Истина проходит через три стадии: сначала её высмеивают, потом ей яростно сопротивляются, и, наконец, принимают как очевидное. - Артур Шопенгауэр, немецкий философ
Тема партизанского движения всегда была популярной в истории Второй мировой войны, ибо, по мнению идеологов, являлась убедительным доказательством всенародной борьбы советского народа с германскими оккупантами. Если верить советским учебникам, то партизаны действовали повсюду, от Молдавии до Балтии. Как известно, в июне 1941 года наступление немцев было стремительным, и более трёх миллионов красноармейцев оказались на оккупированной территории, в тылу врага. Из них и зарождалось партизанское движение. Много книг написано о партизанах Брянщины, Смоленщины, Белоруссии, ещё больше снято художественных фильмов. "Беларусьфильм" даже называют в шутку "Партизанфильм".
В школьные годы все эти фильмы и книги воспринимались за чистую монету. В первый раз я побыла в Хатыни ещё в советское время, и мемориал меня очень впечатлил, а второй раз в 2000-ые годы. Но я уже знала, что деревню уничтожили не немцы, а пленные красноармейцы. Ещё я думала о Хайбахе, где офицеры НКВД сожгли в сарае 700 ингушей: женщин, стариков, детей, которых не успели вывезти из аулов в назначенный срок, согласно плану депортации чеченцев и ингушей. И чтобы не заморачиваться, их сожгли, а тех, кто сломал ворота и вырвался из адского пламени, расстреляли из пулемётов. Точно так, как в Хатыни.
Нынешним летом я посетила мемориальный комплекс Ола в живописной заповедной зоне Светлогорского района Гомельской области. Прекрасный памятник, но стоило ли убивать трёх немцев, чтобы каратели хладнокровно сожгли 1758 жителей деревни? Это было уже 14 января 1944 года, всем было известно о коллективной ответственности жителей за связь с партизанами. Так кто они - "герои" или провокаторы? Кому были нужны такие жертвы? Сталин с Гитлером развязали Вторую Мировую войну. А потом оба тирана вынашивали планы взаимного уничтожения. Гитлер оказался хитрее, а за просчёты генералитета были брошены в топку мирового пожарища больше сорока миллионов наших предков.
Уже 1 июля 1941 г. ЦК КП(б) Белоруссии выпустил директиву, в которой призвал "уничтожать врагов всюду, где их удастся настичь, убивать их всем, что попадётся под руку: топором, косой, ломами, вилами, ножами... При уничтожении врагов не бойтесь применять любые средства - душите, рубите, жгите, травите фашистских извергов...". 6 августа 1941 года командующий войсками Западного фронта маршал Тимошенко обратился ко всем жителям оккупированных врагом территорий: "Атакуйте и уничтожайте немецкие транспорты и колонны, сжигайте и разрушайте мосты, поджигайте дома и леса... Бейте врага, мучьте его до смерти голодом, сжигайте его огнём, уничтожайте его пулей и гранатой... Поджигайте склады, уничтожайте фашистов, как бешеных собак..."
17 ноября Сталин приказывал "разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск", обрекая жителей на смерть от холода и голода. Фактически вся вертикаль власти возложила борьбу с врагом на гражданское безоружное население, которое прежде убаюкивала дружбой с Гитлером. Молотов в 1939 году уверял, что "не только бессмысленно, но и преступно вести войну на уничтожение гитлеризма". В договоре о дружбе с Германией был пункт - взаимное обязательство - "отказ от идеологической пропаганды друг против друга".
Сталин заверил Риббентропа, что "советское правительство может гарантировать своим честным словом, что Советский Союз не предаст своего партнёра". Во все времена населению России никто так не вредил, как её собственное правительство, а виноватым всегда оказывался плебс. За просчёты политических банкротов и маршала Тимошенко, растерявшего армию, потерявшего десятки тысяч танков, самолётов, орудий, безоружные люди должны были перегрызать горла немцам. Мало того, что селяне были брошены на произвол судьбы, так Сталин решил сжечь их с помощью диверсантов.
Диверсионно-разведывательной группе комсомолки Зои Космодемьянской было поручено уничтожить огнём десять населённых пунктов в Московской области. При поджоге второго дома она была схвачена жителями и повешена. При аресте назвала себя Таней. Фотография казнённой девушки была опубликована в "Комсомольской правде", несколько человек признали в ней Лилю Озолину. При первом вскрытии могилы никто из женщин труп не опознал. При повторной эксгумации все женщины назвали её своей дочерью и стали драться. "Побоище было страшное. Всех разогнала длинная и худая женщина, впоследствии оказавшаяся Космодемьянской. Так Таня стала Зоей".
Поэтому нельзя однозначно утверждать, что казнённая девушка была Зоей. Она стала символом, как и другие герои Второй мировой войны. Много легенд сопутствует партизанской теме. Их героизировали, романтизировали, возвеличивали, прославляли, награждали, назначали депутатами всех уровней, партийными и советскими руководителями, из них создали иконы, на которые должно равняться общество, на их примере воспитывали пионеров и комсомольцев. Но так ли всё было на самом деле, как это преподносила советская пропаганда?
Почему, повествуя школьникам о подвигах партизан Брянщины, ни словом не упоминали о Локотской республике? А это 600 тысяч человек, которые не признавали советскую власть, и было за что - за репрессии, за голодоморы, за коллективизацию, за индустриализацию на костях народа. Почему не рассказывали ученикам о РОНА - российской освободительной народной армии, которая в конце войны была преобразована в 29 дивизию СС? И не надо упрекать украинцев за Степана Бандеру - он жизнь отдал за свободу и независимость своей Родины. Так же, как три его брата и четыре сестры. Он сидел в тюрьме при поляках до 1939 года, потом сидел при немцах до 1944 года, а затем воевал с коммунофашистами. Так что прежде чем критиковать соседей, надо вытащить бревно из собственного глаза.
Много для восстановления исторической правды сделала белорусская писательница Светлана Алексиевич. Она объехала все деревни Белоруссии и беседовала с живыми свидетелями, которые знали и оккупантов, и партизан. В основном это были женщины, с ней откровенные, а учителей и представителей власти побаивались. Они прямо говорили, что только при немцах у них в горшках мясо появилось, а комиссары всё отнимали до последней картофелины и обрекали людей на голод. Рассказывали, что днём боялись немцев, а ночью ещё больше партизан, потому что с немцами можно было договориться, а с этими нет. Вначале это были полубандитские группы, грабившие селян.
"Хорошо, если во главе оказывался бывший окруженец с нормальными взглядами... Помните, у меня в книге "Время секонд-хенд" есть история про Розочку? Восемнадцатилетнюю еврейскую девушку прислали из Москвы, она была связисткой. С ней спали все партизанские командиры, а потом, когда она забеременела, просто пристрелили на опушке. Вся моя деревенская жизнь состоит из этих рассказов. ...У нас просто такая история, что зайди буквально в любую семью и услышишь такое".
Светлана Алексиевич - лауреат множества международных литературных премий. В 2015 году она стала лауреатом Нобелевской премии по литературе с формулировкой "за её многоголосное творчество - памятник страданию и мужеству в наше время". И вот узнаю на днях, что в одной из школ учительница дала задание школьникам написать сочинение о писателе, который им нравится. Мальчик написал о С. Алексиевич. Учительница на глазах всего класса разорвала её фотографию. Ученик публично наказан за искренность своих чувств. Кого же воспитывает современная школа - лжецов и лицемеров?
Мы живём в страшное и подлое время в каком-то заповеднике андрофагов, первобытных людей, злобных дикарей, кретинов в шапочках из фольги. Это результат ленинско-сталинско...путинской селекции. Массовая деградация общества во всех стратах, включая семью. Эти вырожденцы не внимают никому, хоть трижды академику и Нобелевскому лауреату: "А я никому не верю!" Ну, да, для нищих рабов, манкуров нет других авторитетов кроме своих рабовладельцев. Им бессмысленно что-либо объяснять. Но существует коллективная память поколений, нетленная летопись, голос народа из-под каменных глыб на захоронениях миллионов невинно убиенных наших сограждан за 107 лет коммунофашистскими извергами. Слушаем их голоса:
"Прабабушка один раз сказала, что в войну не столько боялись немцев, сколько своих (полицаев, партизан)". "Кто из белорусов этого не знает. Моя бабушка мне рассказывала, что пьяные люди врывались в дом с автоматом и требовали то, что хотели". "Так было с мужем тёти. Когда нечего было дать партизанам, получил очередь в спину". "Чистая правда! Мои бабушки вспоминали о партизанах только слезами, проклятиями и матами и иначе как бандитами и ворами их не называли!" "Никогда не забуду, как моя бабушка - белоруска (Червенский район) сказала мне, упоротому советскому комсомольцу, что не известно, кто был хуже - немцы или партизаны. У меня был шок. Сейчас хорошо понимаю, кто". "Партизаны - это была казнь для местного населения, от которых погибло много людей".
"Аналогично было на Смоленщине. Бабушка рассказывала, что налётов партизан боялись больше чем немцев. В итоге староста деревни, чтобы избавиться от ночных грабежей, предложил организовать хозяйство в самом отряде. В противном случае пригрозил сдать их отряд немцам. Бабушка несколько месяцев ухаживала за коровами и свиньями у партизан. Потом их отряд немцы всё-таки разбили, а бабушку угнали в Германию, как многих молодых в оккупированных территориях. До конца жизни она с ненавистью вспоминала партизан, из-за которых были уничтожены несколько деревень вокруг, одна вместе с жителями (как Хатынь). Не любила она и День Победы, поскольку знала истинную цену ей. Все упоминания о войне вызывали у неё только слёзы".
"От действий партизан страдало население, немцы брали заложников и расстреливали их при убийстве солдат и офицеров. За солдат меньше, за офицеров - больше. Народ расстреливаться не хотел и подпольщиков сдавал". "Немец спас моих бабушку и прадеда, вывез их из горящей деревни. И партизаны пытались сжечь это село и сёла в районе, а жителей убить. Мне бабушка рассказывала о насилии и грабежах, которые совершали банды Ковпака, когда рейдировали через Украину".
"Партизаны ничего не делали, только самогон пили и грабили население. Но тут много и поездов под откос пошло, и взорвано мостов, складов, расстреляно полицейских и немецких казарм и т.п. И это ценой подвига партизан. Не легкая жизнь была у партизан, жизнь в землянках, часто впроголодь, риск жизнью, идя на задание. Были и шайки бандитов, называвших себя партизанами для прикрытия".
"Мой дед помогал партизанам. Пёк хлеб и шил одежду. Его брата и ещё нескольких односельчан за помощь партизанам фашисты расстреляли на деревенском кладбище. А когда фашисты отходили, согнали в амбар всю деревню. Там была и моя мать. Их успели спасти. Советский самолёт. Дедушка рассказывал, что люди сами партизанам давали поесть. И рады были помочь. А как же. Ещё одна моя родственница рассказывала про какую-то атаманшу. И имя называла. Да её отряд грабил людей. Было и такое".
"В Украине открыты архивы КГБ, МВД. Очень многие документы подтверждают ваш рассказ. ЧП (красные партизаны), устраивая диверсии в тылу немцев, целенаправленно подвергали гражданское население расправам, казням, наказаниям. Перелом произошёл примерно во 2-й половине 1943. Убитое немцами (в ответ на выходки ЧП), шантажированное ЧП, разграбленное, бесправное население, было между молотом и наковальней, начало действительно понемногу перебираться в леса. Часто ЧП, бравшие в заложники кого-то, заставляли родственника совершать противоправные действия.
Кроме Беларуси такая ситуация была на Сумщине, Брянщине, Курщине. Партизанские отряды целенаправленно формировались не из местных, чтобы избежать всякой жалости к местным, которые будут после рейдов страдать от мести немцев. Своими подлыми проделками ЧП подвергали крестьян на голод и холод. Ибо в первую очередь они воевали не с оккупантом, а с зерном, фермами, продовольственными запасами. Моя покойная бабушка не из партизанского края, а из Виннитчины. Однако рассказывала, что за всё время оккупации немцы расстреляли одного такого диверсанта-дегенерата. Этот болван сжёг скирды с хлебом. Оставив и крестьян без еды. И жалости к тому чёрту крестьяне не чувствовали. Поймали бы крестьяне, так сами разодрали бы, как лягушку. Так говорила бабушка".
"Вообще старики говорили, что немцы были человечнее советов. Однако они сталкивались исключительно с СД и военными. СС не видели за всё время оккупации. Село входило в 100 км зону вокруг прудов Гитлера под Винницей. И покойный сосед дедушка рассказывал о рейдах наскоков нкведешников в пригород Киева. Залетали в деревни, забивали людей, разговаривая на немецком. Достаточно было знать несколько доступных слов: русиш швайне, шнель, хенде хох и пару-тройку комплектов формы. Зная, что будут отступать из Киева, так пытались подстрекнуть население к сопротивлению и распространить истории о бесчеловечном отношении к мирным жителям. Это то же самое, как история о распятом мальчике в трусиках и злых бандеровцах в Славянске".
"Соседка белоруска рассказывала моей матери, как её муж сидел партизаном в лесу, а немецкие солдаты кормили её многочисленных детей". "Мне дед говорил, немецкий солдат дал детям конфеты, а партизан последнее яйцо о голову разбил, потому что дед хотел его спрятать для семьи". "Какие партизаны. Бабушка рассказала, что она была ночью с лошадьми, "партизаны" избили прабабушку и отобрали всё, что могли". "А в какой стране партизаны затоваривались на продуктовых партизанских базах, или в магазинах? Везде кормились за счёт людей местных".
"Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала! Это строка из обращения погибших в Хатыни мирных граждан к будущим потомкам нанесена на братской могиле. (По информации офиса Генпрокурора Украины на текущий момент в Украине убит 591 ребёнок и более 1702 деток получили ранения.) Список погибших детей, в отличие от Хатыни, не закрыт".
"Кто такие настоящие партизаны? Это украинские бандеровцы, это литовские лесные братья, которые больше 10 лет вели войну против русско-советских оккупантов в абсолютно автономном режиме. Это польская Армия Крайова, это Беларусская освободительная армия. Все они вели борьбу за свои свободные и независимые Украину, Литву, Польшу, Беларусь. Кто такие советские "партизаны"? Это бандиты и террористы, которых совок (внешняя сила) засылал на земли, занятые немцами". "Партизанское движение УПА и подполья действовало до середины 50-х. Были рейды в Белоруссию, в страны Балтии: Литву, Латвию, Эстонию к лесным братьям". "Героями были только те партизаны, которые боролись за независимость Беларуси".
"Партизаны - это не просто рандомные местные жители, которые ушли в лес, откуда-то взяли оружие и стали воевать. Это заранее подготовленные властью люди, обычно с военным опытом, которых зачастую забрасывают через линию фронта или намеренно оставляют в тылу при отступлении. При этом оружие и еду им переправляют через линию фронта или берут из заранее созданных складов и схронов. Просто так вышло, что в Беларуси очень удобный ландшафт (леса и болота) и немцы довольно долго занимали эту территорию (до середины 1944), чтобы совки смогли перебросить достаточно оружия и кадров. Пик активности "партизан" как раз на 1944 и приходится. А насколько сами белорусы хотели воевать - показывают 1941-1942, когда что-то никакой особой "партизанской" активности не наблюдалось".
"Очень давно, ещё, когда я учился в советской средней школе, как-то спросил у нашего учителя истории: "А чем питались партизаны в лесу, зимой?" Учитель как-то нехотя стал говорить что вот, мол, им с самолётов сбрасывали мешки с продуктами. Я же прекрасно видел, что он врёт, спрашиваю дальше: "Это же надо было делать регулярные рейсы, почти как движение поездов! И немцы ничего не замечали?! А потери транспортных самолётов ради мешка консервов? А потери самолётов прикрытия? И это постоянно на протяжении почти трёх лет!" Помню, что учитель тогда страшно рассердился и сказал, чтобы я больше никому и никогда не задавал таких вопросов. Иначе я буду иметь в жизни серьёзные проблемы".
"Были партизанские отряды, управляемые Москвой. И были банды из дезертиров и уголовников, которые представлялись как партизаны и просто грабили население, чтобы выжить в лесу. Надо понимать, что люди разные". "Мой дедушка, уроженец Мозыря, рассказывал, что во время войны у него были одни штаны, в которых он даже спал. Почему? Придут немцы - отберут, придут партизаны - то же самое". "Помню стариков из Вераскова Новоградского района, которые плакали от воспоминаний о том, как они были маленькими детьми, а их родителей убили партизаны за то, что они не давали им сала, яиц". "Бабушка говорила, что, так как грабили партизаны, так даже немцы не грабили". "Как бабушка говорила: пришли партизаны, жди беды! А немцы лечили, кормили, работу давали. Голодранцы были партизаны!"
"Разные есть истории. В месте моих предков многие мужчины не попали на войну, пришли немцы и заставляли работать на них. Мужики долго не терпели и уходили в лес, добывали оружие и воевали, как могли. Все местные знали об этом и подкармливали, потому что это были свои. Местные заранее знали, когда будут жечь деревню, и накануне вывели всю скотину и сами удрали в наш лес - спаситель и как вы думаете, кто предупредил? - тот, кто служил у фашистов. Знаю море историй, когда бандиты кошмарили и грабили местных и только после войны их признали какими-то партизанами, хотя местные знали прекрасно, что тюрьма по ним плачет. Видимо много народу погибло и уже власти не хотели расстреливать всех подряд".
"Всё верно. У меня отец и мать детьми оставались на территории, захваченной немцами. Один на гомельщине, другая на витебщине. Отец говорил: какие партизаны? Только после Курской битвы зашевелились. Летом сидели в лесах, зимой разбегались по хатам и грабили. Бабушка с отцом прятали корову и тёлку в лесу, картошку в схронах на огороде. У мамы на витебщине в 1942 году пришли из леса и соседа заставили с их подачи стать старостой. Через год немцы заставили спалить мост через реку Оболянку. Пришли из леса и расстреляли его вместе с семьёй. А до этого постоянно требовали еду и одежду. А глухомань на севере витебщины была ещё та. Так что большинство всё правда. Отец ещё говорил, что когда пришли немцы, население встречало их хорошо, так как после 1939 года они наелись советской власти, но когда окруженцы начали нападать на немцев, вот тогда начались и зверства с их стороны. Не зря борьба с советской властью в Беларуси продолжалось почти до конца пятидесятых годов".
"Равнять всех партизан под одну гребёнку в корне неправильно. Как и везде, среди них встречались и моральные уроды, но в большинстве всё же они вели борьбу с фашизмом и исторически именно они победили. С этим фактом не поспоришь". "Очевидно что партизаны были разношерстными, как и все на войне, что кушать им тоже надо было (а кушать всем не хватало), что были те, кто забирал харчи, отоваривал их на рынке и больше ничего не делал, но передавал в Москву, как он доблестно сражается с немцами, рисковать жизнью не всем же хочется. Лично мои бабушки помогали партизанам, плохого не рассказывали, хотя поводов пойти в полицаи было достаточно (за раскулачивание)".
"Партизаны вели рельсовую войну - это миф! От Бреста до Орши железная дорога проходит через поля и населённые пункты, лесов рядом нет, а значит, и партизан не было рядом, чтобы вести рельсовую войну. Они сидели в глубинке в лесах, где ж. д. не было и от имени советской власти грабили сельчан. Советская власть в первые дни войны бросила население на произвол судьбы и сбежала в Москву, не организовав его эвакуацию, а потом обвинили население в том, что были под оккупацией и ссылали в ГУЛАГ. Такое поведение по отношению к населению один в один мы видим в Курской области РФ, или как русские воевали своими мясными штурмами на примере войны с Украиной".
"Лесные бандиты сидели в лесах, пили самогон, закусывали картошкой с салом, а когда напивались, ходили в деревни насиловать девушек и женщин. Вот какие они были герои". "Тактика выжженной земли у россиян осталась и сейчас: Чечня, Украина, теперь Курщина". "Символом немецких преступлений на оккупированной территории СССР стала Хатынь. Только один нюанс. Из кого состоял 118-й батальон шуцманшафта, который её и уничтожил? А из советских людей! В основной бывших военнопленных. Есть канал историка Марка Солонина, там есть цикл, посвящённый трагедии мирного населения на оккупированной территории, который так и называется: "Меж двух огней".
Автор последнего комментария правильно выразил суть видео, но его точное название: "Не иди и не смотри. Обречённые на смерть между сталинцами и гитлеровцами". Под ним 1286 интереснейших комментариев, это тоже коллективная память поколений. Марк Солонин - скрупулёзный, дотошный исследователь, разработавший партизанскую тему на основе монографий, диссертаций, статистических сборников, архивов. Он написал книг по истории Второй Мировой войны больше чем целый НИИ, невероятно работоспособный историк, лектор, писатель, и служит он только истине, в отличие от кремлёвских прикорытников. Имеющий глаза, уши, мозги, видит, слышит и понимает, а горбатого исправит могила.