Шепелев Павел : другие произведения.

Попытка примирить две стороны.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Критикам фэнтези и авторам жанра читать и комментировать обязательно.

   Все больше и больше мы видим на прилавках и в интернете фэнтезийных романов. В связи с этим в кругах писателей прорастает все крепчающее мнение о низкой качественности и/или негодности современного фэнтези, как жанра. Более того, авторов сравнивают практически с еретиками в христианских рядах, и мы видим новое воскрешение святой инквизиции, строящееся из рядов особо взыскательных критиков.
   Посему, постараюсь высказаться в защиту фэнтези и его авторов. Постараюсь. Надеюсь, что это мои слова хоть немного усмирят ретивых 'инквизиторов' и помогут писателям фэнтези стиля поверить в свои бо́льшие возможности. Дам свою оценку проблеме современного фэнтези, и постараюсь помочь писателям советами. Внимать последнему или нет - выбор за вами.
  
   Тем не менее начну я, как раз с того, что внесу еще долю критики.
   Фэнтези - самый бездарный жанр. Все написанное - не более, чем детский лепет ребенка, который только сменил подгузники на подгузники-трусики (на горшок не научился даже ходить). Он ничего не смыслит о мире, кроме как о своих маме и папе, и то не в курсе, что его родители в первую очередь родители биологические. Этот ребенок не имеет понимания о науках, об эллипсообразной форме Земли, о религии и прочем. Он представляет мир таким, каким, в меру малоразвитости, может его представлять.
   Короче говоря, то современное фэнтези, и в частности, которое распространено в СИ, возвращает читательский мозг на уровень ребенка. Мы знаем (все же надеюсь!), что Земля - эллипс, что дважды два равно четыре... Мы знаем и о делении клеток даже и что люди многоклеточные существа. Так к чему, простите меня, пытаться изобретать велосипед и колеса к нему, в придачу? - все за вас сделано уже!
   Вдобавок, чему нас, - черт подери! - учат эти романы или повести о заезженных, от пяток до кончиков острых ушек, эльфов, о безмозглых уродах орках, о карликах и скрягах гномах? А чему учит, закатанная в асфальт бесконечным освещением в фэнтези, любовь?
   Вот самые безобразные примеры, которые можно встретить в тысячах любовных фэнтези-романах. Это зачин:
   Дескать, эльф и эльфийка. Он принц, она принцесса. У них шуры-муры любовь. Встретились на балу, как это бывает, или, что там у них в лесах? Не знаю... например на празднике Весны (1 апреля:)).
   Это вот зачин. Причем, не обязательно двое эльфов. Есть варианты с людьми, но так или иначе, смысл один. Дальше. Развитие сюжета:
   Наступила война за леса эльфийские. Любовную парочку она поделила. Эльфка уходит в тыл с женщинами, мудрыми всякими, коим погибать не следует. Эльф идет на войну - отбивать дом.
   Хэппи энд:
   Говорить ничего не надо, и так все ясно.
  
   Ну куда это годиться, господа хорошие?! Надоело. И это пусть. Это любовная составляющая. Как же там с остальным?
   Худшая выдумка юных поколений писателей этого жанра состоит в том, чтоб начинать роман вступлением в стиле "попадание в параллельный мир или прошлое нашего". Объясняю. ГГ есть обычный среднестатистический житель нашей необъятной Родины или всей, еще более необъятной, планеты Земля. Он гуляет себе по парку с собачкой, никого себе не трогает. Тут дорогу перебегает черная, как смоль, кошка, и понеслось... Собака не может пропустить столь интересный хвостатый экземпляр, и, естестна, со всех ног бросается за ним. Хозяин не выпускает из рук поводок. Он бежит за псиной, машет руками и орет, чтоб та остановилась. Куда там! Кошка под забор, собака за ней. Человек пролезть в узкую щель не может. Он на полном ходу врезается головой в забор, конечно, умирает, и - о чудо! - оказывается среди темных вековечных лесов нового фэнтезийного мира, в коем и происходит действие.
   Думайте сами, нормально ли такое шаблонирование? Мой саркастический пример вполне должен показывать мое отношение.
  
   К сожалению, и это еще ничего. Хуже только то, что авторы не продумывая ни мира ни героев, тулят "произведения" на публику. Я понимаю стремление писать, когда прочли книгу популярного в этом жанре автора и вдохновились идеей. Это нормально. Судить вас никто, и я в первую очередь, не собираюсь. Стараюсь лишь указать на явные недочеты, если хотите, пишущих в фэнтези жанре и попытаться дать маленькие сторонние советы по их устранению. А тут совет простой. Больше читайте, больше пишите, переписывайте то, что написали, и - упаси Боже!!! - не выкладывайте в свой раздел, если уровень вашего творчества, с вашей точки зрения, - я надеюсь на ее объективность - очень далек от творчества кумиров. Дайте почитать друзьям, родственникам. Почитайте книгу нашего отечественного писателя Юрия Александровича Никитина "Как стать писателем" или Найджела Воттса "Как написать роман"(рекомендую!).
   Честное слово, не хочу обидеть никого. В книге много интересного и познавательного и для получивших признание, хотя бы в СИ, а главное по праву.
  
  
   Ну да ладно. Пора вроде бы и в защиту говорить.
   Мда.. Что сказать то? Попробую проще, исходя из вышесказанного.
   Кто-то из сторонников автора, так называемого ругательства, о котором писалось в начале, уже было распустил слюнки. В защиту выступать собрался, а сам обо**ал донельзя все фэнтези вдоль и поперек. Эти люди уже глумливо смеются и гордятся своей правотой. Огорчу вас.
   Почему? Потому что фэнтези это моя слабость. У меня зачастую опускаются руки, когда вижу все то, о чем я только что написал. Шаблоны, шаблоны. Они кругом. Не хватает фантазии. Не хватает глубины смысла, в тех случаях, когда он вообще есть.
   Что это я? Опять не в ту сторону пру...И вновь вы потешаетесь. Снова в ваших душах вспыхивает вера в непоколебимое бесправие фэнтези, как жанра.
  
   Начну тогда. Не буду томить жаждущих услышать доводы "за". И это все не ради оправдания перед противниками, а ради того, чтоб писатели молодые и не очень (о годах в творчестве), а больше молодые, осознали серьезность и важность, но самое главное - ответственность перед читателями и будущими почитателями, каковые, без сомнения, появятся.
   Во-первых. Время не вернешь. И детство, такое теплое и радостное для большинства из нас. Мы вспоминаем наши детские игры, открытия, мечты. Фэнтези дает нам шанс перебраться, пусть не реально, но в мыслях, обратно в детство. Кто из мальчиков не мечтал побыть хоть денек королем Артуром, к примеру? А какая девочка не хотела бы побыть полновластной королевой в пышном платье с бриллиантовой короной? Особенно, постоянно испытывая некий гнет со стороны старшего братца :). Уж она показала бы ему гнев королевы!
   Ну пускай. А если скажете, что погружение в никчемные бесполезные мечты нужны, чтоб отделаться от наседающих со всех сторон реалий мира. То я отвечу. Это отрешение от реальности нужно за тем, чтоб сбросить груз тревог, стрессов и даже плохой экологии. Вдохнуть запах альпийских луговых трав и цветов. Пересечь лиги снежных пустынь со своим верным боевым товарищем, убегая от армии нечисти. Взобраться на поднебесные горные вершины к местным богам. Очутиться во мраке пещер у подгорных королей (не обязательно гномы! Вспомните горного короля из мультика). Мы зачастую не можем отправиться в путешествия, а особенно повстречаться с богами, а особенно пуститься в приключения без риска для здоровья. Уж не лучше ль это делать через книгу?
   Может родиться у внимательных критиков и такой вопрос. А где избавление от стресса? Вроде и убегаешь от погони и лезешь по неизвестным штрекам незнамо к кому.
   А стресс-то мы как раз и сбрасываем, наблюдая за героями. Еще лучше, если героям при этом еще и всячески невезет. Тут читатель подсознательно ставит себя уже не на место стороннего наблюдателя. Он выискивает пути решения всех ведомых и неведомых ему проблем, с которыми никогда не встретишься в реальности. Переживания за ГГ ставят на второй план стрессы самого читателя. Кроме того, он может потом более трезво, как в случае с ГГ посмотреть на свою проблему и проще ее решить, словно проблема и не твоя совсем.
   Вот тебе и раз!
   Я задал вопрос ранее: "Зачем изобретать велосипед, если его изобрели до тебя?"
  Отвечу на него сам. Затем, что каждый видит свой велосипед разным и с разными колесами. У кого-то они может даже квадратные. Тут автор преподносит нам свои идеи сокрытые под маской магии, войн, политических интриг, религий... Он дает нам почву для раздумий над верностью нынешних канонов, каких-либо устоев в обществ или морали. Любая форма "детали велосипеда" нацелена на воздействие. Воздействие на умы или сознания читателей.
   Злые умы недобрых критиков могут напридумывать захват мира, разделение обществ, столкновение цивилизаций через такие книги.
   Могу лишь улыбнуться и ответить согласием. Почему улыбнуться? Потому что критики сейчас оказываются правы, но не до конца. Почему правы? Потому что любая книга, если автор захочет и, главное, сможет - воплотит в жизнь его самые безумные планы. Исключать такого нельзя. Но опять же.
  1) Это ни в коем случае не относиться к фэнтези конкретно
  2) Все зависит от читателя. Если автор пишет сказку на ночь для детей до года, а взрослые тупоголовые лбы видят в ней пособие для террористов, - хотя и нет там такой идеи - то ничего уже не поделаешь.
  Нужно бороться с тупоголовыми, как с классом. Тогда, быть может, литературу и не будут обвинять во всех бедах этого мира.
   Добавлю только то, что я уже ответил на вопрос о поучительности жанра (вроде бы). Кто не согласен, пусть пишет в коменты.
  
   Но давайте уже про любовь! Обожаю это слово! М-м-м... Мление под сладостными чувствами всеобъемлющего счастья и теплоты. Трепетание сердца при виде любимой или любимого... Кажется, что на все способен в любви!...
   А чему же она учит нас? Чему учат читателей любовные фэнтези-романы?
   Любой, мало-мальски добротно сведенный воедино такой роман, учит, скорее всего(коротко):
  1)Не предавать любовь.
  2)Не предавать любимых.
  3)Любовь слепа (вот это сто пудов в точку попал. Аж знаю. В 99 из ста любовных романов именно эта заморочка)
  4)Учитесь любить.
  5)Много чему еще...
   Долго перечислять. И к чему? Каждый найдет тут свое. Что мне нравиться, конечно, так это то, что сей поджанр фэнтези самый смысловой, даже за счет шаблонирования и отсутствия фантазии. И очень хорошо! Хоть что-нибудь, да должно быть со смыслом уже изначально.
  А вы думали смысла нет, уважаемые критики фэнтези! Поспорьте. Это даже интересно получиться! Все вопросы не предугадать.
  
   А самой главной причиной всех бед, стопора и зацикливания на шаблонах, считаю обычную ЛЕНЬ! Это она, то есть ВЫ, не даете мозгу раскрыть потенциал замыслов. Это вы, имея в багаже эти замыслы, не пытаетесь их применить в своем романе. Это вы, придумываете гениальные сюжеты, но забываете по ходу написания, отклоняясь от общей идеи, а все потому, что не удосужились взять ручку и вписать в блокнот. Вот! Вы сами же позорите, господа писатели, ваш любимый жанр! Не верю я, что под разделом "фэнтези" собрались те, кто не умеет писать. В нем собрались, зачастую, те, кто не умеет бороться с ленью!
  
   Вот и все, друзья! Не сказанного больше, чем хотелось бы. Но сил выдать все и сразу, простите, не хватает.
   Надеюсь, что вы почерпнете из моих попыток донести свои мысли в плане улучшения общего состояния нужного и развивающегося жанра. Именно развивающегося! В отличие от большинства жанров, так младенец просто! Только от нас с вами, зависит его развитие и рост. Так не будем те поддаваться лености и возьмемся за перо, да за учебники :).
  
   А уважаемым критикам, прошу писать комментарии. У вас найдется, что возразить. Я не сомневаюсь!
  
  
  
  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!!! Все выше сказанное не может претендовать на всеобщую истину или являться таковой. Не стоит воспринимать написанное выше, как правила или указания к действию. Автор несет ответственность за свои слова, НО попытка их опровергнуть будет проигнорирована. :-)))
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"