг и его производная функция сознание это организованная определённым образом материя и так же материальна как булыжник, о который я ударил ногу три дня назад. В этом камень преткновения для многих. Один из наиболее известных дуалистов - Декарт. Мол, как же так, я мыслю, у меня гениальные идеи, при чём здесь материя? И за счёт этой видимости отличия сознание отрывается от материи и идеализируется. Что же призошло на самом деле? А произошло то, что форма отражения развилась до такой степени, что за счёт количественных изменений произошли качественные - это один из законов диалектики. Изменялась структура мозга, появлялись новые функции (интересна статья, опубликованная в журнале "Наука" (Science) около полугода назад на тему активации и появления генов ответственных за развитие интеллекта за последние несколько тысяч лет, в том числе у разных народов - из-за последнего статья наделала много шума). Сформировалось развитое абстрактное мышление и произошло качественное изменение механизма отражения объективной реальности. Абстрактное мышление стало способно обслуживать решение сложных задач человеческой практики. Но оно же наделило человека способностью создавать замкнутые мыслительные конструкции, в том числе оторванные от действительности. Задав несколько посылок (аксиом, постулатов, предположений), человек способен надстроить на этом замкнутую мыслительную конструкцию. И эта конструкция может быть неадекватна объективной реальности. Например, мост обвалившийся ещё до окончания строительства из-за неправильного проектирования. В чём проблема? Да в том что мыслительная конструкция моста оказалась неадекватна действительности. Практика, то есть взаимодействие с этой действительностью, подтвердила этот в данном случае прискорбный факт.
Сознание - это материя, одна из её форм, которая возникла как новое качество количественного процесса всё более совершенного отображения реальной действительности. И мысль в этом смысле материальна. Ну сами посудите. Уберите все нейроны из головы и где возникнут все эти мысли, идеи? Чтобы мысль родилась, необходимо чтобы какие-то электромагнитные волны прошли по соответствующим нейронам, аксонам, синапсам и что там ещё, возникла ассоциация, породила дальнейшие импульсы и т.д. Потом результат этой сложной работы материальной системы должен записаться на каком-то материальном носителе, чтобы быть воспроизведённым и использованным дальше.
То есть всё гораздо проще и нет никакой путаницы и подозрительно сложных необоснованных предположений об исключительности сознания. Не надо выдирать сознание из материального мира - оно само по себе есть материя. Этот барьер - осознать (отобразить) материальность сознания - является для многих препятствием в понимании диалектического материализма. (Сам постулат "материя первична, а сознание вторично" в неявном виде провоцирует неправильное предположение об особых различиях материи и сознания.) Хотя прийти к правильному выводу несложно, если отбросить неточность многих терминов и просто спокойно подумать на эту тему. В свете сказанного куда как проще выглядит и другой вопрос - взаимодействие сознания с окружающей действительностью. Поскольку сознание это материя, то эта форма материи обязана двигаться. А раз уж она обретается в объективной реальности, то рано или поздно ей приходится с ней взаимодействовать и соответственно отражать объективную реальность. И никакой мистики, никакой магии - всё просто. Такое определение сознания состыковывается с практикой, со здравым смыслом как патрон с патронником, даже лучше. Оглянитесь, и вы увидете подтверждение сказанному на каждом шагу.
Может удивлять, что одна мысль способна в итоге уничтожить гору, в этом видится что-то необычное. Но это сродни рычагу, с помощью которого ребёнок может приподнять грузовик. Или слабенький радиосигнал усиливается так, что можно оглохнуть. Никто ведь не удивляется. И здесь по большому счёту то же самое, имея в виду мысль.
Разные люди в силу различной физиологической структуры мозга и внешнего воздействия обладают разной способностью к абстрактному мышлению. Также в разной степени развита способность адекватно отображать объективную реальность и соответственно корректировать абстрактные конструкции, чтобы сделать их более реалистичными. Некоторые способны жить почти одним воображением (вы знаете, кто.) Но ведь это только пограничное состояние, а заполнен-то весь диапазон от него до восприятия реальности очень близкого к объективному.
Несообразность, нереалистичность и нелепость абстрактных конструкций могут доходить до маразма. Гибкости таких конструкций может позавидовать любой композитный материал. Поэтому и нужно постояннное соединение практики с этим интересным аппаратом - абстрактным мышлением, чтобы извлечь пользу из его существования, а не уродовать своё собственное сознание.
Какие проблемы порождает идеализация сознания.
Их много, отметим несколько. Во-первых, закрепляется сатус самодостаточности мыслительных конструкций, их оторванность от практики и соответственно усиливается вероятность такой степени их неадкватности, что начинают возникать проблемы. Во-вторых, мыслительные конструкции лишаются такого важного инструмента проверки и коррекции как практика, а именно неразрывная связь с последним и является залогом сохранения адекватности на каждом этапе изменения модели. Иначе - свободное плавание "без руля и без ветрил", куда понесёт сегодня. В третьих, статичность идеализированных мыслительных конструкций. Они, конечно, могут меняться произвольно, по настроению или озарению, но это изменение не будет объективно отражать изменение реального мира. И, понятно, со временем такая конструкция, или модель, или свод правил не становятся более адекватными объективной реальности.
В-четвёртых, происходит неадекватная оценка других людей, их способности воспринять правила и жить в соответствии с ними. Человек, это животное, и животное социальное. Его поведение определается биологической, физиологической природой и социальной сущностью как животного. Мало того, что люди различны физиологически и мозг у всех разный. Они растут в разных условиях, получают разное образование, воспитание. В итоге формируется сознание - уникальная для каждого человека материальная система отражения объективного мира, наложенная на биологическую природу человека и действующая совместно и через его биологическую сущность. Правила, привнесённые извне, должны как-то "улечься" в эту систему, поменять её, втиснувшись в уже имеющуюся физическую, материальную структуру. Это не всегда возможно, а там, где всё-таки происходит, результаты могут быть самыми неожиданными, смешавшись с имеющейся системой. Типа, первое правило, не плевать на улице, прижилось наполовину, второе с восторгом приняли на ура (полная свобода делать и говорить что хочешь), равно как и третье, что государство должно обеспечивать в любом случае. А четвёртое, платить налоги на случайные заработки, душа отвергла с негодованием (не представился случай сформировать в мозгу соответствующую материальную структуру). Потому надо думать, чьей голове были предложены правила, какими бы они очевидными и общепринятыми не казались. А идеализировав сознание и превратив его в нечто этакое непонятное и живущее само по себе, можно с лёгким сердцем предлагать какому-нибудь дикому племени свободу слова и демократию. И, более того, надеяться что от этого будет несомненная польза. (Те, кто предлагают, как правило сами-то понимают, что они делают, но такие версии продаются остальным и часто покупаются.)
Так что правила должны соответствовать той группе людей, которая их использует, и наоборот. На языке философских категорий это означает что форма должна соответствовать содержанию. Но тогда надо учитывать много факторов, как то национальные, культурные, этнические, образовательные и т.д. Сложно. Проще жить в воображаемом мире. И всё бы ничего, да жизнь рано или поздно наказывает за несколько неадкватное представление о ней.
Направление изменения материи.
Следующий вопрос касается направления изменения. (Считаем, что после сказанного особых проблем с приятием изменения материи и материальности объективной реальности нет.) Вопрос мучил многих. Признавалось всеобщее изменение, но было непонятно какая цель стоит за этим. Явно прослеживалось целенаправленное изменение всего и вся вокруг, в этом изменении был какой-то смысл, ощущение цели. Гегель - великий философ, но он не смог решить этот вопрос. Он по сути дела сдался, и чтобы хоть как-то свести концы с концами, замкнул это изменение на своём Абсолюте, то есть некоей Абсолютной идее, в соответствии с которой всё и изменяется. Проблема также в том, что из-за этой видимости целенаправленного движения изменение подменяется развитием. А это уже такая посылка, которая резко уменьшает шансы на правильное решение вопроса, тем более надо учесть что люди предпочитают слышать то что они хотят. Раз развитие, значит заданность, значит план. Порочность такой логики демонстрирует следующий анекдот. Муж говорит жене в ответ на какую-то неправильную по его мнению реплику: "Дорогая, мне кажется ты несколько ошибаешься". Жена отвечает: "То есть я вру, да? То есть брешу? То есть я по-твоему собака? Мама, он меня сукой обозвал!"
Это очень важный момент. Если не прочувствовать, не понять его, то дальше двигаться невозможно. Нет никакой Абсолютной идеи, предопределяющей развитие. Но есть законы диалектики в соответствии с которыми происходит изменение материи. При этом никогда нет полного детерминизма. Любое движение материи от данного момента, даже на одну стомиллионную секунды, носит вероятностный характер. И это справедливо для любой материи. Кажущаяся целесообразность движения объясняется тем что движение происходит в соответствии с объективными законами - физическими, химическими, диалектическими и т.д. Последним, наличием объективных законов, обусловлена в том числе некоторая повторяемость явлений. Но никогда и ничто в точности не повторится - в одну и ту же реку действительно нельзя войти дважды. И понимание и приятие этого положения на самом деле очень позитивная практическая вещь. Это значит, что перед каждым из нас "открыты врата великих возможностей", потому что только в движении можно куда-то прийти. А раз всё и так движется, то наша задача упрощается - сориентироваться в этом движении вокруг нас и подправить своё собственное в нужную сторону. Но это частный случай, хотя и полезный, правда? Главное, что надо вынести из раздела, общее понимание этого ключевого момента - изменение.
Законы диалектики
Настало время перечислить некоторые законы диалектики, поскольку далее они понадобятся. К сожалению, придётся ограничиться минимальными комментариями.
Закон перехода количества в качество - ранее упоминался в связи появлением абстрактного мышления.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Закон отрицания отрицанием.
Иногда отдельно выделяют "закон развивия по спирали". На самом деле, как обсуждалось выше, "развитие" надо понимать как синоним "изменения". "Спираль" хороша для нулевого приближения при ознакомлении с предметом, на самом деле всё гораздо интереснее и не так просто.
Помимо законов диалектический материализм использует категории. Тоже очень полезная вещь, которая при соответствующих навыках существенно облегчает жизнь. Например, категория меры может с большой пользой использоваться по нескольку раз в день - пока не механически, приходится затрачивать некоторые умственные усилия для её правильного применения. Полезны для повседневного использования категории содержания и формы.
Это, конечно, далеко не всё чем оперирует диалектический материализм, но для данной статьи ограничимся этим кратким обзором.
Поясним наиболее расплывчатое положение о развитии по спирали, об этом "как-то глухо пишут", говоря словами Бальзаминова. Вместо спирали можно использовать "циклы", но циклы незамкнутые. В исходную точку некогда бывшее состояние никогда не возвращается. Можно использовать другую аналогию, дающую представление о взимодействии факторов и явлений разного масштаба. Представьте взволнованную морскую поверхность, когда на большие волны накладываются волны поменьше, на те в свою очередь ещё более мелкие и т.д. Понятно, что при этом можно находиться на гребне маленькой волны, но в углублении большой.
Процесс изменения всегда содержит случайную компоненту, но в какие-то моменты с более высокой долей вероятности можно предсказать дальнейшый ход событий. Например, для такого макрообъекта как лодка волны ряби не имеют большого значения и можно примерно предсказать, когда она начнёт опускаться или подниматься на гребне волны. В реальной жизни, правда, всё не так очевидно, но тем не менее достаточно много хорошо прогнозируемых ситуаций. Если повнимательнее взглянуть на жизнь, то приведённые аналогии легко наблюдаемы и на уровне социальных систем и в природе.
И, в общем-то, по-иному и быть не должно. Поскольку движение - это форма существования материи, то взаимодействие разных видов и (или) разных частей материи одного вида динамическое. А значит и баланс или стабильность тоже могут быть только относительными и динамическими. И рано или поздно баланс будет нарушен, потому что постоянное движение всех участников этого относительно сбалансированного процесса не может происходить в унисон, оно не может всё время компенсировать изменение составлящих таким образом, чтобы оставался прежний динамический баланс. Добавим к сказанному существование мелких и крупных "волн" (разный и временной и амплитудный масштаб), и тогда станет очевидно, что любой относительный баланс неминуемо будет нарушен. Это не вопрос "если", это вопрос "когда".
Мораль, этика как пример динамического баланса.
То, что это динамический баланс, свидетельствует явная зависимость моральных норм от окружающей среды и сам процесс принятия этих норм - в борьбе и в шараханиях в разные стороны. Например, на американском Западе застрелить человека спереди считалось честно. А сейчас в некоторых странах за сказанную сгоряча угрозу можно запросто отправиться на долгие посиделки в места не столь отдалённые. У индийцев аморально было не сжечь труп умершего, а древние греки теряли дар речи, слыша о таком кощунстве. И заметьте, что те люди которые инстинктивно или как там ещё понимают, что это лишь динамический баланс и постоянно подстраиваются под него (а то и опережают), и преуспевают в достижении своих узких интересов (чем шире интересы, тем труднее их сбалансировать и соответственно реализовать). И это потому, что у таких людей наиболее адкватное представление о текущей ситуации и соответственно потенциально более адекватные решения. Часто такая "оперативность" не радует окружающих, но факт тем не менее налицо. Сессил Роуд - человек, завоевавший для Великобритании Родезию своей личной армией - хороший пример. Моральные устои, как хорошо выразился сын, "Макиавелли на стероидах", но достижения более чем впечатляющие.
Кант много посвятил времени вопросам морали. Он великий философ. Но время идёт. И в свете только что сказанного можно добавить, что его категорический императив не согласуется с диалектическим материализмом, да и просто с человеческим опытом. Всё проще. Есть множество динамических балансов в области этики, морали, которые имеют разные сферы влияния в смысле территорий и групп людей, разный пространственный и временной масштаб. И балансы меняются, двигаются, изменяются, потому что порождены движением материи, которое не прекратится.
Выше использовалось слово "баланс". В данном контексте оно точнее описывает предмет разговора, и с точки зрения результата, и способа его достижения. Но надо добавить, что рядом с ним постоянно присутствует категория меры как оболочка, в которой и почему это происходит. Категорию меры рассмотрим отдельно в виду её практической важности, а пока просто возьмите сказанное на заметку.
Невозможность возврата в прежнее состояние.
Движение материи подчинено определённым законам, но это всё равно случайное движение, о чём уже говорилось. Ансамбль постоянно движущихся участников бесконечен, и движение каждого из них содержит случайную компоненту. Собрать весь ансамбль вместе в начальное состояние невозможно, даже теоретически. Можно добавить к этому утверждению немного математики для иллюстрации. При достаточно жёстких ограничениях, благоприятных как раз для результата возврата в прежнее состояние, марковские процессы на прямой и на плоскости с вероятностью единица попадут в начальную точку. А в трёхмерном пространстве такой же марковский процесс в начальную точку не возвращается. Мы вроде как бы живём не в плоскости, и тем более не на прямой, так что этот частный математический пример тоже в пользу утверждения о невозможности возвращения в исходное состояние.
Развитие как частный случай изменения.
Допустим, что развитие было преемственное и какие-то формы материи не претерпели качественных изменений. В отдельных частных случях это может привести к изменению, которое с точки зрения определённых критериев является прогрессивным развитием. Но для этого необходимы соответствующие условия, и уже упомянутая преемственность одно из них. Позитивные изменения должны аккумулироваться, обобщаться, развиваться, постоянно адаптироваться к изменению всех факторов, оказывающих сколько-нибудь значительное влияние на состояние системы. Хорошие наглядные примеры для подтверждения этого положения можно найти в истории любого народа и государства, человеческой цивилизации в целом, но оно в равной степени применимо к любым другим явлениям.
Каким образом "работают" диалектические законы
Диалектические законы, как и многие другие законы, работают вместе. Но если, скажем, многие физические законы имеют чётко очерченные области приложения, то диалектические законы в силу своей общности равноправны и в рамках нам, людям, известного пока не имеют ограничений на область применимости. Диалектические законы действуют в любой момент времени, в любом месте. Они действуют как одно целое, но в зависимости от условий в большей степени проявляется тот или иной закон и применима та или иная философская категория. Само собой, по мере дальнейшего развития диалектики и науки в целом диалектические законы будут обобщаться, дополняться, как и любой другой вид научного знания.
Знание и понимание диалектических законов необходимо нам для познания, адекватного отражения объективной реальности и более успешной практики, то есть взаимодействия с этой самой объективной реальностью. Однако на сегодня применение диалектических законов в повседневной жизни скорее искусство нежели ремесло. Необходимо доводить диалектический материализм как науку до уровня алгоритмов или что-то вроде этого, сближать её с точными науками. Это будет ближе к ремеслу, и пользоваться аппаратом диалектики станут так же, как сегодня инженеры используют результаты самых изощрённых научных исследований в своей ежедневной деятельности.
Тем не менее, при некотором навыке аналитический аппарат диалектического материализма и в имеющемся виде служит весьма эффективным средством для принятия решений. К примеру, при всей одиозности фигуры Ленина нельзя не признать, что он имел понятие о диалектике и успешно использовал её для принятия тактических решений. Этим, использованием диалектического подхода, во многом объясняется его успех в достижении многих целей. Другое дело, что сами стратегические цели были порождены неправильными предпосылками и личными амбициями. Но средство он использовал правильное. К глубокому сожалению. Диалектика, как видите, оружие обоюдострое.
Категория меры
Ещё Аристотель уделял большое значение "золотой середине". Эту тему продолжали многие философы. Категория меры как таковая была впервые введена Гегелем. Можно сказать, что она означает состояние, в котором существует баланс количества и качества. Связь "золотой середины" и категории меры подробно не разрабатывалась (основываясь на том, что мне известно, но я могу ошибаться) Для себя я продолжил развитие этой категории, помятуя при этом о золотой середине, в направлении более практическом, а именно в плане существования и нахождения оптимального решения.
Впервые какая-то тень обобщения философского уровня мелькнула при изучении уравнений математической физики. Даже в строгих математических рамках решения более-менее сложных задач редко находятся на границе. И чем больше исходных параметров, тем это менее вероятно. Поясню примером. Допустим вы находитесь в горном цирке и стоит задача выбрать маршрут с максимальной средней высотой в пределах цирка, обойдя его по замкнутому маршруту. Поход по краю (по границе) цирка и будет являться решением задачи. Если же расширить область до горной страны, то почти наверняка оптимальный по тому же критерию маршрут не будет проходить по границе. И в жизни то же самое. Чем более сложная задача, тем менее вероятно оптимальное решение, находящееся на границе.
Добавление к сказанному категории меры усиливает положение о том, что в общем случае оптимальное решение не находится на границе. Во-первых, достижение и существование оптимума предполагает некоторую стабильность, баланс качественных и количественных характеристик системы, что и является сутью меры. Таким образом, оптимум как бы позиционируется внутри области где существует баланс, и чем лучше баланс, тем эффективнее будет работать оптимальное решение (в данный момент времени, естественно - мы по-прежнему считаем что материя находится в постоянном движении). Тем самым оптимальное решение как бы "выталкивается" в "середину", где баланс системы вероятнее всего наилучший. Таким образом и появляется "золотая середина". Во-вторых, категория меры доказывает, что мы имеем дело с процессом, и процессом динамическим, поскольку качественные и количественные характеристики любой системы находятся в постоянном изменении. То есть наше занятие - оптимизация - таким образом становится ещё более легитимным (законным), так как теперь подтверждается и то что мы оптимизируем процесс. А процесс в общем случае оптимизировать можно. Тем самым мы как бы свели концы с концами - категорию меры с оптимумом и возможностью его существования, а также тем, что говоря об оптимизации, мы имеем в виду оптимизацию процесса. Последнее показано основываясь на определении меры как философской категории.
Пример с развитием личности.
На каждом жизненном периоде человек решает разные задачи. Одна из них, сопровождающая большинство по всей жизни, это добывание хлеба насущного. Но помимо этого есть другие потребности, происхождение которых берёт начало в физиологии конкретного человека, его воспитании, зависит от окружающей среды. Мозг - сложная, постоянно изменющаяся система, способная в нормальном состоянии обслуживать большое количество функций. Для её гармоничного здорового существования нужна сбалансированная работа всех участков мозга. Если при этом будет происходить усиленная экспуатация ограниченного числа функций, и соответственно участков мозга, произойдёт подавление других функциональных способностей и обеспечивающей эти функции материи. И человек меняется. Он может продолжать думать о себе что угодно, создавая для этого мыслительные конструкции, чтобы убедить себя и окружающих, но он уже не тот кем был раньше. Никто никогда не остаётся прежним в силу изменения материи как таковой, но в данном случае изменение было форсировано в одном направлении.
Жадность, к примеру, сильная мотивация. Она легко угнетает остальные функции, в том числе у многих инстинкт самосохранения. Происходит необратимое разрушение личности. Даже если потом кто-то одумается, хорошего мало. Последствия могут быть самыми катострофическими, уж очень много других функций подавлено, чтобы достичь оптимальный баланс. Человек - это сложная система, и для её нормального функционирования нужна согласованная работа всех функций.
Животная жадность конечно паталогия, хотя и встречается нередко. Однако даже просто чрезмерное увлечение (для данного человека) сугубо материальными интересами негативно влияет на личность. Страдает адекватность видения мира - он становится маленьким и обеднённым. Страдают интеллектуальные способности, не развивааются многие заложенные природой таланты, обедняется эмоциональная сфера, и социальное общение становится неполноценным - всё сводится к тому же обогащению или примитивным удовольствиям.
Категория меры как нельзя более применима к изменению личности отдельного человека. Направление изменений на каждом этапе не должно расходиться с физиологической сутью человека, понимаемой в широком смысле. Многие способны инстинктивно или сознательно понять, кто они есть, и следуют здоровым природным инстинктам сохранить себя как цельное существо. В человеческом обществе с другой стороны очень много "шумов", которые заглушают полезные сигналы. В итоге под влиянием, скажем, стадного инстинкта человек может слишком много, непропорционально его натуре, заниматься чем-то по большому счёту чуждым ему. В итоге нарастает дисбаланс, режим функционирования отодвигается от оптимума и приближается к границе, за которой происходит переход количественных изменений в качественные. В жизни это приводит к внутренним конфликтам, и соответственно к неудовлетворённости жизнью. Это противоречие опять же будет разрешено в соответствии с диалектическими законами .
Пример со специализацией.
Специализация с точки зрения промышленного производства явление положительное. Применительно к отдельному человеку специализация позволяет сконцентрировать ресурсы и добиться результата в короткие сроки. В то же время, практика показала, что при решении комплексных проблем тяжело наладить взаимодействие узких специалистов - они говорят на разных языках.
Другая проблема специализации в том, что такой человек отдаёт на откуп многие другие функции, вообще-то необходимые для его оптимального существования. В частности, общественные функции целиком передоверяются политикам, воспитание детей - школе и средствам массовой информации, и т.д. Человек в большой мере перестаёт контролировать свою жизнь, живёт где-то близко к граничному неоптимальному решению. В норме никто за него оптимизацией его жизни заниматься не будет. В итоге такой человек становится лёгкой добычей манипуляторов разного толка.
Из сказанного можно сделать вывод, что оптимальное развитие должно включать и специализацию и универсальные знания и навыки. И это нормально. Человек эволюционно именно так и развивался, иначе бы он просто не выжил. Хорошо развитый, с широким образованием интеллект способен ассимилировать знания куда как более эффективно нежели узкий специалист, потому что развитый интеллект делает это качественно по иному. Мышление в этом случае более коонцептуальное, более структуририванное и дисциплинированное и более адекватно объективной реальности в силу многообразия связей с практикой. Кстати, у древних греков на общественные позиции назначение совершалось по жребию, например на должность инспектора по строительству военных кораблей. И ничего, корабли плавали как надо. "Не боги горшки обжигают" - это как раз об этом, об универсальной стороне человеческого интеллекта. Инспектор по строительству военных кораблей другая крайность, но крайность дееспособная. Наличие двух таких "работающих" крайностей говорит о том, что где-то между ними скорее всего существует ещё более полезный оптимум (в данном случае по критериям качества боевого корабля, стоимости, времени постройки и т.п.).
Примеры использования законов и категорий диалектического материализма
Полное, бездумное отрицание опыта прошлого нарушает естественный ход изменения, искусственно устраняет одно или комбинацию противоречий, необходимых для перехода количественных именений в новое качество. Попытка создать что-то с нуля, предварительно разрушив всё "до основания", не решит старых проблем оптимальным образом, потому что новое начало лишится всех атрибутов прошлого, включая полезные и конструктивные, противоречия между которыми породили это новое. Но вместо старых противоречий возникнут новые, непредвиденные - это закон диалектики. Тем самым возникнет ситуация, когда придётся решать гораздо больше проблем чем было, и проблем плохо прогнозируемых.
Индивидуализм против социальной природы человека. Разобщение людей, насаждение идеологии крайнего индивидуализма является антиподом социальной природы человека. Человек эволюционно развивался как существо социальное, в нём встроена потребность уделять определённое количество ресурсов сохранению и развитию его социума. Если внешняя среда не даёт возможности проявиться этой потребности, то человек фунцкционирует не в оптимальном режиме, в "пограничном" состоянии. Но это означает, что и всё общество в целом функционирует не в оптимальном режиме, по крайней мере с точки зрения отсутствия возможностей реализации способностей каждого человека. Тем самым нарушается мера, система подходит к "границе" и резко повышается вероятность качественных изменений в системе. Можно продолжить развитие этой мысли, рассмотрев как следствие неоптимальную коммуникационную среду, нескоординированность целенаправленных усилий, отсутствие многих мотиваций, стимулов, которые могли бы породить дополнительные созидательные силы и сделать жизнь отдельного человека более гармоничной - оптимальной с точки зрения уже его индивидуального развития (отметьте описанную обратную связь).
На противоположной стороне находится чрезмерная социализация, когда начинается доминирование и абсолютизация одного мнения. Причём зачастую это мнение толпы (а толпа это новое качество), но кажущийся парадокс состоит в том, что это мнение навязывается толпе или одним человеком, или небольшой группой людей (примеров много, вспомним нейтральный - Перикл, убедивший афинян начать войну со Спартой). На самом деле парадокса нет - толпе нужно простое объединяющее начало, способное удовлетворить и подпитать эмоциональность и определённое психологическое состояние толпы (на миру и смерть красна). Толпа как новое качество не рассуждает, она лишена этой способности. Рассуждают индивидуумы. И, опять, между этими двумя дееспособными крайностями угадывается возможный оптимум.
За кадром остались некоторые существенные моменты, но будем считать что основная мысль понятна.
Плюрализм. На одной стороне - каждый имеет право высказывать своё мнение, и высказывать его долго, пока все не придут к единому мнению. Такая система во многих случаях окажется просто недееспособной. Так что в чистом виде она не существует. Ограниченное время дебатов и простое голосование будет, пожалуй, первой моделью, способной как-то функционировать.
С другой стороны - тоталитарный или авторитарный режим. В этом случае мнение остальных ничего не значит. Проблемы: ограниченная, субъективная природа принятия решений, отсутствие полноценнной обратной связи, подавление общественной, социальной активности населения, ограниченные возможности индивидуального развития и т.д.. В философских терминах - искусственно подавлены противоположности, тенденции, свободное, естественное развитие которых обусловило бы нормальный процесс своевременного перехода количественных изменений в качественные, изменение меры и функционирование всей системы в оптимальном режиме.
Обе системы дееспособны, но имеют серьёзные недостатки. Так что должна быть оптимальная система управления для каждых конкретных условий. В силу большого (огромного) количества факторов, определяющих состояние таких систем, оптимальная настройка должна осуществляться соответственно с учётом всех (в идеале) значимых факторов. Естественно, оптимум будет весьма и весьма различный для разных систем. Это как раз тот случай, когда уж точно нет универсального решения или решения на все времена. Помимо категории меры, при анализе таких вопросов большое значение имеют форма и содержание. Форма должна соответствовать содержанию. Попытки вырастить обыкновенный виноград в Сибири в открытом поле обречены на неудачу - можете поверить мне на слово. Равно как и попытки привнести политические доктрины на инородную почву. Руссо сказал об этом достаточно красноречиво. Базовое знание диалектического материализма позволяет в полуавтомататическом режиме сделать тот же самый вывод студенту старших курсов.
Более конкретные соображения, хотя и имеющие прямое отношение к вопросу, также оставим за кадром.
Новое и старое. Этот вопрос в диалектических терминах есть не что иное как единство и борьба противоположностей, неспособных существовать друг без друга. Анализ достаточно очевиден. Отметить надо возможность и эволюционного и революционного развития. Однако практика показывает, что если не закусывать удила, то в большинстве случаев эволюционное развитие вполне возможно и, более того, является наиболее оптимальным способом перехода от нового к старому в смысле преемственности и качества нового (к примеру, знания).
Свобода. Вопрос очень интересный. Здесь он упомянут скорее в виде заявки для будущего анализа, если таковой когда-нибудь состоится. Для его рассмотрения можно использовать самый широкий спектр философских категорий, но ограничимся знакомыми. Мера, с дополнением существования оптимального неграничного решения, и соответствие формы и содержания дадут хорошее представление о том, где примерно должно находиться это оптимальное решение. Даже навскидку ясно, что решения, имеющиеся сейчас, заметно отличаются от оптимальных.
Планирование и свободный рынок. И то и другое в рассматриваемом пространстве параметров (экономических) представляют собой противоположные граничные дееспособные состояния (по крайней мере на каком-то отрезке времени). Значит существует оптимум (на сей раз опущено "с большой долей вероятности", потому что обе системы продемонстрировали способность довести свою дееспособность до уровня "ниже некуда"). Разумеется, надо также учитывать соответствие формы и содержания. В последнее войдёт много факторов, включая национальные особенности, территориальные, доминирующий генотип, уровень образования, особенности климата и много чего ещё. Но по крайней мере понятно, в какой отсек это складывать - содержание. Для практически приемлемых результатов надо добавить динамику процессов, понять в чём заключаются основные противоречия, их взимное состояние, направление изменения и кое-что ещё, и кое-что иное, о чём, к сожалению, сегодня не говорят и чему не учат в школе. Кажется сложно, но ведь это так с любым знанием и навыком - главное начать, а там пойдёт. Не так сложно на самом деле.
Подводя итог сказанному в этом разделе, следует обратить внимание читателя, что к концу последнего примера стало понятней, о чём идёт речь, и уверен, многие уже без посторонней помощи могли использовать предложенный алгоритм. Прошу занести этот факт в протокол. Понятно. что алгоритм упрощённый, в жизни анализ надо проводить по большему числу параметров и с привлечением более обширных знаний диалектического материализма. Но главное, что бы хотелось донести здесь, это что диалектический подход работает. В качестве упражнения можно проанализировать какую-нибудь нетривиальную жизненную ситуацию.
Для дальнейшего изложения необходимо рассмотреть следующее. Существование категорий в парах должно быть свойством философских категорий. Такое положение дел обусловлено тем, что согласно законам диалектики изменение неизбежно, и происходит оно через разрешение противоречий, которые удобнее всего представить в виде философских категорий-антогонистов. Утверждение смелое, но логичное и интуитивно ясное. Сейчас есть категории-одиночки, но это объясняется недостаточной разработкой теории или неудачным определением категории. Предложенный "категорийный дуализм" не накладывает особых ограничений, но зато позволяет улучшить структуру всего подхода и привнести больше методологической ясности в саму доктрину. Разумеется, одного абзаца на эту тему недостаточно, но так, навскидку, вроде всё состыковывается.
Как уже было сказано, диалектические законы действуют в своей совокупности, но в разные моменты времени более значимы те или иные законы и категории. Из этого следует важный вывод применительно к познанию, проверки истинности того или иного положения или гипотезы. А именно:
Если гипотеза истинна, то должны удовлетворяться все применимые к ней законы и категории диалектического материализма.
Причём, говоря о применимости, имеется в виду данная стадия. На следующей стадии могут проявиться другие более значимые законы и категории, а часть из них останутся прежними. Таким образом привносится элемент субъективности, поскольку как-то надо определять уровень значимости. Существенно уменьшить фактор субъективности можно ценой избыточности, анализируя максимально широкий диапазон законов и категорий. В этом случае останется погрешность, обусловленная невключёнными в анализ и ещё неизвестными законами и категориями.
Сам процесс анализа лучше структурировать или алгоритмизировать. Ниже предлагается следующий подход, когда одна проблема, например об оптимальном соотношении местного и федерального управления, анализируется с помощью таблицы, где по горизонтали перечислены законы, а по вертикали категории диалектического материализма. Категории перечислены в парах - антагонистах. Для каждой пары категорий производится количественная (скажем, экспертная) оценка состояния их баланса (или дисбаланса) в рамках применимости каждого из законов диалектики. Диапазон возможных значений от (-1.0) до 1.0. Отрицательное значение, например для категорий форма - содержание означает, что форма недавно обновилась, приобрела новое качество, а содержание пока отстаёт от формы, и соответственно имеется большой резерв для развития содержания внутри данной формы.
Закон перехода количества в качество Закон единства и борьбы противополож-ностей Закон отрицания отрицанием Закон незамкнутого изменения
Мера - Граничное состояние 0.4 0.5 0 0.2
Форма - Содержание -0.3 -0.4 -0.5 -0.2
Сущность- Явление 0.6 0.4 0.5 0.35
Случайность -Необходимость 0.7 0.74 0.65 0.5
Возможность - Действительность 0.9 0.8 0.9 0.7
Единичное - Общее 0.1 0 0 0.1
Фактически мы получили матрицу чисел, с которой уже можно работать математическими средствами. По-видимому, можно использовать многокритериальную отимизацию, поскольку не все элементы матрицы можно поменять по ряду причин. Может быть фильтр Калмана позволит предсказывать ход будущих социально-экономических процессов, а может вместо таблицы удобней окажется многомерное пространство. Сейчас говорить об этом ещё рано. Главное, что показала разведка, непреодолимых препятствий не обнаружено.
Понятно, что такой взгляд выглядит непривычным и сразу возникает много вопросов. Но каких-либо действительно принципиальных трудностей использования такого подхода не проглядывается. Преимуществ же хоть отбавляй. Это может стать хорошей методологией, тем фильтром, который полуавтоматически сразу направит усилия в конструктивное русло и отсечёт великое множество и утопических и просто опасных для людей проектов. Разумеется, тот же подход применим к любого рода проблемам, в том числе сугубо техническим и житейским.
Диалектический материализм - научное знание?
Ранее, в самом начале, было прдложено считать диалектический материализм теорией. Существуют формальные подходы к тому ,чтобы оценить научность знания и степень его истинности. Использование отработанных методологических принципов также повышает вероятность правильного решения или адекватности полученного знания, как например принципы простоты, наблюдаемости, соответствия, причинности и т.д. Вопрос оценки истинности знания непростой, в развитии, вполне понятно что простых решений предложено быть не может. В нашем случае, если идти формальным путём, можно залезть в такие дебри, что скоро не выберешься. По этой причине в данном разделе будем налегать на здравый смысл и заменим вопрос об истинности на следующий: является ли диалектический материализм научным знанием?
Сегодняшнее состояние диалектического материализма таково, что надо прилагать усилия, чтобы решить и этот вопрос. Закон всемирного тяготения не просто принимается на веру. Наш опыт, непротиворечивость формулировки, способность объяснить доселе непонятные явления и объединить их, соответствие данным экспериментов, повторяемость, согласованность со здравым смыслом и т.д. убеждают нас в конце концов, что да, действительно закон. Уж очень много концов с концами сходится.
То же самое с диалектическим материализмом. Рассматривая окружающий мир сквозь эту призму, обобщая, осмысливая, находишь всё больше и больше подтверждений, что вроде действительно законы диалектики работают. Но для каждого из нас нет единой точки, в которой мы останавливаемся и говорим, что дальнейшие поиски подтверждений, похоже, больше уверенности не придадут, и мы принимаем диалектический материализм в качестве теории или самой удовлетворительной на сегодня гипотезы. Для меня одними из последних подтверждений явились взрывы "сверхновых" и механизм деления клеток. Мой друг пошёл ещё дальше - он захотел понять почему клетка не может не делиться. В рамках диалектического материализма есть ответ и на этот вопрос, но в плане признания доктрины как таковой меня он уже не волнует.
Звёзды взрываются, потому что происходит термоядерный синтез всё более тяжёлых элементов, и когда доходит очередь до железа, возникает проблема с устойчивостью структуры - при этой термоядерной реакции энергия не выделяется, а поглощается. Тут есть всё - и переход количества в качество, и единство и борьба противоположностей и отрицание отрицаниеем и изменение, которое уже никаким путём в исходное состояние вернуть невозможно. Весь букет, и букет пышный.
Но мне этого было мало. Когда-то давно я сказал себе, что если законы так универсальны, они должны объяснять универсальные явления. На глаза попалась клетка. Вопрос простой - почему она делится, если исходить из законов диалектического материализма? Аппарат и явление одного уровня, универсальные, значит должно быть объяснение. И оно нашлось, стоило немного подумать. Клетка делится потому, что возникает противоречие между площадью поверхости и объёмом. По мере роста клетки уменьшается площадь мембраны, приходящейся на единицу объема (для клетки, растущей пропорционально во всех направлениях, плошадь пропорциональна квадрату линейного размера, а объём - кубу). Весь обмен клетки с внешней средой совершается через поверхность, поэтому в конце концов мембрана не справляется с нагрузкой. В клетке начинаются химические изменения, приводящие в итоге к делению ядра, а потом самой клетки. Дальше добавляется математика, и остальное уже дело техники. (статья о делении клеток на моём сайте). В целом пример замечателен тем, как из общих положений диалектического материализма по ниспадающей были получены вполне конкретные научные результаты - количественные оценки непростого явления. Ещё один убедительный пример, что теория работает, и работает универсально.
Подводя итог раздела, ещё раз отметим, что с точки зрения формальных критериев диалектический материализм следует расценивать как научное знание, хотя сам процесс такого анализа трудоёмкий. Кроме того, параллельно, в чём-то пересекаясь с формальными критериями, существует индивидуальный процесс проверки истинности какого-либо знания, в данном случае диалектического материализма. Был описан один частный случай. Другие люди пройдут другим путём. Но что важно, такой путь есть для каждого, просто надо смотреть на мир открытыми глазами и светлым незамутнённым разумом.
Сравнение с другими философскими доктринами
Не будем особо углубляться и рассмотрим семейство философских концепций, объединенных креном в субъективисткую сторону природы познания. К ним относятся позитивизм, неопозитивизм, махизм, логический атомизм и многие другие течения и потоки. Общим для них является то, что мир отгорожен от человека его ощущениями и некеими конструкциями его же мыслительного аппарата, и этот факт абсолютизируется. Оба фактора в их представлении являются непреодолимыми препятствиями для познания объективной реальности, о которой поэтому и говорить не стоит. Противовес у таких подходов более чем достаточный. Чудинов Э.М. ( "Природа научной истины" ) в своё время подробно и убедительно показал проблемы этих учений применительно к вопросам научной истины. Блестяще изложенные и ясные мысли Томаса Рида тоже можно положить на ту же чашу весов (Thomas Reid, "An Inquiry Into the Human Mind on the Principles of Common Sense"), равно как и труды многих других философов, не игнорирующих здравый смысл.
При таком подходе остаётся только обратиться к абстракному мышлению и сосредоточиться на замкнутых мыслительных конструкциях, что представители этих направлений и делают. Они добиваются интересных результатов в формальных построениях. Например, во многом благодаря их усилиям развилась математическая логика. Логический атомизм как замкнутая конструкция интересен сам по себе (смысл сводится к тому, что знание должно быть представимо в виде совокупности простых - элементарных - логических построений), но как инструмент для познания мира вещь весьма ограниченная.
Логика это лишь один из возможных инструментов для решения практических и научных задач. Наиболее успешно она применяется в замкнутых, аксиоматически построенных дисциплинах. В областях, где решение задачи достигается помимо прочих подходов экспериментальным путём, добавляется очень мощный инструмент, а именно практические результаты, через осмысление которых и прокладывается путь к решению проблемы. Практические результаты одновременно средство и решения и проверки правильности решения на каждом этапе. Процедура проверки (верификации) следует определённым правилам и сама постоянно развивается. То есть логический подход не является и никогда не являлся преимущественным способом получения решений и проверки их правильности.
К примеру, эвристический способ мышления встречается на каждом шагу, и именно с его помощью были получены многие эпохальные результаты. Это потом можно разложить путь к открытию на логически непротиворечивые шаги, равно как и объяснить что угодно уже происшедшее. Но в момент синтеза нового знания подход был эвристический, качественно иной ассоциативный синтез нового на основе порой чего-то тонкого, с трудом уловимого, на уровне ощущений. Я сам получал значимые научные результаты, и логика там играла вспомогательную, но отнюдь не главную роль.
Теперь представьте, что мы искусственно накладываем на себя вериги в виде ограничения заниматьая только тем, что можно сформулировать с помощью лексических конструкций, описать с помощью языка, как требуют того субъективисткие подходы. Это означает, что мы сразу, добровольно, отсекаем огромное количество информационных каналов, в том числе и те которые способствовали развитию самого языка (всё-таки вначале было дело - эмоция, породившая движение, нечленораздельный звук, который со временем оформился в нечто более общепринятое - а не слово). А отрицание практики как критерия истинности нашего знания объективной реальности вообще делает нас пассивными субъектами, живущими в ограниченном неинтересном пространстве собственных умозрительных конструкций. Такой подход лишает индивидуума и общество в целом основных источников развития - практики и необъятного и необыкновенно интересного пространства объективной реальности. Да, там надо видеть непонятное и говорить о нём, вопреки иезуитским табу, налагаемым логическим атомизмом. Но ведь это так здорово! И это наша, материи, суть - двигаться и двигаться, никогда не останавливаясь. Так зачем противоречить своей природе, наступать на горло собственной песне?
В качестве примера воспользуюсь саморекламой. Недавно написал стихотворение "Утренний свет". По мнению людей, понимающих в поэзии, это хорошее, талантливо написанное стихотворение (скромность тоже должна пониматься через категорию меры). Так вот, испиши я ещё сотни страниц, всё равно никогда не передам полностью тех чувств, которые на самом деле испытывал в то утро - а я их испытывал. Язык передать их не может, но я из-за этого не собираюсь от них отказываться, равно как и от попытки описать их. А согласно сторонникам логического атомизма должен. Такое требование как-то плохо стыкуется и со здравым смыслом и с опытом человечества.
Изменение способов приобретения и проверки знаний идёт постоянно. И это нормальный диалектический процесс. При этом старые формы не обязательно отвергаются полностью, но либо получают новое качество, либо обобщаются, либо интегрируются в качественно новые подходы. Недавно, например, в журнале "Scientific American" (April), была статья с попыткой взглянуть на доказательство как таковое с точки зрения информационной избыточности. Автор допустил элементарные математические ошибки в обосновании, но сам факт показательный. Жизнь куда разнообразнее любых схем, а потому и способов познать что-то и убедиться в правильности полученного знания куда больше чем это принято считать.
"Зачем надо писать о диалектическом материализме?"
Этот вопрос задавался неоднократно, с разными оттенками, начиная от благожелательного любопытства и кончая легко угадываемым раздражением. А правда, зачем? Как ни прикидывал и так и этак, всё сходится практически к одному - интересно. Ну просто интересно понять мир, его внутренние пружины, и интересно двигаться в нём осмысленно и оптимально, деятельно, активно. Сознание - изменяющаяся материя, одна из её форм. Материя не может прекратить движение, даже если возникает препятствие. Это, казалось бы, так понятно и естественно - следовать своей природе (в допустимых рамках, разумеется - категорию меры никто не отменял). Но стереотипы ныне получили такое широкое хождение и так успешно внедряются в головы, что простые и естественные движения, не согласующиеся с ними, начинают вызывать в лучшем случае недоумение. А жизнь, объективная реальность, движется, она богаче любой возможной схемы. Как говорил герой одного известного произведения, склонный к умозрительной деятельности несколько больше, чем надо по ситуации, "на свете, друг Горацио,...". Так что пусть движется, в данном случае мешать движению причин нет.
Заключение
Результат прочтения этой статьи будет зависеть от изначальной установки. Если искать в ней противоречия с отличной точкой зрения, то найдётся и такое. Если подойти непредвзято и конструктивно, то данный материал вполне может послужить отправной точкой для изучения и осмысливания общих законов диалектики применительно к явлениям самого разного масштаба. Сказано было много, и в довольно конспективной форме. Но диалектический материализм хорош тем, что является научным обобщением здравого смысла, и потому при желании можно продолжить размышления самостоятельно. Разумеется, при наличии хотя бы базовых знаний диалектического материализма.
Диалектический материализм на сегодня пытаются представить расплывчатой, фрагментарной теорией без сколько-нибудь серьёзных практических приложений, этакой тупиковой дискредитированной доктриной. Почти курьёзной, если бы не столь значительные последствия некоторых событий, с ней тем или иным образом ассоциированных. На самом деле нет ничего более далёкого от реальной значимости, практичности и содержания этой полнокровной, динамичной и жизнеутверждающей теории. Это ценнейший инструмент, который ещё сослужит великую службу человечеству.
Дальнейшее развитие диалектического материализма должно идти так же как и других наук, путём взимодействия и взимного обогащения теоретических и практических результатов. При этом не надо пугаться "практических". Ничего дурацкого, никаких глобальных волюнтаристких экспериментов. Практическое поле приложения включает явления самого разного масштаба, начиная от бытовых дел и кончая вопросами государственого устройства. Устоявшиеся и проверенные теоретические положения составят основу концепции, такую чтобы быть изложенной в объёме учебника и дать в итоге хорошие навыки по практическому применению. Примерно как математический анализ. Можно взять любой более-менее нормально написанный курс и по его изучении быть способным решать реальные задачи. К сожалению, диалектический материализм по большому счёту особо не развили, остановились где-то на уровне начала двадцатого века. В плане практических приложений можно сказать, что уже забыли когда помнили. В дальнейшем в основном шло приспособление положений диалектического материализма под политические заказы, и таким образом в итоге как научная доктрина диалектический материализм оказался скомпрометированным. И как часто при этом бывает, с водой решили выплеснуть и ребёнка.
Но рано или поздно к нему вернулись бы. Потому что здравый смысл никто не отменял. Рано или поздно возникло бы снова научное обобщение здравого смысла, и тут бы выяснилось, что оно есть не что иное как хорошо забытый диалектический материализм. Так что лучше не оттягивать неизбежный момент и воспользоваться этим мощным аналитическим аппаратом уже сейчас. Тем более что ситуация похоже требует - уж очень много социальных и политических фантазий и утопий витают кругом и, что ещё хуже, не оставляются пытытки их воплощения. Да и на уровне отдельного человека это тоже очень полезный, практичный и оптимистичный инструмент.
Конструктивная дискуссия как не что иное способствует всестороннему анализу предмета обсуждения. Хотелось бы поблагодарить всех, кто ранее принял соответствующее участие в обсуждении затронутых вопросов, а также редактора альманаха Лебедева В.П., опубликовавшего статью.