Аннотация: Умер ли День Победы для Сергея Варсонофьева?
"Просто в один из майских дней я увидел горстку стареньких ветеранов, которая двигалась от троллейбусной остановки к метро, ветер теребил седые одуванчики их голов, боевые ордена, как и положено, висели на их поношенных пиджачках, только всем до них не было никакого дела. Люди среднего возраста как-то по-обычному серо шли по своим делам, а сосущая пиво молодёжь смеялась о чём-то своём, ни о чём, даже их не замечая... (пауза).
Я был просто убит. Ведь для меня рассказы о Войне были чем-то святым, как Евангелие, даже когда в войнушку во дворе играли, никто не был фрицем, все были нашими, как же иначе? А тут шли усталые люди из того мира, которого больше нет. Вот так для меня умер День Победы... (пауза)". (С. Варсонофьев "Когда Господь устал").
Эти слова из пьесы-монолога человека, который остался один, под названием "Когда господь устал" С.Варсонофьева навели меня на размышления о том, в какой мере они выражают действительную позицию автора по отношению к войне, к "тому миру, которого больше нет". На самом ли деле, этот мир для него больше не существует? - задумалась я.
Понять, что это не так, мне помог рассказ Сергея "Мечтатель", который одна из комментаторов работы очень правильно и удачно, на мой взгляд, назвала "подарком всем нам по случаю Дня Победы". Возможно, такое мнение о работе вызовет некоторое недоумение. Ведь автор пишет не о военном времени, когда пули над головой свистят. Вы не встретите в произведении тех, кто грудью бросаются на амбразуру. С. Варсонофьев учит нас тому, что защищать Родину можно и нужно в наши дни. Но для того, чтобы это делать, необходимо иметь мужество и стойкость, завещанные нам теми, кто "с кровавых не вернулись полей". Теми, кто воевал, подарив нам мир без войны, в котором мы живем уже около 70 лет.
Герой рассказа Соломон Маркович выполняет свой долг перед Родиной, защищая ее не на боевом, а на других фронтах - историческом и географическом. А ведь как ему хотелось стать кадровым военным! Однако, после безжалостного приговора военного комиссариата - проблемы со зрением - заветная мечта оказывается неосуществимой. Не помогло и письмо Министру Обороны. Ответ лишал последней надежды: "Согласно заключению военной медицинской комиссии у Вас, Соломон Маркович, действительно слабое зрение, что для кадрового военного недопустимо", - написали ему. Что же делать? Родину нужно защищать. И ведь как распоряжается жизнь! Соломон Маркович становится военным историком в обычной средней школе. Но и здесь, как выясняется, можно сделать немало - преподавать географию, а после уроков вести исторический кружок, факультатив! И не важно, что за эти факультативы не платят денег, зато дают возможность "вволю учительствовать и смотрят сквозь пальцы на неактивность в других школьных мероприятиях и на ту абракадабру, которой принято отписываться в "бумажках" - так Соломон называл любые документы, от индивидуальных учебных планов до заявлений на очередной отпуск".
Кто скажет, что полюбившийся всем герой не воевал? Ведь перед учениками обычной средней школы благодаря такому Учителю "проносились "мессершмиты", атакованные нашими штурмовиками. По проходам, глухо рыча, ползали танки, которые останавливал гений Соломона Марковича. И каждая разыгранная на его уроках битва была выиграна нашими". Ну а "по географическим картам боевых сражений (ведь сражения имеют четкую географическую привязку) Соломон Маркович вместе со своим учениками путешествовал часами".
"Разве не на таких, как Соломон Маркович, стоит наша Земля? Разве не такие, как он, сохраняли и сохраняют нашу жизнь до сих пор, хотя и не воевали?" - будто бы спрашивает нас автор. Утвердительный ответ на этот вопрос, благодаря Сергею, появляется сразу же после чтения его работы.
Донести до читателей свою гражданскую позицию С.Варсонофьеву во многом помогают многочисленные литературные достоинства "Мечтателя". Ну начать хотя бы с имени главного героя - Соломона Марковича-находки, позволяющей сравнить его с Библейским Царем Соломоном, а его жену Надежду с Царицей. Да и на своих занятиях наш герой - Бог и Царь, как называет его автор. Никого не оставит равнодушным и язык произведения - "раскрашенные Сергеем всеми цветами ленты Мебиуса", художественное описание "жаркого июньского дня, когда светит яркое солнце, весело звенят трамваи за соседним домом, проезжают по своим делам машины и стайка школьников-выпускников, смеясь, проходит мимо скамейки, на которой сидят главные герои рассказа - Соломон Маркович и его Царица Надежда". Как будто и мы вместе с ними видим "кружащихся в воздухе стрекоз, ползающих по нагретой солнцем земле муравьев и притаившуюся в траве Божью коровку".
Хочу отметить , что в рассказе "Мечтатель", как и во многих других произведениях Сергея Варсонофьева, поражает и обращает на себя внимание то, что для его героев существует не один лишь мир, "наполненный обычной и привычной всем жизнью", но еще и другой. Этот еще один мир, хоть и наполнен жизнью также, в действительности, совсем иной". Стилизатором, создателем этого необъятного, незапятнанного мира, мира нездешних красоты и душевного покоя, в котором не страшны никакие смятения и волнения мира окружающего, выступает, разумеется, сам автор. Таков его внутренний мир. Таков внутренний мир и всех его героев. Возможно, коснувшись этой темы в "Мечтателе", ее следовало бы развить в большей степени. Но этот единственный, с нашей точки зрения, недостаток работы (если его считать таковым вообще) нивелируется другим важным достоинством произведения, а именно. Считаю, что очень важное для нас, русских, сражение выиграл и сам Сергей как автор прекрасного, полного глубокого патриотического смысла произведения. Любить людей своей страны - это значит любить Родину. Понятия эти синонимичны и неразрывны. И то, что главный герой произведения не Иван Иванович, а Соломон Маркович, видится мне большой заслугой Сергея. Честь и хвала ему. И, конечно, низкий от всех русских поклон. "Мечтатель" показывает нам всем в том числе и то, что антисемитизм для русских - явление совсем не характерное. Вспомним хотя бы, как "наповал была сражена Надежда гением Соломона Марковича", с какой радостью согласилась она стать его женой.
Мы выиграли Великую Отечественную Войну потому, что наши бабушки и дедушки, все до единого защищали нашу общую Родину: и русские, и люди других национальностей.
"Давайте все вместе добиваться побед и на трудовых боевых фронтах", - призывает нас Сергей Варсонофьев.
Пьеса "Когда господь устал" - более ранняя у С. Варсонофьева по времени написания. Наверное, поэтому в отношении автора к войне во многом произошла трансформация. Рано или поздно все возвращается на круги своя. Поэтому утверждение самого Сергея о том, что того мира больше нет, справедливы лишь для его взглядов на время написания "монолога человека, который остался один". В рассказе же "Мечтатель" утверждается другое. "Нет! Тот, казалось бы, далекий от нас мир все же есть", - говорит нам автор "Мечтателя". Давайте возьмем из него все самое лучшее, что только можно взять. "ДЕНЬ ПОБЕДЫ УМИРАТЬ НЕ ДОЛЖЕН! "
Питерский писатель С. Варсонофьев известен прежде всего как автор книги "Время ПИ, или музыка ни о чем" (Санкт-Петербург; Геликон Плюс, 2007-216с.). Речь сейчас, правда, не об этой "необычной вещице, навеянной музыкой ночных дорог", а о рассказе "Мечтатель", которую Сергей посвятил "памяти одного очень хорошего человека".